Главная              Рефераты - Социология

Социальная зашита населения в РФ - реферат

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

Курсовая работа по

Макроэкономики

на тему “Социальная защита населения в РФ”.

Выполнил:

Студент группы ДСК-101 Мосин С.М.

Преподаватель:

Марыганова Е.А.

подпись

Москва,2002г.

Содержание

1. Введение.

2. Необходимость социальной защиты населения.

3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.

4. Социальное обеспечение и социальная помощь.

5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.

6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.

7. Заключение.

8. Приложение.

9. Список используемой литературы.

1.Введение.

Выбранная мною тема “Социальная защита населения в РФ” как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Россия не только лидирует среди стран по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и догоняем их по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми ( даже их продажи!), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах 120 тыс. проституток).

В данной работе рассмотрены некоторые проблемы связанные с обеспечением социальной защиты населения (например, недофинансирование пенсий, пособий, отсутствием необходимой правовой базы для социальной защиты населения и т.д.).

В курсовой работе использована статистика, по которой можно отследить динамику основных социальных показателей общества.

2.Необходимость социальной защиты населения.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей суще­ствовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуа­лов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целост­ность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и куль­туры, распадом семейно-родственных и общинных связей го­сударство все более активно принимало на себя функцию га­ранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соци­альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно­сти, которая приобрела новый смысл: прежде все­го как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым эле­ментом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не име­ет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабиль­ном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может обеспе­чить удовлетворение своих потребностей лишь путем получе­ния дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособ­ность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, нацио­нальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка­тегории населения не выживут без защиты и социальной по­мощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеоб­щей Декларации прав человека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в об­ществе.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осу­ществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и мини­мальных гарантий человеку независимо от его места житель­ства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предприни­мательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Взаимодействие рыночных отношений и социальной за­щиты необходимо учитывать не только на уровне всего обще­ства, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находит­ся в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную от­расль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.

Однако практика переходного периода в России показы­вает, что развитие рыночных отношений происходит не вме­сте с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения име­ли душевой доход ниже прожиточного минимума.

Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется проти­воречием между нарастанием потребностей в социальной за­щите населения и сужением возможностей для их удовлетво­рения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить

причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребле­ния особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные измене­ния в экономике и сокращение армии, ведущие к расшире­нию базы безработицы; инфляция и обесценивание накопле­ний населения; рост стоимости энергоносителей, провоциру­ющий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

- обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

- использования новых стимулов к труду и экономичес­кой деятельности;

- создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосудар­ственное социальное страхование и др.);

- формирования экономической системы самозащиты.

Экономичес­кая политика государства - это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

Разрабатывая и осуществляя эко­номическую политику, государство не должно­ допускать бесконтрольного роста инфля­ции, вмешиваться в механизмы экономики и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготно­го кредитования и т.п.).

Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетво­рении социальных потребностей населения и стимулирова­нии этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необ­ходимое перераспределение доходов между более обеспечен­ными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление со­циальных гарантий.

3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.

В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ и находят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтвер­ждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюд­жетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безо­пасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, а так­же право на защиту от безработицы».

КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная опла­та труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Таблица №1

Минимальный размер оплаты труда

(на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб. )

1993*

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Минимальный размер оплаты труда

4,3

14,6

20,5

63,3

83,5

83,5

83,5

83,5

200,0

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)

4,5

16,0

39,0

80,0

80,0

90,0

90,0

110,0

200,0

*на 1 апреля

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантирован­ный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграж­дения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабо­чего времени и нормы труда не выполнены не по вине работ­ника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощритель­ные выплаты. Последние должны начисляться на заработ­ную плату, которая не может быть ниже установленного го­сударством минимального уровня. Неспособность предприя­тия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно опреде­ляется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточ­ный минимум - понятие, характеризующее минимум жиз­ненных средств, необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности. Это показатель объе­ма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрос­лых, социального и физического развития детей и подрост­ков.

Для установления стоимостного показателя прожиточно­го минимума вводится понятие «бюджета прожиточного ми­нимума». Бюджет прожиточного минимума представляет со­бой стоимостную оценку натурального набора, а также вклю­чает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

В приложении можно ознакомиться со статистикой потребления, пищевой и энергетической ценность продуктов питания в домашних хозяйствах (см. Приложение, таблица №5).

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут быть использованы:

- в качестве базы для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных и финансовых ресурсов, не­обходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического раз­вития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребитель­скому минимуму возможно лишь при стабильной экономи­ческой ситуации и определенном высоком уровне производ­ства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исхо­дя из реальных экономических условий.

Следует отметить, что в последние годы минимальная за­работная плата, установленная законом, все менее соответ­ствует бюджету прожиточного минимума.

Таблица №2

Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.

(в среднем на душу населения; рублей в месяц; до 1998г.- тыс.руб.)

Годы

Все население

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

1992

1,9

2,1

1,3

1,8

210

1993

20,6

23,1

14,4

20,7

220

1994

86,6

97,4

61,0

87,4

238

1995

264,1

297,2

186,2

268,6

195

1996

369,4

415,6

260,5

373,2

208

1997

411,2

462,4

289,9

415,1

229

1998

493,3

554,7

347,9

498,2

204

1999

907,8

1002,8

639,9

901,7

180

Таблица №3

Величина прожиточного минимума в 2000г.

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

Все население

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума,процентов

I квартал

1138

1232

851

1161

156

II квартал

1185

1290

894

1182

175

III квартал

1234

1350

930

1218

181

IV квартал

1285

1406

962

1272

207

Год

1210

1320

909

1208

181

Таблица №4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

всего, млн. чел.

49,7

46,9

33,3

36,6

32,5

30,5

34,2

41,6

42,3

в процентах от общей численности населения

33,5

31,5

22,4

24,7

22,0

20,7

23,3

28,4

29,1

Таблица №5

Распределение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрелым группа население.

В процентах от численности населения соответствующей половозрелой группы

1992

1994

1997

1998

1999

2000

Все население с денежными доходами ниже прожиточного минимума

33,5

22,4

20,7

23,3

28,4

29,1

в том числе:

дети в возрасте

от 6 лет

31,6

26,2

22,8

25,0

27,7

30,3

от 7 до 15 лет

45,9

31,5

31,2

32,8

37,3

40,3

молодежь от 16 до 30 лет

28,6

21,1

19,3

22,2

27,0

27,9

женщины от 31 до 54 лет

34,4

26,6

26,4

28,0

34,4

35,0

мужчины от 31 до 59 лет

30,6

23,2

20,1

22,4

27,4

28,0

женщины старше 55 лет

36,8

13,8

11,0

15,1

21,1

19,6

мужчины старше 60 лет

29,0

8,5

7,2

11,9

17,1

15,3

В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью среднемесячной номинально начисленной заработной платы (Приложение, таблица №1) и

динамикой номинальной и реальной среднемесячной заработной платы 2001-2001гг. (Приложение, Таблица №2).

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происхо­дить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правитель­ство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

В зарубежных странах процедура установления и меха­низм пересмотра минимальной заработной платы существен­но различаются. В одних странах (США, Франция, Испания, Нидерланды) минимальная заработная плата устанавливает­ся законодательно; в других (Бельгия, Греция) - в результате общенационального соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей; в третьих (Италия, Германия, Велико­британия) устанавливаются отраслевые минимумы заработ­ной платы, а общенациональная минимальная заработная плата отсутствует.

По рабочему законодательству США наниматели не могут принимать на работу, если не гарантируют работнику сум­мы, установленной правительственным законодательством. Минимальная зарплата в США - это выплаты, произведен­ные работнику, которые в соответствии с законом или кон­трактом являются минимальной оплатой за указанный вид работы.

В настоящее время заработная плата в России не выпол­няет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена эконо­мическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обес­печивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.

Таблица №6

Динамика численности экономически активного населения
на конец месяца

Экономически
активное население

В том числе

занятые

безработные

безработные, заре-
гистрированные в органах государственной
службы занятости

млн.
человек

в % к соот-
ветствую- щему пери-
оду предыдущего года

млн.
человек

в % к соот-
ветствую- щему пери-
оду предыдущего года

млн.
человек

в % к соот-
ветствую- щему пери-
оду предыдущего года

млн.
человек

в % к соот-
ветствую-щему пери-
оду предыдущего года

2001г.

Январь

70,5

98,8

63,5

101,3

7,1

81,0

1,1

85,3

Февраль

70,1

98,7

63,0

100,8

7,1

83,0

1,1

88,9

Март

70,3

98,3

63,5

100,3

6,8

82,9

1,1

91,8

I квартал
(в сред-нем
за месяц)

70,3

98,6

63,3

100,8

7,0

82,3

1,1

88,6

Апрель

70,5

98,0

64,0

99,9

6,4

82,6

1,1

94,8

Май

70,7

97,7

64,6

99,4

6,1

82,4

1,0

97,6

Июнь

71,0

98,1

64,9

99,8

6,1

83,8

1,0

99,3

II квартал
(в сред-нем
за месяц)

70,7

97,9

64,5

99,7

6,2

82,9

1,0

97,2

Июль

71,3

98,6

65,2

100,1

6,1

85,2

1,0

101,6

Август

71,6

99,1

65,5

100,5

6,1

86,7

1,0

102,9

Сен-тябрь

71,4

99,2

65,2

100,4

6,2

87,8

1,0

103,0

III квартал
(в среднем
за месяц)

71,4

99,0

65,3

100,3

6,2

86,6

1,0

102,5

Октябрь

71,2

99,2

64,9

100,4

6,3

88,9

1,0

104,4

Ноябрь

71,0

99,3

64,7

100,3

6,3

90,1

1,1

106,5

Декабрь

70,8

99,8

64,5

100,8

6,4

90,3

1,1

108,3

IV квартал
(в среднем
за месяц)

71,0

99,4

64,7

100,5

6,3

89,8

1,1

106,4

Год
(в среднем
за месяц)

70,9

98,7

64,4

100,3

6,4

85,2

1,1

98,1

2002г.

Январь

70,6

100,2

64,3

101,3

6,4

89,8

1,2

111,8

Февраль

70,5

100,6

64,1

101,8

6,4

89,8

1,2

114,2

Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4).

В ре­шении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддерж­ка - с другой.

На снижение уровня безработицы должны быть направле­ны государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабо­чих мест и осуществления следующих мероприятий:

- поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

- более эффективное использование на общественных ра­ботах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

- профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

- расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

- максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пыта­лись разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются зако­ном «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редак­ции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного зара­ботка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего уволь­нению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработ­ным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значитель­нее экономические потери, тем больше ухудшается матери­альное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направ­лению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению орга­нов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безрабо­тице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 меся­цев.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают от государства.

В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.

Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный ста­тус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в бу­дущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, нар­комании, проституции и преступности.

Таблица №7

Забастовки

1990

1996

1997

1998

1999

2000

Число предприятий, на которых проходили забастовки

260

8278

17007

11162

7285

817

Численность работников, вовлеченных в забастовки:

тыс. человек

99,5

663,9

887,3

530,8

238,4

30,9

В среднем на одно предприятие, человек

383

80

52

48

33

37

Таблица №8

Правонарушения

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Число зарегистрированных преступлений за год, тыс.

1840

2756

2625

2397

2582

3002

2952

Раскрываемость преступлений, %

54,8

64,5

70,1

72,2

74,4

73,4

75,6

Коэфициэнт смертности от убийств(число умерших на 100000 населения)

14,3

30,7

266

23,9

23,0

26,2

28,3

В качестве государственных социальных стандартов в об­ласти пенсионного обеспечения устанавливаются минималь­ные размеры государственных пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь ”).

Государственные минимальные стандарты в области образования пред­полагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образователь­ных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях и обеспеченности населения общедоступ­ными и бесплатными услугами;

- нормы и нормативы социально-экономической поддер­жки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учеб­ных заведениях и размер стипендии.

Таблица №9

Образование

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Число государственных дневных общеобразовательных учреждений

67571

68445

68259

67862

67321

66943

66428

В них численность учащихся, тыс. человек

20328

21521

21682

21683

21429

20826

20013

Число государственных средних специальных учебных заведений

2603

2612

2608

2593

2584

2576

2589

Численность студентов в государственных средних специальных учебных заведениях на 10000 населения

153

130

134

137

141

148

160

Число государственных высших учебных заведений

514

569

573

578

580

590

607

Численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения

190

179

190

208

229

256

294

Таблица № 10

Минимальные размеры стипендии

(в месяц)

Минимальный размер стипендии:

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

студентам вузов

4,3

14,6

20,5

63,3

167,0

167,0

167,0

167,0

200,0

студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования

1,6

10,2

14,4

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70,0

По предварительным прогнозам в 2002 году смогут поступить в госвузы 604 тысячи абитуриентов на бюджетные отделения и 676 тысяч – на платные отделения. Причем 180 тысяч человек поступят в коммерческие вузы. Всего же высшие учебные заведения примут в этом году около 1,5 миллиона человек.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные со­циальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребнос­тей в медицинской помощи используются показатели обеспе­ченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах (подробнее о со­циальных гарантиях в области здравоохранения см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь”).

Таблица №11

Жилищные условия населения

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Численность врачей на 1000 населения

4,5

4,5

4,6

4,6

4,7

4,7

4,7

Одной из важнейших функций системы социальной за­щиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предос­тавляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социаль­но-психологической и других видах помощи. Государствен­ные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оп­лачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Таблица №12

Структура платных услуг населению

(в процентах)

1993

1996

1997

1998

1999

2000

Все оказанные услуги

100

100

100

100

100

100

в том числе:

бытовые

29,4

18,8

18,1

16,7

15,7

14,3

пассажирского транспорта

29,3

25,3

26,0

24,5

25,7

25,9

связи

5,9

7,9

8,4

9,2

9,9

11,1

жилищно-коммунальные

10,3

20,7

21,3

22,1

20,4

20,0

системы образования

2,4

3,0

4,2

5,4

6,3

6,7

культуры

1,6

1,1

1,4

1,2

1,5

1,6

туристико-экскурсионные

2,0

1,3

2,1

1,9

1,8

1,8

физической культуры и спорта

0,2

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

медицинские

1,7

2,7

3,5

3,8

4,4

4,5

санаторно-оздаровительные

5,0

2,9

2,4

2,7

3,3

3,8

правового характера

6,8

7,5

8,9

8,0

6,2

5,1

другие

5,4

8,5

3,4

4,1

4,4

4,8

Специфическим видом государственных социальных га­рантий являются предоставление жилья и дотации населе­нию на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хо­зяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка не­защищенных групп населения.

Таблица №13

Предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

2000

Численность граждан, пользующихся льготами, тыс. человек

Затраты предприятий по предоставлению гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, млн. руб.

Среднемесячный размер льгот га одного пользователя, руб.

Всего

46015,1

17547,6

32

в том числе льготы, предоставленные:

инвалидам

10503,6

4420,6

35

из них:

инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств

2065,7

904,5

36

инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов

6672,3

2788,0

35

ветеранам

20986,2

7542,4

30

из них:

участникам Великой Отечественной войны

1417,6

569,6

33

ветеранам боевых действий на территории других государств

295,3

71,9

20

ветеранам труда

18090,9

6443,3

30

на основании других законодательных актов

10740,3

4113,7

32

по профессиональному приказу

1400,8

643,2

38

иными категориями граждан

2384,2

827,7

29

В приложении можно ознакомиться с жилищными условиями населения (см. Приложение, таблица №6).

26 мая 1997 г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систе­му оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

4.Социальное обеспечение и социальное помощь.

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения насе­ления становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гаранти­руется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются доб­ровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

-пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

-пособия по безработице, по временной нетрудоспособно­сти, беременности и родам, многодетным и одиноким мате­рям, на детей, инвалидам с детства и др.;

-содержание и обслуживание детей, престарелых и инва­лидов в стационарных учреждениях;

-профессиональное обучение, трудовое устройство инва­лидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экс­пертиза и реабилитация и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учрежде­ния. Это организационная структура социального обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения состав­ляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финанси­рования. Выплаты по социальному страхованию производят­ся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложе­ния осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники формирова­ния устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Одной из важных социальных функций государства явля­ется обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в орга­нах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: до­стижение соответствующего пенсионного возраста и трудо­вой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельнос­тью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назнача­ются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полез­ной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих слу­чаях вместо трудовой пенсии.

Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях име­ют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом ста­же не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граж­дан трудовая пенсия по старости устанавливается при пони­женном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с осо­быми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при не­полном трудовом стаже и др.).

Таблица №14

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц. защиты населения (на конец года)

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц. защиты населения

1992

1995

1997

1998

1999

2000

всего, тыс. чел.

35273

37083

38184

38410

38381

38411

в процентах к предыдущему году

103,6

101,3

100,9

100,6

99,9

100,1

Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие соци­альные пенсии, составляют 3% общей численности.

Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности тру­дового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% за­работка за каждый полный год общего трудового стажа, пре­вышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пен­сии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вто­рых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Таблица № 15

Минимальный размер пенсии

(в месяц)

Минималь-ный размер пенсии:

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

по старости

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,2

153,1

по инвалидности:

1группы(с надбавкой за уход)

7,1

24,4

68,9

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

2 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

3 группы

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

по случаю потери кормильца (на получателя)

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

за выслугу лет

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

социальные пенсии:

инвалидам с детства:

1 группы (с надбавкой за уход)

7,1

24,4

68,9

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

2 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

инвалидам, не имеющим трудового стажа:

1 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,3

84,2

84,2

108,2

153,1

2 группы

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

3 группы

2,1

7,3

17,2

31,6

34,8

42,1

42,1

54,2

76,6

детям-инвалидам (без надбавки за уход)

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

детям, потерявшим обоих родителей, и детям умерших одиноких матерей (на получателя)

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

детям, потерявшим одного из родителей (на получателя)

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

лица старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющих трудового стажа

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

Таблица № 16

Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. (до 1998г.-тыс. руб.)

1992

1995

1997

1998

1999

2000

Величина прожиточного минимума пенсионера

1,3

186,2

289,9

347,9

639,9

909

в процентах к предыдущему году

в 3,1 р.

в 111 р.

в 120 р.

в 183 р.

в 117 р.

В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью среднего размера назначенных месячных пенсий (Приложение, таблица №3).

Наряду с общими основаниями и условиями для исчисле­ния и определения размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые особенности. Например, основной раз­мер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Спис­ков профессий и должностей работников этой категории, ут­вержденных постановлением Правительства РФ. Имеются некоторые особенности в начислении пенсий для государствен­ных служащих.

Немаловажное значение имеют определенные законода­тельством надбавки. Например, к пенсии по старости уста­навливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в посто­роннем уходе по заключению лечебного учреждения; на не­трудоспособных иждивенцев, если они сами не получают ка­кой-либо пенсии.

В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и посо­биями корректируется с учетом розничных цен путем выпла­ты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с по­становлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» были введены компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенса­ционные выплаты на несовершеннолетних детей.

Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влия­ния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.).

Пенсионное обеспечение осуществляется государственны­ми органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д. Пенсия назначается пожиз­ненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.

Размер назначенной пенсии может изменяться при воз­никновении права на ее повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно установленным правилам.

Развитие пенсионного обеспечения осуще­ствляется путем реформирования системы пенсионного обеспечения РФ. Концепция реформы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной сис­темой. Суть реформы можно свести к основным моментам:

- введение системы индивидуального учета страховых взносов в

Пенсионный фонд РФ на ос­нове Федерального закона от 1 апреля

1996 г. № 27-ФЗ;

- обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение

справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового

вклада, установление постоянного меха­низма индексации пенсий

посредством применения индиви­дуального коэффициента

пенсионера, исходя из роста сред­ней заработной платы в народном

хозяйстве страны;

- создание базы финансовой устойчивости бюджета Пен­сионного

фонда России для обеспечения своевременного фи­нансирования

выплаты пенсий.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О по­рядке исчисления и увеличения государственных пенсий» нацелен на определение размера пенсии с учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой пен­сионной системе.

Кроме того, фактический заработок пенсионера учитыва­ется для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адап­тированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинако­вой профессии и аналогичной квалификации смогут восполь­зоваться приблизительно равными заработками, получаемы­ми за такую же работу в настоящее время.

Вводимый законом индивидуальный коэффициент пенси­онера отражает реальное соотношение фактического заработ­ка гражданина за периоды, учитываемые для исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране.

Этот коэффициент - константа, которая будет сопровож­дать пенсионера на протяжении всей его «пенсионной жиз­ни». Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал) автомати­чески позволяет перерасчетать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда.

Размер пенсии устанавливается, исходя из среднемесяч­ной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварта­лу назначения (перерасчета) пенсии.

Порядок исчисления индивидуального коэффициента (КИ) пенсионера следующий:

КИ = размер пенсии в % Х

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов.

Реформирование пенсионной системы также предусматривает совершенствование организа­ционной структуры пенсионной службы на основе указа Пре­зидента РФ от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенси­онным обеспечением Российской Федерации».

Создается новая модель пенсионной службы, объединяю­щая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая достав­кой пенсии, в одном ведомстве, которая возьмет на себя ответствен­ность за социальное обеспечение населения.

Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе единой пенсионной службы между Пен­сионным фондом РФ и субъектами Федерации. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между орга­нами социальной защиты и Пенсионным фондом.

В целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения в декабре 1990 г. был образован Пенсион­ный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет сле­дующих источников:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью;

- средства из республиканского бюджета РФ на вы­плату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражда­нам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в воз­расте старше полутора лет, на индексацию указанных пен­сий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от черно­быльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;

-средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государствен­ным фондом занятости в связи с назначением досрочных пен­сий безработным;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- доходы от капитализации средств и другие поступления.

На основе Положения о Пенсионном фонде его средства направляются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказа­ние органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финан­совое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности фонда и его органов и другие мероприятия, связан­ные с его деятельностью.

При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывает единой цепью страхователя - пенсионную служ­бу - получателя пенсии; пенсия доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или коммер­ческих структур. В результате повышаются управляемость структуры и экономическая эффективность деятельности службы.

Таблица №17

Основные показатели Пенсионного фонда РФ

Поступления страховых взносов предприятий и организаций в Пенсионный фонд РФ:

1992

1993

1995

1997

1998

1999

2000

всего,млн.руб.(до 1998г.- млрд.руб)

1203

10169

73709

151073

149102

250436

379259

в процентах к ВВП

6,3

5,9

4,8

6,1

5,4

5,3

5,4

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

86,8

68,5

114,3

77,3

90,5

125,3

Расходование средств Пенсионного фонда РФ на финансирование выплат населению пенсий и пособий:

всего,млн.руб.(до 1998г.- млрд.руб)

885

10312

85078

172767

160450

254710

331257

в процентах к ВВП

4,7

6,0

5,5

7,0

5,9

5,4

4,7

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

119,6

77,6

120,1

72,7

85,5

107,7

Задолженность по выплате песий (на конец года):

всего,млрд.руб.(до 1998г.- мрлн.руб)

0,7

-

26,3

-

-

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

10,0

-

203,9

-

-

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президен­та РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсион­ных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страхо­вые взносы на именные счета в негосударственные пенсион­ные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличе­ние размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит со­единение элементов банковской, страховой и инвестицион­ной деятельности.

Российские негосударственные пенсионные фонды, как правило, применяют две основные схемы пенсионного обес­печения: рентную и страховую . В первом варианте на взнос клиента начисляются проценты, и при наступлении срока с этих сумм осуществляются пенсионные выплаты. Во втором варианте клиенту гарантируется пожизненная пенсия. При расчете величины такой пенсии исходят из рас­чета средней продолжительности жизни.

Как недостаток сле­дует отметить, что плательщики не гарантированы от банк­ротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам мо­гут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

Законодательством предусмотрен определенный порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме пре­старелых и инвалидов, в местах лишения свободы и пр.

В заключение разговора о пенсионной системе России следует отметить, что сейчас соотношение работающие – пенсионеры 2:1 , и ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы, однако согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%. Поэтому для предотвращения кризиса наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих странах источником долгосрочных производственных инвестиций. Кроме того, явными преимуществами такой системы является:

* финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране;

* сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов;

* увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для установления устойчивых темпов экономического роста.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

-пособия по временной нетрудоспособности;

-пособия по беременности и родам;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

-единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на ребенка;

-пособие по безработице;

-единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

-единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

-единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

-социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

-единовременное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;

-социальное пособие на погребение.

Выплата этих пособий осуществляется за счет Фонда со­циального страхования, Пенсионного фонда и других внебюд­жетных фондов.

Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются за счет средств социального стра­хования, по месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности выдаются :

-в случае болезни самого работника;

-в случае его санаторно-курортного лечения;

-при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

-при карантине;

-при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профзаболеванием;

-при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

Пособие по безработице выплачивается за счет средств государственного Фонда занятости.

Одним из видов пособий по государственному социально­му страхованию является пособие на погребение. В июне 1997г. был принят закон «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», определивший пособие в размере, не превышающем более чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, который дей­ствовал на день смерти.

Тадлица №18

Пособия

(на 1 января; рублей; до 1998г. – тыс. руб.)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Единовременное пособия при рождении каждого ребенка

21,4

73,1

102,5

948,9

1252,4

1252,4

1252,4

1252,4

1500,0

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года

2,4’

14,6

20,5

126,5

167,0

167,0

167,0

167,0

200,0

Ежемесячное пособия на каждого ребенка в возрасте:

до 6 лет

1,9’’

10,2

14,4,

-

-

-

-

-

-

от 6 до 16 лет’’’

-

8,8

12,3

-

-

-

-

-

-

до 16 лет’’’

-

-

-

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70,0

Ежемесячное пособие на детей военнослужащих’’’’, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте:

до 6 лет

1,9

15,4

21,5

-

-

-

-

-

-

от 6 до 16 лет’’’

2,1

13,2

18,5

-

-

-

-

-

-

до 16 лет’’’

2,1

-

-

66,4

87,7

87,7

87,7

87,7

105,0

Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей в возрасте:

до 6 лет

1,9

15,4

21,5

-

-

-

-

-

-

от 6 до 16 лет’’’

2,1

13,2

18,5

-

-

-

-

-

-

до 16 лет’’’

-

-

-

66,4

116,9

116,9

116,9

116,9

140,0

Ритуальные пособия

21,4

73,1

102,5

316,3

834,9

834,9

834,9

834,9

1000,0

Минимальный размер пособия по безработице

4,3

14,6

20,5

63,3

83,5

83,5

83,5

83,5

100,0

’ Работающим женщинам, имеющим не менее года трудового стажа, женщинам, не достигшим 18 лет (независимо от стажа), а также обучающимся с отрывом от производства.

’’На детей в возрасте от 1,5 до 6 лет.

’’’ Учащимся образовательных учреждений – до окончания ими обучения.

’’’’ Проходящих военную службу по призыву.

В сфере социальных пособий главной проблемой остаётся безадресность выплат. Их основные компоненты: пособия и компенсационные выплаты на детей. Задержки этих платежей практически повсеместно составляют от 2 до 8 месяцев. Для обеспечения адресности пособий возможны разные подходы, в том числе совмещающие проверку нуждаемости с распределением величины по категориям.

Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, пре­тендующих на их получение, достигает почти 100 млн. чело­век (ветераны, дети, инвалиды, безработные, учащиеся, миг­ранты и др.).

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь .

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.

Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицам, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

Таблица №19

Скорая медицинская помощь

1990

1996

1997

1998

1999

2000

Число больниц скорой медицинской помощи

58

54

55

56

59

49

В них коек, тыс.

42,4

37,2

37,5

37,8

39,1

29,3

Средняя мощность одной больницы, коек

731

689

681

675

663

598

Число отделений скорой медицинской помощи

3042

3164

3150

3135

3142

3172

Численность лиц, которым оказана скорая помощь амбулаторно и при выездах, на 1000 населения

348

348

348

346

348

362

При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998г., предусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи:

-скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронологических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

-амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;

-стационарная помощь.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь.

Санаторно-курортное лечение-это самостоятельный вид социального обеспечения, которое предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой.

Законодательством указывается круг лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение бесплатно либо со скидкой.

Так, льготами по обеспечению путевками в санатории-профилактории пользуются:

-беременные женщины;

-граждане пожилого возраста (по медицинскому заключению);

-дети-инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет;

-инвалиды I группы;

-инвалиды, участники Великой Отечественной войны;

-ветераны боевых действий на территории других стран;

-ветераны труда и т.д.

В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода России к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.

Таблица №20

Средние цены на отдельные виды медикаментов и перевязочных материалов

(на конец года; рублей; до 1998г.-тыс. руб.)

1996

1997

1998

1999

2000

Аспирин отечественный, за 10 таблеток

1,00

0,99

1,30

1,62

1,58

Анальгин (кроме детского) отечественный, за 10 таблеток

1,21

1,20

1,72

2,55

2,57

Валокордин, флакон 20 мл.

5,32

9,17

20,92

28,50

27,96

Корвалол, флакон 25 мл.

5,32

2,62

3,63

4,08

5,42

Валидол, за 10 таблеток

1,18

1,30

1,99

2,89

2,98

Нитроглицерин, за 10 таблеток

0,29

0,41

0,72

1,49

3,18

Эритромицин, за 10 таблеток

8,05

7,55

9,83

15,42

19,17

Йод, за 10 мл.

1,83

1,94

2,33

2,77

3,21

Бинты, за шт.

1,97

2,53

3,14

3,24

Вата отечественного производства, за 100г.

5,28

5,12

7,79

9,22

8,99

Таблица №21

Средние цены на отдельные виды медицинских услуг

(на конец года; рублей; до 1998г.-тыс. руб.)

1996

1997

1998

1999

2000

Первичный прием к врачу-специалисту, за одно посещение

29,40

35,06

41,90

52,67

62,97

Лабораторные анализы за один анализ

13,92

19,49

24,40

31,22

37,99

Удаление одного зуба под местным обезболиванием, за одно удаление

30,63

38,44

52,93

77,52

97,19

Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов, и осуще­ствляется практически безадресно. В связи с этим государ­ством предпринимаются меры по законодательному упорядо­чению системы предоставления отдельных социальных вы­плат и льгот.

5.Социальное страхование населения. Система социальной службы.

Социальное страхование — это система материального обес­печения граждан при наступлении нетрудоспособности, ста­рости и в иных, предусмотренных законом случаях; распрос­траняется на всех трудящихся и осуществляется за счет стра­ховых взносов самих граждан. В России социальное страхование носит в основном государственный и обязатель­ный характер.

Основными признаками социального страхования являют­ся: предварительный учет или прогнозирование риска; кол­лективная ответственность за индивидуальный риск; опреде­ление внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (ме­стное и частное страхование); всеобщее страхование, охваты­вающее всю территорию страны и значительное число граж­дан; международное страхование.

Современная система государственного страхования в Рос­сии включает: страхование старости; страхование инвалид­ности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования ос­новано на страховых взносах работодателей, работников, са­мозанятого населения.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость из­менения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов меж­ду государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие цело­го ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоя­тельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготов­ки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т.д.

Таблица №22

Поступления и расходование средств фонда социального страхования РФ

(миллионов рублей; до 1998г.- млрд.руб.)

1998

1999

2000

Остаток средств на начало года

2742

4220

12095

Поступление

32537

51865

86581

в том числе:

страховые взносы, налоговые платежи

30601

48268

83657

из федерального бюджета

522

907

580

от реализации путевок

208

789

1185

от вклада на депозит и прочих финансовых вложений

122

146

284

средства из пенсионного фонда РФ

42

511

-

прочие поступления

742

1244

875

Расходование

31059

43892

69995

В тои числе:

финансирование выплат населению пенсий, пособий

20734

25688

42867

финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию

8634

14059

23555

финансирование выплат пособий сверх установленных норм на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет федерального бюджета

313

274

322

финансирование исполнительной дирекции фонда

1196

1767

2503

перечислено в Пенсионный фонд РФ

-

-

-

прочие расходы

182

2104

748

Таблица №23

Поступления и расходование средств республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения

(миллионов рублей; до 1998г.-млрд. руб.)

1998

1999

2000

Остаток средств на начало года

2,3

4,7

0,1

Поступление

82,0

237,3

171,1

в том числе:

из федерального бюджета

-

-

-

от реализации путевок

-

-

-

от вклада на депозит и прочих финансовых вложений

18,5

26,2

27,2

добровольные поступления

-

-

-

возврат ранее размещенных средств

63,4

206,8

129,9

прочие поступления

0,1

4,3

14,0

Расходование

79,6

241,9

170,5

в том числе:

финансирование отдельных мероприятий по социальному обеспечению

5,1

20,4

23,9

финансирование отдельных мероприятий по санатрно-курортнному обслуживанию

8,8

16,2

30,9

финансирование исполнительной дирекции фонда

2,7

3,7

5,0

финансовые вложения

59,7

181,1

101,3

платежи в бюджет

3,0

20,2

5,6

Оказание помощи пострадавшим на Чернобыльской АЭС

-

-

-

прочие расходы

0,3

0,3

3,8

Таблица №24

Поступления и расходование средств государственного фонда занятости населения РФ

(миллионов рублей; до 1998г.-млрд. руб.)

1998

1999

2000

Остаток средств на начало года

333

424

1502

Поступление

8610

13037

20140

в том числе:

страховые взносы, налоговые платежи

8153

12494

19197

из федерального бюджета

7

15

14

из бюджетов субъектов РФ

22

25

16

добровольные поступления

18

1

3

прочие поступления

410

502

910

Расходование

8584

11959

16866

в том числе:

финансирование выплат населению пенсий, пособий

5541

7770

6955

финансирование отдельных мероприятий по социальному обеспечению

38

56

321

финансирование расходов по науке и научному обслуживанию

12

14

37

финансирование расходов по образованию

463

660

1558

финансирование исполнительной дирекции фонда

1654

1985

3282

финансирование общественных работ

204

341

596

финансовую поддержку предприятий

484

832

3484

прочие расходы

188

301

633

Переход на обязательное медицинское страхование следу­ет также рассматривать как одну из форм социальной защи­ты граждан в ряду социальных гарантий государства.

Таблица №25

Поступления и расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования

(миллионов рублей; до 1998г.-млрд. руб.)

1998

1999

2000

Остаток средств на начало года

13

12

27

Поступление

1278

1984

2887

в том числе:

страховые взносы, налоговые платежи от вклада на депозит и прочих финансовых вложений

12

9

16

возврат ранее размещенных средств

53