Главная              Рефераты - Разное

по теме «Подростковая агрессивность: причины и последствия» - реферат

МОУ Климоуцевская СОШ

Реферат по теме «Подростковая агрессивность: причины и последствия».

Выполнил ученик 11 класса

Шестаков Егор

Преподаватель по обществознанию

Бриканова Ирина Павловна.

2009.г.

Подростковая агрессивность: причины и последствия.

Из всех периодов развития личности человека, пожалуй самым проблемным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст. Подростковый возраст – это период, когда бурно протекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцирует различные отклонения в поведении, проявляющиеся в негативизме, упрямстве, агрессии. В последнее время проблема подростковой агрессии в мировой психологии стала едва ли не самой популярной. И это не мода, а скорее реакция психологов на рост агрессии и насилия во всем мире и особенно в России, что вызывает серьезное беспокойство.

Почти бесконтрольное распространение по всем каналам средств массовой информации низкопробной, сомнительной и морально ущербной продукции, насыщенной сценами насилия и агрессии, формирует в неокрепших душах подростков идеал супермена, постоянно имеющего соперников и смертельных врагов, с которыми необходимо вести беспощадную борьбу. Способы этой борьбы - исключительно физические. Агрессивность в таких "произведениях культуры" рассматривается уже как положительное качество, необходимое "хорошему парню" или девушке в их нелегкой жизни. Американские специалисты, изучающие насилие, пока не готовы делать каких-либо выводов по данной проблеме. Исследование не демонстрирует, что пристрастие к интернету вызывает агрессию, утверждает профессор университета штата Виржиния, Деви Корнелл. Однако, несмотря на это, ранее проведенные наблюдения свидетельствуют, что подростки, играющие в компьютерные игры, которые содержат сцены насилия, более склонны к агрессивным мыслям, чувствам и действиям.

Интернет-зависимость сама по себе остается предметом для дискуссий уже более 10 лет с момента первого упоминания о ней. Некоторые специалисты по психиатрии отказываются признавать существование проблемы, в то время как число центров по реабилитации пациентов страдающих компьютерной зависимостью неуклонно растет.

В рамках нового исследования возглавляемого специалистами из медицинского университета города Каошунг (Тайвань), были опрошены 9405 подростков на предмет их интернет-активности.

Ученые пришли к выводу, что 25% опрошенных мужского пола и 13% женского, страдают интернет - зависимостью.

У 13% лиц женского пола и у 32% от всех опрошенных отмечались симптомы агрессивного поведения, такие как угрозы и причинение вреда другим людям на протяжении последнего года, наравне с 37% интернет-зависимых, имеющих те же симптомы. Подростки самостоятельно черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников: семьи, взаимодействия со сверстниками, СМИ. Проявления агрессии у подростков бесконечны и многообразны их можно описать на девиантное и делинквентное поведения.

ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ - непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений; поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании.

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

Виды делинквентного поведения

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения.

Выводы

Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других. Наконец, особое внимание необходимо уделять социальным навыкам индивидов необходимым для недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также техники самоконтроля.