- Гос
соц политика:сущность,
цели , функции
1911 г первая
научная работа
«Социальная
политика
государства».
Ее авторы немец
исследователи
Зомбарт и Фон
Цвиденек:
Социальная
политика –это
выражение
общественных
действий по
решению проблем,
затрагивающих
все общество.
Цель - постоянно
способствовать
достижению
целей общества.
В дальнейшем
были сформулированы
другие подходы
к определению
социальной
политики.
Социальная
политика
объяснялась
как деятельность,
направленная
на улучшение
положения
рабочего класса,
трудящихся
и занятых в
общественном
производстве.
Социальная
п-ка приравнивалась
к деятельности
по общественному
вспомоществованию.
Ее главными
объектами были
бедные, деклассированные
и нетрудоспособные
слои населения.
С п характеризовалась
как средство
исправления
негативных
последствий
рыночной системы
и регулирования
процессов
доходов населения.
Соц политика
рассматривалась
как деятельность
по регулированию
состояния
населения
общественных
групп и слоев.
Определение
профессора
Кадомцевой
Светланы Викторовны:
Под социальной
политикой
понимается
проводимая
гос структурами
общественными
организациями,
органами местного
самоуправления
и производственными
коллективами
система мероприятий
и акций, направленных
на достижение
социальных
целей и результатов,
связанных с
повышением
общественного
благосостояния,
улучшением
качества жизни
населения и
обеспечением
социальной
и политической
стабильности,
социального
партнерства
и социального
согласия в
обществе.
Субъекты
социальной
политики-
Главный субъект
- государство
Главный объект
– это население
государства
Три уровня:
Федеральная
социальная
политика
Региональная
Местная
1.В аппарате
президента
(вице премьер)
2. Рег уровень
– (Управления
труда и соц
защиты, в некоторых
министерства
труда и соц
защиты)
3. Центры социального
обслуживания.
Дома интернаты
для инвалидов,
престарелых
Полномочия
федеральных
органов власти
в области социальной
политики
На федеральном
уровне создаются
стратегические
ориентиры соц
п-ки
Разработка
и принятие
законодательных
актов, регулирующих
общие вопросы
Установление
единой системы
гос-х, минимальных
социальных
стандартов.
Разработка
и реализация
федеральных
целевых программ
«Дети России,
Дети Севера,
«О социальном
развитии РФ
-1996-2000», «Жилье для
военнослуживающих»
Под эти программы
выделяются
целевые средства.
Если не финансируются,
то снимаются.
Формирование
внебюджетных
государственных
социально-
страховых
фондов
1. Пенсионный
2. Медицинский
3. Госстрах
5. Финансирование
объектов социальной
инфраструктуры
федерального
значения.
(Высшие уч заведения,
больницы, НИИ,
театры, музеи,
санатории)
Оказание
методологической
помощи региональным
и муниципальном
органам управления
социальной
сферы.
Полномочия
региональных
и местных органов
власти
Разработка
и реализация
региональных
социальных
программ (н-р
Антиспид, Сахарный
диабет, одаренные
дети, семейная
политика)
Изыскание
возможностей
для повышения
федеральных
минимальных
социальных
стандартов
(н-р минимальная
пенсия, доплаты
для многодетных
семей)
Обеспечение
учреждений
соц-й инфраструктуры
муниципального
ведения
Нормативное
оформление
и организация
адресной социальной
помощи.
Осуществление
проверки
нуждаемости.
Определение
и реализация
социальной
помощи слабозащищенным
слоям населения
Т.О. На региональном
и местном уровне
осуществляется
конкретная
реализация
социальной
политики
02. Основные
направления
социальной
политики государства.
1. Общие вопросы
политики доходов
населения.
2. Политика в
сфере труда
и трудовых
отношений:
1. политика оплаты
труда
2. социальное
партнерство
3. охрана труда
и социальное
страхование
4. защита трудовых
прав граждан
5. политика занятости
3. Социальная
защита и поддержка
нетрудоспособных
слоев населения
а. Пенсионное
обеспечение
б. Социальная
помощь
в. социальное
обслуживание
4. Основные
направления
развития отраслей
социальной
сферы:
здравоохранение,
наука, образование,
культура, спорт,
и жилищная
сфера.
5. Социальная
защита отдельных
групп населения
а. Вынужденные
эмигранты
6. Миграционная
политика
Вынужденные
эмигранты из
районов боевых
действий. Социальная
защита граждан,
проживающих
за рубежом.
Реализация
основных направлений
социальной
политики базируются
на следующих
принципах:
Социальной
справедливости
Индивидуальной
социальной
ответственности
Социального
партнерства
Социальной
солидарности
Социальной
компенсации
Социальных
гарантий
Субсидиарности
Конституция-
основной закон,
в ней говорится,
что должно быть
обеспечено
достойное
существование.
03. Социально-защитная
функция государства.
Переход
российского
общества к
рыночным отношениям,
обостривший
социальные
проблемы широких
слоев населения,
потребовал
создания и
развития нового
социального
института —
социальной
защиты населения
(СЗН), сделав
его центром
общественного
мнения. Опыт
стран, перешедших
к рыночным
отношениям,
свидетельствует
о том, что рынок
может нормально
функционировать
только параллельно
с созданием
надежной СЗН,
которая является
необходимой
и своеобразной
платой общества,
бизнеса, работодателей
за социальный
мир, стабильность
социальной
системы
и возможность
вести нормальную
хозяйственную
деятельность.
Система социальной
защиты должна
быть ориентирована
на широкие
слои населения,
но ее реальное
воплощение
по отношению
к различным
социальным
слоям и группам
является
дифференцированным:
здоровым,
трудоспособным,
активным членам
общества, она
должна помогать
получать равные
возможности
в области
образования,
освоения профессии,
включения в
систему трудовых
отношений,
предпринимательства,
а нетрудоспособным
и социально
уязвимым слоям
и группам населения
(инвалидам,
пенсионерам,
многодетным
и неполным
семьям, детям
и др.) — оказывать
комплекс социальных
услуг (в зависимости
от состояния)
за счет государства,
гарантировать
получение
установленных
законом льгот
и пособий,
т.е. создавать
необходимые
условия для
жизнедеятельности.
Под системой
социальной
защиты в
настоящее время
понимается
совокупность
законодательно
установленных
экономических,
социальных,
юридических
гарантий и
прав, социальных
институтов
и учреждений,
обеспечивающих
их реализацию
и создающих
условия
для поддержания
жизнеобеспечения
и деятельного
существования
различных
социальных
слоев и групп
населения,
прежде всего
социально
уязвимых.
В России
право граждан
на социальную
защиту гарантировано
Конституцией
и регламентировано
законодательством.
Социальная
защита
осуществляется
за счет федерального,
местных бюджетов,
специально
создаваемых
негосударственных
фондов.
Впервые
необходимость
создания систем
СЗН была подчеркнута
в постановлении
Совета Министров
РСФСР «О первоочередных
мерах
по созданию
государственной
системы социальной
помощи семье»
(1991), Указе Президента
Российской
Федерации «О
первоочередных
мерах по реализации
Всемирной
декларации
об обеспечении
выживания,
защиты и развития
детей в 90-е годы»
(1992),
документах
Минсоцзащиты
России: «Концепции
государственно
семейной
политики Российской
Федерации»
(1993), «Концепцц
развития
социального
обслуживания
населения в
Российской
Федерации»
(1993), в принятой
в 1997 г. Правительством
Российской
Федерации
Программе
социальных
реформ на 1999—2000
гг.
Предполагалось
в сравнительно
короткие сроки
создать систем
СЗН,
которая объединит
и скоординирует
разноплановые
меры по мощи
людям, оказавшимся
в трудной жизненной
ситуации, соединит
различные
финансовые
потоки и станет
ощутимой частью
инфраструктуры,
способствующей
нормальному
функционировании
рыночной
экономики, а
значит, и ее
возможности
создавать
нормальные
условия жизнедеятельности
человека.
Планировалось
создать принципиально
новую систему
СЗН, отличную
от существовавшей
в советское
время. Старая
система носила
уравнительный
характер, действия
ее субъектов
сводились к
распределению
и перераспределению
имеющихся
материальных
и денежных
ресурсов Она
мало ориентировалась
на активизацию
потенциала
творчески* сил
человека по
преодолению
бедности и
выходу из трудной
жизненной
ситуации. Поэтому
коренная
переориентация
экономических
реформ на проблемы
социально-трудовой
сферы, область
социальной
защиты была
объективно
необходимой.
В настоящее
время система
СЗН складывается
как социальный
институт,
характеризующийся
совокупностью
социальных
норм, принципов,
учреждений
и организаций
и определяющий
устойчивые
формы социального
поведения и
действия людей.
Мы рассматриваем
институт социальной
защиты как
комплексную
систему, формирующуюся
в обществе для
решения многочисленных,
взаимосвязанных
социальных
проблем, обусловленных
необходимостью
помощи социально
уязвимым социальным
слоям
и группам населения.
Формирование
и развитие
такого института
происходит
на основе создающейся
законодательной
и нормативно-правовой
базы, творческого
использования
исторического
опыта, под влиянием
политической,
социально-экономической,
духовно-нравственной
обстановки
в обществе,
существующих
представлений
о характере
и формах социальной
помощи людям.
На его развитие
как механизма
регулирования
всей совокупности
социально-экономических,
политических,
духовно-нравственных
отношений в
обществе влияют
многочисленные
факторы:
политические,
экономические,
идеологические,
нравственно-психологические,
факторы, связанные
с социальной
работой как
профессиональным
видом деятельности,
и др. Рассмотрим
их подробнее.
04. Принципы
социальной
политики
Система
СЗН базируется
на принципах,
составляющих
ее научную
основу. Принципы
— это научно
обоснованные
положения,
выражающие
характер требований
к ее содержанию,
формам и методам
по социальной
защите людей.
Основываясь
на принципах,
система
СЗН наиболее
полно и эффективно
реализует свои
функции.
Важное
место в социальной
политике занимают
проблемы
обеспечения
социальной
справедливости
—
это и реальное
народовластие,
равноправие
и равенство
всех граждан
перед законом,
и социальные
гарантии человеку
в случае потери
трудоспособности,
болезни,
инвалидности
и др.
Важнейшими
принципами
социальной
защиты являются
гуманизм
и
социальная
справедливость.
Быть
гуманным и
справедливым
при осуществлении
социальной
защиты — значит
признавать
самоценность
человеческой
личности,
ее право на
свободу, развитие
своих способностей,
достойную,
полноценную
и счастливую
жизнь независимо
от национальных,
расовых, религиозных
и других индивидуальных
или социальных
особенностей.
Это создание
бескорыстных
отношений между
людьми, основанных
на взаимопомощи,
взаимопонимании
и
доброте.
Быть
справедливым
и гуманным в
социальной
защите — это
уметь
правильно
оценивать
личностный
потенциал
человека, eгo
внутренние
ресурсы, осознавать
основные причины
жизненных
затруднений
и определять
пути выхода
их них. Это и
оценка человека
с точки зрения
способности
осуществить
конкретную
деятельность
по
самозащите,
проявлять
инициативу,
предприимчивость.
Это важно
еще и потому,
что необходимо
оберегать
создающуюся
систему социальной
защиты от опасности
ее превращения
в орудие всеобщего
усреднения
и распространения
всеобщей бедности
в то время,
когда она должна
быть средством
помощи и поддержки
действительно
нуждающегося
человека.
Справедливость
и гуманизм в
социальной
защите — это
обеспечение
на правовой
основе всем
членам общества,
всем слоям и
группам
населения
равнодоступных
защитных гарантий
и благ с учетом
трудового
вклада. А это
означает, что
создание СЗН
населения
тесно
связано с построением
правового,
демократического
государства,
в котором
потенциальные
возможности
обретения
равнодоступных
защитных гарантий
и благ исключают
пассивное
ожидание
помощи и стимулирование
иждивенческих
настроений
отдельных
членов общества.
Система
социальной
защиты основывается
на принципах
системности
и комплексности.
Она
создается как
упорядоченная
совокупность
взаимодействующих
компонентов,
как целостное
образование,
составленное
из частей, как
комплекс
взаимосвязанных
структурных
элементов,
которые в процессе
интеграции
образуют определенную
целостность.
Важнейшими
элементами
системы социальной
защиты являются
субъекты и
объекты, содержание
которых раскрывается
в целях, задачах,
функциях, средствах.
При формировании
системы важно
обеспечить,
чтобы ее объекты
являли собой
иерархически
организованную,
целостную
общественную
систему,
чтобы субъекты,
осуществляющие
деятельность,
отражали
эту целостность,
а связывающее
объекта и субъекта
звено — формы,
методы, системы,
технологии
социальной
работы — представляло
собой взаимосвязанный
процесс оказания
помощи и поддержки
нуждающемуся
человеку.
С
системностью
в организации
и содержании
социальной
защиты
тесно связана
комплексность,
т.е. обеспечение
тесного единства
всего
комплекса мер
экономического,
социального,
правового и
другого
характера по
обеспечению
гарантированного
государством
минимального
уровня социальной
защиты.
Комплексность
обеспечивается:
• единством
целей, принципов
и направлений
деятельности;
• сочетанием
исторического
опыта и традиций
с современной
практикой
помощи человеку;
• всесторонним
изучением
объекта социальной
защиты (индивидуума,
социальной
группы, территориальной
общности,
трудового
коллектива);
• координацией
и согласованностью
действий субъектов
социальной
защиты;
• контролем
за осуществлением
мер по оказанию
помощи и поддержки
людям.
На
основе комплексного
подхода удается
увязать решение
проблем
социальной
защиты с реализацией
целей социальной
и экономической
политики государства,
наиболее эффективно
защитить тех,
кому угрожает
переход за
черту бедности,
кто оказался
в трудной
жизненной
ситуации, превратить
социальную
защиту в фактор
стабилизации
экономического
и социального
развития.
Огромное
значение имеет
принцип
превентивности
мер по социальной
защите, который
означает, что
следует предупреждать
причины
социального
неблагополучия,
вскрывать их
на самой начальной
стадии формирования
и устранять.
Превентивность
— это не только
и не столько
упреждающие
компенсации
в денежной и
натуральной
форме малообеспеченным
группам населения
при повышении
цен или иных
социальных
потрясениях,
а прежде всего
создание таких
условий, когда
люди сами могут
справиться
со сложной
жизненной
ситуацией,
использовать
личные ресурсы
на случай воз
никновения
социальных
рисков: старости,
болезни, безработицы
Предупреждение
социальных
рисков осуществляется
посредством
• помощи
в нахождении
работы пенсионеру,
инвалиду; развития
надомного
труда;
• поддержки
негосударственных
систем социального
страхования;
• формирования
частного сектора
на основе
добровольных
взносов
граждан и других
средств;
• развития
различных форм
участия населения
в финансировании
социальных
программ, например
на основе развития
ипотечного
кредитования,
поддержки
деятельности
страховых
медицинских
компаний (помощь
семье или отдельному
человеку
в выборе медицинского
учреждения,
врача, необходимых
видов медицинских
услуг);
• сочетания
платных и бесплатных
услуг, что
способствует
обеспечению
воспроизводственных
возможностей
субъектов
социальной
защиты, создает
дополнительные
системы для
накопления
населением
денежных сбережений.
А это означает
появление новых
возможностей
для реализации
методов самозащиты
и удовлетворения
социальных
потребностей
в образовании
и воспитании
детей, укреплении
их здоровья,
улучшении
жилищных условий
и др.;
• поддержания
величины денежных
доходов на
уровне не ниже
прожиточного
минимума, что
обеспечивается
сочетанием
различных
форм социальной
помощи, участием
в формировании
рынка труда,
использованием
общественных
работ и др. В
этой связи
представляется
важным, чтобы
каждое решение
по социальной
защите населения,
каждый проект
проходили
экспертизу
и оценивались
с точки зрения
возможности
социально
защитить
людей в процессе
будущей реализации,
с позиций
противодействия
развитию негативных
социальных
явлений.
Важнейший
принцип социальной
защиты — ее
адресность,
т
е осуществление
комплекса мер
по поддержке
достойных
условии существования
конкретно
нуждающихся
людей, попавших
в трудную
жизненную
ситуацию с
учетом их
индивидуальных
потребностей
и возможностей
их удовлетворения
в соответствии
с установленными
критериями.
Следует отметить,
что в современных
условиях
предоставление
средств существования
старым, больным
людям,
а также людям,
попавшим в
трудную жизненную
ситуацию, пока
не всегда является
адресным и
справедливым:
пособия нередко
выплачиваются
не тем, кому
они должны
выделяться
в первую очередь,
назначаемые
пенсии не в
полной мере
учитывают
трудовой стаж
граждан, узок
перечень социальных
услуг и др.
Адресность
социальной
защиты, основанная
на научных
методах и расчетах
и учитывающая
индивидуальную
трудную жизненную
ситуацию
конкретного
человека является
средством
обеспечения
социальной
справедливости
и фактором
активизации
его внутреннего
потенциала.
Благодаря
принципу адресности
удается достичь
главное — помочь
людям оказавшимся
в трудной жизненной
ситуации, поощрить
и поддержать
их социальную
инициативу
и активность,
их стремление
самостоятельно
разрешать
возникшие
проблемы.
В
условиях ухудшения
экономического
положения
возникла потребность
в критериях
оценки нуждаемости
в материальной
помощи и механизмах,
обеспечивающих
адресность.
Наиболее
оптимальными
критериями
предоставления
адресной социальной
помощи являются:
• размер
совокупного
семейного или
среднедушевого
дохода
— он должен
быть ниже суммы
установленных
на региональном
уровне прожиточных
минимумов всех
членов семьи
по социально-демографическим
группам или
по соответствующей
величине
регионального
прожиточного
минимума
(ниже уровня
минимальной
заработной
платы, минимальной
пенсии и др.).
Следует, однако,
заметить, что
использование
среднедушевого
дохода в качестве
единственного
критерия, без
учета потенциальных
возможностей
клиентов
иметь дополнительный
доход (например,
за счет вторичной
занятости,
сдачи в аренду
квартиры, машины,
гаража
и т.д.), может
стимулировать
иждивенчество
и не способствует
развитию инициативы
и социальной
активности
нуждающихся;
• отсутствие
средств к
существованию;
• одиночество
и неспособность
к самообслуживанию;
• материальный
ущерб или физические
повреждения
(вследствие
стихийных
бедствий, катастроф,
в результате
исполнения
служебных
обязанностей
и др.).
На
основании таких
критериев по
территориальному
принципу создается
банк данных
о нуждающихся
в адресной
помощи и оказывается
помощь. Критерии
базируются
на социальных
нормативах,
представляющих
собой научно
обоснованные
показатели
уровня потребления
важнейших благ
и услуг, размера
денежных доходов
и
других
данных, характеризующих
условия жизнедеятельности
человека.
Адресная
помощь должна
предоставляться
прежде всего
следующим
группам населения:
• инвалидам
t-й
и
2-й
групп;
• одиноким
пенсионерам
и одиноким
супружеским
парам, неспособным
к самообеспечению;
• престарелым
гражданам в
возрасте 80 лет
и старше;
• детям-сиротам,
выпускникам
детских домов,
школ-интернатов;
• семьям,
воспитывающим
детей дошкольного
возраста и
детей-инвалидов;
• многодетным
и неполным
семьям;
• семьям
безработного;
• лицам,
попавшим в
экстремальные
ситуации (беженцах
бомжам, вынужденным
переселенцам,
лицам, пострадавшим
в результате
стихийных
бедствий, и
т.д.);
• лицам,
которые не
могут получить
трудовой доход
в достаточном
размере по
объективным
причинам (уход
за нетрудоспособным
членом семьи,
инвалидность
и др.);
• лицам,
которые не
имеют родственников,
обязанных по
закону
содержать
граждан, неспособных
к самообслуживанию,
и
др.
Круг
лиц, нуждающихся
в социальной
помощи, может
быть расширен
по усмотрению
местных органов
власти с учетом
демографических,
социально-экономических,
природно-климатических
и
других особенностей
региона.
Материальное
положение
названных
категорий
нуждающихся
тоже необходимо
проверять,
используя
социальные
критерии.
Адресность
социальной
защиты позволяет
полнее использовать
ресурсы
социума для
оказания помощи
человеку, учитывая,
что именно
в социуме проявляется
вся совокупность
условий и факторов,
окружающих
человека,
составляющих
поле его жизнедеятельности
и влияющих на
его социальное
самочувствие,
образ жизни.
Принцип
адаптивности
системы
СЗН означает
что она должна
предусматривать
упреждающий
пересмотр
социальных
нормативов
в
условиях инфляции
и экономической
нестабильности,
снижения занятости;
своевременное
развитие правовой
базы организационных
структур; обновление
методов осуществления
и др. Адаптивность
системы СЗН
означает ее
способность
к самосовершенство
ванию,
развитию самозащитной
активности
и инициативы
сами социальных
субъектов, их
способности
к самопомощи,
проявлению
социального
творческого
потенциала,
использованию
собственных
средств социальной
защиты. Это
особенно важно,
когда речь идет
о социально-демографических,
профессиональных
и иных группах
населения,
региональных
общностях.
Принципом
социальной
защиты является
ее многосубъектность.
Важнейший
субъект СЗН
— государство,
социальная
защита населения
является одной
из его основных
функций. Государство
разрабатывает
и осуществляет
социальную
политику в
области социальной
защиты, стремится
сделать ее
сильной и
эффективной,
учитывает
региональные
факторы при
ее проведении.
Реализуя свои
важнейшие
функции —
целеполагания
и организационного
воздействия
на
социальные
процессы в
обществе,
эффективного
регулирования
и контроля
социальной
сферы, — государство
обеспечивает
минимальный
уровень социальных
гарантий, создает
социально
гарантированные
условия для
жизнедеятельности
людей, поддерживает
оптимальные
отношения между
доходами активной
части населения
и нетрудоспособных
граждан, минимальными
размерами
оплаты труда,
пенсий, стипендий,
социальных
пособий и величиной
прожиточного
минимума, создает
условия для
укрепления
здоровья
населения,
роста его
образованности
и культуры,
решения жилищных
проблем.
Государство
влияет на
функционирование
системы СЗН,
утверждая
государственный
бюджет, а также
бюджеты других
находящихся
в государственной
собственности
источников
финансирования
(в России к ним
относятся
внебюджетные
социальные
фонды
— пенсионный,
социального
страхования,
обязательного
медицинского
страхования
и занятости).
Путем
корректировки
доходных или
расходных
статей проектов
бюджета
законодательные
органы создают
основу финансового
обеспечения
проектов социальной
защиты (например,
устанавливая
заработную
плату занятых
на бюджетных
предприятиях
и в организациях,
социальные
пособия, трудовые
и иные виды
пенсий и др.).
Органы законодательной
власти конкретизируют
порядок социальных
выплат, подготавливают
нормативные
документы,
регулирующие
деятельность
структур,
аккумулирующих
и использующих
средства,
предназначенные
для социальной
защиты граждан,
и др.
Государство
обеспечивает
правовую основу
социальной
защиты,
формирует и
организует
работу общественных
фондов, использует
их возможности
для помощи
социально
незащищенным
слоям населения.
Вместе
с тем, нельзя
не учитывать
и опыт экономически
развитых
стран, свидетельствующий
о том, что параметры
государственного
регулирования
проблем жизнеобеспечения
населения
ограничиваются
5—10% населения,
находящегося
за чертой бедности.
Естественно,
что в нашей
стране, где
свыше 60% населения
находятся
за чертой бедности,
государство
в одиночку не
сможет обеспечить
защиту нуждающихся.
Да государство
и не единственная
структура
гражданского
общества, которая
осуществляет
защиту
населения.
Среди субъектов
социальной
защиты важное
место
занимают профсоюзы,
развивающие
особенно бурную
деятель-
05. Дореволюционная
Россия
По
мнению специалистов,
история формирования
социальной
работы начинается
с 1750 г. до н. э. в
Вавилоне, где
были
созданы коды
справедливости,
т.е. гражданские
акты, призывающие
людей к любви
к ближнему,
заботе о бедных.
Историки социальной
работы в России
правомерно
выделяют несколько
этапов
ее становления
и развития.
Первый
этап —
развитие
благотворительности
после крещения
Руси. Во времена
князей Владимира
и Ярополка
духовенство
занималось
общественным
призрением.
Кроме того,
князья, знать
определяли
десятины на
содержание
монастырей,
церквей, богаделен;
строили церкви,
школы и училища;
устраивали
пиршества на
княжеском
дворе, в том
числе для бедных
людей; раздавали
на улицах и
дворах нищим
и убогим хлеб,
мясо, рыбу и
овощи. Наблюдалось
как бы переплетение
государственной
и частной
благотворительности.
В
этот период
на Руси начала
формироваться
правовая основа
социальной
помощи подрастающему
поколению и
женщинам. Так,
в первом письменном
русском своде
законов «Русская
Правда» решались
вопросы о разделе
наследства
между детьми
(в пользу младшего
сына) и вдовствующей
матерью: ее не
могли прогнать
со двора
или отнять то,
что было передано
ей супругом.
Важно, что 8 из
37
статей «Русской
Правды» были
посвящены
вопросам детской
защищенности.
Второй
этап —
возникновение
и развитие
системы общественного
призрения —
как на личностном,
так и на коллективном,
групповом,
учрежденческом
уровне. Особенно
преуспели в
этом церкви
и монастыри,
вокруг них
складывались
целые слободки,
население
которых жило
за счет милостыни.
Причем нищие
далеко не
все были калеками
или немощными:
выгоднее было
просить милостыню,
чем трудиться.
Указ
1712
г.
«О воспрещении
нищенства»
не пересматривался
преемниками
Петра I
в течение тридцати
семи лет.
Попытка
борьбы с попрошайничеством
(и просящих, и
дающих милостыню
наказывали
штрафом и кнутом)
при Петре 1 не
увенчалась
успехом. Но при
нем началось
создание системы
общественного
призрения —
расширенное
строительство
больниц, богаделен,
сиротских и
смирительных
домов для призрения
незаконнорожденных
младенцев и
прядильных
домов для людей
«праздношатающихся
и им подобных».
Изданы были
правила, чтобы
города, общества,
помещики и все
места и лица,
управляющие
казенными и
партикулярными
домами,
вотчинами,
старались о
прокормлении
и призрении
нищих и
убогих их ведомств,
не допуская
их ходить по
миру для прошения
милостыни.
Наблюдать за
этим должна
была полиция.
Некоторой
предтечей
пенсионного
законодательства
являются указы
о призрении
«не имеющих
чем жить» младших
офицеров и
солдат (1722
и
1723 г. соответственно).
Предполагалось,
что они
должны
были идти жить
в монастыри
или богадельни,
где офицерам
даже полагалось
жалованье.
Очень
интересен указ
Петра I
от 16 января 1721 г.,
где впервые
шла
речь о том, что
бродяги являются
социально
опасным элементом.
При этом делались
очень убедительные
ссылки на Библию.
Очень
интересен указ
Петра I
от 16 января 1721 г.,
где впервые
шла
речь о том, что
бродяги являются
социально
опасным элементом.
При этом делались
очень убедительные
ссылки на Библию.
Преемники
Петра продолжили
борьбу со
«шляющимися»,
думается,
заботясь в
основном о
внешней благопристойности
государства.
Хотя указ 1734 г.
был очень интересным
исключением:
в связи с
голодом было
решено нищих
из Москвы не
высылать до
начала в
деревнях «работной
поры» и до первого
мая не брать
с них
за
содержание
на фабриках,
мануфактурах
и во всяких
работах. Недолгое
царствование
Петра III
было
отмечено указом
1762 г. о том, чтобы
безумных не
в монастыри
определять,
а построить
для них особый
дом (это было
официальным
признанием
того, что безумие
— болезнь).
При
Екатерине II
система общественного
призрения в
основном
сложилась. На
открытые ею
особые приказы
общественного
призрения
возлагались
обязанности
по устройству
и содержанию
народных
школ, сиротских
домов, больниц,
аптек, богаделен,
домов
для неизлечимо
и психически
больных, работных
и смирительных
домов. Система
охватывала
практически
все слои населения,
нуждающиеся
в социальной
защите. Естественно,
эта система
была далеко
не совершенной.
На
социальную
защиту всех
слоев населения
не хватало
государственных
средств. Возникла
идея добровольно-обязательного
попечения
нуждающихся
под присмотром
государства,
которая воплощалась
в жизнь и благодаря
участию в деле
призрения
членов императорской
семьи; немалую
роль в решении
проблем призрения
сыграли
земства.
При
Александре
I
учтены были
и пожелания
жертвователей,
которые сводились
к тому, чтобы
любая помощь
с
их стороны была
индивидуализирована,
т. е. средства
жертвователей
не перечислялись
на статью госбюджета,
а направлялись
на
реализацию
заявленной
ими идеи и были
именными (мы
сейчас
назвали
бы это «адресной
помощью»).
Александр 1
включил
призрение в
сферу общественного
самоуправления,
он
подписал закон,
по которому
призрение в
России передавалось
организациям
и ведомствам,
разделенным
на
несколько
типов. Они получили
название «учреждений,
на особых
основаниях
управляемых».
Таким образом,
в России была
создана
гибкая, дифференцированная
и чрезвычайно
эффективная
система
государственно-общественного
призрения,
которая не
только
поражала иностранцев
своим совершенством,
но часто служила
примером для
других развитых
стран. Система
эта постоянно
совершенствовалась,
уточнялась,
частично изменялась.
Благотворительных
учреждения
(общества и
заведения),
причем их условно
можно было
разделить
на две группы
— учреждения,
которые относились
к министерствам
и ведомствам,
преследующим
только благотворительные
цели, и ведомства,
не имеющие
специального
благотворительного
назначения.
К числу первых
относились:
Ведомство
учреждений
Императрицы
Марии, Российское
общество Красного
Креста,
Императорское
человеколюбивое
общество и
попечительство
о домах трудолюбия
и работных
домах. Во вторую
группу входил
целый ряд учреждений
— Ведомство
православного
исповедания
и военного
духовенства,
Министерство
внутренних
дел, Министерство
юстиции, Министерство
народного
образования
и др. эта
система, опирающаяся
на российское
законодательство,
не была лишена
недостатков.
Главными из
них были: неясность
определения
тех категорий
людей, которые
имеют право
на общественное
призрение;
вопрос о том,
из каких
средств должны
покрываться
расходы по
общественному
призрению;
степень родства
людей, обязанных
содержать своих
попавших
в беду родственников.
В
результате
реформ второй
половины XIX
в.
в России появились
земства,
которым были
переданы вопросы
местного
самоуправления
и, естественно,
решение некоторых
вопросов
общественного
призрения.
Третий
этап —
послереволюционный
и советский
периоды. В
1918 г. В.И. Ленин
поставил перед
центральными
и местными
органами
власти задачу:
создать государственную
систему социального
обеспечения
обездоленных
— инвалидов,
стариков, сирот,
вдов. Преследовалась
цель улучшить
снабжение
населения
продовольственными
и промышленными
товарами, наладить
социальное
обеспечение
и социальное
страхование,
организовать
жилищное
строительство,
здравоохранение
и курортное
обслуживание.
В
20-х гг. рамки
социального
обеспечения
расширились.
|