Главная              Рефераты - Социология

Национальные конфликты как социальное явление - курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА

Национальные конфликты как социальное явление


Содержание

Введение

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов

2.1 Национальная политика как условие предотвращения национальных конфликтов

2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов

Глава 3. Авторская программа «Воспитание национальной толерантности у школьников»

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность изучения этнических конфликтов в последние десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, карабахский, грузино-абхазский кризисы и другие. Для Российской Федерации данная проблема также одна из наиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов, развернувшихся на территории России – чеченская война, в основе которой лежит, в том числе этническая компонента, – одно из крупнейших политических событий конца ХХ века.

Межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями, они осложняются большими потоками беженцев. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций.

Объектом данной работы являются социальные конфликты в обществе.

Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта.

Цель данной работы – рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.

Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи :

1) рассмотреть понятие, сущность, причины национальных

конфликтов;

2) проанализировать способы предупреждения и разрешения национальных конфликтов;

3) создать авторскую программу «Воспитание национальной толерантности у школьников».

Теоретической основой послужили работы таких авторов, как Акиевой М. Х., Козера Л., Осипова А. Г., Маценова Д. В., Платонова Ю. В., Тишкова В. А., Торшина А. П., Байбородовой Л. В., Кокшарова Н. В.

Правовой основой работы послужили такие документы как Конституция Российской Федерации, ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", ФЗ "О национально-культурной автономии", ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Единый перечнь коренных малочисленных народов РФ, “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы». Таким образом, всего 8 нормативных источников. Общее количество использованных в работе источников составило 17.

Структура работы состоит из 3 глав (2 теоретические и авторская программа), 2 параграфов, введения и заключения. Авторская программа направлена на воспитание национальной толерантности у школьников. И призвана сформировать у них чувства и сознания граждан мира.


Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я — русский» или «я — украинец» — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» так и не выработано. Разные этнологические школы выдвигают на первый план то объективные факторы формирования этносов (связь с природной средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты)»[1] .

Этническая идентичность задается, прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии — Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация — это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) — это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано множество.

В сегодняшнем мире насчитывается около 200 суверенных государств. «На подходе» — еще примерно столько же (имеются в виду этносы, официально заявившие о своих притязаниях на самостоятельную государственность). А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи.

И естественно между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение, структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическим концом, предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом социального взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического общества[2] . В принципе, любое из этих пониманий конфликта содержит в себе рациональное зерно, и не следует отбрасывать его с ходу. Однако необходимо помнить, что хотя чаще всего национальный конфликт рассматривается лишь как частный случай социального конфликта, он всё же обладает рядом специфических черт.

Понятие «этнический конфликт» - шире понятия «национальный конфликт», поскольку к числу субъектов конфликта относит не только нации, но и любой тип этноса (племя, народность и т.д.).

Понятие «межнациональный конфликт» - напротив, более узкое, поскольку акцентирует внимание только на одной стороне национального конфликта - внешней, в то же время не включает рассмотрение внутринациональных конфликтов.

Понятие «межэтнический конфликт» подразумевает внешний аспект этнического конфликта. Наконец, понятие «национально-этнический конфликт» представляет одну из сторон национального конфликта, а именно - этническую сторону. Но национальный конфликт может быть не только национально-этническим, но и национально-политическим, национально-конфессиональным и т.д.

Национальный конфликт в целом можно определить как особую разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы с противоположными интересами (или с интересами, которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга по национальному признаку.

Корни национальных конфликтов находятся, как правило, в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют и свою определённую внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь эмоционального потенциала национального самосознания.

Национальный конфликт всегда формируется в определённой ситуации, содержащей проблему (или проблемы), т. е. такие противоречия, которые представляются данным национальным группам (этническим общностям) как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация есть «совокупность факторов и предпосылок (включая определённое состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений»[3] .

Конфликтная ситуация порождается обычно резко противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей.

Развитие конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточно развитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, при которой своё национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а всё инонациональное - как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённости конфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов, т.е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Эти суждения отражают прошлый и настоящий опыт контактов между народами и могут носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. В последнем случае наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом.

Непосредственным источником этнического конфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного национального самосознания. На практике, как правило, "общие национальные интересы", принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.

Структура национального конфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию).

Однако чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс - инцидент. В случае национального конфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.

Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: а) стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), б) переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), в) стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), г) стадия разрешения или снятия конфликта.

По мнению американского этносоциолога М. Хейслера, национальные конфликты есть исключительное явление только в двух группах стран: в промышленно развитых странах с устойчивой демократией и в странах с авторитарными режимами.

Другие группы стран - недостаточно развитые, или с неустоявшейся демократией, или только освободившиеся от наследия авторитарных или колониальных режимов и т.п. - сталкиваются с конфликтами довольно часто. В Азии к странам с повышенной конфликтностью относятся Индия, Шри-Ланка, Филиппины, Афганистан, Ливан, Кипр, Израиль, Бирма и т.д., в Африке - ЮАР, Ангола, Сомали, Эфиопия, Чад и т.д., в Европе - бывшие соцстраны, особенно республики бывшей Югославии (Хорватия, Босния и т.д.) и прибалтийские государства. В СНГ национальные проблемы, противоречия и конфликты в той или иной мере затронули почти все республики, но наиболее острый характер приняли в Закавказье, Молдове, Таджикистане, на Северном Кавказе.

Из развитых стран достаточно остро национальные проблемы затронули Великобританию, Канаду, Бельгию, Германию и т.д. Таким образом, большинство государств мира познало, что такое национальные конфликты и связанная с ними нестабильность.

Даже поверхностный анализ показывает, что первопричины основной массы конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Следовательно, эффективное урегулирование возможно только путём выработки норм мирного сосуществования различных народов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация национальных интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного - не значит беспроблемного).

Понятие «национальный конфликт» - далеко не однозначно, и включает в себя целую группу явлений, различных по глубине, генезису, характеру, механизму протекания, методам решения и т.д.

Генезис национального конфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В своей развитой форме конфликт является проявлением тех или иных тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать следующим образом: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные.

Деление на вышеперечисленные типы достаточно условно, тем более что одно национальное движение может нести в себе признаки сразу нескольких типов, иметь в себе различные тенденции. Например, ирландское национальное движение в Ольстере можно квалифицировать одновременно и как сепаратистское (стремление к отделению от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма).

Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является и языковым. Национальные движения могут также трансформироваться в ходе исторического развития, например, автономистские движения по достижении своих целей (получение национальной автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.

Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные[4] .

Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликтные действия выступают только средством их достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон.

Нереалистические конфликты имеют место тогда, когда субъекты конфликта не очень отчётливо осознают цели и мотивы конфликта, а сам он является лишь средством агрессивной эмоциональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более непредсказуемы, стихийны, иррациональны, менее подвластны контролю и управлению.

«Смешанные конфликты» - наиболее тяжёлый случай, когда субъекты совершенно поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, как правило, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого - как нереалистический. Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский. Нереалистические конфликты - осетино-ингушский. Смешанные конфликты - таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д.

По длительности протекания национальные конфликты можно разделить кратковременные, долговременные (большинство конфликтов на Кавказе, на Балканах, на Ближнем Востоке и т.д.) и промежуточные. С длительностью связана, как правило, ещё одна характеристика конфликта - острота. Кратковременные конфликты бывают обычно острыми, долговременные - хроническими. Однако возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский и т.д.).

Ещё одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют следующие типы: насильственные конфликты (сопровождаемые реальными актами насилия и плохо управляемые); чреватые насилием (готовые в любой момент обернуться реальными насильственными действиями); насильственные, но управляемые; потенциально насильственные (в глубине имеющие предпосылки к насилию, но пока не проявляющие себя); ненасильственные, управляемые[5] .

Следует отметить, что чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств и т.д.

Субъекты конфликта могут быть одного уровня - группы, общины, партии, организации, государства, а могут быть и разного уровня, например, с одной стороны может выступать организация или партия, как выразитель интересов одного субъекта конфликта, а с другой стороны - государство, как выразитель интересов другого субъекта. Одной из самых больших проблем многонациональных государств является то, что государство воспринимает себя и воспринимается многими не как выразитель интересов всего населения, всего общества, а лишь основного этноса страны. Именно поэтому многие многонациональные государства остаются этническими государствами титульного этноса.

Анализ конфликтных ситуаций только в пределах бывшего Союза даёт нам широкий спектр разнообразных национальных конфликтов: конфликты реальные и потенциальные, острые и хронические, межнациональные и внутринациональные, локальные и глобальные, длительные и кратковременные, более насильственные и менее насильственные, вооружённые и невооружённые, внутригосударственные и межгосударственные.

Нередко один конфликт представляет собой совокупность различных конфликтов. Например, один из самых старых конфликтов - армяно-азербайджанский - представляет собой сплетение самых разных проблем: социально-экономическая отсталость карабахского региона, стремление армянского населения к воссоединению с исторической родиной, религиозные противоречия, больная историческая память, межгосударственные противоречия двух суверенных республик, попытки отвлечь военным конфликтом население от внутренних проблем обоих государств и т.д.

Таким образом, современные проблемы, противоречия и конфликты в сфере национальных отношений являются сложной и специфической частью социальной реальности. Недооценка их чревата серьёзными последствиями для общественного развития, а это требует раскрытие причин, порождающих проблемы, противоречия и национальные конфликты, механизма протекания, поиски вариантов решения и возможностей управления ситуациями и их возможными социальными последствиями. Но наиболее эффективный способ разрешения любого конфликта, в том числе и национального, это его предотвращение. И здесь очень важную роль играет грамотная национальная политика государства.


Глава 2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов

2.1 Национальная политика как условие предотвращения национальных конфликтов

Для современной многонациональной России, строящей демократическое общество, где проживают совместно более 170 народов, существенно важное значение имеет развитие и укрепление межнациональных отношений и предупреждение конфликтов на национальной почве. Национальные вопросы нельзя считать решенными раз и навсегда. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание со стороны государства для недопущения межнациональных конфликтов, дестабилизирующих общество. И сегодня, при общей тенденции к снижению межнациональной напряженности, в нашем обществе предпринимаются попытки использования межнациональных конфликтов для решения определенными лицами политических и экономических вопросов.

За последние годы достаточно сильно изменились состояние межнациональных отношений и характер конфликтов в этой области. Удалось снизить накал открытых массовых вооруженных конфликтов и их последствий (чеченский конфликт, осетино-ингушский конфликт)[6] .

Нынешние конфликты имеют очевидный местный характер и проявляются в столкновениях относительно небольших групп людей. Вместе с тем наблюдаются рост числа и жестокость таких конфликтов в различных регионах (убийства и нападения с использованием расового и национального мотива), усиление враждебности, отражающееся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете, а также тенденция перерастания возникших мелких конфликтов в групповые столкновения. Характерно и то, что конфликты проявляются, в том числе в регионах, которые считаются весьма спокойными в межэтническом отношении. Уже эти факты свидетельствуют о том, что во многих регионах растет латентная напряженность.

Среди факторов, которые можно рассматривать как непосредственно провоцирующие, – слабо контролируемые миграционные процессы, социально-экономическая неустроенность и гипертрофированное неравенство этнических групп, этнизация многих процессов в ряде республик, распространение психологии насилия.

В целях предупреждения межнациональных конфликтов, укрепления межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации необходима целостная система законодательного обеспечения государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений, которая должна содержать основы регулирования национальной политики государства; полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования межнациональных отношений; формы участия органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан Российской Федерации в реализации государственной национальной политики; меры, направленные на предупреждение конфликтных ситуаций.

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире[7] .

Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни социума должен осуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру.

Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Можно выделить и другие принципы, которые могут быть положены в основу государственной национальной политики:

1) принцип национального паритета и межнационального партнерства - состоит в признании всех народов России государствообразующими и в утверждении того, что ни один народ не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами;

2) принцип национальной самоорганизации - означает создание государством условий, позволяющих представителям разных народов самостоятельно определять и реализовывать свои национально-культурные потребности;

3) принцип национального патернализма - состоит в обязанности властей всех уровней защищать права человека в национальной сфере и оказывать поддержку наименее защищенным этническим группам, категориям этнических беженцев, переселенцев.

В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ).

Культурный аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем.В качестве примера можно привести факт, что только в Краснодарском крае в 2003 году в управлении юстиции зарегистрированы три грузинских национально-культурных общественных объединения: в Новороссийске - Грузинское культурно-просветительское общество “Сакартвело”, существующее с 1997 года, в Краснодаре - Краснодарская региональная общественная организация «Грузинская община “Иверия”», с 1999 г., в Сочи - Краснодарская краевая общественная организация «Грузинский культурный центр “Иверия”», с 1999 г.)

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:

1) формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;

2) распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

3) сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

4) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;

5) укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

6) учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности[8] .

Наибольшее политическое значение имеет государственный язык, которому государство оказывает поддержку и развивает его. В нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные языки. Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса языка в обществе. Наибольшей силой отличается языковая политика в отношении государственного языка, который является монополией официальной сферы коммуникации, всячески поддерживается и стимулируется государством. С этой целью создаются соответствующие структуры — переводческие, документооборота, вводятся экзамены на доступ к административным должностям и т. п. В любом государстве языковая политика всегда есть отражение политики государства.

Русский вопрос - самый важный в рамках российского национального вопроса. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67% населения представлено одной национальностью, является мононациональным. С этой позиции, Россия – хоть и полиэтническое, но мононациональное государство. Русский народ, составляя большинство населения страны, является в России системообразующей нацией. От положения и национального самочувствия русских во многом зависит национальная безопасность государства в целом. У русских сейчас на первом месте стоят задачи улучшения их положения в обществе, т.е. повышения качества жизни по всему спектру существующих проблем национального бытия - от социально-экономических до духовно-нравственных. Причём доминирующими являются потребности повышения национальной солидарности и уровня государственной защищённости русских.

Русская проблема имеет сейчас несколько основных проявлений. Это продолжающийся отток русского населения из большинства регионов России, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интересов. И недостаточное участие русских в политической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численно наибольшей этнической общностью, как по причине существующих в некоторых республиках политико-правовых ограничений, так и в силу собственной слабой политической активности и самоорганизации. И проблема адаптации вынужденных переселенцев из других стран к новым условиям проживания в регионах России. А также ухудшение общего психологического самочувствия русских.

Также предметом особого внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа.

2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов

В настоящей конституции РФ говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»[9] (статья 19), то есть предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.

Основное достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:

1) развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности российского государства;

2) развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян;

3) обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

4) достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

5) поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья;

В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.

Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.

Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений.

Однако принятие базового федерального закона в сфере национальной политики затягивается. Если ранее его отсутствие частично компенсировалось наличием Концепции государственной национальной политики, то со временем ее актуальность становится все менее значимой, а потребность разработки и принятия закона об основах национальной политики – очевидной.

Помимо данной Концепции в сфере национальной политики реализуются такие законы как: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", в котором определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.

В национальной политике России остро стоит проблема коренных малочисленных народов. В России к коренным малочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255, отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. В последние годы созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных народов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены на конституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). В 1999 году принят федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ” и в 2000 году - федеральный закон “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”. Но, несмотря на все недостатки законодательства, более серьезной проблемой является его осуществление на практике.

В настоящее время продолжается отток русского населения за пределы Российской Федерации. В связи с этим в сфере национальной политики был создан закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", где устанавливается порядок признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, основания въезда в Российскую Федерацию и передвижение по ее территории, правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности.

Что касается Саратовской области, то здесь тоже создан законопроект в сфере улучшения межнациональных отношений и профилактики конфликтов на национальной почве. Это Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы», направленный на улучшение атмосферы межнационального общения в области; предупреждение и снижение конфликтов и преступлений на национальной почве; развитие социально-экономического партнерства в рамках межнациональных отношений.

Также стоит сказать, что разжигание ненависти или вражды на национальной почве классифицируется как уголовное преступление и предусматривается наказание в соответствии со статьей 282 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы.

Таким образом, государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности и конфликтов между народами.


Глава 3. Авторская программа «воспитание национальной толерантности у школьников»

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения[10] .

При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений, как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, оно призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Данная программа создана с целью развития у учащихся школы национальной толерантности.

В соответствии с поставлено целью выдвигаются следующие задачи:

1) приобщение учащихся к культурам и традициям различных национальностей;

2) ознакомление с многообразием различных религий;

3) формирование у учащихся чувства и сознания граждан мира;

4) выработка противодействия учащихся вредным националистическим влияниям.

Для осуществления данных задач предлагается комплекс мероприятий для учащихся школы. Естественно, что каждое мероприятие должно соответствовать возрасту учащихся. Поэтому содержание работы можно дифференцировать следующим образом.

Так, в первом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во втором классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В третьем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».

В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов, организация концертов народных песен для родителей и учеников.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

В связи с этим предлагается в качестве факультативных занятий изучать языки различных народов мира, Знакомить учеников с отдельными фразами (приветственными, прощальными), с гуманистическими понятиями, такими как любовь, красота, добро, дружба и так далее.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Таким образом, много внимания нужно уделять урокам истории России, рассматривать становление Российского государства в параллели с другими странами, делать акцент на взимозаимствовании различных культур, языков, традиций, обычаев и так далее, приводить исторические примеры дружественных союзов разных стран.

Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. К тому же совместная групповая работа сплачивает классы, детские коллективы и учит работать сообща, вместе, организованно.

Не менее важными средствами усвоения знаний служат игры и игрушки, особенно эффективные при работе с младшими школьниками. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Учащиеся старших классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться. Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Также необходимо устраивать частые посещения учениками краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

Проведение выше представленных мероприятий и осуществление программы в целом предполагается реализовывать усилиями классных руководителей, учителей, социальных педагогов, школьных психологов.

Подводя итоги, нужно сказать, что воспитание национальной толерантности со школьных лет это залог получения в дальнейшем полноценной, развитой личности, толерантной и гуманной. А главное выработка иммунитета к различным вредоносным попыткам повлиять на умы молодого поколения различных националистических движений и организаций.


Заключение

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1) Межэтнические конфликты являются важной проблемой в современном мире. Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

2) Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Исследователи предлагают самые разные их классификации. По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, межэтнические конфликты можно подразделить на: социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав граждан до равного экономического положения); культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии, этнической общности; политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма); территориальные - если в их основе лежат требования изменения границ, присоединения к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству или создания нового независимого государства. Кроме целевого подхода, природу межэтнических конфликтов можно рассматривать с точки зрения структурных изменений в обществе как основы противоречий, приводящих к конфликтам.

3) Межнациональные конфликты весьма вредны как для любой страны, так и для всего общества в целом. Они порождают множество социальных проблем, психологическую напряженность в социуме, нестабильность в обществе.

4) Поэтому необходима грамотная национальная политика для предотвращения межэтнических конфликтов. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях.

5) В данной работе была представлена авторская программа «Воспитание национальной толерантности у школьников». В авторской программе предлагается ряд мероприятий, направленных на формирование национальной толерантности посредством приобщения учащихся к культурам и традициям различных национальностей, ознакомления с многообразием различных религий. А осуществить данные мероприятия предлагается за счет посещения учениками краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий, проведения классных часов, направленных на изучение различных культур, национальных обычаев и традиций разных народов, религий, введения специальных предметов в школьную программу, проведение различных праздников, концертов силами учащихся и т. д.


Список используемой литературы

Нормативные документы

1) Конституция Российской Федерации. - М.:Проспект, 1997

2) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

3) Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"

4) Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"

5) Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"

6) “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации” от 15 июня 1996 года № 909

7) Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы» от 29 августа 2007 года N 166-ЗСО

8) Единый перечнь коренных малочисленных народов РФ от 24 марта 2000 года № 255

Учебно-справочные издания

1) Акиева М. Х. Взаимодействие культур как фактор политической консолидации общества / Духовно-культурные процессы в современной России. - М.: ИНФРА-М, 1998

2) Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-прес, 2000

3) Осипов А. Г. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов. Этнические конфликты в СССР: Причины, особенности, проблемы изучения. - М.: ИЭА РАН, 1991

Журнальные и газетные статьи

1) Маценов Д. В. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО.- 1991.- № 9

2) Платонов Ю. В. Социальные конфликты на производстве // Социс.- 1991.- № 11

3) Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антронологической перспективе // Вопросы философии.-1990. -№12

4) Торшин А. П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2007.-№ 17 (334)

Интернет-источники

1) Байбородова Л. В. Воспитание толерантности школьников как функция деятельности классного руководителя // http://www.yspu.yar.ru

2) Кокшаров Н. В. Современная национальная политика в России // http://credonew.ru/content/view/336/55/


[1] Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антронологической перс­пективе // Вопросы философии.-1990. -№12.-С. 8.

[2] Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве // Социс.- 1991.- № 11.- С. 20.

[3] Осипов А.Г. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов. Этнические конфликты в СССР: Причины, особенности, проблемы изучения. - М.: ИЭА РАН, 1991, С. 33.

[4] Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-прес, 2000, С. 45.

[5] Маценов Д.В. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО.- 1991.- № 9.- С. 103.

[6] Торшин А. П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2007.-№ 17 (334).- С. 15.

[7] Кокшаров Н. В. Современная национальная политика в России // http://credonew.ru/content/view/336/55/.

[8] Акиева М.Х. Взаимодействие культур как фактор политической консолидации общества / Духовно-культурные процессы в современной России. - М.: ИНФРА-М, 1998, С. 25.

[9] Конституция Российской Федерации. - М.:Проспект, 1997, С. 8.

[10]