Главная              Рефераты - Социология

Социология семьи, брака и пути их укрепления - реферат

РЕЦЕНЗИЯ

На выпускную квалификационную работу для получения степени бакалавра, студента IV курса, факультета английского языка и психологии, группы 407, Барчукова Евгения Викторовича.

По теме «Социалогия семьи и брака, пути укрепления семьи».


Рецензируемая выпускная работа производит впечатление добротно и целенаправленно проведенной научно-исследовательской работы. При всей строгости рецензента к уровню подготовки выпускной работы, нельзя не отметить ее особенность – это качество проведенного автором изучения проблематики.

Выпускная работа хорошо структурирована. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы. Текст каждой главы, параграфа отличается событийной «свежестью», информативностью, рамочным анализом рассматриваемых проблем. В целом строгая логика изучения автором темы исключает наличие в тексте «лишней» информации, малозначительным материалов. В работе исследуются актуальные вопросы семьи и брака, и пути их укрепления. Вызывает одобрение и высокий уровень документированности содержания выпускной работы.


Выпускная квалификационная работа для получения степени бакалавра Барчукова Евгения Викторовича отвечает всем предъявленным требованиям, и поэтому рекомендуется к защите перед Государственной экзаменационной комиссией.


Кафедра социологии и политологии,

доцент Саренц С.Р.



ПЯТИГОРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


БАРЧУКОВА Евгения Викторовича

факультета английского языка и психологии,

IV курса, группы 407


Социология семьи и брака,

пути укрепления семьи.

(Выпускная квалификационная работа

для получения степени бакалавра)


Научный руководитель:

доцент Саренц С.Р.

Кафедра социологии и политологии


Пятигорск, 1999
Содержание

БАРЧУКОВА Евгения Викторовича 1

Пятигорск, 1999 2

Содержание 3

Введение. 4

Глава 1. Сущность, структура и функции современной семьи. 6

Глава 2. Брак и семья сегодня. 17

Глава 3. Кризис современной семьи. 30

Глава 4. Пути возрождения и укрепления семьи. 43

Заключение. 48

Библиография. 51


Введение.


Данную тему нельзя рассматривать подобно тому, как мы исследуем социальную стратификацию, т. е. в лучших, заимствованных из естествен­ных наук традициях, побуждающих нас взирать на таинство пробуждения ду­ши и наполнения ее человеческим содержанием столь же отстранение и бес­страстно, как на превращение головастика в лягушку.

Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. От того, какой увидит семью студент глазами преподавателя, зачастую зависят его представления о том, в какой мере ему как современному человеку нужна семья (как известно, доля семейных студентов составляет не более 15—18%). И если словосочетание «вузовская педагогика» хоть что-то означает, а реализуема она в основном как воспитание через предмет, то тема «Социология семьи и брака, пути укрепления семьи» со­ответствует этой цели как нельзя лучше.

С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зер­кало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов при­водит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка семья — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не прихо­дится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что сто­ило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плава­ние.

Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной пробле­матики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осоз­нать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее даль­нейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (де­финиции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исс­ледований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллю­зию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изы­скания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реа­лизован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.

Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотре­ние многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целост­ность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как систе­мы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Вопрос о роли семьи в обществе центральный в осмыслении семейной про­блематики. Но о какой семье следует вести речь? О современной. Той, которая явилась продуктом длительного развития человечества и которую можно отне­сти к современной не только в историческом времени, одинаковом для всех, но и в социальном, отсчитывающем также и скорость общественных преобразова­ний. Сознавая нечеткость выдвигаемого критерия современного, целесообраз­но отметить, что в пределах этой неопределенности он все же работает и позво­ляет, например, патриархальный тип семьи не причислять к современным.


Глава 1. Сущность, структура и функции современной семьи.


Семья — один из наиболее древних социальных инсти­тутов: она возникла в недрах первобытного общества зна­чительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроиз­водством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и обществен­ных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитатель­ного потенциала.

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее фун­кционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей соци­альной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.

Анализ реально складывающейся ситуации в семье по­казывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ве­дении общего хозяйства и взаимной моральной ответствен­ности1.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За пе­риод между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей2. Следует от­метить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% 3.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Сейчас средняя семья в Рос­сии состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азер­байджана (средняя численность детей составляет 5—6 че­ловек), а наименьший показатель — население стран При­балтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес за­нимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают беспло­дием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.

На поведении молодежи отражаются знания обо всех сто­ронах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспи­тания (И.С. Кон).

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не по­лучает информацию о семье, об этой сложной стороне от­ношений, или получает ее очень недостаточно, что отрица­тельно сказывается и на дееспособности семьи, и на ста­бильности браков. К сожалению, подготовка к браку сво­дится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональ­ной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмо­циональная подготовленность — основа умения любить, бе­режно, внимательно, чутко относиться к ближнему, старать­ся понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспита­ния, включая и искусство, и массовую информацию, и об­щественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше­ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы­делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье пози­тивна по своей сути. В то же время перекос в сторону фе­минизации семейного управления в связи с возросшей эко­номической самостоятельностью женщины, ее определяю­щей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психо­логического комфорта.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы­вает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потребле­нию материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата 4.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая со­циальная группа, семья обладает огромным диапазоном вос­питательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче и эффективнее всего осуществляет индиви­дуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует прояв­ляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка прихо­дится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семей­ного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в до­школьные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть на­правлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается не просто дидакти­ческими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих под­порок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного ав­торитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье — большой труд: и фи­зический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (вос­питание недостаточно стимулируется материально, а нрав­ственная и социальная ценность труда матери-воспитатель­ницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в тру­довом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием».

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.


  • Взаимосвязь функций семьи.


Основное назначение семьи — удовлетворение общест­венных, групповых и индивидуальных потребностей. Яв­ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспро­изводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы­текают основные функции социалистической семьи: репро­дуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив­ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест­вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо­полняемость.

Репродуктивная функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на­селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове­чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот­вращением «воспроизведения в новых поколениях различ­ного рода биологических аномалий»5.

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур­налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо­лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб­ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

Среди причин возникновения такой ситуации демогра­фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во­семь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се­мей ведут городской образ жизни. Производственная за­нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно­стей—это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова­тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче­ски, в их основе на первом месте—нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет­ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожи­точный минимум и более чем скромные жилищные усло­вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред­ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро­шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

Однако часть социологов и демографов главную при­чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на­блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро­валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла­нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре­бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно­гие родители фактически уже осуществляют.

Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди­ный комплекс, который и привел к снижению рождае­мости.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк­тура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ­единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв­ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что населе­ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид­цать лет теряет третью часть своей численности. Для про­стого воспроизводства для населения нашей страны необходи­мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь­ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что­бы численность населения возрастала, а не только вос­производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на­много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич­ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра­стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб­ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю­дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре­ображает супругов. В них пробуждается родительская лю­бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре­продуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол­ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов­ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ­ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз­ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това­рищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Итак, семья—единственный и незаменимый производи­тель самого человека, продолжения рода.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ­цию семьи.

Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию не­посредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве долж­но сводиться только к тому, чтобы взрослые члены труди­лись на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, раз­витие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улуч­шение благосостояния семьи, расширяют ее воспитатель­ный потенциал.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра­ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от­ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно­стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен­щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не­благоприятным.

С экономической функцией тесно связана проблема уп­равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи чер­ты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраз­дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо­точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст­ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про­грессивный принцип семейного управления. При этом ра­венство супругов должно быть примерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле­жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю­щего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Успех выполнения воспитательная функции семьи зависит от воспита­тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп­лекс условий и средств, определяющих педагогические воз­можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз­витость семейного коллектива и характер отношений меж­ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо­ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жиз­ненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об­щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе­дагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен­ностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде­ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель­ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са­ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за­тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио­нально по своему характеру, чем любое другое воспита­ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не­редко с разными профессиональными интересами. Это по­зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио­нальные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния се­мьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное от­ношение родителей к воспитанию детей раннего и дош­кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично­сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде­лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова­ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб­ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются есте­ственные условия для формирования полноценного семей­ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно­го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Ма­каренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том слу­чае, если семья испытывает некоторые материальные за­труднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически слива­ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­щения.

Если семья уделяет выполнению этой функции доста­точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель­ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя­зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се­мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина­мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси­хологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рас­сматриваются в последующих главах.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается