МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ
СОЦИОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
Фрактальные
свойства социальных
процессов.
Студента
вечерного
отделения социологического
факультета Герасимова
Игоря Борисовича
Научный
руководитель: Лаврикова
Алла Ивановна
МОСКВА
1997г.
Содержание
1.Методологическая
часть........................4 2.Схема
логических
шагов в работе...............7 3.Введение. Необходимость
теории самоорганизации.........8 4.Религия
и культура как
регуляторы
социальной активности...................................14 5.Управление
и теория
самоорганизации..........19 6.Единство
культурных
феноменов ,
смысл её инвариантов..................................23 7.Золотая
пропорция -
инвариант
культуры.......30 8.Целостность
мира, фракталы...................36 9.Заключение,
применение
выводов...............46 10.Библиография.................................49
Методологическая
часть.
Проблема. Анализ
процессов
самоорганизации
в обществе с
позиции существования
инвариантов
социокультурных
норм , детерминирующих
поведение
людей.
Объект
исследования. Культурные
феномены, их
инварианты.
Предмет
исследования. Существование
инвариантов
в культуре,особенно
золотого сечения, их
место в ней и
их влияние на
общество.
Цель. Установление
устойчивой
взаимосвязи
между культурными
феноменами и
социальным
гармоничным
поведением
людей . ( Люди
ожидают какое
какое-либо
предсказуемое
поведение от
других ( по М.Веберу
)) Установление
механизма
образующего
согласованное
, взаимосвязанное
, гармоничное
поведение людей
.
Задачи. 1.Выделение
факторов ,
обеспечивающих
процесс самоорганизации. 2.Рассмотреть
эти факторы
и их воздействие
на психику и
поведение людей
. 3.Анализ
полученных
инвариантов
(в моей работе
- золотое сечение) 4.Общество
- самоорганизующаяся
система и
совокупность
индивидов. 5.Фрактальный
анализ , как
новое средство
в управлении
.
Уточнение
и интерпретация
основных понятий. Самоорганизация
- процесс возникновения
упорядоченности
в системе без
вмешательства
извне за счет
ее составляющих. Фракталы
- построенные
компьютером
образы , демонстрирующие
су-
ществование
процессов
самоорганизации
, в сложных ,
считавшихся
хаотическими
системах. Основными
свойствами
фракталов
являются : -
чрезвычайная
сложность ,
мозаичность
, "изломанность"
; -
существование
в них в разных
масштабах
инвариантов
, подобий . Инвариант
- неизменный
элемент системы
. Культура
- система норм
, ценностей ,
артефактов
, ритуалов и т.п.
,детерминирующая
поведение людей
. Религия
- система верований
и обрядов
направляющих
внимание людей на
избранные
"священные"
объекты . Социальный
процесс - устойчивая
тенденция ,
закономерность
изменений
в обществе .
Все социальные
процессы тесно
взаимосвязаны
между собой
.
Гипотезы. 1.Существование
инварианта
культуры - золотого
сечения ; 2.Связь
золотого сечения
в культуре и
золотого сечения
как инварианта
существования
сложных систем
, закономерности
протекания
социальных
процессов ; 3.Накопление
человечеством
информации
(например -
артефактов)
,на основе
золотого сечения
, последствия
этого ; 4.Исследование
возможности
практического
использования
знания о свойствах
золотого сечения
и фракталов
для активизации
процессов самоорганизации
в обществе и
управления
им .
ВВЕДЕНИЕ
Современное
общество не
может существовать
в условиях
сенсорного голода
- для его развития
и успешного
протекания
процессов
самоорганизации
совершенно
необходимо
всеобъемлющее
информационное
поле . От
того , какая
информация
будет наполнять
это пространство
будет зависеть
решение ряда
актуальных
проблем . Использование
новейших открытий
науки для
формирования
все более
совершенного
общества позволит это
. К наиболее
значительным
открытиям ,
открывающим
большие перспективы
можно отнести
открытия синергетики
, фрактальную
геометрию . С
другой стороны
развитие общества
и его прогресс
во всех сферах
требует
использования
этих открытий
в условиях
крайне динамичного
современного
мира ( особенно
в нашей стране
отставание
которой от
Запада обусловлено,
во многом ,
недостаточным
вниманием к
этим вопросам
) . Исторически
сформировавшиеся
механизмы
регулирования
поведения человека
сейчас недостаточно
эффективны
. На фундаментальном
уровне прогресс
нашей цивилизации
можно рассмотреть
как отношение
человека с окружающим
миром , с природой
. Промышленный
переворот 19
века и научно-техническая
революция 20 века
внесли качественные
перемены в эти
взаимоотношения
. Созданный человеком
целый мир
технических
устройств резко
повысил его
возможности по
преобразованию
природы и воздействия
на нее ." Техника
в десятки и сотни
раз увеличила
производительность
труда , во многом
улучшила материальные
условия жизни
сотен миллионов
людей . Но эта
же техника , промышленное
производство
, попутно стали
разрушать
сложившиеся
на протяжении
веков условия
существования
человека . Но
это была не
вина машин
, а беда человека
, не сумевшего
создать совершенную
социально-политическую
организацию
к моменту начала
научно- технической
революции (1)
. Проблемы
стоящие перед
обществом легко
решаемы , если
принять мысль
В. И. Вернадского
," что биосфера
переходит на
высшую стадию
стастановясь
ноосферой"(2)
, т. е. новое эволюционное
состояние
биосферы при
котором разумная
деятельность
человека становится
решающим фактором
ее развития
." Для ноосферы
характерна
тесная взаимосвязь
законов природы
с законами
мышления и
социально-экономическими
законами"(3). Как
сказывается
упрощенная
структура
техносферы
( по сравнению
с биосферой
) на людей ? Физически
человек достиг
значительных
успехов за
счет относительной
самоизоляции
от биосферы
. Сознание
человека возникло
формировалось
как отражение
окружающего
мира и его проявлений
в культуре .
Искусство ,
ремесло , наука
становятся
проекциями
отраженного
сознанием мира
на плоскости
различных форм
деятельности
(4) . Можно
предположить
уменьшение
разнообразия,
обеднение и
упрощение окружающей
природной и
социальной
среды стимулирующей
соответствующие перестройки
психики, субъективно
отражающей
объективный
мир. Нас-
-------- 1)
Ясюков М.И. "Весы
Немизиды" ,
"Мысль",1990г. стр.139 2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев
"Природа и
цивилизация"
стр.383-384 3)Советский
Энциклопедический
Словарь 1988г
стр.900,"Ноосфера" 4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев
"Природа и
цивилизация"
стр.370
колько
безболезненны
приспособительные
реакции психики
, судить нелегко
. Возможно , они
вызывают комплекс
антисоциальных
поступков ,
разрушая
связи между
людьми делая
общественную
жизнь напряженной
, неспокойной,
угнетающей
. Духовное
обновление
человечества
идет не столь быстро
, как техническое
переоснащение
человечества
. Человеческая
память
- продукт биологической
и социальной
эволюции , а
традиции прежних
" поколений
тяготеют как
кошмар , над
умами живых
" (5) . Руководимый
внутренними
побуждениями
или внешними
стимулами человек
способен в
короткие сроки
преодолевать
огромные расстояния,
создавать
великие культурные
ценности или
, напротив ,
уничтожать
их . Возможности
проявления
личности - хорошего
или дурного
чрезвычайно
увеличились
. И если сохраняются
общественные
связи , значит
, личности проявляют
себя не хаотично
, как атомы в
броуновском
движении (как
будет
ясно из моей
работы этот
пример приблизителен
) , а более или
менее
организованно
, согласованно
( пусть и не всегда
осмысленно
) . Перестраивая
окружающий
мир , человек
руководствуется
не только реальными
потребностями
, но и своими
представлениями
о благополучии
, счастье
- идеальными
моделями своего
желаемого бытия
. А эти представления
зависят от
общественного
мнения , пропаганды
, рекламы . В
целом образуется
некая векториальная
сумма всех
стремлений
людей
. Стихийно
складываясь
эта линия приобретает
определенные
закономерности
одну из них
сформулировал
американский
ученый А. Сент-Депардьи
: " Деятельность
человека направляется
стремлением
к счастью . Счастье
- это в значительной
степени реализация
самого себя
, то есть удовлетворение
всех духовных
и материальных
запросов " (6) . -------- 5)там
же, стр.370, К.Маркс
Ф.Энгельс, собр.соч.
том 8, стр.119 6)там
же, стр.373
Американский
нейрофизиолог
Х. Дельгадо
писал о деятельности
человека
следующее : "
В научно-технических
достижениях
мы цивилизованны
, а
в психических
реакциях мы
остаемся варварами
. В известных
пределах мы
умеем управлять
собой . Необходимо
развитие новых
исследований
для того
, чтобы организовать
наши усилия
и направить
их на создание
общества
будущего с
высоким уровнем
психической
цивилизации
... Более глубокое
понимание
психических
механизмов
облегчит поиски
счастья и уменьшит
ненужные страдания
людей . Управление
гигантскими
силами , вызванными
к жизни человеком
, требует развития
определенных
психических
свойств , способных
направлять
разум не только
на покорение
природы
, но и на то , чтобы
сделать цивилизованной
психику самого
человека ".
(7) Таким
образом для
правильного
понимания
множества
проблем стоящих перед
человеком
сегодня , безразлично
, говорим ли мы
о судьбах всего человечества
или о мелких
, локальных
проблемах , мы
должны обратить особое
внимание на
культуру ,
рассматривая
ее как основу
для благополучного
существования
общества . Развитие
культуры одновременно
с НТР совершенно
необходимо
, ученые должны
уделить этому
особое внимание
. К.
Маркс писал
Ф. Энгельсу ,
что "культура
, - если она развивается стихийно
, а не направляется
сознательно
оставляет после
себя пустыню ...
" (8) . -------- 7)там
же стр.373-374 8)Ясюков
М.И."Весы Немизиды"
стр.139 ,К.Маркс
Ф.Энгельс собр
соч. том
32 , стр.45
Управление
социальными
процессами
должно опираться
на осознание социокультурных
закономерностей
. Научные открытия
в синергетике
могут помочь
нам достичь
гармоничного
состояния
общества при
максимально возможном
благе для всех
его членов . Мысль
, высказанная
К. Марксом о
развитии общества
как естественно-историческом
процессе не
была разрабатываема
в нашей стране
. Больше
повезло "
историческому
" аспекту ,
обеспеченному
довольно значительным
числом работ
. Что же касается
" естественного
" аспекта этого процесса
, то его изучение
долгое время
игнорировалось
либо тормозилось
, а в итоге он
поныне остается
без внимания
. Между тем именно здесь
, на данном пути
могут быть
обнаружены
объективные
законы , которым
подчиняется
и природа, и,
что особенно
важно , общество
как его составная
часть . Здесь
могут быть
весьма эффективны
так же современные
методы общенаучного
познания как
принципы симметрии,
фрактальный анализ
и др. Эти
законы естественноисторического
процесса не
могут не быть
вскрыты
не только потому
, что " сама
история является
действительной частью
истории природы
, становления
природы человеком
" (9) но и благодаря
включению в
процесс познания
семантических
инвариантов
, в силу общетеоретического
их статуса
одинаково
правомерных
и приемлемых
в концептуальных
моделях развития
природы и общества
. Семантическими
инвариантами
в данном смысле
являются структурная
устойчивость
и функциональная
надежность
самоорганизующихся
систем ( независимо
от того ,
-------- 9)Сороко
Эд. Макс. "Критерии
гармонии
самоорганизующихся
социоприродных
систем" , стр.39
,К.Маркс Ф.Энгельс
, соч. т.42 стр.124
какова
природа последних
- естественная
среда, общество
или техносфера
), критерии
различения
нормы и патологии
этих систем,
объективные механизмы
гармонизации
во всей совокупности
своих процессуальных
форм. Таковы
же и критерии
масштабной
и иной параметрической
оптимальности систем
в смысле предназначения,
места в более
широком целом
- общие законы
их эволюции
и инволюции,
структурогенеза
и деструктивных
изменений
, деградации,
адаптации и
т. п. . Руководствуясь
законами
диалектического
взаимодействия
противоположностей
, где мера является
как бы средоточием
их центростремительной
ориентации
, К. Маркс научно
спрогнозировал
такую стадию
естественноисторического
процесса - движения
системы "
общество-природа
" к фазе
своей эволюционной
зрелости , на
которой дифференциация
наук , а соответственно
подразделение
объектов на
природные и
общественные
, естественные
и искусственные
в значительной
мере утрачивает
смысл . В
итоге наука
о человеке (
обществоведение
) и наука о природе
( естествознание
) согласно выводам
К. Маркса становятся
одной наукой (10)
. Происходит
их синтез, с
обретением
нового качества
. Именно
такую "мировую
линию" в развивающемся
организме
культуры земной
цивилизации
увидел В. И.
Вернадский
." Процесс изучения
в планетарном
масштабе всего
целостного
природного
тела , понимаемый
как восхождение
естествознания
по расширяющемся
ступеням сложности
, - такова
главная задача
, в решении которой
Вернадский
видел свою
жизненную
миссию ." (11) -------- 10)
там же , стр.40 11)там же.
Разрабатываемая
в современной
науке теория
самоорганизации
хотя она
и не одна-единственная
имеет уже теперь
столь широкий
диапазон охвата
предметных
областей , что
способна претендовать
на синтез унаследованного
от классической
науки традиционного
подразделения
объектов на искусственные
, природные и
общественные
, в равной степени
выражать проблематику
и природы , и
человека .
Существование
такой теории
или , по
крайней мере
, не без ее
непосредственного
привлечения,
становится возможным
дальнейшее
развитие
интегративного
ноосферного
мышления , формирование
единой научной
ноокультуры
познания , единого
мировоззрения
в выработке
стратегии
освоения природы
. К
сожалению ,
несмотря на
то что многие
ученые неоднократно
заявляли
о крайне перспективном
применении
синергетических
принципов в изучении
общественных
процессов
серьезных
исследований
в данной области нет
, либо они не
известны широкой
общественности
. Я считаю что
исследования
в этой области
позволят решить
стоящие перед
социологией
задачи
как общетеоретического
уровня так
прикладные
задачи ( например создание
совершенных
математических
( фрактальных
) моделей социальных структур
и процессов
) .
Издревле
человек с рождения
находится в
плену объективных
законов Жизнь
человека наполнена
страданиями
. Религии прямо
говорили об этом
и предлагали
пути выхода
из этой ситуации
." Немецкий
социолог Фюрстенбер
пишет , что
религиозные
верования
компенсируют
неудачи в жизни
отдельного
человека , его
личные трудности
, болезни , слабости и
т. п. . Из этого
вытекает , что
любые индивидуальные
несчастья горести
и страдания
рождают религиозную
веру. " (12) Религии
указывают людям
свет призывают
к новому . "Религия
- связная
структура
верований и
обрядов , относящихся
к священным
, т. е. отделенным
запретным вещам
; верований и
обрядов , объединяющих
в одну моральную
общину , называемую
церковью , всех
, кто
является их
сторонниками
" (13) . Религия
т. о. делит мир
на две сферы
: священное и
светское , указывая
путь , соответственно
к священному
, говоря о другом
полюсе как
о хаосе , дьяволе
, источнике
страданий и
мрака . Культуру
можно охарактеризовать
как следствие
религии , остаток отжитых
вероучений
. Культура - свод
фиксированных
идей общества
, появившихся
в результате
утраты каким-либо
верованием
передовых
позиций ,в
сравнении с
другими религиозными
идеями . Другими
словами , религия совершив
определенные
изменения в
обществе , в
культуре , отмирает
, становится
чем-то само-собой
разумеющимся
, подготовившим
почву для новой
религии , это
остаток отжитых
вероучений
.
-------- 12)Угринович
стр.101 13)Дюргейм
Э. стр.335
Религия
, что видно из
схемы оказывает
сильное , почти
не встречающее
сопротивления
влияние на
общество .
Религии
естественным
образом сменяют
друг друга . Из
истории можно
выявить последовательность
этой смены ,
если с начала
человек поклонялся
природным
феноменам ,то
потом он перешел
на многочисленных
богов,
что в целом
подготовило
платформу для
почитания
бого-людей ,
божественных
воплощений
, таких как Гаутама
Будда и Иисус
Христос . То в настоящее
время усилилась
тенденция к
ориентации
религии все
больше на личность
человека ,
проповедуя
идеалы любви
, сострадания
, альтруизма.
Предыдущие
религии составляют
фундамент , на
котором основываются последующие
, они остаются
так сказать
в подсознании
общества .
Мы
являемся наследниками
тысячелетий
истории нашей
цивилизации
, от
того как мы
будем использовать
это наследство
во многом зависит
наше
будущее . Нас
в повседневной
жизни окружает
множество вещей
, обычаев , слов,
выражений ,
норм поведения
, само-собой
разумеющихся
человеческих
поступков о
происхождении
и корнях которых
мы не задумываемся
. Мы не
осознаем себя
, как наследников
сотен тысяч
поколений людей
, по крупицам
собиравших
тот мир который
мы знаем . Ведь
почти все достижения
культуры окружают
нас с рождения
. В обществе
принято деление
на религиозные
и светские
занятия , предметы
, поступки , но
мало кто задумывается
что все элементы
культуры имеют
религиозное
происхождение
и если
разложить на
составные части
привычные
составляющие
нашего окружения
, то обнаружатся
формы и методы
, используемые
в ранних формах религии
, некоторые из
которых сохранились
до сих пор в
укромных уголках
Земли . 20
век - век сильнейших
и глубочайших
изменений в
жизни людей
, равных
которым не было
за всю известную
историю . Для
дальнейшего
гармоничного
развития сообщества
людей необходимо выявить
и учитывать
взаимосвязь
между НТР и
культурными
изменениями
. В
идеале , конечно
же развитие
культуры и
сознания человека
должно
идти далеко
впереди технического
прогресса .
Считается
, что секуляризация
достигла в 20
веке небывалого
масштаба
, но если принять
за основу определение
религии как
чего-то путеводного
, направляющего
к новому , привлекающего
внимание людей
к тому,
к чему его надо
привлекать
, то 20 век - век
расцвета религии
.
ДЕЙСТВИЕ
РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
В ОБРАЗОВАНИИ ПОДОБИЯ,
ИГРЫ, МОДЕЛИ. НАВЫКИ
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
В СОЗДАННЫХ
ИСКУСТВЕННЫХ
УСЛОВИЯХ ДАЛЕЕ
ПЕРЕНОСЯТСЯ
НА РАЗНОБРАЗНУЮ
ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
20
век дал новые
способы производства
, хранения ,
распространения
информации
, благодаря
чему намного
облегчается
задача стоящая
перед
религией -
навязывание
человеку информации
определенного
содержания
с целью изменения
его действий
. Постоянное
совершенствование
технических
методов работы
с информацией
открывает все
новые и новые
переспективы
развития религии
. Основное
место в таком
воздействии
занимают конечно
СМИ ; тиражируемые
огромным объемом
определенные
блоки , куски
, образцы поведения в
определенных
ситуациях
диктуют поведение
простому человеку
, который к
сожалению ,
становится
послушной
марионеткой
в руках людей
, контролирующих
СМИ . Средства
массовой информации
обладают силой
придавать
любой транслируемой
информации
религиозный
смысл . Информация
поглощаемая через
каналы СМИ
является своего
рода сакральной
, священной ,
мистической
формой информации
, т. к. она получается
человеком не
напрямую из
окружаещего
мира , а дается
сублимированной
, обработанной
, выделенной
особым вниманием
информацией
, кем-то другим
, высшим ; и ключем
к получению
ее является
доверие (вера
) к ее источнику
. Современные
научные данные
и СМИ могут
стать сильным
гармонизирущим
или наоборот
разрушающим
все и вся фактором
в дальнейшем
. "
Ускорение
темпов развития
науки необходимо
совместить
с гуманистическими
идеалами , иначе
произойдет
дальнейшее
рассогласование
мира человеческой
жизни и мира
культуры .
Преодоление
этого " рокового
теоретизма
" ( Ф. М, Достоевский
) даст возможность
гармоничного
сочетания
силовых полей
истины добра
и красоты в
эвристических
ситуациях мышления
, равными достоинствами
которого является
как теоретическая глубина
, так и практический
эффект . " (14) Культура
поставляет
индивидуальному
сознанию готовые
ответы , освященные
, наработанные
традициями
. " Природа ( т.
е. то , что лежит перед
исследующим
) служит источником
несогласия
с канонами . На
стыке природы
и культуры
эмоции переплавляются
в формы мысли
, таким образом ,
для того чтобы
мысль осуществлялась
она должна
выработаться
и природой
( личностной
маргинальностью
) и культурой
( канонами
определенной традиции
) . Мышление
совершаемое
в напряжении
между двумя
этими точками
и исполняет
свой этос ( т.
е. нормы рамки
поведения мысли
).(15) "
Мир современного
человека названный
нами " цивилизацией
" , устроен
так , что в нем
нет чистых
образцов ,
стопроцентно
репрезентирующих
такие абстракции
, как " наука "
, " культура "
, " общество "
, " техника
" . Мы можем сказать
, что компоненты
" наука-культура-общество
" в истории
трансформируются
как целостности
. Это означает
, что нет
никакой однолинейной
направленной
причинной
детерминации
науки ни "
культурой "
, ни " обществом
" как отдельными
абстрактами
: такие абстракты
" общество без
знания " , " культура
без знания "
в истории просто
не существуют
." (16) -------- 14)Диалектика.Творчество.Гуманизм.
Л.Университет,
1991г стр.65 15)там же
стр.73-74 16)"Наука
и её место в
культуре" ,
Новосибирск
,стр.66, 1990г
Руководствуясь
вышеизложенными
принципами
необходимы
исследования взаимодействия
науки и общества
, с целью полноценного
и полного использования
научных разработок
в управлении
обществом .
Можно предположить
вывод о том ,
что новые научные
открытия , в
частности
обретение
человечеством
знаний о системности
и структурной
организации
мира неизбежно
приведет к
изменению
социального
устройства
общества . Осознание
этих изменений
, раскрытие с
помощью научных
исследований
всей динамики
и возможных
нюансов этих
перемен - важная
задача для
современных
исследователей
. Таким
образом важность
разрабатываемой
мной темы для
теоретического
описания мира
и практического
применения
в наше время
бесспорна , она
становится
особенно актуальной
в свете все
нарастающих
темпов НТР и
огромных успехов
Западных стран
, вступивших
в эпоху информационного
общества .
ЧАСТЬ
1
"
Управление
- свойство ,
внутренне
присущее обществу
на любой ступени
его развития
; оно , это свойство
, имеет всеобщий
характер и вытекает
из системной
природы общества
, из общественного
, коллективного
труда людей
. " (17) К.
Маркс делил
управление
на два типа ,
два механизма
воздействия:
стихийное и
сознательное
. В случае стихийного
механизма
упорядочивающее
, управляющее
воздействие
на систему
является усредненным результатом
столкновения
переплетения
и перекрещивания
различных , нередко
противоречащих
друг другу сил
, массы случайных
единичных
актов. Это
воздействие
пробивает себе
дорогу как
общая тенденция
в этой слепой
игре случая
, оно автоматично
по своей природе
и не требует
вмешательства
людей . Мало
того люди не
вольны , не в
состоянии
отменить слепую
игру случайных
, стихийно
действующих
сил и подчинить
их своим интересам
и целям . Они
способны , точнее
говоря вынуждены
приспосабливать
свою деятельность
к требованиям
игры случая
, способны или
ускорить
или замедлить
течение этой
игры , но овладеть
ею не в силах
. Стихийное
управление
не связано с
функционированием
специфических
общественных
институтов
. -------- 17)Афанасьев
В.Г. "Системность
и общество"
, Политиздат
, М. 1980г. , стр.212.
Наряду
со стихийными
незапрограммированными
факторами в
обществе , (
опять таки на
любой стадии
его развития
) действуют
сознательные факторы
управления
связанные с
целенаправленной
деятельностью
людей . Здесь
постепенно
формируются
специальные
общественные
институты - субъекты
управления
, то есть совокупность
органов и организаций
, осуществляющих
сознательное
воздействие
на систему с
целью достижения определенных
результатов
. В случае сознательного
управления
поведение людей
, социальных
коллективов
, равно как и
других компонентов
системы
, становится
в определенные
рамки , соответствующие
социально-экономической
природе общества
. Эти сознательные
факторы в процессе прогресса
общества претерпели
глубокие изменения
- от управления
посредством
эмпирических
, непосредственным
опытом полученных
и передаваемых
из поколения
в поколение
традиций , обычаев
в первобытном
обществе,
до научного
осмысливания
общественных
процессов и
сознательного управления
ими . Т.
е. главная цель
управления
: обеспечить
сохранение
качества системы
и ее развитие
, обезопасить
, эмансипировать
ее от воздействия стихийных
факторов . Иными
словами противостоять
стихийным ,
автоматически
действующим
факторам управления
. Такова точка
зрения К. Маркса и
многих других
ученых . " Сознательное
управление
есть целенаправленное
воздействие
на общественное
развитие , основанное
на использовании познанных
объективных
законов ." (18) При
принятии такого
подхода к социальным
процессам
возникает естественная
тенденция к
т. н." сознательному
" управлению
и противопоставление
" естественного
" и " искусственного
" . -------- 18)
Уледов А.К.
"Социальные
законы",М. Мысль,
1975г, стр.3
Можно
, однако , заметить
, что в сложных
системах , к
которым можно
отнести любой
социальный
процесс имеются
процессы описанные
лишь недавно
, получившие
название
самоорганизации
или антихаоса
. "Под
самоорганизацией
можно понимать
самопроизвольное
накопление или
производство
информации
как средства
самозащиты
этой системы, обеспечения
самоприспосабливаемости
в условиях
воздействия
шумов и других
возмущений
сомасштабно
ее продуктивности
."(19) "
Структурная
гармонизация
сложного целого
, осуществляемая
самоорганизационно
и потому принимающая
форму самоорганизации
, непосредственно
связана с его
перестройкой
- перераспределением
весов структурных
элементов ,
субъединиц,
подразделений
, их относительных
вкладов , значимостей
, ролей , функциональных
обязанностей
, позиций , внутриобретенных
организационных
статусов и т.
п. Для проведения
таких преобразований
и сохранения
вновь обретаемого
состояния -
поддержания стационарного
режима самовоспроизводства
интегрального
качества целого необходимы
дополнительный
приток ресурса
, материальных
затрат интенсификация
энергообмена
. Понятно
, что структурная
перестройка
системы , сопряженная
с приращением
внутрисистемного
разнообразия
, накоплением
межкомпонентных
различий тесно
связана с процессом
функциональных
изменений -
активизацией
подсистем ,
ускорением
их реакций ,
сокращением
собственных времен
их самодействия
, уплотнением
жизненных
циклов . Ввиду
того , -------- 19)Сороко
Э.М.,"Самоорганизация
систем, проблемы
меры и гармонии" Минск,
1991г стр.25 ,автореферат
диссертации
что
отношения
порядка (приоритетности
) для членов
структурно-функционального
отношения
объективно
несостоятельно
, интенсификация
потоков ресурса
в систему может
также быть
причиной ее
структурной
перестройки при
отсутствии
чрезмерной
жесткости ее
организации
т. е. при условии наличия
в ней достаточного
числа степеней
свободы , которыми
располагают
подсистемы
, структурные
составляющие
. Установление
стационарности
режима воспроизводства
системой собственного
качества ,
гарантирующего
сохранение
ее целостности
, адекватной
определенному
уровню организации
, равнозначно
достижению структурно-функционального
соответствия
( СФ - соответствия
) , которое
и наступает
в результате
соединения
в диалектическом
тождестве , в мере
двух различных
процессов -
энергетически
постоянно
подпитываемого структурогенеза
, потребляющего
организованную,
"когерентную"
, протекающую
через систему
массу вещества
, энергии и
информации
, и - деструктуризации
, идущей естественным
порядком ...
СФ
- соответствие
, достигаемое
на пути повышения
структурного разнообразия
, совпадающего
с направлением
градиента
структурогенеза
- продуцирования
так называемых
диссипативных
структур ,- означает
доминирующую
линию прогресса
." (20) ( Теория
самоорганизации
систем И. Пригожина
и его школы ) . В
приведенной
цитате теория
самоорганизации
рассматривается
как теория
описывающая
протекание
процессов в
физике ( отсюда
специфические термины
) , но данная теория
однозначно
применима и
к социальным
процессам
. -------- 20)там же
, стр. 32-33
Т.
о. вообще , неверно
применение
термина " управление
" к самоорганизующимся
( а следовательно
- самоуправляющимся
) системам . Более
адекватны
сущности этого
явления понятия
: " направленное
развитие "
и соответственно
"направление
изменения
организации
" , " корректируещее
воздействие
" и соответственно
"корректировка
структурных (функциональных)
изменений"
, " гармонизация
систем " и т. п. В
соответствии
с приведенной
мной выше теорией
самоорганизации систем
наиболее совершенной
и жизнеспособной
является система
с наибольшей
свободой ее
составляющих
, т. е. самоорганизация
- способ осуществления
непосредственной
демократии
. Такой
механизм
самоизъявления
воли коллектива
в едином действии зиждется
на нежесткой
связи его участников
, допускающей
свободу позиций
в процессе
принятия решений
. К. Маркс сравнивал
управление
коллективом
с "мягким искусством
дирижера " (21)
. Подобно звучанию
оркестра
, где каждый
голос должен
быть услышан
и приведен в
надлежащее согласование
со звучанием
всего целого
, в коллективе
, осуществляющем свои
функции на
началах демократии
, т. е. самоорганизационно
, складываются
все условия
для достижения
гармонии
самовыражения
всех его членов
. При
выработке
управленческой
стратегии или
корректировачной
установки
, когда объектом
управления
или коррекции
выступает
сложная самоорганизующаяся
система , важно
различать , что
должно быть
изменено , преобразовано
( вариации ) , а
что должно
оставаться
неизменным
, не подлежать
преобразованиям
, уточняться
, усиливаться
( инварианты
). ------- 21)Сороко
Э.М."Критерий
гармонии
самоорганизующихся
социо- природных
систем" , Владивосток
1989г , стр.5
В
зависимости
от предметной
специфики
системы можно
указать несколько
типов инвариантов
, в зависимости
от того , что
подлежит изменению
- отношения
этого объекта
, его свойства
как вещи ,или
его свойства
( совокупность
свойств ) . Инварианты
вещей определяются
основными
назначениями
последних . При
рассмотрении
артефактов
необходимо
учитывать
культурную
среду , в которой
они были сформированы
, их семиотическую
природу . Рассмотрим
системность
культуры с
точки зрения
семитической
природы
ее составляющих
.
В
обществе даже
за сравнительно
короткий срок
происходят
мириады социальных
контактов .
Эти межличностные
отношения
бывают непосредственными
( многочисленные
формы персонифицированных
связей ) и опосредованными
( эпистолярная
деятельность
, функционирование
средств массовой
коммуникации
и т. п. ) . Все
множество
социальных
взаимодействий
становится
возможным благодаря
наличию в обществе
широкого
семиотического
поля . Наиболее
существенные
компоненты
его - естественный
язык , артефакты
культуры , принятые
в данном социуме
символы ( различные
системы знаков
, включая общезначимые
жесты и мимические
действия ) . Посредством
семиотического
поля все человеческие
действия оказываются
до известной
степени скоординированными
и упорядоченными
. В семиотическом
поле социума
специфическое
место занимает
культура . Как семиотическая
система культура
наиболее стабильна
во времени ,
сложно структурирована
, универсальна
( значима для
максимально
широкого круга
людей ) . Любой
законченный
объект культуры
представляет
собой определенным образом
организованную
семиотическую
систему . Следовательно
любой объект
культуры может
быть " прочитан
" , поскольку
он по своему
генезу
предназначен
для этого . Любому
культурному
объекту присущ
свой символический
язык . Восприятие
культурного
объекта есть
процесс его десимволизации
. Это становится
возможным лишь
тогда , когда
символический
язык является
доступным как
целостная
семиотическая
система на всех
его уровнях
( семантическом
, синтактическом
, прагматическом
) . Применительно
к произведению
искусства это
означает умение
проникнуть
в ту систему
изобразительных
средств , с помощью
которой автор создает
художественное
произведение
.
Одно
из фундаментальных
свойств культуры
- инвариантность
. Т. е. возможно
выявить аналитическим
путем множество
общих форм и
структур в продуктах
культуры , несмотря
на исторические
и национальные
различия, видовую
, жанровую и
т. п. дифференциацию
. В основе инвариантности культуры
лежит ее универсальная
семиотическая
природа . Единицы
культуры (
конкретный
эмпирически
воспринимаемый
ее продукт
) представляют
собой семиотические
системы . Единицы
культуры представляют
собой жестко
структурированные
системы . Будучи
овеществленными
продуктами
творческой
деятельности
, они имеют
"внутреннюю территорию
" . Ослабление
внутренних
связей , устранение
даже отдельных
элементов ведет
, как правило
, к нарушению
целостности
такого объекта
. Выражением
системной
целостности
единицы культуры
является форма. Если
взять , например
, высокоорганизованное
живописное
полотно , то изменение
даже деталей
может привести
к нарушению
композиционного единства
, а следовательно
к потере целостности
произведения
. Поэтому как
семиотические
системы отдельные
продукты культуры
неделимы . Одновременно
единицы культуры
представляют
собой узловые
моменты семиотической
системы культуры
, внутренние
системные связи
которой выявляются
посредством
установления
инвариантных
структур . Инвариантные
семиотические
структуры
внутренне
связывают
культуру на
самых различных
временных и
пространственных
промежутках
. Благодаря
инвариантности
единицы культуры
существуют
не как отдельные
изолированные
продукты культурной
деятельности
, а как взаимопереводимые семиотические
образования
. В результате
культура предстает
как система
, обладающая
внутренним
единством ,
целостностью
, несмотря на внешнюю
мозаичность
. Единство различных
культурных
форм , инвариантность
ее структур
по всей видимости
основано на
присущих всем
людям единых
характеристиках
их ума . Отсюда
- структурное
сходство мифов
различных
народов , логики обыденного
сознания , а
также единство
законов построения
в языках разных
народов , не
имевших между
собой реальных
исторических
связей и т.
д. ( работы З. Фрейда
, К. Юнга , Леви-Стросса
и многих других
).
Если
взять ментальное
состояние
человека за
точку отсчета
, то можно
найти параллели
между отдельными
видами культурных
элементов , например
музыкой и
архитектурой
, изобразительным
искусством
и поэзией.
В
частности ,
Леви-Стросс
пишет : " Наш
замысел состоит
в том , чтобы
рассмотреть
части каждого
мифа и сами
мифы во взаимосвязи
, и мы сравниваем
их с инструментальными
партиями музыкального
произведения
, уподобляя
их исследование
изучению симфонии
. Такой
подход правомерен
только при
наличии изоморфизма
между системой
мифов , являющейся
системой
Лингвистического
порядка , и системой
музыки , которую
мы считаем
языком , поскольку
мы его понимаем
, но
абсолютная
оригинальность
которого отличающего
его от связной
речи ,
обязана своим
происхождением
его непереводимости
... Иначе говоря то,
что музыка и
мифы затрагивают
в слушателях
,- это общие для
них ментальные
структуры ."
(22) Существует
явление т. н.
синопсии , т.
е. ассоциации
между зрительными
и слуховыми
впечатлениями
, которая описывалась
и исследовалась
уже в древней
Индии , Китае
и других странах
. Ньютон устанавливал
соответствия
между определенными
звуками и цветами
." У Н. А. Римского-Корсакого
звукоряду
устойчиво
соответствовали
цвета . Известно что
А. Н. Скрябин
ввел к партитуре
симфонической
поэмы " Прометей
" строку
" Luce " ( свет ) . Инвариантные
отношения между
музыкальными
и живописными
произведениями
, семиотическими
системами ,
лежат в основе живописно-музыкальных
работ М. Чюрлениса
( картины " Соната
Солнца " , "Морская
соната " )." (23) Огромный
вклад в осмыслении
единства музыки
, цвета , формы
, жеста
внес Л. С. Термен
, одной из разработок
которого является
музыкальный
инструмент
терменвокс
, переводящий
движения человека
, его жесты
, танцевальные
па в музыку . Сходство
прослеживается
и в отношении
таких различных
феноменов культуры
как риторика
и архитектура
, несмотря на
отличающие
их различия
композиционно-ритмических
организации
формы . Если в
риторике композиционная
ось , как и в музыке
, имеет временную
природу , то в
архитектуре
композиционные
оси располагаются
в пространстве
. Вместе с тем
единая семиотическая
природа дает
ту общую плоскость
, на которой произведения
риторического
и архитектурного
искусства
могут быть не -------- 22)Леви-Стросс
К. Увертюра Ч-2
, в книге: "Семиотика
и искусство- метрия"
, М.,Мир , стр.43. 23)1982г Ежегодник
"Системные
исследования"
, А.Гумеров "Систем- но
- семиотические
инварианты
культуры" ,
стр.392 только
сравнены , но
и сближены . В
частности
исследователи
сравнивают архитектурную
теорию известного
флорентийского
зодчего Л. Б.
Альберти и
античную теорию
риторики . "
...Изучение античных
теоретиков
красноречия
оказалось для
Альберти особенно
плодотворным
потому , что
его глубоким
убеждением
оставалось
представление
о пространственных
искусствах
как своего рода
языке , самом
общем , универсальном
, заложенном "
в самой природе"
, а потому неизмеримо
более общем
, чем даже латынь ,
которая в глазах
его времени
была самым
универсальным
мировым языком.
Именно это
представление
об архитектуре
как одном из
видов человеческой
речи позволило
Алберти поставить
выпукло вопрос
о социальной природе
архитектуры
..."(24) Можно
проанализировать
эти взаимодействия
и доказать
единство элементов
культуры и цель
для которой
предназначены
внешне такие
разные
и непохожие
феномены . У
древних было
такое понимание
культуры , как
органически
цельной системы
. Черты такой
древней , цельной
культуры
, из которой
вышла современная
дифференцированная
культура , сохранились
в христианском
храмовом ритуале
. Различные
отрасли , связи
между которыми
существуют
в скрытых формах
, доступных
только аналитическому
взгляду , Выступают
здесь в конкретно-целостном
единстве . П.
Флоренский
обосновал
взгляд на храмовое
действо как
наследие и прямую
отрасль античной
священной
трагедии : "
Искусство огня
, запаха , дыма
, своеобразной
хореографии
, проступающей
в размеренности
церковных
движений при
входах и выходах
священнослужителей
, в схождениях
и восхождениях
ликов ". (25) -------- 24)Зубов
В.П. "Архитектурная
теория Альберти"
- в книге "Леон
Ба- тиста
Альберти" М.
, Наука , 1977г , стр.91 25)Флоренский
П.А "Храмовое
действо как
синтез искусств",-Маковец Москва
, 1922г N1 стр.32
К
этому следует
добавить , что
храмовое действие
происходит
хотя и
в реальном ,
но символически
организованном
пространстве
: внутренние
архитектурные
формы церковного
здания создают
образ мироздания
, космоса
и все вместе
- архитектура
, фрески , иконостас
, многоголосое пение
, облачение
церковнослужителей
, запахи елея
, мирра , и ладана ,
игра света и
тени - образуют
органическое
единство , сложнейшую
систему
, составленную
из отдельных
семиотических
систем . Можно
предпо-
ложить
, что древний
синкретический
обряд , из которого
со временем
выделилась
современная
высокодифференцированная
культура , является
той праструктурой
, которая генетически
определила
основной системный
параметр
культуры -
универсальную
структурно-семиотическую
инвариантность
ее отдельных
семиотических
систем . Не случайно
слова "культ
" и "культура
" в русском и
ряде европейских
языков этимологически
связаны. Таким
образом , несмотря
на кажущуюся
мозаичность
под наружными различиями
эпистемологического
, эстетического
, видового ,
жанрового и
т. п. характера
внутри культуры
существуют
глубокие внутренние
связи что
позволяет
говорить о ее
системном
единстве . И
следовательно
, культуру
, в целом , можно
рассмотреть
как самоорганизующуюся
сложную систему
, проявляющуюся
через инвариантно-структурные
отношения в
ней. Целью
культуры является
формирование
определенного
ментального состояния
у людей . Подобно
другим сложным
системам, к
культуре в
целом , и к разнообразным
культурным
феноменам , в
частности ,
применимы
закономерности функционирования
сложных структур
. В
качестве примера
можно взять
естественные
алфавиты . "Под
алфавитом
можно понимать
любую базовую
систему знаков
, каждый из которых есть
самостоятельная
единица , несущая
минимальную
смысловую
нагрузку .
Различные
комбинации
и сочетания
этих знаков
дают "слова"
, из которых
образуются
"предложения"
... Основной метод
кодирования
информации укрупнение
статистически
зависимых
знаков посредством
сведения их
в блоки
с дальнейшим
кодированием
последних уже
в качестве
независимых знаков
(сообщений) .
Этот процесс
образует общую
основу как
структурогенеза
, так и информациогенеза
."(26) Понимая
под алфавитами
различные
семиотические
системы в культуре ,
можно рассмотреть
их структуру
и выявить ряд
устойчивых
закономерностей
их формирования
. Основой для
образования
инвариантов
в культуре
являются общие
для всех людей
психологические
механизмы
регуляции их
поведения ,
основанные
на едином строении
их психики . Особенности
восприятия
, например ,
пространства
и времени в
различные
эпохи и у разных
народов связаны
с развитием
и направленностью чуственного
отражения
окружающего
мира . Особенно
важна степень
точнрости
, обеспечивающая
жизненный цикл
. В работах
антропологов
и этнографов
, а также в специальных
исследованиях
по истории
измерений , истории
живописи , истории
науки мы находим
множество
факторов , указывающих
на психологические
особенности
(локальные и
исторические
) восприятия
. Формальные
показатели
, различающие
этнические
общности , включают
системы лексических
уровней . Так
, обобщение ,
выраженное
в слове
, различается
как по количеству
лексических
единиц , так и
по степени
и числу абстракций
лексических
единиц , включаемых
в это слово -------- 26)Э.М.Сороко
"Структурная
гармония систем",
Минск 1984г,стр.163
-
понятие , так
и по степени
и числу абстракций
лексических
единиц , включаемых
в это слово-попятие
. Существует
также некоторая
|