Главная              Рефераты - Социология

Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность - реферат

Реферат

Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность

Введение

Этнос- общность, члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним - его самоназвание

Конфессия (лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия», используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.


1. Национально-этническое развитие Беларуси

Республика Беларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года, 22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем "нетитульных" национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов) в республике проживали представители 123 национальностей.

Наиболее многочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальных меньшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности населения), поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112 тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел., 0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до 10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс. человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятков человек.

Представители национальных меньшинств проживают по всей территории республики, в основном в городских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев, татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельской местности.

Большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХ веке, в основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы, русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне с белорусами являются "коренными" этносами.

Описывая демографические характеристики национальных меньшинств, следует отметить, что история и характер их расселения в значительной степени влияет на положение, статус их представителей в белорусском обществе. Подавляющее большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию республики в советское время в результате миграции послевоенного времени высококвалифицированных специалистов "городских" профессий, что позволило им практически сразу занять высокие статусные позиции в белорусском обществе. У большинства национальных меньшинств доля лиц, занимающихся интеллектуальным и административно-управленческим трудом, значительно выше, чем у "коренного населения", т.е. белорусов, поляков, цыган и других, значительная часть которого проживает к тому же в сельской местности. Например, свыше 9 % украинцев работали в 1989 году в органах управления, хотя их доля в общей численности населения составляла 2,9 %.

Уровень образования представителей большинства национальных меньшинств, переселившихся в Беларусь в советское время, также выше, чем у "коренных" национальных меньшинств, веками проживающих на белорусской земле, и у "титульной" нации. Таким образом, важно отметить, что представители национальных меньшинств занимают высокие и престижные позиции в белорусском обществе.

До настоящего времени прослеживается четкая тенденция увеличения доли национальных меньшинств в населении республики. В 1999 году была проведена очередная перепись населения, которая позволила уточнить его национальный состав, подвергшийся за последнее десятилетие значительным изменениям в результате интенсивных миграций. В частности, миграционными службами Республики Беларусь зарегистрировано свыше 35 тыс. лиц, претендующих на статус беженца.

Характеризуя ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой и конфессиональной основе, в единстве этнических и конфессиональных составляющих белорусского общества, равенстве религиозных и национальных групп. Республика Беларусь является одной из немногих республик бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одного межнационального или межконфессионального конфликта.

Межнациональное согласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности является четкая и последовательная политика государства в данной сфере общественной жизни.

В Беларуси созданы довольно комфортные условия для сохранения и развития культуры и языка национальных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры и образования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а также авторитетных зарубежных экспертов.

Кроме того, согласно материалам научных исследований, проведенных на протяжении десятилетия, подавляющее большинство граждан страны не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных и религиозных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для подавляющего большинства граждан национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, при выборе супруга, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Только 4,5 % опрошенных в 1997 году отметили, что испытывают дискриминацию в некоторых ситуациях, из них только 1,5 % отмечали дискриминацию по национальному признаку. Важно отметить и такой факт: для подавляющего большинства молодых белорусов лозунг "Беларусь — только для белорусов" неприемлем.

С момента обретения Республикой Беларусь государственной независимости, демократизации общественной жизни наряду с возрождением культуры и национальной жизни белорусского этноса начался и аналогичный процесс у большинства национальных меньшинств, проживающих на территории республики. С конца 80-х годов в Беларуси возникло и активно функционирует значительное число организаций и культурно-образовательных учреждений 17 национальных меньшинств. Многие из них по своей численности и влиянию превосходят политические партии. Так, например, Белорусское объединение еврейских организаций и общин насчитывает 91 организацию и 18 общин, Союз поляков на Беларуси — (по различным оценкам) от 20 до 30 тыс. членов и имеет около 150 организаций и структур в 1/3 административно-территориальных единиц Республики Беларусь. В республике функционирует свыше 90 коллективов художественной самодеятельности, созданных объединениями национальных меньшинств.

В республике функционируют школы и отдельные классы с обучением на польском, литовском языках и на иврите. Всего в 1997/98 учебном году польский язык изучало свыше 15 тыс. учеников государственных учреждений образования, в т.ч. в Гродненской области в 300 школах около 10,5 тыс. учеников (в 1996/97 учебном году — 8,2 тыс. учеников). Кроме того, на базе государственных учреждений образования и культуры функционирует значительное число воскресных школ, в основном еврейских и польских. Что же касается граждан русской национальности, то можно отметить, что русский язык является вторым государственным языком и обучение в школах русскому языку организовано повсеместно.

Важнейшей составляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли свое отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.

В статьях 5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кроме законодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси.

Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, в Республике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Дискриминация по национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Кодексу законов о труде Республики Беларусь, не допускается и преследуется по закону.

В июле 1997 года принята и действует "Инструкция о порядке определения национальной принадлежности граждан Республики Беларусь". В соответствии с Конституцией и законодательством республики определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором. Национальная принадлежность граждан Республики Беларусь определяется, таким образом, по самоопределению гражданина, а также по его происхождению. Утверждение указанного документа было вызвано обращениями некоторых представителей национальных меньшинств с просьбой найти форму фиксации в новых паспортах национальной принадлежности гражданина по его желанию.

В целях содействия межнациональному и межкультурному взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и народами Министерством культуры и искусства Республики Беларусь в 1995—96 гг. были подписаны протоколы и соглашения о сотрудничестве в области культуры с Министерством культуры Польши (25.03.95 г.), России (24.04.95 г.), Украины (26.02.95 г.), Молдовы (11.09.95 г.), Китая (14.12.95 г.), Азербайджана (06.03.96 г.), а также протокол сессии белорусско-германской Смешанной комиссии по культурному сотрудничеству (10.11.95 г.).

Во всех заключенных соглашениях имеются статьи, где стороны обязуются создавать благоприятные условия для культурного сотрудничества, объединять усилия с целью расширения взаимного обмена достижениями культуры, проявлять заботу о культурной самобытности народов, наций и народностей, проживающих на их территориях.

Функции контроля за соблюдением национального законодательства и международных договоров в области соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, возложены на Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь, созданный в январе 1997 года.

С 1994 года в Минске работает Центр национальных культур, имеющий статус республиканского государственного учреждения культуры. Центр совместно с Госкомитетом по делам религий и национальностей, национальными обществами проводит научно-практические конференции по проблемам национальных культур, этнографические экспедиции по местам компактного проживания национальных меньшинств.

2. Религиозные конфессии на территории Беларуси

В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.

Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивыми процессами. Среди них следует выделить процесс религиозного возрождения. Многие люди начали искать для себя новые нравственные ценности.

В 2004-2005 годах религиозная ситуация в республике оставалась стабильной, прогнозируемой и управляемой. Усилиями власти не было допущено каких-либо конфликтов на религиозной основе, монополизации духовной жизни и раскола общества по конфессиональному признаку.

Подписанное в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитию и совершенствованию отношений государственных органов и религиозных организаций, укреплению влияния религиозных институтов в обществе и авторитета государства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовного наследия белорусского народа.

Реализация принятого в 2002 году Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты в конфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.

На 1 сентября 2006 года в республике действуют 3030 религиозных организаций, в том числе 2886 религиозных общин и 144 религиозные организации республиканского и общеконфессионального значения (епархии, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения) 25 конфессий и религиозных направлений.

Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельности православной церкви, возникло церковное землевладение, сформировалась епархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которых в разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии, которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православная церковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признание Константинопольского патриарха. В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и привилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.

После присоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православной церкви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.

Установление Советской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе. Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих, существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православное духовенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглось репрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветской деятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. На территории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальная православная церковь.

Активизация церковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественной войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только с конца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. создан Экзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10 епархий.

Белорусская православная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственному возрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями и государственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными, мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусской письменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Православная церковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимается духовным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.

Православная церковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляет основу религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимости и бесконфликтности.

Римско-католическая церковь - является второй по количеству верующих конфессией. Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.

После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытие католических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков в православие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.

При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной. Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий. Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положение католической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.

В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В 1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. на территории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.

Католическая церковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играет организация "Каритас", отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект "Дети", проект "Рождественские каникулы", проект "Неделя милосердия" и т.д.

Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной и культурной жизни Беларуси. Разнообразие социальных сил, втянутых в Реформацию, и их политических целей обусловили различные реформационные движения в Великом Княжестве Литовском - кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. На территории Беларуси первые реформационные общины появились в Бресте, Несвиже, Клецке, Заславле, Минске, Полоцке. К середине XVII в. было создано около 85 кальвинистских, 7 арианских, несколько лютеранских общин. После присоединения Беларуси к Российской империи положение протестантской церкви мало изменилось. Кальвинисты объединялись вокруг Виленского евангелико-реформатского Синода (до 1840 г. - Литовский), лютеране-Курляндской евангелико-лютеранской консистории. С конца XIX в. в Беларуси распространяется протестантское сектантство: баптизм, штундизм, евангеличное христианство, адвентизм 7-го дня и т.д.

Протестантизм в республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которые объединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин в республике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числа верующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (488 общин).

Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второй половине XVII в. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповское направление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским и филиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. В последние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.

В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно.

Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь Великого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда же появляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количество татар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч. Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После 1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территории Западной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявили автокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начали закрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть - в Ивье. С конца 1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизни татар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь.

Сегодня в республике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманское религиозное объединение.

Иудаизм - национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения о поселении евреев - это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта, данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличается от того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеев являются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенные дома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги - на 80 за счет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения - иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозное течение - хасидизм, принявшее здесь самобытную форму - хабад. Примирение между хасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняется вмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения - госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскость образования, против традиционной, "архаичной" религии и языка). После 1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась. Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность, синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началось с конца 1980-х годов.

В настоящее время в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.


Заключение

Подведя итоги, можно сказать, что задачи государства касательно этнического развития следующие:

первая задача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей - это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообщества могут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точка зрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма;

вторая задача государственных институтов и государственной национальной политики состоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.