Главная              Рефераты - Социология

Стратификация общества - реферат

Колледж Академии Юридических Наук РФ


“Высшая Школа Бизнеса”




По дисциплине: « Социология »

На тему: «Основные принципы анализа стратификационной структуры общества»


Над рефератом работал: Бирюков Алексей

Вячеславович


Москва 1999 г.


Содержание.


  1. Введение ― 1

  2. Критерии социальной дифференциации ― 2

  3. Из каких групп состоит общество ― 4

  4. Каковы социальные дистанции,отделяющие одни

социальные группы от других ― 7

5. Какова социальная мобильность в данном обществе ― 11

6. Литература ― 12


Введение.


Современная общественная жизнь зачастую преподносит нам редчайшие образчики мифов и иллюзий, созданных политической пропагандой и людским воображением. С высоких трибун мы слышим о стабилизации социально-политической обстановки, о качественном сдвиге в экономике, о всенародной поддержке реформ. Складывается ощущение, что государственный аппарат или не владеет информацией, или не способен ее анализировать. Однако, любой управленец должен знать, что никакие реформы невозможны без социальной базы, без заинтересованности какой-либо группы населения в ее проведении. Задача государственной службы ― выявить в сложной социальной структуре эту опорную силу и активно сотрудничать с ней во имя достижения всеобщего блага.

Социальная структура ― важнейшее направление исследования социологической науки. “Еще в 60-е годы молодой советской социологией было признано и подробно обосновано существование социальных слоев внутрипоколенной и межпоколенной мобильности. Были предприняты и первые робкие попытки поставить вообще под сомнение сталинскую формулу "2+1", то есть “два класса + интеллигенция”, как не отражающую сущности социальных процессов в обществе”. Что сегодня мешает нам преодолеть сложившиеся стереотипы?

Приняв, что социальная структура ― это совокупность социальных групп, различающихся их положением в обществе, мы должны ответить на вопрос: каким образом отличаются эти группы друг от друга.


Существуют жесткие правила изучения социальной структуры:


1) изучать надо все без исключения слои данного общества;

2) соизмерять их надо с помощью одних и тех же критериев;

3) таких критериев должно быть столько, чтобы они описывали каждый

слой глубоко и достаточно полно.


Инструментом, позволяющим соблюсти все эти правила, является теория социальной стратификации.

Стратификация ― это процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются неравными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью. Стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Социальная стратификация, следовательно, означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение.

Страта — это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.

Понятие стратификации (stratum — слой, facio — делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т. д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страта — она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Не существует страты, включающей высокообразованных людей, наделенных властью, и безвластных бедняков, занятых непрестижной работой. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние — со средними.


Критерии социальной дифференциации.


Любое общество всегда дифференциально (состоит из множества групп, общностей) и иерархизировано (в нем всегда одни слои обладают большей властью).

Кроме социальной дифференциации существует и естественная дифференциация (психологические и физические особенности). Нас интересует в чем причина социальной дифференциации. Рассмотрим несколько подходов.

Функционализм ― рассматривает социальную дифференциацию исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными группами. Развитие общества возможно только при разделении труда, причем некоторый труд важнее. На основе иерархии социальных функций складывается иерархия классовых слоев. На вершине – осуществляющие руководство, так они координируют остальные функции. Критерий – принцип функциональной полезности.

Парсонс ― связывал социальную стратификацию с господствующей системой ценностей. Это статусное объяснение социального неравенства положения человека в обществе объясняется его статусом, который складывается из его способности выполнять определенную роль и из возможностей, позволяющих достичь положения в обществе. Марксистский взгляд ― неравное отношение к собственности. Многие ученые рассматривали социальную дифференциацию как процесс возникновения в обществе новых видов деятельности и имеющий вследствие изменения в социальном положении ряда социальных групп. Этот процесс прогрессивный, а возникает ли социальное неравенство зависит не от дифференциальной деятельности, а от характера социальных отношений, отношений собственности и власти.

Социальная дифференциация ― различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков


Основные признаки:


Признак

Показатель

Выделяемые группы

Экономический


Наличие/отсутствие

частной собственности, вид и величина дохода,

материальное благосостояние.

Собственники и не имеющие частной собственности; Высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои; богатые, средне обеспеченные, бедные.
Разделение труда

Сфера приложения

труда, вид и характер

труда, уровень квалификации.

Работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные

Объем властных

полномочий

Возможность

оказывать влияние на окружающих через должностное

положение.

Рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней

Дополнительные признаки:


  1. Половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении.

  2. Этно-национальные характеристики.

  3. Религиозная принадлежность.

  4. Культурно-мировоззренческие позиции.

  5. Родственные связи.


Признаки, определяющие потребление благ и образ жизни:


  1. Район проживания (размеры и тип жилища)

  2. Места отдыха, качество медицинского обслуживания...

  3. Потребление культурных благ (объем и характер полученного бразования, объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной продукции).


Из каких групп состоит общество.


Малая социальная группа ― объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.


Состав группы.

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)


Структура группы.

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).


Групповые процессы.

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. Формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.


Виды и функции малых групп.

По роду деятельности: (промышленные, учебные, любительские).

По способу возникновения: формальные ― возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

неформальные или контактные ― возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)


По степени развития межличностных отношений:

От дифференциальных групп до коллектива.


По значимости индивида:

группы членства (все люди в группе)

референтные группы (значимый для индивида круг общения)


Функции групп.

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.


К большим социальным группам можно отнести:


  • этнические общности (расы, нации, народности, племена),

  • социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

  • социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).


Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж. И все, других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.

А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий — подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

• доход,

• власть,

• образование,

• престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя — 11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется не количеством, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Решения президента России распространяются на 150 млн. человек (выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира — на 7 — 10 человек.

Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: доход, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель.

Престиж ― уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Наибольшим, средним и наименьшим престижем в наше время пользуются одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получают неизменно высокие оценки.


Каковы социальные дистанции, отделяющие одни социальные группы от других.


принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями:

субъективный показатель — ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

объективные показатели — доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли отнести к высшей страте общества.

В цивилизованной стране крупный мафиозо не может принадлежать к высшей страте. Хотя у него очень высокие доходы, возможно, высокое образование и сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом высшего класса и даже подходить по объективным показателям. Однако ему не хватает главного — признания «значимых других».

Под «значимыми другими» выступают две большие социальные группы: члены высшего класса и все население. Высшая страта никогда не признает его «своим» потому, что он компрометирует всю группу в целом. Население никогда не признает мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, так как она противоречит нравам, традициям и идеалам данного общества.

Исторические типы стратификации

В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.

При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х — XII веков — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом а передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV — XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В Х — XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность