Главная              Рефераты - Религия

Влияние оккультизма на общество - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. История оккультизма. 5

2. Понятие и причины оккультизма. 7

3. Влияние оккультизма на современное общество. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 18


Введение

В наши дни оккультная активность быстро растет. Совершенно очевидно‚ что оккультизм проник сейчас во все слои нашего общества. Куда ни посмотришь — от средств массовой информации до бакалейных лавок‚ — везде сталкиваешься в той или иной форме с литературой по оккультизму и с его влиянием. Каждый может найти гороскоп для похудания и гороскоп для улучшения своей личной жизни.

При виде вызывающего тревогу роста интереса к оккультизму возникает неизбежный вопрос - «почему?»:

Почему столько людей‚ которые живут в наш просвещенный век с его невиданными научно–техническими достижениями‚ оказываются вовлеченными в оккультную практику. Росту популярности оккультизма способствуют несколько факторов.

В последние годы происходит отказ от кардинальных положений христианского вероучения со стороны ряда лиц‚ занимающих ведущее положение в церкви. Это создает огромный духовный вакуум в мире‚ что толкает людей‚ имеющих большие духовные потребности‚ к чему–то иному‚ что якобы может эти потребности удовлетворить. Более того‚ некоторые из церковных лидеров‚ по сути отказавшихся от Евангелия‚ сами начали практиковать оккультизм‚ и это создало соответствующий настрой‚ вызвало желание последовать за ними у многих бывших прихожан.

С оккультным миром связана определенная таинственность‚ что возбуждает наше любопытство. Многие люди‚ которые оказались впоследствии серьезно вовлеченными в оккультизм‚ начали с «безобидной» практики. Наше время отличается глубокой увлеченностью пороком‚ тайнами‚ всем необъяснимым. Это приобретает порой ужасные‚ отвратительные формы. То‚ от чего холодеет сердце‚ что вызывает тошноту или кошмары‚ вдруг оказывается привлекательным. К сожалению‚ такова цена‚ которую приходится платить за интерес к оккультному. Оно не есть нечто нейтральное‚ к чему человек может обратиться и от чего отвернуться без всяких отрицательных последствий.

Многих людей привлекает к оккультизму реальность и наглядность его опыта. Каждый из нас желает найти окончательные ответы на важнейшие вопросы жизни‚ и оккультный мир с готовностью их предлагает. Астролог может начертить будущее. Гороскоп указывает направление действий‚ а медиум‚ беседующий с духами умерших близких‚ сообщает вам‚ что в том мире дела обстоят хорошо.

Раз оккультная практика обнаруживает такие удивительные вещи‚ то участвующий в ней убаюкивает себя мыслью‚ что познал последнюю реальность и больше не нуждается в поисках истины. Духовный вакуум заполняется спиритуалистическим опытом.

Успех современных оккультных учений огромен потому, что перед взором ищущих, но духовно необразованных людей они как бы раскрывают новые миры: все дотоле таинственное и невозможное вдруг становится объяснимым и досягаемым. Нечего бояться, не перед кем трепетать - все просто и осуществимо тому, кто научился управлять нефизическими силами[1] .

Влияние оккультных идей начало проникать даже в серьезные науки, как психологию, медицину, философию, археологию и т.д.

Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы.

Работа направлена на глубокое исследования истории, понятия, причин оккультизма и его влияния на современное общество.

1. История оккультизма

1847 год - год рождения современного спиритизма. В 1875 году Елена Блаватская создает Теософское общество. В 1913 году из него образуется и выходит Антропософское общество. После 1918 года возрождение и быстрое распространение почти исчезнувшей перед первой мировой войной астрологии. В 1947 году возникает уфология. В I960 году появление эпидемии злоупотребления ЛСД; и Махараджа Махеш импортирует в Европу трансцендентную медитацию. В то же время мир переживает взлет "Битлсов", которые приводят молодое поколение в экстаз. Оккультные мировоззрения проникают в церкви, секты и так называемые "новые религии", заполняют пустоты, которые раньше были заполнены христианством, и включают в свои ряды тех, кто разочаровался в научно-технических и идейно-политических пророчествах[2] .

Материализм терпит поражение. Различнейшие идеологии, и в особенности марксистская философия, в течение десятилетий утверждали, что главное и первичное во всем творении - это материя, из нее все происходит и кроме нее ничего нет. По их учению, духовный мир человека, его интеллект - это лишь продукт высокоразвитой материи. Если обнаруживались где-то проявления другого порядка, то ученые-материалисты или отвергали это, как суеверие и выдумки церковников, или же успокаивали народ, утверждая, что когда-нибудь наука до этого доберется и всему найдет объяснение.

Сегодня общество ударилось в другую крайность. У людей не хватает терпения ждать, когда же ученые смогут наконец объяснить феномены телепатии, ясновидения, телекинеза и полтергейста. И вчерашние материалисты сидят с чашкой или с тазиком у телевизоров и ждут, когда же очередной экстрасенс зарядит их водичку и избавит их от болезни. Какая сила это делает - их не интересует. Главное - помогает. Последствия тоже никого не волнуют. Всех захватывает моментальный эффект, моментальная сенсация. Вокруг все во что-то верят, чему-то поклоняются и жаждут чего-то необыкновенного. Мистика опять стала модной.

И суеверие начинает господствовать над людьми все сильнее. Все вдруг поверили в биоритмы и всячески стараются не нарушить их. Многие вдруг проявляют заботу о своем астральном теле. Кто не верит в искусство шиацу, считается отсталым человеком. А кто проповедует что-то новое, почитается почти за божество. Стоило "Литературной газете" от 15-го ноября 1989 г. опубликовать статью под названием "Цена сенсации", в которой приподнимается занавес над одним из экспериментов известного психотерапевта, как на газету обрушился поток гневных писем. Лет десять тому назад так среагировали бы на выступление верующих или диссидентов[3] .

Далеко не все оккультисты согласятся с тем, что их так называют. Одни именуют себя экстрасенсами, другие парапсихологами, третьи целителями, четвертые же просто колдунами. Этими названиями они хотят создать вокруг себя или туман таинственности, или ореол романтизма, или же играют на чувствах людей, которые верят в сказки и мечтают о времени, когда чудеса вновь станут явью. Некоторые же пытаются придать своей работе научный вид[4] .

2. Понятие и причины оккультизма

Очень немногие из тех, кто интересуется оккультизмом, задают себе вопрос: что такое оккультизм, что он собой представляет? Слово оккультизм означает «скрытый» и «эзотерический», что означает «для избранных».

Отсюда можно сделать вывод, что оккультизм – наука, скрытая от многих и предназначена для немногих. Оккультизм подобно классической музыке предназначен для избранных, которые могут оценить имеющиеся природный или приобретенный в результате обучения дар, что простому обывателю это недоступно. Под покровом всех священных и мистических древних учений лежит след тайной доктрины, старательно скрываемой от простого обывателя. Оккультная тайная доктрина была кормилицей всех религий. Она царствовала практически везде и повелевала элементами, управляла ходом звезд и планет, она госпожа любви и ненависти, жизни и смерти. Существует единое всеобъемлющее вечное учение, сильное как высший разум, простое как все великое, понятное как все универсальное, и абсолютно истинное, и это учение было отцом всех других[5] .

Ошибочно думать, что единственная родина оккультизма является Восток. Каждый народ обладал и до сих пор обладает своей традиционной мудростью, открытой для немногих. Происхождение Западной традиции оккультизма исходит из Египта. Она передана нам каббалистами и алхимиками. Однако славянская оккультная традиция приближена многим восточным, т.к. этому существует простое этнологическое объяснение – нам ближе свет Востока, чем Запада, согласно старой поговорке: «русские не столько самые восточные из людей Запада, сколько самые западные из людей Востока».

Принципы, преподаваемые всеми великими традициями различных народов одни и те же, но разные течения довели до высшей степени развития разные аспекты эзотерической науки, в соответствии с природными склонностями темперамента того или иного народа. Языческие верования Запада избрали своей сферой малоизвестные способности психики, а Восточная же традиция располагает крайне высоко развитой метафизикой. Но, тем не менее, когда дело доходит до практического применения соответствующих принципов, особенно в процессе оккультного обучения, каждому лучше следовать направлению эволюции его собственного народа. Причина нежелательности инородного посвящения лежит не в расовом антагонизме, а по причине неприемлемых методиках из-за различных условий. Несмотря на это, каждый из народов может извлекать пользу из достижений других, т.к. однажды проявившиеся на этой Земле, принадлежит человечеству. В природе существует сила, благодаря которой человек может управлять и управляет ею. Сила эта была известна древним, она состоит из равновесия и управления – высший закон, от которого зависит великая тайна трансцендентальной магии. Многие люди если хоть раз увидели мельком нечто за пределами четырех стен нашей повседневной жизни, перестают удовлетворяться настоящим. Их начинает притягивать нечто сверхсознательное, не постижимое ранее.

Оккультизм - это наука, изучающая некоторые малоизвестные аспекты человеческого разума и разумной стороны природы – эктоплазма, психометрия, ясновидение во всех его формах, телепатия, различные формы гаданий, мистицизм, превращение, транс и экстаз, гипноз, внушение и самовнушение, некоторые формы душевных заболеваний. Все это таинственное в природе, не поддающийся обычным научным методам исследования с помощью точных приборов, законным образом является областью изучения.

Однако оккультизм – это больше чем наука, чтобы можно было заниматься им беспристрастно. Если будем смотреть на оккультизм, как на средство достижения духовных, а не магических целей, нам откроется правильная перспектива[6] .

Оккультизм - это не религия, а философия жизни, где редкие формы природных явлений оказывают на жизнь человека неуловимое и малопонятное влияние в гораздо большей степени, чем можно себе представить. В его секреты нельзя проникнуть путем лишь одного изучения, ему нужно целиком посвятить себя. Только открыв для себя эти тайны, человек способен познать богатые залежи фундаментальной доктрины перевоплощения, т.е. колебание души между Видимым и Невидимым, что проливает свет на все аспекты жизни. Психические феномены это продукт реальной работы, чем и руководствуются отсеивая своих учеников Посвященный. Это ему видно, что тот чей интерес сосредоточен на чудесном, никогда не вырастет в серьезного учащегося. Да и сам оккультист, выставляющий свои возможности на показ без разбора, либо является невежественным, либо неразборчивым. Серьезные реальные знания адепт оценивает исходя их своих собственных достижений, так как существует закономерность, где, чем больше оккультист знает, тем меньше он общителен.

Но какой бы путь в жизни ни выбрал бы для себя человек, рано или поздно он спросит себя, а стоит ли все это затраченного времени. Это есть продукт не слабости человеческой натуры, а силы цельной натуры, которая действительно верит, что «нет святыни выше Истины», что на самом деле можно оценить, как интеллектуальной честностью. Однако те, кто выбрал путь оккультизма, даже больше нуждаются в самокритике, чем большинство людей, ибо они выбрали путь, где нет каких-либо стандартов критики и в котором закон, содержится в самом себе, требуя самостоятельного раскрытия тайны, находящиеся за пределами здравого смысла. Мы знаем, что откровение является достижением человеческого сознания, которая должна сохранить силу в период кризиса, в противном случае наши старания могут оказаться напрасными[7] .

Космический закон и оккультная доктрина – это лишь человеческое понимание того, что превосходит любые возможности непосредственного восприятия, которыми обладает воплощенное Эго и является, возможно не более, чем приближенным представлением, попыткой представить себе с помощью символа то, что по своей природе кажется невероятным. Владыки Духа на астральных планах таковы, какими мы представляем их себе сами. Лишь через посредство человеческого разума Дух может оказывать влияние на материальный план, где астральный план есть просто мысль в жизни и мысль из жизни, составляющие сложное представление о земном шаре. Оккультизм учит нас рассматривать все вещи, как состояния сознания, а затем указывает, как добиться контроля над сознанием субъективно, что в последствии находит объективное отражение, посредством которого можно манипулировать планом человеческого разума. Эта та Сила, которая не является сама по себе ни добром, ни злом, т.к. все зависит от того, насколько мы способны ее использовать и как. Занимаясь оккультными действиями, необходимо занять две четкие позиции и строго придерживаться их. Во-первых, нужно обладать абсолютной верой, и во-вторых – беспристрастием, т.к. подозрение или скептицизм может существенно помешать личному развитию, и вывести медиума из душевного равновесия, что является автоматическим подавлением его способностей.

Причина влечения к оккультизму заключается в одиночестве человека. Сегодня столько людей, которых не понимают. А ведь каждому хочется с кем-то поговорить, пожаловаться, поделиться своей нуждой и горем, получить от кого-то поддержку и помощь. Раньше утешителем был Бог - любящий Отец. Потом Его у людей отняли, и Его место заняли или ложная религия, или оккультизм, или что-нибудь еще[8] . Все это привело людей к пустоте и одиночеству. В оккультизме же этот ложный бог ведет людей еще дальше, обволакивая их души еще большим обманом. За временным облегчением их ждет еще большая пустота. Да и какую цену потом придется платить за это, никто не задумывается[9] .

Полной противоположностью здоровой религиозности, основанной на вере и послушании Богу, является нездоровая, черная духовность оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи, — но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий чисто утилитарная: - узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть биоэнергию, расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто поиграть с таинственным. Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического труда и без нарушения гражданских законов.

Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма. Но, как увидим дальше, услужливые потусторонние духи совсем не альтруисты, и человек рано или поздно расплачивается очень дорого за полученные услуги. Только поначалу все выглядит легко и просто.

3. Влияние оккультизма на современное общество

Оккультизм древен, как само человечество. Вкушение в раю запрещенного плода было первой попыткой человека получить чрезвычайные знания и способности оккультным путем. Колдуны, шаманы, вызыватели умерших и т.д. - всегда существовали, но большей частью в подполье. Знаменательным для нашей эпохи является все усиливающаяся популяризация и увлечение разными формами оккультизма, о чем свидетельствует и целый ряд серьезных современных исследований.

Слово оккультизм происходит от латинского слова occultus, что значит: нечто скрытое и недоступное большинству. В сферу оккультизма входят разные необъяснимые явления и действия, которые приводят в движение таинственные, нефизические силы. Оккультные занятия преследуют следующие цели:1) приобрести знания, недоступные обычными физическими средствами; 2) войти в контакт с духами или с сверхъестественными силами; 3) научиться манипулировать этими духами или силами. Вот частичный перечень оккультных учений и занятий: профессиональное гадание, астрология, хиромантия, нумерология, теософия (общество Блаватской), каббала, антропософия, спиритизм, астральные путешествия, некоторые виды мистицизма, трансцендентальная медитация, медиумизм или channeling, йога, экстрасенсорное (нетрадиционное) лечение, лечение биополем, ритуальное кодирование, шаманство, колдовство, все виды белой и черной магии.

В наше время большую популярность приобретает оккультное учение Новый век, впитавшее в себя многие более древние оккультные учения. Некоторые современные секты-культы или возникли по откровению духов, или носят в себе элементы оккультизма и пользуются оккультными приемами[10] .

Особую опасность для душевного здоровья представляет собой то направление в оккультизме, которое рекламирует способ раскрытия источника энергии внутри самого человека. Согласно этому учению, каждый человек, освоив особую методику, может развить в себе объемное восприятие внешнего и внутреннего миров, сохранить и восстанавливать здоровье у себя и у других, научиться подключаться к любой информации, раскрыть третий глаз, совершать астральные путешествия, научиться раскрыть свои чакры. Раскрытие чакр с помощью специальных методик с целью высвобождения психической энергии сулит безграничные возможности. Человек может стать подобен богам - обладать ясновидением, телепатией, телекинезом и т.д. Но в то же время сами специалисты в этой области (А. Клизовский) предостерегают, что раскрытие в себе биосилы чревато многими серьезными последствиями[11] .

Тем не менее, несмотря на то, что десятки тысяч людей пострадали от оккультных занятий и есть столько документальных данных об опасностях оккультизма, многие продолжают придерживаться мифов будто оккультизм - или безобидное шарлатанство, или невинное препровождение времени, или даже положительное духовное искание. Оно не является ни тем, ни другим, ни третьим. Неправильно также мнение, будто кроме опасной формы, существует безопасная форма оккультизма. Некоторые надеются, что с известной предосторожностью можно из оккультизма извлечь пользу. К сожалению, все данные говорят о том, что в любой форме оккультной деятельности что-то отрицательное и разрушительное прилепляется к человеку, от чего он не может избавиться без помощи свыше. Это потустороннее начинает манипулировать судьбой человека и толкает его все глубже и глубже в тину оккультизма. Происходит нечто подобное заболеванию СПИД. Этот вирус, попав в организм, обманывает здоровые клетки тем, что представляется им своим и безопасным. Клетка складывает свой оборонительный механизм, и вирус входит в нее наподобие троянского коня. Лишь внутри клетки вирус обнаруживает свою разрушительную силу. Правда, человек и после инфекции еще несколько лет живет сравнительно нормальной жизнью и, может быть не подозревает, что дни его сочтены. Только в последней стадии болезни становится очевидным присутствие всегубительного вируса. Но уже слишком поздно[12] .

В наше время опасность оккультизма увеличилась особенно потому, что оно часто предлагается как религиозное и даже христианское занятие. Традиционно все виды оккультизма не скрывали своего антихристианства. В наши же дни от экстрасенсов и других оккультистов можно услышать такие советы, как пойди покрестись, постой в храме, причастись, выпей святой воды и т.д. Некоторые из экстрасенсов на своих сеансах даже призывают имя Божие, читают молитвы, делают крестное знамение, чем создают впечатление, что через них действует Божия сила. Всякий вид оккультизма, в какие бы ризы его ни облекать, по своей природе антирелигиозен[13] .

Действительно, все основные признаки оккультизма налицо в современных христианизированных эктрасенских сеансах: попытка манипуляции сверхъестественными силами ради корыстных целей. Религия требует покорности Творцу, веры, покаяния, нравственного исправления, стремления к небесному, бескорыстного служения добру. Здесь же цель: впитать светлой энергии, добиться успеха в житейском, познать тайны и т.д. - и все это без моральных обязательств перед Богом. Человек, занимающийся оккультным, идя в церковь, ищет там не Христа, а силы биополя. Смотря на иконы, он не Бога видит, а источник питания. Он самонадеянно простирает руки к священным предметам, чтобы подзарядиться для своих нечистых дел, чем оскорбляет величие Творца.

Итак, в то время, как здоровая религиозная жизнь просветляет и нравственно облагораживает человека, нездоровая псевдорелигиозная оккультная деятельность нравственно калечит и губит его. Все виды оккультизма непременно ведут к общению с падшими духами. И хотя поначалу эти занятия приносят успех в делах и создают впечатление, что открывают перед человеком неограниченные возможности, в конечном итоге человеку приходится очень дорого платить за услуги, полученные от падших духов. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Заключение

Сегодня общество ощущает близость конца света. Безумие гонки вооружения не может продолжаться бесконечно. И хотя в последнее время предпринимаются попытки разоружения и сближения между народами, военно-промышленный комплекс стал настолько самостоятельной силой, что уничтожить себя он не позволит. И если в будущем нам, возможно, и удастся избежать кровопролития между отдельными народами, то избежать жесточайшей борьбы между производителями оружия и миролюбивыми силами мне кажется невозможным.

Запасы сырья не вечны, окружающая нас природа гибнет. Климат Земли меняется, глобальное потепление достигло уже почти 2-х градусов, вызывая в одних местах губительные засухи, а в других - наводнения. Вследствие таяния ледников Гренландии и Антарктиды близится начало подъема уровня мирового океана. Защитный озоновый слой Земли становится все тоньше, а местами его уже почти нет, появились озонные дыры.

Что станет с человечеством, с нами? Оккультизм вроде бы предлагает человеку выход. Экстрасенсы предлагают гармонизацию всех внутренних процессов человека, возвращение к космической гармонии, которую человек якобы утерял. Они утверждают, что всемирная гармония возможна, надо только чтобы каждый человек соединился со своим «мастером», как его называла Елена Блаватская, или «космическим учителем», как его называет Алан Чумак[14] .

Современный оккультизм вселяет в людей уверенность и в жизни, и даже за порогом смерти. Смерть, по их учению, это соединение со Вселенной, или с великим духом, частью которого мы все якобы являемся. Уже сейчас можно искать пути к этому состоянию через йогу и медитацию[15] .

О трагическом влиянии безбожия, материализма и оккультизма на современное общество нашей страны ясно свидетельствует резко возросший уровень преступности и самоубийств. Современные психологи и социологи, находясь на материалистических позициях, оказались не в состоянии объяснить природу этого феномена.

Материально обеспеченные люди, из внешне благополучных семей, часто совершенно неожиданно для окружающих совершают страшное, кровавое преступление. «В чем причина? Где корни?» — гадают ученые, отрицающие существование души и невидимого мира. А причина находится именно в душе человека и в определенных воздействиях, исходящих из потустороннего мира[16] .

К тому же огромное влияние на жизнь современного общества оказывают идеи оккультизма - реинкарнации, сансары, цепи непрерывных перевоплощений человеческой души. Они стали необыкновенно популярны в нашем мире. Они пронизывают не только новообразующиеся религиозные течения, но зачастую входят как составная часть в мировоззрение, философские взгляды нашего современника.

60 % людей в той или иной форме применяет оккультные приемы или интересуется оккультным. Существует более 3000 издательств оккультных книг и журналов, имеющих общий оборот в размере миллиарда долларов в год. Даже традиционные журналы, которые в принципе не интересуются этой областью, печатают статьи об оккультных приемах, астрологических приметах, лечении кристаллами и т.д. В России тоже увлечение оккультным принимает эпидемические размеры. Эти печальные факты говорят о духовном вырождении современного общества.

Список литературы

1. Вышеславцев Б.П.. Оккультизм предлагает выход // Культура России – 2001 - №10 – С.17-23.

2. Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4 – С.14-19.

3. Лосский Н.О. Причины оккультизма. – М., Наука, 1997.

4. Макдауэлл Д.В. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 1999. - №3 – С.21-26.

5. Милеант А.А. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 1999. - №3 – С.14-16.

6. Роберт А.С. Оккультизм, история появления. – М., Мысль, 1998.

7. Франк С.Л. Чем вызван успех современных оккультных учений? // Актуальные интервью – 1999 - №5 – С.12-18.


[1] Франк С.Л. Чем вызван успех современных оккультных учений? // Актуальные интервью – 1999 - №5 – С.12-18.

[2] Роберт А.С. Оккультизм, история появления. – М., Мысль, 1998. – С.12

[3] Роберт А.С. Оккультизм, история появления. – М., Мысль, 1998. – С.14

[4] Там же.

[5] Милеант А.А. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 1999. - №3 – С.14-16.

[6] Милеант А.А. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 1999. - №3 – С.14-16.

[7] Милеант А.А. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 1999. - №3 – С.14-16.

[8] Лосский Н.О. Причины оккультизма. – М., Наука, 1997. – С.124

[9] Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4 – С.14-19.

[10] Вышеславцев Б.П.. Оккультизм предлагает выход // Культура России – 2001 - №10 – С.17-23.

[11] Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4 – С.14-19.

[12] Макдауэлл Д.В. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 1999. - №3 – С.21-26.

[13] Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4 – С.14-19.

[14] Вышеславцев Б.П.. Оккультизм предлагает выход // Культура России – 2001 - №10 – С.17-23.

[15] Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4 – С.14-19.

[16] Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4 – С.14-19.