Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по оформлению дипломных и курсовых работ (проектов), научных рефератов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ

РАБОТ (ПРОЕКТОВ), НАУЧНЫХ РЕФЕРАТОВ,

ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Москва - 2008


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

__________________________________________________________

Учебно-методическое управление

У т в е р ж д е н о

проректором по учебной работе

профессором В.М. Свистуновым

19 сентября 2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ

РАБОТ (ПРОЕКТОВ), НАУЧНЫХ РЕФЕРАТОВ,

ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Москва - 2008


УДК 658.012.41(07)

6Н1

М54

Методические указания по оформлению дипломных и курсовых работ (проектов), научных рефератов, отчетов по практике и научно-исследовательской работе студентов / Сост.: Н.И. Заичкин, Н.С. Куприянов. – М.: ГУУ, 2008. – 52 с.

С О С Т А В И Т Е Л И

доктор экономических наук, профессор Н.И. ЗАИЧКИН,

кандидат технических наук, доцент Н.С. КУПРИЯНОВ

© Н.И. Заичкин, Н.С. Куприянов, 2008

© Государственный университет управления, 2008


Введение

Опыт руководства дипломным и курсовым проектированием (дипломными и курсовыми работами), научно-исследовательскими работами студентов, производственной, в том числе организационно-экономической, и преддипломной практиками показывает, что вопросу качественного оформления материалов, представляемых на защиту, в вузе уделяется недостаточно внимания. В результате этого даже выходящие на защиту дипломных проектов студенты – будущие дипломированные специалисты - не знают элементарных правил оформления научно-исследовательских и проектных материалов, т.е. не имеют элементарной грамотности в области делопроизводства.

Дипломные и курсовые работы (проекты), отчеты по практике должны оцениваться по следующим параметрам:

· соответствием структуры работы методическим указаниям, подготовленным выпускающей кафедрой или кафедрой, ответственной за преподавание конкретной учебной дисциплины;

· полнотой охвата решаемой проблемы, глубиной анализа, качеством проектной части (для курсовых и дипломных проектов) и умением грамотно изложить выносимые на защиту материалы;

· своевременностью представления материалов для проверки руководителю, решающему вопрос о допуске к защите или о необходимой доработке материалов;

· качеством оформления отчетных или проектных материалов [10, 11, 14].

В настоящее время обязательным условием лицензирования предприятий и организаций является наличие в них внедренной системы качества ИСО 9000, предъявляющей соответствующие требования и к качеству подготовки документов. И в то же время оказалась забытой апробированная практика 1970–1980-х годов, когда ни один отчет о проделанной работе, ни один проект не могли выйти из стен научного или проектного подразделения и быть переданными заказчику без подписи службы нормоконтроля – своего рода ОТК информационной продукции (ГОСТ 2.111 [7]). Данная служба проверяла соответствие оформления материалов требованиям многочисленных ГОСТов, входящих в Единую систему конструкторской документации (ЕСКД) [7], Единую систему технической документации (ЕСТД), Систему проектной документации для строительства (СПДС); Систему стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ССИБИД) [3, 4, 5, 19] и пр.

В последнее время происходит возрождение этой практики, производится обновление стандартов документоведения с учетом возможностей новых компьютерных и информационных технологий, например, возможности применения различных шрифтов, гарнитур для выделения заголовков и др. В частности, обновлен ГОСТ 7.32 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [5], на базе которого формируются требования к оформлению студенческих работ. Именно это привело к необходимости пересмотра ряда требований, сформулированных в «Методических указаниях к оформлению курсовых, дипломных проектов (работ), научных рефератов, отчетов по практике и научно-исследовательской работе студентов» (Сост.: Н.И. Заичкин, Н.С. Куприянов. – М.: ГУУ, 2002), и подготовки настоящего издания.

Студент должен помнить, что курсовые и дипломные проекты являются именно проектами , и пояснительные записки к ним должны учитывать все требования к текстовым материалам по ЕСКД [1, 7, 8]. Дипломные и курсовые работы (проекты), научные рефераты, отчеты по практике и студенческие научные работы должны оформляться в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [5], в свою очередь разработанного с учетом требований ЕСКД.


1 Общие требования к проектным и аналитическим материалам

1.1 Состав проектных и аналитических материалов

1.1.1. Курсовые и дипломные проекты оформляются в виде пояснительной записки и прилагаемого к ней раздаточного материала .

1.1.2. Пояснительная записка оформляется на стандартных листах формата А4 по ГОСТ 9327 (297´210 мм). При необходимости для оформления отдельных распечаток с ЭВМ, рисунков и таблиц допускается использовать листы формата А3 (297´ 420) [5]. Текст должен быть исполнен на одной стороне листа, как правило, через полуторный межстрочный интервал шрифтом Time New Roman -14 – на принтере ПЭВМ . Для заголовков рекомендуется использовать шрифты гарнитуры Arial . При рукописном оформлении, высота букв должна быть не менее 1,8 мм [5].

Следует использовать размеры полей : левое – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см ; формат набранного материала 18´25 см. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание (выключку) и автоматическую расстановку переносов слов .

Абзацы в тексте начинаются с красной строки – отступом 12,5 мм , выполняемым с помощью клавиши табулятора. Опечатки, описки допускается исправлять белой краской или аккуратным зачеркиванием.

Объем пояснительной записки к курсовому проекту должен составлять 25–30 страниц (но не более 35), к дипломному проекту – 80–100 страниц (не более 120) [9–14, 18].

1.1.3. Раздаточный (графический) материал к проекту должен наглядно иллюстрировать результаты проведенного анализа базовой организации или хозяйственной (проблемной) ситуации, основные проектные предложения и полученные результаты. Раздаточный материал используется автором дипломного или курсового проекта для доклада при его защите перед Государственной аттестационной комиссией или комиссией кафедры, соответственно. Раздаточный материал должен содержать постановку задачи и основные результаты проектирования, представленные в виде текста, формул, таблиц и рисунков. Он служит тезисами и одновременно является иллюстрацией к выступлению по защите предлагаемых проектных решений.

Объем раздаточного материала к курсовому проекту – не менее двух листов, а к дипломному проекту – не менее восьми листов формата А4 (плюс титульный лист к нему). Иллюстрации (рисунки) на листах могут располагаться как вертикально, так и горизонтально.

1.1.4. Дипломные и курсовые работы, отчеты по производственной и преддипломной практике , а также рефераты и научные работы представляются в виде текстового документа, который может содержать формулы, таблицы и рисунки, выполненный по тем же правилам, что и пояснительная записка к проекту (раздаточный материал не оформляется) [16, 17]. Объем отчета – 25–30 (не более 40) страниц.

1.2 Структура пояснительной записки (работы, отчета)

1.2.1. Унифицированными структурными элементами пояснительной записки дипломного или курсового проекта, дипломной или курсовой работы, отчета, реферата и научно-исследовательской работы являются:

· титульный лист;

· задание к дипломному проекту (к курсовому проекту, к дипломной или курсовой работе, по практике);

· реферат (аннотация);

· содержание;

· нормативные ссылки (элемент не носит обязательного характера);

· определения (элемент не носит обязательного характера);

· обозначения и сокращения (элемент включается в пояснительную записку при наличии сокращений и условных обозначений в тексте и формулах);

· введение ;

· основная часть , включающая разделы пояснительной записки (в заголовки выносятся только названия разделов, уровень рубрикации разделов соответствует остальным структурным элементам; название структурного элемента «основная часть» в заголовок не выносится);

· заключение (выводы);

· список использованных источников (использованной литературы) ;

· приложения (элемент не носит обязательного характера).

1.2.2. Наименования всех структурных элементов , кроме титульного листа и основной части, служат заголовками структурных элементов пояснительной записки (отчета). Основная часть текстового документа, как правило, разбивается на два, три или более разделов, которым присваиваются порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки между цифрами и заголовком (например, «1 Описание хозяйственной ситуации »). Структурным элементам номера не присваиваются. Заголовки структурных элементов [кроме задания к дипломному проекту (к курсовому проекту, к дипломной или курсовой работе, по практике) и реферата (аннотации)] и разделов выполняются жирным шрифтом, строчными буквами, с красной строки, без точки в конце (выравнивание по ширине). Рекомендуется курсив Arial №16 . Заголовки «Задание к дипломному проекту (к курсовому проекту, к дипломной или курсовой работе, по практике) и «Реферат (Аннотация)» выполняются тем же шрифтом, но с выравниванием по центру , поскольку, как и титульный лист, печатаются в формате бланка Университета.

Каждый структурный элемент и раздел следует начинать с новой страницы .

1.2.3. Разделы основной части могут быть разделены на подразделы, те, в свою очередь, – на пункты и, при необходимости, на подпункты. Подразделы имеют нумерацию в пределах раздела (общий номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например, 1.1 , 1.2 и т.д.), пункты – в пределах подраздела (1.1.1 , 1.1.2 , …), подпункты – в пределах пункта (1.1.1.1 , 1.1.1.2 , …)* . Подразделы, пункты и подпункты имеют собственные заголовки (при этом последний уровень рубрикации заголовка может не иметь). Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с красной строки (абзацного отступа) и печатать строчными буквами, не подчеркивая, без точки в конце . Между номером и заголовком точка не ставится. Если данный уровень рубрикации не имеет заголовка, а текст идет в одной строке с номером, то после номера точка ставится (например, как в настоящих методических указаниях).

1.2.4. Заголовки по возможности следует делать краткими. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками (без точки в конце заголовка)** .

1.2.5. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

1.2.6. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту. Например, заголовки подразделов можно выполнять жирным шрифтом , пунктов – жирным курсивом , подпунктов – курсивом . Подчеркивание в заголовках и тексте не рекомендуется .

Заголовки не следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу. Рекомендуется лишь перед заголовком подраздела, если он идет не сразу после заголовка раздела, ставить дополнительный интервал 12 пт. Аналогично, перед заголовком пункта – 6 пт, перед заголовком подпункта – 3 пт. Если данный уровень рубрикации имеет только номер без заголовка, то дополнительный интервал не предусматривается.

1.2.7. Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не проставляют. Страницы документа проставляются арабскими цифрами внизу, по центру , без точек и черточек до и после цифр.

Иллюстрации (рисунки) и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации (рисунки) и таблицы, расположенные на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

2 Требования к оформлению структурных элементов

2.1 Титульный лист пояснительной записки (работы, отчета)

На титульном листе должны быть указаны следующие сведения:

· наименование вуза (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления»);

· наименование учебного института (факультета);

· кафедра, ответственная за учебную дисциплину (практику, дипломное проектирование);

· специальность и ее код (например, «Менеджмент организации» – 080507);

· специализация (например, «Управление бизнесом в строительстве»);

· форма обучения – очная, очно-заочная (вечерняя) или заочная;

· вид материала (дипломный проект, курсовой проект, дипломный работа, курсовая работа, отчет по производственной практике, отчет по преддипломной практике и пр.);

· название учебной дисциплины (только для курсовых проектов, работ и рефератов);

· название темы дипломного или курсового проекта (работы), реферата, научной работы или наименование базовой организации прохождения практики;

· курс, учебная группа, инициалы и фамилия студента;

· ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия преподавателя (руководителя, консультанта);

· город (Москва) и год выполнения проекта (подготовки работы, отчета).

Примеры типовых форм титульных листов для дипломных и курсовых проектов (работ), отчетов по практике приведены в приложении А .

Студент не должен забывать ставить свою подпись на титульном листе и дату передачи проекта на проверку.

2.2 Задание к дипломному проекту (к курсовому проекту, к дипломной или курсовой работе, по практике)

2.2.1. Задание к курсовому проекту содержит тему проекта, его структуру, зависящую от конкретной учебной дисциплины и рекомендуемую в соответствующих методических указаниях к курсовому проектированию, рекомендуемые преподавателем литературные источники, срок сдачи курсового проекта на проверку, дату выдачи задания в соответствии с установленным в методических указаниях графиком работы над проектом.

2.2.2. Задание к дипломному проекту кроме темы проекта, даты выдачи задания и сроков сдачи проекта на проверку содержит перечень подлежащих разработке вопросов, исходные данные к проекту (например, курсовой проект студента по той же тематике, отчеты по производственной и преддипломной практике, планово-отчетную и организационную документацию базовой организации, научную литературу), перечень графических листов в раздаточном материале, иллюстрирующих проектную разработку и ее эффективность.

Задание к дипломному проекту подлежит утверждению заведующим выпускающей кафедрой.

2.2.3. Задание по практике содержит наименование организации прохождения практики, типовую структуру отчета по практике (перечень вопросов, подлежащих обследованию), дату утверждения задания и срок представления отчета на проверку. Состав отчета по преддипломной практике несколько шире, чем по производственной, что связано с необходимостью окончательно выявить стоящую перед организацией проблему, пути ее решения, конкретный предмет проектирования и сформулировать тему дипломного проекта. Структура отчета в процессе его подготовки может быть подкорректирована с учетом особенностей базовой организации.

2.2.4. Задание должно быть подписано выдавшим его преподавателем и студентом, принявшим его к исполнению. Ставя подпись, следует проставлять соответствующую дату. Без даты подпись не имеет юридической силы.

Формы перечисленных выше заданий приведены в приложении Б .


2.3 Реферат (аннотация)

2.3.1. В отчете по практике (в научном реферате, в научной работе) третьим структурным элементом является реферат (аннотация), выполняемый в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9 и учитывающий специфику учебного процесса.

Реферат должен содержать:

1) сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций (рисунков), таблиц, приложений, использованных источников;

2) перечень ключевых слов;

3) текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

Текст реферата к отчету по практике должен отражать:

1) объект исследования;

2) предмет исследования;

3) цель исследования;

4) выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места;

5) рекомендуемые пути совершенствования деятельности объекта исследования.

2.3.2. В составе дипломных и курсовых проектов (работ) вместо реферата предусматривается аннотация [9].

Аннотация должна содержать:

1) сведения об объеме пояснительной записки, количестве листов раздаточного (графического) материала;

2) текст аннотации.

Текст аннотации должен отражать:

1) объект исследования (базовая организация );

2) предмет исследования;

3) цель исследования;

4) элементы системы управления исследуемого объекта: субъект управления, объект управления, предмет управления;

5) основные организационно-экономические противоречия (выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места);

6) выбранные способы их разрешения;

7) предмет проектирования (для курсовых и дипломных проектов);

8) результат проекта, выносимый на защиту (для курсовых и дипломных проектов);

9) эффективность проектного решения (для курсовых и дипломных проектов).

2.3.3. Реферат (аннотация) подписывается студентом и руководителем.

2.3.4. Примеры реферата и аннотации приведены в приложении В .

2.4 Содержание

2.4.1. Содержание включает все составные части документа, идущие после него, т.е. список сокращений (и др.), введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если таковые имеются и у них есть наименование), заключение, список использованных источников, приложения с их обозначениями и названиями.

2.4.2. Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу (несколько страниц), как и любой другой структурный элемент рассматриваемых текстовых документов.

2.4.3. Пример оформления содержания приведен в приложении Г .

2.4.4. Содержание (оглавление* ) пояснительной записки или отчета может быть сверстано автоматически при использовании для печати средств «Microsoft Word 97 (и выше)» с помощью функции «Вставка», «Оглавление и указатели …», «Оглавление» с параметрами «Показать номера страниц», «Номера страниц по правому краю», «Заполнитель ……».

2.5 Нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения

Структурные элементы – нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения – не носят обязательного характера, хотя и рекомендуются ГОСТом 7.32-2001.

2.5.1. Элемент «Нормативные ссылки » включается в проект (работу, отчет), если в тексте пояснительной записки (работы, отчета) имеются ссылки на ГОСТы, СНиПы, законы, постановления правительства Российской Федерации, Москвы и пр. – см. приложение Д .

2.5.2. Элемент «Определения » включается в проект (работу, отчет) по желанию студента, если он хочет четко определить используемые им трактовки терминов, имеющих в литературе неоднозначный характер – см. приложение Ж .

2.5.3. Элемент «Обозначения и сокращения » наиболее часто включается в проект (работу, отчет) при наличии сокращений и условных обозначений в тексте и формулах. Он содержит условные обозначения, символы, единицы измерения, аббревиатуры терминов, малораспространенные сокращения. Пример такого списка показан в приложении К.

Если то или иное сокращение (и пр.) используется в тексте не более двух раз, оно в список может не включаться, а его расшифровка дается непосредственно в тексте при первом упоминании.

2.5.4. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте пояснительной записки (работы, отчета) с необходимой расшифровкой и пояснениями.

2.5.5. Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения ».

2.6 Введение

2.6.1. Во введении курсового и дипломного проекта (работы), студенческой научной работы

· обосновывается выбор темы и ее актуальность;

· определяется объект и предмет исследования, формулируются цели, определяются задачи и методы исследования;

· описывается новизна и практическая значимость проекта (работы);

· определяется план исследования и кратко характеризуются основные разделы пояснительной записки [13].

2.6.2. Во введении отчета по практике

· дается название и профиль деятельности базовой организации;

· определяется объект и предмет исследования, формулируются цели, определяются задачи и методы анализа системы управления базовой организации;

· определяется план исследования и кратко характеризуются основные разделы пояснительной записки.

2.6.3. Объем введения к дипломному проекту (работе) не должен превышать пяти страниц, к курсовому проекту (работе) и отчету по практике – двух страниц.

2.6.4. Специфические требования к введению для курсовых проектов (работ) по конкретным дисциплинам должны быть уточнены в соответствующих методических указаниях.

2.7 Основная часть

2.7.1 Текстовой материал

2.7.1.1. Часть общих правил оформления текстовой части документа (введения, основной части, заключения) была описана в пп. 1.1.2 и 1.1.4.

2.7.1.2. Правила рубрикации (разделения на разделы) основной части приведены в пп. 1.2.2–1.2.6, нумерации страниц – в п. 1.2.7.

2.7.1.3. Сокращения русских слов и словосочетаний производится по ГОСТ 7.12 [4]. Так стандартом допускается пользоваться общепринятыми сокращениями, например: и так далее – и т.д., год (годы) – г. (гг.), пункт (пункты) – п. (пп.). Примеры общеупотребительных сокращений приведены в приложении Л . Применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами не допускается.

Сокращения типа «т.д. », «с.г. » записываются без пробела.

Сокращения типа «и др. » ставятся только в конце предложения, в середине предложения их нужно записывать полностью или в скобках.

2.7.1.4. Единицы физических величин приводятся по ГОСТ 8.417 [6]. Примеры условных обозначений физических величин приведены в приложении М .

Запрещается применять сокращенные или условные обозначения единиц измерения (в том числе денежных), если они употребляются без цифр, за исключением использования сокращений в таблицах и расшифровках формул.

В конце общеупотребительных сокращений кг, т, км, м точка не ставится.

2.7.1.5. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в документе приводятся на языке оригинала. Допускается транскрибировать имена собственные или переводить их на русский язык (за исключением фамилий) с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

2.7.1.6. К частому нарушению правил компьютерного набора относится отбивка знаков препинания от предыдущего текста , что может вызвать их перенос на следующую строку (допускается отбивать от текста только вопросительный знак и то «неразрывным» пробелом, исключающим растяжку и разрыв при переносе). Не следует отбивать от цифр знаков процент, градус, минута, секунда. Одним «неразрывным» пробелом цифры отбиваются от № и §. «Неразрывный» пробел реализуется функцией «Вставка», «Символ», «Специальный символ» « » или клавишами Ctrl + Shift + <Пробел>. Дефис пробелами не отбивается. Тире отбивается пробелами с двух сторон, за исключением сочетаний, имеющих смысл «от» и «до»: 1941–1945 гг. [15].

2.7.1.7. Письменному деловому общению свойственен неличный характер изложения текста, т.е. употребление глаголов от первого и второго лица не рекомендуется, а глаголы от третьего лица употребляются в неопределенно-личном значении: «Нами установлено …», а не «Мы установили …».

Язык изложения используется сухой, без эмоциональности и превосходных степеней.

Каждый используемый термин, не связанный однозначно с определенным понятием в современной научной литературе, должен быть обязательно раскрыт.

2.7.2 Иллюстрации

2.7.2.1. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, блок-схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, рисунки, распечатки экранных форм, фотоснимки) объединяются единым названием «рисунок ». Характер иллюстрации может быть указан в ее названии (например, «блок-схема алгоритма»). Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

2.7.2.2. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, блок-схемы, диаграммы), помещаемые в документе, должны соответствовать требованиям ГОСТов, входящих в Единую систему конструкторской документации (ЕСКД) [7].

Допускается выполнение чертежей, графиков, схем, блок-схем, диаграмм посредством использования компьютерной печати.

2.7.2.3. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст).

2.7.2.4. Иллюстрация обозначается словом «Рисунок » с номером, которые помещают после пояснительных данных или непосредственно под иллюстрацией , если пояснительных данных нет. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь название, которое отделяют от номера рисунка тире. Точка в конце названия не ставится . Пример: «Рисунок 1 – Экранная форма ввода информации ». Слово «Рисунок » и его название располагают по середине строки (выравнивание по центру).

2.7.2.5. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего документа или раздела. В последнем случае номер рисунка будет составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер рисунка в нем (например , «Рисунок 2.1 – Логико-информационная схема комплекса задач планирования основного производства »).

2.7.2.6. По мере возможности иллюстрацию следует размещать на одной странице без переноса . Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные приводят на каждой странице и под ними указывают «Рисунок ___, лист ___ » – приложение Н.

2.7.2.7. На все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки . Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу: «… в соответствии с рисунком 1.2», «… приведена на рисунке 1.2», «… (рисунок 1.2)» . Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. рисунок 1.2» . Если повторная ссылка удалена от рисунка, например, дается в другом разделе, целесообразно также указывать номер страницы , где приведен рисунок.

2.7.2.8. Шрифт названий рисунков должен быть единым по всему текстовому документу. Шрифт номеров и названий рисунка может быть мельче шрифта основного текста, например, № 12, а если название рисунка занимает более одной строки, то рекомендуется использовать одинарный межстрочный интервал. Рекомендуемые номера шрифтов текста в поле самого рисунка 10–12.

2.7.2.9. Иллюстрации вместе с их названиями и прочими надписями должны быть отделены снизу и сверху от основного текста дополнительным одинарным междустрочным интервалом.

2.7.3 Таблицы

2.7.3.1. Цифровой материал, а также многомерный текстовой материал с перечислениями должен оформляться в виде таблиц. Таблицы применяют для наглядности и удобства сравнения показателей. Следует иметь в виду, что текстовые таблицы, как правило, очень информативны и позволяют существенно экономить место. Структура таблицы и примеры ее оформления приведены в приложении П .

Для наглядности при формировании таблиц может быть использована заливка ячеек, строк, граф (функция «Формат», «Границы и заливка», «Заливка»). Word предусматривает автоматическое формирование ряда таблиц стандартной структуры. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф, составляющие одно целое с заголовками – со строчных.

Допускается более мелкий шрифт текста в таблице (№№ 10–12), чем основной текст, и меньший межстрочный интервал (0,75–1).

2.7.3.2. Таблицу следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

2.7.3.3 . Таблица обозначается словом «Таблица» с номером, Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту или разделу. Название таблицы, при его наличии, оформляется строчными буквами (кроме первой – прописной) и отделяется от номера таблицы тире . Название должно быть точным, кратким и полностью отражать содержание таблицы. Шрифт названий всех таблиц в документе должен быть единым (при этом он может совпадать со шрифтом названий рисунков). Номер шрифта названия и межстрочный интервал могут быть меньше, чем по основному тексту (например, № 12, интервал – 1). Пример: «Таблица 1.2 – Платежная матрица, отражающая прибыли организации в млн. руб. в зависимости от варианта решения при различной конъюнктуре рынка ». Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа (красной строки) в одну строку с ее номером через тире, без точки в конце.

2.7.3.4. По мере возможности таблицу следует располагать на одной странице. Если же строки или графы таблицы выходят за формат листа (страницы), таблицу делят на части, которые в зависимости от особенностей таблицы либо переносят на другие листы (страницы), либо помещают на одном листе (странице) рядом или одну под другой (см. приложение П ). Если части таблицы размещаются рядом, то в каждой части таблицы повторяется заголовок (головка); при размещении частей таблицы одна под другой – повторяется боковик. Слово «Таблица» с номером и название этой таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2 ».

2.7.3.5. В боковике таблицы допускается графа «№ п.п.» (номер по порядку), в общем же случае для облегчения ссылок номер строки (показателя) может быть проставлен в первой графе перед наименованием строки (показателя) через точку. Также для облегчения ссылок в заголовке (головке) таблицы допускается нумерация граф (при наличии графы «№ п.п.» ей присваивается номер «1»). В этом случае при параллельном размещении частей таблицы или при переносе части таблицы на другой лист (страницу) заголовок (головку) помещают только один раз (над ее первой частью), а заголовок (головка) продолжения таблицы включает только строку с номерами граф.

2.7.3.6. Обычно в боковике таблицы размещаются показатели ее подлежащего , т.е. наименования объектов или явлений, описываемых с помощью таблицы. В заголовке (головке) размещаются показатели сказуемого , т.е. характеристики объектов и явлений, относящихся к подлежащему.

2.7.3.7. Если цифровые данные в графах или строках таблицы выражены в разных единицах измерения, то их указывают, соответственно, в заголовках граф (в головке) или при наименованиях параметров в строках боковика (для чего может предусматриваться специальная графа «Единица измерения» или «Ед. изм.»). Если все параметры , размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, ее сокращенное обозначение помещают над таблицей , например, в конце заголовка таблицы.

2.7.3.8. Точки в конце заголовков и подзаголовков граф, наименований параметров, в конце текста в ячейках текстовых таблиц не ставятся . Промежуточные знаки препинания в текстовых таблицах проставляются, в том числе и точки между предложениями.

2.7.3.9. Если параметры одной графы имеют одинаковые значения в двух и более строках, то допускается объединение соответствующих ячеек данной графы в одну ячейку и проставление параметра один раз. То же относится и к одинаковым значениям параметра в одной строке.

Повторяющийся в строках графы текст можно заменять кавычками (если текст – из одного слова) или при первом повторении словами «То же», а далее кавычками (если более сложный текст). Ставить кавычки вместо повторяющихся цифровых данных, марок, математических и иных символов не допускается.

Если цифровые или иные данные в какой-либо ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк.

Если в ячейке проставляется диапазон значений, то между числами, ограничивающими диапазон, ставится тире.

2.7.3.10. Форматирование цифровых данных в графах должно обеспечивать расположение классов чисел строго один под другим (например, рубли под рублями, копейки под копейками), т.е. должна соблюдаться разрядность чисел.

2.7.3.11. Таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены снизу и сверху от основного текста дополнительным одинарным междустрочным интервалом .

2.7.3.12. На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки . Первую ссылку дают по типу: «приведены в таблице 1.2», «(таблица 1.2)». Ссылки на ранее упомянутые таблицы дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. таблицу 1.2». Если повторная ссылка удалена от таблицы, например, дается в другом разделе, целесообразно также указывать номер страницы , где приведена таблица», например, «см. таблицу 1.2, с. 47».

2.7.3.13. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и графы таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки и подзаголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков и подзаголовков граф.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Таблицу слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

2.7.3.14. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. В этом случае рисунки и таблицы могут иметь как вертикальное, так и горизонтальное размещение. При горизонтальном размещении листа поле для подшивки оставляется сверху, а номер страницы проставляется на обычном месте, можно от руки.

2.7.4 Перечисления

2.7.4.1. Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления (списки) могут быть маркированными, нумерованными, буквенными.

2.7.4.2. Маркированные списки с крупными текстовыми фрагментами , состоящими из нескольких предложений, целесообразно начинать с прописных букв и в конце фрагментов ставить точку .

При мелких , например, однострочных фрагментах перечислений их следует начинать со строчной буквы и заканчивать точкой с запятой . Если фрагменты перечисления не имеют внутренних знаков пунктуации, например, содержащие по одному слову или слову с определением, их можно разделять запятой.

Вид маркера может быть произвольным из числа предусмотренных программным обеспечением компьютера. Если же текст печатается на машинке или рукописный, то в качестве маркера выбирается тире.

2.7.4.3. Аналогично, в нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах используются арабские цифры с точкой (1., 2., …), после которой текст начинается с прописной буквы и завершается точкой .

При мелких фрагментах перечисления нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (например, 1), 2), 3) и т.д.), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой . Использование римских цифр не допускается .

2.7.4.4. В буквенных списках в первом случае роль идентификатора в списке играют прописные буквы с точкой после них (А., Б., В. и т.д.), а во втором – строчные буквы со скобкой (например, а), б), в) и т.д.). Поскольку формирование списков на компьютере ведется автоматически в выбранном режиме, допускается в буквенных списках использовать латинский алфавит .

2.7.4.5. Следует избегать в пределах одного пункта или подпункта более одной группы перечислений. Но если этого избежать нельзя, то следует использовать различные формы идентификации списков, либо, используя только форму маркировки, применять для разных списков различные виды маркера.

2.7.5 Примечания и сноски

2.7.5.1. Примечания следует помещать в документе, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблицы или иллюстрации. Примечания не должны содержать требований. Примечания, как правило, размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Само слово «Примечание» также печатается с прописной буквы и на компьютере выделяется шрифтом, но не подчеркивается.

2.7.5.2. Одно примечание не нумеруют: после слова «Примечание» ставится тире, а сам текст примечания печатается с прописной буквы в той же строке. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Например:

Примечание – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Примечания:

1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.7.5.3. Целесообразно примечание печатать более мелким шрифтом (например, № 12).

2.7.5.4. Если примечание относится к началу крупного текстового фрагмента (раздела, подраздела), занимающего несколько страниц, его следует давать в виде сноски к странице (функция «Вставка», «Сноска…», «Обычная»).

2.7.6 Формулы и уравнения

2.7.6.1. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку с отделением от текста пробелами в один межстрочный интервал снизу и сверху. Если уравнение не умещается в одну строку, оно может быть перенесено на следующую строку после знаков равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (´), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

2.7.6.2. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой (уравнением) в той же последовательности, в которой они даны в формуле (уравнении). Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

2.7.6.3. В формулах (уравнениях) в качестве символов следует применять обозначения, установленные государственными стандартами (если они есть).

2.7.6.4. Все формулы (уравнения), если их в документе более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего документа или текущего раздела. В последнем случае номер формулы (уравнения) состоит из номера раздела и порядкового номера формулы (уравнения), разделенных точкой, например, (3.1). Номер указывают в круглых скобках на уровне формулы (уравнения) в крайнем правом положении. Допускается нумеровать только те формулы (уравнения), на которые в тексте есть ссылки.

2.7.6.5. Ссылки в тексте на порядковый номер формулы дают в скобках, например, «… в формуле (3.1)».

2.7.6.6. Запрещается употреблять по тексту (вне формул и уравнений) математические знаки без цифр, например > (больше), ³ (больше или равно, не меньше), < (меньше), £ (меньше или равно, не больше), = (равно), ¹ (не равно), » (приблизительно равно), º (тождественно), ~ (приблизительно), S (сумма), Ð (угол), ½ (перпендикулярно) и т.д., а также знаки № (номер), % (процент).

2.7.6.7. Запрещается использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Вместо математического знака следует писать слово «минус».

2.7.6.8. В тексте документа числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности – словами, например: «… в сумме не более 1,5 млн. руб.», «… прибыль повысилась в два раза».

Если в тексте приводится ряд величин с одной и той же единицей измерения, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1,5; 1,75; 2 м.

Если в предложении используются однозначные числа (цифры) или не более двух раз, то числа пишутся словами: «Рентабельность повысится в два – три раза». Если числа многозначные или их более двух, то числа пишутся цифрами: «… в 1,75 раз», «… в 2, 3, а то и 10 раз».

2.7.6.9. В тексте документа перед обозначением параметра дают его пояснение (название), например: «Прибыль предприятия Ппр составила …».

2.7.6.10. В документе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

2.7.7 Ссылки

2.7.7.1. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку использованных источников в квадратных скобках, например: «[31]».

Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, например, когда источник не является основным и ссылка на него приводится только один раз. Оформление ссылок в этом случае осуществляется по ГОСТ 7.1 [3].

2.7.7.2. Если по тексту приводится цитата, то в ссылке, кроме номера использованного источника по списку указывается номер страницы, откуда взята цитата, например: «[31, с. 151] ». При указании источника в подстрочном примечании (сноске), номер страницы дается после библиографического описания источника.

2.7.7.3. Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, рисунки, таблицы, формулы и уравнения, перечисления (с цифровой или буквенной идентификацией), приложения следует делать с указанием их номеров, например: «… в разделе 4», «… в соответствии с п. 3.3.4», «… в подпункте 2.3.4.1», «… на рисунке 1.8», «… в таблице 3.1», «… по формуле (3)», «… в уравнении (2)», «… в подпункте 2.3.4.1, перечисление 3» (если ссылка на перечисление дается в тексте того же подпункта, где приведен список, номер подпункта в ссылке не проставляется), «… в приложении Б».

2.8 Заключение

2.8.1. В заключительной части кратко формулируются основные полученные результаты, делаются выводы о степени достижения определенной во введении цели и полноты решения поставленных задач, а также, где это возможно, даются оценка эффективности их внедрения или научной и социальной значимости работы, а также практические рекомендации по конкретному использованию результатов.

2.8.2. Объем заключения в пояснительной записке к курсовому проекту (работе) – 1–2 страницы, к дипломному проекту (работе) и в составе отчета по практике – до 5 страниц.

2.8.3. Оформление данного структурного элемента пояснительной записки (отчета) осуществляется в соответствии с рекомендациями подраздела 2.7.

2.9 Список использованных источников

2.9.1. Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе исследований, проектирования и составлении соответствующего текстового документа (пояснительной записки, отчета). Включение в список литературного источника, которым студент не пользовался в своей работе, не допустимо .

2.9.2. На каждый источник в тексте должна быть ссылка . Если источник реально анализировался, например, при выборе метода решения задачи, но был отложен, как не содержащий нужных материалов, а студент хочет отметить большое количество книг и статей, с которыми он ознакомился в своей работе, он может дать в тексте ссылку такого рода: «В процессе выбора наиболее приемлемого метода решения поставленной задачи была проанализирована многочисленная литература по данной проблеме [5, 6, 8, 15, 16, 19]. Подходящий метод был найден в [16]».

2.9.3. Список должен формироваться в алфавитном порядке . При небольшом количестве использованных источников, они могут располагаться в нем в порядке появления ссылок на них.

2.9.4. Список использованных источников оформляется по ГОСТ 7.1 [3], как правило, на языке выходных сведений: Автор (ФИО). Название источника. – Место издания: Издательство, год издания, количество страниц.

В отдельных случаях при длинном заглавии, разрешается опустить часть элемента или фразы, при этом пропуск обозначают знаком многоточие /.../.

При использовании документов организации дается ссылка на текущий архив, номер папки и листа. Примеры библиографического описания литературных источников приведены в приложении Р .

2.10 Приложения

2.10.1. Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки (отчета) со сквозной нумерацией страниц. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

2.10.2. В приложения обычно выносятся организационные, плановые и бухгалтерские документы базовой организации, собранные в период прохождения практики и являющиеся основой проектирования; новые разработанные организационные документы (положения о подразделениях, должностные инструкции, логико-информационные схемы и т.д.); листинги (распечатки) разработанных программ; промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы испытаний, анкетирования; разработанные методики, инструкции, алгоритмы; иллюстрации вспомогательного характера и др.

2.10.3. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, начинающийся с прописной буквы и выровненный по центру. Над заголовком, также с выравниванием по центру, печатается слово «Приложение » и его обозначение. Шрифт тот же, что у структурных элементов и разделов общей части.

В тексте документа на каждое приложение должна быть дана ссылка. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте документа .

2.10.4. Приложения обозначают заглавными (прописными) буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение » следует буква, обозначающая его последовательность. При нехватке букв русского алфавита обозначения могут быть продолжены с помощью букв латинского алфавита, за исключением букв, сходных по начертанию с русскими, а также букв I и O, и далее – арабскими цифрами.

2.10.5. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями п.1.2.3. При этом соответствующий номер должен начинаться с буквенного обозначения данного приложения, отделенного от цифровой части точкой. В этом случае приложение может иметь собственное «Содержание».

2.10.5. Имеющиеся в тексте приложения рисунки, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями пп. 2.7.2, 2.7.3, 2.7.6, включая буквенное обозначение приложения в соответствующий составной номер. Примеры: Рисунок А.2, Таблица В4, для формулы (Д.1).

2.10.6. Перечисления и примечания в тексте приложений нумеруют в соответствии с требованиями пп. 2.7.4 и 2.7.5.

2.10.7. Если в качестве приложения используется конкретный документ или бланк формы документа, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают без изменений по сравнению с оригиналом, лишь на его титульном листе по центру печатают слово «Приложение» и проставляют его буквенное обозначение, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц пояснительной записки (отчета). При необходимости отдельные элементы документа могут быть закрыты для прочтения, например, белой краской (забелкой).

2.11 Требования к оформлению раздаточного материала

2.11.1. Пример титульного листа к раздаточному материалу приведен в приложении С .

2.11.2. К нумерации страниц, иллюстрациям, формулам, таблицам, спискам, тексту в раздаточном материале предъявляются те же требования, что и в пояснительной записке. Нумерация рисунков, таблиц и формул должна быть раздельной, но сквозной по всему раздаточному материалу.

Приложение А

Образцы титульных листов

А.1 Образец титульного листа к курсовому проекту

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Специальность: “Менеджмент организации” – 080507

Специализация: “Управление бизнесом в строительстве”

Форма обучения: очная

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине "Управленческие решения"

на тему

_______________________________________________________

(название темы)

Исполнитель:

студент __ курса, __ группы __________ ______________________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта:

_______________________ __________ ______________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва - 200_ г.


А.2 Образец титульного листа к дипломному проекту

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Специальность: “Менеджмент организации” – 080507

Специализация: “Управление бизнесом в строительстве”

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

_______________________________________________________

(название темы)

Исполнитель:

студент __ курса, __ группы __________ ______________________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта:

_______________________ __________ ______________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Консультант:

_______________________ __________ ______________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой:

_______________________ __________ ______________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва - 200_ г.


А.3 Образец титульного листа к отчету по практике

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт заочного обучения

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Специальность: “Менеджмент организации” – 080507

Специализация: “Управление бизнесом в строительстве”

Форма обучения: заочная

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ*

Место практики: "______________________________________________"

Исполнитель:

студент __ курса, __ группы __________ ______________________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель практики:

_______________________ __________ ______________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва - 200_ г.


Приложение Б

Образцы заданий

Б.1 Образец задания к курсовому проекту

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Задание к курсовому проекту

студента(ки) ___ курса, ______ группы, ______________ формы обучения

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Тема курсового проекта: _____________________________________________

__________________________________________________________________

Структура проекта: _________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Базовая литература: _________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Срок сдачи студентом готового проекта: ___ ___ 200_ г.

Дата выдачи задания: ___ ___________ 200__ г.

Руководитель курсового

проекта: ___________ _________________________________________

(подпись) (ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)

Задание принял к исполнению: ___________ _____________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Б.2 Образец задания к дипломному проекту

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Специальность: «Менеджмент организации» – 080507

Специализация: «Управление бизнесом в строительстве»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой, профессор

____________ О.В. Михненков

___ __________ 200_ г.

Задание к дипломному проекту

студента(ки) ___ курса, ________ группы, ______________ формы обучения

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Тема дипломного проекта: _____________________________________________

____________________________________________________________________

утверждена приказом ректора от ___ ___________ 200_ г. № ____ .

Исходные данные к проекту: ___________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Содержание дипломного проекта (перечень подлежащих разработке вопросов):

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень графического материала: _____________________________________

___________________________________________________________________ _______ ____________________________________________________________

___________________________________________________________ ________

Срок сдачи студентом готового проекта: __ _ __ _ 200_ г.

Дата выдачи задания: ___ ___________ 200_ _г.

Руководитель дипломного

проекта: ___________ _________________________________________

(подпись) (ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)

Задание принял к исполнению: ___________ _____________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Б.3 Пример структурного элемента «Задание по практике»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Задание по практике

студента(ки) ___ курса, ______ группы, ________________ формы обучения

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Базовая организация (место прохождения практики): ______________________

____________________________________________________________________

Структура отчета:

1. Общая характеристика организации (общие сведения, характер собственности).

2. Характеристика производимой продукции и услуг.

3. Производственная и материально-техническая база организации.

4. Организационная структура.

5. Технико-экономические показатели деятельности организации в динамике.

6. Финансовая устойчивость организации.

7. Внешние условия деятельности организации (макросреда и непосредственное окружение, условия конкуренции),

8. Сильные и слабые стороны организации; основные проблемы и узкие места в деятельности организации.

9. Пути разрешения проблем и узких мест, ликвидации слабых сторон.

10. Формулирование предмета проектирования и темы дипломного проекта (для преддипломной практики ).

11. Результаты углубленного анализа деятельности организации и конкретных звеньев аппарата управления, связанных с предметом проектирования (для преддипломной практики ).

Срок сдачи студентом отчета по практике: ___ ______ 200_ г.

Дата выдачи задания: ___ ___________ 200_ г.

Руководитель практики: _______ _______________________________________

(подпись) (ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)

Задание принял к исполнению: ___________ _____________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Приложение В

Образцы рефератов (аннотаций)

В.1 Пример оформления реферата

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Реферат

Отчет по практике, 40 с., 5 рис., 12 табл., 8 источников, 5 прил.

СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОСТАЩИКИ, ТРАНСПОРТ, САНКЦИИ, РЫНОК

Объект исследования : ООО «Стройтрест-14».

Предмет исследования : система материально-технического обеспечения треста.

Цель исследования : выявить узкие места в звеньях материальной подготовки производства и определить возможности снижения издержек в них.

Основные проблемы : нарушение договорной дисциплины поставщиками, некомплектная поставка строительных конструкций, большой процент брака, необходимость осуществления большой части перевозок собственным транспортом, что увеличивает издержки на транспортировку, содержание автопарка и, следовательно, себестоимость материалов, поступающих в строительное производство.

Пути решения проблем : обратная вертикальная интеграция и создание собственного производства железобетонных конструкций; применение штрафных санкций к поставщикам; прерывание договоров в ненадежными поставщиками; маркетинговые исследования на рынке строительных материалов и выбор надежных поставщиков; оптимизация суммарных расходов на закупку, транспортировку, входной контроль, хранение, замену бракованных изделий, ликвидацию строительного брака из-за некачественных материалов; совершенствование системы управления материальным снабжением строительного производства.

Студент: ___________ _____________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель практики: _______ _______________________________________

(подпись) (ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)

В.2 Пример оформления аннотации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Аннотация

к дипломному (курсовому ) проекту студента курса группы

на тему « »

(фамилия и инициалы)

Пояснительная записка, 94 с., 8 листов графического (раздаточного) материала.

Объект исследования : ООО «Стройтрест-14».

Субъект управления : персонал УПТК треста, ОМТС строительных управлений.

Объект управления : система материально-технического обеспечения строительного производства.

Предмет управления : материальные потоки на входе строительного производства.

Основные организационно-экономические противоречия : нарушение договорной дисциплины поставщиками, некомплектная поставка строительных конструкций, большой процент брака, необходимость осуществления большой части перевозок собственным транспортом, что увеличивает издержки на транспортировку, содержание автопарка и, следовательно, себестоимость материалов, поступающих в строительное производство.

Выбранные способы решения проблем : обратная вертикальная интеграция и создание собственного производства железобетонных конструкций; применение штрафных санкций к поставщикам; прерывание договоров в ненадежными поставщиками; маркетинговые исследования на рынке строительных материалов и выбор надежных поставщиков; оптимизация суммарных расходов на закупку, транспортировку, входной контроль, хранение, замену бракованных изделий, ликвидацию строительного брака из-за некачественных материалов; совершенствование системы управления материальным снабжением строительного производства.

Предмет проектирования : процесс создания собственного производства железобетонных конструкций, используемых при строительстве объектов.

Результат проекта, выносимый на защиту : комплексный сетевой график реализации проекта по строительству и вводу в действие собственного завода ЖБИ; организационная структура нового производственного подразделения, распределение функциональных обязанностей, связанных с управлением новым производством; новая схема материально-технического обеспечения.

Эффективность проектных решений : создание собственной производственной базы по выпуску ЖБИ должно окупиться в течение 3,5 лет и далее приносить ежегодный доход в связи с сокращением издержек на закупку железобетонных конструкций и потерь в строительном производстве в объеме 7,5 млн. руб.

Автор проекта: ___________ _____________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта: _______ _______________________________________

(подпись) (ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия)

Приложение Г

Образец содержания студенческой работы

Содержание

Список сокращений ………………………………………………………….….

6

Введение ………………………………………………………………………....

7

1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности

ООО «Стойтрест-14» ……………………………..…………………….........

10

1.1 Общая характеристика базовой организации …………………………….

10

1.2 Организационная структура треста и направления

ее совершенствования ………………………………..…………………...

14

1.3 Финансово-экономический анализ деятельности треста …………....…………

18

1.3.1 Общий анализ финансовой устойчивости ……………….………………….

18

1.3.2 Определение типа финансовой устойчивости ………………………………..

21

1.3.3 Анализ ликвидности …………………………………..………………………

25

1.3.4 Анализ признаков финансовой устойчивости ………………………………..

30

1.3.5 Анализ признаков деловой активности и определение рейтинга ……….…

34

1.3.6 Бизнес-анализ организации и конъюнктуры рынка ………………………….

38

1.4 Обобщающие выводы по результатам финансово-экономического

и организационного анализа ……………………………..……………………

40

1.5 Комплекс мероприятий по повышению деловой активности треста …...

42

2 Стратегический менеджмент – путь повышения надежности

планирования развития организации ………………………………...

45

2.1 Сущность стратегического менеджмента ………………………………...

45

2.2 Зарубежный опыт стратегического управления ………………………….

48

2.3 Контур планирования и реализации стратегий …………………………..

53

2.3.1 Стратегическое планирование …………………………..……………..

54

2.3.1.1 Анализ среды ………………………………………………………...

54

2.3.1.2 Определение миссии и целей ……………………………………….

59

2.3.1.3 Анализ и выбор стратегии …………………………………………..

63

2.3.1.4 Оценка выбранной стратегии ……………………….........………….

65

2.3.1.5 Организация деятельности по разработке стратегии ……………..

67

2.3.2 Разработка стратегических решений …………………………..………

69

2.3.3 Реализация стратегических решений …………………………..……...

71

3 Разработка стратегии развития ООО «Стройтрест-14» ……………...……..

75

3.1 Анализ среды функционирования базовой организации ………………..

75

3.1.1 Анализ макроокружения ……………………………………..…………

75

3.1.2 Анализ непосредственного окружения ………………………..………

78

3.1.3 Движущие силы отрасли строительства, прогнозируемые опасности и возможности …………………………………….............………

84

3.1.4 Выявление сильных и слабых сторон базовой организации ……. ….

86

3.1.5 Итоги SWOT-анализа ………………………………………………. ….

89

3.2 Уточнение миссии и выбор целей развития организации ……………….

91

3.3 Выбор рыночных стратегий, определяющих направление развития ООО ……

94

3.4 Стратегия развития управленческих возможностей организации ……...

97

3.5 Совершенствование информационных технологий в базовой организации …

101

3.6 Бизнес-план создания мощностей для производства ЖБИ ……………..

102

3.7 Организация работ по реализации проектных решений ………………...

107

3.8 Обоснование эффективности проектных решений ………………………

109

Заключение ………………………………………………………………………

111

Список использованной литературы …………………………………………..

113

Приложение А. Бухгалтерские балансы треста за 2004–2008 гг. …..………...

115

Приложение Д

Пример оформления структурного элемента

«Нормативные ссылки»

Нормативные ссылки

В настоящем дипломном проекте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности «Менеджмент организации» специализации «Управление бизнесом в строительстве».

Приложение Ж

Образец оформления структурного элемента «Определения»

Определения

В настоящем дипломном проекте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Вероятностная модель – модель, которая отражает влияние и зависимость системы управления от случайных элементов.

Задача управления – предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние. Различают производственные и управленческие задачи. Производственные задачи охватывают совокупность вопросов, требующих решения для достижения поставленной перед коллективом цели. Управленческая задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное решение производственной задачи.

Критерий оптимальности – мерило эффективности – целевая функция, количественно выражающая взаимосвязь цели и тех переменных в системе ограничений, варьирование которых обеспечивает достижение цели с оптимальным результатом: max или min.

Метод – способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели; – (от греческого metodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных конкретной задаче.

Методика – совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы...

Примечание – Если студент хочет включить данный структурный элемент в состав пояснительной записки, он должен ограничиться определениями только тех терминов, которые являются определяющими в тематике его дипломного, курсового проекта (работы), реферата, отчета, научной работы, и теми трактовками, в рамках которых он рассматривает тот или иной термин.


Приложение К

Пример оформления структурного элемента

«Перечень обозначений и сокращений»

Перечень сокращений

АРМ – автоматизированное рабочее место.

БД – база данных.

БнД – банк данных.

ВТ – вычислительная техника.

ГСВ – группы стратегического влияния.

КСГ – конкурентная стратегическая группа.

КУСГ – комплексный укрупненный сетевой график.

МТО – материально-техническое обеспечение.

ОМТС – отдел материально-технического снабжения.

ПСД – проектно-сметная документация.

ПХД – производственно-хозяйственная деятельность.

СЗХ – стратегическая зона хозяйствования.

SWOT – сильные, слабые стороны, возможности и угрозы (опасности).

ТЭП – технико-экономические показатели.

УПТК – управление производственно-технологической комплектации.

Приложение Л

Примеры общепринятых сокращений, предусмотренных ГОСТ 7.12

Слово (словосочетание)

Сокращение

Условие применения

Автоматизированная система управления

АСУ

Академия наук Российской Федерации

АН РФ

Акционерное общество

АО

Аспирант

асп.

При фамилии

Ассистент

ассист.

То же

Бухгалтерский

бух.

В словосочетаниях (бух.учет)

Век (века)

в. (вв.)

При цифрах

Высшее учебное заведение

вуз

Вычислительный центр

ВЦ

Город (городской)

г. (гор.)

При названии

Государственный

гос.

В словосочетании

Директор

дир.

При фамилии или названии учреждения

Доклад

докл.

Доктор (доктор экономических наук и т.д.)

д-р (д.э.н. и т.д.)

В названии ученой степени

Документ

док.

При цифрах

Доцент

доц.

При фамилии

Другие

др.

Железная дорога

ж.д.

Если не является первым словом заголовка

Железнодорожный

ж.-д.

То же

Заведующий

зав.

При фамилии. Перед названием учреждения, подразделения

Завод

з-д

Если не первое слово заголовка

Заместитель

зам.

При названии должности

Заслуженный

засл.

В почетном звании

Издание

изд.

Издательство

изд.-во

Если не первое слово заголовка

Иллюстрация

ил.

Имени

им.

При фамилии

Инженер (инженер-механик)

инж. (инж.-мех.)

То же

Институт

ин-т

Исследовательский

исслед.

Если не первое слово заголовка

Кабинет

каб.

Кандидат (кандидат экономических наук)

канд. (к.э.н.)

При фамилии

Квартал

кв.

При цифрах

Книга

кн.

Комбинат

комб.

Конгресс

конг.

Конструкторское бюро

КБ

и т.д.


Приложение М

Примеры обозначений физических величин по ГОСТ 8.417

Величина

Единица измерения

Наименование

Обозначение

Длина, размер

метр

м

дециметр

дм

сантиметр

см

миллиметр

мм

микрон

мк

километр

км

морская миля

миля

Площадь

квадратный метр

м2

гектар

га

квадратный километр

км2

квадратный сантиметр

см2

Объем, вместимость

кубический метр

м3

литр

л

кубический сантиметр

см3

Масса

тонна

т

центнер

ц

килограмм

кг

грамм

г

миллиграмм

мг

карат

кар

Время

сутки

сут

час

ч

минута

мин

секунда

с

Плоский угол

градус

…˚

минута

…′

секунда

…″

радиан

рад

Температура

градус Цельсия

˚С

Скорость

километр в час

км/ч

метр в секунду

м/с

узел

уз

Сила тока

ампер

А

Напряжение

вольт

В

и т.д.


Приложение Н

Схемы размещения рисунков

Основной вариант размещения рисунка

Поле для иллюстрации

(Подрисуночный текст – если нужны пояснения)

Рисунок 3.2 – (Название рисунка)

Размещение рисунка на нескольких страницах

Поле для иллюстрации (начало рисунка)

(Подрисуночный текст – если нужны пояснения)

Рисунок 3.2 – (Название рисунка), лист 1

Поле для иллюстрации (продолжение рисунка)

(Подрисуночный текст – если нужны пояснения)

Рисунок 3.2, лист 2

Приложение П

Структура таблицы

Таблица 2.3 (Название таблицы)


Заголовок таблицы

(головка)

Заголовки граф

Подзаголовки граф

Строки (горизонтальные ряды)

è _______ __________ øè ___________________ ____________________ ø

öæ öæ

Боковик Графы (колонки)

(заголовки строк)

Размещение частей таблицы рядом на одной странице

Таблица 2.3 – Динамика показателей по годам Продол жение таблицы 2.3

ТЭП

2000

2001

2002

2003

ТЭП

2000

2001

2002

2003

1. Объем работ

6. Выработка на одного работающего

2. Себестоимость

7. Выработка на одного рабочего

3. Объем реализации

8. Прибыль

4. Численность

работающих

9. Рентабельность

5. Численность

рабочих

10. Доход на акцию

Размещение частей таблицы последовательно на одной странице

Таблица 2.3 – Динамика показателей по годам

ТЭП

1979

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1. Объем работ

2. Себестоимость

3. Объем реализации

5. Численность

рабочих

6. Выработка

Продолжение таблицы 2.3

ТЭП

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

1. Объем работ

2. Себестоимость

3. Объем реализации

5. Численность

рабочих

6. Выработка

Приложение Р

Примеры библиографического описания литературных источников

Р.1 Однотомное издание

Р.1.1 С автором(ами) на обложке

1. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «Экмос», 1998.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.) – М.: Дело, 1992.

или: Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента (пер. с англ.) – М.: Дело, 1992.

Р.1.2 С коллективом авторов, не вынесенных на обложку

3. Организация работы с документами: Учебник / В.А. Кудряев, В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; Под ред. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 592 с.

или: Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 592 с.

Р.2 Многотомное издание

4. Искусственный интеллект. В 3 кн.: Справочник / Под ред. Э.В. Попова. – М.: Радио и связь, 1990.

Р.3 Статья в журнале, сборнике

5. Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист. – 1999. – № 6. – С. 19–23.

6. Ремизов К.С. Нормирование труда // Гурьянов С.Х., Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 1982. – С. 5–58.

Р.4 Стандарты

Р.4.1 Отдельно изданный стандарт

7. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. ССИБИД. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 13 с.

Р.4.2 Сборник стандартов

8. Единая система конструкторской документации: Основные положения: [Сборник]: ГОСТ 2.001-70, ГОСТ 2.002-72, ГОСТ 2.003-77, ГОСТ 2.031-77 – ГОСТ 2.034-77, ГОСТ 2.101-68 – ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.106-68 – ГОСТ 2.111-68, ГОСТ 2.112-70, ГОСТ 2.113-75, ГОСТ 2.114-70, ГОСТ 2.115-70, ГОСТ 2.116-71, ГОСТ 2.117-71, ГОСТ 2.118-73 – ГОСТ 2.121-73, ГОСТ 2.122-79. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 352 с.

Приложение С

Образец титульного листа к раздаточному материалу

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт бизнеса в строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

Специальность: “Менеджмент организации” – 080507

Специализация: “Управление бизнесом в строительстве”

Форма обучения: очная (очно-заочная )

Раздаточный материал

к дипломному проекту

на тему

___________________________________________________________________

(название темы)

Исполнитель:

студент __ курса, __ группы __________ ______________________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта:

_______________________ __________ ______________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва - 200_ г.


Литература

1. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. ЕСКД. – М.: Изд-во стандартов, 1996.

2. ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997.

3. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ССИБИД. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 71 с.

4. ГОСТ 7.12-93. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании. ССИБИД. – М.: Изд-во стандартов, 1994.

5. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. ССИБИД. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 13 с.

6. ГОСТ 8.417-81 (СТ СЭВ 1052-78). Единицы физических величин. ГСОЕИ. – М.: Изд-во стандартов, 1982. – 40 с.

7. Единая система конструкторской документации (ЕСКД): Основные положения: [Сборник]: ГОСТ 2.001-70, ГОСТ 2.002-72, ГОСТ 2.003-77, ГОСТ 2.031-77 – ГОСТ 2.034-77, ГОСТ 2.101-68 – ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.106-68 – ГОСТ 2.111-68, ГОСТ 2.112-70, ГОСТ 2.113-75, ГОСТ 2.114-70, ГОСТ 2.115-70, ГОСТ 2.116-71, ГОСТ 2.117-71, ГОСТ 2.118-73 – ГОСТ 2.121-73, ГОСТ 2.122-79. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 352 с.

8. Единая система конструкторской документации (ЕСКД): Справочное пособие / С.С. Борушек, А.А. Волков, М.М. Ефимова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во стандартов, 1989. – 353 с.

9. Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности «Менеджмент организации» – 080507 специализации «Управление бизнесом в строительстве» – 080507-72 / Сост.: О.В. Михненков, Т.Ю. Шемякина; ГУУ. – М., 2004. – 24 с.

10. Методические рекомендации к курсовому проектированию по учебной дисциплине «Информационные технологии управления» / Сост.: О.В. Михненков, Г.Я. Сороко, Н.С. Куприянов, О.Г. Шемтова; ГУУ. – М., 2005. – 21 с.

11. Методические указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине «Автоматизация и моделирование процессов управления» / Сост.: О.В. Михненков, Г.Я. Сороко, Н.С. Куприянов, О.Г. Шемтова; ГУУ. – М., 2005. – 20 с.

12. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Организация и технологии документационного обеспечения управления» для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» - 350800 / Сост.: А.В. Пшенко, Л.А. Доронина; ГУУ. – М., 2002. – 12 с.

13. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование информационных систем (межотраслевых и региональных автоматизированных систем управления)» / Сост.: Н.А. Акатова, Н.А. Лескова; ГУУ. – М., 2002. – 40 с.

14. Методические указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине «Управленческие решения» : для студентов специальности «Менеджмент организации». – 080507 / Сост.: Н.В. Киреева, Н.С. Куприянов. – М.: ГУУ, 2007. – 52 с.

15. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 592 с. – (Серия «Высшее образование»).

16. Программа производственной организационно-экономической практики для студентов специальности «Менеджмент организации» – 080507 специализации «Управление бизнесом в строительстве» – 080507-72 / Сост.: О.В. Михненков, Т.Ю. Шемякина, Н.В. Киреева; ГУУ. – М., 2006. – 15 с.

17. Программа преддипломной практики для студентов специальности «Менеджмент организации» – 080507 специализации «Управление бизнесом в строительстве» – 080507-72 / Сост.: О.В. Михненков, Т.Ю. Шемякина, Н.В. Киреева, Н.С. Куприянов; ГУУ. – М., 2006. – 22 с.

18. Рекомендации по разработке методических указаний к курсовому проектированию / Сост. Н.И.Заичкин; ГУУ. – М., 1999. – 44 с.

19. Стандарты по библиотечному делу и библиографии: [Сборник]: ГОСТ 7.0-84, ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.9-77, ГОСТ 7.17-79, ГОСТ 7.20-80, ГОСТ 7.23-80, ГОСТ 7.26-80, ГОСТ 7.27-80, ГОСТ 7.31-81, ГОСТ 7.35-81, ГОСТ 7.39-82, ГОСТ 7.41-82, ГОСТ 7.44-84, ГОСТ 7.45-84, ГОСТ 7.48-84, ГОСТ 7.50-84, ГОСТ 7.51-84, 16447-78. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 280 с.


Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…..

3

1. Общие требования к проектным и аналитическим материалам ………….…

5

1.1

Состав проектных и аналитических материалов ………………………....

5

1.2

Структура пояснительной записки (работы, отчета) ……………………..

6

2. Требование к оформлению структурных элементов ………………………...

9

2.1

Титульный лист пояснительной записки (работы, отчета) ….……….....

9

2.2

Задание к дипломному проекту (к курсовому проекту, к дипломной или курсовой работе, по практике) ………….............................................

10

2.3

Реферат (аннотация) ..……………………………………………………....

11

2.4

Содержание ………………………………………………………………....

12

2.5

Нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения ……....

13

2.6

Введение ………………………………………………………………...…..

13

2.7

Основная часть …………………………………………………………...…

14

2.7.1

Текстовой материал ..................................................................................

14

2.7.2

Иллюстрации .............................................................................................

16

2.7.3

Таблицы .....................................................................................................

17

2.7.4

Перечисления ............................................................................................

21

2.7.5

Примечания и сноски ................................................................................

22

2.7.6

Формулы и уравнения ..............................................................................

23

2.7.7

Ссылки ........................................................................................................

24

2.8

Заключение .....................................................................................................

25

2.9

Список использованных источников ……………………………………...

25

2.10

Приложения …..…………………………………………………………...

26

2.11 Требования к оформлению раздаточного материала ………………........

28

Приложение А. Образцы титульных листов ...........................................……….

29

А.1 Образец титульного листа к курсовому проекту ........................................

29

А.2 Образец титульного листа к дипломному проекту .....................................

30

А.3 Образец титульного листа к отчету по практике ........................................

31

Приложение Б. Образцы заданий ………………………………………....……..

32

Б.1 Образец задания к курсовому проекту .......................................................

32

Б.2 Образец задания к дипломному проекту .....................................................

33

Б.3 Пример структурного элемента «Задание по практике» ..........................

34

Приложение В. Образцы рефератов (аннотаций) …………………………...….

35

В.1 Пример оформления реферата ....................................................................

35

В.2 Пример оформления аннотации ..................................................................

36

Приложение Г. Образец содержания студенческой работы ………….…….......

37

Приложение Д. Пример оформления структурного элемента «Нормативные ссылки» .......................................................................................

39

Приложение Ж. Пример оформления структурного элемента «Определения»

40

Приложение К. Пример оформления структурного элемента «Перечень обозначений и сокращений» ...........................................................

41

Приложение Л. Примеры общепринятых сокращений, предусмотренных

ГОСТ 7.12 …………………………………………...….............

42

Приложение М. Примеры обозначения физических величин

по ГОСТ 8.417 ……………………………………….…….......

43

Приложение Н. Схемы размещения рисунков ……………………….……........

44

Приложение П. Структура таблицы …………………………………....………..

45

Приложение Р. Примеры библиографического описания литературных

источников …………………………………………………......

46

Приложение С. Образец титульного листа к раздаточному материалу …........

48

Литература ……………………………………………………………….………...

49

Ответственность за сведения, представленные в издании, несут авторы


Методические указания

по оформлению дипломных и курсовых работ (проектов),

научных рефератов, отчетов по практике

и научно-исследовательской работе студентов

Николай Иванович ЗАИЧКИН

Николай Сергеевич КУПРИЯНОВ

Редактор

Компьютерная верстка

и техническое редактирование

Тематический план изданий ГУУ 2008 г.

Подп. в печ. Формат 60х90/16. Объем п.л.

Бумага офисная. Печать трафаретно-цифровая. Гарнитура

Уч.-изд. л. 0,84. Изд. № /2007. Тираж 200 экз. Заказ № .

ГОУВПО «Государственный университет управления»

Издательский дом ГОУВПО «ГУУ»

109542, Москва, Рязанский проспект, 99, учебный корпус, ауд. 106

Тел./факс: (495) 371-95-10, e-mail: ic@guu.ru

www.guu.ru


* При ссылке на раздел, подраздел, пункт, подпункт точка после группы цифр (цифры – для раздела) не ставится (например, см. п. 1.2.1).

** Точка в конце заголовка (подзаголовка) допускается в исключительных случаях, когда заголовок идет в одной строке с текстом и выделен шрифтом.

* В проектной документации и отчетах по НИР используется только термин «Содержание» . Термин «Оглавление» обычно используют в монографиях, учебных пособиях, художественной литературе, состоящих из глав (и параграфов), от которых и произошел этот термин как производное.

*