Главная              Рефераты - Разное

Авторы: Грищенко Анна и Глушко Евгения, 10 класс - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 г. Белгорода»

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО

КАЗАЧЕСТВА

Авторы: Грищенко Анна и Глушко Евгения, 10 класс

Руководитель работы А.С. Николаева, учитель географии

Белгород, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. История возникновения казаков и образования казачьих войск . . . . . . . . . 3

1. Происхождение казаков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Формирование донского казачества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. Запорожская Сечь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

4. Роль казаков в открытии и освоении Сибири и Дальнего Востока . . . . . . . . . . . . . 7

5. Создание регулярных казачьих войск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Глава П. География казачества. Историко-этнографическая характеристика . . . . 9

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Приложение: Песенное творчество донских казаков. . . . . . . . . . . . . . . . . 17


Введение

Каждое государство - продукт истории с географией, каждая страна, особенно Россия, состоит из людей разных рас, наций, народностей, конфессий, этнобытовых групп.

Казачество в структуре сословий Российской империи занимало своё чётко очерченное место. Если принять за основу тот факт, что казачество, как историко-этническая общность, сформировалась в специфических географо-исторических условиях, в том или ином ландшафте, то можно ли выяснить, что представляют собой рельефные этнические группы казаков, разбросанных историей по географической карте России? Решение этой задачи позволило нам расширить свой кругозор, сопоставив факты и характеристики географии казачества России.

Этнокультурный, этноисторический, этнобытовой портрет казака - «стража, защитника границы и Отечества», который, как мы представляем, может стать помощником учащимся, интересующимся межпредметными связями истории и географии, учителям при подготовке открытых уроков, викторин, во внеклассной работе.

В процессе работы над выбранной темой мы обращались к художественной, научно-популярной, учебной литературе, энциклопедиям и научно-методическими журналами, использовали Интернет.

Консультационную помощь в работе оказала учитель географии Николаева А.С.

Глава I . История возникновения казаков и образования

казачьих войск

1. Происхождение казаков

Великий русский ученый и государственный деятель П.П. Семенов -Тян-Шанский создал в начале XX века фундаментальный труд "Россия - полное географическое описание нашего Отечества", в котором значительное место в сравнении с некоторыми другими народами русской империи, уделено казачеству. Именно там указывается, что "…предшественниками донских казаков была охранная стража рязанских князей, состоявшая преимущественно из крещеных татар и впервые получившая татарское название "казак".

Слово "казак" различными авторами толкуется и переводится различно:

1. от "косогов" - народа Кавказского,

2. от "казар" - народа Скифского,

3. от "Касахии" - Закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным,

4. от "каз" - турецко-татарского слова, означавшего "гусь",

5. от "ко" и "зах" - монгольских слов, означающих: первое - "броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, откуда "ко-зах", значит - "защитник границы",

6. от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татар в XIV веке,

7. от именования этим именем у бухарцев - Киргизского народа,

8. от значения этого слова на половецком языке - "страж", "передовой",

9. от "гозак" или "гузак" по-татарски и по-турецки, что значит "легко вооруженный конный без доспехов, без кольчуги, без шлема"

Эти рязанские "казаки" несли службу на южных окраинах Рязанского княжества как люди, хорошо знакомые с бытом кочевников и оказывали Рязани немало важных услуг :. Казаки Рязанского княжества были поселяемы князьями не только к более значительно укрепленным пунктам, сохранившим название "казачьих", но и к мелким.

Московскому князю, как и Рязанскому, для борьбы с татарами, для покорения других русских княжеств нужно было войско. Раньше войско это составляли приближенные к князю люди, посвятившие себя делу и входившие в княжескую дружину. Дружинники были отборным войском, их было немного. Главную же силу князя, его рать, составляли люди из крестьянского сословия, их брали от сохи, и оттого их называли послушными людьми.

Сначала крестьянам разрешено было переходить с места на место, от одного боярина к другому. Они были свободны. Но тогда оказывалось, что у одних бояр людей было больше, а другие же не могли выполнять княжеского наряда на войну. И вот, для того, чтобы боярин имел людей для обработки своего поместья, чтобы мог он выполнить военный наряд, им запретили свободно переходить с места на место, их прикрепили к земле, сделали рабами у помещиков - бояр, составлявших княжий двор, а потому называвшихся также дворовыми.

У одного помещика крестьянам жилось хорошо и привольно, у другого наоборот, обращались жестоко, как с рабами. И вот, наиболее сильные и мужественные, свободолюбивые, те, которые могли терпеть неволи, уходили из родных деревень и шли искать счастья на юг, в диком Поле, в бой с татарами. "Лучше смерть на воле, - говорили они, - нежели жизнь в плену". Эти крестьяне встретились в Поле с остатками смелых хазар, печенегов и половцев, скрывавшихся в дремучих лесах, в раздолье степей, соединились, сдружились с ними и положили начало донскому казачеству.

Позднее, при царях Московских, в Москве потребовали, чтобы все люди перешли в православную веру по тем книгам, которые исправил патриарх московский Никон при Алексее Михайловиче. Потребовали троеперстного знамения вместо двухперстного, как крестились в старину, уничтожали иконы старого письма. За сложение двухперстного знамения, за службу по старинному уставу, за поклонение дедовским иконам наказывали жестоко: заточали в темницы, били кнутом, жгли каленым железом, казнили.

И были на Руси люди, которые дорожили верою своих отцов больше, чем именем своим. Они слышали, что по Дону живут казаки, люди вольные, которые не спрашивают кто как бы веровал в Христа, и гонимые за веру, за старый обряд - старообрядцы шли в казаки, и несли туда свою стойкую старую веру.

Во времена царей Московских и, особенно, при царе Иоанне Васильевиче плохо жилось русским людям. За смелое, правдивое слово можно было сложить голову и тому, кому дорога была свобода совести, уходили туда, где требовались только удалая голова, да верность своей клятве.

Но шли на Дон, в широкое и дикое Поле и те, кто пострадал от татар. Шли рабы, у которых татары увели в Поле, то есть в плен, невесту, сестру, брата, убили отца и мать - отца, мстить за убитых, выручить пленных. У другого рука зудела потешиться в чистом поле, поискать удачи в деле бранном. Просили такие люди благословенья родительского у станицы, или ватаги, и шли искать счастья в борьбе с татарами. У иных молодецкая удаль по жилушкам переливалась, тянула их в туманную даль.

И днем и ночью шли русские люди за линию московских засек и сторожевых башен искать себе боевого счастья на тихом Дону.

И всех Дон принимал, и всем находил место.

Чем же жили эти люди? Ответ на это находим в песне донской:

Степью широкою!..

Степью необъятной!..

Там - на воле, на тихом Дону!

Скучно станет - на Волгу пойдем,

Бедно станет, и денег найдем,

Волга- матушка всех приютит,

Всех приласкает.

Жили набегами. Жили войною, жили добычей. Этих людей звали казаками.

Хронология

1444 г. - Первое упоминание летописи о казаках, обитавших по Червленому Яру, имеется в рассказе о набеге царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский.

1502 г. - Первое упоминание летописи о городовых рязанских казаках, в наказе великого князя Московского великой княгине Рязанской Агриппине: "твоим служивым людям... и иным и городовым казакам быть всем на ..., а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон в молодечество, их бы ты ... велела казнити..."

1538 г. - Первое упоминание летописи о вольных казаках в Южных пределах Руси в ответе Московского правительства на жалобу нагайцев: "и вам гораздо ведомо лихих где нет. На Поле ходят казаки многие: казанцы, крымцы и иные баловни казаки; а наших Украин казаки синими смешавшись, ходят и те люди, как вам тати, и разбойники"...

Нужно отметить, что в науке до сих пор нет единой версии о происхождении казаков. Кроме беглых крестьян, в качестве предшественников казаков есть основания видеть в лично свободных военных людях, которые собирал в свои дружины золотоордынский темник Ногай. Но, не смотря на разнообразие полиэтнических элементов, влившихся в казачество, оно все же являлось "православным" фронтом, носителем выраженного самосознания.

2. Формирование донского казачества

Первые поселения казаков были сосредоточены по низовьям Дона, между Черкасской и Цымлянской станицами, то есть были отделены большими промежутками от непосредственных московских владений, так как вольное казачество пока еще опасались преследований со стороны московского правительства, действуя исключительно на свой страх и риск.

1549 г. - Первое упоминание летописи о Донских казаках. Казаки селились в самом боевом поле среди татар. Там ставили они бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко их было бросить в случае войны.

Крепость стен своих городков казаки заменяли бдительностью, сторожкость - разведкой. Землю казаки не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычей, которую брали у турок.

От татар же и турок они отбивали себе и коней, и оружие, и дорогую материю, и золото, за которое покупали себе все, что нужно.

Так как татары были конными, то и казаки обзаводились конем и седлом по-татарски с деревянным ленчиком и высокими луками, с подушкой и сумами переметными и шли искать себе счастья.

Когда не было поисков бранных, то жили казаки охотою. В те времена Дон был наделен раздольною поймой, но по берегам больших рек стояли вековые леса. В особенности густыми были эти леса по верхнему Дону, Медведице и Бузулуку. В лесах водились медведи, туры, олени, дикие кабаны, дикие козы и горностаи. В реках аршинные стерляди, осетры, и всякая красная рыба была обычной добычей донцов.

В конце XVI века казачьи городки и зимовья были рассеяны сплошной лентой на протяжении 800 верст от устья р. Хопра до р. Аксая и несколько городков встречались по реке Донцу.

В мирное время главным занятием казаков были рыбная ловля и охота. Хлебопашества сначала не просто не было, а оно запрещалось. Сами казаки боялись, что, занявшись земледелием, они могут "рассказачиться, подпадут окончательно под московскую власть и уменьшат, таким образом, численность казачьего войска".

О необыкновенном росте казачьего поселения в течение XVII века можно судить по тому, что в середине этого столетия по Донцу, Хопру, Медведице и Жеребцу насчитывалось около 30 городков, а к концу столетия - до 125. Все казачье население распадалось на две группы - верховых и низовых казаков, границею которых служил Цымлянский городок. Особенно гнушалось земледелием казачье население низовьев Дона, но часть низовых казаков землю сдавали для обработки беглым крепостным, которых сманивали особые промышленники и которые поступали, таким образом, в батраки казакам.

По мере подчинения казаков Москве сношения между обеими сторонами делались более постоянными и правильными. Казаки считались как бы на службе у Московского государства, обязывались оборонять границы, а главное - наблюдать за передвижениями татар и своевременно извещать об этом.

Конечно же, казачество в первые два века своей истории - XVI, XVII вв.

- жило исключительно войной и для войны. Оно не знало мирных занятий и свой хлеб, одежду, украшения незатейливых жилищ и конской сбруи, войсковое снаряжение - все это добывало с оружием в руках или получало в виде царского жалования. Только в недолгие промежутки отдыха от дальних походов или во время вынужденного обстоятельствами мира казак занимался звероловством и рыболовством.

3. Запорожская Сечь


С конца XV века появляются первые упоминания о казаках днепровских. К тому времени на юге Украины казаки составляли вооруженные артели, пробирающиеся в степь на отхожие промыслы и занимающиеся здесь рыбной ловлей, охотой, местами заводившие хутора для скотоводства и земледелия.

Польские власти пытались взять их на постоянную государственную службу, для чего были составлены "реестры" - поименные списки казаков. В 1857 году "реестровых казаков было 300 человек", а всего казаков - десятки тысяч. Они жили огромным лагерем на острове Хортица за порогами в нижнем течении Днепра. Этот лагерь называли Запорожской Сечью, а самих казаков - запорожцами.

"Сечь" - община, называемая кошем (станом). Она организована на началах широкого самоуправления, и доступ в нее был свободен для всякого под условием принадлежности к православной церкви. Кроме того, вступающие в общину должны были расстаться с женами, так как в Сечь женщины не допускаются. Население Сечи было изменчивым по своему составу: зимой расходились по городам и селам Украины, оставив несколько сот человек для охраны Сечи, а как только планировался поход или становилось невтерпеж от татар и ляхов, их становилось во много раз больше. Во главе Сечи стоял кошевой атаман, избиравшийся своего рода советом - "сечевой радой", куда входили наиболее опытные и уважаемые казаки. Все войско делилось на отряды, или "курени", под командой той же выборной куренных атаманов. Все основные вопросы решал сечевой круг - общий сбор казаков. Быт и дух Запорожской Сечи прекрасно переданы в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба". Запорожцы, как и другие казаки, были «вольницей», их историческая роль неоднозначна. С одной стороны, они были основной военной силой, противостоящей произволу польских шляхов на украинской земле - именно благодаря казакам Украина, постоянно сотрясаемая народными восстаниями, много десятилетий сохраняли свою культуру, религию, и в известной мере, политическую самостоятельность. Запорожцы сыграли положительную историческую роль и как защитники не только украинских, но и русских земель от набегов турок и крымских татар. Вместе с тем казаки не редко выступали в качестве обычного наемного войска, порой даже на службе у своих многих врагов — польских ханов: именно такую роль они играли в Москве, в Смутное Время.

3. Роль казаков в открытии и освоении Сибири и Дальнего Востока

История присоединения Сибири к России - это история открытий русских землепроходцев, промышленных и служилых людей, их мужества и настойчивости. Длинным и нелегким, но стремительным был путь россиян на восток.

К концу XV века русским было известно несколько путей в Сибирь. Самым северным был водный путь поморов из Баренцева моря в Карское и далее через Ямал, в Обскую губу и устья рек Обь и Таз. Южнее через Урал "Камень" вели "сухие дороги".

Однако быстрое освоение Сибири началось с похода Ермака (1581-1584 гг.). Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий.

В 1563 г. власть на юге Западной Сибири захватил Чингисид Кучум, выходец из Бухары и яростный противник России. В поход против Кучума отправили отряд волжских казаков из 600 человек под предводительством атамана Ермака Тимофеевича. Они были хорошо вооружены и закалены в походах и боях, повели себя как самостоятельная и грозная сила.

Великий русский живописец В. Суриков очень ярко отразил настрой казаков на победу в картине "Покорение Сибири Ермаком". Так описывает дочь В.Сурикова писатель Наталья Кончаловская встречу воинства татарского с маленькой казацкой дружиной: "Дракон лежал на Иртыше! Огромный дракон, извиваясь, медленно полз по воде к крутому берегу, под которым несметные Кучумовы полчища - десять тысяч человек -изготовились оборонять Искер. Но у дракона было сто голов, и каждая изрыгала пламя и дым. Страшная эта сила - пушки и пищали русских. Как начали эти драконовы пасти посылать смерть на Кучумово войско, стали люди гибнуть и разбегаться. Все ближе струги - все меньше разлета у стрелы...

Никогда Кучуму не забыть то осеннее утро. "Притиснул дракон Кучумову рать к берегу и раздавил его могучее, хитрое войско..."

Подвиг Ермаковых казаков произвел ошеломляющее впечатление на его современников.

Казаки Ермака проложили дорогу на сибирский простор наиболее энергичным и предприимчивым представителям русского народа. Трудовой люд увидел за "Камнем" (Уралом) возможность избавиться от гнета и голода. И поспешил этой возможностью воспользоваться.

Казаков Ермака можно с уверенностью назвать "ватагой, жаждущей свободу, суровыми, но бесконечно выносливыми и безудержно смелых людей".

И дольше пошли казаки: на Дальний Восток за Ерофеем Хабаровым, к Ледовитому океану за Семеном Дежневым. Это они открыли Иртыш и Лену, серебро и свинец Алтая. Их кровью полны степные караванные пути, лесные тропинки, речные переправы, холодные Сибирские дороги.

Казаки - курносые лица, рыжие, черные, русые бороды, широкое плечи, жилистые, жадные до работы руки. Не жалуясь на тяжелый поход, не обижаясь на скудную пищу, не страшась опасностей, идут эти люди на восток "встречь солнца" в чужие неведомые им края. Эта дорога закончилась через 60 лет у Тихого океана.

Так за шагом, год за годом, продвигаясь вдоль рек, ставя укрепленные острожки, закладывая первые города. Именно благодаря казакам возник Тобольск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск и многие другие.

По царскому указу в Сибирь вместе со служилыми казаками шли и другие народы, составившие на "Сибирской Украине", как и на других окраинных землях России ХV1-ХVП вв. славянское большинство.

4. Создание регулярных казачьих войск

Прошли те времена, когда вольница доставляла правительству крупные неприятности. В XVIII веке казачество было административно организовано в "казачьи войска" с назначенными правительством атаманами, продолжительной всеобщей военной службой и самоуправлением в пределах станицы. В XIX веке казачество вошло в состав регулярной армии. Все казаки поголовно несли военную службу на собственном коне и с собственным вооружением и обмундированием, но зато были щедро наделены землей (8,7 - 12 га на душу).

Перед мировой войной (1914 г.) было 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Уральское, Семиренческое, Амурское, Астраханское, Уссурийское. Атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной атаман. Станичного атамана избирали на станичных сборах. Только в этом низшем звене еще сохранилась изначальная казачья демократия.

Являясь значительными земельными собственниками с многочисленной группой зажиточных хозяев, казаки в массе своей были носителями собственнической идеологии.

События, последовавшие за октябрем 1917 года, раскололи страну на два лагеря - на белых и красных. Многие казаки, оказавшись на "белой" стороне, отдали жизнь России, многие покинули ее навечно. Этот сложный и неоднозначный период Гражданской войны, раскулачивания, репрессий наложили свой отпечаток на жизнь и психологию российского казачества.

1990 год принес надежду на восстановление справедливости, и последние годы реформ показали, что казачество, как образ жизни, сохранилось и в благоприятных условиях возродит свои воинские и трудовые традиции, будет надежной опорой стране.

Глава II . География казачества. Историко-этнографическая характеристика

Казачья территория занимала 2,9 % пространства бывшей Российской империи. При этом значительнейшей своей частью - 64,2 % - казачья земля лежала в Европе, остальные 35,8% в Азии. В указанном географическом пространстве территория казачьих войск заключали в себе 642 тыс. кв.м.

Дадим набросок расселения казачьих войск.

Донское войско по поверхности земли имело две неравные части: северную - по линии Новочеркасск - Волгоград и южную. Север войска - равнина, перерезаемая грядами высот. Задонщина - это ровная степь, с общей покатостью с востока на запад.

Кубанское войско состояло из двух неодинаковых частей: бывшего Черноморья, т.е. к северу от Кубани, и Закубанья.

Черноморье - это почти ровная степь, усеянная курганами, понижающаяся к Азовскому морю. Лесов мало, почва плодородна.

Терское войско имело равнину, при приближении к Каспию переходящую в безводную и песчаную степь. Истоки рек Сунжи, Ассы и Кембилеевки находились в горах, покрытых лесами.

Астраханское войско располагалось в степной и, равнинной части Европейской России.

Уральские войска - это южный склон Общего Сырта, реки в этом районе текут с востока на запад, а затем на юг. Эта часть войсковых земель была наилучшей для хлебопашества.

Оренбургские войска представляют собой равнину, перерезанную в разных направлениях отрогами Уральских гор.

Сибирские войска тянутся узкими полосами вдоль реки Иртыш на сотни километров.

Забайкальское войско имело преимущественно земли, представляющие волнистую степь, с большими массивами леса.

Амурское и Уссурийское войска тянулись вдоль рек Амура и Уссури. Станицы находились порой на значительном расстоянии друг от друга.

По количеству удобной земли для хозяйственной деятельности войска занимали соответствующие места: Донское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Семиреченское, Забайкальское. В менее благоприятных условиях находилось Уральское-Уссурийское, Амурское.

Семиреченские войска были разбросаны на значительном пространстве, и по большей части лежали высоко в горах.

Кубанские войска имели вид городов. Часть казачьих войск имело станицы, далеко разбросанные друг от друга.

Наибольшая часть казачьих земель представляет волнистую степь, удовлетворительно орошаемую, имеющую сравнительно мало леса, кроме Дальнего Востока, и плодородную почву. Местности с горным характером встречаются отчасти в Кубанском, западной части Терского, отчасти в Сибирском, а также в Семиреческом и Забайкальском войсках.

Наибольшей площадь посевов была у донских и кубанских казаков. Сеяли преимущественно пшеницу твердых сортов, отдавая предпочтение пшеничным калачам.

В некоторых войсках равнины неудобны для поселений, из-за болот. К таким местностям относятся низовья Кубани и Урала, долины горных рек Кубанской области и низовья Терека.

Равнины юго-востока России летом порождают из-за нагрева горячие сухие ветры с востока и юго-востока.

Рассматривая карту расположения казачьих войск, можно отметить, что они группируются по бассейнам больших рек: Дона, Кубани, Терека, Волги, Урала, Иртыша, Онона, Амура, Уссури. Казачьи земли в Европейской России, сконцентрированные на юго-востоке, имеют округленную массивную форму, тогда как в Сибири и на Дальнем Востоке они вытянуты узкими полосами по долинам рек.

К главным казачьим рекам, имеющим судоходное и рыболовное значение, относится Дон в нижнем течении около 800 км.

Река обеспечивала связь войска с центром. Урал с его верховьями протекал по землям Оренбургского войска, среднее и нижнее течения реки принадлежали исключительно Уральскому войску.

Судоходство было запрещено даже на парусных судах или лодках. В целях сохранения рыбных ресурсов казаки не использовали р. Урал как транспортную артерию.

Донскому, Кубанскому, Терскому и Уральскому войскам принадлежали воды морей.

Казачество издавна занималось рыболовством, считавшимся исконно казачьим промыслом.

Казаки жили на реках, принадлежащих к одним из крупных не просто в регионе, а на Европейском континенте.

Казачьи земли омывают Черное, Азовское, Каспийское моря.

Наиболее богаты озерами земли Оренбургского и Сибирского войск.

Часть казачьих земель, непригодных для земледелия, использовалась для скотоводства: южная часть Донского и Уральского войск, земли по Тереку и Иртышу.

Количество домашнего скота у казаков было значительно больше, чем в крестьянских хозяйствах.

Природа, окружающая среда оказывали влияние на жизнь, уклад, экономику казачьих войск. Садоводство развивалось во всех казачьих войсках Европейской России.. Кроме земледелия, огородничества в Донском, Терском, Кубанском войсках и в устье рек Урала и Волги для домашнего пользования развивалось виноградарство, бахчеводство, так же пчеловодство и сбор трав.

Минералы - каменный уголь и железная руда добывались в Донском войске и были достоянием донских казаков.

Заводская и фабричная промышленность была мало развита в казачьих областях. Казакам было не свойственно приобретать профессии ремесленников, рабочих. Если же казаки и уходили на отхожие промыслы, то это было связано с их военной подготовкой.

Казачье население распределялось неравномерно. Казаки мужского пола составляли: Донское - 37%, Кубанское- 25%, Оренбургское - 25%, Забайкальское и Терское по 6,7%, Уральское - 4,5 %, Амурское, Астраханское, Уссурийское и Семиреченское по 1%. Плотность казачьего населения была самой большой в Кубанской области, затем Донской, Терской, а самой маленькой на Амуре и Уссури.

Войска

Число жителей

Донское

1 125 839

Кубанское

875218

Оренбургское

402 653

Забайкальское

207 653

Терское

183378

Сибирское

127151

Уральское

126151

Астраханское

30016

Семиреченское

29398

Амурское

22476

Уссурийское

14662

Следовательно, самым многолюдным было Донское войско и самым малочисленным -Уссурийское. Территория казачьих войск, особенно на фоне крестьянских регионов, представляла собой наиболее цивилизованные в экономическом отношении области, хозяйственная культура которых была уничтожена в самом ходе гражданской войны, ныне восстанавливается.

Казаки не составляют единого субэтноса, а представляют собой рельефные этнографические группы, в которых весьма сложный состав и культурный сплав. В казачьем этническом сообществе. Связь и общение в процессе освоения среды казаками получили непосредственное материальное воплощение: в средствах связи (язык), овеществленных способах связи, которые приобретают для людей еще и функцию достаточно точной "паспортной характеристики" человека, несущей подробную информацию о его этнической принадлежности и внутриэтническом положении социальном и локально-географическом аспектах.

Хозяйственная культура казаков-колонизаторов на протяжении более чем трехсотвекового их проживания на окраинах России адаптировалась и трансформировалась. Последнее было вызвано потребностями приспособления к природно-экологическим условиям на осваиваемой казаками территории и активными военно-хозяйственными контактами с номадами, уже обладавшими многовековыми культурно-хозяйственными навыками, приспособленными к природно-климатическим условиям.

Казаки всегда служили России, охраняя ее рубежи. Жизнь, полная опасностей, положила отпечаток на быт, обычаи, традиции этих людей.

Охарактеризовать все этнографические казачьи группы сложно, поэтому остановимся на трех - терских, донских и уральских казаках.

Терские казаки

После прекращения существования Запорожской Сечи толпы казаков разошлись по соседним местностям России. Через несколько лет настала необходимость защиты нашей границы от горцев. Правительство обратилось к казакам с призывом послужить России на Кубани, и 13 тыс. казаков перебрались 1792 г. на Кубань. Они принесли с собой все, что напоминает Гетманскую Украину времен Наливайки и Хмельницкого; под кавказской оболочкой они сохранили черты малороссийской народности в правах, в обычаях, в языке, в поверьях, в домашнем и общественном быту.

Живя рядом с лезгинами и чеченцами, терские казаки, вначале совсем отрешенные от остальной России, зачастую роднились с горцами, усваивая себе многие их обычаи и нравы; но родную веру и язык удержали во всей чистоте.

Подобно настоящему горцу, казак смотрел на женщину как на источник своего благосостояния. Весь дом, все хозяйство держалось ее трудом, трудом от ранней молодости до глубокой старости. Бесстрашная, сильная и работящая, она была всегда верной союзницей мужа в борьбе с неприятелем; умея ездить верхом, стрелять из ружья, она в то же время пахала поле, жала хлеб, а в долгие зимние вечера готовила мужу одежду и обувь. Долгий суровый труд, заботы, сознание важности своего дела - все это развило ее физические силы, стойкость, энергию, волю. Среди женщин часто попадаются красивые, характерные лица. Красота терской казачки поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины. Под влиянием постоянных опасностей, стороживших казака на каждом шагу, из него выработался тип беззаветно храброго, ловкого воина.

Донские казаки

Шли казаки на Дон, главным образом, по самому Дону и его притокам. Там и села, вдоль него местами были проложены проездные дороги. Дороги эти назывались военными. Одна из таких дорог лежала на левой, ногайской стороне Донца. Она находилась выше реки Деркула, а затем шла на реку Глубокую, Калитвенец, к Сокольим горам. За горами, за речкой Быстрою лежал первый казачий городок Раздоры. Раздоры были Верхние и Нижние. Нижние Раздоры, или первая станица атаманская, находились под Кобяковым. Это было первое казачье селение, которое встречали татары, шедшие из Крыма, вверх по Дону. Верхние Раздоры, или Донецкие Раздоры, лежали в устье Донца, близ нынешней Раздорской станицы.

От Нижних Раздор шли дороги к Крымскому хану, к Волге, на Золотую Орду и на Кубань.

В низовьях же Дона лежали и еще становища казачьи - Махин остров - на левом берегу, в 5-ти верстах от нынешней Ольгинской станицы. Монастырский и Смагин городки были тоже местом перекрестка дорог, и потому там собиралось немало людей, приходя в низовья Дона, встречались там с остатками населявших когда-то народов. Это были те храбрецы, которые отстояли себе и жизнь и свободу. Они говорили по-татарски - сары-аз-ман, что значит "мы - удалые головы", и оттого пришельцы называли себя сары-азманами. Здесь, в низовьях Дона, жизнь была трудная, пришельцы, смешиваясь с удальцами сары-азманами, вечно воюя, образовали казачьи войска, получили название низовых казаков. Все, кто селился к югу от Верхних Раздор, были низовые казаки. Те, кто селился поверху, севернее Раздор, получили название верхних казаков. Первые городки казачьи были устроены низовыми казаками. И Раздоры, и Монастырский городки были поставлены ими, они прочно держались по Дону. Живя среди чеченцев и черкесов на Кубани, перемешавшись и перероднившись с остатками древних народов, они стали отличатся и видом своим от новых пришельцев. Подвижные и веселые, способные на всякое лихое, смелое дело, они были настоящими казаками.

Выше Раздор казаки стали селиться позднее. Здесь было больше чисто русских, перемешивались и роднились здешние казаки с русскими же, бежавшими из Рязани, здесь было меньше, потому жили спокойней. Верхние казаки были волосом русые и говорили чистым русским языком, не вставляя в свою речь татарских слов.

Так создались два вида казаков: низовые и верховые.

Характер верховых казаков более консервативен, чем у низовых, быстро, до самоотвержения увлекающихся идеей, но и быстро остывающих; верховые менее тщеславны и честолюбивы, чем низовцы, но зато последние, в общем, едва ли не более развиты, чем первые. В частности, наблюдается различие даже между отдельными станциями одного и того же района: каждая из них носит особый Отпечаток и в произношении, и в обрядах, до того разнообразных мелочах, что в чужой станице казак сразу отличит своего земляка. Чуть не каждая станица кроме общеизвестного названия имеет и еще свою особенную, характерную для нее кличку. По своему общительному характеру казаки склонны и к совместному труду, они устраивают артели, или ватаги рыболовные или охотничьи.

Донское казачество составлялось и двумя основными элементами русских и украинцев. Поэтому и обряды, поверья, приметы, сказки и песни казаков имеют и великорусское, и частью малорусское происхождение и варьируются в самых разнообразных сочетаниях не только в разных уездах, но и в станицах. Казачество Дона, находившееся в особых экономических и политических условиях, сохранило и в XX веке заметную систему земледелия вплоть до самых простых форм. Реальным земледелием казаки р. Дона, да и р. Урала стали заниматься с 30-х гг. XIX века.

Рыболовство в Донском войске концентрировалось в низовых станицах и особенно в Елизоветинской и Гниловской. Население последней специализировалось на рыбном промысле, занимается им круглый год и довело лов рыбы до крайних пределов интенсивности. Донские казаки ловили судака, сомов, леща, чехонь, окуня, сельдь. Из пород красной рыбы наибольшее значение имели севрюга и осетр. Казачьи реки Европейской России по богатству и разнообразию рыбных запасов Волга и Дон были уникальны и не знали равных.

Виноградарство и виноделие были тоже развиты на Дону и составляли в низовьях реки значительный сектор экономики. Особенно успешно развивалось виноградарство в станицах Цымлянской, Раздорской и др., лежащих на участке от ст. Цымлянской до Черкесска.

Донские лошади благодаря степному простору еще долгое время сохраняли свои высокие качества, образовав особую, довольно устойчивую породу. Однако с ростом населения, развития земледелия и сокращением угодий прежнее коневодство стало постепенно сокращаться в своих размерах и падать в качественном отношении.

Яицкое войско, переименованное императрицей Екатериной Алексеевной после Пугачевского бунта в Уральское, с середины XVI века обосновалось в среднем и нижнем течении реки Урал.

Войско стало одним из ярких культурных очагов Великой степи, географически целостной, населенной разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, социальными организмами.

Первые русские поселения возникли на реке Урал почти одновременно с победой над ногайцами. Только появление значительного количества русских казаков и сооружение нескольких укрепленных пунктов примерно в одно время позволило отбиться от ногайцев и освоить колоссальные пространства степей. Наиболее удобным в стратегическом отношении оказался район, где река Урал круто поворачивает с востока на юг к Каспию и, где образовался полуостров, окаймленный излучиной этой реки при впадении в нее правого притока реки Чаган. Столица уральских казаков располагалась на правом берегу реки Урал, представляющего собой платообразное возвышение, омываемое с трех сторон рекой Уралом и рекой Чаганом, долины которых затрудняли свободный проход к городу. В то же время этот полуостров господствует над прилегающей местностью, и с его крутых обрывистых берегов открывался горизонт степей. Таким образом, географические факторы сыграли исключительную роль в образовании казачьего войска в Прикаспии.

Река Урал, ставшая стержнем войсковой территории, отличалась сравнительно быстрым течением, часто и быстро меандируя, образовывала множество извилин и петель. Прорывая эти петли во время половодья, река отделяла от себя многочисленные старые русла, по-казачьи "старицы" или "старички". Они в свою очередь постепенно отделялись наносами от основного русла и превращались в тупой рукав - "ерик". По реке Урал в XIX столетии растянулись казачьи крепости и форпосты. Город Уральск был войсковой столицей. В 1840 году город стал значительным центром рыботорговли России.

Войско в XIX веке сложилось в монолитный природно-хозяйственный комплекс, со своими промыслами, преимущественно связанными с рыбодобычей, ее переработкой и продажей рыбопродуктов. Казаки создали самую настоящую хозяйственную культуру, напрямую связанную с рекой Уралом и другими реками.

Г.Н. Потанин в начале 60-х годов XIX века посетил войско и восхищался хозяйственной организацией уральской общины. Он считал войсковую организацию уральских казаков примером для организации социальной жизни отдельных областей страны. Уральское казачье войско со всеми угодьями, населением и землей было самой крупной не просто казачьей, а великорусской общиной в мире. Географическая обособленность войска как бы обусловила понятие областничество. До 1917 года каждое казачье войско существовало своей обособленной жизнью, а Уральское исключительно выделялось на географическом и социальном фоне Империи. Всякому наблюдателю бросится в глаза сильная обособленность интересов казаков от остального мира и вместе с тем не менее сильная на первый взгляд солидарность интересов внутри самой общины. Масса казаков, особенно во время одновременного производства, громадным количеством людей войсковых промыслов - рыболовства и сенокоса - действительно сознает в себе нечто целое, солидарное по своим интересам, что и выражается на их языке понятием "войско", равносильным по смыслу "общине", "громаде"; отсюда не пустыми словами и доселе являются "войсковые интересы", стоять за которые, по понятию казаков, долг всякого "природного" казака.

Уральские казаки, главным занятием которых было рыболовство, в конце прошлого века вывозили из войска до 2,5 млн. пудов рыбы. Рыбою собственно и кормятся казаки, как киргизы - овцами, так как сухой климат и отсутствие хорошей воды в степях затрудняют земледелие.

Особую хозяйственно-бытовую и географическую группу составляли поселки илецких казаков с прилегающими соляными копями, принадлежащими войску. В начале нынешнего века Географической комиссией при учебном отделе Общества распространения технических знаний выпущена книга, содержащая значительный очерк о природных ресурсах, территории Уральского войска, укладе казачьих станиц.

Казацкая станица несколько напоминает южнорусское село: 3-4 ряда домов с неправильными улицами и кварталами. Недостаток леса редко позволяет казакам строить бревенчатые избы, к которым они сохранили давнюю любовь. Обыкновенно казацкая мазанка приготовляется таким образом: четыре наружных стены и пятая, делящая дом на две половины, плетутся из кустарника, а затем постепенно их вымазывают глиной, смешанной с коровьим пометом. Когда получалась стена достаточной толщины, то ее обмазывают для красоты белой глиной. Так как дожди в этой местности бывают редко, то на мазанку крыша устраивается плоская. Летом мазанка достаточно хорошо укрывается от жары, а зимой от холода, хотя летом казаки предпочитают спать на открытом воздухе.

Неиссякаемым источником познания быта, истории, обычаев, художественных вкусов казака являются богатые сокровища донского фольклора. Это один из немногих первоисточников, в котором нашли яркое образное воплощение сокровенные чувства, взгляды и чаяния трудового казачества на протяжении всей его истории.

Однако, ценность донского фольклора далеко не ограничивается его историческим значением. Песни, частушки и сказки и сейчас живут полной жизнью среди казачества. Более того. В наше время даже возрождаются те произведения народного творчества, которые царскими фольклористами зачислены в разряды забытых. Традиционные художественные образы, мотивы и приемы помогают казачеству создавать новые народные песни, овеянные горячей любовью к родине, к своим вождям.

Колхозники Дона любят свои песни за то, что они волнуют, воспитывают, зовут к борьбе и труду.

Основное место в фольклоре казачества, бесспорно, принадлежит песне (см. приложение 1). Репертуар отличается большим разнообразием жанров, сюжетов и мотивов. До сих пор опубликовано свыше тысячи донских песен. Кроме того, большое количество песен записано, но не опубликовано. Так, экспедиция А. Листопадова в 1902 - 1903 г. собрала 720 песен; значительное количество песен, записанных в 1837-50 годах, обнаружено в Азово-Черноморском краевом архиве; в Сталинградской области за 1936 год собрано больше 800 донских песен.

Песни казачества издавна привлекают к себе внимание собирателей. Отдельные донские песни встречаются в песенниках и журналах уже в начале прошлого столетия. Первый сборник, содержащий 135 песен донских казаков, издан в 60-х годах прошлого столетия А. Савельевым. После этого выходит целый ряд донских сборников; наиболее крупные и серьезные из них - сборник А. Пивоварова (343 песни) и А. Листопадова (107 песен с нотами).

Заключение

"Казак - это гремучая смесь романтики и прозы, нежности и жестокости. Находясь в гармонии с природой, любимой им и им же оберегаемой, он был ею защищен и сбережен. Широта. Простор. Мощь. Сила. Прорыв. Мятежность", - так писал историк Л.Н. Гумилев об этом удивительном явлении в истории Государства Российского. Кем он только не был, казак, - воином и земледельцем, землепроходцем и бунтарем, помещиком и голытьбой, атаманом, опорой царю и врагом революции. Многие из казаков покинули страну, а те, кто остался, из поколения в поколение передают вольный дух казачества, который вот уже более 400 лет добавляет к многообразию народов и этносов России свой цвет, аромат.

В настоящее время идет процесс восстановления казачества, законодательной базой которого является Указ Президиума РФ от 15 июня 1992 года "О мерах реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".

Список использованной литературы

1. "За страницами учебника географии 8 - 9 кл. Книга для чтения". – М.: Просвещение, М., 1997.

2. Зырянов П.Н. "История России. XIX век». – М.: Просвещение, М., 2000.

3. Изюмов А.И. «География казачества», «Казачество в полном географическом описании нашего Отечества» П.П. Семенова, «Казаки реки Урала в дореволюционной географии». Статьи в научно-методическом журнале «География в школе» №№ 7/98, 1/2000, 5/2001.

4. Ресурсы сети Интернет.

5 . "История казачества России '', тома 1 -3 . - Екатеринбург, 1995 .

6. Кончаловская Н.Н. "Дар бесценный". – М.: Детская литература, 1969.

7. Леонтьев А.А. "Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии": Учебно-справочное издание. – М.: Флинта, 1998.

8. Малая Советская Энциклопедия, том 3. - М., БСЭ,1929.

9. Никитин Н.И. "Освоение Сибири в XVII веке" . – М.: Просвещение, 1998. Ю.Раковская Э.М. "География. Природа России. Учебник для 8 кл." – М.: Просвещение, 1997.

10 . «Россия. Природа. Население. Экономика". – М.: Энциклопедия. Аванта, 1999.

Приложения

Песенное творчество донских казаков

РАЗРОДИМАЯ МОЯ СТОРОНУШКА

Разродимая моя сторонушка,

Вновь увижу ль, молодец, тебя?

Вновь увижу, молодец, услышу

Звук на зорьке - голос соловья.

Разродимая моя мамаша,

Не печалься дюже обо мне.

Ой, да, на войне же, моя дорогая,

Убивают нас, да и не всех.

ЗАЧЕМ Я, МАЛЬЧИК, СПОРОДИЛСЯ

Зачем я, мальчик, спородился,

Зачем на свет произошел!

Мне предназначено судьбою

Идти в далекие края.

Быть может, я не врзвращуся

Опять на родину свою,

Быть может, меткая винтовка

Из-под куста сразит меня.

Прольется кровь с меня ручьями,

Я жизнь покончу навсегда.

Услышат все мои родные,

Заплачут горько обо мне.

Услышит жонка молодая,

- Забудет скоро про меня,

Услышат деточки малые,

- Век не забудут про меня.

ПОШЛИ, ПОШЛИ КАЗАЧЁНОЧКИ

Пошли, пошли казачёночки,

Чуть шапочки на них видно,

Они ружьями блистают,

Тяжело вздыхают,

Тяжелехонько вздыхают,

Назад поглядают.

Остаются наши дома,

Отец, мать родные,

Отец, мать родные,

Жены молодые,

Наши жены молодые,

Деточки малые.

АЙ, СЫ ЛУГОВ ТО, ДА ЛУГОВ ДА БЫЛО

Ай, сы лугов то, да лугов да было, братцы, с зеленых лугов

Гуси, лебеди они подыма... сы лугов подымалися.

Ай да, с чево жа они лететь подымалися?

Они все Сизова то

Да орла гуси они испужа... да орла й спужалися.

Й сы тиха то Дону да вот донскаи, ну, казаченьки

Вы поход с Дону они убира... во поход убиралися,

Ай, сы тихим то Доном да вот донскаи, ну, казаченьки,

Да сы Доном то они распроща... сы Доном распрощалися:

— Ай, ты прости жа, ты прощай...

Да вот, батюшка славнай тихай Дон,

Ты прости жа со всеми сы'вярши... со всеми сы вяршинами,

Ай да, со всемп то было, да вот, батюшка славнай тихай Дон,

Да со всеми с донскими потекли... со всеми потеклинами!

- Ой, что за речкою да было, да за речкою, али ну, за быстрою,

Да за славным было да за Ду... да за славным за Дунаем,

Ой, там горят то да горят, ну горят огни они невгасимаи

Да огни горят, огни невгаси... да огни невгасимаи,

Ай, что кипят то, ну кипят, да кипят, котлы они невпалимаи,

Да кипят котлы, котлы невпали... да котлы невпалимаи.

Ой, там отцы-то, матеря, да и тех то вот молодых казаченьков,

Отцы—матери они провожа... да они провожать идут;

Ой, как и все тода идут, да идут то все они отцы—матери,

Ну, идут, сами они слезно пла... сами слезно плачут,

Ай, молодые жены, да вот жены-то наши горюшачки,

Да идут вот бы они позаде, да они позаде идут,

Ай, на руках то да несут, да вот жены-то наши горюшачки,

Да несут своих они малых де... да своих малых детушек.

Ай, ну, идут то, да идут, да вот жены-то наши горюшачки,

Да идут жены они все проща... да идут все прощаютца,

Ай да, назад то, ну назад, да вот жены-то наши горюшачки,

Да назад жены, назад вороща... да назад ворщаютца.

ПРИ ЛУЖОЧКЕ БЫЛО ЗЕЛЕНОМ

При лужочке было зеленом,

- С казаком девка гуляла.

Ее родная только мамаша

Назад ее ворочала.

- Ты вернись, вернись ты, дочь родная,

Слушай ты мово совета.

— Я совета твоего, мамаша,

Мало его понимаю.

Я донского казака—

Ни с кем его не сравняю.

— Я совета твоего, мамаша,

Мало его понимаю.

Я донского казака—

Ни с кем его не сравняю.

ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖЕНЬКИ В ЛЕС

ПО ЯГОДЫ ПОГУЛЯТЬ

Пошли наши подруженьки в лес по ягоды гулять.

Село, вею, браво, люли, в лес по ягоды гулять.

По ягоду ежевику, по черную землянику.

Сею, вею, браво, люли, по черную землянику.

Они ягод не нарвали, лишь подружку потеряли.

Сею, вею, браво, люли, лишь подружку потеряли.

Люби мою подруженьку, душу Катеньку.

Сею, вею, браво, люли, душу Катеньку.

Ну что это за причина, где поделася девчина?

Сею, вею, браво, люли, где поделася девчина?

Или в лесу заблудилась,— леса к земле приклонились.

Сею, вею, браво, люди, леса к земле приклонились.

Или в траве заплелась, трава шелком повилась.

Сею, вею, браво, люли, трава шелком повилась.

Уж пойду я по долине шукать, гукать Катерину.

Сею, вею, браво, люли, шукать, гукать Катерину.

Как пошел я по долине и нашел я две елины.

Сею, вею, браво, люли и нашел я две елины,

На первой иа елине сидит голубь с голубиной.

Сею, вею, браво, люли, сидит голубь с голубиной.

На второй на елине—кроватушка тесана.

Сею, вею, браво, люли, кроватушка тесана.

На кроватушке перина, лежит Катя-Катерина.

Сею, вею, браво, люли, лежит Катя-Катерина.

Перед ней стоит детина, Иванушка сиротина.

Сею, вею, браво, люли, Иванушка сиротина.

- Ты, Иванушка, не стой и не сватайся.

Сею, вею, браво, люли и не сватайся.

За белы руки не хватайся и не лакомься.

Сею, вею, браво, люли и не лакомься.

Как Иван и Ермолай стали Катеньку делить.