Главная              Рефераты - Разное

«Современное состояние экономики России и ее мирохозяйственные связи» - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный Университет Управления

Кафедра мировой экономики

РЕФЕРАТ

на тему: «Современное состояние экономики России
и ее мирохозяйственные связи »

Выполнила: студентка ИИСУ

специальности «инф. мен-т» 3-1 в/о

Зуева Елена Валерьевна

Преподаватель:

Ермилова Елена Владимировна

Москва 2004 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение

3

2.

Современная модель международной

специализации экономики России

4

3.

Географическая направленность

российской внешней торговли

5

4.

Положение России в современном мире

7

5.

Интеграция России в мировую экономику

10

5.1. Платежный баланс и кредитные отношения

10

5.2. Проблемы урегулирования внешней задолженности

11

5.3. Развитие региональной интеграции

13

6.

Заключение

15

7.

Список литературы

16

1. Введение

Российская Федерация является крупнейшим по территории государством мира – 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,4 % населения мира. Несмотря на относительную суровость климата в некоторых регионах России, на ее территории можно встретить почти все имеющиеся на земле климатические зоны, всю гамму фауны и флоры.

В недрах России можно обнаружить почти все элементы таблицы Менделеева. Особую устойчивость экономике страны придает то обстоятельство, что по запасам энергетического сырья российские недра занимают ведущие позиции в мире. Так, по имеющимся оценкам, доля России в мировых прогнозных запасах нефти оценивается в 13-15%, природного газа – в 42%, угля – 43%. Страна располагает самой протяженной в мире береговой линией, что дает в ее распоряжение значительные площади и подводные ресурсы континентального шельфа. Перспективные морские запасы углеводородов только российского Крайнего Севера вполне соизмеримы с аналогичными запасами в зоне Персидского залива и Каспийского бассейна. Большая часть энергетических ресурсов в шельфовой зоне еще полностью не исследована и может оказаться значительно больше предварительных оценок.

Что касается уже разведанных запасов энергетического сырья, то в недрах России сосредоточено 13% (7 млрд т) мировых запасов нефти, 35% - природного газа и около 12% - угля. В настоящее время на страну приходится в среднем 11% мировой добычи нефти, 28% - природного газа и 14% - угля.

Пока экономический потенциал России не востребован в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста. По объему валового внутреннего продукта Россия замыкает первую восьмерку развитых стран мира. Подсчеты на основе различных методик (по паритету покупательской способности валют или по обменному курсу) на сегодняшний день показывают, что ВНП России едва достигает 10% ВНП США. Российский показатель ВНП на душу населения меньше американского более чем в 5 раз. Близка к России Бразилия, которая может занять восьмое место по величине ВНП.

Уже не первый год Всемирный экономический форум, собирающийся в Давосе, анализирует рейтинги конкурентоспособности 50-60 стран. Специалисты форума, как и других международных исследовательских центров, в последние годы отводят России замыкающие места. Налицо очевидное противоречие между ресурсным потенциалом России и ее местом в мировой экономике.

До сих пор Росси может соперничать на равных с США как космическая держава. Благодаря мировому признанию российских технологий в ракетостроении и освоении Космоса вообще, Россия сотрудничает в этой области со многими развитыми странами. В целом высокие технологии в различных отраслях российской экономики опираются на сложившиеся в последние десятилетия научные традиции и школы, которые при наличии адекватного экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности. Но в стране еще не найден механизм максимально эффективного использования человеческих ресурсов. Благоприятным фоном для решения этой проблемы может стать создание в стране соответствующего социального климата, уже характерного для обществ с развитой экономикой.

2. Современная модель международной

специализации экономики России

Топливно-сырьевая модель международной специализации России сформировалась почти стихийно еще в 70-80-е гг., а в 90-е гг. приобрела ярко выраженный характер. Такая модель позволила России в период кризиса плановой системы и при переходе к рыночной экономике поддерживать относительно высокие (с учетом падения отечественного производства) стандарты потребления. При более эффективном хозяйствовании доходы от экспорта топлива и сырья могли бы стать солидной основой структурной перестройки экономики и модернизации производственного аппарата. В принципе топливно-сырьевая специализация приносит немалые выгоды только в том случае, если природные ресурсы огромны, а пользующееся их благами население относительно невелико. Если такая модель хороша для Канады (30 млн населения), Австралии (18 млн), Саудовской Аравии (19 млн), то она не может обеспечить столь же солидных выгод для России с ее гораздо более многочисленным (около 147 млн) населением. Вместе с тем топливно-сырьевая модель международной специализации имеет и ряд существенных недостатков. Главным из них является зависимость стран-производителей сырья (в том числе и России) от внешних рынков, складывающейся там конъюнктуры. Неблагоприятной для России как экспортера топлива и сырья тенденцией является длительное, устойчивое превышение предложения над спросом по основным товарным позициям (нефть, черные и цветные металлы), что при всех колебаниях конъюнктуры ведет к снижению цен на эти товары.

Россия постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при продвижении ее в труднодоступные регионы с тяжелыми климатическими условиями, так и в связи с предельным износом промышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены. Эта тенденция отчетливо проявилась уже в 80-е гг., когда затраты на добычу увеличились более чем в 2,5 раза.

При этом приток иностранных инвестиций в российскую экономику в целом и топливно-энергетический комплекс в частности оказался в 90-е гг. недостаточным не только для модернизации, но и для поддержания в должном состоянии производственных мощностей ТЭК. В 80-90-е гг. стало очевидным, что при преимущественном финансировании топливно-сырьевых отраслей недостаточным объем инвестиций приходиться на долю обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, что затрудняет их развитие. Пагубность всемирного расширения топливно-сырьевого экспорта особенно четко проявилась в последние годы советского периода. Наша страна была в первых местах в мире по производству, потреблению и экспорту многих видов минерально-сырьевых ресурсов, но это не могло предотвратить кризис советской экономики. Экспорт природных ресурсов лишь в незначительной степени использовался как средство модернизации российской экономики, особенно отраслей промышленности, выпускающих потребительские товары. Наиболее перспективным представляется использовать природно-ресурсный потенциал как начальный импульс отраслей, опирающихся на научно-технический потенциал страны. Причем такое использование природных ресурсов может продолжаться довольно длительное время, учитывая остающиеся значительные объемы топливно-сырьевых ресурсов. Поэтому важно соединить разработку и экспорт наиболее рентабельных видов сырья и топлива с появлением и развитием точек роста в тех отраслях экономики, которые будут способствовать ее структурной перестройке.

3. Географическая направленность

российской внешней торговли

В географическом направлении российской внешней торговли в 2002 г. Произошел небольшой сдвиг в пользу дальнего зарубежья.

Доля стран СНГ во всем внешнеторговом товарообороте РФ в 2002 г. понизилась до 17,1% с 18,2% в 2001 г., в том числе в экспорте повысилась до 15,2% с 15,0%, а в импорте до 20,4% с 24,3%. В 1993-1997 гг. все эти показатели были значительно выше. Рекордным был 1996 г., когда доля стран СНГ в товарообороте составляла почти 24% в экспорте – около 20% и в импорте - 28,6%. Надежды на экономическую интеграцию в рамках СНГ, таким образом, пока не оправдываются, несмотря на привилегированный торговый режим.

Это относится и к отношениям со странами, входящими совместно с Россией в Евразийское экономическое сообщество – ЕВРАЗЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), функционирующее в режиме таможенного союза, создающее для его участников некоторые дополнительные льготы. Российский экспорт в эти страны не облагается пошлинами, «внешние» торговые барьеры согласуются, таможенные процедуры сведены к минимуму и т.п. В рамках этого объединения предпринимаются шаги по унификации и гармонизации экономического пространства.

Торговый оборот России с этими странами увеличился в 2002 г. только на 0,9%, причем, во-первых, исключительно за счет российского экспорта, возросшего на 1,8%, а, во-вторых, лишь благодаря расширению торговли с Киргизией (на 23%) и Белоруссией (на 6%). С Казахстаном товарооборот понизился более чем на 9%, с Таджикистаном – на 33%. Доля товарооборота со странами ЕВРАЗЭС во всей российской внешней торговле, по данным таможенной статистики, уменьшилась с 10,1% в 2001 г. до 9,6% в 2002 г., в том числе в экспорте – с 8,2% до 8% и в импорте – с 14,7% до 13,3%. В торговле с этими странами Россия имела в 2002 г. положительное сальдо размером в 2,3 млрд дол.

23 февраля 2003 г. принято решение о создании еще одной интеграционной группировки в рамках СНГ – Организации региональной интеграции (ОРИ) в составе России, Украины, Казахстана и Белоруссии. В ее рамках планируется ввести режим свободной торговли, причем даже без права применять обычные защитные меры (антидемпинговые, компенсационные, специальные), что выходит за рамки принятого в международном обиходе понятия «зона свободной торговли», а также выработать единые правила конкуренции и субсидирования национального производства. Иначе говоря, предпринимается очередная попытка создать «единое экономическое пространство», но в новом составе его участников. Как соотносится этот замысел с существованием ЕВРАЗЭС, два члена которого – Киргизия и Таджикистан, к тому же, оказались за его рамками, непонятно. Если еще вспомнить о наличии особых экономических отношений России с Белоруссией, то возникает странная и запутанная система частично пересекающихся интеграционных объединений (напомню, что и у Украины есть «свой» проект, в котором не участвует Россия – черноморское сотрудничество), а, точнее, несколько проектов таких объединений, ни один из которых не доведен до конца. Правда, «проект ОРИ» - это скорее политический шаг «на злобу дня», реальная осуществимость которого минимальна.

В плане реальной экономической интеграции (пока в варианте таможенного союза) наиболее далеко продвинулись отношения России с Белоруссией – крупнейшим ее партнером по объему товарооборота на всем постсоветском пространстве, хотя скорость этого продвижения в последнее время заметно упала.

Доля Белоруссии во всем внешнеторговом товарообороте России (замечу, что торговля с Белоруссией из-за фактического отсутствия таможенной границы особенно плохо поддается учету и, видимо, более масштабна, чем это показывает статистика) составила в 2002 г. 6,5% против 6,6% в 2001 г., в экспорте – 5,5% против 5,3%, в импорте – 8,8% против 9,6%. В торговле с Белоруссией Россия имела положительное торговое сальдо размером в 1,3 млрд дол. в 2001 г. и 1,8 млрд дол. – в 2002 г.

В экспорте России в Белоруссию по-прежнему преобладают минеральные продукты и металлы, включая металлоизделия, - 53,5% в 2002 г., тогда как доля оборудования и транспортных средств составляет всего 15,4%. В импорте из Белоруссии картина обратная: доля машинотехнических изделий – 38,1%, минеральных продуктов и металлов – 9,2%. Около 10% и в экспорте и в импорте падает на химические товары. В российском экспорте в Белоруссию заметное место занимают также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 9,6%, а в импорте – текстильные изделия и обувь (14,2%) и продтовары вместе с сельхозсырьем (13,5%).

Белоруссия – второй крупнейший торговый партнер России среди всех стран мира (первое место давно и неизменно занимает Германия) (таблица 1).

Таблица1

Доля 10 крупнейших торговых партнеров России во всем товарообороте,

экспорте и импорте в 2002 г., % к итогу[1]

Страна

Товарооборот

Экспорт

Импорт

2000

2001

2002

2000

2001

2002

2000

2001

2002

Германия

9,6

10,6

9,6

9,0

9,3

7,6

11,5

13,9

14,3

Белоруссия

6,8

6,6

6,5

5,4

5,3

5,5

11,0

9,6

8,8

Италия

6,2

6,5

6,4

7,0

7,4

7,0

3,6

4,1

4,8

Китай

4,5

5,1

6,1

5,1

5,5

6,4

2,8

3,9

5,2

Украина

6,3

6,5

6,0

4,9

5,3

5,5

10,8

9,2

7,0

Нидерланды

3,7

3,9

5,4

4,2

4,7

6,8

2,2

2,0

2,3

США

5,4

5,2

4,6

4,5

4,2

3,7

7,9

7,7

6,4

Швейцария

3,0

1,9

3,8

3,7

2,3

5,0

0,8

0,9

0,9

Польша

3,8

3,7

3,3

4,3

4,2

3,5

2,1

2,3

2,8

Великобритания

4,0

3,7

3,2

4,5

4,3

3,5

2,5

2,4

2,4

С 1998 г. по 2002 г. весь товарооборот России, по данным таможенной статистики, возрос на 32,1%, а товарооборот с Германией – на 29,9%, с Белоруссией – на 6,7%, Италией – на 91,3%, Китаем – в 2,12 раза Украиной – на 2,6%. При этом не учитывается «челночная» торговля, которая с Китаем развивается особенно интенсивно, а с учетом ее Китай, скорее всего входит в тройку крупнейших торговых партнеров России.

Однако, в 2002 г. наиболее высокие темпы роста товарооборота и экспорта наблюдались в торговле со Швейцарией – соответственно в 2,1 и 2,3 раза. По темпам роста российского экспорта в 2002 г. выделялась также торговля с Нидерландами (54%), Китаем (21%), Францией (18%).В то же время сократился экспорт (из числа крупнейших партнеров) в Германию, Польшу, Великобританию, США. Наиболее значительный рост импорта России в 2002 г. наблюдался в торговле с Китаем – на 45%, Турцией – на 39%, Польшей – на 34%, Италией – на 29%, Нидерландами – на 24%.

В торговле со всеми основными партнерами Россия имела в 2002 г. положительное сальдо.

4. Положение России в современном мире

Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране.

В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России):

Угрозы национальной безопасности России, в %:

61,0 -

международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России

58,6 -

низкая конкурентоспособность России в экономической сфере

54,8 -

растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада

52,9 -

дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т.д.)

51,4 -

установление мирового господства США и их ближайших союзников

51,0 -

давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента

26,2 -

угроза распада России

18,6 -

информационные войны, информационно-психологическое воздействие на РФ

17,1 -

демографическая экспансия Китая

16,7 -

ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности

15,7 -

крупномасштабные техногенные катастрофы

11,9 -

несанкционированное распространение ядерного оружия

10,0 -

глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т.п.)

7,1 -

территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств

Обращает на себя внимание также то, что российские эксперты не придают существенного значения глобальным угрозам, которые все больше перемещаются в центр внимания западного сообщества. Представляется, что это во многом связано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко на будущее никто не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы (истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации», принятой недавно правительством и президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».

Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США (табл. 2).

Таблица 2

Оценка вероятности возвращения России к состоянию холодной войны со странами Запада, %

Возможность возврата к холодной войне

1993

1996

2001

Очень вероятно

8

20

15

Не очень вероятно

27

43

29

Маловероятно

58

30

50

Не вероятно

5

5

4

Затруднились ответить

2

1

2

Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в 2 раза реже, чем пять лет назад.

Сферы, в которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке в ближайшие 8 - 10 лет, в %:

· 70,0 - в сфере ТЭК (газ, нефть)

· 53,3 - оборонный комплекс (ВПК)

· 44,3 - добыча и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)

· 36,7 - атомная энергетика

· 27,6 - наука и высокие технологии

· 18,6 - энерготранспортная инфраструктура

· 15,2 - культура и образование

В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости. Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают. За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на 10%, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в 2 раза. Россия по этому показателю быстро упала с 5 на 26 место в мире. В то время как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось в 2 раза, в передовых странах этот показатель вырос почти в 2 раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около 5% бюджета, в России - 1,2%. Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в 2 раза, Америка - в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.

Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени. Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России можно условно разделить на несколько групп:

- Первая группа - "братские" страны - Белоруссия, Армения и Индия.

- Вторая группа - "дружеские" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию.

- Третья группа - страны "скорее дружеские" - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.

- Четвертая группа - "нейтральные" - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.

- Пятая группа - "недружественные" - Афганистан, страны Балтии и США, кроме того, сюда можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.

Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад число считающих США дружественной страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее время более чем в 2 раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них - балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое соотношение сил в мире с доминированием США. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации.

Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние 5 лет почти в 3 раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г). В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения отмечаются:

· Задолженность России Германии.

· Так называемый "Калининградский фактор".

· Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.

· Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.).

· Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).

Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств.

5. Интеграция России в мировую экономику

5.1. Платежный баланс и кредитные отношения

Поскольку участие России в мировой экономике не ограничивается обменом товарами и услугами, а включает в себя еще валютно-финансовые и кредитные отношения, туристический обмен, международную миграцию населения и т.д., то концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находят в ее платежном и инвестиционном балансах, которые дают богатую информацию для анализа.

Из года в год Россия имеет крупное положительное сальдо по счету текущих операций, отражающему расчеты за товары, услуги, а также поступления и выплаты доходов от инвестиций и оплаты труда. В 2000 г. оно составило 46,3 млрд дол., или 19% ВВП (при расчете по обменному курсу). Это означает реальный отток из страны части созданных в ней ценностей, т.к. превышение экспорта над импортом, поступлений над платежами балансируется за счет образования у страны кредитных требований к загранице.

Другими словами, страна кредитует в крупных размерах своих торговых партнеров. Частично это продиктовано экономической целесообразностью, как, например, необходимостью выполнять обязательства по погашению внешнего долга, или наращиванием валютных резервов, хранящихся на счетах и в ценных бумагах других стран, - в 2000 г. они выросли на 14 млн дол. Оправданы во многих случаях вложения денег в приобретение или создание иностранных филиалов российских компаний.

Но нет оправдания с точки зрения интересов нации масштабному бегству капиталов, когда, например, экспортную выручку оставляют за границей и не возвращают в страну. Это способ ухода от налогов, инфляции, отмывания денег и сохранения незаконно приобретенных капиталов. По ряду оценок, в том числе официальных, ежегодный отток за границу капиталов составляет 15-20 млрд дол., или около 11% ВВП, что обескровливает экономику, лишая ее половины фонда накоплений[2] .

Платежный баланс России с огромным активом по счету текущих операций не свидетельствует о рациональности внешнеэкономических связей. Конечно, неприятности сулит и значительное отрицательное сальдо, ибо его приходится покрывать, привлекая из-за границы кредиты и капиталы, т.е. влезая в долги. США, например, имеют хронический пассив по счету текущих операций, т.е. получают из-за рубежа материальных и других благ больше, чем их экспортируют. Благодаря этому они имеют крупные дополнительные ресурсы для внутреннего потребления. Однако при этом накапливается огромный внешний долг, который рано или поздно придется возвращать с процентами. К сожалению, в кредитовании США невольно участвует и Россия, храня резервы в долларах и используя долларовые банкоматы во внутреннем обороте, хотя стране самой нужны деньги для инвестиций и расширения потребления населения.

Прямые и портфельные инвестиции в Россию, как и предоставляемые ей кредиты за все годы реформ значительно уступали вывозу капиталов из страны. И этот печальный факт тормозил восстановление ее экономики, переживающий беспрецедентный за всю историю трансформационный кризис. Кроме того, привлекаемые извне средства расходовались нерационально. По оценке Всемирного банка, только 1/3 кредитуемых им проектов выполняется удовлетворительно. Многие предприятия не смогли получить закупленное в счет кредитов оборудование, т.к. у них не было возможности уплатить из своих средств таможенные пошлины.

Кредиты проедались, закрывали прорехи в федеральном и региональных бюджетах, а портфельные инвестиции носили в немалой степени спекулятивный характер. Поэтому иностранные вложения в развитие реального сектора экономики занимали непропорционально малую долю. Так, сумма накопленных прямых иностранных инвестиций (в основном в ТЭК, в других отраслях, работающих на экспорт, а также в пищевой промышленности и торговле) составила на 1 января 2003 г. 13 млрд дол., что по меркам других стран переходной экономики, например, Китая, Венгрии и Польши, до обидного мало.

5.2. Проблемы урегулирования внешней задолженности

Россия выступает в мировой экономике как страна, на плечах которой лежит крупный внешний долг как бывшего Советского Союза, так и собственный. Но де факто она является кредитором остального мира, поскольку размеры утечки кредитов и капиталов, представленных еще Советским Союзом, правопреемником которого стала Россия, намного перекрывают ее долговые обязательства. Но вернуть эти деньги в полном объеме не удастся. Многие кредиты оказались безнадежными и подлежат полному или частичному списанию. Что касается сбежавших сомнительных по своему происхождению капиталов, то даже при объявлении амнистии трудно рассчитывать на их полный возврат.

Перешедшая к России задолженность бывшего СССР в сумме примерно 68 млрд дол. образовалась в основном в 80-е гг., особенно в их второй половине, когда началась перестройка. Но кроме того, существовала еще возникшая в советские времена задолженность по внешнеторговым сделкам предприятий и организаций в сумме около 35 млрд дол., которая была переведена в разряд государственного долга России. Таким образом, на ее бюджет легли общие обязательства по советским долгам в размере более 100 млрд дол. К этому прибавились собственные долги правительства России после распада Советского Союза, составившие к 2000 г. около 50 млрд дол.[3] , в том числе МВФ и Всемирному банку – 25 млрд. Новые власти, предпринявшие радикальные экономические реформы, пытались с помощью внешних заимствований смягчить остроту негативных социальных последствий перехода к рынку и не задумывались над проблемой обслуживания долга в будущем. Но вскоре она заявила о себе и побудила правительство вступить в переговоры с кредиторами.

Хотя достигнутые с Парижским и Лондонским клубами договоренности о реструктуризации российских долгов принесли некоторое облегчение, обслуживание задолженности оставалось непосильной нагрузкой для экономики. Только за 1994-1998 гг. на это ушло более 34 млрд дол., а в последующие годы ежегодные выплаты составляли 13-14 млрд дол., причем пик приходится на 2003 г., когда пришлось заплатить почти 18 млрд дол.

Внешние заимствования в течение 90-х годов закрывали прорехи в государственном бюджете, а также шли на обслуживание внешнего долга. К ним прибегали в 1998 г. как к спасательному кругу в попытке предотвратить крах валюты и банковской системы. Кредит МВФ в 4,5 млрд дол. был мгновенно истрачен, но обвал курса рубля это не предотвратило.

Тяжесть внешнего долга заставляет российское правительство вести переговоры, связанные с облегчением его погашения. С Лондонским клубом удалось договориться о частичном списании и реструктуризации задолженности коммерческим банкам. Но Парижский клуб не проявил готовности пойти навстречу России и облегчить бремя выплат по правительственным кредитам.

Россия не имела четкой стратегии в вопросах получения новых и урегулирования старых долгов. Как и во времена горбачевской перестройки, так и в последующем с началом радикальных рыночных реформ настоятельная потребность в иностранных кредитах возникала тогда, когда состояние внутреннего рынка и государственного бюджета становилось критическим и казна срочно нуждалась в деньгах. Тут уж было не до размышлений о том, как лучше потратить привлеченные извне средства. Некогда было вспоминать и о том, что долг платежом красен.

Постоянная нехватка денег побуждала российское правительство соглашаться на условия кредитования, которые обязывали заемщика закупать на полученные деньги товары у страны-кредитора. Эти так называемые связанные кредиты создавали дополнительный рынок сбыта и обеспечивали рабочие места для иностранных предприятий, но лишали таких возможностей российских производителей, хотя многие из них могли выпускать сравнимую продукцию по более низким ценам. Кроме того, «связанные кредиты» лишали покупателя преимуществ выбора наиболее выгодного поставщика среди конкурентов, заставляли соглашаться на заведомо завышенные цены и другие невыгодные условия контракта.

Анализ внешних заимствований России за годы реформ приводит к выводу, что вливание в экономику средств извне никак не отразилось на ее росте, хотя у других стран-заемщиков такая зависимость обычно прослеживается. Деньги расходовались главным образом не на создание производственных мощностей, а на текущее потребление. Несмотря на привлекаемые кредиты, производство продолжало сокращаться. Кредитные деньги, за исключением весьма скромных прямых инвестиций, слабо участвовали в развитии экспортной базы страны и ее импортзамещающих производств, а только это и могло обеспечить возврат полученных кредитов.

Доставшиеся России в наследство от Советского Союза требования по предоставленным другим странам кредитам составляют внушительную сумму, однако возврат этих денег оказался более проблематичным, чем можно было ожидать. Кредиты давали государствам-членам СЭВ, а также дружественным странам развивающегося мира, на которые делала ставку советская внешняя политика. Они предназначались как на оплату поставляемого промышленного оборудования и технической помощи, так и (в значительной части) оружия и военной техники. Политические мотивы при этом превалировали над соображениями кредитоспособности получателей и рисками невозврата долга.

В условиях коренного изменения расстановки сил на международной арене после распада Варшавского договора, СЭВ, а затем и СССР, последующего военного и политического ослабления России многие должники не замедлили воспользоваться ситуацией, чтобы отказаться от своевременного выполнения своих обязательств, а то и вовсе потребовать полного списания долга. Большинство из них относилось к бедным и беднейшим странам с хроническим пассивом платежного баланса, которым даже и при желании расплачиваться было нечем. Лишь немногие страны, и среди них в первую очередь Индия, признали долг в полном объеме и погашают его, однако с большим отставанием от первоначально предусмотренного графика. Препятствием к выполнению обязательств со стороны Ливии и Ирака, как известно, стали санкции против этих стран, предпринятые международным сообществом. Помимо значительных просрочек приходится мириться и с тем, что долг погашается не валютой, а на 90% товарами соответствующих стран или различными другими способами.

Будучи уже самостоятельным государством, Россия предоставляла кредиты другим странам СНГ первоначально для покрытия их пассивного сальдо в расчетах с ней. В 1992-1993 гг. размер этих так называемых технических кредитов составил почти 5,3 млрд дол., причем рублевые суммы пересчитывались в доллары по льготному курсу. В дальнейшем эти кредиты были переоформлены в государственную задолженность стран СНГ перед Россией. Кроме того, со второй половины 1993 г. и до начала 2000 г. эти страны получили дополнительных кредитов на 900 млн дол. для оплаты поставок конкретных российских товаров и частично для финансирования просроченной задолженности перед Россией.

В 1998-2000 гг. были урегулированы взаимные кредитные требования и обязательства на основе «нулевого варианта». Дело в том, что многие страны СНГ предъявляли встречные претензии к России в связи с тем, что их валютные счета во Внешэкономбанке были в 1991 г. заморожены (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан), или в связи с арендой военных и других объектов (Казахстан, Белоруссия, Грузия), вывозом с их территории в Россию военной техники (Грузия), ядерного оружия (Украина и Белоруссия). Эти страны также потребовали своей доли в алмазном фонде и заграничной собственности, перешедшей к России по соглашению об урегулировании советского долга.

Если задолженность стран СНГ перед Россией по государственной линии в конце 90-х годов значительно уменьшилась, то перед частными российскими хозяйственными структурами и бюджетными организациями она выросла к началу 200 г. до 5,6 млдр дол. Львиная доля этих долгов связана с экспортом российского газа и электроэнергии и приходится на Украину.

Управление российским внешним долгом и зарубежными активами (главным образом российской собственностью, оцениваемой в 4,1 млрд дол.[4] ) остается одной из актуальных проблем экономической политики. Здесь нужна продуманная стратегия и арсенал гибких средств ее проведения в жизнь. Российское народное хозяйство имеет свой предел внешних заимствований и долговой нагрузки казны. Сумма государственного внешнего долга почти сравнялась с объемом ВВП, тогда как по международным критериям допустимой считается задолженность не более половины ВВП. Превышение предела долговых обязательств, который при здоровом ежегодном экономическом росте в 4-5% находится, видимо, на уровне 100-120 млрд дол., грозит серьезными неприятностями бюджету, внутренним инвестициям, может привести к инфляции, а в конечном счете, к снижению жизненного уровня населения. Одним из главных условий привлечения заемных средств должно стать увеличение инвестиций в развитие конкурентоспособных производств и инфраструктуры, способных повлиять на темпы экономического роста страны и обеспечить доходы, достаточные для обслуживания долга.

5.3. Развитие региональной интеграции

Роль России, как впрочем, и многих других обретших независимость республик бывшего СССР, в глобальной экономике могла бы возрасти при условии прогрессирующий экономической интеграции этих государств. Россия выступает активным сторонником углубления регионального сотрудничества ан постсоветском пространстве. Казалось бы, общность их экономической жизни и тесные взаимные хозяйственные связи в советские годы располагают к этому. О том же свидетельствует и мировой опыт создания региональных интеграционных группировок и зон свободной торговли, которые интенсифицируют торговлю и конкуренцию в пределах региона и тем самым расширяют влияние и возможности соответствующих стран в глобальной экономике.

Удельный вес стран СНГ в общем объеме внешнеторгового

оборота государств содружества, %[5]

Страна

1997

1998

2000

Азербайджан

48

38

21

Армения

41

28

21

Белоруссия

74

69

66

Грузия

57

35

37

Казахстан

45

43

36

Киргизия

53

50

48

Молдавия

70

53

43

Россия

19

22

19

Таджикистан

37

50

64

Туркменистан

60

39

Узбекистан

24

26

Украина

39

44

44

Правда, в современном мире развиваются и дезинтеграционные процессы, чему свидетельство СССР, Югославия и Чехословакия. Однако превалирует противоположные тенденции к экономическому сближению стран, особенно соседних. Формы такого сближения могут различаться по глубине, но тенденция перехода от более рыхлых к более разносторонним и совместно регулируемым формам интеграции очевидна.

Резервы углубления взаимного экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, несомненно, имеются, но остаются нереализованными, что ослабляет конкурентные позиции всей группы стран в мировой экономике. Опросы промышленных предприятий в России показали, что значительная часть их продукции конкурентоспособна не только на российском рынке, но также и на рынках СНГ, частично в Центральной и Восточной Европе и лишь отдельные виды продукции могут соперничать на мировых рынках[6] . По логике вещей, следовало бы использовать возможности отечественного и регионального рынков для роста и укрепления собственного производства и подготовки его к выходу на глобальную арену. Однако, эта логика не работает силу целого ряда причин. Думается, что на первом месте стоит политика участников СНГ, которым порой не достает доверия к России и друг к другу. Они ожидают от запада больше того, что он собирается им дать, и предпочитают западные товары, не считаясь с собственными возможностями оплатить растущий объем импорта. Сказываются также серьезные различия в уровнях развития и механизмах управления экономикой, боязнь политической и экономической зависимости ои России, будущее которой представляется им неопределенным. Россия из-за экономической слабости и отсутствия убедительной концепции собственного развития не стала подлинным ядром интеграционного союза, способным взять на себя основные организационные расходы и обеспечить партнерам достаточно привлекательные преференции. Тормозит дело присущая постсоветским режимам некомпетентность в вопросах внутренней и международной экономической политики, бюрократизм и примитивный национализм. Нужно сказать, что и Запад усматривает в интеграционных намерениях стран СНГ возрождение имперских устремлений России и зачастую пытается противодействовать сближению этих стран.

6. Заключение

Объективный ход истории рано или поздно заставит государства, образовавшиеся после распада СССР, перейти к более глубокому экономическому взаимодействию. Упускать преимущества, открываемые таким сотрудничеством, было бы крайне опрометчиво. Но потребуется время, чтобы политики осознали это и выработали равноправные и взаимовыгодные механизмы интеграции. Видимо, в этом процессе между отдельными странами возникнут разные степени сближения. Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан готовы пойти значительно дальше, чем остальные страны, и в случае успеха, этот пример может стать притягательным для остальных.

7. Список литературы:

1. «Мировая экономика» - учебник – под редакцией А.С. Булатова – М.: ЮРИСТЪ, 2000, с. 703-704

2. «Мировая экономика» - учебник – под редакцией В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой – М.: Флинта, 2000, с. 466-469

3. «Мировая экономика» - учебник – В.К. Ломакин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с. 706-725

4. Журнал «ЭКО», 2003, №9, с. 90-113

5. Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2003. №9, с. 3-12


[1] По данным таможенной статистики на 2002 г.

[2] См.: Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века. С. 52.

[3] Без учета 11 млрд дол. задолженности нерезидентам по внутренним государственным обязательствам (ГКО-ОФЗ и ОВВЗ).

[4] См.: Финансовые известия. 08.04.1999

[5] Источник: Внешняя торговля стран СНГ. Статистический сборник. М., 2002. С. 11.

[6] См.: Вопросы экономики. 2001. №6. С. 46.