Главная              Рефераты - Разное

по литературе Проблема личности и государства в романе Е. И. Замятина «Мы» - реферат

МОУ средняя общеобразовательная школа № 40

Экзаменационный реферат по литературе

Проблема личности и государства в романе

Е.И. Замятина «Мы».

Проверила: Пашина Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Выполнила: Боровая Марина, ученица 11 Г класса

Томск 2007

СОДЕРЖАНИЕ.

1) Введение…………………………………………………......3-4

2) Личность и государство в романе Замятина «Мы»………5-10

3) Заключение…………………………………………………10-12

4) Список литературы…………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ .

Евгений Иванович Замятин – писатель-прозаик (1884-1937), родился в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Замечательно учился в школе и кораблестроительном институте. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении, что говорит о его неравнодушном отношении к судьбам людей. Печатать свои произведения Замятин начал в 1908 году, за некоторые повести привлекался к уголовной ответственности, потому что властям не понравилась такая правда. В 1931 году Замятин сказал Сталину: «Привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Это действительно определяло позицию Евгения Ивановича как настоящего гражданина своей страны. Но из-за преследований он вынужден был оставить родную страну и уехать за границу в 1931 году.

Замятин – один из немногих людей, который не отверг революцию с порога. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. Он считал, что изменения к лучшему. Но, поняв к чему ведет Советская власть, Евгений Иванович начинает бороться с такими изменениями.

Написанный в 1920 году, роман Замятина с 1921 года получил широкое хождение в рукописных списках - настолько широкое, что литературная критика 20-х годов полемизировала на журнальных страницах с этим еще не опубликованным романом. Этот роман стоит одним из первых в ряду антиутопий ХХ века. Это произведения о будущем, которые рисуют его отнюдь не идеальным и светлым. Они предсказывают такое устройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой. Особенно близким к роману Замятина «Мы» кажется роман Джона Оруэлла. Однако сам автор утверждал, что познакомился с книгой Замятина уже после того, как написал свою. Видимо, это действительно так и свидетельствует, прежде всего, о том, насколько чутко и точно реагировала свободная писательская мысль на опасность, таящуюся в социалистических утопиях об идеальном устройстве человеческого общества.

Существует точка зрения, что роман Замятина навеян не одними реалиями после октябрьской России, что Замятин предупреждал не только и даже не столько об опасности грядущего тоталитаризма, но еще больше об опасности возрастающей власти вещей, техники, прогресса. Спорить об этом нет смысла. Замятин действительно видел оборотные стороны западной цивилизации. Свидетельством может служить, например, полная иронии повесть «Островитяне», написанная в Англии и об Англии. И все же в 1920 году, в терзаемой военным коммунизмом России Замятина тревожила, надо думать, не будущая власть вещей и машин над людьми, а уже в те дни наступавшая на человека власть тоталитарного государства. Он понимал, что она более реальная и более опасная угроза человеческому будущему. И главный смысл его предостережения направлен именно против любой формы диктатуры. Машины, мир вещей в его антиутопии, лишь орудие для Единого Государства. Замятин представлял, конечно, что сами по себе они не несут опасности: важно, чему они служат.

Показанная в романе форма – Единое Государство – «идеальное» государство. Но Замятин считает, что идеального государства не существует, а жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, человеческая личность постепенно начинает умирать. Автор романа “Мы” принадлежит к тем крупным писателям, кто призывал нас обратить внимание на вечные ценности и не забывать о них в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Но сейчас вернувшиеся к нам из небытия произведения, подобные роману “Мы”, быть может, позволят “по-новому” взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. “Мы” — предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность “винтиков”, нравственные ценности заменить “грандиозным вселенским уравнением”, а из всех линий оставить только одну — прямую.

В романе «Мы» писатель пытается изучить и разоблачить власть, веря в силу писательского слова, в возможность исправить русскую революцию. Но действительность 20-го века в СССР превзошла все самые худшие опасения Евгения Ивановича Замятина. После написания романа-антиутопии, произведения Замятина были запрещены, а сам Евгений Иванович попросил разрешения у власти уехать за границу во Францию, в надежде на то, что сможет вернуться, когда к словам писателя будут относиться лучше. Но, к сожалению, он так и не дождался этого дня и умер в Париже в 1937 году.

По ходу написания реферата я попытаюсь глубоко рассмотреть созданную автором модель Единого государства, раскрыть проблему взаимоотношений личности и государства, показать, что благополучная жизнь людей не может быть построена на отказе от собственной личности, показать, что человек не может быть пешкой в чьих-то руках.

Тема реферата интересна тем, что глубоко изучив содержание романа, рассмотрев созданную автором гротескную модель Государства, мы приходим к пониманию основной идеи романа: человеческая природа не выносит безличного существования.

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В РОМАНЕ Е.И.ЗАМЯТИНА «МЫ».

Роман Евгения Ивановича Замятина « Мы » - знаменитый роман- -антиутопия. Был создан в Петрограде в 1920-1921 годах. Сразу после написания был запрещен, напечатан только ближе к 1990-м годам. «Мы» - наиболее значимое произведение жанра антиутопии в русской литературе.

На первых страницах романа «Мы» предстает идеальное государство, в котором все счастливы, никто ни в чем не нуждается. С первого взгляда это действительно так: все находятся в равных условиях, избегая таких порочных чувств, как зависть, злость и так далее. В реальной жизни советское правительство действительно пытаясь уравнять людей. Но стали ли они счастливее?

Октябрьская революция в начале 20-го века породила в мыслях людей надежду на счастливое будущее. Многим казалось, что революция изменит их жизнь в лучшую сторону. Поэтому в произведениях части писателей той эпохи читались утопические мотивы. Другая же часть народа раньше осознала, к чему ведет социализм. И привел он к ужаснейшим кровавым войнам мирового масштаба, революциям, бурному росту промышленности. Все это обесценило человеческие личности, превратило людей в подобие механизма, в котором нет незаменимых частей.

Замятин в своем романе «Мы» показывает будущее, опираясь на реальность. А в реальности люди вряд ли счастливы, ведь каждый день их жизни угрожает опасность: физическая расправа, голодная смерть, лагеря в исправительных учреждениях и другие. В книге показана модель будущего, в котором люди обеспечены всеми материальными благами. У такого человека нет ни чувства голода, ни страха. Но в этом государстве нет свободы, оно напоминает остров, огороженный Зеленой Стеной. И счастье здесь искусственное. Граждане Единого Государства достигли совершенства материального, но духовно и социально они деградировали. Правитель этого государства сделал из людей рабов с «нумером» вместо имени, превратил их в часть механизма государственного управления.

Перед главным героем романа Д-503 предстает картина всеобщего равенства, идеального общественного устройства: «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке». Люди в униформе, лишенные имен, не отличаются друг от друга ни внешне, ни внутренне. «Нам нечего скрывать друг от друга», - а что скрывать, если люди одинаковые? Все действия людей предписаны Часовой Скрижалью. Но ведь если народу свободу действий, то вряд ли все будут знать, что делать, а соответственно не будут счастливы. Так в Едином Государстве господствует всеобщее «математически безошибочное счастье». Это счастье лишь материальное. Ради того, чтобы быть всегда сытым, не быть усталым, люди отказались от свободы выбора, собственных стремлений, желаний, привязанностей, отказались от собственной личности. Здесь нет человека, как такового, здесь только «нумер». Жизнь здесь перестала быть высшей ценностью, цели есть важнее, чем жизнь «нумера».

Духовную жизнь государство подавляет. Любовь свелась к физиологии, к «приятно - полезной функции организма». Так Единое Государство лишило человека привязанностей, чувства родства, потому что всякие прочные связи, кроме связи с Единым Государством, преступны. Нумера никак не связаны друг с другом, соответственно, ими легко управлять. Зеленой Стеной люди отгорожены от внешнего мира, свою жизнь им не с чем сравнивать. Создана Единая Государственная Наука, механическая музыка и государственная поэзия. Вот приведены названия произведений Единого Государства: трагедия «Опоздавший на работу», «Цветы судебных приговоров», «Стансы о половой гигиене».

Даже подавив личности людей, Единое Государство не чувствует себя в безопасности, поэтому созданы: Бюро Хранителей, Операционное Бюро с его Газовым Колоколом, и Великая Операция. Доносительство возведёно в ранг добродетели.

Жители этого государства считают, что жизнь без свободы – это счастье. Поэт R-13 рассуждал так: «Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. И только мы снова догадались, как вернуть счастье…». Но разве «Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители» - это счастье?

Правительство Единого Государства хочет, чтобы о существовании такого счастливого места на Земле узнали все. Для этого создается Интеграл. «Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на других планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия – мы испытываем слово». Именно с помощью слова Единое Государство подчиняет народ своей воле, оправдывает насилие и рабство, заставляет верить, что отсутствие свободы – это и есть счастье. Так же правительство хочет поступить и с другими существами, а если не получится, то есть Газовый Колокол, Великая Операция.… А пока: «От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства: Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ. Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!» Некоторые из этих сочинений точь-в-точь передают лозунги первых лет революции - о торжестве братства, труда и свободы, о победе мировой Революции, о распространении диктатуры пролетариата и социализма на всё или хотя бы близлежащие государства... Рядом с Интегралом завязываются все сюжетные действия.

Автор с первых страниц высмеивает принципы Единого Государства: «Я снова свободен, то есть, вернее, снова заключен в стройные, бесконечные, ассирийские ряды», «самая трудная и высокая любовь – это жестокость», «Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья». Здесь жестокость – проявление любви, а по-настоящему добрые чувства, личные качества – преступления. Люди не могут просто существовать, пусть они и полностью обеспечены, поэтому рано или поздно человеческие качества вырвутся на свободу. Как это произошло и с Д-503 – математиком, боготворящим «математически безошибочное счастье», «математически совершенную жизнь Единого Государства», «квадратную гармонию». Цель его жизни - «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую, выпрямить её по касательной - асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая, мудрейшая из линий». Д-503 живет очень разумно по меркам Единого Государства, в его действиях видна механичность. Но единственное, что его мучает – это фантазии – задатки преступника. Он думает о том, что «инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку». Д-503 пытается обосновывать несвободу граждан Единого Государства математическими методами: «Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как… ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы». Д-503 чувствует себя ничтожным по отношению ко всему Государству, но с течением времени, герой обнаруживает внутри себя целую Вселенную. К Д-503 часто лезут в голову мысли о том, что люди не одинаковы, что есть в мире что-то не поддающееся логике, здравому смыслу. И герой думает о том, что не похож на всех, что он не идеальный нумер. Например, у него волосатые руки – «капля лесной крови». И эта человеческая природа неподвластна Единому Государству. После встречи с I-330 жизнь Д-503 изменилась. Герой стал чувствовать по-другому, воспринимать действительность иначе. Что-то в лице I-330 напоминает икс, то есть неизвестное. При разговоре с I, речь Д-503, обычно спокойная и размеренная, начинает сбиваться, наполняется повторами. Для Д-503 открылась новая сторона его самого, до этого неизвестная. «…Не было Единого Государства, не было меня. Были только нежно-острые, стиснутые зубы, были широко распахнутые мне глаза – и через них я медленно входил внутрь все глубже. И тишина – только в углу – за тысячи миль – капают капли в умывальнике, и я – вселенная, и от капли до капли – эры, эпохи…». Любовь к I-330 привела к страшной «болезни» - образованию души. Эта история любви пронизывает все повествование. Героиня I-330 выталкивает Д-503 из привычной жизни в другую реальность. Их любовь друг к другу независимо от «розовых талонов» - все это идет против Единого Государства, говоря о том, что человеческую природу и свободу выбора никак нельзя уничтожить.

Внутренний мир Д-503 сильно меняется после встречи с I-330 в Древнем Доме. Обстановка дома его раздражает: «Я с трудом выносил этот хаос. Но у моей спутницы, по-видимому, более крепкий организм». «Мне пришла идея: ведь человек устроен так же дико, как и эти вот нелепые «квартиры» - человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза». Сомнение, что человек не должен подчиняться приходит к Д-503, но он его пытается отогнать. Изменения, произошедшие с героем, не позволяют ему донести на I-330. Он оправдывает свой поступок тем, что устал, потом тем, что был занят. Даже когда Д-503 попытался донести на I-330, у него ничего не вышло.

Мироощущение героя меняется, теперь он чувствует не себя маленькой частью вселенной, а наоборот - вселенную ощущает в себе. Доктор сделал вывод: «По–видимому, у вас образовалась душа». После этого заявления все восприятие мира стало другим, Д-503 теперь замечает вещи, на которые раньше не обращал внимания. Все, что казалось неправильным, странным, становится должным, тем, без чего жизнь проходит зря. «…Эта нелепая «душа» – так же реальна, как моя юнифа, как мои сапоги – хотя я их и не вижу сейчас. И если сапоги не болезнь – почему же «душа» болезнь?».

Так герой вступает в непримиримый конфликт не только с Единым Государством, но и самим собой. Герой романа - человек с пробуждающейся душой. И Д-503 такой не один, идет речь об «эпидемии души». Логичному, справедливому Единому Государству противостоит пробуждающаяся душа. Душа, которая делает человека человеком, способным чувствовать, любить, сострадать.

Все нумера в Едином Государстве ограничены со всех сторон: перемещения – Зеленой Стеной, образ жизни – Скрижалью, научная жизнь – Единой Государственной Наукой, которая не ошибается. Можно, казалось бы, вырваться в космос. Но Интеграл несет в иные миры «трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства». Полет Интеграла – это стремление подчинить Вселенную воле Единого Государства.

По мере написания романа точка зрения автора меняется. Писатель, бывший просто создателем текста, становится творцом своей действительности. Дневник Д-503 становится теперь еще одним персонажем романа (рукопись лежит на столе, она раскрывается, на неё падает слеза О - 90, на неё бросает свои чулки I - 330, герой вынужден скрывать написанное от постороннего взгляда), он теперь влияет на судьбы действующих лиц, в том числе и на судьбу самого автора. Рукопись читают, о ней доносят, она становится причиной провала заговорщиков, основой предположений I - 330 о предательстве Д - 503, воплощением внутреннего преображения Д - 503.

«Чулки - брошены у меня на столе, на раскрытой 193-й странице моих записей. Второпях я задел за рукопись, страницы рассыпались и никак не сложить по порядку, а главное - если и сложить, всё равно - не будет настоящего порядка, всё равно - останутся какие-то пороги, ямы, иксы». Падение дневника символически выражает беспорядок мыслей. Падая, рукопись рассыпается на отдельные, не связанные друг с другом фрагменты, утрачивая, таким образом, художественную целостность. После появления у Д - 503 «неизлечимой души» развёртывается трагическая история его «гибели». Возникшая многомерность его сознания становится одномерной при помощи Великой Операции, используемой в Едином Государстве как радикальный метод воздействия на жителей. Предчувствуя это, Д - 503 прощается с читателями: «Я ухожу - в неизвестное. Это мои последние строки. Прощайте - вы, неведомые, вы, любимые, с кем я прожил столько страниц, кому я, заболевший душой, - показал всего себя, до последнего смолотого винтика, до последней лопнувшей пружины... я ухожу»; «Я не могу больше писать - я не хочу больше!».

Еще один главный герой романа – I-330 всем своим поведением бросает вызов Единому Государству: «…я не хочу, чтобы за меня хотели другие, а хочу хотеть сама». Под ее влияние попадает не только Д-503, но и поэт R-13, и доктор, выдающий липовые справки, и даже один из Хранителей. И многие другие люди чувствуют потребность в свободе: О-90 вдруг ощутила потребность в простом человеческом счастье, в счастье материнства; женщина, что бросилась через строй к одному из арестованных; и тысячи, что попытались проголосовать «против» в День Единогласия; и те, кто пытался захватить Интеграл; и те, кто взорвал Стену; и те дикие, живущие за Зеленой Стеной, чудом уцелевшие после Двухсотлетней войны, назвавшие себя Мефи. Каждого из этих героев Замятин наделяет какой-либо выразительной чертой: брызжущие губы и губы-ножницы, двояко изогнутая спина и раздражающий икс. Это показывает, что все люди разные, что они не могут поступать одинаково, то есть так, как им говорят.

Заговор и восстание против Единого Государства становится кульминационным событием сопротивления человека против несвободы. Возглавила это движение I-330. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни.

Мир в романе Замятина дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. И если в начале книги автор, доверяя повествование своему персонажу, все же смотрит на него отстраненным взглядом, часто смеется над ним, то постепенно их позиции сближаются: нравственные ценности, которые исповедует сам автор, становятся все более и более дороги герою.

Д - 503 невольно становится участником заговора, чуть было не помогает восставшим захватить космический корабль, но из-за доноса Ю замысел бунтовщиков оказывается раскрытым, и Единое Государство находит средства окончательно усмирить своих граждан. Тем не менее, в Зелёной Стене, отделяющей Единое Государство от остального мира, возникает свободное пространство. Стену передвигают, то есть Единому Государству приходится отступить, а кое-кому удаётся бежать из-под «благодетельного ига».

Но финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Разработана и осуществлена операция по удалению у человека фантазий, а с ней и всего человеческого - живых переживаний, воображения. В конце романа Д-503, наконец, излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Математическая организация человечества переносится внутрь человеческого сознания - своего рода торжество «генной инженерии», революционное вмешательство государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы. Становится и жертвой I - 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху Единого Государства - трагическое противостояние.

Последняя запись в романе сделана уже «новым героем»: «от прежнего» сохранился только почерк. «Новый» Д - 503 абсолютно счастлив. Отношения между строителем Интеграла и рукописью меняются. Писатель не узнаёт собственной работы: «Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал - или воображал, что чувствую это? Почерк - мой. И дальше - тот же самый почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Теперь, когда «из головы Д-503 вытащили какую-то занозу», он вновь возвращается к «ясному» взгляду на мир, к первоначальному типу текста.

На следующий день после операции он явился к Благодетелю и рассказал обо всём без каких-либо нравственных затруднений. Он спокойно наблюдал пытки, которым подвергли I-330 и других заговорщиков. Герой полагает, что восстание удастся подавить. «Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить». Остается открытым вопрос: чей разум должен победить? Человека с душой или Единого Государства?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Среди тех, кто возвращается сегодня в русскую литературу - Евгений Иванович Замятин. Ему не удалось «прорваться» к читателю в 60-е годы «оттепели» - когда вновь зазвучали, казалось, ушедшие в небытие голоса Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Платонова, Грина, Зощенко, когда только начала приоткрываться завеса над тем, что было создано в «катакомбный» период в развитии нашей культуры, а явление «Мастера и Маргариты» заставило убедиться в том, что «рукописи не горят». Творчество Замятина и в те годы оставалось за семью печатями - столь еретическим оно представлялось тем, от кого в те годы зависела судьба нашего наследия.

Вопрос о том, какие явления, события XX века предвидел Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.

Есть все основания рассматривать роман «Мы» не только как роман о романе, как роман психологический, любовный, философский, но и как роман исторический: законы развития человеческой истории чрезвычайно интересны Замятину.

Художник же, способный видеть целое раньше частей, общее прежде частного, главное, сущностное через множество деталей, предвидел ход общественного развития России на многие десятилетия вперёд. Мы узнаём на страницах романа «Мы» советскую историю - на протяжении свыше семидесяти лет. «Индустриализация» и «коллективизация», голод, «культурная революция» под контролем аппарата, политические процессы против «врагов народа» и инакомыслящих, единогласные выборы, «нерушимое единство партии и народа», культ Личности (И.В. Сталина), «холодная война», Берлинская стена, страна, превращённая в единый архипелаг ГУЛАГ и наполняющие лагеря миллионы под безликими номерами: Щ - 854 (знаменитый герой Солженицына - Иван Денисович) или Щ - 202 (сам А.И. Солженицын). Вспомним и «гениальные» афоризмы Сталина, заполнявшие десятилетиями умы советских людей: «Техника решает всё», «Кадры решают всё», «Писатели - инженеры человеческих душ», «Жить стало лучше, жить стало веселее», - и поймём , как много в нашей жизни было предсказано романом Замятина «Мы».

Роман «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьёзные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно индивидуальную. А новую культуру, новую мораль и психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности. Да и саму «новую» общественную массу представляли обезличенной, лишенной индивидуальных переживаний, знающей только классовые чувства.

Не исключено, что Замятин прямо пародировал эти идеи. Но дело далеко не только в них. Родившийся как предостережение против социальных и идейных крайностей, роман «Мы» важен не самой лишь критикой этих крайностей, имеет не просто историко-литературное значение. Он продолжает жить, ведь он причастен к острейшим, не теряющим напряжения проблемам века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Акимов В.М. Человек и Единое Государство: Возвращение к Е. Замятину. – Акимов В.Н. Перечитывая заново Л., 1989г.

2) А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, Е.А. Шкловский Все герои произведений русской литературы. -М.: АСТ, 1997г.

3) Павловец М.Г., Павловец Т.В. Е.И. Замятин. «Мы». Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М.: Дрофа, 2000г.

4) Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». – М.: Изд-во МГУ, 1998г.

5) От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в ВУЗы.2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1995г.