Главная              Рефераты - Разное

Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ начала XXI вв - реферат

На правах рукописи

Малолетков Валерий Александрович

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

МИРОВОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ

ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛА XXI ВВ.

Специальность 17 00 04 –

изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва 2010

Работа выполнена в Московской государственной

художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Крамаренко Людмила Георгиевна

доктор архитектуры, профессор

Ефимов Андрей Владимирович

доктор искусствоведения, профессор

Казакова Людмила Васильевна

Ведущая организация: Московский государственный

университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится «…..»………………2010 года в …. часов на заседании Диссертационного совета Д 212 152 01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА им. С.Г.Строганова.

Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан «­­­­____» ­­____________ 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

И.Е. Печенкин

Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети ХХ – начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения.

Начиная с середины истекшего столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов.

Мастера керамики постоянно открывают богатейшие возможности эстетической выразительности этого материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы.

Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной среды. Керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видео-арт, создание инсталляций и арт-объектов.

На международной арене отечественная керамика постепенно приобретает собственное творческое лицо и выделяется самобытностью, глубиной художественного содержания, профессионализмом в решении формальных задач и высоким гуманистическим настроем.

В последней трети ХХ – начале XXI вв. окончательно утвердился особый специфический вид искусства – декоративная керамика со своими пластическими и цветовыми приемами, с богатым арсеналом средств для проявления творческого потенциала художника.

Основные европейские школы керамики сформировались на протяжении ХХ века. Послевоенный период развития керамики (50–60-е гг.) был ознаменован новым отношением к материалу: стремлением великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962).

Однако именно в 70–80-е годы сложился совершенно новый образный и конструктивный язык этого древнего материала, чрезвычайно расширилась его художественная палитра, углубилось смысловое содержание произведений. В этот период активно развивается искусство керамики в странах Западной Европы, работают такие выдающиеся мастера как Г.Копер, Л.Рай и Г.Хуго (Великобритания), У.Вьотти (Швеция), М.Орландини (Бельгия), М.Киперс (Нидерланды), К.Дзаули и Г.Мариани (Италия), А.Брессон и К.Виро (Франция) и другие.

Наряду с развитием новых тенденций формообразования в западно-европейских странах, в 80-е гг. сложилась уникальная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Она обладала собственной стилистикой, хорошей школой, производственной базой и выдающимися мастерами. Это П.Рада, В.Шерак, И.Викова (Чехословакия), К.Кубинская, М.Кучинская (Польша), И.Шраммель, И.Полгар, К.Орбан (Венгрия).

Международная академия керамики (Женева) была организатором международных конкурсов керамики в Италии (Фаенца) и Франции (Валлорис), которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие декоративной керамики разных континентов. Эти конкурсы заметно повысили общий уровень мировой керамики. Они раскрыли национальную самобытность и высокое мастерство выдающихся художников: К.Карле (Аргентина), Х.Гонзалес (Куба), С.Эспинозы (Пуэрто-Рико), Р.Аутио, (США), Н.Шибаты, Е.Коичи (Япония), Бо Ченга (КНР), А.Декерф (Сенегал), Л. Дю Тойт, Т.Нтухваны (ЮАР), Г.Дейли (Австралия), и А.Датча (Новая Зеландия).

В нашей стране в начале 70-х гг. также наблюдается динамичное развитие декоративной керамики в Прибалтийских республиках, Москве и Ленинграде. Рождению в них самобытных школ керамики способствовала активная поддержка декоративного искусства со стороны государства, общественных организаций и успехи на мировой арене.

У истоков отечественной декоративной керамики последней трети ХХ века стояли выдающиеся художники и педагоги Б.Смирнов, В.Ватагин, П.Кожин, В.Васильковский, В.Марков, Х.Кума и др. Деятельность ведущих высших художественно-промышленных заведений Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Таллина и Красноярска также способствовала развитию национальных школ керамики и ее достижениям на международной арене.

Произведения отечественных мастеров этого периода отличались глубиной, выразительностью художественного образа, гуманизмом, высоким уровнем мастерства, романтической чувственностью и философским отношением к миру.

Новые тенденции в керамике XXI века за рубежом определяли крупные выставки «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен). В России – это арт-проекты керамистов С.-Петербурга и Москвы (2002–2010 гг.), крупные республиканские выставки «Самое близкое искусство» (2007 г.), «Отечество» (2008) и персональные выставки ведущих мастеров страны. В России и на Западе также появились совершенно новые формы самовыражения художников (арт-объекты, видео-технологии), которые значительно изменили художественный язык мировой керамики.

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что впервые декоративная керамика мира рубежа ХХ–XXI вв. исследуется как самостоятельный вид современного искусства, обладающий общими средствами художественной выразительности, национальным характером и стремлением к обновлению языка древнего материала. Актуальность работы определяется широтой охвата исследуемого материала, включающего произведения мировой керамики, созданные на протяжении четырех десятилетий, которые до сих пор не подвергались аналитическому обобщению. Также актуальна проводимая в исследовании систематизация позитивных изменений, которые декоративная керамика внесла в развитие мировой культуры и в новые представления об организации пространственной среды обитания современного человека. В исследовании впервые выявлена значительная роль, которую сыграла в развитии мирового искусства отечественная декоративная керамика исследуемого периода.

В теории декоративного искусства отсутствуют исследования, в которых был проведен анализ новых технологий и процессов эволюции формообразования мировой керамики начала XXI века. В связи с этим проанализировано творчество ведущих художников мира в контексте развития разных школ керамики, либо как самодостаточное явление. С этой целью проведен всесторонний анализ развития различных направлений и жанров в современной керамике, специфики материалов при создании различных художественных произведений.

Актуальность исследования заключается и в том, что основное внимание уделено новым проблемам формообразования и новейшим технологиям, которые до этого рассматривались эпизодически, без глубоких знаний керамических материалов и технологий «изнутри». Только выявление общего высокого уровня современной керамики, ее различных направлений и жанров может способствовать созданию объективной панорамы развития мирового искусства последней трети ХХ – начала XXI вв.

Степень изученности проблемы . Безусловного уважения заслуживают научные труды А.Б.Салтыкова, Н.В.Воронова, М.А.Некрасовой, К.А.Макарова, Л.Г.Крамаренко, Н.С.Степанян, Л.В.Андреевой, Л.В.Казаковой, М.Изотовой, посвященные анализу становления отечественной керамики. Но при этом отсутствовали публикации, посвященные творчеству ведущих художников мира, новым тенденциям в зарубежной керамике, многообразию компонентов творчества, что препятствовало поиску общих закономерностей развития мировой керамики.

В этой связи особое значение имела деятельность Союза художников СССР по организации работы творческих групп по керамике в Доме творчества Залькална (Дзинтари), способствовавших успешным выступлениям отечественных мастеров на крупнейших международных конкурсах керамики в Италии, Франции и Польше.

Важную роль в процессе развития мировой керамики сыграли труды Б.Лича (Великобритания), А.Латино (Италия), Д.Родеса, Ф.Роджерса, Ю.Шварц, Е.Левин, Г.Кларка (США), Д.Паское (Австралия), А.Лажуа, Ф.Лоусона (Франция), А.Сузуки (Япония), журналы «Neue keramik» (ФРГ), «Ceramic Review» (Великобритания), «La revue de la ceramigue et du verre», «La ceramica moderne» (Франция), «American ceramics» (США), каталоги международных конкурсов и симпозиумов керамики в Фаенца (Италия), Валлорисе (Франция), Сопоте (Польша), Загребе (СФРЮ), Вильнюсе (Литва), Бехине (Чехословакия), Каниже (Югославия) и Шиклоше (Венгрия).

Объектом исследования является декоративная керамика мира последней трети ХХ – начала XXI вв. как особый, уникальный вид современного искусства, выраженный в творчестве ведущих художников планеты.

Предметом исследования стало определение основных тенденций и направлений развития мировой декоративной керамики последней трети XX – начала XXI вв., выявление общих проблем формообразования основных жанров в керамике, влияние технологии на создание художественного образа, а также связь керамики с другими материалами, видами искусства и дизайном. Определены основные направления развития керамики в странах Западной Европы, а также в Венгрии, Чехословакии и Польше. Выявлены отличия прибалтийской, московской, ленинградской и красноярской школ керамики, основные тенденции их развития. Впервые особое внимание уделено развитию керамики разных континентов последней трети ХХ века и негативному воздействию на нее процесса глобализации, анализу новых тенденций формообразования (арт-объекты, видео-технологии, инсталляции) в мировой керамике начала XXI века.

Целью работы является изучение и выявление основных тенденций развития, различных направлений и школ керамики, общих художественно-композиционных закономерностей, характера формообразования мировой керамики последней трети ХХ – начала XXI вв., а также определение ее особого места в современном искусстве. Кроме того, исследована взаимосвязь керамики с другими материалами, видами искусства и дизайном, их роль в синтезе искусств и влияние на среду жизнедеятельности человека.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи :

1. Выявление характерных особенностей создания художественных произведений из керамики, их типологии, специфики, эстетики и функционального предназначения в последней трети XX – начале XXI вв.

2. Выявление общих тенденций изменения художественного языка мировой керамики, их связь с появлением новых технологий и пластических приемов формообразования, декора и обжига керамики.

3. Определение характера взаимовлияния и взаимозависимости пластических, цветовых, конструктивных и художественно-образных составляющих декоративной керамики.

4. Определение основных типологических особенностей трех различных направлений европейской керамики, их воплощение в творчестве ведущих художников континента.

5. Определение характерных особенностей прибалтийской, ленинградской, московской и красноярской школ отечественной керамики, их воплощение в творчестве ведущих мастеров.

6. Выявление национальной специфики и новых тенденций формообразования керамики разных континентов последней трети ХХ века.

7. Определение основных жанров и новых технологий в зарубежной керамике начала XXI века.

8. Выявление новых тенденций формообразования и основных жанров в отечественной керамике первого десятилетия XXI века.

Методика исследования базируется, во-первых, на понимании декоративной керамики указанного периода как продукта индивидуального мастерства, во-вторых, – связи декоративного искусства с традициями национальной школы, в-третьих, – синтеза керамики с другими материалами, в-четвертых, – использовании новых технологий. С этой целью используется метод структурно-функционального анализа и системного подхода к рассмотрению проблемы. На основе такого подхода в диссертации построен анализ функциональных и типовых особенностей применения декоративной керамики мира исследуемого периода.

Научная новизна заключается в том, что впервые декоративная керамика мира рассматривается как единое, уникальное явление современного искусства. В результате проведенного в исследовании анализа выявлены три основные направления в европейской керамике: 1) декоративная керамика стран Северной Европы; 2) декоративная керамика стран Южной Европы; 3) декоративная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Проведен анализ отличительных признаков этих направлений, а также различных факторов влияния на творчество ее ведущих художников. Впервые выявлено наличие в зарубежной керамике таких течений в искусстве, как поп-арт, гиперреализм, экспрессионизм и концептуализм. Отмечено большое влияние на развитие декоративной керамики мира крупнейших смотров керамики в Европе, а также интерсимпозиумов в Бехине, Шиклоше, Кадынах и Каниже. Определены основные школы отечественной керамики последней трети ХХ века, а также влияние на их развитие успешных выступлений наших художников на международной арене. Впервые в научный оборот вводится анализ керамики таких стран, как Япония, Индия, Китай, США, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Куба, Сенегал, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия, которые практически неизвестны в нашем искусствоведении. Основными источниками данного исследования послужили материалы крупнейших международных выставок керамики во Франции (Валлорис), Италии (Фаенца), Югославии (Загреб), Англии (Лондон), ФРГ (Мюнхен), интерсимпозиумов в Литве, Польше, Венгрии, Чехословакии, Югославии, изучение коллекций керамики в музеях и ателье ведущих художников мира, знакомство с частными собраниями, профессиональные контакты, а также личное участие автора исследования в крупнейших международных смотрах керамики. В исследовании впервые выявлены основные тенденции развития декоративной керамики первого десятилетия нового века. С этой целью определены и проанализированы основные жанры и современные технологии в мировой керамике начала XXI века.

Также впервые исследованы совершенно новые методы и средства формообразования современной декоративной керамики (арт-объекты, видео-технологии и инсталляции).

Выводы и положения диссертации могут найти практическое применение в научной, музейной и педагогической практике, в творческой деятельности современных художников-керамистов при создании, декоре и обжиге разных произведений декоративной керамики.

Апробация работы . Материалы исследования опубликованы в монографии «Современная керамика мира» (творческий опыт последней трети ХХ – начала XXI вв.»), М., 2010, сборниках научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда» (М., 2008, 2009), в журнале «Вестник МГУКИ», № 5, 2008, в журнале «Пространство культуры. Дом Бурганова», № 1 (2008), № 1 (2009), журнале АСД 2(60) 2007, журнале «Архитектура. Строительство. Дизайн» № 1(54) 2009, журнале «Юный художник» №№ 1, 3 2009.

Структура и объем : диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Библиографии (343 источника на русском, английском, французском и немецком языках) и трех альбомов, включающих 1730 иллюстраций.

В первой главе «Европейская декоративная керамика последней трети ХХ века» выявлены важнейшие факторы и отличительные признаки трех основных направлений развития зарубежной керамики 70–90-х годов прошлого века. Глава состоит из разделов: 1.1. Основные направления в европейской керамике, 1.2. Декоративная керамика стран Северной Европы, 1.3. Декоративная керамика стран Южной Европы, 1.4. Декоративная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша), 1.5. Международные конкурсы и симпозиумы – важный фактор развития керамики Европы, 1.6. Влияние различных течений искусства на керамику, 1.7. Фигуративное направление в керамике.

Этот период отмечен активным влиянием на керамику различных течений мирового искусства (поп-арт, гиперреализм, концептуаплизм, инсталляции и т.д.), которые неизбежно «размывали» границы отдельных керамических школ. Поэтому керамику 70–80-х годов следует рассматривать не в узких рамках школ, а как основные направления развития европейской керамики, в которых ведущую роль играет масштаб творческой личности и талант художника.

Впервые попытка классификации зарубежных школ керамики была предпринята эстонским художником и арт-критиком Х.Кумой, которая считала, что «основные европейские школы современной керамики сформировались в начале ХХ века. Одна из них, так называемая романская, возникла во Франции. Тогда же зародилась и другая школа керамики – англо-саксонская, возникшая в Англии, охватившая всю Скандинавию и отчасти Германию. Эта школа видит в керамике совершенно самостоятельное искусство, где художник выражает себя не через повествовательный и живописный мотив, а через форму и цвет, присущие только керамике».

Однако, сегодня определение Х.Кумы не отражает объективную действительность, ибо оно было сделано в начале 70-х гг. ХХ века и не соответствовало реалиям последующих десятилетий. Кроме того, Х.Кума совершенно не учитывала уникальный характер и самобытность керамики Венгрии, Чехословакии и Польши, которые достигли наивысшего расцвета лишь в 80-е годы ХХ века и были отмечены высшими наградами международных конкурсов керамики. Учитывая сказанное, автор исследования предлагает выделить керамику стран Восточной Европы (Чехословакия, Венгрия, Польша) в третье самостоятельное направление развития керамики, стилистика которой заметно отличается от других европейских стран.

Ранний период развития керамики стран Северной Европы связан с именем выдающегося британского художника и теоретика искусства Б.Лича. В монографии «Книга керамиста» (1955), он впервые сформулировал принципы взаимовлияния культуры Востока и Запада и открыл новые тенденции развития художественной керамики. Британские художники первыми в мире начали пластические эксперименты в области традиционной формы керамического сосуда по превращению его в своеобразный арт-объект – продукт высокого интеллекта, фантазии и мастерства (работы Г.Пима, К.Макниколла, К.Пирсон, Л.Рай, Г.Копера, Г.Хуго и др.). Начало 80-х годов было ознаменовано отказом художников от функционального назначения керамики и от привычного отношения к предметной форме. В итоге керамика приобретает черты самостоятельного концептуального арт-объекта. Она часто носит умозрительный характер, отмечена чертами имитации других материалов и рационализмом мышления (композиции Г.Бартона и Г.Болдуина). Более убедительны работы Л.Ганн-Рассел, отмеченные высокой эстетической культурой и соединением фигуративной пластики с языком абстрактного искусства. В геометрических формах мастер добивается внутреннего движения внешне статичной формы.

В 70–80-е годы новые средства художественной выразительности ищут Ф.Штахат и В.Мехвальд (ФРГ), успешно экспериментирующие в области объемной керамики и настенного рельефа. Для работ Ф.Куртс (ФРГ) характерно стремление к синтезу функционального предмета и изобразительного декора в виде насекомых, птиц и зверей. На формирование творческого почерка мастера оказали сильное влияние элементы поп-арта, экспрессионизма и концептуализма. Особое место в европейской керамике занимают монументальные работы выдающейся художницы У.Вьотти (Швеция), которые обладают ярким индивидуальным характером, мастерством и органичностью пластического мышления. Важную роль в становлении нового языка керамики также играли работы А. де Винка, М.Орландини (Бельгия), М.Киперса (Голландия), С.Нодлера и П.Вейс (Швейцария).

Огромный вклад в развитие мировой керамики внес международный центр керамики в Фаенца (Италия), а также творчество выдающихся итальянских художников К.Дзаули и И.Сасси. Их произведения способствовали появлению новых, экспериментальных форм керамики, которые находятся в органическом единстве с материалом, обладают тонкими модуляциями формы, выражают экспрессию, гармонию и высочайшее мастерство. Рубеж 70–80-х гг. был отмечен активным влиянием гиперреализма на творчество итальянских керамистов. Самым ярким представителем этого направления в искусстве был Г.Мариани, работы которого отличает прекрасное владение пластическими возможностями глины, умение точно воспроизвести в материале простейшие предметы бытия: фактуру и цвет ткани, конструкцию строительной тачки или оперение птицы. Творчество мастера оказало огромное влияние на развитие мировой керамики и было отмечено высшей наградой «Премия Фаенца» на международном конкурсе в Италии (Фаенца, 1980).

Жанр инсталляции в итальянской керамике наиболее ярко был представлен в работах А.Леони «Инсталляция» (1978), С.Казони и Д.Бартоцци «Посвящение Ф.Феллини» (80-е гг.). Произведения этих мастеров с успехом представляли искусство страны на крупнейших международных выставках этого времени.

Важную роль в развитии мировой керамики играл центр художественной керамики в Валлорисе (Франция) и творчество П.Пикассо, Х.Миро и Ф.Леже, оказавших огромное влияние на язык керамики последующего периода. Интерес к японской керамике также влиял на эстетическое восприятие керамистов Франции, которым была близка выразительная декоративность художественного языка мастеров Востока, философия их творчества. Новое эстетическое восприятие декоративной керамики повлияло на формирование характера свободной импровизации в материале. Этим можно объяснить популярность древней восточной техники раку[1] , которая изменила иерархию ценностей в керамике, переведя внимание с результата на процесс создания.

Важный вклад в развитие керамики Франции 80–90-х годов внесли Биеннале керамики в Валлорисе и Шатору, а также работы К.Койссекса, Ж.Жиреля, Ж.Жакино, К.Шампи – ярких представителей живописного направления в керамике. Интересным явлением во французской керамике стало творчество В.Иванова, Ж.Лера, Э.Жулиа, создававших декоративную скульптуру, вазы и арт-объекты в местечке Борн (Центральная Франция).

Собственную творческую нишу в европейской керамике занимают концептуальные работы К.Бадеа (Румыния), мастерски использующего пластические и конструктивные свойства глины в напряженной скульптурной форме. Немалый вклад в становление европейской керамики также внесли известные художники Э.Сала (Испания), П.Байи, В.Паскаль, Ж.Ковиль (Франция), Х.Сальваро (Югославия), С.Лоренсини (Италия).

70–80-е годы прошлого века стали периодом расцвета нового направления авторской керамики в странах Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия и Польша), в которых создавалась уникальная керамика, по стилистике принципиально отличная от керамики других европейских государств. Развитию керамики Венгрии способствовали проводимые в этот период международные пленеры в г.г. Кечкемете и Шиклоше, на которых художники успешно экспериментировали в разработке новых форм, техник декора и обжига керамики. Выявление органической сути материала особенно характерно для работ И.Шраммеля, И.Бенко, И.Полгар, Г.Лоринца, К.Орбан, отмеченных ярким пластическим даром, лаконизмом формы и декора и совершенным мастерством владения древним материалом.

Последняя треть ХХ века стала периодом расцвета керамики Чехословакии, у истоков которого стояли О.Эккерт, П. и И.Рада, Л.Тегник, Я.Гаузнер, В.Шерак. Важную роль в развитии керамики страны также играло творчество И.Виковой и Ш.Радовой, в работах которых доминируют концептуальное мышление, пространственные связи между разными материалами, отдельными формами и высокий профессионализм.

На развитие польской керамики этого периода активно влияли международные триеннале и симпозиумы керамики в Сопоте и появление на международной арене выдающихся художников Э.Рагущака, К.Кубинской, А.Заморской, М.Кучинской. Их произведения были отмечены обобщением пластической формы, лаконизмом языка, выразительностью силуэта. Проблема синтеза глины с другими материалами также нашла активное отражение в работах ведущих польских художников, которые органично соединяли керамику с текстилем, деревом и металлом.

Огромную роль в становлении европейской керамики 70–80-х гг. играли крупнейшие международные конкурсы керамики в Италии и Франции, которые стали ареной экспериментальных поисков новых приемов формообразования, техник декора и обжига древнего материала.

Интерсимпозиумы керамики в Польше, Чехии, Венгрии и Югославии также стали важной формой поиска нового языка керамики в творчестве ведущих мастеров Европы.

Во второй главе «Основные школы отечественной декоративной керамики последней трети ХХ века» выявлены условия, способствующие процессу рождения отечественных школ декоративной керамики анализируемого периода. Глава состоит из разделов: 2.1. Роль творческих групп в формировании отечественных школ керамики, 2.2. Прибалтийская школа керамики, 2.3. Ленинградская школа керамики, 2.4. Московская школа керамики, 2.5. Керамика Сибирского региона России (Красноярская школа керамики), 2.6. Значение международных конкурсов, выставок и симпозиумов в становлении различных школ отечественной керамики.

Развитию отечественных школ керамики значительно способствовала активная работа творческих групп художников в Доме творчества им. Залькална (Дзинтари), которые сыграли огромную роль в консолидации лучших творческих сил. В этих группах ежегодно работало 60 человек, а всего в них смогли поработать 1500 художников-керамистов страны.

Прибалтийская школа декоративной керамики (Латвия, Литва, Эстония) окончательно сформировалась на рубеже 60–70-х годов ХХ века. Известная эстонская художница и арт-критик Х.Кума в 70-е годы по основным стилистическим признакам относила керамику прибалтийских республик к западноевропейскому направлению в искусстве.

Однако, следует особо подчеркнуть, что прибалтийская школа керамики сформировалась только благодаря значительной финансовой поддержке со стороны нашего государства и достигла своих наивысших успехов только в период вхождения прибалтийских республик в состав СССР. Поэтому в исследовании прибалтийская керамика рассматривается как одна из школ отечественной керамики 70–80-х годов ХХ века.

Основные тенденции развития латышской керамики в эти годы наиболее ярко выразились в декоративном направлении. Новая стилистическая концепция проявилась в сфере создания уникальных изделий и применения керамических материалов высокого обжига. Керамика Латвии обогатилась новыми художественными открытиями в творчестве Г.Круглова, Л.Лукшо, С.Шмидкене, П.Мартинсонса, для которых основным был тектонический принцип формообразования и лаконизм декора. Художники создают теперь не бытовой предмет, а художественный образ, наполняя традиционную форму новым содержанием. Дифференциация индивидуального творчества и развития дизайна в керамике привели к проявлению новых декоративных качеств материала. Такова творческая концепция П.Мартинсонса, которая выражается в монолитности объемов и лаконизме формы. Важной тенденцией развития керамики стал поиск связи между пространством и формой, стремление раскрыть взаимосвязи объема и пространства. Примером служат композиции этого мастера, который убедительно демонстрировал современное понимание пространства, достигая органической связи тектоники и пластики. Художники С.Шмидкене и Л.Лукшо искали соотношение современного и традиционного, утилитарного и декоративного, возможность воплотить в керамике многообразное содержание. За совершенной, веками отработанной формой они разглядели мироощущение своего народа и выработали собственную стилистическую систему.

Творчество мастеров литовской декоративной керамики 70–80-х годов отличает совершенное владение формой, способность передавать в них дух и драматическое напряжение ХХ века. Энергия и темперамент характерны для работ Л.Шулгайте, сумевшей подчинить своим творческим задачам разные керамические материалы и предельную завершенность декоративной формы. Художница сочетает разные геометрические формы, которые отличает гармония пропорций и красота материала.

В 80-е годы прошлого века в декоративной керамике Литвы появилось поколение мастеров, открывшее новые пути развития керамики. Художники А.Тамуленене, Г.Раудонене, Г.Раудонис, Р.Наровене продолжили лучшие традиции литовской декоративной керамики.

Большое влияние на развитие эстонской керамики 70–80-х годов оказало творчество художницы Х.Кумы, подчеркнуто-сдержанная керамика которой доведена до высочайшей степени мастерства. Художники Эстонии создавали образно-самоценные и утилитарные предметы, что связано с высокой дизайнерской культурой страны. Дизайн – один из стилеобразующих факторов в эстонской керамике; в нем важен культ технологического совершенства, стремление к безупречности, детальной законченности целого, к тщательной проработке всех элементов композиции. Эстонские художники использовали в керамике локальный цвет, усиливая его насыщенность, добиваясь четкой формы, активизируя ее восприятие. Х.Кума сформулировала отличительные черты прибалтийских керамистов: «Главный принцип прибалтийской школы керамики состоит в том, что керамика не есть замена какого-то другого искусства, она не заимствует художественные приемы из литературы, живописи или скульптуры. Это творческая работа непосредственно в глине, искусство создавать предметный мир в древнейшем на земле материале – керамике»[2] .

Значительный вклад в развитие эстонской керамики также внесли художники С.Сымер, Л.Рохлин, А.Соанс, Л.Кормашова, Н.Уусталу, Х.Видевик, А.Тедер, обогатившие национальную керамику яркими чертами индивидуализма и высоким мастерством.

70-е годы ХХ века стали периодом становления ленинградской школы керамики. Она была связана с активной работой кафедры художественной керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И.Мухиной и ее ведущих преподавателей: В.Васильковского, Б.Смирнова и В.Маркова. Они формировали у студентов понимание декоративности, которая отнюдь не является украшением замысла, а становится основной составляющей произведения. Самым существенным в почерке ленинградских керамистов были архитектоника формы, ее конструктивность, которые составляют основу ленинградской школы керамики. К особенностям творческой манеры ленинградских мастеров можно отнести: ручную моделировку формы из керамического пласта, смешение живописно-графической, скульптурной и пространственной темы в керамике; сложную композиционную систему, определяющую приверженность строгой архитектонической форме; использование принципа архитектурного мышления при создании ансамбля из нескольких частей, усиление декоративных качеств материала посредством фактуры и цвета.

Декоративная керамика 80-х годов была полна неожиданными превращениями и новациями формообразования; в ней одновременно совмещались школа, стиль времени и яркие индивидуальности.

Ключевую роль в формировании ленинградской школы керамики сыграла созданная в 1976 году творческая группа «Одна композиция», которую составили художники В.Васильковский, В.Гориславцев, А.Громов, А.Гущин, Н.Гущина, А.Задорин, М.Копылков, Г.Корнилов, Н.Кочнева, О.Некрасова-Каратеева, Н.Ротанова, Е.Рудина, Н.Савинова, В.Цыганков, Л.Солодков, В.Цивин. Они утверждали в керамике правду и многообразие материала, серьезность пластической формы и изощренность живописной палитры, интеллектуальную содержательность произведений. Мастера обратились к архитектурному построению керамической формы, к моделированию пространственных композиций, в которых нашли собственный изобразительный ход.

Многое в керамике Ленинграда определялось творчеством А.Задорина и М.Копылкова, искусство которых обладало яркой творческой интонацией, внутренним напряжением. С годами оно окончательно определилось в поиске игрового и концептуального истолкования темы драматического сосуществования бытия природы и человека. Ощущение исторической и интеллектуальной атмосферы Города выражал В.Гориславцев, уверенно работавший с пластической и сосудной формами. Строгий, конструктивный объем и вторящая ему роспись нередко соединены у мастера с помощью оригинального приема зеркального отражения.

Синтетический язык керамики помог художникам выразить идею единства природного мира. Вазы-плоды, чайники-деревья, женские фигуры, сплетенные из ветвей и цветов характерны для многих работ. Предметная форма стала основой скульптурного решения, появлением многочисленных натюрмортов, пластических вариаций платьев и башмаков, домашней утвари, иллюзорное воспроизведение которых создавало ощущение «муляжности».

10-я выставка «Одна композиция» (1986) наглядно показала заметный спад художественного уровня ленинградской керамики, нашедший отражение в работах большинства художников группы. Эта выставка завершила важнейший этап творческого подъема ленинградской школы керамики 70–80-х годов ХХ века.

В становлении московской школы керамики важную роль сыграли преподаватели кафедры керамики МВХПУ (б. Строгановское), выдающиеся художники В.А.Ватагин, П.М.Кожин и профессор Н.С.Селезнев, воспитавшие новое поколение художников-керамистов. Поиски новых возможностей различных керамических материалов, страсть к эксперименту стали характерной чертой творчества В.Космачева, оказавшего большое влияние на развитие московской школы керамики. Одним из первых он «обнажил» проблему максимального выявления природных структурных качеств керамики, которое было подхвачено В.Ореховой, А.Дудовой, В.Петровым, Л.Сошинской, автором данного исследования, Т.Ган, И.Афанасьевой, М.Юрковой и Н.Полторацкой.

Точкой отсчета московской школы керамики стала работа творческой группы по керамике на ЭТПК СХ России под руководством А.Борцова (1972), ставшая открытием нового явления в декоративном искусстве страны, которое предстало как общее направление, сохранившее при этом разнохарактерность произведений. Важным свойством московской керамики является ее синтетичность в понимании больших задач искусства, когда живописная плоскость сочетается с рельефом и объемом, скульптурный объем с росписью и плоскостным изображением, натуральная вещность с изобразительно-иллюзорным пространством. Это привело к возникновению произведений, в которых сливались признаки скульптуры, живописи, графики, театральной декорации, принципы станкового и декоративного искусства. Новое направление подняло декоративное творчество на высокую ступень, что позволило московской керамике занять лидирующее место в декоративном искусстве. Изобразительный язык обогатил декоративную форму гораздо больше, чем работа с чистым объемом и цветом.

Важными вехами в развитии московской школы керамики стали выставки «Московская керамика» (1974, 1984 и 1988 годов), большое место на которых занимали садово-парковая, интерьерная скульптура, декоративные сосуды, рельефы и панно, дополненные сюжетной росписью.

Москвичи последовательно утверждали в керамике декоративность и сюжетность, органично внедряя в материал элементы станковизма, которые черпают в современности, в античности, Ренессансе, классицизме и гиперреализме.

В отличие от ленинградских мастеров, увлеченных техническими особенностями материала, московские художники полностью подчиняли его своему творческому замыслу. Для них образно-декоративный мотив становился ведущим, под него выбирались пластические и живописные средства. Тяготение к изобразительному языку в керамике доминировало и вело к углубленным связям творчества московских керамистов с изобразительным искусством, которое, в свою очередь, находилось под сильным влиянием декоративности. Московская керамика характеризовалась большей свободой композиционных решений, в которых взаимоотношения пластических объемов и пространства становились ведущим художественным мотивом. Ассоциативность образного языка выступала неотделимо от декоративных свойств материала; основным содержанием такого творчества становилась система взаимоотношений человека с миром окружающих вещей, либо сам предметный мир. Своеобразный мир керамики был немыслим без участия керамического сосуда, ставшего для автора данного исследования символом, плодом и плотью земли. Гончарные формы в композиции «Индия» составляли основу матери-земли, на которой произрастает жизнь и трудится человек. Единство земной жизни подчеркивалось здесь соединением сосуда и изображений птицы, животного, человека, вылепленных из глины и дополненных монохромной росписью.

Значительное место в московской керамике занимало живописное направление (работы В.Ореховой, Р.Цузмер, И.Лясс, Г.Джабаровой и др.), камерность образов которых и лирическая настроенность была адресована личностному восприятию зрителя.

В новых исторических условиях начала 90-х годов ХХ века сформировалась красноярская школа керамики Сибирского региона России. Работы выпускников Красноярского художественного института обладали образной цельностью, лаконизмом пластики, цветовой сдержанностью, точно найденным масштабом. Основные отличительные черты произведений красноярских художников убедительно подтвердили наличие в России самобытной школы керамики, имеющей свою культурную память, яркие индивидуальности и собственные творческие поиски. Так, для С.Ануфриева источником вдохновения стала тема Сибирской архаики, использование знаковой системы древних сибирских культур как образ уходящего времени и как знак современности. Работы художника обладают точно выраженной пластической, пространственной завершенностью, а звучание формы в них включено в причудливый ритм силуэтов и фигур. Декоративные композиции вбирают в свою конструкцию многие элементы, способствующие расширению чувственного понимания образа и ритма Времени. Динамичные ритмы композиций С.Ануфриева созвучны стремительному Времени, но их форма – статичная и монотонная – возвращает к Вечности.

Точное понимание синтеза разных материалов является важным отличием декоративных композиций сибиряков. Их соединение в керамике носит выразительный формальный характер и воплощает новые образно-пространственные связи с окружающей средой. При всем новаторстве формотворческих приемов, сибирская керамика имеет глубокие традиционные корни, идущие от народного зодчества в понимании конструкции и способах крепления отдельных элементов.

Процесс создания керамики, как модели природных космогонических явлений, превращает сибирскую керамику из предмета в факт искусства. В монументальных формах художники воскрешают духовный мир предков и неожиданно пластический и эмоциональный язык древних оказывается созвучен сегодняшнему мироощущению.

Наличие в стране различных школ декоративной керамики и выдающихся художников обеспечивало видовую самостоятельность керамики исследуемого периода. Высокий профессиональный уровень нашей керамики нашел мировое признание благодаря успешным выступлениям ведущих художников страны на международных конкурсах керамики в Италии, Франции и Польше. Участие в них произведений лучших мастеров оказывало самое благотворное влияние на повышение уровня мастерства и общую культуру отечественной керамики. Важную роль в развитии отечественной керамики также играли интерсимпозиумы керамики, регулярно проводимые в различных европейских странах. Успехи ведущих художников страны на международной арене позволили нашей керамике занять собственную нишу в общем мировом процессе развития этого древнего материала. Благодаря этому, отечественная керамика 70–80-х годов оказалась созвучной культурной ситуации европейского постмодернизма, выраженной в восстановлении связей с историческим прошлым.

В третьей главе «Декоративная керамика разных континентов последней трети XX века» выявлены национальные особенности и новые тенденции развития керамики в творчестве ее ведущих мастеров, без которых невозможно получить общую картину состояния мировой керамики исследуемого периода.

Глава состоит из разделов: 3.1. Влияние международных выставок и конкурсов на развитие мировой керамики; 3.2. Керамика Азии; 3.3. Керамика Африки; 3.4. Керамика стран Латинской Америки; 3.5. Керамика США; 3.6. Керамика Канады; 3.7. Керамика Австралии; 3.8. Керамика Новой Зеландии.

Важнейшую роль в развитии мировой керамики последней трети XX века играла организованная Международной академией керамики (Женева) интернациональная выставка керамики в Праге (Чехословакия, 1962).

Однако, наряду с позитивным влиянием крупных международных смотров, следует отметить негативное воздействие процесса всемирной глобализации на сохранение национальных традиций в керамике разных стран мира. Исключение составляет декоративная керамика Японии, в которой творческие эксперименты художников неразрывно связаны с глубокими корнями народного искусства. Японская керамика обладает общей стилистикой и высочайшим уровнем изготовления керамических изделий. Подтверждением этого служат высшие награды японских художников (Н.Шибата, К.Мацуи, Е.Коичи), полученные ими на крупнейших мировых конкурсах керамики.

Керамика Индии также прочно связана с традициями народной керамики при создании произведений культового характера (скульптура, рельефы). Однако, организованная в 70-е годы в Дели керамическая мастерская Академии изящных искусств, стала лабораторией поиска новых средств художественной выразительности в керамике. Среди индийских художников выделяются работы Д.Пандураджана, которые характерны новыми экспериментами в области формообразования керамики.

Керамика Китая в 60–70-е годы подверглась жестокому насаждению политических установок маоизма. Они отразились в декоративных панно, скульптуре малых форм, вазах, в которых отсутствует всякое проявление творческой индивидуальности художника. Однако, произошедшие в 80–90-е годы в Китае политические перемены изменили характер декоративного искусства. В этот период художники страны активно участвуют на международных выставках керамики, успешно совмещают национальные традиции с поисками новых средств выразительности. Это позволило им занять собственное место в мировой керамике конца ХХ века. Таковы работы Чень Ши Линя, Лю-Ена и других мастеров. Самобытным характером творчества отмечены произведения художников Тайваня, которые в 70–80-е годы были постоянными участниками крупнейших международных конкурсов керамики. Умение соединить глубокие национальные традиции с современными тенденциями формообразования особенно характерны для работ Д.Минг-Нана. Значительный успех тайваньской керамике принесла композиция Ченг-Сун-Чена «Домашний базис № 6» (1989), отмеченная высшей наградой Международного конкурса керамики в Фаенца (Италия, 1989). Собственной стилистикой и ярким индивидуальным почерком отмечена керамика Чунг Хван Чо (Южная Корея), работы которой сохраняют функциональные признаки и дополнены пластическим декором и изящным графическим контррельефом. Творческой удачей мастера стала композиция «Глядя в небо» (80-е гг.), которая обладает точными пропорциями, выразительным силуэтом и цветовым декором. Для работ турецких художников Б.Аудинера и Б.Базарира характерна лаконичность средств, выразительный силуэт и контрастная графическая роспись. В 70–80-е годы они создавали декоративные панно, рельефы с условным построением пространства, дополненного росписью. Постоянно участвуя на международных конкурсах керамики, эти мастера явно заимствовали новые тенденции формообразования в творчестве ведущих художников Европы.

Среди африканских государств в исследуемый период декоративная керамика активно развивается в Египте. Художники С.Рашид, С.Карим, С.Эль Садр демонстрируют органичное соединение традиции и современности в керамической скульптуре, декоративных вазах, рельефах.

Более радикальный характер, стремление к поиску новых средств художественной выразительности и даже цитирование европейских «стандартов» в керамике характерно для работ художников Сенегала (например, композиция А.Декерф «Подушки», 90-е гг.).

В самобытной керамике Южно-африканской республики следует отметить работы А.Малан, Л.Дю Тойт, Т.Бабб, Н.Сиффоле, Д. де Ланже. Работы этих мастеров отмечены оригинальным композиционным мышлением, высокой профессиональной культурой, синтезом формы и цвета, традиций и новаторства.

Национальной самобытностью и высоким мастерством отмечена декоративная керамика стран Латинской Америки. Особенно это относится к керамике Аргентины, отмеченной внутренней динамикой и напряжением пластической формы. Творчество выдающегося мастера керамики К.Карле поражает синтезом цвета, формы и незаурядным мастерством. Яркая индивидуальность характерна для работ М.Гуарини, Д. ди Фалко и П.Мартинес. Среди бразильских керамистов особый интерес вызывают ландшафтные композиции М. ди Лорио, арт-объекты Н.Акимори и М.Опперманн, характерные органичностью форм, соразмерностью с окружающей средой, высокой исполнительской культурой и концептуальностью замысла. Керамику Венесуэлы отличает удивительная органичность пластического мышления, внутренняя энергия и высокое профессиональное мастерство. Среди мастеров старшего поколения выделяются работы Т.Тофано и Секи – лепные рукотворные вазы, имеющие наполненную форму и минимальный цветовой декор. В 80-е годы на мировой арене активно заявили о себе работы М. де Вальдер, Р.Дайни и Н.Маргес, которые демонстрировали поиски новых средств художественной выразительности, синтетическое мышление и высокое мастерство.

Самобытные творческие поиски отличают декоративную керамику Кубы, для которой характерны гиперреалистические работы Х.Гонзалес и А.Карбалло. Эти мастера органично сочетают национальные традиции и современные эксперименты в области формообразования керамики. О высоком уровне кубинской керамики свидетельствует тот факт, что работы Х.Гонзалес были удостоены первой премии на II Биеннале керамики малых форм в Загребе (Югославия, 1987).

Художники Мексики также успешно соединяют традиции народного искусства с поисками современного языка декоративной керамики. Особенно экспрессивны и выразительны скульптурные композиции М.Гонзалеса, Р.Гулермо и Ф.Мартинеса, в которых заметна высокая пластическая культура и самобытность творческого мышления этих мастеров.

Колумбийскую керамику на международной арене с успехом представляли произведения К.Гарсиа. В ее рельефах и панно отразилось незаурядное живописное мастерство и стремление к абстрактно-ассоциативным формам выражения. Таково панно «Темная ночь» (1989), полное внутреннего напряжения и точной организации керамической плоскости с помощью ограниченной цветовой гаммы.

В чилийской керамике весьма заметно влияние наивного искусства и поп-арта. Примером служат работы С.Гонзалеса, отмеченные собственным пониманием формы и сути керамического материала. Композиция мастера «Ящик Пандоры» (1987) была отмечена наградой II Биеннале керамики малых форм в Загребе (Югославия, 1987).

Ведущие художники Пуэрто-Рико Д.Балосси, С.Бланко, С.Эспиноза, А.Хамблетон занимают собственную нишу в декоративном искусстве Латинской Америки. О высоком профессиональном уровне керамики Пуэрто-Рико свидетельствует золотая медаль 38-го Международного конкурса керамики в Фаэнца (Италия), полученная С.Эспинозой за «Декоративную скульптуру» (1980).

Во второй половине ХХ века декоративная керамика США прошла сложный эволюционный путь развития и испытала влияние абстракционизма, экспрессионизма, поп-арта и гиперреализма. Работы П.Вулкоса, Р.Аутио и Д.Мейсона, К.Коблиц и М.Левин отмечены высоким мастерством, прекрасным владением разными техниками декора. Однако им порой изменяет чувство меры и художественный вкус. Высокий технический уровень стал отличительной чертой американской керамики. Гиперреалистические тенденции более всего отразились в керамических работах М.Левина, Г.Котлина и Н.Селвин и ландшафтных инсталляциях Т.Макмиллана и М.Франк. Влияние наивного искусства особенно проявилось в работах Д.Боа, Д.Галлахера, Д.Мелчерта, Е.Фордса.

В 80-е годы художники США успешно работают в области студийной керамики. К несомненным удачам этого направления следует отнести скульптуру «Ринго» (1989) Е.Тейлора и портрет «Домохозяйка» (1989) П.Вандерберга. Об успехах американских керамистов наглядно свидетельствуют многочисленные награды, полученные ими на международных выставках. Так, медалью Международного конкурса керамики в Италии (Фаэнца) были отмечены декоративная форма «Плетение» (1982) Р.Пелег и декоративный рельеф Х.Вейсс (1989).

Особое место в американской керамике занимает творчество нашего соотечественника А.Нея (Нежданова), в работах которого большую роль играет поверхность изделия, а не его конструкция. Его скульптуры несут в себе собственное прочтение древней иероглифики и знаковой спиритуальности неолита. Они исключают модернистскую игру, жонглирование периодами и стилями в искусстве.

Работы канадских мастеров обладают собственным почерком, связью с традициями европейской культуры и художественным вкусом. Впервые канадские мастера М.Гамберг, Р.Турнер и М.Ловис успешно выступили на всемирной выставке в Праге (1962). В дальнейшем керамисты страны с успехом осваивали новые мировые тенденции формообразования керамики и не раз добивались успехов на международной арене. Например, А.Мортимер был награжден за композицию «Коробка с журналами» на II Биеннале керамики малых форм в Загребе (1987). Проблемы эволюции предметной формы нашли отражение в творчестве Л.Фоулема, Д.Кларка и Б.Типтон.

Произведения керамистов Австралии практически неизвестны отечественному зрителю. Между тем, художники зеленого континента обладают высокой профессиональной культурой, стремлением к поиску новых средств художественной выразительности. Художники Д.Датч, К.Гиббс, Г.Дейли и И.Лейтнер с успехом выступали на крупнейших выставках и конкурсах, регулярно проводимых на разных континентах и отмечались высокими наградами. Работы этих керамистов отличаются высоким мастерством, органическим синтезом цвета и формы, однако в них нетрудно заметить влияние ведущих европейских художников и таких направлений в искусстве, как поп-арт, гиперреализм и концептуализм.

Среди мастеров декоративной керамики Новой Зеландии следует отметить творчество известного художника А.Клифорда. Его работы отличаются простотой массивных форм, активным пластическим декором и сдержанной цветовой гаммой в виде матовых высокотемпературных глазурей. Этот мастер уделяет особое внимание древней восточной технологии обжига («раку»), а также использованию соляных глазурей. Работы А.Клифорда регулярно и с успехом представляли Новую Зеландию на мировых смотрах керамики 70–80-х годов ХХ века в Италии и Франции.

Следует подчеркнуть, что успешное развитие декоративной керамики различных континентов базировалось на ярком творческом индивидуализме ведущих мастеров, освоении ими новых средств художественной выразительности и бережном отношении к национальным традициям. Важное место в этот период занимает новая форма творчества – студийная керамика, позволяющая художникам много и успешно работать в экспериментальном направлении.

Четвертая глава «Основные тенденции развития зарубежной декоративной керамики первого десятилетия XXI века» посвящена анализу новых направлений формообразования и декора зарубежной керамики начала XXI века. При этом выявляются основные жанры керамики, способствующие появлению новых средств художественной выразительности в современном зарубежном искусстве. Также рассматриваются проблемы интеграции в керамике и консолидирующая роль регулярно проводимых международных выставок «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен, ФРГ) в процессе развития мирового декоративного искусства начала нового века.

Глава состоит из разделов: 4.1. Роль художественных выставок в процессе становления зарубежной керамики начала XXI века; 4.2. Эволюция предметной формы в керамике; 4.3. Анималистика в керамике; 4.4. Фигуративная керамика; 4.5. Портрет в керамике; 4.6. Ландшафтная керамика; 4.7. Поп-арт, гиперреализм, концептуализм и арт-объекты в керамике; 4.8. Влияние дизайна на зарубежную керамику; 4.9. Синтез формы, цвета и различных материалов в керамике.

Несмотря на активное внедрение в зарубежной керамике новых технологий и приемов формообразования, творческая практика подтверждает наличие в современном искусстве традиционных жанров. Поэтому их анализ и определение в данном исследовании более всего соответствует объективной реальности.

Важнейшую роль в формировании зарубежной декоративной керамики начала XXI века играют процессы европейской интеграции, создание единого экономического и культурного пространства. Этому также способствуют международные художественные выставки «Искусство керамики», регулярно проводимые в Лондоне (Великобритания). Показанные на них работы отличает поиск нового языка художественной выразительности, эволюция предметной формы в керамике, отражающая стремление нового поколения открыть в глине новые формы и пути развития. Важную роль приобретает непосредственный контакт зрителя с арт-объектом, при котором значительно возрастает символическое, знаковое значение керамического предмета. Экспериментальный подход к формообразованию доминирует на международных выставках молодых художников «Talente» (Мюнхен, ФРГ), выдвигающих на первый план оригинальность мышления художника, его дар к конструктивно-пластическому переосмыслению традиций прошлого. Эти черты характерны для многих керамических форм, которые приобретают характер священного ритуального арт-объекта – символа жизни в пространстве небытия. В современной зарубежной керамике можно отметить многообразие стилей, большое число персоналий, утверждающих свои художественные ценности. Рассматривая творчество некоторых современных керамистов, работающих в разных жанрах, можно заметить общий принцип формообразования. Это – свободная, экспрессивная манера обращения с материалом при сохранении четкого мышления в композиции.

В новом столетии среди зарубежных художников особой популярностью пользуется жанр анималистики. В их творчестве органически соединились любовь к нашим «братьям меньшим» и прекрасные знания технологии декора и обжига керамики. Произведения мастеров отличаются совершенным владением разными материалами и умением максимально раскрыть художественный замысел и красоту керамической глины. Примером творческого перенесения восточной традиции на европейскую почву служит декоративное блюдо Р.Коатсса «Природа» (2006).

Связь анималистики с каллиграфической росписью характерна для работ японской художницы К.Харада, ее отношении к проблеме декора керамических арт-объектов, в предельном выявлении формы, цвета и фактуры глиняного материала.

Фигуративно-пластическое направление в западной керамике начала XXI века занимает значительное место. Так, объемная пластика А.Макдонелла отмечена сочетанием тектонических качеств глины с фигуративными элементами в виде масок и человеческих голов («Композиция с двумя масками», 2007). Однако, нередко художники создают в керамике работы, наделенные чертами натурализма (композиция Г.Блисс «Женский торс», 2005). Более удачна скульптура ирландца К.Кинея «Человек с виолончелью» (2007), в которой максимально «обнажен» метод конструирования объемов, собранных из отдельных элементов в единую композицию. Декоративная скульптура бельгийской художницы А.Дефорт отмечена влиянием сюрреализма и полна внутренней экспрессии. Выразительное соединение формы и росписи отличает композиции французского художника М.Кея, в творчестве которого подкупает талант керамиста, графика и колориста.

В портретном жанре также успешно работают мастера декоративной керамики, которые для создания работ часто используют формы декоративных блюд и ваз. Например, «Женский портрет» Э.Меллона (2006) написан легко, непринужденно и отмечен свежестью письма, которое трудно сохранить в технике подглазурной росписи.

Ландшафтная керамика занимает важное место в работах современных художников. Так, британская художница С.Велтон успешно разрабатывает проекты детских игровых площадок, экстерьерные декоративные формы, кормушки для птиц и зверей. Более убедительны монументальные цветочницы англичанки К.Хассенберг, которые имеют выразительный силуэт и состоят из нескольких геометрических сегментов.

В начале XXI века молодые керамисты испытывают немалый интерес к поп-арту и гиперреализму. Примером служат работы Ж.Халлиган (Англия), поражающие высоким техническим уровнем, умением точно воспроизвести характер изображаемых предметов. Влияние поп-арта также заметно в работе К.Ниблетт (Испания), «Туфелька» (2006), которая характерна высоким мастерством и тонким колоритом.

Мощная экспансия американской поп-культуры постепенно усиливает её вкусовое влияние на мировую керамику. Такова «Композиция» британки Э.Гарсиа, представляющая собой висящие друг над другом человеческие головы, напоминающие муляжи, соединенные полусферами. Вкусовое воздействие китча присутствует в скульптуре Т.Фишс «Поцелуй», отразившей шаржированное восприятие автором действительности и физиологизм мышления. Работа англичанки В.Джонсон «Цветочные часы» (2006) также отмечена примитивностью и дурным вкусом. Художница Д.Шерман (США) в «Кувшине с двумя револьверами» (2005) превращает изображение оружия в броский плакат, перенесенный на объемную форму. Вкусовая вседозволенность и непонимание специфики керамики стали характерными чертами произведений многих современных западных художников.

Существенное влияние на декоративную керамику оказывает современный дизайн. Поиски простоты и гармонии выверенных пропорций – самые сильные стороны работ зарубежных художников, которые отмечены «интеллектуализацией» формы, умением добиться ее предельного раскрытия с помощью синтеза цвета и объема. Воздействие дизайна испытывает и керамическая скульптура, в которой художники стремятся возродить знаковую систему в пластическом мышлении, обогатить форму свободной росписью, которая выступает альтернативой холодному прагматизму формообразования. Примерами служат «Эллипсообразная форма» англичанки С.Дунстан и «Вазы» К.Вильхельм (ФРГ), отмеченные красотой форм и точными пропорциями. В работе англичанина Д.Биннса «Маленький сквер» показана панорама городка, увиденного с высоты птичьего полета.

Синтез формы, цвета и различных материалов занимает важное место в современной студийной керамике. Примером соединения искусства каллиграфии с объемной формой служат работы англичанки М.Вайт, превращающей керамические тексты в послания к людям, живущим в разных уголках планеты. Соединение объема и цвета отличает композиции Д.Еллнатта (Великобритания), характерные блестящим владением технологией, культурой формы и насыщенной цветовой гаммой.

Современные художники сознательно обнажают приемы формообразования. Простые и лаконичные формы они дополняют изящной графикой, которая подчеркивает конструкцию керамического изделия. Единство декоративных и функциональных качеств предмета часто достигается путем перевоплощения традиционной формы сосуда в новое эстетическое качество и синтеза керамики с другими материалами.

Оценки качества предметной формы не опираются ныне на традиционные системы построения функциональной формы, что заметно влияет на полистилистику керамических произведений. Особенно актуальной становится проблема авторской самооценки создаваемого объекта, максимально свободная трактовка наследия прошлого, лишенная жестких рамок понимания стиля.

Пятая глава «Основные направления развития русской декоративной керамики начала XXI века » посвящена анализу и выявлению основных факторов, способствующих появлению новых средств художественной выразительности в современной отечественной керамике и включает в себя следующие разделы: 5.1. Художественные выставки – важный фактор становления керамики; 5.2. Значение творческих групп по фаянсу и керамике в развитии декоративной керамики начала XXI века; 5.3. Основные жанры в русской декоративной керамике начала XXI века; 5.4. Синтез керамики с другими материалами; 5.5. Новые тенденции формообразования и технологии в керамике начала XXI века.

Важную роль в развитии отечественной керамики начала XXI века играют художественные выставки, организованные Ассоциацией художников декоративных искусств Московского Союза художников. Так, на выставке «Да будет свет» (2002) значительное место занял раздел декоративной керамики. Цветовое и пластическое разнообразие материалов, баланс традиционных веяний и дизайна определяли характер московской керамики, где выделялись работы В.Ореховой, Г.Джабаровой и Т.Табаровской. Тонкий колорит и изящный вкус характерны для триптиха Г.Корзиной. Лучшие традиции московской школы керамики продолжают работы Д.Мухиной, М.Фаворской и Т.Зубовой. Поиск новых средств художественной выразительности отличает работы И.Мазановой, соединяющей поэтическую тонкость чувств с прагматизмом времени и игрой ума. Синтез керамики и металла лежит в основе композиций О.Маймистова, тяготеют к дизайну работы Е.Хлендовской. В целом выставка москвичей показала, что творческий потенциал керамистов многообразен и отличается разнообразием творческих индивидуальностей.

Республиканская выставка «На радость вам» (2005) показала высокий уровень керамики России. Своеобразным романтическим камертоном экспозиции стали произведения петербуржца В.Гориславцева. «Белая ночь», «Набережная», «Канал». Молодых художников интересуют проблемы развития и метаморфозы органических форм; они конструируют новые объекты, насыщая их декором (работы Д.Дикаревой, Москва). Органичность формы и декора характерна для работ А.Ситника (Моск. обл.).

Важной чертой российской керамики является ее связь с наследием народного искусства, что наглядно проявилось в работах Г.Одинокой, В.Булыгиной, Ю.Леонова (все – Моск. обл.). Воздействие классической традиции особенно заметно в работах М.Фаворской (Москва), Ю.Овчаровой, пластах О.Даутовой (Моск. обл.) и композиции «Византия» А.Червякова (Коломна).

На Всероссийской выставке «Самое близкое искусство» (2007) художники представили широкий ассортимент декоративной скульптуры, ваз, настенных пластов, рельефов, композиций, арт-объектов и инсталляций. Главной тенденцией выставки стало выравнивание профессионального уровня художников русской провинции, Москвы и С.-Петербурга, появление новых имен в декоративной керамике. Примером служат декоративные пласты «Игры» (2007) москвички И.Мач, отмеченные колористическим даром и мастерским владением техникой подглазурной росписи. Выразительность форм и острота силуэтов отличает «Декоративные вазы» (2006) О.Равинской (Москва), в которых выявлена напряженная конструкция форм и природная красота глины. Композицию «Счастье мое» (2006) В.Кузнецовой (Моск. обл.) выделяет внутренняя гармония и точно найденные соотношения между грузной фигурой матери и крошечной фигуркой дочери и тонкий психологизм.

Арт-проект «Поднесение к Рождеству». Академия фарфора (С.-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2004) ознаменовал поиски новых путей развития и форм взаимодействия художника и окружающего мира.

Более пятидесяти художников, работавших на фарфоровом заводе, демонстрировали соединение разных способов формообразования. Это – литературность мышления (композиция «Царская невеста» И.Олевской), совмещение глины с поэтическим словом (блюда «О слове» С.Русакова), отзвук театральных постановок (скульптуры «Персонажи балета «Щелкунчик» М.Шемякина), наполнение музыкальными мотивами (композиции С.Соколова и Л.Цветковой). Работа М.Сорокина «Уеs» обладает изысканной цветовой росписью, восхищением природой, игрой ума и метафоричностью мышления автора. С.Сухарева интересует синтез фарфора и металла; его композиции обладают своим творческим почерком и новизной мышления. Напряжение объемам придают металлические обручи, создающие дополнительный контраст формы и конструкции. Композиция «Воздушное путешествие» В.Гориславцева подтвердили высокое мастерство автора и прочность его творческих убеждений. Предельно отработанной формой ансамбля и замечательной росписью характерен сервиз «Нефть» Т.Афанасьевой, нашедшей убедительный художественный язык для решения «производственной» темы. На высоком профессиональном уровне выполнена декоративная композиция А.Задорина «Античный мотив», в которой он достигает предельной выразительности скульптурной формы.

Знаковая композиция «Время» Р.Доминова стала одной из самых убедительных работ, созданных на симпозиуме. В декоративной форме автор находит точное метафорическое определение быстротекущего Времени (в образе древнего колеса), на секунду остановившего свой бег. Высоким мастерством отмечена композиция В.Цивина «Адам и Ева», которая служит примером серьезного отношения автора к проблемам формообразования и крайнего аскетизма мышления. Собственным творческим почерком отмечена работа Н.Савиновой «Летнее утро», в которой органично соединились форма сосуда, пейзажный мотив и лирическое настроение мастера.

Важным фактором в российской керамике первого десятилетия XXI века стала работа творческих групп художников на ЭТПК «Воронцово» СХ России, в которых плодотворно работают как известные московские мастера, а также и молодые керамисты из провинции.

Разработка традиционных форм сегодня часто сочетается с лаконичным цветовым решением (работы Е.Хлендовской, Москва), в соединении вазы со скульптурным объемом (Л.Ненашева, Москва). Синтез скульптуры и утилитарной функции, острота пластических решений характерны для работ Г.Корзиной (Москва).

Заметно расширилась география российской керамики, выросло мастерство многих авторов. Интересны эксперименты в керамике Е.Скурихина (Барнаул), Т.Лощининой (Скопин), Л.Захаровой (Санкт-Петербург). Ю.Шабаевой (Москва), Ю.Юшковой (Красноярск).

Активно работают и творческие группы на базе Гжельского экспериментального керамического завода МСХ (Московская область), в которых работают художники разных творческих направлений. Так, И.Помелова (Московская область) создала выразительную серию портретов современников. Новые стилистические черты характерны для пространственных композиций К.Александрова (Москва), отмеченных обостренным чувством ритма и многоцветной росписью. В.Сидоров (Москва) создал в керамике серию декоративных скульптур. Для молодых художников работа и общение с мастерами керамики оказала плодотворное воздействие на повышение их профессионального уровня и воспитание художественного вкуса.

В декоративной керамике России начала XXI века сохранились традиционные жанры изобразительного искусства, которые занимают важное место в творчестве. В натюрморте и пейзаже художники стремятся к поиску новых изобразительных средств. Так, в керамических пластах А.Удальцова (Москва) усложняет ритм и цвет и незримо «привязывает» изображаемые предметы к краю декоративного пласта. Н.Корчемкина (Пермь) в пласте «Большая небесная рыба» (2003) превращает пейзаж в условную кулису и разворачивает на плоскости театральное действо.

Портретный жанр занимает важное место в творчестве художников России. Так, выразительную, остро характерную серию портретов современников создала в керамике художница В.Кузнецова (Моск. обл.).

В ее работах органично уживаются наблюдательность, теплота, острая характеристика изображаемых персонажей и наивная манера исполнения. В жанре портрета идет активный процесс освоения новых средств художественной выразительности, стремление выразить в керамике вечные духовные ценности.

В бытовом жанре максимально остро отражаются социальные, экономические и личные перемены в жизни современного человека. Так, в декоративной композиции «Женщина с сумкой» (2007) Л.Ненашева (Москва) создала убедительный образ женщины, ставшей жертвой современного «дикого» рынка. Для работ А.Равкина (Москва) характерно бережное отношение к деталям, которые становятся ключом к раскрытию темы и точно передают атмосферу времени.

В жанре анималистики успешно работает А.Белашов (Москва). Так, в композиции «Кит» (2007) он находит убедительный контраст массы кита и крошечных фигурок оленеводов с охотничьей собакой. Анималистические скульптуры С.Могутиной (Моск. обл.) отличает гармоничное сочетание формы и росписи яркими глазурями, но декоративность цвета порой подавляет в них выразительность пластической формы.

Появление религиозных мотивов стало новым заметным явлением в российской керамике. Новый подход к религиозной теме убедительно отразился в арт-проекте М.Копылкова (СПб.) «Декалог» (2005). Материал, цвет, форму и тексты заповедей художник превратил в выразительное художественное произведение, в котором перевод Заповедей на язык современной керамики воспринимается оригинальной художественной метафорой. Библейские сюжеты заняли важное место в творчестве Л.Солодкова (СПб). В керамических иконах мастер сохраняет условную декоративность живописного языка и использует невысокий рельеф в трактовке фигуры Всевышнего и изображении ангелов.

Условный язык современного искусства, доведенный до символического знака, характерен для блюда «Ангел» (2004) Л.Борисова (СПб.). Выразительный силуэт и цвет образуют здесь лаконичный символический образ, превращенный художником в изобразительную формулу. Отталкиваясь от иконографического канона, художник превращает его в произведение концептуального искусства.

В новом веке отечественных художников по-прежнему волнуют проблемы синтеза керамики с другими материалами, которые осуществляются по-разному. Примером органического соединения керамики и металла служит работа художницы Н.Савиновой (С.-Петербург) «Реставрация» (2004), состоящая из керамической скульптуры, металлической конструкции и маленькой фигурки ангела. Конструкция здесь превращена в пространственный элемент композиции, создающий контраст между скульптурной массой и острой динамикой металла.

Начало XXI века в отечественной керамике отмечено появлением совершенно новых видео-технологий, технических новаций формообразования и декора. Керамику дополняют авангардные направления художественного творчества (искусство объекта, инсталляция, энвайронмент и т.п.), которые высвобождают самобытную суть керамики как особого способа художественного мышления и выстраивают архитектонический абстрактный объект. Но отказ от изобразительности приводит к доминанте в глине жестких ритмов архитектонических структур и конструкций.

Эта тенденция выражена в творчестве В.Решетникова, О. и О.Татаринцевых (Москва), которые избрали основным выразительным средством своего языка простые геометрические формы. Это керамические объекты, а не художественные произведения в традиционном смысле этого слова, вбирающие в себя жесткий прагматизм мировоззрения. Керамические инсталляции Д.Суровцевой (Москва), отличает обостренное чувство пространства и органической сути глиняного материала. Художница находит новое прочтение биоформ, которые приобретают архитектонику, конструктивную ясность и логическую простоту. Самобытным направлением в московской керамике стали работы А.Желудковской, для которых характерна свобода самовыражения и владение различными приемами формообразования. Инсталляции художницы тяготеют к обостренной передаче психоаналитических ощущений и открывают новую для керамики тему запредельного самообнажения художника.

В видеоинсталляции А.Паштова (А.Пашт-хан, Красноярск) «Приспособляемость» (2005) художник обращается к теме семьи, которую он воспринимает как единое целое. В другой видеоинсталляции «Мутации» (2006) мастер показывает процессы, происходящие во внутреннем состоянии человека и раскрывает через метафоры: воды, граната, насекомого символические черты своего мышления.

Следует подчеркнуть органичное сосуществование в современной отечественной керамике двух основных направлений: это – экспериментальная керамика и средовая керамика (архитектурно-декоративная, ландшафтная керамика, дизайн). Они активно противостоят «дикому» рынку, способствуют развитию образного мышления, формируют художественный вкус и интеллект современного зрителя.

Заключение

В исследовании проведен анализ развития современной керамики мира. На примере творчества ведущих художников мира последней трети ХХ – начала XXI вв. выявлены основные тенденции развития этого древнего материала и новые технологии.

Мировая керамика здесь впервые рассматривается как единый, уникальный вид современного искусства, в котором органично соедились национальные традиции и поиск нового выразительного языка. Многообразие средств формообразования, творческих экспериментов и ярких индивидуальностей стали характерной чертой этого исторического периода.

В результате проведенного анализа определены различные направления развития керамики в государствах Западной Европы, а также в странах Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша).

Рождение в нашей стране прибалтийской, ленинградской, московской и красноярской школ керамики стало уникальным явлением отечественного декоративного искусства последней трети ХХ века.

Огромный вклад в развитие национальной керамики этого периода внесли системы обучения в ведущих высших художественно-промышленных заведениях Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса и Таллина, деятельность ее ведущих педагогов.

Успешные выступления художников страны на международных конкурсах керамики способствовали становлению высокого авторитета отечественной керамики на мировой арене.

В декоративной керамике разных континентов последней трети ХХ века органично сочетались национальные традиции и поиски новых средств художественной выразительности. Подчеркнута важная роль в становлении мировой керамики интернациональных конкурсов в Италии (Фаенца), Франции (Валлорис), на которых формировались основные направления современного искусства.

В результате проведенного анализа творчества ведущих керамистов мира выявлены общие и отличительные признаки керамики разных континентов.

Выявлено существенное влияние на развитие мировой керамики таких течений искусства, как поп-арт, гиперреализм, экспрессионизм и концептуализм.

Проведенные в исследовании всестороннее изучение и анализ конкретного материала позволили определить основные тенденции формообразования в каждом жанре керамики начала XXI века. Это – пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, анималистика, ландшафтная керамика, религиозные мотивы, инсталляции и арт-объекты.

Анализ мировой керамики начала XXI века выявил совершенно новые видео-технологии, оказывающие существенное влияние на создание арт-объектов, видео-арта и инсталляций, расширивших привычные сферы применения керамики. При этом особо подчеркнуто, что использование новых технологий неизбежно приводит к унификации языка керамики, потере художниками разных стран яркой творческой индивидуальности и национальной самобытности.

Проведенный анализ крупнейших международных выставок керамики «Искусство керамики» (Лондон, Англия) и «Talente» (Мюнхен, ФРГ), позволяет определить их как экспериментальный полигон для поиска новых форм самовыражения художников, которые способствуют выявлению нового языка керамики. Творчество ведущих керамистов начала XXI века заметно меняет художественную картину развития древнего материала. Подчеркнуто существенное влияние на керамику современного дизайна, в котором уникальные особенности глины находят самое широкое применение. Экологическая чистота, прочность, высокие технические, эстетические качества и дешевизна превращают керамику в незаменимый материал для изготовления произведений арт-дизайна.

Важнейшим фактором становления декоративной керамики России первого десятилетия XXI века являются крупные республиканские и персональные выставки, позволяющие определить основные тенденции развития и жанры современной керамики. Широкое применение российская керамика получает при возведении и реконструкции храмов, сооружении иконостасов, создании керамических икон и авторских произведений на религиозные мотивы.

Особое место в современной российской керамике приобретает ее синтез с другими материалами, а также использование новых тенденций формообразования и технологий (арт-объекты, видео-технологии, инсталляции, инвайронмент).

Важно отметить, что декоративная керамика России выделяется на мировой арене своей гуманистической направленностью, обращением к внутреннему миру человека, преобладанием образно-эмоциональной стороны над формальными компонентами ремесла.

Сложный путь, пройденный мировой керамикой – это путь эволюции от функционального сосуда до сложных философских, фигуративных, абстрактных композиций и арт-объектов, несущих в себе художественный образ, синтетическое, метафорическое и знаковое мышление.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Книги

1. Керамика, часть 1. М., 2000. 2 п.л.

2. Керамика, часть 2. М., 2001. 2 п.л.

3. Михаил Александрович Врубель. М., 2006. 2. п.л.

4. Между Востоком и Западом. М., 2003. 14 п.л.

5. Мгновения жизни. М., 2005. 13 п.л.

6. Рисунки из дневника. М., 2005. 18 п.л.

7. Современная керамика мира (творческий опыт последней трети ХХ – начала XXI вв.). М., 2010. 15 п.л.

Статьи в научных сборниках и журналах

1. Анималистика в отечественной керамике начала XXI века.

Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2/2008. Часть 1. 0,5 п.л.

2. Портрет в современной керамике России. 0,5 п.л.

Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2/2008. Часть 1. 0,5 п.л.

3. Религиозные мотивы в русской декоративной керамике. 1990–2007 гг. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2/2008. Часть 1. 0,5 п.л.

4. Новые тенденции в русской декоративной керамике начала XXI века. Научно-аналитический журнал «Пространство культуры». Дом Бурганова. М., № 1, 2008. 0,5 п.л.

5. Влияние дизайна на современную зарубежную керамику. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 2008. 0,5 п.л.

6. Декоративная керамика стран Западной Европы (70–90-х гг. ХХ века). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 1/2009. 0,5 п.л.

7. Художники-керамисты стран Восточной Европы последней трети ХХ века. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 1/2009. 0,5 п.л.

8. Проблемы формообразования в отечественной керамике. Сборник научных трудов МГОУКИ. М., 2008. № 5. 0,5 п.л.

9. Декоративная керамика Южной Европы (70–90-е гг. ХХ века). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М., 1/2009. 0,5 п.л.

10. Американская керамика последней трети ХХ века. Научно-аналитический журнал «Пространство культуры». Дом Бурганова. М., № 1, 2009. 0,5 п.л.

11. Керамика в архитектуре. Журнал АСD 2(60) 2007. 0,5 п.л.

12. Русская декоративная керамика. Журнал ACD 6(64). 2007. 0,5 п.л.

13. О портрете в современной декоративной керамике (из творческой практики). Журнал «Архитектура, строительство, дизайн, № 1(54), 2009.

14. Анималистика в отечественной керамике. Журнал «Юный художник», № 1, 2009. 0,5 п.л.

15. Дизайн и зарубежная керамика XXI века. Журнал «Юный художник», № 3, 2009. 0,5 п.л.


[1] Древняя керамическая техника, отличительной чертой которой является древесный обжиг с помещением еще горячего изделия после обжига в органику. Название техники пошло от фамилии японских керамистов, применявших эту технику с XVI века.

[2]