Главная              Рефераты - Социология

Основы современного социального управления - реферат

Раздел 1. Теория и история социального управления


1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведе­ния, социологии, политологии и др.), призванных изучать об­щество и законы его развития. Менеджмент как одно из направ­лений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, кото­рое не исчерпывает всего содержания социального управления.

С позиции менеджмента управление — это процесс проекти­рования и инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации.

В теории менеджмента управление в большей мере исследу­ется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в прак­тике управления, т.е. как искусство управления.

Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках.

Правоведение трактует управление как государственное пра­вовое регулирование с помощью законов.

Политология понимает управление как воздействие на обще­ство со стороны государства политическими методами и т.п.

Существует множество позиций и других подходов, отража­ющих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия регулирование, руко­водство, администрирование, менеджмент, организация и т.п.

Расплывчатость понятия "управление" создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться соб­ственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.

Социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения — теория и методология их взаимодействия, основанные на систем­ной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодей­ствия и взаимовлияния. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их це­лостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений сово­купного интеллекта, присущего обществу на данном историчес­ком этапе развития.

Поэтому задача социального управления — обеспечение целост­ного представления о взаимодействии сложных социальных сис­тем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Назрела необходимость формирования науки социального управления как единой, общей отрасли научного знания и учеб­ной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вто­рых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.

Закономерности функционирования и поддержания целост­ности общества и всех отдельных видов управления, познание и использование которых позволяют обеспечи­вать цели общества как единой системы, выступают в качестве главного содержания науки социальное управление. Она иссле­дует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того, в какой сфере жизни они осуществляются, закономерности и принципы создания и функционирования самой системы управления.

Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Основным методом исследования управленческой науки является систем­ный подход, системный анализ явлений общественной жизни, которые объединяют совокупность методов и средств, помогаю­щих изучить свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве сложной социальной системы.

Напомним, что система — это множество взаимодействую­щих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Системный подход — это комплексное изучение исследуемо­го объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Система социального управления реализует различные функции управления:

- включает разных специалистов, объединенных в органах управления;

- исполь­зует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техни­ки;

- объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая по­зволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.

Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризи­са постоянно нарастает вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факто­ров, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. Состояние, когда процессы развиваются в одном направле­нии, а действия субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном, характеризуется как кризисное состояние системы управления.

Научные основы социального управления опираются на теорию систем социального управления и теорию искусства социального управления. Поэтому предметом изучения является исследование управленческой деятельности в единстве с уп­равленческими отношениями, складывающимися в процессе создания системы социального управления, которая изучается теорией ее построения, функционирования и совершенствования.

Теория искусства социального управления основана на эм­пирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управ­ленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономер­ностей и принципов, не предусматривает общих правил поведе­ния, но позволяет талантливым управленцам находить неорди­нарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и принципов управления теория искус­ства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет полу­чить оптимальный управленческий результат.

Наука социального базируется на общеметодологических принципах фундаментальных общественных наук, таких как философия, экономика, социология, политология, психология и др. Она имеет свой собственный предмет, свою проблематику, является самостоятельным и очень современным направлением познания жизни, от успехов которого во многом зависят темпы социаль­ного прогресса и качество жизни людей.

Как свидетельст­вует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управлен­ческой культуры, недостаточный запас "критической массы" управления способствуют деградации частных видов управле­ния, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состо­яний, но и своими некомпетентными действиями только умножа­ет число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.


2. Сущность и содержание социального управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляю­щие, определяемые формами существования материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих осуществляются те или иные процессы развития под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), т.е. управление вещами, изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, называемое управлением био­логическими системами, является объектом изучения естествен­ных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, кол­лективы, классы относят к социальному управлению. Эта об­ласть изучается социальными науками.

Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком значении слова. В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Объективная необходимость управленческого труда порожда­ет особую группу работников — управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социаль­ного управления, а также преподаватели, осуществляющие под­готовку, переподготовку и повышение квалификации управлен­ческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также не­обходимостью его кооперации. Следовательно, как совмест­ный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элемен­том общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осущест­вляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание самого понятия уп­равления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, тесно связана с государственной властью, однако первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функциони­рования и развития.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определе­ние целей управления — главный и начальный этап управления.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа обще­ственных потребностей в продукции, услугах, качестве социаль­ных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъек­та управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремится к макси­мальной строгости, экономичности, целесообразности и последо­вательности. Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных дей­ствий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив. Мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фак­тора, ресурса личности в управлении.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управлен­ческой деятельности, способны достигать наилучших результа­тов в управлении общественными делами, обеспечивать упоря­доченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство под­держания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, тра­дицию, общественный институт с помощью устойчивой социаль­ной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе уп­равленческой деятельности — одной из разновидностей чело­веческой деятельности вообще. Управленческая деятельность призвана обслуживать реали­зацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно опре­делить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий чело­века в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, при­нятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процес­сов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность информационна, по­тому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и прежде всего управленчес­кой, информации. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации.

Каждый человек, занятый управ­лением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и форми­рует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного "я" управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления.

В процессе управленческой деятельности субъекты управле­ния, органы управления, управляющие и каждый человек всту­пают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, поста­новкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения — необходимый элемент меха­низма управления, подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

Помимо субординации типа "руководитель — подчиненный" существуют отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направлен­ные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсис­темы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управле­ния, организационных и управленческих отношений и соответ­ствующих видов деятельности в нее входят функции управле­ния. Под ними понимают конкретные направления деятель­ности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, подразделяя их на целевые и организацион­ные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются определяющим элементом управ­ленческой деятельности.

Процесс целеполагания — определяющее условие эффектив­ности всей системы управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате разви­тия данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части — организации решает система управления. Конечный результат ее функционирования — принятие и реализация грамотного управ­ленческого решения.


3. История управленческой социальной мысли

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искус­ство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

экономической — необходимость в производстве и распреде­лении ресурсов;

оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали бы и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооруже­ний требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выде­ляют несколько исторических периодов.

I. Древний период. Наиболее длительным был первый пери­од развития управления — начиная с 9-7 тысячелетий до н.э. и примерно до начала XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний человечество тысячелетиями по крупицам накапливало его опыт.

Первые самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда отмечались на стадии первобыт­но-общинного строя, когда управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало во всех видах деятельности.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

II. Индустриальный период (1776—1890). Переворот в теории и практике управления связан с создани­ем и использованием вычислительной техники. В 1833 г. англий­ский математик Ч. Бэббидж разработал проект "аналитической машины" — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III. Период систематизации (1856—1960). Наука об управ­лении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, совершенствуется научный аппа­рат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени управленцы переориентировались от потреб­ностей своей конкретной организации на изучение сил управле­ния, действующих в их окружении. Некоторые из них решали управленческие проблемы старыми способами, которые сраба­тывали прежде, другие искали более систематизированные под ходы к управлению. Их индивидуальные успехи и неудачи могут послужить уроком для современных управляющих.

В сущности то, что мы сейчас называем управлением, заро­дилось во времена промышленной революции в XIX в. Возник­новение фабрики как первичного типа производства и необходи­мость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы не могли уже наблюдать за деятель­ностью всех работников. Лучших работников стали обучать тому, что они могли представлять интересы владельца на рабо­чих местах. Это и были первые менеджеры.

Основные школы управления.

Самые первые исследования в области управления были сделаны классической школой.

Первых управленцев в основном волновал вопрос эффектив­ности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали в основном на адаптации рабочих: разра­батывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с тем, что не все люди по своим качествам подходят для управленческой работы. Было замечено, что всем преуспе­вающим управленцам свойственны определенные черты харак­тера и навыки. Поэтому считалось, что достаточно установить качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими.

Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью деятель­ности отдельного человека, а деятельностью организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Главная за­слуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель "школы научного управления" разработал методологические основы нор­мирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимули­рования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области управления.

Разновидностью классической школы управления стала ад­министративная школа, которая занималась изучением вопро­сов о роли и функциях управления. Считалось, что достаточно определить суть работы управляющего и тогда легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "ад­министрирования" (отсюда и название административная школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распоряди­тельства; подчинение частного интереса общему; вознагражде­ние за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедли­вость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; ини­циатива.

Другие представители административной школы: М. Блюмфилд, разработал концепцию управле­ния рабочей силой (1917), М. Вебер, предложил концеп­цию рациональной бюрократии (1921). Он также дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта классической школы (научной и администра­тивной) заключается в утверждении, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

Определенный прорыв в области управления, ознаменовав­шийся появлением школы человеческих отношений (поведенчес­кой школы), был сделан на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о чело­веческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы кон­троля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, считал он, результаты труда.

А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасности существования; соци­альные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); само­выражения, полного использования своих возможностей, дости­жения целей и личного роста.

Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и У) лежат следующие характеристики работников: теория Х — средний индивидуум туповат, стремится увиль­нуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой катего­рии предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория У — люди от природы не пассивны, а стали такими в результате работы в организации. У данной категории работни­ков затраты физического и умственного труда так же естествен­ны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основ­ном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Ее появление — следствие применения матема­тики и компьютеров в управлении. Представители этой школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъектив­ных решений управленцев.

В современных условиях математические методы использу­ются практически во всех направлениях управленческой науки.

Системный подход в управлении связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предпо­лагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории такова: ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.

В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организа­ция как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информа­ции и материалов, поступающих извне, имеет способность при­спосабливаться к изменениям во внешней среде.

С точки зрения экономики организации наиболее существен­ные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна зани­мать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Социальная сфера управ­ления становится относительно самостоятельной, многострук­турной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип управленца — рыночный. Каждый муниципальный менеджер становится своего рода предпринимателем в сфере управления, успешно конкурирующим с государственным управлением, что создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизи­руется, вырождается и деградирует. Как показал мировой опыт, это главный механизм формирования ответственной и профес­сиональной команды не только менеджеров, но и государствен­ных органов управления.

В результате буржуазной революции появился класс менеджеров взамен капиталисто. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государствен­ное управление.

Подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внима­ния стояли вопросы повышения производительности труда и налаживания социальных отношений на предприятии. Теорети­ческий фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Майо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации труда и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называемой управление персоналом или, более широко, управление человеческими ре­сурсами, что во многом тождественно понятию социальный ме­неджмент.

Основные суждения по управлению, высказанные в трудах этих ученых и всех их последователей вплоть до настоящего времени, посвящены управленческой деятельности — соедине­нию в управлении научного знания, технических средств, тру­довых и эвристических способностей человека. Именно этими исследователями были открыты и введены в действие огромные резервы рационализации систем управления, а на этой базе и с помощью управления — всей общественной и частной жизнеде­ятельности людей. Управленческой деятельности посвящена об­ширная и разноплановая научная литература, которую полезно и необходимо изучать каждому управленцу.

История мирового социального управления насчитывает несколько управленческих революций, знаменую­щих собой поворотные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате дело­вого общения и калькуляции.

Вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего образцы сугубо светского аристократического стиля

управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, отно­симой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Инду­стриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

Пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной силы — профессиональных менеджеров, клас­са управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.

Начало развития управленческой науки в России было поло­жено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государст­венного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных