Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания По выполнению курсового проекта Для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 062100

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академия экономики и управления

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания

По выполнению курсового проекта

Для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 062100 –

«Управление персоналом»

НОВОСИБИРСК

2003

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта обсуждены и утверждены на заседании кафедры «Экономика труда и управление персоналом». Протокол № 4 от «5» ноября 2003 г.

Методические рекомендации по дисциплине разработал:

Абакумова Надежда Николаевна, к.э.н., доцент

Рецензенты: к. э.н., проф. Маслов Е.В. , к.э.н., доцент Плюснина Л.К.

Содержание

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2 Инструкция по выполнению курсового проекта

Раздел 3 Структура курсового проекта

Раздел 4 Содержательная часть курсового проекта та

Раздел 5 Процедура оценки курсового проекта
Раздел 6. Методические указания по выполнению отдельных этапов курсового проекта

Литература

Приложения

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Мотивация трудовой деятельности» является дисциплиной федеральной компоненты учебного плана подготовки специалистов по управлению персоналом.

Учебным планом по специальности «Управление персоналом» по «Мотивации трудовой деятельности» предусмотрен курсовой проект.

Цель курсового проекта – закрепление теоретических знаний, практических навыков в исследовании и проектировании более совершенного управления мотивацией труда работников предприятия.

Задачи курсового проекта:

- углубление теоретических знаний по изучению вопросов мотивации трудовой деятельности

- ознакомление с системой трудовой мотивации в организации (предприятии);

- привитие навыков по расчету показателей, используемых в анализе фактического состояния мотивации труда;

- приобретение навыков проектирования более совершенной системы мотивации труда или ее отдельных элементов

- выявление и расчет экономической эффективности предлагаемого проектного решения.

Курсовой проект по дисциплине «Мотивации трудовой деятельности» выполняется студентами дневной и заочной форм обучения на основе материалов, собранных во время производственной практики по конкретному предприятию.

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

2.1. Методика выполнения курсового проекта

2.1.1. Этапы выполнения курсового проекта.

Этапы являются стандартными: выбор варианта, поиск литературы по теме, подготовка аналитического раздела курсового проекта, проведение аналитических расчетов, проектирование более совершенного варианта системы мотивации труда (или отдельных ее элементов), экономическое его обоснование.

2.1.2. Последовательность и содержание каждого этапа.

Выбор варианта стандартизирован и не должен представлять особых сложностей. Правила выбора варианта – в разделе 2.3.

Для раскрытия теоретических вопросов обязательно потребуется использования различных литературных источников (монографий, учебников, статей, результатов социологических исследований и др.).

Подготовка более совершенного варианта системы мотивации труда или по одному из ее элементов является творческим процессом и потому у каждого происходит индивидуально.

Оформление результатов – важная часть любой работы. Требования по оформлению стандартизированы и приведены в разделе 2.2.

2.2. Правила оформления текста курсового проекта.

Оформление курсового проекта осуществляется в соответствии с правилами, принятыми для такого рода работ (см. методические указания по выполнению выпускных квалификационных и курсовых работ, подготовленных Масловым Е.В, Загвоздкиной Г.П., Яковенко Л.И., изданным в 2003 г). приведем некоторые выдержки из нее.

1. Текст работы печатается или пишется на одной стороне листов белой бумаги формата А4 (210х297мм). При рукописном варианте написания проекта величина букв должна быть не менее 4 мм.

2. Основной текст проекта при наборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman , размер шрифта 14, межстрочный интервал – полуторный.

3. Текст подстрочных ссылок в курсовом проекте печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman , размер шрифта 12, межстрочный интервал –одинарный.

4. Готовый текстовый вариант проекта предоставляется в прошитом виде. Страницы проекта нумеруются по правилам, указанным в п.9 настоящих требований.

5. Все линии, цифры, буквы и знаки курсового проекта должны быть черными по цвету.

6. Каждая страница оформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

7. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета.

8. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания и проверки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

9. Страницы курсового проекта нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце. Отсчет нумерации страниц курсового проекта начинается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы, на котором автором работы ставится дата написания работы и подпись без расшифровки фамилии.

2.3. Правила выбора варианта курсового проекта.

Вариант выбирается в соответствии с последней цифрой зачетной книжки (цифра 0 соответствует варианту 10). Содержание каждого варианта – в разделе 5.

При выборе темы контрольной работы следует исходить также из собственных интересов и возможностей. В случае выбора темы, не соответствующей варианту по номеру зачетной книжки (для заочников) или выбора другой темы проекта (предложенной студентом), ее следует согласовать с научным руководителем.

РАЗДЕЛ 3. СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Установлена следующая структура курсового проекта

· Титульный лист

· План курсового проекта

· Введение

· Основная часть курсового проекта

· Заключение

· Список литературы

· Приложения

Структура работы выглядит следующим образом.

Во введении (2 – 3 стр.) рассматривается роль трудовой мотивации в современных условиях, цель, задачи, объект и предмет курсового проекта.

В основной части курсового проекта последовательно приводятся аналитическая, проектно-расчетная и экономическая части проекта. Методические рекомендации по выполнении каждой из них представлены ниже.

Структура представления результатов по каждой части:

1) Аналитическая часть, в которой кратко (на 10 – 13 стр.) рассматриваются теоретические, методические вопросы совершенствования системы или элемента мотивации труда (соответственно, оплаты труда, системы льгот и социальных выплат, формирования имиджа организации и системы информирования, развития персонала и др.) здесь дается анализ первоисточников по рассматриваемому вопросу, раскрываются основные понятия, спорные проблемы. Описанию подлежит состав требуемой информации, порядок ее получения, обработки, состав аналитических показателей, направления анализа и совершенствования.

2) Проектно-расчетная часть (на 13 – 15 стр.) включает выполненные студентом расчеты и проектное решение поставленной задачи по совершенствованию системы или элемента системы мотивации труда. Порядок проектирования можно представить следующим образом:

· Анализ внешней среды, выявление проблем, которые ставит среда перед предприятием, подразделением, целесообразно провести их ранжирование, выявить связь проблем с мотивацией трудовой деятельности;

· Анализ внутренней среды предприятия, подразделения, выявление основных проблем, решение которых зависит от мотивации труда работников предприятия или организации.

· Анализ действующей системы трудовой мотивации или отдельных ее элементов.

· Определение целей и задач нового проекта системы мотивации или ее элементов.

· Описание новой системы мотивации труда или отдельных ее элементов.

· Разработка основных документов, сопровождающих новую систему.

3) В экономическом обосновании (на 8 – 10 стр.) приводится расчет показателей, определяющих экономическую целесообразность предложенного варианта решения задачи (как правило, это расчет показателя роста производительности труда, повышение заработной платы, рост объемов производства, прибыли в расчете на рубль средств материального стимулирования, рост удовлетворенности трудом, работой, снижение потерь рабочего времени и текучести кадров).

В заключении приводятся выводы по проведенной работе.

В списке литературы указываются источники, использованные при написании проекта.

Общий объем курсового проекта – 30 – 35 стр.

РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Срок для проверки курсового проекта – 10 календарных дней. Начало течения срока – дата поступления курсового проекта на кафедру.

Результат проверки курсового проекта фиксируется в оценочном заключении на титульном листе, а текст замечаний преподавателя – на обратной стороне титульного листа курсового проекта.

Сроки представления курсового проекта и доработки по выявленным замечаниям определяются в соответствии с утвержденным ВУЗом графиком учебного процесса.

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

4.1. Тематика курсовых проектов.

1. Разработка системы мотивации труда на предприятии (организации).

2. Разработка Положения об оплате труда.

3. Разработка Положения об оценке труда работника.

4. Проект формирования имиджа предприятия (организации).

5. Проект системы информирования на предприятии (организации).

6. Разработка Положения о социальных льготах и выплатах на предприятии (организации).

7. Разработка системы оплаты труда рабочих.

8. Разработка системы оплаты труда специалистов.

9. Разработка системы вознаграждения труда руководителей.

10. Разработка методики оценки мотивационного потенциала персонала предприятия (организации).

11. Разработка целей и функций системы мотивации труда предприятия (организации).

12. Разработка информационного обеспечения функции трудовой мотивации службой управления персоналом.

13. Аудит трудовой мотивации персонала предприятия (организации, подразделения)

14. Аудит состояния подсистемы (элемента) мотивации трудовой деятельности.

15. Разработка Положения связи оценки персонала с вознаграждением за труд.

16. Проектирование мотивации инновационного поведения персонала предприятия (организации, подразделения).

17. Проектирование системы оплаты труда отдельных категорий работников.

18. Проектирование различных форм вознаграждения работников предприятия (организации, подразделения).

19. Оценка инновационного поведения работников предприятия (организации, подразделения).

20. Оценка удовлетворенности трудом работников предприятия (организации, подразделения).

Раздел 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

6.1. Оценка внешней среды.

Для выявления проблем внешней среды целесообразно обратиться к соответствующему разделу отчета по производственной практике. По результатам динамики экономических показателей следует сделать вывод об экономическом положении предприятия (организации) на рынке товаров и услуг, перспективах его развития. Выявленные отклонения связать с вопросами мотивации трудовой деятельности в целом или по отдельным элементам.

6.2. Выявление внутренних проблем предприятия.

Внутренние проблемы предприятия могут быть определены на основе результатов анализа динамики экономических показателей. Следует также использовать такие показатели как эффективность использования рабочего времени, выполнения норм времени, выработки, уровень текучести кадров и другие. Для их выявления следует провести не только анализ статистической информации, но и анализа средств массовой информации в данной организации.

6.3. Характеристика системы мотивации труда (ее элементов на предприятии).

По этому разделу следует представить всю систему трудовой мотивации, либо отдельные ее элементы. Целесообразно представить этот материал в схемах, подтвердить его Положениями, программами, другими документами. Особенно это важно по системе оплаты труда. Приветствуется и подтверждение положений фактами, цифрами.

6.4. Определение уровня трудовой мотивации.

Определение уровня трудовой мотивации возможно по данным предприятия (организации), если там проводились исследования на выявление уровня текучести кадров, удовлетворенности работой, мотивов трудовой деятельности. Если данных исследований не было, то следует самому провести такие исследования. Анкету, вопросник для интервью или тесты по выявлению удовлетворенности трудом, мотивов трудового поведения, типов работников можно получить у ведущего данный курс преподавателя или найти в источниках рекомендуемой литературы. Студент может сам разработать материал для опроса по согласованию с руководителем.

6.5. Предложения по совершенствованию.

Предложения по совершенствованию представляют собой проект системы мотивации труда в целом либо проект одного из ее элементов. Данный раздел у всех будет иметь свою специфику, так как связан с конкретным предприятием, подразделением и результатами проведенного в п.п. 6.1.- 6.4. анализа.

6.6. Социально-экономическая эффективность проекта.

Расчет экономической эффективности включает экономическую и социальную эффективность. В рамках экономической эффективности определяется уровень эффективности материального стимулирования труда (см. соответствующий раздел производственной практики ) социальная эффективность определяется повышением уровня удовлетворенности трудовой мотивации в целом или по отдельным элементам.

6.7. Рекомендуемая литература

1. Валь Е. СОТ –ЭП - система оплаты труда на основе экономических показателей. // Человек и труд, 2003, №7

2. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. – М.:МГУ, 1991

3. Гаврилов Л.Б. Имидж фирмы ОАО «Северсталь». // Управление персоналом, 2003, № 1..

4. Гиляровская Л.Т. Методология и методика системного анализа материального стимулирования труда в объединениях. – Воронеж, 1985.

5. Гончаров В.В. В поисках совершенного управления. В 2-х томах. Том 2-ой.-М.,1996.

6. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. // Общество и экономика, 2000, №1.

7. Даниелов А.Р., Лебедева Л.Ф. Материальное стимулирование в системе мотивации труда.// США: экономика, политика, идеология. 1997, №3.

8. Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.Н. Мотивация и оценка персонала. Уч. пособие . – Киев, 2002.

9. Дорин А.В. Экономическая социология. – Минск, 1997.

10. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала. –Новосибирск, 1999.

11. Дряхлов Н.И., Куприянова Е.А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе. // СОЦИС, 2002, № 12.

12. Журавлев П.В., Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально-развитых стран. Уч. пособие. –М., 2002.

13. Иванов Ю.В. Соционика и мотивация труда. // Управление персоналом, 2003, №6.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- С-Пб, 2002.

15. Катульский Е. Мотивация на рынке труда //Вопросы экономики. 1997, №2.

16. Канискин Н.А. Наш основной резерв. Фрагменты системы оценки труда на АОА «Элсиб». // ЭКО, 1996, №12.

17. Кисилева Е.А. Гендерный подход к мотивации персонала. // Управление персоналом, 2003, №6.

18. Кузьмина Н. Кадровый менеджмент в ОАО НК «ЮКОС». // Человек и труд, 2003, №4.

19. Лапин Н.И. Ценности, групповые интересы и трансформация российского общества. //СОЦИС, 1997, №3.

20. Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления. // Управление персоналом, 2003, №6.

21. Магура М.И., Курбатова . Современные персонал – технологии. – М., 2003.

22. Маманов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе. //Человек и труд, 2003, №2.

23. Мухамбетов Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. - Алма_-Аты, 1992.

24. Огнев А.С. Мотивация как инструмент управления персоналом. // Управление персоналом, 2003, №6.

25. Озерникова Т. Профессиональная и трудовая мотивация. // Служба кадров, 2002, № 2.

26. Основы управления персоналом./ Под ред. Генкина Б.М. – М., 1996.

27. Патрушев В.Д. и др. Рабочие на частном предприятии: мотивы, оплата труда и удовлетворенность работой.//СОЦИС,1998, №4.

28. Патрушев В.Д. и др. Реальное поведение рабочих промышленности в сфере труда в период перехода к рыночным отношениям. - М.,1995.

29. Положение о порядке оплаты труда работников подразделений ОАО МТНК. // Человек и труд, 2000, №5.

30. Предыбайлов В. Особенности трудовой мотивации работников железнодорожного транспорта. //РЭЖ, 1999,№5.

31. Полякова А.Ю., Тихомиров И.В. Материальное стимулирование персонала в качестве сборки на ВАЗе. // СОЦИС, 2003. №1.

32. Пономарев И. Измерение мотивации. // Управление персоналом, 2002,№ 11

33. Пугачев В.В. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект-Пресс, 1999.

34. Ромашов О.В. Социология труда. Уч. пособие.- М., 2001.

35. Ручка А.А., Сакада Н.А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии. –Киев, 1988.

36. Сарно А.А. Типы трудовой мотивации и их динамика.//СОЦИС , 1999,№5.

37. Сначала работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя.//Человек и труд, 1999, №10.

38. Соболева И.В., Рогова И.В. результаты диагностирования мотивов трудовой деятельности работников АПК. // Управление персоналом, 2003, №:.

39. Соломанидина Т.О. Мотивация – от теории к практике.//Известия академии труда и занятости.1998, №1-2. 1999, №1-2.

40. Сурков С.А. Мотивация персонала. // Управление персоналом, 2002, №7.

41. Сурков С., ТяшенковО. Влияние фактора времени на мотивацию сотрудников организации. // Управление персоналом, 2002, № 11.

42. Торгинский М. Мотивация перехода. Что движет кандидатом при смене работы? // Управление персоналом, 2003,№6.

43. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1998.

44. Труд в контексте социализации человека. // Человек и труд, 2003, №6.

45. Федченко А.А. Мотивационный аспект управления персоналом предприятия. // Известия академии труда и занятости.1998, №3-4.

46. Хлопова К оценке трудового потенциала предприятия: оценка мотивационного состояния. // СОЦИС, 2003, №3.

47. Хлынов В.Ф. Методы экономического стимулирования в Японии. // Проблемы теории и практики управления.1998, №2.

48. Чирикова А.Е. От стимулирования к мотивации.//ЭКО,1997,№9.

49. Шаховская Л.С. Мотивация труда в переходный период. - Волгоград, 1995.

50. Шепель В. Стимулирование труда –«Архимедов рычаг» в работе с персоналом. // Управление персоналом, 1999, № 5.

51. Шикунов М. У нас люди работают на совесть. // Человек и труд, 2002, №11.

52. Ядов В.А. Труд в системе жизненных ценностей.// Человек и труд, 2000, №1

53. Январев В. Зарплатная реформа –от несправедливого равенства к неравной справедливости.// Человек и труд, 2003, №1.

Мотивация трудовой деятельности

Методические указания по выполнению курсового проекта

Для студентов специальности «Управление персоналом »

Составитель: Абакумова Надежда Николаевна


Подписано к печати _____________________2003 г. Формат 60 х 84/16

Объем ____п.л. Тираж _____ экз.