Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, консультантов ппс ппп методы и приемы изучения профессиональных намерений старшеклассников. - реферат

ОТДЕЛ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Методические рекомендации

для школьных психологов, классных руководителей, консультантов ППС ППП

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

г.о. Новокуйбышевск

2009

Печатается по решению Редакционного совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» г. Новокуйбышевска Самарской области

Составитель: Зайчикова О.Е.

Ответственный редактор: Зайчикова О.Е.

Рецензенты: Парфенова О.И., директор РЦ, Воронков Д.А., зам. директора РЦ

«Методы и приемы изучения профессиональных намерений старшеклассников»: методическое пособие для школьных психологов, классных руководителей, консультантов ППС ППП. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 год, 82 страницы.

В методическом пособии содержится комплекс методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности определить профессионально значимые качества старшеклассника и помочь ему определиться в выборе профессии. Все представленные материалы апробированы на практике и даны в удобной для работы форме.

СОДЕРЖАНИЕ

Номер страницы

1

Роль диагностики в профориентационной работе

4 – 5

2

Характеристика диагностического исследования

6 – 7

3

Основные диагностические методики

7 – 8

4

Интересы и склонности в профессиональном выборе

8 - 9

5

Диагностический инструментарий для изучения профессиональных намерений старшеклассников

10 – 79

6

Заключение

80 - 81

7

Литература

82

Роль диагностики в профориентационной работе.

Диагностическое исследование позволяет выявить актуальное состояние и степень развития основных параметров профессиональной зрелости личности. Результаты могут использоваться для активизации стремления школьника к самопознанию, самосовершенствованию, чтобы при построении своих жизненных и профессиональных планов учащийся в большей мере учитывал свои собственные психические ресурсы.

Для изучения профессиональных намерений старшеклассников могут применяться такие методические приемы, как использование анкет открытого и закрытого типа, беседы, сочинения на тему о выборе профессии.

Выявление интересов личности можно осуществлять на основе специальных анкет, опросников, наблюдения за деятельностью школьника, видеозаписи его поведения на уроках, на переменах с последующим их просмотром и анализом, изучения библиотечных формуляров, бесед с учащимся, его родителями и педагогами-предметниками о предпочитаемых видах деятельности.

Интерес проявляется в положительном эмоциональном отношении и интеллектуальной познавательной активности. Каждый нормальный человек чем-нибудь интересуется. Все интересы можно разделить по содержанию (например, музыкальные, технические), широте (разносторонние, узкие), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые).

Если интерес сопровождается активной деятельностью, если человек стремится достичь чего-то конкретного, преодолеть возникающие трудности и препятствия, то можно говорить не просто об интересе, а о склонности.

Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонности – «хочу сделать».

На основе результатов первичной психодиагностики делается вывод о предметной направленности, степени выраженности, глубине и устойчивости познавательных и профессиональных интересов старшеклассника. Данные о склонностях можно получить с помощью такого диагностического приема, как анкетирование.

Необходимо помнить, что одни и те же интересы и склонности могут соотноситься с разными сферами профессиональной деятельности. Например, склонность к занятиям техникой может найти выражение и в профессии инженера, и в инженерно-педагогическом труде. Поэтому, кроме изучения интересов и склонностей, необходимо выявление способностей, что позволит сузить круг выбираемых профессий и специализаций.

Профессии лучше всего выбирать исходя из своих устойчивых интересов и склонностей. Если жизненные профессиональные планы связаны с интересами, тогда можно говорить о профессиональных интересах.

Для изучения способностей применяются разнообразные приемы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, естественный и лабораторный эксперименты, опросники предметные и проективные тесты.

Следует отметить, во-первых, что диагностика артистических, музыкальных и художественных способностей требует участия специалистов-экспертов, во-вторых, что диагностика способностей – дело очень тонкое, требующее специальной квалификации психолога.

Знания о мире профессий, о том, какие они бывают, где и как их можно приобрести, являются необходимыми, но одних этих знаний недостаточно для успешного выбора будущего профессионального пути.

Следующим важнейшим этапом принятия решения в жизненном и профессиональном самоопределении является познание себя как индивидуальности в окружающем мире.

Нет, наверное, ни одного человека, которого не интересовала бы проблема: что я знаю о себе, своих интересах, способностях, возможностях?

Знания и умения в самопознании дают каждому из нас шанс найти свое место в профессиональной деятельности, быть коммуникабельным в общении с людьми, интересно проводить время в занятиях и увлечениях в часы досуга.

Характеристика диагностического исследования.

Реализация принципов личностно-ориентированной модели в образовании предполагает всестороннее развитие личности школьника. Развитие – это, по сути, планомерное воздействие на учащегося. Для того, чтобы такое воздействие было эффективным, необходимо постоянно отслеживать динамику развития. А это значит, что одним из центральных моментов в психолого-педагогической работе является диагностика. Таким образом, осуществляется информационное обеспечение деятельности участников учебно-воспитательного процесса.

Этапы диагностического исследования:

1) постановка и изучение проблемы, ее уточнение;

2) разработка алгоритма действий;

3) формулировка гипотез «ограничения результата»;

4) выбор диагностического инструментария;

5) сбор материала (информации);

6) обработка данных;

7) интерпретация, выборы, рекомендации;

8) прогнозирование.

Методы диагностического исследования:

1) наблюдение – этот метод связан с описанием изучаемых характеристик, экспериментатор не вмешивается в процессы, явления (взгляд со стороны);

2) эксперимент – этот метод предполагает активное вмешательство экспериментатора в изучаемые процессы и явления (деятельность регламентируется);

3) обобщение независимых характеристик, опросы (письменные – анкетирование, устные – беседа);

4) обобщение результатов работы (деятельности), тестирование (проективное – объективное, субъективное и коррекционное, развивающее).

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает моделирование какой-либо ситуации (например, игровые тренинги, ролевые игры) для изучения интересующих свойств, состояний, процессов, происходящих в группе. С помощью эксперимента возможно не только получение информации о личности учащихся (к примеру, о статусе ученика в классе), но и коррекция негативных проявлений. Таким образом, эксперимент – это Ваш творческий поиск, тогда как наблюдение – это лишь констатация фактов.

Использование методик специалистами-смежниками.

Отдельные методики, хорошо теоретически и практически обоснованные, могут использоваться педагогами, учителями-предметниками, классными руководителями. При этом необходимо тесно сотрудничать со школьным психологом.

Любой специалист, решивший воспользоваться методикой (это, прежде всего, разнообразные анкеты и тесты), должен опираться на следующие принципы :

1) принцип ответственности;

2) принцип компетентности;

3) принцип этической и правовой правомочности;

4) принцип квалифицированной пропаганды психологии;

5) принцип конфиденциальности;

6) принцип благополучия клиента;

7) принцип профессиональной кооперации;

8) принцип информированности о целях;

9) принцип позитивного эффекта;

10) принцип гражданственности (тесно связан с первым принципом).

ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ:

I.

Тест «Карта интересов» Декабрь, учащиеся 9-х классов. Прогноз

Тест «Склонности» трудоустройства (занятости), самоопределения.

Анкета «Выбор»

II.

Тест «Матрицы Равенна» Март – апрель, учащиеся 9-х классов. Прогноз

Направленность личности отношений.

Анкета «Выбор»

III.

Тест Айзенка «Темперамент» (базовый) Сентябрь – октябрь, учащиеся 10-х клас-

Методика Металиной Т.В. сов. Прогноз отношений.

Опросник Леонгарда К. (описание по Личко)

IY.

Тест Люшера Март, учащиеся 11-х классов. Прогноз

Методика «Ранговая позиция» успешности.

Методика «Отождествление»

Мнения и советы

«Карта интересов», «Склонности» проводятся классным руководителем, психологом в рамках групповых занятий «Профориентация». Анкета «Выбор» проводится с учащимися в начале этих занятий (на первом занятии) и в конце (последнее занятие).

С помощью методики «Ранговая позиция» исследователь может изучить любую проблему (характеристику). В этом смысле она универсальна (основное достоинство). Методика «Отождествление» не только дает информацию о личности ученика, но и позволяет определить проблемные зоны (болевые точки) старшеклассника. Таким образом, исследователь изучает эмоционально-волевую и ценностно-мотивационную сферы.

Ниже прилагается «Сводная таблица результатов обследования». Она необходима для систематизации сведений об учащихся, анализа количественных и качественных характеристик, а также, для ознакомления с результатами выполнения тестовых заданий, ответов на вопросы анкеты учащимися заинтересованных лиц.

Внимание! При проведении диагностических процедур не обязательно распечатывать опросники и бланки ответов. Вопросы можно зачитывать, а бланки ответов (таблицы) по образцу (с доски) расчертят (перенесут на лист) обследуемые.

Сводная таблица результатов обследования

_______класс________чел.

Ф.И.О.

Сферы познавательных интересов ( max 12 баллов)

Склонности ( max 8 баллов)

Выбор учебн. заведения

Физика

Математика

Автодело

ОИВТ

Химия

Биология

Медицина

география/экология

География/экология

История

Филология

Искусство

Педагогика

Экономика

Военное дело

Право

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек-худ образ

УВК

Др. учеб. заведения

1.

Исаев И.И.

2.

Иванов С.

Интересы и склонности в профессиональном выборе.

Работа не только стимулирует потребность в результатах труда, но и удовлетворяет присущую человеку заинтересованность в активной, преобразующей мир человеческой культуры жизнедеятельности.

Пробуждением к деятельности выступают потребности человека – «хочу». Но применительно к профессиональному выбору в это слово вкладывается более глубокий смысл, чем в любое «хочу». Намерение получить ту или иную профессию определено в первую очередь интересом к ней и потребностью этот интерес удовлетворить.

Интерес – это индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности. Потребностное отношение человека к миру обеспечивает направленность развития личности, осознанность цели выбора деятельности. В динамике своего развития интересы могут перерастать в склонность, т.е. в устойчивое стремление к определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые результаты труда, но и его содержание, в том числе и предмет.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Существуют люди, которые проявляют склонность к живописи или музыке. Они с удовольствием покупают альбомы по искусству, ходят на выставки и концерты, эмоционально обсуждают особенности стиля того или иного мастера, им известны многие детали и биографические данные выдающихся деятелей искусства. Однако сами они совершенно не стремятся к деятельности в области живописи или музыки, не посещают занятий в художественных студиях, музыкальных школах.

Такое поведение иллюстрирует наличие избирательного интереса, но отсутствие склонностей, так как интерес в первую очередь – свойство личности, а не вещи (книги, кино) или явления (спорт, искусство). Одно дело – интересоваться произведениями искусства, другое – их создавать. Можно проявлять повышенное любопытство к техническим новинкам автомобилестроения, но не уметь управлять автомобилем, ремонтировать его.

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, широте содержания, устойчивости, силе, длительности.

Диагностический инструментарий для изучения профессиональных намерений старшеклассников.

Анкета на выявление и оценку профессиональной направленности, профессиональных интересов и профессиональных намерений старшеклассников.

Процедура проведения.

Использованию анкетной методики предшествует подготовительная установочная работа с учащимися. Они должны знать цель анкетирования, которая состоит в оказании помощи старшеклассникам в их подготовке к сознательному профессиональному самоопределению.

При этом следует учитывать реальные возможности школы в организации учебно-воспитательной работы с учащимися в условиях дифференцированного обучения с учетом их интересов и склонностей.

Испытуемым предлагается бланк для ответов, зачитывается инструкция.

Работа с учащимися над анкетным материалом начинается с беседы учителя (консультанта, психолога), который в доступной форме излагает содержание каждого вопроса анкеты. Не следует преждевременно знакомить учеников со всеми вопросами: давать пояснения к ним, помогать в формулировке ответов (если это оказывается необходимым) нужно только по мере перехода учащихся к конкретному вопросу. Поэтому данную методику лучше всего проводить индивидуально или с небольшими подгруппами старшеклассников.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.___________________________________

Дата рождения____________________________

Дата обследования_________________________

Укажите свои данные, а затем перейдите к ответам на вопросы.

1. Назовите по одной профессии в каждой из сфер, где объектом работы являются

а) люди:____________________________

б) техника:__________________________

в) природа:__________________________

г) знаковая система:___________________

д) художественный образ_______________

2. Представьте себе, что у вас имеются самые благоприятные условия для выбора профессии в любой из указанных сфер. Какую сферу вы предпочтете? Обведите кружочком соответствующую букву.

3. Профессии выделенной вами сферы деятельности приобретают в самых различных учебных заведениях. Где бы вы хотели продолжить образование, чтобы овладеть профессией? Обведите кружком соответствующую букву:

а) в профтехучилище;

б) в техникуме (специальном училище);

в) в ВУЗе.

4. Назовите 2 – 3 учебных предмета, знание которых, по вашему мнению, необходимо для успешного овладения профессией, которую вы хотели бы избрать:

а)___________________________________________________

б)___________________________________________________

в)___________________________________________________

5. Если вы уже решили выбрать определенную профессию, то какова степень твердости этого решения, его окончательности? Поставьте оценку по 5-балльной системе:_________

6. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избираемой вами профессии? Напишите «да» или «нет»:_____________________

7. Есть ли у вас друзья, которые твердо намерены избрать ту же профессию, что и вы? Напишите «да» или «нет»:____________________

8. Какую профессию вы решили избрать?________________________________

9. Что привлекает вас в ней? Обведите кружочками соответствующие буквы или сделайте дополнительную запись:

а) условия труда;

б) сам процесс трудовой деятельности;

в) высокая материальная обеспеченность;

г) подвижная работа, новые впечатления;

д) спокойная работа;

е) повышенная ответственность;

ж) самостоятельное принятие решения;

з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;

и) частые контакты с людьми;

к) возможность творческой деятельности;

л) частые командировки, поездки;

м) возможность что-либо создавать своими руками;

н) работа на свежем воздухе;

о) романтика профессии;

п) полезность продукта (результата) вашей работы;

р) независимость в работе;

с) перспективность (возможность профессионального роста, продвижения);

т) близость к месту жительства;

у)_________________________________________________________________

ф)_________________________________________________________________

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

Полученные данные по каждому вопросу анализируются отдельно.

1.Первый вопрос является исходным для включения учащихся в работу над всей анкетой и имеет обучающий, познавательный характер. Анализ данного вопроса помогает школьникам обратить внимание на то, что каждая из рассматриваемых сфер деятельности включает в себя полную «вертикаль» профессий – от профессии квалифицированного рабочего до профессии, которая требует специального высшего образования.

2.Переход ко второму вопросу создает у школьников установку на «проектирование» себя в ту или иную сферу профессиональной деятельности. Работа со вторым вопросом создает для старшеклассников игровую проективную ситуацию, что помогает им выразить свою истинную профессиональную направленность и профессиональные интересы.

3.Третий вопрос подводит учеников к конкретизации их профессиональной направленности, к выражению притязаний.

4.Четвертым вопросом выясняется степень компетентности учащихся в условиях овладения избранной или предполагаемой, проектируемой профессией.

5.Пятый, шестой и седьмой вопросы стимулируют школьников к интроспективной оценке своего решения относительно выбора конкретной профессии и к выявлению возможного влияния ближайшего социального окружения (семья, товарищи) на выбор профессии.

6.Девятый вопрос направлен на выявление элементов мотивации выбора (трудовых ценностных ориентаций, связанных с будущим профессиональным самоопределением).

Обработку материалов проводят как по ответам на отдельные вопросы, так и по сопоставлению ответов на разные вопросы.

Анкета на оценку профессиональных намерений и планов учащихся.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.______________________________________

Дата рождения_______________________________

Дата обследования____________________________

Ниже приводится ряд вопросов относительно Ваших профессиональных намерений и планов на будущее. Подчеркните то, что, по Вашему мнению, верно по отношению к Вам.

1. Какая область (деятельности или знаний) Вас больше всего интересует?

А. Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство).

Б. Общественно-научная (история, философия, экономика, юридические науки).

В. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология).

Г. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное).

Д. Определенные интересы отсутствуют.

2. Что Вы делаете для усвоения интересующей Вас области деятельности или знаний?

А. Успешно учитесь по предметам, соответствующим Вашим интересам.

Б. Читаете дополнительную литературу (научно-популярную, научно-техническую, художественную).

В. Беседуете с людьми, работающими в данной области деятельности.

Г. Занимаетесь в кружке по предмету интереса.

Д. Знакомитесь с содержанием профессии (летняя практика на предприятии).

3. Чем Вы увлекаетесь в свободное время (читаете, рисуете, конструируете, занимаетесь спортом, играете на музыкальных инструментах, посещаете выставки, театры, музеи, концерты и др.)? _______________________________________________________________

4. Какое участие Вы принимаете в общественной работе?

А. Не занимаетесь.

Б. Имеете постоянные поручения (указать какие):___________________________________

5. Какую специальность Вы осваиваете в УПК?_____________________________________

А. Нравится ли Вам осваиваемая специальность?__________________

Б. Собираетесь ли Вы после школы работать по этой специальности?_________________

В. Изберете ли Вы данную специальность в качестве запасной, если не поступите в ВУЗ?________________

6. Как Вы оцениваете свои успехи в учебной деятельности (достаточно высокий уровень знаний, удовлетворительный, неудовлетворительный)?___________________________

7. В какой области деятельности или знаний Вы находите у себя способности?________________________________________________

8. Какие черты характера проявляются в Вас наиболее ярко (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, смелость, целеустремленность, ответственность, недостающее дописать)_________________________________________________________

9. Какие эмоциональные реакции при общении с другими людьми у Вас преобладают (дружелюбие, коллективизм, вспыльчивость, общительность, замкнутость, недостающее дописать)__________________________________________________

10. Считаете ли Вы, что у Вас есть качества, которые затрудняют осуществление Ваших профессиональных намерений? Какие?____________________________________________

11. Стремитесь ли Вы от них избавиться и если да, то каким образом?______________________________________________________________________

12. Воспитываете ли Вы у себя качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией и если да, то какие?__________________________________________________

13. Что Вы собираетесь делать по окончании школы?

А. Поступить

- в ВУЗ;

- в колледж;

- в лицей.

Б. Работать.

14. Укажите полное название учебного заведения или места работы, факультета, специальности:________________________________________________________________

15. Почему Вы выбираете данную профессию? Чем она Вам нравится?_____________________________________________________________________

16. Согласны ли родители с Вашим выбором?________________________

Анализ результатов

На основе ответов выясняются профессиональные намерения и планы учащихся (собираются они учиться или работать), выбранная профессия, причины сделанного выбора.

Анкета выпускника на определение профессиональных намерений, популярных видов труда и профессий.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О._______________________________________

Дата рождения________________________________

Дата обследования_____________________________

Отметьте в анкете тот ответ, который больше всего соответствует Вашим профессиональным намерениям и представлениям о будущем обучении или деятельности. Если в вопросе анкеты ответы на выбор не предлагаются, постарайтесь ответить на него самостоятельно.

  1. Что Вы предполагаете делать после школы (учиться, работать, совмещать учебу с работой, прочее)_____________________________________
  2. По окончании школы Вы намерены учиться?

А. Где собираетесь учиться (ВУЗ, колледж, лицей)?______________________________

Б. Какую профессию Вы хотите приобрести в результате обучения?________________

В. Чем привлекает Вас эта профессия (материальный аспект, содержание труда, творческий характер, возможность профессионального роста, общение с людьми, др.)?________________________________________________

Г. Когда возник интерес к этой профессии?_____________________________________

Д. Кто пробудил этот интерес (родители, педагоги, сверстники, др.)________________

Е. Что повлияло на формирование интереса к этой профессии? (чтение литературы, газеты, телевидение, производственное обучение и т.д.)?__________________________

Ж. Если не удастся поступить в данное учебное заведение, то что Вы намерены делать (поступить в другое учебное заведение, работать, др.)?____________________________

3. По окончании школы Вы намерены работать?_________________________________

А. В какой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера обслуживания, здравоохранение, просвещение, наука, искусство, др.)?_____________________________________________________________

Б. Какую профессию Вы собираетесь выбрать по окончании школы?________________

В. Когда возник интерес к этой профессии?_____________________________________

Г. Кто пробудил этот интерес? (родители, педагоги, специалисты и т.д.)?____________

Д. Что повлияло на формирование интереса к этой профессии (чтение литературы, радио, телевидение, производственное обучение, др.)?____________________________

Е. Если не удастся приобрести выбранную профессию, то что вы намерены делать (работать на любом другом месте; не работать, пока не найдете занятие по вкусу; др.)?______________________________________________

4. Как вы относитесь к перечисленным ниже профессиям (см. таблицу)?

Самостоятельно оцените привлекательность всех профессий по 10-балльной системе: самая любимая, привлекательная, с Вашей точки зрения, профессия получит высшую оценку – 10 баллов, профессии средней привлекательности – 5 баллов, самые непривлекательные – 1 балл, остальные профессии соответственно – промежуточные оценки. Если совсем ничего не знаете о профессии, поставьте 0.

Профессия

Оценка

Агроном

Артист

Научный работник в области биологии

Бухгалтер

Врач

Доярка

Журналист

Научный работник в области истории

Инженер

Летчик

Металлург

Машинист тепловоза или электровоза

Механик

Медсестра

Милиционер

Моряк

Научный работник в области математики

Научный работник в области медицины

Официант

Офицер

Портной, швея

Повар

Учитель начальных классов

Преподаватель высшей школы

Писатель

Продавец

Радиотехник

Слесарь

Столяр

Строитель

Токарь

Ткачиха

Тракторист

Учитель средней школы

Научный работник в области физики

Научный работник в области филологии

Научный работник в области химии

Штукатур, маляр

Шахтер

Шофер

Электромонтер

Электро-и газосварщик

5. Кто Ваши родители?

Отец____________________________________________________

а) образование (начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)________________________

б) профессия___________________________________

в) кем работает_________________________________

Мать____________________________________________________

а) образование (начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)________________________

б) профессия___________________________________

в) кем работает_________________________________

6. Ваша успеваемость (в среднем) за прошедшую часть учебного года__________________

7. Какой профессией Вы овладели в результате производственного обучения?___________

8. Собираетесь ли Вы в связи с устройством на работу или учебой сменить место жительства?___________________________________

9. Какая, по Вашему мнению, помощь необходима учащимся при выборе профессии?___________________________________________________________________

10. Ваше любимое занятие в свободное время?_____________________________________

Выводы по результатам исследования______________________________________

Анализ результатов

На основе ответов выясняются профессиональные намерения учащихся (собираются они учиться или работать), выбранная специальность, причины сделанного выбора.

Анкета «Моя будущая профессия»

Диагностические возможности. Опросник направлен на получение профориентационной информации об учащихся для проведения с ними индивидуальных собеседований; анкета позволяет выявить личностные ожидания старшеклассников, связанные с дальнейшей работой по профессии.

Процедура проведения. Перед анкетированием с учащимися проводится беседа, разъясняющая значение обоснованного выбора профессии, необходимости тщательного соотнесения своих намерений и возможностей с содержанием и условиями профессионального труда. При этом объясняется, что материалы анкетирования считаются конфиденциальными и будут использоваться только в индивидуальных собеседованиях по профориентации.

Продолжительность работы с опросником в среднем 20-25 мин.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.__________________________________________

Дата рождения___________________________________

Дата обследования________________________________

Разные профессии открывают перед человеком разные возможности и предъявляют разные требования. Чего бы Вам хотелось от своей будущей профессии? Подчеркните в списке предлагаемых ответов только те, которые точнее всего выражают Ваши пожелания.

№ п/п

Моя будущая профессия обязательно должна давать возможность

Мне хотелось бы заниматься таким делом, в котором требуется

1.

Много путешествовать

Инициативность

2.

Рисковать

Общительность

3.

Изобретать

Сила воли

4.

Наблюдать природные явления

Находчивость

5.

Бороться с опасностями

Наблюдательность

6.

Заботиться о людях

Творчество

7.

Хорошо зарабатывать

Смелость

8.

Делать открытия

Аккуратность

9.

Работать на новой технике

Внимание

10.

Ухаживать за животными

Самостоятельность

11.

Принимать руководящие решения

Рассудительность

12.

Работать в необычных условиях

Самообладание

13.

Общаться со многими людьми

Логичность мышления

14.

Управлять машинами

Коллективизм

15.

Управлять станками

Физическая выносливость

16.

Влиять на убеждения людей

Сообразительность

17.

Применять знания на практике

Понимание людей

18.

Конструировать

Стремление исследовать

19.

Исследовать

Любовь к природе

20.

Создавать вещи своими руками

Создавать новое

21.

(Свободный ответ)

(Свободный ответ)

Какая профессия или область деятельности позволяет проявить привлекающие Вас качества (можно назвать несколько профессий)?____________________________________

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

При анализе анкет необходимо обращать внимание на согласованность ответов обеих граф. Так, например, взаимосоответствующими можно считать ответы из первой графы: «рисковать, бороться с опасностями, работать в необычных условиях, исследовать…» и из второй графы: «инициативность, сила воли, находчивость, наблюдательность, смелость, физическая выносливость, самообладание». Точно так же согласуются между собой ответы: «работать на современной технике, управлять машинами, механизмами, применять знания на практике…» и ответы: «аккуратность, внимание, самостоятельность, рассудительность, логичность мышления, сообразительность». В противоположность этому явно противоречивым было бы наличие в первой графе ответов: «изобретать, конструировать, исследовать» - при отсутствии во второй графе: «инициативность, творчество, стремление исследовать».

При любых обнаруженных противоречиях в ходе индивидуального собеседования необходимо выявить, какой смысл вкладывает старшеклассник в те или иные ответы, как он представляет себе цели, условия и средства предполагаемой профессиональной деятельности, не является ли противоречивость ответов отражением внутренней неопределенности, связанной с наличием разнонаправленных профессиональных устремлений. Во всех случаях цель профориентационного собеседования – не уличение учащегося в каких-то противоречиях, а прояснение для него самого его собственных намерений.

В этом же ключе используются в собеседовании ответы на вопросы следующей анкеты. Здесь необходимо обратить внимание испытуемых на относительную бессодержательность таких мотивировок выбора, как «эта профессия интересная», «так поступили мои друзья», «работа не очень трудная» и т.п. Вместе с тем было бы полезно обсудить конкретное содержание таких ответов, как «наличие практических навыков», «знание содержания труда», «присутствие способностей».

Анкета «Я выбираю профессию»

Диагностические возможности. Анкета позволяет получить сведения о мотивационных факторах, побудивших учащихся наметить ту или иную профессию или область деятельности.

Продолжительность работы с опросником в среднем 20-25 мин.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О._________________________________________

Дата рождения__________________________________

Дата обследования_______________________________

Напишите название выбранной профессии, а если профессия еще не выбрана, назовите примерную область работы.

Прочитайте перечисленные утверждения и подчеркните те из них, с которыми полностью согласны.

  1. Эта профессия была выбрана мной по следующей причине:

а) так советуют учителя;

б) так советуют родители;

в) ее выбрали друзья;

г) учебное заведение находится близко от дома;

д) работа не очень трудная;

е) хорошо знаю условия работы и они мне нравятся;

ж) люди этой профессии пользуются в обществе особым уважением;

з) эта профессия дает возможность хорошо зарабатывать;

и) эта профессия позволит завоевать уважение друзей и знакомых;

к) люди с такой профессией везде нужны;

л) этой профессии легко научиться;

м) в книгах и кинофильмах эта профессия выглядит привлекательной;

н) имею практические навыки в этой профессии;

о) мечтаю об этой профессии с самого детства;

п) об этой профессии много рассказывали знакомые;

р) хорошо представляю себе содержание труда;

с) люди этой профессии приносят большую пользу обществу;

т) мои знакомые считают эту профессию очень хорошей;

у) больше всего я знаю именно об этой профессии;

ф) эта профессия позволяет приносить пользу конкретным людям;

х) эта профессия интересная;

ц) об этой профессии много пишут и говорят;

ч) обучение этой профессии даст мне широкий кругозор и культуру;

ш) с этой профессией я смогу достичь в жизни большего, чем родители;

щ) к этой профессии у меня есть способности (назовите какие)_____________________

2. Что еще послужило основанием для выбора?__________________________________

3. Как относятся родители к выбранной профессии (одобряют, возражают, советуют еще подумать, не интересуются, не знаю)?

Выводы по результатам исследования______________________________________

Анализ результатов

Выясняются мотивационные факторы, побудившие учащихся наметить ту или иную профессию или область деятельности.

Анкета «Ваша будущая профессия»

Диагностические возможности. Анкета предназначена для выявления представлений старшеклассников о характере и особенностях работы по выбранной (или изучаемой) ими профессии. Данные, полученные в результате анкетирования, позволяют определить полноту представлений об этой профессии, а также наличие в них противоречий, направленность учащихся на определенный характер трудовой деятельности, дают возможность установить степень соответствия представлений школьника о будущей работе и той профессии, которую он выбрал (или изучает). Результаты анкетирования позволяют осуществить коррекционную профориентационную работу. Анкете может быть использована многократно для контроля эффективности профориентационных воздействий.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.___________________________________________

Дата рождения____________________________________

Дата обследования________________________________

Вам предлагается перечень предложений, имеющих несколько вариантов окончаний. Выберете один из вариантов и отметьте его в таблице. Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

  1. Мне хотелось бы работать:

а) в помещении;

б) на открытом воздухе;

в) в необычных условиях (в горах, на море, в лесу, под землей, на высоте и т.п.);

г) с чередованием условий.

2. Я предпочел (ла) бы, чтобы режим рабочего дня был:

а) четким систематическим (начало и конец работы постоянны);

б) посменным (то утро, то вечер);

в) свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г) ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства, задержки на работе и т.п.).

3. Мне удобнее работать:

а) сидя (за столом, пультом и т. п.);

б) стоя (у станка, за прилавком и т. п.);

в) в разъездах;

г) чередуя постоянное место с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана:

а) с простейшими механизмами, разными ручными операциями;

б) машинами и механизмами с ручным управлением;

в) автоматическим и автоматизированным оборудованием;

г) функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека);

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять:

а) в одиночку;

б) самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;

в) в коллективе, совместно с другими;

г) с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мне больше нравится работа, в которой бывают необходимы:

а) точные мелкие движения;

б) координация движений;

в) быстрота движений;

г) большая сила.

7. В моей будущей работе важны:

а) устойчивость внимания;

б) наблюдательность;

в) память на числа, даты, события;

г) воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит:

а) от технической сообразительности, оперативного технического мышления;

б) способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;

в) самоконтроля и самообладания;

г) эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять:

а) по заданному плану;

б) по плану, но получать в процессе его выполнения новую информацию;

в) по плану, но иметь возможность изменять его;

г) оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.

10. В своей работе я предпочел (ла) бы отвечать:

а) только за себя, за выполнение своего задания;

б) за выполнение задания группы;

в) за работу механизмов, технику безопасности;

г) за общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой необходимо:

а) распознавать, определять свойства предметов, их качество;

б) преобразовывать, обрабатывать предметы;

в) изобретать, придумывать новые образцы продукции;

г) оказывать влияние на других людей.

12. Мне нравится:

а) оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;

б) обслуживать людей;

в) находить новые варианты решения задач, новые результаты;

г) организовывать производственные процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая работа была связана:

а) с руководством людьми, трудовыми коллективами;

б) воспитанием и обучением детей;

в) преодолением стихийных сил природы;

г) комфортным, спокойным выполнением своих обязанностей.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были известны:

а) только узкому кругу специалистов;

б) трудовому коллективу, широкому кругу специалистов;

в) всей стране, широко освещались прессой;

г) всему миру.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы зависели:

а) в основном, только моя заработная плата;

б) выполнение производственного задания отделом, цехом, группой;

в) жизнь и здоровье людей;

г) мир на Земле.

16. По окончании работы

а) хотел (а) бы отключиться от нее, заниматься своими делами;

б) интересно было бы продолжать думать о ней и дома;

в) продолжал (а) бы ею заниматься;

г) и не вспоминал (а) бы о работе до следующего дня.

17. Хотел (а) бы, чтобы работа была:

а) рядом с домом;

б) интересная, а далеко или близко от дома – это не важно;

в) не связана с командировками;

г) подальше от дома.

№ п/п

Ответ

а)

б)

в)

г)

1

2

3…

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

Проводится поэтапно. Прежде всего оценивается полнота ответов учащегося (на все ли вопросы были даны ответы). Выявляются все вопросы, которые вызвали затруднения.

Затем по таблице противоречивых связей, где проведены все возможные противоречивые сочетания ответов испытуемого, определяется степень адекватности его представлений о будущей профессиональной деятельности. Это делается следующим образом. В бланке ответов отмечаются пары противоречивых сочетаний в соответствии с предложенной таблицей. При этом сначала по вертикали определяется ответ на 1-й вопрос и по горизонтали ищутся все пересечения с ответами на остальные вопросы, начиная со второго. Затем определяется ответ на второй вопрос и по горизонтали ищутся аналогичные пересечения, начиная с третьего вопроса, и т. п.

Таблица противоречивых связей

№ ответа

№ противоречивого ответа

1 а

13 в

1 б

3 а, 4 в, 6 а, 13 г

1 в

2 а, 9 а, 13 г, 16 а, 16 г, 17 в

1 г

2 а, 13 г, 16 г, 17 в

2 а

3 в, 3 г, 4 г, 5 г, 7 г, 8 г, 9 г, 10 б, 10 в, 10 г, 11 в, 11 г, 12 в, 12 г

2 б

9 г, 11 г, 13 в, 13 г, 15 г, 16 в, 17 б

2 в

13 б, 13 г, 16 а, 16 г, 17 а, 17 в

2 г

13 г, 16 а, 16 г, 17 а, 17 в

3 а

4 г, 6 г, 13 б, 13 в

3 б

13 г

3 в

13 г, 17 а, 17 в

3 г

13 г, 17 а, 17 в

4 а

5 г, 8 г, 11 г, 12 г, 13 а

4 б

5 в, 5 г, 8 г, 11 в, 11 г, 12 г, 13 а, 13 г

4 в

5 г, 6 а, 6 г, 7 г, 8 г, 9 в, 10 а, 11 а, 11 в, 12 а, 12 б, 13 а, 13 б, 13 в, 14 а, 15 а, 16 в

4 г

12 г

5 а

10 а, 12 б, 12 г, 13 а, 13 б

5 б

10 а, 13 а, 13 б

5 в

10 а

5 г

6 а, 6 г, 10 а, 11 б, 13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г

6 а

8 г, 12 г, 13 а, 13 в

6 б

12 г, 13 а

6 в

7 г, 8 а, 8 б, 8 г, 10 б, 11 в, 11 г, 12 в, 12 г, 13 а, 13 б

6 г

8 а, 11 а, 11 в, 12 а, 12 в, 12 г, 13 а

7 г

13 г, 15 а, 16 а, 16 г

8 а

9 а

8 в

13 г

8 г

10 а, 11 б, 11 в, 13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г

9 а

11 в, 11 г, 12 в, 13 в

10 а

11 а, 12 г, 13 а, 13 б, 15 б, 15 в, 15 г

10 б

13 г, 15 а, 16 а, 16 г

10 в

11 в, 11 г, 12 в, 12 г, 13 а, 13 б, 13 г

10 г

11 б, 11 в, 12 в, 12 г, 13 г

11 а

12 в, 13 а, 13 б, 13 в

11 б

12 а, 13 а

11 в

13 г, 15 а, 16 а, 16 г

11 г

13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г

12 б

13 г, 16 в

12 в

13 г, 15 а, 16 а, 16 г

12 г

13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г

13 а

14 а, 15 а, 16 а, 16 г

13 б

14 а, 15 а, 16 а, 18 г

13 в

15 а, 16 а, 16 г, 17 а, 17 в

13 г

15 б, 15 в, 15 г, 16 б, 16 в, 17 б, 17 г

14 б

15 а, 16 а, 16 г

14 в

15 а, 16 а, 16 г

14 г

15 а, 16 а, 16 г

15 а

16 б, 16 в

15 б

16 а, 16 г

15 в

16 а, 16 г, 17 а

15 г

16 а, 16 г, 17 а

16 а

17 б, 17 г

16 г

17 б

Найденные противоречия дают возможность судить о недостаточной информированности и заблуждениях учащихся в соответствующей области. Этот материал позволяет планировать содержание и определять форму коррекционных воздействий по отношению к данному школьнику.

И последний этап: на основе ответов учащегося составляется описание желаемой профессии. Это позволяет определить степень осознанности ее выбора.

Анкета оптанта

Диагностические возможности. Анкета позволяет сделать вывод о наличии профессионального плана и степени его сформированности, об осознанности выбора профессии.

Процедура проведения.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Дается время на выполнение задания.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.___________________________________________

Дата рождения____________________________________

Дата обследования_________________________________

Для того, чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов:

1. Назовите ваши любимые учебные предметы:_____________________________________

2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы:__________________________________

3. Назовите профессии, которые вам нравятся:____________________________________

4. Назовите профессии, которые вам не нравятся:__________________________________

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?__________________________________

6. Какие кружки, секции, факультативы вы посещаете или посещали?_________________

7. В какой работе класса или школы вы принимаете участие?________________________

8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?__________________

9. Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже вас больше всего интересует (нужное подчеркнуть)?

А. Естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство).

Б. Точные науки (математика, физика).

В. Общественно-научная (история, философия, экономика, право).

Г. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология).

Д. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное).

Е. Определенные интересы отсутствуют.

10. Какую профессию вы решили избрать?________________________________________

11. Наметили ли вы пути ее получения?__________________________________________

12. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?_______________________________________

13. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?_________

14. Что привлекает вас в избранной профессии (нужное подчеркните)?

А. Условия труда.

Б. Сам процесс трудовой деятельности.

В. Высокая материальная обеспеченность.

Г. Подвижная работа и возможность получения новых впечатлений.

Д. Спокойная работа.

Е. Высокая степень ответственности.

Ж. Самостоятельное принятие решений.

З. Возникновение сложных или даже опасных ситуаций.

И. Контакты с людьми.

К. Возможность творческой деятельности.

Л. Частые командировки.

М. Возможность создавать что-либо своими руками.

Н. Работа на свежем воздухе.

О. Романтичность.

П. Полезность результатов.

Р. Независимость.

С. Перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице).

Т. Близость к месту жительства.

У. Другое:____________________________________________________________________

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

Формулируются два вывода.

1. О наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора).

2. Об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он сделан с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).

Тест «Карта интересов» А.Е. Голомштока

Диагностические возможности. Диагностика познавательных интересов в связи с задачами профориентации.

Инструкция. Для определения ваших ведущих интересов предлагается перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать точный ответ. Если вы твердо убеждены, что вам нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете или сомневаетесь – ноль(0), если не нравится – один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (- -). Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
  2. Уроки по географии, чтение учебника географии.
  3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
  4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.
  5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.
  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся ученых-физиков.
  7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
  8. Читать технические журналы (например, «Техника – молодежи», «Юный техник»).
  9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
  10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
  11. Узнавать о разных породах древесины и их практическом применении.
  12. Узнавать о достижениях в области строительства.
  13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.).
  14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.
  15. Знакомиться с военной техникой.
  16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.
  17. Читать произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
  18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.
  19. Обсуждать текущие дела и разные события в классе и школе.
  20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).
  21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
  22. Наводить порядок в вещах, заботиться о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.
  23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».
  24. Изучать экономическую географию.
  25. Заниматься иностранным языком.
  26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей изобразительного искусства.
  27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.
  28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
  29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорт е, о выдающихся спортсменах.
  30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.
  31. Знакомиться с различными странами по описаниям, узнавать о географических открытиях.
  32. Читать книги о жизни и деятельности знаменитых геологов.
  33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.
  34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности.
  35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
  36. Находить химические явления в природе, производить интересные опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, читать статьи в газетах).
  38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.
  39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.
  40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.
  41. Встречаться и знакомиться со строителями, наблюдать за их работой.
  42. Читать популярную литературу о средствах передвижения.
  43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках, знакомиться с их жизнью.
  44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.
  45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.
  46. Читать литературно-критические статьи.
  47. Смотреть теленовости и тематические телепередачи.
  48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране.
  49. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.
  50. Справедливо оценить поступок друга, знакомого или литературного героя.
  51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.
  52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
  53. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.
  54. Читать художественную литературу на иностранном языке.
  55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.
  56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.
  57. Слушать оперную или симфоническую музыку.
  58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные телепередачи.
  59. Посещать биологический кружок.
  60. Заниматься в географическом кружке.
  61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.
  62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.
  63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.
  64. Проводить опыты по физике.
  65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
  66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (часы, утюг и др.)
  67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом); производить разнообразные расчеты.
  68. Мастерить различные предметы и детали из металла.
  69. Мастерить различные предметы из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).
  70. Делать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.
  71. Посещать кружок юных железнодорожников автолюбителей.
  72. Посещать секцию парашютистов, кружок авиамоделистов или работать в авиаклубе.
  73. Заниматься в стрелковой секции.
  74. Изучать историю различных народов и государств.
  75. Писать классные и домашние сочинения по литературе.
  76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.
  77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело.
  78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-то рассказывать, помогать в чем-либо.
  79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
  80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.
  81. Заниматься в математическом кружке.
  82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.
  83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.
  84. Посещать музеи, художественные выставки.
  85. Выступать на сцене перед зрителями.
  86. Играть на одном из музыкальных инструментов.
  87. Играть в спортивные игры.
  88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.
  89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.
  90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.
  91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.
  92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.
  93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
  94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.
  95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли).
  96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; конструировать, собирать радиоприборы, приемники и др.
  97. Посещать уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.
  98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.
  99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, отделочными работами.

100.Следить за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102.Участвовать в военизированных играх.

103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку.

105.Вести личный дневник.

106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.Выполнять работу вожатого.

108.Выяснять причины поведения людей и поступков, которые они хотят скрыть.

109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.Решать сложные задачи по математике.

111.Вести точный расчет своих денежных расходов и доходов.

112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113.Заниматься в художественном кружке.

114.Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115.Заниматься в хоре или музыкальном кружке.

116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118.Участвовать в географической экспедиции.

119.Участвовать в геологической экспедиции.

120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

121.Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских изделий или посещать их.

122.Участвовать в физических олимпиадах.

123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124.Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126.Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127.Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.Принимать посильное участие в строительных работах.

129.Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, автобуса и т. п.

130.Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.

131.Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132.Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

133.Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134.Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135.Подготавливать и проводить сборы или собрания учащихся.

136.Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137.Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».

138.Постоянно общаться с различными людьми.

139.Участвовать в математических олимпиадах.

140.Интересоваться стоимостью товаров, разбираться в вопросах ценообразования, заработной платы, организации труда.

141.Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143.Посещать театральный кружок.

144.Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145.Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146.Выращивать растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.

147.Производить топографические съемки местности.

148.Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149.Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (портным, закройщиком, кондитером и т. д.).

151.Решать сложные задачи по физике.

152.Работать на химическом производстве.

153.Участвовать в выставках технического творчества.

154.Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155.Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156.Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157.Работать в строительной фирме.

158.Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159.Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160.Работать военным инженером или командиром.

161.Ходить в походы по историческим местам родного края.

162.Писать рассказы, сочинять стихи.

163.Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164.Руководить бригадой во время трудового десанта.

165.Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды».

166.Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, юридической консультации).

167.Оказывать людям различные услуги.

168.Выполнять работу, требующую применения математических знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики, на предприятиях народного хозяйства.

170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.Играть на сцене или сниматься в кино.

173.Быть музыкантом, музыкальным режиссером, преподавателем музыки.

174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

В заполненной карте интересов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец соответствует той или иной области интересов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество минусов. При оценке направленности интересов в первую очередь учитываются столбцы с наибольшим количеством плюсов, но необходимо обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов, как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом.


Карта интересов (бланк ответов)

Сумма

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

112

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

å +

å -

Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:

- высшая степень отрицания – от 12 до 16 минусов;

- интерес отрицается – от 5 до 1 минуса;

- интерес выражен слабо – от 1 до 4 плюсов;

- выраженный интерес – от 5 до 7 плюсов;

- ярко выраженный интерес – от 8 до 12 плюсов.


Дешифратор карты интересов

№ столбца

Область интересов

1

Биология

2

География

3

Геология

4

Медицина

5

Легкая и пищевая промышленность

6

Физика

7

Химия

8

Техника

9

Электро- и радиотехника

10

Металлообработка

11

Деревообработка

12

Строительство

13

Транспорт

14

Авиация, морское дело

15

Военные специальности

16

История

17

Литература

18

Журналистика

19

Общественная деятельность

20

Педагогика

21

Право, юриспруденция

22

Сфера обслуживания, торговля

23

Математика

24

Экономика

25

Иностранные языки

26

Изобразительное искусство

27

Сценическое искусство

28

Музыка

29

Физкультура, спорт

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО)

Диагностические возможности. В основу положена классификация типов профессий Е.А.Климова. Опросник можно использовать при профориентации подростков и взрослых, для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

Процедура проведения. Испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке бланка для ответов поставить определенный знак.

Время обследования не ограничивается, хотя испытуемых надо предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться. Обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.___________________________________________

Дата рождения____________________________________

Дата обследования_________________________________

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Выбрать надо только один вид деятельности и в соответствующей клетке опросника поставить знак:

«+», если работа скорее нравится, чем не нравится;

«++», если определенно нравится;

«+++», если очень нравится;

«-«, если скорее не нравится, чем нравится;

«- -«, если определенно не нравится;

«- - -«, если очень не нравится.

Одну из половинок нужно обязательно предпочесть (в ней должно быть больше плюсов или хотя бы меньше минусов, чем в другой).

№/№

А

Б

1.

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2.

Помогать больным людям, лечить их

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3.

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

Следить за состоянием, развитием растений

4.

Обрабатывать металлы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5.

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6.

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7.

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом

8.

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9.

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10.

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты

11.

Выводить новые сорта растений

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)

12.

Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13.

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов

14.

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15.

Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.)

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16.

Делать лабораторные анализы в больнице

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17.

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18.

Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т.п.

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19.

Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20.

Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

№ вопроса

А

Б

1.

2.

3…

20.

Выводы по результатам исследования:________________________________________

Анализ результатов

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» и «-« в каждом из 5 столбцов. Каждый столбец соответствует определенному типу профессий.

Сумма

Ответы, соответствующие типам профессий

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек-худ. образ

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

9 а

9 б

10 а

10 б

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

15 б

16 а

16 б

17 а

17 б

18 а

18 б

19 а

19 б

20 а

20 б

å +

å -

Испытуемым рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков плюс.

Наибольшее количество плюсов и наименьшее количество минусов указывают на предпочтения, склонности, направленность к соответствующей области профессиональной деятельности. Такие результаты могут быть набраны сразу в нескольких столбцах.

Хотя над одной строчкой легче думать, неправомерно взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в результате обработки каждого столбца.

Если у одного участника анкетирования в каком-то столбце 13 плюсов, а у другого – 11, неправомерно делать вывод, что в первом случае предпочтение выражено «на две ступени» больше, так как нет способа узнать, чего стоит каждый плюс у разных людей.

Карта профконсультации

После обработки результатов диагностики заполняется Карта первичной профконсультации. Далее сопоставляются и анализируются все имеющиеся в ней данные.

Ф.И.О._______________________________________

Дата рождения________________________________

Дата обследования_____________________________

  1. Состояние здоровья (нужное подчеркните):

а) здоров;

б) функциональные отклонения;

в) хронические заболевания.

2. Заключение подросткового врача:___________________________________________

3. Информированность о мире профессий (нужное подчеркните):

а) полная;

б) недостаточная;

в) отсутствует.

4. Наличие профессионального плана:

а) профессия___________________________________

б) учебное заведение____________________________

5. Сформированность профессионального плана (нужное подчеркните):

а) сформирован;

б) частично сформирован;

в) не сформирован.

6. Осознанность выбора профессии:_____________________________

7. Ведущие мотивы:___________________________________________

8. Сведения из «Анкеты оптанта».

А. Любимые занятия:__________________________________________________________

Б. Предпочитаемые профессии:__________________________________________________

В. Опыт работы:_______________________________________________

Г. Успешность обучения по дисциплинам:

естественным__________точным__________гуманитарным____________труду_________

9. Интересы и склонности (ДДО):

Природа_______Техника_______Человек_______Знак_______Худож. образ___________

10. Карта интересов:

1___2___3___4___5___6___7___8___9___10___11___12___13___14___15___16___17___

18___19___20___21___22___23___24___25___26___27___28___29___

11. Выраженность профессиональных интересов и склонностей (нужное подчеркните):

а) ярко выражены (область деятельности)________________________________________

б) не выражены.

12. Особенности поведения:____________________________________________________

13. Заключение профкрнсультанта (нужное подчеркните):

а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован; профплан сформирован в процессе консультации);

б) оптант нуждается в углубленной профконсультации.

14. Рекомендации профконсультанта (область деятельности, профессия):______________

15. Пути профессионализации:__________________________________________________

16. Запасной вариант профессионального выбора:__________________________________

17. Домашнее задание:_________________________________________________________

18. Противопоказанные сферы деятельности:______________________________________

Профконсультант:__________________________________

Анализ результатов

При анализе Карты может быть выявлено несколько ситуаций выбора профессий, в каждой из которых тактика профконсультанта должна быть особой.

1.У испытуемого хорошая информированность о мире профессий, сформирован профессиональный план, мотивы адекватны, план соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуально-психологическим особенностям. В этом случае оптант поддерживается в его намерениях. Ему предоставляется справочная информация об учебных заведениях, правилах приема, указывается на необходимость и условия развития некоторых профессионально важных качеств – это составляет содержание домашнего задания. Уточняется путь профессионализации, обсуждаются запасные варианты на случай, если получение выбранной специальности связано с преодолением трудностей (например, конкурсные специальности). Определяется область профессиональных противопоказаний.

2.У испытуемого имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов, мотивы не адекватны, либо индивидуальные свойства оптанта не соответствуют выбранной профессии. Следовательно, он нуждается в углубленной профконсультации и коррекции на ее основе профессионального плана.

3.Профессионального плана у испытуемого нет, интересы и склонности не выражены. Задача первого этапа консультационной работы с ним – формирование познавательных интересов и склонностей. На основании первичной профконсультации составляется система домашних заданий с привлечением к этой работе родителей, учителей, референтной для испытуемого группы. С целью облегчения поиска сферы предпочтений профконсультант может использовать метод проективной беседы, профориентационные игры. На первом этапе работы, чтобы сузить круг поиска, желательно определить психологически противопоказанную сферу деятельности. С таким испытуемым проводят углубленную профконсультацию.

4.Профессионального плана и профессиональной направленности у испытуемого нет, однако имеются хорошо выраженные интересы, склонности. Суть профконсультации в этом случае заключается в углублении самопознания, в выработке умения понимать себя, свои интересы и способности. Необходимо также расширение знаний о мире профессий. Оптанту предлагается поработать с картотекой профессий, рекомендуется специальная литература. Обсуждается план посещения им учебных заведений и предприятий – все это составляет суть домашнего задания. После этого он приглашается на углубленную профконсультацию.

Конечно, все многообразие профконсультационных ситуаций не исчерпывается этими четырьмя типами. Их можно рассматривать только как наиболее часто встречающиеся.

Тест «Матрицы Равена»

Методика предназначена для изучения мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 – 8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Выполнять задание нужно в максимально быстром темпе. Общее время решения – 30 мин. Бланк ответов представляет собой лист с фамилией испытуемого и номерами заданий, возле которых он отмечает номер выбранного рисунка.

Номер

задания

Номер правиль-ного ответа

Очки за

ответ

Номер

задания

Номер правиль-

ного ответа

Очки за

ответ

Номер

задания

Номер правиль-ного ответа

Очки за

Ответ

1

5

1

11

3

6

21

6

7

2

2

3

12

5

6

22

4

8

3

3

1

13

2

4

23

2

6

4

2

5

14

8

7

24

6

7

5

3

3

15

4

3

25

6

4

6

4

5

16

1

6

26

2

7

7

6

2

17

6

6

27

5

8

8

2

3

18

2

5

28

4

7

9

3

5

19

4

5

29

6

8

10

6

4

20

7

7

30

5

6

После подсчета общего числа правильных ответов их количество суммируется, и при помощи пересчетной таблицы высчитывается количество баллов, выбранное испытуемым.

Таблица пересчета «сырых баллов» в 9-балльную оценку.

Оценка

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Баллы

143-155

129-142

115-128

101-114

87-100

73-86

59-72

45-58

4-4

Мнения и советы.

Тест «Матрицы Равена» позволяет за короткое время (30 мин.) определить умственные возможности учащихся. Как показывает практика проведения данного теста, учащиеся с математическими способностями имеют по шкале оценки 7–9 баллов, с гуманитарными, и это приемлемый результат, - 5-7 баллов. Это обусловлено формой заданий.

Анкета Б.Басса «Направленность личности»

Анкета предназначена для определения личностной направленности. Состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов – А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, нужно отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1 – 27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберете тот, который дальше всего стоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Среди вариантов ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является правильным или лучшим для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные особенности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я итспользовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;