Главная              Рефераты - Религия

Страстная седмица - изложение

Малков П.Ю.

В Страстную седмицу каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великий понедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости тех воспоминаний, что совершаются в этот период Церковью. В течение этих шести дней — с понедельника по субботу — каждый христианин как бы проходит страстной и крестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольных страданиях ради того, чтобы иметь соучастие и в Его Воскресении, в победе Господа над смертью.

Так, в Великий понедельник вспоминается чудо с бесплодной смоковницей и изгнание торгующих из храма. В Великий вторник — поучения Христа в Иерусалимском храме и обличение Им иудейских начальников, жертва бедной вдовицы, речь Господа перед эллинами и иудеями, пророчества и притчи Христа о Его Втором пришествии в конце земной истории. В Великую среду — пребывание Христа в Вифании в доме Симона прокаженного, заговор иудеев против Христа и предательство Иуды. Великий четверток (четверг) — день памяти традиционной пасхальной трапезы Христа с учениками — Тайной Вечери, — во время которой Им было установлено важнейшее из церковных таинств — Таинство Евхаристии, и ныне почти ежедневно совершаемое в православных храмах: во время этого богослужения, как верят христиане, хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя; с этим днем связано и воспоминание о горестном молении Христа в Гефсиманском саду перед Его арестом. В Великий пяток (пятницу) вспоминается целый ряд последовавших затем евангельских событий: взятие Иисуса под стражу, Его допрос первосвященником Анной, суд Синедриона (Высшего суда евреев) над Христом у первосвященника Каиафы, отречение от Христа апостола Петра, вынесение Синедрионом смертного приговора Иисусу, самоубийство Иуды, встреча Христа с римским прокуратором (имперским наместником в Иудее) Понтием Пилатом, уничижение и избиение Спасителя римскими воинами, крестный путь Христа, Его распятие на Голгофском холме, смерть, снятие с Креста и погребение. В Великую субботу поминается поставление римской воинской стражи у гроба Иисуса, но главное, день Великой субботы — это уже день явного предощущения близящегося Воскресения Иисуса.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров, которая (как это всегда бывает при ее служении) соединяется с вечерней; ей предшествуют великое повечерие, утреня и часы. В эти три дня за богослужением постепенно прочитывается почти вся Псалтырь (кроме 118 псалма) и почти все четыре Евангелия (кроме окончания Евангелия от Иоанна); нужно заметить, однако, что, по существующей сегодня богослужебной практике, подобное чтение Евангелий начинается гораздо раньше — еще на предыдущих седмицах, а на Страстной такое чтение лишь завершается.

Утром в Великий четверг — в день, когда Христом было установлено Таинство Евхаристии — совершается (в соединении с вечерней) Литургия Василия Великого. Традиционно в православных храмах в этот день больше всего, по сравнению с другими днями церковного года, причастников — тех, кто принимает непосредственное участие в Таинстве, приобщаясь (причащаясь) Святых Даров.

Вместо традиционной “Херувимской песни” в этот день поется особое песнопение Великого четверга — “Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...”. За Литургией читаются отрывки из Апостола и Евангелие, повествующие об истории установления Евхаристии (Апостол — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам 11:23-32; Евангелие — Евангелие от Матфея 26:1-20, Евангелие от Иоанна 13:3-17, Евангелие от Матфея 26:21-39, Евангелие от Луки 22:43-45, Евангелие от Матфея 26:40-27:2).

Вечером в Великий четверг (служба эта относится в церковном календаре собственно уже к пятнице) совершается утреня с чтением так называемых “двенадцати Евангелий”, то есть двенадцати отрывков из четырех Евангелий, повествующих о событиях Христовых страстей — от Его прощальной беседы с учениками во время Тайной Вечери и до положения умершего Иисуса в гробницу-пещеру: 1) Евангелие от Иоанна 13:31-18:1; 2) Евангелие от Иоанна 18:1-28; 3) Евангелие от Матфея 26:57-75; 4) Евангелие от Иоанна 18:28-19:16; 5) Евангелие от Матфея 27:3-32; 6) Евангелие от Марка 15:16-32; 7) Евангелие от Матфея 27:33-54; 8) Евангелие от Луки 23:32-49; 9) Евангелие от Иоанна 19:25-37; 10) Евангелие от Марка 15:43-47; 11) Евангелие от Иоанна 19:38-42; 12) Евангелие от Матфея 27:62-65). Во время чтения каждого из Евангелий принято бить в колокол — число ударов соответствует номеру прочитываемого отрывка. Молящиеся стоят во время евангельских чтений с зажженными свечами.

Утром в Великий пяток Литургию по уставу совершать не положено и вместо нее служатся Царские часы. Днем в пятницу — после полудня (в современной практики около двух или трех часов) — совершается вечерня. В самом ее конце, при пении стихиры “Тебе, одеющегося светом яко ризою, снем Иосиф с древа (с Креста) с Никодимом...” и стихиры “Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое тело Твое...”, духовенство выносит из алтаря Святую Плащаницу (предварительно окадив ее, лежащую на Престоле); Плащаница — это икона (как правило, на ткани) с изображением лежащего во гробе Христа. Она полагается на специальном, богато украшенном, возвышении — на середине храма — и перед нею совершается всеобщее поклонение. Плащаница находится в храме почти до самого начала ночного пасхального богослужения, перед которым она переносится обратно в алтарь.

Вечером в пятницу (по уставу — даже ночью; именно так и делается во многих храмах), совершается богослужение, посвященное воспоминанию погребения Христа, так называемое “Погребение Плащаницы”. Здесь служится утреня, за которой поются “похвалы”, разделенные на три “статии” (части) — стихи из 118 псалма (иначе — 17-ой кафисмы Псалитири), перемежающиеся с припевами и стихами новозаветных песнопений. Среди особенностей этой службы можно также отметить чтение знаменитого канона Великой субботы “Волною морскою...” — творения Косьмы Маюмского (VII-VIII века), Марка, епископа Идрунтского (VIII век) и инокини Кассии (IX век): основное содержание канона — те скорбь и ужас, которыми было охвачено все творение при виде умершего Сына Божия. После пения “Великого славословия” Плащаница выносится духовенством из церкви и обносится вокруг храма. Плащанице предшествуют светильники и хоругви. Хор во время этого шествия поет “Святый Боже...”. Это обхождение вокруг храма совершается в память о погребении Христа; кроме того, здесь изображается также и сошествие Спасителя во ад, Его победа над смертью. После внесения Плащаницы в храм, читаются различные отрывки из Священного Писания: во-первых, паремия (знаменитое пророчество Иезекииля о воскресении мертвых, рисующее открывшуюся ему картину гигантского поля мертвых сухих человеческих костей, которые, по воле Божией, вновь возвращаются к жизни, обретая живую плоть — из книги пророка Иезекииля 37:1-14), во-вторых, соединенные вместе, “сдвоенные” отрывки из Апостола (они свидетельствуют о том, что истинной Пасхой для верующих стал Христос, сделавшись для всех “клятвою”, то есть приняв на Себя проклятие за грех мира — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам 5:6-8; Послание апостола Павла к Галатам 3:13-14), в-третьих, отрывок из Евангелия (здесь повествуется о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Христа, приложив к нему печать — Евангелие от Матфея 27:62-65).

Утром в Великую субботу совершается Литургия св. Василия Великого — в соединении с вечерней. По сути, это уже вполне пасхальное (хотя еще и не очень торжественное) богослужение. Во время него читаются 15 паремий, в которых собраны ветхозаветные пророчества о страданиях и Воскресении Спасителя.

Первая (книга Бытия 1:1-13) — говорит о начальных днях творения мира, прообразовавших будущее благое претворение мира благодатью Искупителя-Христа. Вторая (книга пророка Исаии 60:1-16) — описывает новый благодатный мир, Новый Иерусалим, преображенный воссиявшей в нем Господней славой. Третья (книга Исход 12:1-11) — рассказывает об установлении ветхозаветного обычая праздника пасхи. Четвертая (книга пророка Ионы 1-4) — повествует о пророке Ионе, три дня находившемся во чреве кита и тем самым прообразовавшим трехдневное пребывание Христа во гробе. Пятая (книга Иисуса Навина 5:10-15) — описывает явление Сына Божия, под видом Ангела, помогавшего евреям в их борьбе за Святую Землю у стен Иерихона. Шестая (книга Исход 13:20-22; 14:1-32; 15:1-19) — представляет, в качестве ветхозаветного прообраза Христа, личность пророка Моисея, проведшего евреев через расступившуюся перед ним пучину Красного моря. Седьмая паремия (из книги пророка Софонии 3:8-15) говорит о будущем воцарении Мессии. Восьмая (3 книга Царств 17:8:23) — о воскрешении сына сарептской вдовы пророком Илией. Девятая (книга пророка Исаии 61:10-11; 62:1-5) — призывает всю Церковь к веселию, ибо Сам Господь облекает ее в ризу (одежду) спасения. Десятая (книга Бытия 22:1-18) — повествует о жертвоприношении Исаака, прообразовательно знаменующем Крестную жертву Христа. Одиннадцатая паремия (книга пророка Исаии 61:1-9) говорит о той радости и утешении что принесет миру пришествие Искупителя. Двенадцатая (4 книга Царств 4:8-37) — рассказывает о воскрешении сына суманитянки пророком Елисеем. Тринадцатая (книга пророка Исаии 63:1-9; 64:1-5) вновь говорит о пришествии Искупителя как пастыря Своего стада — стада верных Ему. Четырнадцатая (книга пророка Иеремии (31:31-34) — возвещает, что Новый Завет (как новый Союз Бога и людей) начертывается Создателем в людских сердцах и служит полному примирению Творца и Его созданий. Наконец пятнадцатая паремия (книга пророка Даниила 3:1-51) рассказывает о трех отроках, находившихся в горящей вавилонской печи, которые прообразовали своим мученическим подвигом сошествие Христа во ад и Его победу над смертью.

В древней Церкви (с III века этот обычай практиковался уже в Риме и в Северной Африке, а с IV века — в Иерусалиме, позднее — в Константинополе) во время чтения паремий совершались массовые крещения уверовавших во Христа, которые сразу затем и причащались за Литургией.

Перед чтением Апостола, говорящем уже не только о смерти, но и о Воскресении Христа (Послание апостола Павла к Римлянам 6:3-11), происходит переоблачение духовенства из темных священнических риз в белые одежды. Также во все белое переоблачаются Св. Престол и жертвенник в алтаре, заменяется завеса (катапитасма) у Царских врат. Этот красивый обычай был учрежден в XIX столетии в России святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.

В прочитываемом Евангелии (Евангелие от Матфея 28:1-20) содержится прямой рассказ о Воскресении Христа. Таким образом служба приобретает здесь уже вполне пасхальный характер.

После Литургии совершается освящение хлебов и вина, которыми верующие подкрепляют свои силы.