Главная              Рефераты - Религия

Праздник Сретения Господня в литургическом освещении - статья

еп. Вениамин (Милов)

Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии.

Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца — Сына для представления Богу Отцу.

Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, св.Косьмою, Еп. Маиумским, преп. Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о кресте Христовом.

Для связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

Применительно к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события.

Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме [1]. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник — Опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.

По словам св. Андрея, Архиеп. Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и язычников [2].

Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была — чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами [3].

В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, св. Косьма Маиумский вдохновенно замечает:

"Притечем к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: "Ныне мы видим чудное. Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчиих недрах описуется плотью" [4].

Священная и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца — Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви — Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма. Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги [5].

Ветхозаветный храм отверз пред Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил Им дары боголепной хвалы [6].

Конечно, без озарения Св. Духом, никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве — Богоматерь и в Младенце Иисусе — Сына Божия, давшего Моисею Закон на Синае [7].

Но эта страшная действительность была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Св. Духа, в Богомладенце — Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама [8].

В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, чистое жилище Богу, небесная Дверь, херувимский престол, живая скиния Господа, Его многосветлый Чертог [9]. Принесение Богомладенца Иисуса в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы [10]. Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший Пречистою Свою Матерь — Деву, не нуждался в жертве очищения [11].

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Св. Духом, встретили Св. Семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.

Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной Сретенской стихире "Святителем" [12].

Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно прав. Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года [13].

Когда праведный Симеон подошел во храме к Пречистой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: "Симеон, носитель несказанных тайн! Прими на руки, как Младенца, Господа славы и спасение мира... на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка" [14].

Старец поклонился до земли Богоматери и сказал:

"Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь ... Боюсь объять Бога — Младенца ... Правда, Исаия некогда очистился принятым от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света... Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца" [15].

С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того, "Которого трепещут небесные силы" [16].

Затем старец в последующих словах своих исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов [17].

Св. Патриарх Гермоген, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса, не может удержаться от восклицания, и говорит в одной стихире: "Симеон! скажи Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас" [18].

И как было не изумляться Патриарху песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле, и херувимской колеснице [19].

Между тем, прав. Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: "Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни" [20]. "Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя,— Жизнь всех" [21]. "Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя... Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым" [22]. "Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью" [23].

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: "Старец не Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее" [24].

Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова:

"Этот Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием" [25]. "Он положил Себя Камнем преткновения и соблазна непокорным и неверующим спасением верным" [26]. "И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте" [27].

Такова речь Симеона Богоприимца в литургической передаче. Здесь не трудно различать вплетения в собственные Евангельские слова их искусного богословского толкования.

Что касается пророчества о Христе Спасителе прав. Анны Пророчицы, то оно в канонах и стихирах на "Сретение" передается в общих фразах. Святая Старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его Спасителем, Избавителем Израиля, Христом и Творцом неба и земли" [28].

Изложенное выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:

"Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали" [29]. "О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами" [30].

В истории "Сретения Господня" образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия.

Список литературы

[1] Предпр. Сретен. Госп. утра. Канон Богород., Светилен по 9 п.

[2] Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на "и ныне".

[3] Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни.

[4] Сретен. утра, Канон, Икос по 6 песни Канона.

[5] Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п.

[6] Предпр. Сретен. вечера, 1 и 2 стихиры на Господи воззвах.

[7] Сретение, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; 1 стихира на Литии.

[8] Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.

[9] Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира.

[10] Сретение утра, Седален по Полиелее.

[11] Предпр. Сретен. утра, Кан., Богород. 8 и 9 пп.

[12] Сретен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.

[13] Сретен. утра. Канон, 1 тр. 9 п.

[14] Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 4 п.

[15] Сретен. утра, Канон, 1 и 3 тр. 5 п.; Сретен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах.

[16] Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира.

[17] Сретен. Вел. вечер., 7 стихира на Литии, 1 стиховная стихира.

[18] Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.

[19] Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира.

[20] Предпр. Сретен. утра, 4 стиховная стихира; Сретен. утра, 1 хвалитная стихира.

[21] Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Литии; утра, Седален по Полиелее.

[22] Сретен. Велик, вечерня, 3 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 7 п.

[23] Сретен. утра, Канон, 2 тр. 9 п.

[24] Сретен. утра, Канон, 5 припев на 9 песни.

[25] Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п.

[26] Сретен. утра, Канон, 1 тр. 6 п.

[27] Сретен. вечера, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 3 тр. 7 п.

[28] Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п.

[29] Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п.

[30] Сретен. утра. Канон, 14 припев на 9 песни.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ