Главная              Рефераты - Религия

Книжные издательства - статья

В свое время великий русский писатель Н. В. Гоголь писал, что цивилизованная Европа будет приезжать в Россию не за покупкой пеньки и сала, а за покупкой мудрости, которая не продается более на европейских рынках.

Эта пора пришла! Весь прогрессивный мир с надеждой и любовью устремляет свои взоры на Советский Союз — страну, где знания и культура стали достоянием народных масс.

В книгах черпают советские люди знания, в них они получают ответы на волнующие вопросы. Наша книга по праву признана самой передовой. Она освещает путь к коммунизму, является источником передовых знаний. Книга — лучший друг советского человека. Она служит делу политического воспитания и просвещения народа, помогает борьбе за умножение духовных и материальных богатств нашей Родины Что мы называем книгой?

До недавнего времени в различных странах мира в слово «книга» вкладывалось различное содержание. В ноябре 1964 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО единодушно были приняты «Рекомендации по международным статистическим показателям. характеризующим выпуск книг и периодических изданий». Рекомендации дают следующие определения: «Книга — непериодическое печатное издание объемом не менее 49 страниц, не считая обложку, титул и г. д. Брошюра — непериодическое издание объемом не менее 5 и не более 48 страниц, не считая обложку, титул и т. д.». Эти определения вполне соответствуют представлениям о книгах в нашей стране.

Из истории книгопечатания. Издательское дело берет свое начало с изобретения книгопечатания.

Долгие века книги переписывались от руки на папирусе, бумаге, коже. пергаменте, бересте и других материалах. Ручной способ чрезвычайно ограничивал размножение книг. и они были большой редкостью, недоступны для простых людей.

В первой половине XV в. немец Иоганн Гутенберг применил для печатания книг отдельные литеры. Это дало возможность выпускать книги в относительно больших количествах. В этом состоит и значение слова «полиграфия»; оно произошло от греческих слов «ноли» — много и «графе» — пишу,

Вначале Гутенберг печатал небольшие брошюры и листовки. Древнейшую из них исследователи относят к 1445 г. Первая крупная книга — Библия — была завершена немецким мастером лишь в 1456 г.

Все книги, выпущенные с начала книгопечатания до 31 декабря 1500 г., называются инкунабулами (от латинского слова «Инкунабула»—в колыбели). Этот период сейчас называется колыбелью книгопечатания. Инкунабулы резко отличаются от изданных впоследствии книг бумагой и шрифтами — первопечатники делали их очень похожими на рукописные.

Первой печатной книгой в России считается «Апостол», выпущенный московскими первопечатниками мастерами Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Они начали печатать ее 19 апреля 1563 г. и закончили 1 марта 1564 г. В марте 1964 г. советские люди отметили юбилейную дату — 400 лет с начала книгопечатания в России. Однако, как показали исследования, первая типография возникла в Москве несколько раньше, около 1555 г. В ней. по-видимому, вышли книги Евангелие, Псалтырь, Триодь постная и другие. Эту типографию историки называют «анонимной типографией», потому что никаких сведений о ней обнаружить не удалось.

Новый способ книгопечатания очень быстро распространился во многих странах. Со времени первых опытов Гутенберга до 1500 г. было напечатано 30 742 названия книг, средний тираж каждой из них был 300 экземпляров. С 1500 по 1600 г. во всем мире было отпечатано 285224 названия книг, с 1600 по 1700 г.— 970 300, с 1700 по 1800 г. — 1637 200, с 1800 по 1900 г. — 6100 526 названий.

В России книг издавалось сравнительно немного. В XVII в. ежегодно печаталось по 9 названий, в первой четверти XVIII в.— по 33 названия, с 1761 по 1770 г. — до 105 названий, с 1786 по 1790 г. — по 386 названий. В 1825 г. было издано 583 названия, в 1864 г. — 1836, в 1890 г. — 8638, в 1897 г. — 10 651 название. Только в начале XX в. Россия догнала передовые страны Европы: в 1908 г. было издано 23 852 названия, в 1910 г. — 29 057, в 1912 г.—34 630 названий.

Всего с начала книгопечатания и до октября 1917 г. в России было издано 550 тыс.. названий .книг,

Русские мастера не раз удивляли мир своим искусством.' В 1872 г. они представили на Лондонскую выставку книгу, в которой один и тот же текст был повторен па 356 языках. До этих же пор уникальной, неповторимой, единственной в своем роде считалась книга Британского библейского общества, где молитва «Отче наш» была напечатана на 202 языках,

На первом месте в мире. С 1918 по 1969 г. включительно в СССР издано 2 млн. 300 тыс. наименований книг и брошюр тиражом 35 млрд, 200 млн. экземпляров. Это в четыре раза больше того, что было издано в царской России за 354 года.

Тираж книг в 1970 г. по сравнению с 1913 г. увеличился почти в 13 раз.

Вот некоторые данные об издательской деятельности в нашей стране. В 1918 г. вышло 6556 изданий тиражом 69,4 млн. экземпляров, в 1928 г. — 34 767 изданий тиражом 270,5 млн. экземпляров, в 1940 г. — 45 830 изданий тиражом 462,2 млн. экземпляров, в 1946 г. — 23 368 изданий тиражом 467,9 млн. экземпляров, в 1960 г. — 76 064 издания тиражом 1239,6 млн. экземпляров, в 1966 г. — 72 977 изданий тиражом 1260,5 млн. экземпляров. В 1970 г. тираж книг достиг 1,5 млрд. экземпляров. Если в России в 1&13 г. на 100 человек населения приходилось 62 экземпляра книг и брошюр, то в Советском Союзе в 1968 г. — 548 экземпляров. В связи с бурным развитием полиграфии и книгоиздательского дела в дальнейшем предполагается во много раз увеличить число выпускаемых книг. 62 печатных издания придутся не на 100 человек, как в 1913 г., а на 1 человека.

СССР стоит на первом месте в мире по изданию книг. Каждая четвертая книга, издаваемая на нашей планете, — советская. Далее следуют Япония, ГДР, ФРГ и США, каждая из которых выпускает более 20 тыс. названий книг в год. Шесть других стран издают в год по 10 тыс. названий. К ним относятся: Франция, Индия, Испания, Италия, Нидерланды и Чехословакия. II вышеперечисленных государств выпускают ^/з всех книг. А их немалое количество. По данным ЮНЕСКО, в 1966 г. на земном шаре было издано 430 тыс. названий.

О том, какими мощностями располагает теперь советская полиграфия, говорят следующие цифры: за сутки все имеющиеся типографии печатают 3,5 млн. книг и брошюр; это значит, что каждую минуту у нас выпускается свыше 2500 книг, в час — 150 тыс.

За годы Советской власти книги в нашей стране издавались на 140 языках: 89 языках народов СССР и 51 языке народов зарубежных стран.

Следует отметить огромный рост числа книг, издаваемых на национальных языках народов, живущих в нашей стране,

Так, в Киргизии до революции не было своей письменности, Существовала лишь одна маленькая типография, которая делала визитные карточки для местных вельмож. Первые книги в Киргизской ССР роявились в 1924 г. Они печатались в типографиях братского Узоекистана. В 1926 г. в г. Фрунзе было создано первое национальное книжное издательство — Киргизгосиздат и построены первые полиграфические предприятия. Это дало возможность в 1926 г. выпустить 14 книг тиражом 72 тыс. экземпляров. Сейчас в Киргизии каждый год издается свыше 800 названий книг тиражом ' более 5 млн. экземпляров.

В Узбекской ССР до революции грамотность среди паселе-яия составляла всего 2 процента. Издано было п 1913 г. 56 книг тиражом 118 тыс. экземпляров. В 1966 г. для населения республики было издано 1894 названия книг тиражом 33,4 млн. экземпляров,

Не было до революции книжных издательств, типографий я в Казахстане. Первое книжное издательство здесь организовалось в 1922 г. С тех пор в республике бурно начало развиваться производство книжной продукции. Достаточно сказать, что сейчас казахский народ получает в год до 24 млн. экземпляров книг и брошюр на казахском, русском, уйгурском, корейском и узбекском языках.

За годы Советской власти книгоиздательское дело в Таджикистане получило невиданный размах: если в 1913 г. здесь по было выпущено ни одной книги, то в 1969 г. издано 655; если в 1928 г. в республике работала всего 1 типография, то в 1967 г. их было 52Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии и Советского правительства народы Средней Азии, Казахстана и других братских республик в исторически короткий срок сделали гигантский скачок в развитии своей культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию.

Трудящиеся Советского Союза любят и ценят книгу. Она для них и учитель и друг. Вот почему книги в нашей стране не залеживаются на полках книжных магазинов.

Из общего числа книг и брошюр, выпущенных за годы Советской власти, почти четвертая часть приходится на долю политической книги. Огромными тиражами печатаются произведения классиков марксизма-ленинизма,

В 1954—1966 гг. вышло второе 39-томное издание Сочинений К.Маркса и Ф. Энгельса в 42 'книгах. В настоящее время это издание увеличивается до 55 томов. По данным Всесоюзной книжной палаты, книги Карла Маркса и Фридриха Энгельса за годы Советской власти издавались в пашей стране 2512 раз на 79 языках. Их тираж составил 90 млн. 65 тыс. экземпляров. Труд всей жизни Маркса «Капитал» печатался 173 раза тиражом 6 млн. 143 тыс. экземпляров на 19 языках. «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса издавался 399 раз тиражом свыше 17 млн. на 71 языке народов СССР и зарубежных стран.

Издано Полное собрание сочинений В. И. Ленина в 55 томах 207-тысячным тиражом. В нем содержится около 9000 произведений и документов, 4580 писем, записок, телеграмм. Это собрание сейчас переиздается в третий раз. Общий тираж произведенпи В. И. Ленина составил к 1970 г. 368 млн. экземпляров. Ленинские произведения за это время печатались 10 417 раз на 100 языках народов СССР и зарубежных стран.

Широкое распространение в массах получили документы и материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза и пленумов ЦК КПСС. В 1964 г. Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Издательством политической .литературы предпринято издание «Истории Коммунистичеукой партии Советского Союза» в шести томах (девяти книгах). Вышло уже шесть книг тиражом по 365 тыс. экземпляров.

В работе советских издательств видное место занимает научная литература. Ее подготовкой занимается около 200 издательств и более 2 тыс, редакционно-издательских отделов и служб научно-технической информации. Только в 1969 г. в СССР опубликовано почти II тыс. работ научно-исследовательского характера и более 2 тыс. научно-информационных работ. В громадных масштабах публикуется научно-популярная литературах только за один 1969 г. выпущено 1987 научно-популярных произведений, тираж которых составил около 57 млн. экземпляров.

153,9 млн. экземпляров — таков тираж выпущенных книг по науке и технике в 1969 г.

Досягую часть ежегодного пыпуска по числу изданий и третью часть по тиражу состаПервое место в мире занимает наша страна по переводной литературе. Ее у нас издается в 9 раз больше, чем в Англии, в 4.5 раза больше, чем в Японии, и в 4 раза больше, чем в США. Особенно часто издавались произведения: В. Шекспира — 316 раз (тиражом 5,8 млн. экземпляров). М. Твена — 314 раз (тиражом 16,5 млн. экземпляров), О. Бальзака—283 раза (тиражом 22,6 млн. экземпляров), М. Сервантеса —114 раз (тиражом 5,6 млн. экземпляров).

Значительно увеличилось число изданий по вопросам сельского хозяйства. За 52 года вышло 247 тыс. таких книг и брошюр общим тиражом 2,3 млрд. экземпляров. В одном только 1969 г. по различным вопросам сельского хозяйства издано 5408 названий книг и брошюр общим тиражом свыше 33 млн. экземпляров.

Большое место в выходящей в свет литературе занимают учебники, книги по промышленности, естествознанию, математике, языковедению и другим отраслям знаний. В нашей стране самые высокие в мире тиражи учебной литературы. Так, в 1969 г. учащиеся общеобразовательных школ получили 298 млн. экземпляров учебников, студенты — 30,5 млн. экземпляров книг на 67 различных языках.

Однако достигнутый уровень издания книг еще не отвечает быстро растущим запросам масс, потребностям хозяйственного и культурного строительства. К 1980 г. тираж книг будет значительно увеличен и составит 2,8 млрд. экземпляров.

Упадок и вырождение буржуазного книгоиздательства. В нашей стране книга — источник знаний, пропагандист высоких нравственных идеалов, мощное средство идейного воспитания народа. Совсем иные цели преследуют многие книги, изданные буржуазными зарубежными книгоиздательствами.

Прежде всего книга для издателя-капиталиста — источник наживы, бизнеса. Ее ценность определяется тем доходом, который будет получен после выхода тиража. Другая, не менее важная задача — представить буржуазный мир в привлекательном виде, обезоружить народные массы в классовой борьбе, сбить их с толку, отвлечь от неприглядной действительности, ввести в заблуждение, оклеветать лагерь социализма.

Так, для разжигания милитаристских настроений в США Пентагон широко использует различные издания. Стенды книжных магазинов буквально завалены дешевмми изданиями, со страниц которых раздаются хвастливые утверждения о непобедимости американского «суперсолдата». Похождения «героев» этой многотонной книжной макулатуры авантюристичны, бессмысленны и кровожадны.

Огромное количество книг, выпускаемых в странах капитала, культивирует аполитичность мышления, уводит от важнейших социальных и политических проблем, попирает мораль и этику, стремится увлечь читателя в мир грез и иллюзий, привить ему религиозность, внушить чувство страха. Недаром наиболее распространенными книгами в США являются Библия и «Что знать и что додать при ядерном нападении» (издатель—Пентагон). Книги, выпускаемые капиталистическими издательствами, — яркое свидетельство деградации, упадка, вырождения буржуазной культуры.

Известный американский издатель архимиллионер Херст предложил своим работникам не забивать, что «читатель интересуется прежде всего событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми являются: 1) самосохранение, 2) любовь и размножение, 3) тщеславие». Следуя этой заповеди, среднему американцу преподносят в качестве духовной пищи огромное количество детективных и «ковбойских» романов. В его распоряжении масса книг, смакующих секс (так называемая «грязная литература»), насилия, убийства, сокращенные произведения классиков («конденсод букс»), пародии, в которых подвергается тупому осмеянию все — история, великие люди, идеи

В свое время редакция американского журнала «Лайф» пригрела мелкого клерка, написавшего свой первый рассказ под заглавием «Смерть белокурого мальчика». Спустя несколько лет бывший клерк стал двести восемьдесят шестым по сччту детективным писателем США Микки Спиллейном. В каждой новой книге, а они называются: «Мой пистолет стреляет без остановки», «Большое убийство», «Я сам — суд», «Курок спущен», «Поцелуй меня мертвым», «Проныра» (прозвище убийцы) и т. п., Спиллейн воспевал моральное и интеллектуальное растление человека в так называемом «свободном мире». Его «литература» вызывает омерзение, но Спиллойн спокойно заявляет в интервью: «Если за это гонят монету — что же, это все, что мне нужно». Так журнал, носящий название «Жизнь» («Лайф»), сеет идеи смерти, насилия и грабежа. И это не случайно. Владельцы «Лайфа» тесно связаны с моргановской монополистической группой, которая получает миллиардные барыши от военных поставок на войну во Вьетнаме.

С другой стороны, в некоторых государствах, правительства которых проводят расистскую и реваншистскую политику, многие книги находятся под строжайшим запретом Или сжигаются. Так, в Южно-Африканской Республике, которую на Западе причисляют к странам «свободного мира», насчитывается свыше 20 тыс. названий книг, занесенных в список запрещенной, «подрывной» литературы. Среди них произведения Горького, Фолк-нера, Колдуэлла и других писателей. За чтение запрещенных книг полагается штраф в 1000 фунтов стерлингов, или пять лет тюрьмы, или то и другое вместе.

В дни фашистской диктатуры (1933 г.) на площадях и улицах Германии пылали костры из книг. Сейчас в ФРГ многие книги сжигают втихомолку. Так. газета «Франкфурте? рундшау» сообщила, что не так давно обер-бургомистр города Байрейта Ганс Вальтер Вильд дал указание затопить печи одного из универмагов «коммунистической литературой». Сюда, как ни странно, вошли произведения Генриха Гейне.

Таким образом США и другие буржуазные страны как высшее достижение культуры превозносят социальный яд спиллейнов и фашистских преступников.

Сеть издательств в СССР. Советские книжные издательства — это издательства нового типа, ставящие своей целью не коммерческую выгоду, а политическое просвещение и повышение культурного уровня трудящихся. Они выпускают литера-туру. обобщающую опыт коммунистического строительства, помогающую росту культуры и сознательности советских людей, их творческой деятельности.

Издательства современного типа сложились не сразу. Они прошли большой путь становления.

До Великой Октябрьской социалистической революции издательства в подавляющем большинстве находились в руках акционерных обществ или частных лиц. Революция передала в руки народа типографии, бумажные фабрики, шрифтолитейные заводы, книжные склады и магазины, составляющие материально-техническую базу печати.

В отчетном докладе VIII съезду РКП (б) В. И. Ленин говорил, что наша партия «первый раз в истории использует современную типографскую крупнокапиталистическую технику не для буржуазии, а для рабочих и крестьян... Все то, что буржуазная культура создала, чтобы обманывать народ и защищать капиталистов, мы отняли у них для того, чтобы удовлетворять политические запросы рабочих и крестьян» 1.

Первой книгой, изданной после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране, была работа В. И. Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?». Сохранились редчайшие экземпляры этой книги. Один из рих экспонируется в папильоне «Советская печать» на ВДНХ в Москве.

27 декабря 1917 г. (по старому стилю) Совет Йародных Комиссаров принял декрет «О государственном издательстве». В нем были определены принципы национализации предприятий, занимающихся издательской деятельностью. Была объявлена государственная монополия на издание литературных произведений тех писателей, у которых к началу 1918 г. истек срок литературной собственности (этот срок был установлен в 50 лет). После национализации все частные издательства и запасы книг перешли в распоряжение государства. Этим ведало созданное в ноябре 1918 г. особое учреждение — «Центропечать».

В конце 1917 г. при ВЦИК, Петроградском и Московском Советах были открыты издательские отделы. Сразу же после революции возобновили свою деятельность большевистское издательство «Прибой», кооперативное издательство «Жизнь и знание», и другие. Было создано издательствд при обществе «Долой неграмотность»,

Значительную издательскую работу в 1918—1919 гг. вели Народный комиссариат просвещения, Народный комиссариат по делам национальностей, военные органы. Например, литературно-издательский отдел Наркомпроса (ЛИО) начал выпускать произведения русских классиков. Большую заботу о книгоиздательском деле проявили народный комиссар просвещения А. В. Луначарский и правительственный комиссар литературно-издательского отдела Наркомттроса П. И. Лебедев-Полянский. Они привлекли к сотрудничеству в отделе лучших литературоведов, писателей, текстологов. Среди них были: А. Блок, В. Брюсов, В. Вересаев, А, Слонимский, К. Чуковский, Б. Эйхенбаум и другие. ЛИО вьпускал не только художественные произведения, но и политическую, педагогическую, искусствоведческую, научно-популярную литературу, издавал несколько журналов.

Отдел печати при Народном комиссариате по делам национальностей издавал газеты, листовки, брошюры, книги на многих языках: латышском, польском, татарском, эстонском и других. Здесь выпускались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и различные произведения политического характера.

В конце 1918 г. при ЦК партии было организовано издательство «Коммунист».

В мае 1919 г. ВЦИК утвердил положение «О государственном издательстве», по которому сливалось большинство советских издательств. Одним из первых руководителей Госиздата был В. В. Боровский.

В то время кроме Госиздата работало несколько специализированных издательств. Издательство «Всемирная литература», созданное по инициативе А. М. Горького, выпускало на русском языке произведения классиков мировой литературы. Стали открываться издательства в республиканских центрах, а вскоре и в других крупных городах.

Значительное оживление в книгоиздательском деле началось после окончания гражданской войны. В период восстановления народного хозяйства (1921—1925 гг.) открывается много специализированных издательств: «Красная новь» (политическая и экономическая литература), Гостехиздат, «Земля и фабрика» (художественная литература), «Работник просвещения», Госмедиздат, «Молодая гвардия» (юношеская литература). Транспечать, Военгиз и другио. Госиздат продолжал сохранять универсальный характер и издавал книги по самым различным отраслям знаний.

В 1921 г. на произведения печати была установлена цена. Это создало прочную материальную базу для издательств и типографий, которые перешли на хозрасчет.

В мае 1924 г. создается Центроиздат — крупное издательство, выпускающее книги на различных языках народов СССР. К этому времени советские издательства уже достигли дореволюционного уровня выпуска продукции. А через два года они превзошли показатель 1913 г. по тиражу в 2,5 раза, по количеству названий — в 6,5 раза.

Для того чтобы еще лучше планировать выпуск книг и снабжение полиграфических предприятий материалами, было решено слить с Госиздатом некоторые специализированные издательства: «Красную новь», «Прибой», Военное издательство и другие. Концентрация издательских организаций продолжалась и в последующие годы (1926—1929).

В декабре 1928 г. Центральный Комитет партии принял постановление «Об обслуживании книгой массового читателя». В постановлении указывалось, что массовая литература должна стать орудием организации масс и коммунистического просвещения. Это решение сыграло большую роль в улучшении книгоиздательского дела. Была расширена тематика книг, увеличены их тиражи.. улучшено качество изданий. К творческой работе стали привлекаться специалисты, а начинающие авторы — получать квалифицированную помощь. Улучшилось и распространение книг.

Выполняя указания Центрального Комитета партии, издательства за короткий срок, уи;о к 1930 г., в 3 раза увеличили выпуск книг.

Однако издательства в том виде, в каком они существовали в период наступления социализма по всему фронту (1929—1932 гг.), не могли удовлетворить огромный спрос читателей на книгу. Требовалась дальнейшая перестройка книгоиздательских организаций. В 1930 г. СНК РСФСР создал ОГИЗ (Объединение книжно-журнальных издательств). В него влились 30 различных издательств, ряд крупных типографий, Московский полиграфический институт. Всесоюзный научно-исследовательский институт полиграфической промышленности, ряд средних учебных заведений, готовящих квалифицированные кадры: инженеров, редакторов, техредов, корректоров и т. д. При ОГИЗе было создано объединение по книготорговле — КОГИЗ.

ОГИЗ не ликвидировал отраслевые издательства, а только организационно укрепил их. Крупные типизированные издательства, вошедшие в ОГИЗ, сохранили свою самостоятельность. Были созданы новые — Масспартгиз, Сельхозгиз, Юндетиздат, Учпедгиз ГИХЛ (Государственное издательство художественной литературы), Юриздат, Медиздат, Изогиз, Музгиз, Словарно-знциклопедическое издательство, Гострансиздат, «Физкультура и туризм», Снабкоопгиз и другие.

Несмотря на эту перестройку, издательства все еще не были в состоянии удовлетворить потребности бурного роста политического и культурного уровня трудящихся.

15 августа 1931 г. ЦК партии принял постановление «Об издательской работе». Отметив значительные достижения ОГИЗа и недостатки в его работе. Центральный Комитет поставил перед издательствами ряд новых задач. Из ОГИЗа были выделены в самостоятельные несколько издательств. Так, на баде Масспартгиза и Соцэкгиза был создан Партгиз, Гостехиздат был передан Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) и переименован в ОНТИ (Объединенное научно-техническое издательство). Вскоре ОНТИ реорганизовалось по типу ОГИЗа, в него вошли многие отраслевые издательства, выпускающие техническую книгу: Гнзлегпром, Гослестехиздат, Машметиздат, Хим-техиздат, Эпергоиздат, Стропиздат, Нефтеиздат, Геологоразвед-издат. Издательство Наркомтяжпрома, Техтеоретиздат, Издательство наглядных пособий по техпропаганде, Трансжелдориздат и другие. ОГИЗ передал также местным республиканским издательствам выпуск книг на языках народов СССР.

Эта перестройка способствовала дальнейшему развитию книгоиздательского дела. Значительно повысился идейно-политический, научный и литературный уровень изданий, резко улучшилось их оформление. Книги стали выпускаться более массовыми тиражами.

1933—1937 гг. во внутренней жизни Советского Союза характеризуются завершением социалистической реконструкции всех отраслей народного хозяйства и построением в основном социа-

диетического общества. Бурно растет и культурный уровень населения. Необычайно быстро развиваются печать, книгоиздательское дело. В 1937 г. книги издавались уже в 578 городах страны. Был создан ряд новых республиканских, краевых, областных издательств. Общий тираж книг по сравнению с 1928 г. увеличился в 2,5 раза.

Книги печатались на III различных языках. Число изданных книг на Украине (по сравнению с 1913 г.) выросло в 163 раза, в Армянской ССР — в 102 раза, в Узбекской ССР — в 100 раз.

Еще больших успехов в осуществлении культурной революции в стране советский народ достиг в 1937—1941 гг. Необычайно возрос выпуск книг по марксизму-ленинизму, технической, хозяйственной, научной литературе. Огромными тиражами выходили произведения русских и зарубежных классиков. Значительно увеличилось издание специальной военной литературы.

В годы, предшествовавшие Отечественной войне, наши издательства развивались в направлении дальнейшей специализации. Накануне войны в СССР насчитывалось 220 крупных издательств.

В годы Великой Отечественной войны издательства перестроили свою работу в соответствии с потребностями военного времени. Изменилась тематика книг. Вся деятельность издательств протекала под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Вместо больших по объему книг стало издаваться больше брошюр и листовок, мобилизующих советских людей на разгром фашистских захватчиков.

Листовки издавались Главным политическим управлением Красной Армии и Военно-Морского Флота и политуправлениями фронтов: центральными, подпольными областными, районными и городскими комитетами партии Белоруссии, Латвии, Эстонии, Крыма, Краснодарского края, Калининской, Ленинградской, Московской, Орловской, Курской, Ростовской и Смоленской областей; ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ Украины, Белоруссии, Латвии и местными подпольными комсомольскими комитетами; партийными и комсомольскими подпольными организациями групп «Молодая гвардия» (Краснодон), «Циня», «Яуана Гварде» (Латвия) и некоторыми другими; Ленинградским штабом партизанского движения, штабами Новороссийского куста партизанских отрядов, объедипенных партизанских отрядов западных районов Орловской области и ряда партизанских соединений и отрядов, а также отдельными советскими патриотами.

Коммунистическая партия учитывала, что листовки обладают такими особенностями, которых не может иметь любой другой вид печатной продукции. Они очень оперативны, их сравнительно легко распространять всюду и везде: на фронте, в советском тылу и в районах, временно оккупированных немоцко-фашистскими захватчиками. Листовки — эти живые, волнующие документы — повествовали о героических подвигах советских офицеров и солдат, боровшихся за свободу и независимость своей Родины, на конкретных фактах издевательств, чинимых оккупантами над мирным населением, раскрывали зловещую сущность фашистского «нового порядка», призывали всех тружеников тыла работать не покладая рук, давать больше вооружения, продуктов, товаров. ,.

Небольшие по размеру издания выпускались громадными тиражами. Только на Украине за годы войны было распространено более 400 млн. листовок и брошюр. Смоленский обком КПСС издал несколько сот листовок различного содержания общим тиражом 6 млн. экземпляров. Партизанские отряды Витебской области только за четыре месяца (июль —октябрь 1942 г.) распространили около 6 млн. листовок. Партизанский отряд Героя Советского Союза А. Ф. Федорова за четыре месяца 1941 г. выпустил и распространил 31 листовку, общим тиражом 40 тыс. экземпляров, а за три месяца 1942 г. — 75 тыс. экземпляров разных листовок.

Всего в годы войны в Советском Союзе вышло 71,9 тыс. книг и брошюр общим тиражом 1193 млн. экземпляров (не считая • листовок).

Урон, причиненный книгоиздательскому делу в военные годы, был велик. Чтобы достигнуть довоенного уровня, нужно было в 2,5 раза увеличить выпуск книг по названиям и почти в 2 раза по тиражу. Необходимо было заново создавать издательства и типографии на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Литве, Эстонии, Латвии, во многих областях РСФСР,

После войны началось быстрое восстановление полиграфической базы издательств, техническое перевооружение типографий, реконструкция бумажных фабрик.

В июле 1945 г. Центральный Комитет партии, принял постановление «О полиграфическом оформлении книг». В нем отмечалось, что оформление книг, их внешний вид страдают многими недостатками. Директорам издательств и типографий было предложено привлечь к оформлению книг высококвалифицированных художников и специалистов, а руководителям предприятий — улучшить качество бумаги, красок, переплетных материалов.

В сентябре 1946 г. Центральный Комитет партии в постановлении «О работе ОГИЗа РСФСР» отметил неудовлетворительную работу издательства, не выполнившего планов выпуска общественно-политической, художественной и естественнонаучной литературы, срывающего выход учебников для школ и вузов. Было решено преобразовать Объединение государственных издательств при Совете Министров РСФСР в Объединение государственных издательств при Совете Министров СССР, а также принять необходимые меры к улучшению его работы.

Очень большую роль в дальнейшем подъеме книгоиздательского дела сыграли постановления Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам, принятые в 1946—1948 гг. ЦК ВКП(б) настоятельно потребовал издания книг, воспитывающих в советских людях высокие моральные качества, предостерегал против выпуска безыдейных книг, извращающих нашу действительность, проповедующих формализм и эстетство.

В феврале 1949 г. постановка издательского дела была коренным образом реорганизована. Вместо Объединения государственных издательств (ОГ113) было создано Главное управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Совете Министров СССР (Главполиграф-издат). На него было возложено общее руководство всей полиграфической промышленностью, издательствами и книжной торговлей.

В 1952 г. в связи с созданием Министерства культуры СССР, для лучшего руководства издательским делом, полиграфией и книжной торговлей Главполиграфиздат был разделен на три самостоятельных главка: Главное управление издательств (Глав-издат), Главное управление полиграфической промышленностью (Главполиграфпром) и Главное управление книжной торговлей (Главкниготорг). Все три главка были переданы Министерству культуры СССР.

Центральный Комитет нашей партии не ограничился одной реорганизацией издательского дела, он постоянно проявлял большую заботу о качестве выпускаемой литературы. Так, в 1952—1953 гг. были приняты постановления «О серьезных недостатках и ошибках в работе Государственного издагельства юридической литературы», «Об ошибках, допущенных Чкаловским и Читинским издательствами в издании сочинений М. И. Михайлова», «О серьезных недостатках в работе Государственного издательства политической литературы».

Указания ЦК КПСС и конкретные меры, принятые по улучшению качества и увеличению количества издаваемых книг, дали плодотворные результаты. В 1955 г. впервые за всю историю отечественного книгопечатания тираж книг превысил 1 млрд. экземпляров.

Росло и число издательств. Так, в 1957 г. начали свою деятельность издательство «Советская Россия» и Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз). Создание этих издательств было вполне оправдано. Однако на местах распространилась неправильная практика организации новых издательств. существование которых не вызывалось необходимостью. ЦК КПСС в постановлении «О неправильной практике организации новых издательств» (июнь 1960 г.) поручил ЦК компартий союзных республик рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения в дальнейшем мелких, нерентабельных книжных издательств II о мерах по упорядочению книгоиздательского дела. Было установлено, что впредь центральные книжные издательства могут быть созданы только с разрешения ЦК КПСС, а республиканские, краевые и областные книжные издательства — по решениям ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов КПСС, утверждаемым ЦК КПСС.

В мае 1959 г. Центральный Комитет КПСС образовал в составе Министерства культуры СССР Главное управление издательств, полиграфии и книжной торговли (Главиздат), Реорганизация книгоиздательского дела и книжной торговли произошла также и на местах. При министерствах культуры союзных республик были созданы свои главпздаты, а в областях и краях — облиздаты и крайкздаты.

Таким образом, областные и краевые издательства стали непосредственно подчиняться республиканским главиздатам, а последние — Главиздату Министерства культуры СССР.

Главиздату Министерства культуры СССР были непосредственно подчинены крупнейшие центральные издательства: Госполитиздат (Государственное издательство политической литературы), Гослитиздат (Государственное издательство художественной литературы). Гостехиядат (Государственное издательство технико-теоретической литературы), Сельхозиздат (Государственное издательство сельскохозяйственной литературы), Юриздиг (Издательство юридической литературы), Географиздат (Издательство географической литературы), издательство «Искусство» и другие. Главиздат руководил также местными издательствами.

В июне 1963 г. Пленум ЦК КПСС обсудил очередные задачи идеологической работы партии. Было отмечено, что печать в современных условиях имеет особо важное значение. В связи с этим Пленум решил реорганизовать сеть центральных и местных издательств, имея в виду ликвидацию ведомственности и местничества в издании книг, создание крупных специализированных издательств.

В августе 1963 г. было обнародовано постановление Президиума Верховного Совета СССР об образовании союзно-республиканского Государственного комитета Совета Министров СССР по печати (в дальнейшем переименован в Комитет по печати при Совете Министров СССР). Перед комитетом были поставлены задачи; руководить издательствами страны, полиграфической промышленностью, книжной торговлей, следить за содержанием и направлением изданий. :

В функции комитета вошли: подготовка планов выпуска книг издательствами, определение тиражей, устранение параллелизма в работе издательств, забота о дальнейшем развитии полиграфической промышленности страны на основе новейших достижений науки и техники Вся книжная торговля в СССР также была подчинена комитету. Большим участком работы явилась и подготовка кадров.

В настоящее время Комитет по печати при Совете Министров СССР имеет в своем составе: отдел главного художника, техническое управление, производственное управление, отдел пропаганды книги и кабинет печати, планово-финансовое управление, центральную бухгалтерию, управление кадров, отдел внешних сношений, отдел организации труда и зарплаты. В ведении Комитета по печати имеются главные редакции: общественно-политической литературы, художественной литературы, научно-технической литературы; главные управления: республиканских и областных издательств, полиграфической промышленности, материально-технического снабжения; Всесоюзное объединение книжной торговли «Союзкнига»; Всесоюзная книжная палата.

На местах созданы республиканские комитеты по печати и управления при краевых, областных, а в отдельных случаях и городских исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся. Все они подчинены Комитету по печати при Совете Министров СССР.

В июле 1964 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по улучшению издательской деятельности и устранению недостатков в книжной торговле». Правительство обязало Комитет по печати обеспечить рентабельность всех издательств. В связи с этим произошла реорганизация книгоиздательского дела. Многие издательства были укрупнены. Сейчас книги и брошюры издаются 233 издательствами (179 издательств системы Комитета по печати при Совете Министров СССР, 36 — двойного подчинения и 18 издательств общественных организаций, министерств и ведомств).

Была уточнена сеть центральных издательств, в которую вошли; «Мысль» (социально экономическая литература), «Экономика» (литература по планированию конкретной экономики), «Юридическая литература», «Международные отношения», «Статистика», «Финансы», Внешторгиздат, «Медицина», «Машиностроение», «Металлургия», «Энергия», «Советское радио», Атом-издат, «Недра» (литература по горному делу, геологии и геодезии), «Химия», «Судостроение», Стройиздат, «Транспорт», «Лесная промышленность», «Јвязь», «Колос» (литература по вопросам сельского хозяйства), «Легкая индустрия», «Пищевая промышленность», «Художественная литература»,. «Искусство», «Высшая школа», «Педагогика», «Прогресс» (политическая литература на иностранных языках), «Мир» (переводная зарубежная научно-техническая литература), «Физкультура и спорт», «Советская энциклопедия», «Книга» (библиографическая литература), «Изобразительное искусство». Издательство политической литературы (Политиздат) с 1969 г. находится в ведении ЦК КПСС.

На базе издательства «Искусство» в 1969 г. созданы еще два новых центральных издательства: «Аврора» — в Ленинграде и «Планета» — в Москве. «Аврора» выпускает книги по изобразительному искусству, альбомы, репродукции картин, буклеты, открытки, предназначенные на экспорт. Издательство «Планета» средствами фотоискусства пропагандирует достижения народов Советского Союза и социалистических стран во всех областях жизни. С этой целью выпускаются разные альбомы и буклеты, книги и путеводители, календари и портреты, фотооткрытки и диапозитивы.

Четыре издательства — «Наука», «Советский писатель», «Советский художник» и «Музыка» — находятся в введении Комитета по печати и своих творческих организаций (соответственно: Академии наук СССР, Союза писателей СССР, Союза художников СССР, Союза композиторов СССР). Восемь крупных издательств—«Молодая гвардия» (ЦК ВЛКСМ), Профиздат (ВЦСПС), «Знание» (Всесоюзное общество «Знание»), Воениздат, ЦК ДОСААФ, агентства печати «Новости», Гидрометеоиздат, Государственного комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР ~- остаются в ведении общественных организаций, министерств и ведомств,

Три центральных и одно республиканское издательства отмечены высокими наградами. За плодотворную работу по изданию военной, политической и художественной литературы и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота Военное издательство Министерства обороны СССР награждено в 1968 г. орденом Трудового Красного Знамени. В 1969—1970 гг. за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию детей и юношества, активное участие в развитии политической литературы издательства «Молодая гвардия», «Детская литература», Политиздат награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Для более рациональной постановки производства, увеличения мощностей типографий и их специализации в ведение Комитета по печати при Совете Министров СССР переданы 64 крупнейших полиграфических предприятия страны: «Красный пролетарий», 1-я образцовая типография имени А. А. Жданова (Москва), «Печатный двор» имени А, М. Горького, 1-я Ленинградская фабрика офсетной печати, Калининский, Ярославский, Чеховский полиграфические комбинаты и другие.

Комитету подчинены Всесоюзная книжная палата, научно-исследовательские полиграфические институты и другие специальные учреждения.

Каждому комитету союзной республики, принадлежит ряд издательств. Например, Комитету по печати при Совете Министров РСФСР кроме издательств краев, областей и автономных республик подчинены шесть республиканских издательств: «Советская Россия», «Просвещение», «Россельхозиздат», «Художник РСФСР», «Детская литература» и «Малыш». Издательства политической, детской и юношеской литературы, издательства, выпускающие учебники, технические книги, газеты, журналы работают во всех союзных республиках. Они носят самые разнообразные наименования: «Казахстан» (Алма-Ата), «Картя Молдовеняска» (Кишинев),- «Ирфон» (Душанбе), «Узбекистон» (Ташкент), «Радяньска школа» (Киев), «Беларусь» (Минск), «Лиес-ма» (Рига), «Азернешр» (Баку), «Баткнигоиздат» (Уфа), «Фан» (Ташкент), «Московский рабочий» (Москва), «Ээсти раомат» (Таллин), «Сабчота сакартвело» (Тбилиси), «Мектен» (Фрунзе), .«Урожай» (Минск), «Еш гвардия» (Ташкент) и другие.

В областях и краях существуют свои областные, краевые н объединенные издательства: Западно-Сибирское (Новосибирск), «Дальиэдат» (Приморский край), Волго-Вятское (Горький), Карельское книжное (Петрозаводск), Верхне-Волжское (Ярославль), Приокское (Тула), «Карпаты» (Черповицы), Лениздат (Ленинград), Средне-Уральское (Свердловск), «Донбасс» (Донецк), Краснодарское книжное, Красноярское книжное, Чувашское книжное. Приволжское (Саратов), Дальневосточное (Владивосток), Мурманское книжное, Бурятское книжное, Южно-Уральское, Северо-Западное, Центрально-Черноземное, Восточно-Сибирское, Магаданское, Кемеровское и другие.

СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСТВ. В сентябре 1968 г. Комитет по печати при Совете Министров СССР утвердил «Положение о социалистическом государственном издательстве», распространяющееся на книжные, книжно-журпальные, газетные, бланочные и другие государственные издательства. В этом «Положении» установлены задачи, права и обязанности издательств, уточнена вся их редакцпонпо-издательская и хозяйственная деятельность.

Издательства, выпускающие книги, подразделяются на два основных типа: универсальные, т. е. издающие литературу по многим отраслям науки и знания, и специализированные — по той или иной отрасли знания, народного хозяйства, культуры. Их структура зависит от назначения и объема работы.

Типичным штатным расписанием для обычного издательства является следующее: 1. Директор. 2. Главный редактор. 3. Заместитель главного редактора (только в крупных издательствах). 4. Редакции по отраслям науки и литературы (в мелких издательствах только одна редакция). 5. Производственный отдел. 6. Отдел художественно-полиграфического оформления (в крупных издательствах), 7. Планово-экопомический отдел. 8. Бухгалтерия. 9. Администратиияи-хозяйственный отдел. 10. Отдел снабжения. II. Отдел кадров.

Для примера приводится структура Издательства политической литературы (Политиздат). Здесь имеются директор, заместитель директора по производству, главный редактор, 2 заместителя главного редактора, главный художник, 12 редакций: литературы по вопросам партстроительства, литературы по истории советского общества, справочной литературы, серии «Пламенные революционеры», историко-партийной литературы, литературы по научному коммунизму, массово-политической литературы, философской литературы и научного атеизма, экономической литературы, литературы ни международным вопросам, наглядных пособий, календарей. Имеются также отделы: производственный, писем, пропаганды выпущенных книг, художественного оформления, снабжения, плановый, юридический, техническая редакция, корректорская и другие службы.

По штатному расписанию количество работающих в редакциях неодинаково. Так, в редакции массово-политической литературы кроме заведующего и его заместителя работает 5 редакторов и 2 младших редактора. В редакции календарей, где объем работы больше, подготовкой текста, иллюстраций и другой оперативной работой занято более 20 человек.

Производственный отдел издательства, состоящий из заведующего, двух заместителей, старших и рядовых технических редакторов, выпускающих, корректоров, калькуляторов, диспетчера и других работников, обеспечивает своевременный выпуск книг и качество их изготовления. В связи с тем что Издательство политической литературы выпускает в свет издания, подготовленные Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (собрания сочинений В. И. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса, стенографические отчеты съездов, конференций партии, многотомную историю КПСС и другие книги), при институте имеется производственная группа, состоящая из заместителя заведующего производственным отделом, технических редакторов, корректоров.

Всего в Издательстве политической литературы работает 400 человек. Это — работники управленческого аппарата, редакций, отделов. Ленинградского отделения издательства и материальных складов.

В большинстве центральных и местных издательств имеются редакционные, а в некоторых и художественные советы, работающие на общественных началах. В Издательстве политической литературы вместо общередакционного совета создана главная редакция. При ней несколько секций, помогающих работе отдельных редакций (например, философской литературы, литературы истории советского общества, экономической литературы). Художественный совег работает при главном художнике издательства. Как правило, в советы входят представители общественности, ученые, крупнейшие специалисты, а также работники заинтересованных учреждений. Советы были созданы по решению Центрального Комитета партии «О работе ОГИЗа РСФСР» (1946 г.) и являются совещательными органами. Редакционные советы рассматривают планы работы издательства, обсуждают рукописи, вопросы художественного оформления книг.

Мероприятия по дальнейшему улучшению книгоиздательского дела в стране побудили Комитет по печати при Совете Министров СССР разработать и ввести в жизнь «Типовое положение о подготовке рукописи к изданию». Это «Положение» было утверждено в августе 1967 г. н ликвидировало с 1 января 1968 г. ранее существовавшие инструкции. В нем рассмотрены основные вопросы: работа издательства с автором, требования к оформлению представляемых рукописей, порядок их приема, рецензирование и оценка. «Положение» уточняет такк-:е процесс работы над рукописью в издагельстве, по оформлению книги или брошюры, корректуре и т. д.

Ниже приводятся основные обязанности ведущих работников издательства.

Директор отвечает за всю деятельность издательства. Оп заключает договоры с авторами и рецензентами, типографиями, снабженческими и хозяйственными организациями, следит за своевременным и точным выполнением этих договоров. Он руководит редакционным советом, утверждает его решения.

Важная роль в работе издательства отводится главному редактору, отвечающему за содержание выпускаемых книг. Он руководит работой по составлению тематических планов, направляет деятельность редакций, разрешает вопросы, связанные с принятием, отклонением или доработкой рукописей, представленных авторами, подписывает сверстанные листы книги к печати. С ним согласовывают техническое и художественное оформление издания. На него возложен также контроль за выполнением текущего тематического плана.

Книги и брошюры, наглядные пособия и альбомы должны быть красочно оформлены. Это дело возложено на главного художника. Он руководит штатными художниками, фотографами, ретушерами, привлекает нештатных авторов, разрабатывает и утверждает план оформления каждого издания, добивается неукоснительного его выполнения.

Редакциями издательства руководят заведующие, которые организуют подготовку книг к изданию, отвечают за их содержание и соблюдение сроков выхода, следят за работой редакторов, дают указания авторам, обеспечивают выполнение договоров, Заведующие редакциями представляют главному редактору планы издания книг по своим редакциям, привлекают авторов, подготавливают проекты договоров с ними.

Самую многочисленную группу в издательстве составляют редакторы. Каждый из них непосредственно связан с авторами, помогает им разрабатывать теми, готовит рукописи к печати, рецензирует их, отвечает за их идейное содержание, грамотность и техническое оформление.

Количество редакторов (в том числе старших и младших) зависит от планов каждой редакции, так как в течение года редактор обязан выработать определенную норму (в зависимости от рода литературы) в печатных листах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Издательство является завершающим звеном в литературном труде авторов, создающих те или иные произведения. Партийный подход к работе, непримиримость к любому проявлению чуждой советским людям буржуазной идеологии — первейшее требование к издательским работникам. Издание хорошей книги — большое искусство. Оно требует от работников полиграфии и издательства любовного и ответственного отношения к своему делу. Деятельность издательств и типографий — важный участок идеологической работы.

Дать читателям книги высокого качества издательство может только при правильном планировании своей работы. Тематический план — основа его деятельности.

Подробный тематический план обычно печатается типографским способом. Он состоит из перечня названий книг, брошюр и наглядных пособий, которые должны быть выпущены в свет в определенный отрезок времени (обычно в течение года). Тематический план призван отражать задачи, поставленные Коммунистической партией и Советским правительством в деле дальнейшего развития народного хозяйства, науки, техники, литературы, искусства. Составление такого плана — большая творческая работа. Ее следует вести при активном участии общественности, на основе учета запросов читателей.

Очень важно заранее подобрать авторов, обладающих достаточными научными, теоретическими и практическими знаниями, из числа советской интеллигенции, новаторов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Недооценка важности правильного подбора авторских кадров может привести к ошибкам в работе издательства и нанесет ущерб качеству выпускаемой литературы.

В тематическом плане предусматриваются объем каждой книги в печатных и авторских листах, тираж и срок ее выхода в свет.

Обычно план составляется на год и состоит из двух частей: плана выпуска книг и плана редакционной подготовки. Различие между ними следующее: в плане выпуска книг предусматривается издание в очередном году рукописей, уже подготовленных, или же тех, которые могут быть подготовлены в сроки, достаточные для выхода книги в текущем году; в плане редакционной подготовки предусматривается обработка рукописей для выпуска книг в следующем году.

Чтобы иметь план, отвечающий требованиям современности, составленный на основе партийных решений, каждое издательство проводит большую подготовительную работу не только в стенах издательства, но и за их пределами. Прежде всего составляется проект тематического плана, который выносится на суд общественности. Издательство организует ряд совещаний в городах, на заводах, в колхозах и совхозах, в институтах, книготоргующих организациях и в различных других учреждениях, где проект плана подвергается тщательному обсуждению. Учитывая замечания участников совещаний, издательство дорабатывает проект; уточняет тематику и содержание намеченных к изданию работ, вносит вновь предложенные темы, исключает те книги и брошюры, которые не получили одобрения.

После утверждения планов соответствующими партийными органами, министерствами, комитетами издательства приступают к их выполнению.

Большую работу по упорядочению издательских планов проводит Комитет по печати при Совете Министров СССР. В 1964 г. Комитет впервые утвердил тематические планы всех центральных издательств. Из планов было исключено много малоактуальных, дублирующих друг друга изданий. Была проведена координация издания литературы по различным отраслям народного хозяйства,- науки, техники, культуры, для чего создавались сводные тематические планы выпуска общественно-политической литературы, книг по сельскому, лесному и рыбному хозяйству всеми издательствами страны. Такая практика сохраняется и' по настоящее время.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С АВТОРОМ. После разработки и утверждения плана выпуска литературы заведующие редакциями, главный редактор и директор издательства окончательно договариваются с авторами, которые прежде всего обязаны предварительно представить в издательство развернутый план (проспект) рукописи.

Иногда авторы предлагают издательству тему или уже готовую рукопись по своей инициативе. В этом случае издательство рассматривает тему или рукопись и, если они по профилю издательства и содержанию подходят, ведут с автором переговоры. В дальнейшем издательство утверждает редактора той или иной книги,

С авторами будущих книг заключаются договоры, в которых оговариваются размер рукописи (в авторских листах), сроки сдачч, размер гонорара, сроки его уплаты и т. д. Существуют особые типовые договоры и тарифы оплаты в зависимости от выполняемой автором работы и типа издательства.

С 1 июня 1967 г. стали действовать новые авторские договоры. Комитет по печати при Сосете Министров СССР утвердил два вида общесоюзных типовых издательских договоров. Один — для питературно-художественных произведений, другой — для политической, научной, учебной, производственно-технической литературы. В них значительно полнее определены права и обязанности автора и издательства.

Что нового в этих договорах? Прежде всего в них точно определено время, в которое издательство обязано выпустить книгу в свет. Книга до 10 авторских листов должна быть сделана в течение года, большего объема — двух лет. Небольшие многокрасочные издания — в полтора года. В те же сроки выпускаются и переиздания. При' нарушении издательством срока выпуска произведения автор может получить 100 процентов гонорара даже в том случае, когда книга еще не подписана к печати. Он имеет также право забрать из издательства свою рукопись,

Автор может немного просрочить время сдачи своей рукописи в издательство. Если рукопись до 10 авторских листов, то разрешается задержка до месяца, если больше — два месяца. Снижен размер материальной ответстпенности автора за правку и задержку авторской корректуры. Раньше за это у него удерживали до 40 процентов гонорара, теперь — до 20 процентов.

После выхода книги автор имеет право бесплатно получить в издагольстве 10 экземпляров своего произведения, при переизданиях — 2 экиемиляра. Кроме того, издательство обязано продать автору 50 экземпляров его книги.

Автор, пока действует его договор с издательством, не имеет права передавать свой труд или часть его в другие издательства, но может напечатать в газетах и журналах, а литературное произведение — в роман-газете.

Если автор нарушил условия, издательство может взыскать с него уже выплаченную сумму. Однако договор предусматривает возможность творческой неудачи. Тогда за автором сохра-, няется полученный им аванс.

Все взаимоотношения издательства с автором определяются законодательными постановлениями об авторском праве. Советское законодательство обеспечивает охрану прав и защиту интересов авторов.

В конце 1967 г. пленум Верховного Суда СССР уточнил многие положения об авторском праве. Было принято постановление «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права». Пленум пояснил, что следует понимать под словом «соавтор». Много внимания было уделено вопросу о материальной ответственности авторов и издательств за нарушение договорных обязательств. Более точно сформулировано понятии о недобросовестности автора. Определено, какую научную работу следует считгль плановой, и т. д.

Как уже было сказано, размеры рукописи и оплата гонорара определяются количеством авторских листов. Авторский лист содержит 40 тыс. печатных знаков. Печатным знаком считается каждая буква, цифра, знак препинания. Неполные строки считаются за полные. Стандартная страница на пишущей машинке соответствует примерно 1700 знакам (длина строки 57—58 знаков, а количество строк на странице—30). Значит, при приблизительном подсчете объема рукописи авторский лист равняется 24 страницам, напечатанным на пишущей машинке через 2 интервала на одной стороне листа.

Объем графических материалов (рисунков, схем, чертежей и т. д.) в том случае, если они по договору не оплачиваются автору аккордно пли поштучно, определяется так: подсчитываются площади клише в квадратных сантиметрах и переводятся на авторские листы из расчета 3000 квадратных сантиметров за 1 авторский лист.

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных .текстов подсобного и технического значения (редакционные предисловия, введения, комментарии, аннотации и т. д.). Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения — учетно-издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

После заключения с автором договора в издательстве заводится специальная карточка издания, в которой отражаются все процессы работы над рукописью (посылка на рецензию, на доработку, редактирование, контрольное редактирование и т.д.). В отдельной папке в издательстве хранятся все документы по изданию рукописи: копия договора, отзывы ведущего редактора и рецензентов, заключения заведующего редакцией, копии писем от автора и к автору, паспорт рукописи и т. п.

Производственный отдел в свою очередь заводит на рукопись карточку, в которой очмечаются все этапы прохождения рукописи в производстве.

С момента подписания договора автор извещает издательство о ходе работы над рукописью, сообщает о вопросах, в решении которых ему может оказать помощь редактор, ведущий книгу, знакомит редактора с написанными частями, главами, разделами рукописи. В случае задержки автор заранее договаривается с издательством о новых сроках сдачи рукописи.

Заканчивая работу, автор сдает в издательство 2 экземпляра пронумерованной рукописи, напечатанной на пишущей машинке через 2 интервала на одной стороне листа, и весь иллюстративный материал.

В процессе издательской обработки рукописи автор видит свой труд несколько раз. Однако это но значит, что он всякий раз может вносить в рукопись дополнительную правку. Исправления могут быть внесены только с одобрения редактора. Излишняя правка текста после набора вызывает производственные расходы.

Ставки авторского гонорара за первое издание определяются видами литературы. Литература по научно теоретическим вопросам, монографии по всем отраслям знаний оплачиваются от 150 до 300 рублей за авторский лист, массово-политическая литература — от 150 до 300 рублей, научно-популярная — от 100 до 300 рублей, научно-просветительная, производственно-техническая по всем отраслям знаний и народного хозяйства, календари-справочники —от 80 до 200 рублей, учебная литература — от 150 до 250 рублей, статьи для энциклопедий и энциклопедических словарей —от 2 до 350 рублей (за все произведение), словники для словарей—от 0,05 до 0,2 .рубля (за слово), переводы — от 50 до 100 рублей, художественная литература — от 150 до 400 рублей за авторский лист, стихи — от 70 копеек до 2 рублей (за строку) и т. п.

Ставки авторского гонорара на художественные произведения исчисляются из расчета 15 'тыс. экземпляров (первый тираж) и массового тиража от 50 до 100 тыс, экземпляров. С 1 июля 1967 г введена потиражная оплата для книг массово-политической и научно-популярной литературы. Если книга издается тиражом свыше 100 тыс. экземпляров, то автору доплачивается. 50 процентов гонорара, а за тираж свыше 200 тыс. — 75 процентов. Потиражная оплата введена также для монографий, учебников и учебных пособий Авторам монографий доплачивается 50 процентов гонорара при тираже свыше 50 тыс. экземпляров и 75 процентов при тираже свыше 100 тыс. экземпляров. Авторам учебников и учебных пособий доплата производится в размере 50 процентов гонорара за тиражи свыше 750 тыс экземпляров

За переиздание провзвелений автору выплачивается гонорар в следующих размерах: за второе и третье издания—60 пр($-цеитов. четвертое — 40, пятое — 35, шестое — 25, седьмое — 2в, восьмое и последующие—Ю процентов ставки, принятой для оплаты за первое издание. Если последующее издание переработано и существенно дополнено автором, то новый материал оплачивается по ставкам первого издания, т. е. 100 процентов.

Выплата гонорара автору производится в два срока: 60 процентов всей суммы после сдачи рукописи в набор и 40 процентов при подписании книги в печать.

Рецензирование. При приеме от автора рукописи издательство передает ее на рецензирование.

В недалеком прошлом рецензированию обязательно подвергалась каждая впервые издаваемая книга. Для этой работы привлекались специалисты, хорошо знакомые с вопросами, освещаемыми автором. Фамилия рецензента автору обычно не сообщалась. Точно так же издательство при посылке рукописи на рецензию моглд не сообщать рецензенту фамилию ее автора.

На каждую рукопись требовались, как правило, две рецензии — одна коллективная (например, написанная группой ученых института) и другая — специалиста заинтересованного министерства или ведомства, новатора промышленности или сельского хозяйства. На рукопись художественного произведения необходим был отзыв Союза писателей.

Сейчас в интересах повышения ответственности авторов за создание книги в порядок обязательного рецензирования оригинальных рукописей внесены изменения. Опыт показал, что прежняя практика часто создавала излишние затруднения. Сроки сдачи рукописи в набор затягивались, снижалась ответственность автора, принижалась роль редактора. Вопрос о том, надо ли рецензировать рукопись, теперь решается руководителями издательства.

Рецензия является серьезным документом, от которого часто зависит Судьба рукописи. От рецензента требуется всесторонний анализ рукописи, объективная оценка ее положительных и отрицательных сторон, советы о том, что нужно сделать для исправления недостатков,

Независимо от типа и характера произведения рецензент отвечает на следующие основные вопросы:

1. Соответствует ли содержание рукописи генеральной линии Коммунистической партии и Советского правительства, верны ли в ней идеологические установки.

2. Представляет ли рукопись самостоятельную, оригинальную работу, нет ли в ней заимствований.

3. Имеются ли аналогичные работы на ту же тему и чем от них отличается данное произведение.

4. Насколько рецензируемое произведение актуально, на какой круг читателей оно рассчитано, правильно ли учтены и отражены достижения отечественной и зарубежной науки и техники; нет ли ненаучных и нечетких формулировок и определений или ссылок на устаревшую литературу.

5. Верно ли логически построена рукопись, нет ли в ней ненужных повторений, излишних подробностей, отвлекающих внимание от главных вопросов темы; точны ли формулировки и цитаты, даты событий, ссылки на источники, нет ли разнобоя в терминологии.

6. Каким языком написана рукопись, доступно ли читателю иэложение.