Пояснительная записка
к экзаменационным материалам
для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования,
в традиционной форме в 2010-2011 учебном году
Цели итоговой аттестации по физике:
· установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника по физике
требованиям Государственного образовательного стандарта, включающего в себя федеральный и национально-региональный компоненты.
· оценка уровня социальной компетентности учащихся по физике.
· повышение объективности оценки образовательных достижений выпускников ОУ.
Задачи итоговой аттестации по физике:
· определить достаточность условий для качественной подготовки выпускников по физике;
· оценить коммуникативные навыки учащихся;
· продолжить работу над методикой мониторинга качества образования по физике, провести анализ достижений выпускников;
· создать условия для реализации прав учащихся в период итоговой аттестации.
При составлении экзаменационных материалов учтены особенности 9 классов, уровень подготовки учащихся и специфика учебной программы по физике. Обучение физике
проводилось по общеобразовательному курсу (Программа для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев МО РФ, Физика, 7-11, М.: Дрофа, 2007) по учебнику А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9», 2 часа в неделю
, базовый уровень.
Предлагаемые билеты и приложения к ним, тестовые задания по физике для устной итоговой аттестации в целом охватывают весь теоретический и практический материал курса и соответствуют:
- Обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России № 1276 от 19.05.1998 г.);
- Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. Физика. (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.);
- рабочей программе по физике на 2008-2011г.г.;
- используемому в ОУ программно-методическому обеспечению курса физики (указано выше).
Исходя из требований ГОСа (федерального и регионального компонентов), можно выделить основные принципы, положенные в основу материалов итоговой аттестации учащихся по физике:
- Принцип интегративности, выраженный в соединении целей, задач, базового минимума ГОСа и ГОС НРК.
- Принцип деятельности, представленный достаточным количеством заданий практической направленности, позволяющих выпускникам предъявить деятельностно-коммуникативные умения и навыки.
- Принцип вариативности, позволяющий учащимся осуществить свободу выбора вида и типа задания.
- Принцип сбалансированности, выраженный в необходимом соотношении вопросов и заданий.
- Принцип целесообразности (необходимость проверки в выпускных классах не столько знаний частных фактов, навыков развернутого описания событий, сколько базовых, определяющих знаний и владения познавательными процедурами).
Содержание учебной дисциплины "Физика"
регламентируется ГОС ФК. В то же время требования к уровню подготовки выпускников по физике,
изложенные в ФК ГОС, не отражают в достаточной мере характер целей и результата общего образования. В связи с этим сформулированы требования к качеству подготовки выпускников в виде критериев уровня сформированности компетентностей по составляющим образованности ГОС НРК. Система критериев оценивания видов компетентности учащихся на экзамене по физике
через составляющие образованности ГОС НРК представлена следующим образом:
составляющие образованности НРК ГОС
|
1.Предметно-информационная составляющая
|
2.Деятельностно-коммуникативная составляющая
|
3.Ценностно-ориентационная составляющая
|
- Ценностно-смысловая компетенция
|
А.
Знание истории развития физики
, эволюции физических
идей, роли физики
в научно-техническом прогрессе
Б.
Владеет стилем мышления, характерным для физики
,
его абстрактностью, строгостью
|
А.
Умение вырабатывать собст-венную позицию и следовать ей
Б.
Умение отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды
В.
Владение навыками организа-ции и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное вос-приятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат
|
А.
Понимание ценности физического
образования как средства развития культуры личности
Б.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни
В.
Осуществление осознан-ного выбора путей продолжения образования или будущей профессио-нальной деятельности
|
2. Общекультурная компетенция
|
А.
Представление об идеях и методах физики
как универ-сального языка науки и техники, средства моде-лирования явлений и процессов
|
А.
Умение применять законы, правила и приемы коммуникации
Б.
Умение выразить себя не только речевыми средствами, но и средствами физического
языка
|
А.
Способность ориенти-роваться в системе общечеловеческих ценностей
Б.
Проявление убежден-ности в необходимости обосновывать высказывае-мую позицию
|
3. Учебно–познавательная компетенция
|
А.
Владение прог-раммным материа-лом по физике
, сформированности физического аппарата
|
А.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Б.
Использование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации
В.
Исследование несложных реальных связей и зависимостей.
Г.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
Д.
Осуществление проектной деятельности
|
А.
Использование системы физических
знаний и умений для применения в практической деятельности, повседневной жизни, для изучения школьных естест-веннонаучных
дисциплин, продолжения образования
Б.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель-ность (от постановки цели до получения и оценки результата)
В.
Самостоятельное созда-ние алгоритмов позна-вательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полу-ченных результатов
|
4. Информационная компетенция
|
А.
Владение осно-вами целостного восприятия мира, овладение умениями выдвигать гипотезы и строить модели
Б.
Знание основных видов, каналов информации и средств ее приобретения
|
А.
Умение находить, анализиро-вать, передавать и принимать требуемую информацию
Б.
Умение понимать задание в различных формулировках, кон-текстах
В.
Умение работать с различными источниками информации
Г.
Умение переводить информа-цию с родного языка на язык физики
Д.
Использование мультимедий-ных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации инфор-мации
Е.
Умеет создавать базы данных, презентации результатов познава-тельной и практической деятель-ности
|
А.
Способность самооп-ределения и самоориентации в информационном поле
Б.
Понимание важности оценки и отбора информации из разных источников
В.
Критически оценивает достоверность полученной информации и передает ее содержание адекватно поставленной цели
Г.
При выполнении задания использовались знания и умения, приобретенные не только в школе
|
5. Коммуникативная компетенция
|
А.
Знание физичес-кой
терминологии и символики, как фраг-мента общемирового искусственного языка
Б.
Выбор и использование знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
|
А.
Умение развернуто обосновы-вать суждения, давать определе-ния, приводить доказательства (в том числе от противного)
Б.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных при-мерах
В.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
Г.
Владение основными видами публичных выступлений (выс-казывание, монолог, дискуссия, полемика)
|
А.
Понимание точки зрения собеседника, признание права на иное мнение
Б.
Следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)
|
6. Компетенция личностного самосовершенствования
|
А.
Понимание значи-мости качеств лич-ности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе
Б.
Понимание эколо-гических аспектов любой деятельности
|
А.
Сформированность следующих качеств личности:
а)
ясность и точность мысли;
б)
критичность мышления, интуи-ция, логическое мышление;
в)
владеет элементами алгорит-мической культуры, пространст-венных представлений;
г)
способность к преодолению трудностей.
д)
развитость экологических принципов мышления и поведения;
е)
умение рационально организо-вать собственную деятельность
|
А.
Объективное оценивание своих учебных достижений
Б.
Учитывает мнение других людей при определении собственной позиции и самооценке
В.
Умение соотносить при-ложенные усилия с полученными результатами своей деятельности
|
7. Социально-трудовая компетенция
|
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам
, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства
;
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических;
- анализа информации статистического характер.
|
|
Форма сдачи экзамена по физике –
экзаменационные билеты.
Всего учащимся предлагается 20
билетов, которые составлены в соответствии с предлагаемыми примерными экзаменационными билетами для проведения устной итоговой аттестации выпускников по физике
.
В каждом билете 3
вопроса. В первом предлагается ответить на теоретический вопрос курса физики основной школы. Второй вопрос – лабораторная работа. Третий вопрос содержит задачу. В вопросах билетов № 6,9,11,14,17,18,20 содержится материал регионального характера.
Содержание заданий для итоговой аттестации выпускников по физике
определяется тем, что, выполняя задания, выпускник может продемонстрировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:
1) справочные таблицы физических величин;
2) плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;
3) приборы и материалы выполнения практических заданий;
4) непрограммируемый калькулятор.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности опирается на:
· приобретение опыта познавательной деятельности, зафиксированной в знаниях (уровень базовых знаний необходим для продолжения образования и использования в практической жизни);
· сформированность основ творческого мышления;
· приобретение опыта осуществления известных способов деятельности (сформированность частнопредметных и общеучебных умений и навыков);
Характер заданий позволяет оценить уровень достижений выпускников в сфере коммуникации, а именно:
· умение отобрать необходимые материалы;
· умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их;
· умение строить высказывания, делать обобщения и выводы;
· умение наглядно представлять информацию в виде словесного описания процессов или явлений, их схематичного представления.
· владение средствами коммуникации.
Оценивание ответа выпускника на вопросы билета по системе критериев оценивания видов компетентности происходит следующим образом:
Теоретические вопросы
проверяют предметные знания по физике,
предусмотренные ФК ГОС. При ответе на эти вопросы выпускник должен также продемонстрировать в полной мере сформированность предметно-информационной составляющей
всех пяти ключевых компетентностей. Для выявления и уточнения степени сформированности указанных компетентностей ему могут быть заданы дополнительные вопросы. Таким образом, ответ на теоретический вопрос предполагает не только изложение предметного материала, но и применения научного знания в практической деятельности человека. Деятельностно-коммуникативная составляющая
в ответе на теоретический вопрос проявляется в знании норм ситуативно уместной речи: терминология, общепринятый в научной речи слэнг, логика изложения, а также в использовании приобретенных знаний в практической деятельности для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования технических средств, для рационального природопользования и охраны окружающей среды. Ценностно-ориентационая составляющая
проявляется в умении высказывать и обосновывать свою позицию, признании ценности природы и ответственности человека за последствия научно-технического прогресса.
При решении задач
выпускники наряду с предметными знаниями и навыками, регламентируемыми ФК ГОС, должны продемонстрировать информационную компетенцию
, которая проявляется в умении работать с информацией: анализ условия задачи, выбор метода решения, самостоятельный подбор информации, ее видоизменение.
Выполнение лабораторной работы
также позволяет выпускнику продемонстрировать информационную компетентность
, поскольку источником информации являются показания приборов, а умение извлекать эту информацию заключается в правильном теоретическом описании экспериментальной ситуации, выборе приборов и методики измерений. Кроме того, лабораторный практикум позволяет учащимся проявить знания по всем компетенциям ГОС НРК.
На выполнение заданий билета ученику отводится 30 минут.
В основу оценки
заложены следующие критерии:
отлично
|
· Учащийся дает определения понятий, используемых в вопросе
· Излагает теоретический материал системно, полно (роль, назначение, свойства, структура, взаимосвязь понятий, объектов, процессов)
· Приводит примеры использования данного понятия, объекта, процесса
· Дает ответ на практический вопрос или разрешает предложенную ситуацию
|
хорошо
|
· Учащийся дает определения понятий, используемых в вопросе
· Излагает теорию системно, но неполно
· Приводит примеры использования данного понятия, объекта, процесса
· Допускает ошибки или неточности при ответе
|
удовлетво-рительно
|
· Учащийся дает определения понятий, используемых в вопросе
· Излагает теорию неполно, путает понятия, допускает другие ошибки
· Не может привести примеры использования данного понятия, объекта, процесса
· Не отвечает на практический вопрос
|
неудовлет-ворительно
|
· Учащийся не дает определения понятий, используемых в вопросе, или допускает ошибки
· Излагает теорию вопроса неполно, бессистемно, путает понятия, допускает ошибки
· Не может привести примеры использования данного понятия, объекта, процесса
· Не отвечает на практический вопрос
|
Планируемый результат:
Представленные билеты и приложения к ним позволяют учителю по результатам экзамена определить степень достижения физического образования по трем ее составляющим (предметной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной), проследить динамику развития учащихся, их социальную компетентность, умение проявить творчество в различных видах деятельности.
Проведение итоговой аттестации в форме защиты реферата.
Задачи итоговой аттестации в форме защиты реферата:
· выявить как прочность и действенность предметных знаний выпускников, так и умение применять основные алгоритмы в незнакомых ситуациях, способность к познавательной самодеятельности, творческой активности и критичности мышления;
· определить достигнутый уровень предметной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образованности ученика;
· продиагностировать способность учащегося выйти на межпредметный и даже метапредметный уровень осмысления проблемы.
Написание реферата предполагает углубленное изучение какого-либо вопроса или проблемы. Реферат является формой самостоятельной обработки научной информации, это творческая работа, «маленькое открытие». Реферат должен отражать понимание поставленной задачи и содержать четкие формулировки обсуждаемых положений. Ответственный момент при написании реферата – выбор материала и формулировка темы, при этом следует избегать традиционных тем. При формулировке темы необходимо учитывать следующие требования:
· научная новизна, актуальность и оригинальность:
темы должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
· конкретность:
должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Слишком общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии;
методологическая подготовленность:
в области предлагаемой тематики должны иметься серьезные исследования, на которые может опереться ученик. В противном случае реферат может получиться легковесным и поверхностным.
При защите реферата важно учитывать коммуникативную грамотность учащегося:
· умение представить содержание реферата адекватными речевыми средствами, соблюдая нормы литературного языка и требования научно-учебной сферы общения;
· умение аргументировать свою точку зрения, вести диалог в соответствующей ситуации общения.
№
|
Показатели
|
Количество баллов
|
1.
|
Предметно-информационная составляющая
|
ВСЕГО 10
|
1.1.
|
Эрудированность
|
2
|
1.2.
|
Понимание проблемы и глубина ее раскрытия
|
2
|
1.3.
|
Уровень необходимых предметных знаний
|
2
|
1.4.
|
Уровень межпредметных знаний по исследуемой проблеме
|
2
|
1.5.
|
Владение терминологией
|
2
|
2.
|
Деятельностно-коммуникативная составляющая
|
ВСЕГО 24
|
2.1.
|
Владение навыками создания текста
|
|
2.1.1.
|
Текст отличается тематическим единством, основная мысль сохраняется на протяжении всего текста
|
2
|
2.1.2.
|
Тезисно-аргументативная структура текста убедительна и корректна, примеры и цитаты уместны
|
2
|
2.1.3.
|
Композиция текста отражает логику раскрытия темы. Обобщения различного уровня связаны между собой и направлены на раскрытие основной мысли
|
2
|
2.1.4.
|
Выбранные языковые средства целесообразны (отражают позицию, отношение автора) и отвечают нормам правильной речи
|
2
|
2.2.
|
Проявлено умение донести информацию до слушателей, умение воспринимать информацию
|
2
|
2.2.1.
|
Умение наладить ос слушателями деловой и эмоциональный контакт
|
2
|
2.2.2.
|
Умение слушать вопросы и понимать их, умение в соответствии с вопросами давать ответы
|
2
|
2.2.3.
|
Умение задавать вопросы
|
2
|
2.2.4.
|
Умение оценивать выступление другого (участвовать в обсуждении)
|
2
|
2.3.
|
Владение нормами и правилами общения
|
2.3.1.
|
Умение владеть собой
|
2
|
2.3.2.
|
Умение грамотно организовать пространство и время, правильно использовать невербальные средства общения
|
2
|
2.3.3.
|
Соблюдение норм и правил эффективного общения
|
2
|
3.
|
Ценностно-ориентационная составляющая
|
ВСЕГО 6
|
3.1.
|
Активная личностная заинтересованная позиция при осмыслении проблемы
|
2
|
3.2.
|
Умение давать оценку фактам, событиям, явлениям
|
2
|
3.3.
|
Умение оценивать результаты своей деятельности
|
2
|
Каждый критерий оценивается по трехбалльной системе в соответствии с уровнем его представления:
2
балла
– полное, глубокое, точное, ярко выраженное качество
1 балл
– недостаточно полное, поверхностное, слабо выраженное качество
0 баллов
– качество не выражено, т.о.:
31 – 40 баллов – «5»
21 – 30 баллов – «4»
10 – 20 баллов – «3»
При оценке устного ответа ученика можно использовать действующие требования:
Оценка «5»
ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять свои знания на практике, приводить примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»
ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3»
ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает фактические неточности, не умеет обосновать свои суждения и привести необходимые примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении своего ответа.
Оценка «2»
ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает фактические ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Основные требования к устному ответу при защите реферата
1. Сформулированность и обоснованность целей и задач.
2. Полнота и глубина раскрытия поставленной проблемы.
3. Новизна и актуальность сформулированной проблемы.
4. Логика изложения, убедительность рассуждений.
5. Самостоятельность автора в подходе к решению проблемы.
6. Достоверность и доказательность результатов исследования.
7. Научное и практическое значение результатов исследования.
8. Соответствие структуры работы требованиям жанра реферата.
9. Правильность языкового оформления работы (правильное словоупотребление, грамматическо-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка).
10. Достаточная коммуникативная грамотность: корректное использование вербальных и невербальных средств общения в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение.
11. Качество технического оформления.
Предлагаемые темы рефератов:
1.
2.
3.
Проведение итоговой аттестации в форме тестирования.
Используемый при конструировании вариантов экзаменационной работы отбор контролируемых элементов содержания обеспечивает требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяются все разделы курса физики основной школы и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с точки зрения мировоззренческой значимости или необходимости для дальнейшего образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте заданиями разного уровня.
Структура экзаменационного варианта обеспечивает проверку всех предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и освоение экспериментальных умений, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.
Модели заданий, используемые в экзаменационной работе, рассчитаны на применении бланковой технологии (аналогично ЕГЭ) и возможности автоматизированной проверки двух частей работы. Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания и участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу.
В работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности – степень подготовленности учащегося к продолжению образования на следующей степени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 5 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).
Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводятся варианты ответа, из которых верен только один.
Часть 2 включает 3 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр. Задания 19 и 20 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задание 21 предполагает выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).
Часть 3 содержит 4 задания, для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 22 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы
№
|
Части
работы
|
Число заданий
|
Максимальный
первичный
балл
|
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального балла за всю работу, равного 36
|
Тип заданий
|
1
|
Часть 1
|
18
|
18
|
50%
|
Задания с выбором ответа
|
2
|
Часть 2
|
3
|
6
|
17%
|
Задания с кратким ответом
|
3
|
Часть 3
|
4
|
12
|
33%
|
Задания с развернутым ответов
|
Итого:
|
25
|
36
|
100%
|
|
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию. Проверяемые умения и виды деятельности.
При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:
1. Механические явления
2. Тепловые явления
3. Электромагнитные явления
4. Квантовые явления
Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.
В таблице 2 дано распределение заданий по разделам (темам). Задания части 3 (задания 22-25) проверяют комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики.
Таблица 2. Распределение по основным содержательным разделам (темам) курса физики в зависимости от формы заданий
Разделы (тема) курса
Физики, включенные
В экзаменационную
работу
|
Число заданий
|
Вся
работа
|
Часть 1
(с выбором
ответа)
|
Часть 2
(с кратким
ответом)
|
Часть 3 (с развернутым ответом)
|
Механические явления
|
8-12
|
6-10
|
0-2
|
1-2
|
Тепловые явления
|
4-8
|
2-6
|
0-2
|
1-2
|
Электромагнитные явления
|
7-12
|
5-9
|
0-2
|
1-2
|
Квантовые явления
|
1-4
|
1-4
|
0-1
|
-
|
Итого:
|
25
|
18
|
3
|
4
|
Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.
1.1.Знание и понимание смысла понятий
1.2.Знание и понимание физических величин
1.3. Знание и понимание физических законов
1.4.Умение описывать и объяснять физические явления
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
3. Решение задач различного типа и уровня сложности.
4. Понимание текстов физического содержания.
5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
В таблице 3 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.
Таблица 3. Распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий
Виды деятельности
|
Число заданий
|
Часть 1
(с выбором ответа)
|
Часть 2
( с кратким ответом)
|
Часть 3
(с развернутым ответом)
|
1.1. Понимание смысла понятий
|
1-2
|
1.2. Понимание физических явлений
|
2-4
|
0-1
|
1.3. Понимание смысла физических величин
|
4-6
|
1
|
1.4. Понимание смысла физических законов
|
4-6
|
1-2
|
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями
|
1
|
1-0
|
1
|
3. Решение задач различного типа и уровня сложности
|
3
|
4. Понимание текстов физического содержания
|
3
|
5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
|
1
|
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 15 и 22. Задание 15 с выбором ответа контролирует следующие умения:
- формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
-конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
-проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблице или графика.
Экспериментальное задание 22 проверяет:
1) Умение проводить косвенные измерения физических величин:
Плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;
2) Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:
зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
3) Умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий:
проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
Понимание текстов физического содержания проверяется группой заданий 16-18, а также задание 21. В первом случае для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:
- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста; -использовать информацию из текста в измененной ситуации;
-переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
В задании 21 используется представление информации в виде справочной таблицы или графика, информацию из которых необходимо использовать при выборе верных утверждений
Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных частях работы. Это три задания с выбором ответа (задания 6,8 и 13) и три задания с развернутым ответом. Задание 23 – качественный вопрос (задача), представляющий описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.п.
Задания для итоговой аттестации по физике характеризуются также по способу представления информации в задании или дистракторах и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В экзаменационной работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня включены в первую часть работы (14 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (задания 19 и 20). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.
Задания повышенного уровня распределены между всеми частями работы: четыре задания с выбором ответа, одно задание с кратким ответом и одно задание с развернутым ответом. Все они направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать качественные и расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики.
Задания 22,24 и 25 третьей части являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования.
В таблице 4 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
|
Число заданий
|
Максимальный первичный бал
|
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 36
|
Базовый
|
16
|
18
|
50%
|
Повышенный
|
6
|
8
|
22%
|
Высокий
|
3
|
10
|
28%
|
Итого:
|
25
|
36
|
100%
|
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 2 до 5 минут;
- для заданий повышенной сложности – от 6 до 15 минут;
- для заданий высокого уровня сложности – от 20 до 30 минут.
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 180 минут.
Дополнительные материалы и оборудование.
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование. Полный перечень материалов и оборудования приведен в Приложении.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Все здания первой части работы оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания 19-21 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
Задания с развернутым ответом оцениваются двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответы. Максимальный первичный балл за выполнение экспериментального задания составляет 4 балла, за решение расчетных задач высокого уровня сложности – 3 балла, за решение качественной задачи – 2 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале в соответствии с рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году.
Таблица 5. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0-8
|
9-17
|
18-26
|
27-36
|
Составитель экзаменационных материалов:
Фамилия И.О. - категория
Подпись _______________________
«30» марта 2011г.
|