Главная              Рефераты - Религия

Буддизм и исмаилизм: точки пересечения и линии сопоставления - статья

Вопросы, связанные с влиянием и ролью конфессиональных меньшинств внутри крупных национальных образований и переплетений между ними их религиозно-философских концепций, привлекают всё больший и больший интерес, как у российских, так и зарубежных учёных.

Религиозное учение

Понятие и атрибуты Бога. В буддизме и исмаилизме понятие и восприятие Бога сводится к тому, что носителем божественного откровения является конкретный человек: в буддизме — сын индийского царя, получивший впоследствии имя Будды, т. е. «просветлённый». В исмаилизме — духовная глава общины — имам (т. е. стоящий впереди — араб.), сущность которого «есть духовное водительство людей, воспитание их чувств и мыслей в необходимости беспрерывного духовного совершенствования в целях приближения к Богу»

Согласно буддистскому вероучению космос не был создан богом-творцом или каким-либо иной абстрактной силой, как, например, в иудаизме, христианстве или исламе. В основе бытия лежит принцип зависимости: Будда учил, что ничто в этом мире не возникло вне связи с другими явлениями. Возникновение всякого существа и всего сотворенного (существующего) обусловлено наличием причин и условий.

Понятие инкарнации, как источника бытия, также является основным стержнем в учении буддизма, которое непосредственно определяет перевоплощение всего живого после смерти. Согласно учению исмаилитов, судьба последующего переселения души верующего в другую телесную оболочку предопределяется безукоснительным соблюдением установленных религиозно-этических норм. Исмаилиты полагают, что душа человека после его смерти не носится в беспредельном пространстве, как это соответствует учению суннитов, а находит себе приют. В исмаилизме Бог, как абсолютная истина, не имеет атрибутов. В противном случае он должен был подвергнуться сравнению с какими-либо иными источниками добродетели. Мир был создан, согласно исмаилитскому вероучению, его субстанциями — Мировым Разумом и Мировой Душой — своего рода взаимосвязью качества и количества, причиной и следствием. Переход власти от одних Далай Лам к другим происходит путём выбора нового кандидата в большинстве случаев самим носителем сакрального откровения с мотивацией на небесное предсказание. Если у одного Ага Хана нет наследника, то «Душа после смерти имама воплощается… в другой личности, которой, по соизволению Бога, надлежит быть имамом… Божественная единая душа имама переселяется из одной личности (имама) в другую. Отсюда преемственность имамата, непрерывно руководствующегося на земле чувствами и волей людей в духе исповедуемой ими религии.»

Одно из главных мест в догмах буддизма и исмаилизма занимает учение о пути преодоления страданий через духовное самосовершенствование человека и его преданности религиозным авторитетам. Говоря о принципах морального долга среди последователей обоих вероучений, следует отметить, что в буддизме, как и в исмаилизме особое внимание отводится носителям сакральных знаний. «Следуй положительному влиянию других: тех, кто владеет знанием и мудростью или тех, кто является… главой общины»

Социальные отношения: Структура организаций

Структура буддистских и исмаилитских организаций строится по принципу пирамиды, основанной на строгой — в плане подчинения — административной иерархии, вершину которой замыкают Далай Ламы и Ага Ханы. Миссия Далай Лам как и Ага Ханов связывается верующими с уничтожением социальной несправедливости и торжеством всеобщего счастья. Далай Ламы и Ага Ханы являются для верующих источником всякого религиозного и философского знания и его интерпретации.

В истории восточных народов сосредоточение духовно-религиозной и политической власти в одних руках представляло собой обычное дело. Так, например, в истории Тибета некоторым Далай Ламам — духовным лидерам народов, проживающих в этом регионе, удлось тогда упорядочить иерархию религиозных правящих кругов Тибета в тех же целях, что преследовал и Ага Хан III — подчинить своему влиянию и контролю религиозные общины. С другой стороны, Далай Ламе V удалось тогда одновременно установить дружеские отношения с Китаем, которые длились почти 250 лет. При этом соблюдалась обоюдная толерантность, которая была направлена на уважение как религиозных авторитетов, которых покорители Маньчжурии видели в своих духовных учителях-наставниках, так и политических сил Китая, воплощающих сильную государственную власть, к которой всегда стремилось тибетское духовное руководство. Принимая во внимание связи ныне живущего в Европе духовной главы исмаилитов Ага Хана IV с ведущими мировыми политическими и финансовыми организациями, а также наличие огромных средств в фондах самого имама, следует признать, что Ага Хану удается в полной мере осуществлять свои планы в Таджикистане. Речь идет о реализации программ, направленных на оказание гуманитарной помощи как исмаилитам, живущим в республике, так и остальному населению. Восстановление сельского хозяйства, строительство дорог, перестройка системы образования, введение новых методов добычи полезных ископаемых и природных ресурсов, создаёт благоприятный климат в его отношениях с правительством Таджикистана.

Из-за этих политических и религиозных позиций Далай Ламам, как, впрочем, и Ага Ханам, удалось достичь ряда целей, которые должны были обеспечить сильную власть в одних руках, социальную стабильность посредством культурно-духовного и экономического преобразований тех или иных обществ. Таковыми целями являются:

Подчинение всех князьков-вассалов одному лидеру.

Создание единого центрального правительства.

Развитие торговли, которая способствовала бы научному и культурному процветанию общества, а также интеграции местного общества в мировую культуру.

Тибет и его соседи

Распространение буддизма в VII веке во времена правления князя Songtsen Gampo, которого до сих пор в Тибете считают носителем сочувствия (Mitgefuhl) и милости всех Будд, охраняющих Тибет, успешно продвигалось к границам Китая; тибетские войска подчинили Непал и достигли северных рубежей Индии.

Крупнейшие культурные и торговые центры, расположенные вдоль караванных путей, соединяющих Туркестан и Хотан, со временем лишились влияния и покровительства Китая и перешли под полный контроль Тибета.

Развитие тибетского языка и письменности, которая способствовала формированию государственности в этом регионе, а также позволившая Тибету укоренить свои позиции и связи с соседними странами, приходится также на период правления Songsten Gampo.

В IX веке в Тибете начинается пора политического, культурного и экономического спада в результате внутренних распрей местных правящих кругов, с одной стороны, выражавших интересы религиозной верхушки, с другой — местной аристократии, опасавшейся потери своего привилегированного положения в обществе из-за интенсивного распространения буддизма в Тибете, и к тому моменту уже сформировавшей в противовес буддизму свою собственную религию — Вon-Religion. Проводя параллели между историческим анализом роли системы образования в жизни тибетского и памирских обществ и её влиянием на отношения этих обществ к китайскому и таджикскому политическим-руководствам, можно заключить, что формирование новой системы образования среди исмаилитиов Таджикистана, которое должно, согласно плану и проектам организаций Ага Хана, ускорить процесс интеграции этого населения в мировую культуру, относится также к числу мер, направленных на формирование высших и средних учебных заведений нового типа в Бадахшане. Такого рода формирование предполагает воспитание и обучение нового поколения молодых людей в Бадахшане с новым, отличительным образом мышления, которое должно придать этому региону особый вид и образовать прослойку политической, экономической и культурной элиты данного общества, сумеющей в нужный момент оказать влияние на развитие социальных отношений во всей республике.

Также следует отметить, что в истории Тибета и Таджикистана происходили события, преследующие уничтожение буддийской и исмаилитской культур. К одной из главных причин преследований данных конфессий следует отнести сильно развитую и сплочённую систему внутренней организации данных обществ, самих веками формировавшихся вероучений, не допускающих проникновения и тем более оказания влияния инородных политических и идеологических движений на развитие буддийского и исмаилитского обществ. Вопросы о самоуправлении, о политической и экономической независимости, будут всегда стоять на первом месте перед Ага Ханами и Далай Ламами, даже если на текущий момент компромисс с китайским и таджикским политическим руководством по некоторым внутриполитическим проблемам откладывается.