Главная              Рефераты - Религия

Основные богослужения Великого поста - статья

Священник Феодор Людоговский

Будем честны перед собой: приближение Великого поста во многих из нас порождает если не уныние, то тревогу: опять не есть мясного, молочного и даже рыбы целых семь недель? Выдержу ли? Или сорвусь, нарушу церковные постановления? Но вот начинается пост, и мы неожиданно для самих себя чувствуем какую-то свежесть, бодрость. Так оно и должно быть: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое» (Мф 6:17) – говорит нам Христос в Евангелии. А Церковь в первый день поста призывает: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию, яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру».

Вопреки распространенным представлениям, пост, по логике устава, заключается не в воздержании от особых видов пищи, а в совершенном неядении. И мера поста определяется тем, когда это неядение заканчивается. Самый строгий пост (в страстную пятницу) предполагает воздержание от пищи в течение всего дня. В будние дни Великого поста разрешается одна трапеза – вечером (качество пищи варьируется в зависимости от дня: более строгие ограничения – для понедельника, среды и пятницы, менее строгие – для вторника и четверга). Субботы и воскресенья в этом смысле постными не являются: в эти дни с утра служится полная литургия, так что бывает две трапезы: после литургии и вечером.

Интересно в связи с этим обратить внимание на современные постовые предписания Католической церкви. Несмотря на то, что после Второго Ватиканского собора Великий пост (в нашем обиходном понимании) у католиков практически исчез, тем не менее сама идея поста как ограничения в числе приемов пищи по-прежнему присутствует.

Христиане, которым по состоянию здоровья в полной мере поститься невозможно, нередко сильно переживают из-за этого. Между тем выход есть, причем он лежит на поверхности – достаточно открыть Триодь: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, праздноглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Таким образом, помимо воздержания в пище есть еще множество путей борьбы со своими страстями, в чем, собственно, и заключается смысл поста. Кто не в меру смотрит телевизор – во время святой четыредесятницы имеет возможность исправить положение дел; кто слишком привязан к Интернету – может постараться избавиться от этой привязанности; кто привык на улице и в метро скуки ради рассматривать вывески и рекламу – пусть обратит взор внутрь себя и обретет немалую пользу.

Однако пост не сводится лишь к отрицательной стороне, не исчерпывается разного рода ограничениями. Великий пост – время, наиболее благоприятное для творения добрых дел, для служения ближним, которые нуждаются в нашей помощи, опеке, а подчас просто в добром слове. За неделю до начала поста Церковь предлагает нам притчу о Страшном суде: мерой нашего христианского подвига является, согласно слову Спасителя, не пощение и пространные молитвы, а проявление любви к ближнему – или же отсутствие этой любви. Детские дома, тюрьмы, больницы – жду нас, христиан. Жатвы много, а делателей, как всегда, мало.

Первым вестником приближающегося поста является воскресное евангельское чтение о Закхее, положенное за одиннадцать седмиц до Пасхи. Через неделю, в следующее воскресенье, читается притча о мытаре и фарисее. Это первый день, когда совершается служба по Триоди. Однако проходит еще целых семь дней до того момента, когда мы вновь открываем эту книгу: следующая триодная служба – в неделю (т. е. воскресенье) о блудном сыне. Затем промежуток чуть сокращается: в субботу, накануне недели о Страшном суде, «память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». И субботняя, и воскресная службы содержатся в Триоди. Далее, на сырной седмице, Триодь используется уже каждый день. В среду и пятницу литургии нет, служба совершается практически по великопостному чину, с чтением паремий, с молитвой преподобного Ефрема Сирина, с земными поклонами. В субботу сырной седмицы – празднование памяти «всех преподобных и богоносных отец, в подвизе просиявших». В воскресенье накануне начала Великого поста воспоминается изгнание Адама из рая. В 2010 г. на этот день переносится празднование Сретения Господня. Вечером в воскресенье совершается чин прощения.

С понедельника по четверг первой седмицы поста на повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В среду и пятницу совершается литургия преждеосвященных даров, в прочие будние дни литургии не бывает. В субботу – память великомученика Феодора Тирона, литургия святителя Иоанна Златоуста (как и во все субботы, кроме Страстной седмицы). Накануне, в пятницу, после преждеосвященной, читается молебный канон великомученику «и бывает благословение колива». В первое воскресенье Великого поста – праздник Торжества православия, в память восстановления иконопочитания в IX в. В это воскресенье, как и в следующие четыре, служится литургия святителя Василия Великого.

Ближайшие три седмицы – вторая, третья, четвертая – не столь насыщенны. По средам и пятницам, как и во весь Великий пост, служится преждеосвященная литургия. По субботам совершается поминовение усопших. Во второе воскресенье Великого поста – память святителя Григория Паламы. Однако если мы посмотрим, как устроена служба этого дня, то увидим, что на утрене канону святителя предшествует канон, имеющий темой притчу о блудном сыне. Это следы более древнего распределения евангельских чтений. Третье воскресенье поста – Неделя крестопоклонная. В конце всенощного бдения, под пение Трисвятого, на середину храма торжественно выносится крест, который остается на аналое всю седмицу. Богослужение этого дня весьма сходно со службой праздника Воздвижения креста Господня, однако канон, написанный преподобным Феодором Студитом, явным образом отсылает нас к канону пасхальному, авторства преподобного Иоанна Дамаскина, творившего несколькими десятилетиями ранее.

На вторник четвертой седмицы попадает празднование обретения главы Иоанна Предтечи. В этот день, помимо среды и пятницы, также служится преждеосвященная литургия.

На утрене в четвертое воскресенье поста – два канона. Первый представляет собой поэтическое осмысление притчи о милосердном самарянине, второй канон посвящен преподобному Иоанну Лествичнику, память которого празднуется в этот день.

На пятой седмице – два совершенно особенных дня. На утрене четверга (обычно эта служба совершается в среду вечером) читается полностью Великий канон, который перемежается чтением жития преподобной Марии Египетской; на следующий день служится преждеосвященная литургия. В субботу на утрене (в приходской практике – в пятницу вечером) поется Акафист Пресвятой Богородице – единственный акафист, богослужебное употребление которого предусмотрено уставом. В пятое воскресенье Великого поста – память преподобной Марии Египетской. На утрене читается два канона: первый – о богаче и Лазаре, второй – преподобной.

На понедельник шестой седмицы приходится память 40 мучеников Севастийских, совершается преждеосвященная литургия. Дни этой седмицы, именуемые понедельник ваий, вторник ваий и т. д., имеют основной темой приближающийся двуединый праздник – Лазарево воскрешение и Вход Господень в Иерусалим – и могут считаться его предпразднством.

Службы Лазаревой субботы и Вербного воскресенья помещаются во второй части Постной Триоди, вместе со последованиями Страстной седмицы. Однако до никоновских реформ Лазаревой субботой и Неделей Цветоносной открывалась Цветная Триодь (чем и объясняется ее название); таким образом, 8 дней, предшествующие Пасхе, должны рассматриваться скорее не в качестве продолжения Великого поста, а как предпразднство Воскресения Христова. Последний же день Великого поста в таком случае – пятница шестой седмицы. В этот день мы слышим: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе».