ВВЕДЕНИЕ.
Современная
ситуация в
Республике
Беларусь,
характеризующаяся
экономическим
кризисом, снижением
уровня жизни,
растущей бедностью
населения
требует тщательного
анализа всех
сторон жизни
людей, в том
числе молодежи.
Очевидно, что
успешное
реформирование
государства
возможно только
при активном
участии молодежи.
Это требует
новых подходов
к разработке
и осуществлению
молодежной
политики. В
связи с этим
возникает
необходимость
периодического
исследования
молодежи, сбора
достоверной
информации
об ее жизни,
потребностях
и интересах.
Только на основе
объективных
данных о положение
молодежи может
быть осуществлена
молодежная
политика.
И именно
молодежь в
сложившийся
социально-экономической
обстановке
является наиболее
незащищенной
и подверженной
радикальным
различным и
экстримистким
идеям. Поэтому
есть смысл
говорить о
необходимости
воздействия
на молодое
поколение с
целью формирования
физически и
морально развитого
индивида.
На сегодняшний
день в Республике
существует
большое количество
министерств
и ведомств,
которые в той
или иной степени
принимают
решения о судьбе
молодого поколения.
Однако, не все
они осуществляют
свою деятельность
в соответствии
с единой стратегией.
Отсутствие
общей координации
и единого центра
позволяет нам
рассмотреть
реализацию
молодежной
политики в
республике
через анализ
деятельности
всех государственных
органов, которые,
так или иначе,
участвуют в
судьбе молодого
поколения.
1. МОЛОДЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ
И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь-
это один из
скрытых ресурсов
общества и от
мобилизации
которых зависит
его жизнеспособность.
Общества
делятся на
статичные и
динамические.
Статичные
общества, которые
развиваются
постепенно
при медленном
типе изменений,
опираются
главным образом
на опыт старших
поколений. Они
сопротивляются
реализации
скрытых возможностей
молодежи. Образование
в таких обществах
сосредоточено
на передаче
традиций. Такое
общество сознательно
пренебрегает
жизненными
духовными
резервами
молодежи, поскольку
не намерено
нарушать существующие
традиции.
В противоположность
им динамические,
стремящиеся
к новым возможностям,
независимо
от господствующей
в них социальной
или политической
философии,
опираются
главным образом
на сотрудничество
с молодежью.
Особая функция
молодежи состоит
в том, что она
- оживляющий
посредник,
своего рода
резерв, выступающий
на передний
план, когда
такое оживление
становится
необходимым
для приспособления
к быстро меняющимся
или качественно
новым обстоятельствам.
Рассматривая
значение молодежи
для общества,
нужно выяснить
характер потенциала,
который представляет
эта молодежь,
и формы интеграции,
необходимые
для преобразования
этого потенциала
в функцию. Или
же просто ответить
на вопрос: что
мы имеем в виду,
когда говорим,
что молодежь-
это оживляющий
посредник.
Ошибочно
утверждать,
что молодежь
прогрессивна
по своей природе.
Ведь консервативные
и реакционные
движения могут
также увлечь
молодежь. Молодежь
ни прогрессивна,
ни консервативна
по своей природе
- она потенция,
готовая к любому
начинанию. Быть
молодым означает
стоять на краю
общества, быть
во многих отношениях
аутсайдером.
И можно утверждать,
что подросток-
эта та общественная
сила, которая
может осуществить
различные
начинания,
потому что он
не воспринимает
установленный
порядок как
нечто само
собой разумеющееся
и не обладает
закрепленными
законом интересами
ни экономического,
ни духовного
характера.
Данная характеристика
молодежи
подразумевает
необходимость
политической
социализации
молодежи.
Задача молодежи
внутри страны
может заключаться
в том, что она
должна положить
конец духовному
кризису. В настоящее
время молодежь
не может обойтись
без воплощения
своих стремлений
в жизнь. И помочь
ей в этом может
только государство.
Исходя
из выше сказанного,
можно сказать,
что главная
задача молодежной
политики - создание
социально-экономических
условий для
реализации
молодежью своих
функций в
динамическом
обществе .
Теперь мы
можем определить
значение термина
“молодежная
политика”.
Для
начала обозначим
что входит в
понятие молодежная
политика. Во-первых,
это очень широкая
многофункциональная
политика, включающая
большой перечень
мер, которые
затрагивают
молодое поколение
с момента рождения
и до 25 лет (детские
сады, поддержка
семьи, образование,
социальное
обеспечение,
занятость,
жилье). Во вторых,
под “молодежной
политикой”
подразумевается
деятельность
специализированных
центральных
правительственных
учреждений,
комитетов,
комиссий по
делам молодежи.
В-третьих, термин
“молодежная
политика”
охватывает
только политику
в сфере свободного
времени и образования
молодежи.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статья
1 - с изменениями,
внесенными
Законом от 9
июля
1997 г. N 56-З
Государственная
молодежная
политика -- это
система
социально-экономических,
политических,
организационных
и
правовых
мер, направленных
на поддержку
молодых граждан
Республики
Беларусь в
возрасте до
25 лет, осуществляемых
государством
для социального
становления,
развития молодежи
и наиболее
полной реализации
ее потенциала
в интересах
всего
общества.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Цель
молодежной
политики заключается
в создании
благоприятных
экономических
и политических
условий, правовых
гарантий, способных
улучшить качество
жизни молодежной
популяции (не
в ущерб жизнедеятельности
других групп
и слоев общества).
Цель
определяет
две взаимосвязанные
задачи: создание
объективных
условий для
цивилизованного
социального
становления
и развития
подрастающего
поколения (как
объекта молодежной
политики); создание
благоприятных
условий для
инновационной,
самостоятельной
деятельности
молодежи в
различных
сферах общества
и в интересах
самого общества;
практической
отработки новых
общественных
отношений и
форм жизнедеятельности
молодежи (как
субъектов
политики).
Говоря
о государственных
мероприятиях,
призванных
решать проблемы
молодежи, следует
подчеркнуть,
что молодежная
политика нередко
не представляет
собой какой-то
законченной
системы, детально
регламентирующей
взаимоотношения
молодого поколения
во всем сложившемся
многообразии
современной
жизни.
Можно
утверждать,
что государственная
молодежная
политика - это
интегрирование
отдельных
программ и
проектов, касающихся
молодежи, в
единое целое
при усилении
регулирующей
роли современного
государства.
2.
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ.
В
настоящее время
большое внимание
уделяется
изучению опыта
ряда западных
стран, которые
в этом вопросе
достигли поставленных
целей. Поэтому
анализ молодежной
политики в
западных странах
играет также
немаловажное
значение для
определения
курса нашей
Республиканской
молодежной
политики, не
отрицая при
этом особенностей,
сложившихся
в нашей культуре
и менталитете.
То есть, необходим
какой-то синтез
западных течений
и отечественных
направлений
по формированию
целенаправленной
государственной
молодежной
политики.
Анализ
зарубежного
опыта позволяет
сделать следующие
выводы:
Молодежная
политика в
развитых странах
превратилась
сегодня в
самостоятельное
направление
деятельности
государства.
Государство
проводит молодежную
политику через
систему органов
управления
и координации,
причем, вмешательство
государства
тем сильнее,
чем слабее
активность
региональных
“свободных
носителей”
молодежных
услуг.
Эффективность
реализации
программ зависит
от учета интересов,
потребностей,
желаний молодежи,
ее постоянно
меняющихся
требований
к качеству
образования,
трудоустройства,
досуга, сферы
услуг.
Происходит
переход от
всеобъемлющих,
единых, централизованных
общегосударственных
(национальных)
программ для
всей молодежи
к локальным,
целевым, гибким
проектам. При
реализации,
которых акцент
делается на
усилиях местных
(районных) органов
власти как
более приближенных
к конкретным
потребителям
и учитывающих
демографические,
социальные,
экономические
и политические
особенности
и конкретной
территории,
где формируется
и реализуется
молодежная
политика.
3.СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ
МОЛОДЕЖНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
В БЕЛАРУСИ И
ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА.
Белорусское
общество, находящееся
на пути трансформации,
ведет поиск
идей, институтов,
социальных
организаций,
которые обеспечивали
бы формирование
целостности
и стабильности
общественных
отношений.
Если в начале
пути основной
груз проблем
как в разработке
стратегии
формирования
в Беларуси
гражданского
общества, так
и практического
реформирования
в сферах экономики,
политики и
культуры брали
на себя представители
старшего и
среднего поколений,
то в XXI веке он
ложится на
плечи молодой
когорты. Именно
тем, кому сегодня
16-25, придется
решать самые
трудные задачи.
В условиях,
когда основные
потребности
человека не
могут быть
удовлетворены,
практика общественных
отношений
вырабатывает
различные пути
преодоления
данного противоречия.
Одним из таких
способов является
деятельность
партий и движений,
в том числе и
молодежных.
Их возникновение
и распространение
выражает
неудовлетворенность
значительной
части населения
— особенно
молодежи —
условиями
своего материального
и социально-политического
жизнеустройства.
Молодежь
является и
субъектом, и
объектом общественных
трансформаций:
во-первых, сами
молодые люди
с целью повышения
эффективности
их влияния на
жизнь общества
стремятся
объединяться,
организоваться
в общественные
структуры, и,
во-вторых, само
общество проводит
молодежную
политику. Одним
из действенных
механизмов
осуществления
этих преобразований
является молодежное
движение, которое
можно сравнить
со своеобразной
политической
системой такой
специфической
категории
общества, как
молодежь. Оно,
как и политическая
система общества
в целом, как
минимум включает
в себя следующие
три подсистемы:
--институциональную
или организационно-институциональную
(это государственные
и общественные
структуры,
которые решают
проблемы молодежной
политики);
--регулятивную
или нормативную
(это законодательство
в части молодежного
движения и
программные
и уставные
документы самих
организаций);
--коммуникативную
или информационную
(это молодежные
средства массовой
информации,
молодежные
издания и т.д.).
Центром
социологических
и политических
исследований
Белгосуниверситета
было проведено
исследование
"Специфика
становления
и развития
молодежных
движений в
условиях переходного
периода в Республике
Беларусь".
Объектом данного
исследования
является молодежь
(население в
возрасте от
16 до 29лет) Республики
Беларусь и сами
молодежные
организации
и движения, а
предметом —
особенности
становления
и развития
молодежных
движений, механизмы
и способы
социально-политической
институциализации
молодежи в
современных
условиях.
Всего
в Беларуси ныне
существует
около 160 молодежных
организаций
и объединений,
работающих
по различным
направлениям.
Следует учитывать,
что количество
организаций
постоянно
меняется: образуются
новые, некоторые
прекращают
свою деятельность,
происходит
разделение
или объединение
уже существующих. В
последнее время
очень активно
идет рост
региональных
структур молодежных
объединений.
И если республиканские
организации
имеют больше
возможностей
заявить о своей
деятельности
в СМИ, например,
то в регионах
молодые люди
порой даже не
догадываются,
что рядом с
ними в их провинциальном
городе успешно
работает несколько
молодежных
организаций
и инициатив. У
молодежного
движения Беларуси
сегодня есть
два варианта
дальнейшего
развития - элитарный
и массовый. При
элитарном
варианте проекты
молодежных
организаций
будут доступны
исключительно
для узкого
круга молодых
людей преимущественно
в Минске и областных
центрах. Но
возможен и
другой путь
- когда молодежные
организации
будут идти в
регионы, области
и даже районы,
организовывать
программы,
рассчитанные
на широкий круг
молодых людей. Среди
основных направлений
деятельности
молодежных
организаций
Беларуси можно
выделить три
наиболее развитых.
Наибольшее
количество
организаций
(20,8%) называют
основным направлением
своей деятельности
образование,
просвещение,
воспитание,
16,8% занимаются
социальной
защитой и
реабилитацией
молодежи, и
13,3% - это организации,
занимающиеся
спортом, туризмом
и отдыхом. Все
эти направления
- области, приоритетные
для молодежи,
а потому вполне
объяснимо, что
большинство
организаций
избрали их в
качестве основных.
Данные исследования
показывают,
что, несмотря
на ярко выраженную
тенденцию
увеличения
числа молодежных
организаций,
молодежь не
только не стремится
войти в их ряды,
но и, зачастую,
не знает об их
существовании.
В анкете респондентам
был предложен
вопрос: "Какие
молодежные
общественные
организации
Вы знаете?"
Более трети
респондентов
(39,1%) не дали ответа,
продемонстрировав,
таким образом,
свою полную
неосведомленность.
Тем не менее,
полученные
результаты
позволили
построить
рейтинг молодежных
организаций
и движений
страны.
Таблица
1. Знание респондентами
молодежных
общественных
объединений
(в %):
Молодежные
организации |
% |
Белорусская
ассоциация
клубов ЮНЕСКО |
4,4 |
Белорусская
ассоциация
молодых политиков |
2,1 |
Белорусский
Патриотический
Союз молодежи |
48,3 |
Белорусский
Союз молодежи |
25,0 |
Белорусский
Союз молодых
предпринимателей |
2,7
|
Гражданский
форум |
0,9
|
Ленинский
Коммунистический
Союз Молодежи
Белоруссия |
1,6
|
Лига
добровольного
труда молодежи |
0,5
|
Ца.та.чат
1Т»"Я^ |
3,0
|
Малады
фронт |
10,8
|
Как свидетельствуют
данные таблицы,
двумя самыми
известными
белорусскими
молодежными
организациями
являются Белорусский
Патриотический
Союз Молодежи
и Белорусский
Союз Молодежи.
48,3% опрошенных
молодых людей
знает о БПСМ,
25,0% - о Белорусском
Союзе Молодежи
(БСМ). Социальные
базы двух ведущих
молодежных
организаций
очень близки.
Однако Белорусский
союз молодежи
пользуется
несколько
большей поддержкой
в среде рабочей
молодежи и у
молодых людей
в возрасте от
26 до 30 лет.
О деятельности
Молодого Фронта
(МФ) знает 10,8%
респондентов,
Белорусскую
ассоциацию
клубов ЮНЕСКО
знают 4,4% опрошенных
и 3,0% - Молодую
Грамаду. Все
другие организации,
которые были
упомянуты
респондентами,
набрали меньше
3%. Наиболее
высока на момент
проведения
опроса информированность
о такой организации,
как Белорусский
патриотический
союз молодежи
(БПСМ). Эта
организация
была образована
21 мая 1997 года. Согласно
его уставу, это
независимая
молодежная
организация,
но многие люди
и другие организации
считают его
государственной
структурой.
Президентский
указ № 380 от 9 июля
1997 г. объявил, что
приоритетом
государственной
молодежной
политики является
оказание всяческого
содействия
БПСМ. Это создает
серьезный
дисбаланс между
этой организацией
и другими молодежными
организациями,
особенно в
финансовом
отношении.
Структура
организации,
способы вербовки
новых членов,
характер действий
и роль, которая
приписывается
ей государством,
в большой степени
напоминает
Комсомол советских
времен, У БПСМ
много ячеек
в школах и
университетах,
и в начале 1999 года
было 150 тысяч
членов, В государственных
средствах
массовой информации
этой организации
дана "зеленая
улица". Вышесказанное
объясняет
причину того,
что БПСМ - наиболее
часто упоминаемая
и самая известная
из молодежных
организаций.
Таблица 2. Отношение
молодежи к
молодежным
общественным
объединениям
(в %).
Молодежные
организации |
положительное |
отрицательное
|
безразличное
|
Белорусская
ассоциация
клубов ЮНЕСКО |
45,8
|
1,1
|
17,1
|
Белорусский
Союз молодежи |
38,4 |
4,1 |
28,6 |
Белорусский
Союз молодых
предпринимателей |
30,7
|
2,7
|
25,2
|
Лига
добровольного
труда молодежи |
25,4
|
3,7
|
21,5
|
Белорусская
ассоциация
молодых политиков |
16,2
|
5,2
|
29,0
|
Белорусский
Патриотический
Союз молодежи
|
30,7
|
17,8
|
31,4
|
Гражданский
форум |
6,0 |
2,5 |
23,3 |
Маладая
грамада |
12,1 |
8,3 |
28,2
|
Малады
фронт |
13,5
|
|
|