Главная              Рефераты - Социология

Шпоры - реферат

  1. Гос соц политика:сущность, цели , функции

1911 г первая научная работа «Социальная политика государства». Ее авторы немец исследователи Зомбарт и Фон Цвиденек:

Социальная политика –это выражение общественных действий по решению проблем, затрагивающих все общество.

Цель - постоянно способствовать достижению целей общества. В дальнейшем были сформулированы другие подходы к определению социальной политики.

  1. Социальная политика объяснялась как деятельность, направленная на улучшение положения рабочего класса, трудящихся и занятых в общественном производстве.

  2. Социальная п-ка приравнивалась к деятельности по общественному вспомоществованию. Ее главными объектами были бедные, деклассированные и нетрудоспособные слои населения.

  3. С п характеризовалась как средство исправления негативных последствий рыночной системы и регулирования процессов доходов населения.

  4. Соц политика рассматривалась как деятельность по регулированию состояния населения общественных групп и слоев.

Определение профессора Кадомцевой Светланы Викторовны:

Под социальной политикой понимается проводимая гос структурами общественными организациями, органами местного самоуправления и производственными коллективами система мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.

Субъекты социальной политики-

Главный субъект - государство

Главный объект – это население государства

Три уровня:

  1. Федеральная социальная политика

  2. Региональная

  3. Местная

1.В аппарате президента (вице премьер)

2. Рег уровень – (Управления труда и соц защиты, в некоторых министерства труда и соц защиты)

3. Центры социального обслуживания. Дома интернаты для инвалидов, престарелых

Полномочия федеральных органов власти в области социальной политики

На федеральном уровне создаются стратегические ориентиры соц п-ки

  1. Разработка и принятие законодательных актов, регулирующих общие вопросы

  2. Установление единой системы гос-х, минимальных социальных стандартов.

  3. Разработка и реализация федеральных целевых программ «Дети России, Дети Севера, «О социальном развитии РФ -1996-2000», «Жилье для военнослуживающих»

Под эти программы выделяются целевые средства. Если не финансируются, то снимаются.

  1. Формирование внебюджетных государственных социально- страховых фондов

1. Пенсионный

2. Медицинский

3. Госстрах

5. Финансирование объектов социальной инфраструктуры федерального значения.

(Высшие уч заведения, больницы, НИИ, театры, музеи, санатории)

  1. Оказание методологической помощи региональным и муниципальном органам управления социальной сферы.

Полномочия региональных и местных органов власти

  1. Разработка и реализация региональных социальных программ (н-р Антиспид, Сахарный диабет, одаренные дети, семейная политика)

  2. Изыскание возможностей для повышения федеральных минимальных социальных стандартов (н-р минимальная пенсия, доплаты для многодетных семей)

  3. Обеспечение учреждений соц-й инфраструктуры муниципального ведения

  4. Нормативное оформление и организация адресной социальной помощи.

  5. Осуществление проверки нуждаемости.

  6. Определение и реализация социальной помощи слабозащищенным слоям населения

Т.О. На региональном и местном уровне осуществляется конкретная реализация социальной политики


02. Основные направления социальной политики государства.

1. Общие вопросы политики доходов населения.

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:

1. политика оплаты труда

2. социальное партнерство

3. охрана труда и социальное страхование

4. защита трудовых прав граждан

5. политика занятости

3. Социальная защита и поддержка нетрудоспособных слоев населения

а. Пенсионное обеспечение

б. Социальная помощь

в. социальное обслуживание

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы:

здравоохранение, наука, образование, культура, спорт, и жилищная сфера.

5. Социальная защита отдельных групп населения

а. Вынужденные эмигранты

6. Миграционная политика

Вынужденные эмигранты из районов боевых действий. Социальная защита граждан, проживающих за рубежом.

Реализация основных направлений социальной политики базируются на следующих принципах:

  1. Социальной справедливости

  2. Индивидуальной социальной ответственности

  3. Социального партнерства

  4. Социальной солидарности

  5. Социальной компенсации

  6. Социальных гарантий

  7. Субсидиарности

Конституция- основной закон, в ней говорится, что должно быть обеспечено достойное существование.


03. Социально-защитная функция государства.

Переход российского общества к рыночным отношениям, обо­стривший социальные проблемы широких слоев населения, потре­бовал создания и развития нового социального института — соци­альной защиты населения (СЗН), сделав его центром обществен­ного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функциониро­вать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая яв­ляется необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, ра­ботодателей за социальный мир, стабильность социальной систе­мы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широ­кие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференциро­ванным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области обра­зования, освоения профессии, включения в систему трудовых от­ношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социаль­но уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионе­рам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятель­ности.

Под системой социальной защиты в настоящее время понимает­ся совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институ­тов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного суще­ствования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов.

Впервые необходимость создания систем СЗН была подчеркну­та в постановлении Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991), Указе Президента Российской Федерации «О перво­очередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспе­чении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992),

документах Минсоцзащиты России: «Концепции государственно семейной политики Российской Федерации» (1993), «Концепцц развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1993), в принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1999—2000 гг.

Предполагалось в сравнительно короткие сроки создать систем СЗН, которая объединит и скоординирует разноплановые меры по мощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, соединит различные финансовые потоки и станет ощутимой частью инфраструктуры, способствующей нормальному функционировании рыночной экономики, а значит, и ее возможности создавать нормальные условия жизнедеятельности человека. Планировалось создать принципиально новую систему СЗН, отличную от существовавшей в советское время. Старая система носила уравнительный характер, действия ее субъектов сводились к распределению и перераспределению имеющихся материальных и денежных ресурсов Она мало ориентировалась на активизацию потенциала творчески* сил человека по преодолению бедности и выходу из трудной жиз­ненной ситуации. Поэтому коренная переориентация экономичес­ких реформ на проблемы социально-трудовой сферы, область со­циальной защиты была объективно необходимой.

В настоящее время система СЗН складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчи­вые формы социального поведения и действия людей.

Мы рассматриваем институт социальной защиты как комплек­сную систему, формирующуюся в обществе для решения много­численных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловлен­ных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого ин­ститута происходит на основе создающейся законодательной и нор­мативно-правовой базы, творческого использования историчес­кого опыта, под влиянием политической, социально-экономи­ческой, духовно-нравственной обстановки в обществе, существу­ющих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей сово­купности социально-экономических, политических, духовно-нрав­ственных отношений в обществе влияют многочисленные факто­ры: политические, экономические, идеологические, нравствен­но-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др. Рассмотрим их подробнее.


04. Принципы социальной политики

Система СЗН базируется на принципах, составляющих ее науч­ную основу. Принципы — это научно обоснованные положения, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и ме­тодам по социальной защите людей. Основываясь на принципах, система СЗН наиболее полно и эффективно реализует свои функ­ции.

Важное место в социальной политике занимают проблемы обес­печения социальной справедливости — это и реальное народовлас­тие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и соци­альные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, бо­лезни, инвалидности и др.

Важнейшими принципами социальной защиты являются гума­низм и социальная справедливость.

Быть гуманным и справедливым при осуществлении социаль­ной защиты — значит признавать самоценность человеческой лич­ности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достой­ную, полноценную и счастливую жизнь независимо от нацио­нальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или со­циальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите — это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, eгo внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных зат­руднений и определять пути выхода их них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важ­но еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то вре­мя, когда она должна быть средством помощи и поддержки дей­ствительно нуждающегося человека.

Справедливость и гуманизм в социальной защите — это обеспе­чение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание СЗН населе­ния тесно связано с построением правового, демократического го­сударства, в котором потенциальные возможности обретения рав­нодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожи­дание помощи и стимулирование иждивенческих настроений от­дельных членов общества.

Система социальной защиты основывается на принципах сис­темности и комплексности. Она создается как упорядоченная сово­купность взаимодействующих компонентов, как целостное образо­вание, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы со­циальной защиты являются субъекты и объекты, содержание кото­рых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При фор­мировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отража­ли эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено — формы, методы, системы, технологии социальной работы — пред­ставляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и под­держки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защи­ты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

• единством целей, принципов и направлений деятельности;

• сочетанием исторического опыта и традиций с современ­ной практикой помощи человеку;

• всесторонним изучением объекта социальной защиты (ин­дивидуума, социальной группы, территориальной общнос­ти, трудового коллектива);

• координацией и согласованностью действий субъектов со­циальной защиты;

• контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

На основе комплексного подхода удается увязать решение про­блем социальной защиты с реализацией целей социальной и эко­номической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в труд­ной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

Огромное значение имеет принцип превентивности мер по соци­альной защите, который означает, что следует предупреждать при­чины социального неблагополучия, вскрывать их на самой началь­ной стадии формирования и устранять. Превентивность — это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и нату­ральной форме малообеспеченным группам населения при повыше­нии цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего созда­ние таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай воз никновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством

• помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду; раз­вития надомного труда;

• поддержки негосударственных систем социального страхо­вания;

• формирования частного сектора на основе добровольных взно­сов граждан и других средств;

• развития различных форм участия населения в финансиро­вании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страхо­вых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необ­ходимых видов медицинских услуг);

• сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это озна­чает появление новых возможностей для реализации мето­дов самозащиты и удовлетворения социальных потребнос­тей в образовании и воспитании детей, укреплении их здо­ровья, улучшении жилищных условий и др.;

• поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием раз­личных форм социальной помощи, участием в формирова­нии рынка труда, использованием общественных работ и др. В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспер­тизу и оценивались с точки зрения возможности социально защи­тить людей в процессе будущей реализации, с позиций противо­действия развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты — ее адресность, т е осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребнос­тей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установ­ленными критериями. Следует отметить, что в современных усло­виях предоставление средств существования старым, больным лю­дям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия неред­ко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудо­вой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и др.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуа­цию конкретного человека является средством обеспечения социаль­ной справедливости и фактором активизации его внутреннего потен­циала. Благодаря принципу адресности удается достичь главное — по­мочь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремле­ние самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла по­требность в критериях оценки нуждаемости в материальной помо­щи и механизмах, обеспечивающих адресность.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

• размер совокупного семейного или среднедушевого дохо­да — он должен быть ниже суммы установленных на регио­нальном уровне прожиточных минимумов всех членов се­мьи по социально-демографическим группам или по соот­ветствующей величине регионального прожиточного мини­мума (ниже уровня минимальной заработной платы, мини­мальной пенсии и др.). Следует, однако, заметить, что ис­пользование среднедушевого дохода в качестве единствен­ного критерия, без учета потенциальных возможностей кли­ентов иметь дополнительный доход (например, за счет вто­ричной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, га­ража и т.д.), может стимулировать иждивенчество и не спо­собствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;

• отсутствие средств к существованию;

• одиночество и неспособность к самообслуживанию;

• материальный ущерб или физические повреждения (вслед­ствие стихийных бедствий, катастроф, в результате испол­нения служебных обязанностей и др.).

На основании таких критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся в адресной помощи и ока­зывается помощь. Критерии базируются на социальных нормати­вах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и

других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

• инвалидам t-й и 2-й групп;

• одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, неспособным к самообеспечению;

• престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;

• детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;

• семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

• многодетным и неполным семьям;

• семьям безработного;

• лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцах бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);

• лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);

• лицам, которые не имеют родственников, обязанных по за­кону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др.

Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти с учетом демо­графических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Материальное положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные критерии.

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факто­ров, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятель­ности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

Принцип адаптивности системы СЗН означает что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организацион­ных структур; обновление методов осуществления и др. Адаптивность системы СЗН означает ее способность к самосовершенство ванию, развитию самозащитной активности и инициативы сами социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению социального творческого потенциала, использованию собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демографических, профессиональных и иных груп­пах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект СЗН — государство, социальная защита насе­ления является одной из его основных функций. Государство разра­батывает и осуществляет социальную политику в области социаль­ной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учиты­вает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важ­нейшие функции — целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирова­ния и контроля социальной сферы, — государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально га­рантированные условия для жизнедеятельности людей, поддержи­вает оптимальные отношения между доходами активной части на­селения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величи­ной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здо­ровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Государство влияет на функционирование системы СЗН, ут­верждая государственный бюджет, а также бюджеты других нахо­дящихся в государственной собственности источников финанси­рования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды — пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обес­печения проектов социальной защиты (например, устанавливая за­работную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организа­циях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и др.). Органы законодательной власти конкретизируют порядок соци­альных выплат, подготавливают нормативные документы, регули­рующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и др.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защи­ты, формирует и организует работу общественных фондов, исполь­зует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.

Вместе с тем, нельзя не учитывать и опыт экономически раз­витых стран, свидетельствующий о том, что параметры государст­венного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ог­раничиваются 5—10% населения, находящегося за чертой бедно­сти. Естественно, что в нашей стране, где свыше 60% населения находятся за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единствен­ная структура гражданского общества, которая осуществляет за­щиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное ме­сто занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятель-


05. Дореволюционная Россия

По мнению специалистов, история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н. э. в Вавилоне, где были созданы коды справедливости, т.е. гражданские акты, призы­вающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. Историки социальной работы в России правомерно выделяют несколько эта­пов ее становления и развития.

Первый этап — развитие благотворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство зани­малось общественным призрением. Кроме того, князья, знать оп­ределяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаде­лен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на ули­цах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюда­лось как бы переплетение государственной и частной благотвори­тельности.

В этот период на Руси начала формироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» ре­шались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу млад­шего сына) и вдовствующей матерью: ее не могли прогнать со дво­ра или отнять то, что было передано ей супругом. Важно, что 8 из 37 статей «Русской Правды» были посвящены вопросам детской защищенности.

Второй этап — возникновение и развитие системы обществен­ного призрения — как на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.

Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства» не пересматривался преемниками Петра I в течение тридцати семи лет. Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре 1 не увен­чалась успехом. Но при нем началось создание системы обществен­ного призрения — расширенное строительство больниц, богаде­лен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконно­рожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздноша­тающихся и им подобных». Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для проше­ния милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.

Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении «не имеющих чем жить» младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офице­рам даже полагалось жалованье.

Очень интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются социально опасным элемен­том. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию.

Очень интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются социально опасным элемен­том. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию.

Преемники Петра продолжили борьбу со «шляющимися», дума­ется, заботясь в основном о внешней благопристойности государ­ства. Хотя указ 1734 г. был очень интересным исключением: в связи с голодом было решено нищих из Москвы не высылать до начала в деревнях «работной поры» и до первого мая не брать с них за содержание на фабриках, мануфактурах и во всяких работах. Не­долгое царствование Петра III было отмечено указом 1762 г. о том, чтобы безумных не в монастыри определять, а построить для них особый дом (это было официальным признанием того, что безу­мие — болезнь).

При Екатерине II система общественного призрения в основ­ном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, до­мов для неизлечимо и психически больных, работных и смири­тельных домов. Система охватывала практически все слои населе­ния, нуждающиеся в социальной защите. Естественно, эта система была далеко не совершенной.

На социальную защиту всех слоев населения не хватало государст­венных средств. Возникла идея добровольно-обязательного попече­ния нуждающихся под присмотром государства, которая воплоща­лась в жизнь и благодаря участию в деле призрения членов импера­торской семьи; немалую роль в решении проблем призрения сыг­рали земства.

При Александре I учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т. е. средства жертвова­телей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это «адресной помощью»). Александр 1 включил призрение в сферу общественного самоуправления, он подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на осо­бых основаниях управляемых». Таким образом, в России была со­здана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто слу­жила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

Благотворительных уч­реждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотвори­тельные цели, и ведомства, не имеющие специального благотво­рительного назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечитель­ство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного испо­ведания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др. эта система, опирающаяся на рос­сийское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, кото­рые имеют право на общественное призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появи­лись земства, которым были переданы вопросы местного самоуп­равления и, естественно, решение некоторых вопросов обществен­ного призрения.

Третий этап — послереволюционный и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными орга­нами власти задачу: создать государственную систему социального обеспечения обездоленных — инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольствен­ными и промышленными товарами, наладить социальное обеспе­чение и социальное страхование, организовать жилищное строи­тельство, здравоохранение и курортное обслуживание.

В 20-х гг. рамки социального обеспечения расширились.