Главная              Рефераты - Разное

Что вспоминается? Что переполняет душу? О чем говорили и говорим? - реферат


Содержание

Введение

Поэзия и проза. 2

Ценности лицейского образования

Об основах. 3

Об управлении и бюджете. 4

Совершенствование системы управления образовательным учреждением

О детях. 6

Ученический ресурс

Об учителях. 10

Педагогический ресурс

О методике. 18

Обеспечение условий для получения обучающимися высокого качества образования. 18

Результативность образовательного процесса

О ЕГЭ, ГИА и медалях. 20

О талантах. 28

Результаты работы с одаренными детьми. 28

Формирование исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций учащихся

О проектной культуре. 36

Экспериментальная деятельность

«Сокруши в себе ветхого человека». 39

Десятка лучших. 45

Десять фраз о лицее. 45


Введение

Поэзия и проза

«Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и

служат для меня источником лучших наслаждений»
Л. Н.Толстой «Детство»

Прошел год… Для России – это был год Учителя. Для нас – юбилейный год. Нашему Одинцовскому лицею № 10 исполнилось 45.

Что вспоминается?..
Что переполняет душу?..

О чем говорили и говорим?
Конечно, о «Десятом лицее». О прошлом, настоящем и будущем.

Об учителях и учениках. О физике, математике, литературе, информатике… О дружбе и любви, о проблемах, которые нас тревожат, о чувствах. Обо всем, что нам интересно.

Что запомнилось?

Трогательные встречи, улыбки, яркие краски, цветы, музыка, поздравления…

Интеллектуальные победы учеников и учителей. Новые идеи и свершения.

Чем гордимся?

Успехами – их не мало…

Выпускниками – они радуют…

Учителями – они талантливы…

Родителями – они всегда рядом…

Учениками – они «наше все».

О чем мечтали?

О музее. Очень давно. И вот мечта осуществилась.

О новой школе. Лицейская конференция «Научная организация труда школьника – залог успеха в будущем» - первый шаг к реализации мечты. И это вдохновляет…

«И вот уже через блог ученического самоуправления Дека-центр мы выбираем президента лицейского сообщества; через Интернет-педсовет обсуждаем педагогические технологии и компетентности вступаем в дискуссии; на блог-проекте «Лицейская энциклопедия» открыт виртуальный музей лицея. Сайт открыл «двери» нашего лицея – Интернет-града – для всех желающих. Побывать в гостях может любой человек. Несмотря на разницу во времени и языки, мы открыты к общению и сотрудничеству, готовы делиться опытом со всей планетой. Кликните только на левую кнопку мыши www. licey10. odinedu. ru (из эссе участника Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» В. В. Каревой).

От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя…

Ах, лицей, мой, лицей,
Ты - мое отечество,
Никогда до конца не пройти тебя…

(перефразируя Б. Окуджаву)

Ценности лицейского образования

Об основах

«Точкой опоры, ценностью бытия стала новая миссия лицея. Миссия, которую мы сами несем в себе, и которая притягивает людей – образование ради нового качества жизни » (из эссе участника Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» В.В.Каревой).

Логикой развития лицейского образования в 2010–2011 была продиктована задача консолидации учительского, ученического и родительского сообщества для инициации конкурентоспособных решений, поиска новых эффективных моделей образовательного пространства и современных педагогических технологий, где самым ценным станет новый успех каждого ученика и каждого учителя.

Мы экспериментируем, пробуем, вырабатываем методики, опираясь на сложившуюся модель лицейского образования с практикой углубленного изучения технических дисциплин с выделением следующих направлений:

  • математическое,
  • физико-математическое,
  • информационно - технологическое,
  • естественно-научное.

Педагогическое сообщество лицея направлено на реализацию образовательной программы лицея и совершенствование учебно-воспитательного процесса, цель которых достижение высокого уровня социального интеллекта выпускника, его готовности к самостоятельному жизнетворчеству в обществе постоянных перемен.

В 2010-2011 учебном году продолжается работа над новой методической темой - «Реализация интеллектуального потенциала одаренных учащихся через создание технологий опережающего развития», которая соответствует задачам Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и регионального эксперимента «Лицей №10 – базовая школа для учащихся Одинцовского района с повышенным уровнем способностей». Единая методическая тема актуальна для лицея, имеет практическую значимость, сориентирована на повышение уровня профессиональной компетентности учителя и творческого потенциала талантливых учащихся, а таковыми в лицее являются все. Своей основной задачей определяет воспитание человека – мыслителя и творца – умеющего самостоятельно мыслить, ориентируясь на исследовательский путь познания, одержимого жаждой открытий, обладающего лидерскими качествами – важным компонентом будущих достижений одаренной личности.

Об управлении и бюджете

Совершенствование системы управления образовательным учреждением

Расходы на содержание МОУ (тыс. руб. ; %)

Динамика доходов, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг (тыс. руб.)



Приоритетное внимание в 2010/2011 учебном году уделялось проблеме построения системы внутришкольного многоуровневого управления, включая новое направление – финансовый менеджмент.

Основная цель: получение финансового благополучия лицея при наименьших рисках.

Приоритетное внимание в 2010/2011 учебном году уделялось проблеме построения системы внутришкольного многоуровневого управления, включая новое направление – финансовый менеджмент.

Основная цель: получение финансового благополучия лицея при наименьших рисках.

Были определены задачи:

1. Создание механизма информированности финансово – экономического состояния повышающего эффективность расходов бюджетных средств;

2. Расширение образовательной сферы через финансово – экономическую самостоятельность;

В ходе решения задач была сформирована финансово-экономическая группа при Управляющем Совете лицея. Определены функции внутришкольного управления:

- Уровень стратегического управления

В его компетенции мы определили разработку финансово – экономической политики лицея, определение стратегических установок развертывания финансово – экономической политики, а также стратегии повышения квалификации работников в экономических вопросах . Необходимость самостоятельно определять экономическую политику лицея обусловлено увеличением социальной значимости образовательной услуги и шагами жесткого регулирования со стороны государства. В данном направлении было принято решение об изменении организационно – правовой формы МОУ Одинцовского лицея №10 с 01.07.2012 года .Внедрение нового финансового механизма в рамках БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ определит финансово – хозяйственную самостоятельность и право распоряжения средствами. Это позволит принципиально изменить использование бюджетных средств.

- Уровень тактического управления

Второй уровень организационной структуры является уровнем тактического управления. Он ориентирован на разработку и реализацию тактики развертывания финансово –экономической политики учреждения.

Эффективность тактического управления рассматривается по следующим показателям:

1. Переход к нормативно-подушевому финансированию потребовал осуществить перераспределение средств из области неэффективных расходов (_ в Одинцовском районе -28млн. рублей) и увеличить норматив на одного ученика. В 2009 году – 1562 рубля.

Формирование бюджета напрямую будет зависеть от количества обучающихся. Так по количеству учащихся МОУ Одинцовский лицей №10 определен в группу по оплате труда и формирования штатного расписания. Сокращение 4.5ставок технического персонала (в районе 534 ставки) позволило достигнуть оптимального процентного соотношения численности административно – управленческого персонала и обслуживающего персонала как 30:70 и выйти а 01.09.2010 на среднюю заработную плату в 23 тыс 918 рубля

2. Сохранение контингента учащихся.

Показатель наполняемость классов в лицее стабильный и составил в 2010/2011 учебном году 25 человек. Это выше показателя по району (23,39, 23,8). Однако количество учащихся на 1 учителя составляет 13,9 человек, что требует оптимизации с целью эффективного тактического управления.

- Уровень оперативного управления

Уровень оперативного управления, обеспечивающий координацию развертывания экономической политики и осуществление основных функций, связанных с налоговым законодательством.

Осуществление данного уровня управления в этом учебном году реализовался на основе межведомственного взаимодействия:

  1. договорных отношений с МУ «Централизованная бухгалтерия »,
  2. организаций обслуживающих лицейское хозяйство;
  3. осуществления обеспечения безопасности.

ВЫВОД: Создание механизмов находится на начальном этапе, но позволит нам не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации , но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что, безусловно, позитивно повлияет на качество образовательного процесса в лицее .

О детях

Ученический ресурс

В МОУ Одинцовский лицей № 10 обучалось 656 человек. Обучение начинается с

5-ого класса. В основной школе – 510 учащихся, в старшей – 148.

По программам углубленного изучения отдельных предметов обучалось 14 классов – 348 обучающихся:

  • на основной ступени (5-9кл.) – 8 классов – 200 обучающихся;
  • на старшей ступени (10-11кл.) – 6 классов – 148 обучающихся.

По программам расширенного изучения отдельных предметов обучение ведётся в 12 классах основной ступени – 310 обучающихся.

Сохранение контингента учащихся.

Комплектование обучающихся осуществляется на базе 5 – 11 классов. Набор осуществляется весной и летом на свободные ученические места. Для будущих пятиклассников проводится Открытая математическая олимпиада, по результатам которой учащимся предлагается обучаться в лицее.

Диаграмма: динамика численности обучающихся, чел

Вывод: Показатель численности обучающихся вырос в прошедшем учебном году, что свидетельствует о признании качества образования в лицее и в связи с новой экономической ситуацией - переходом на нормативно-подушевое финансирование.

Однако несколько снижен показатель обучающихся 10-11 классов – 146 обучающихся. Данная тенденция имеет место в Одинцовском районе - в расчете на одно образовательное учреждение количество учащихся составляет 58,63 чел. Это сокращение показателя обучающихся 10-11 классов составило 22% за последниие 10 лет.

Диаграмма: Количество девочек и мальчиков

Вывод: В связи с профилизацией лицея и заинтересованностью в изучении технических дисциплин наблюдается тенденция в увеличении количественного состава мальчиков.

* По месту жительства обучаются 30%, из других микрорайонов города и района – 70%.

* Средняя наполняемость классов составляет 25,3 человек, что превышает среднюю наполняемость классов по району (24,4). В 7 классах наполняемость выше нормы на 2 -3 человека, но это не мешает качественному процессу обучения.

* Обучение проводится по 4 направлениям: физико-математическому, математическому, естественно-научному и информационно-технологическому. (Приложение 1)

Диаграмма: динамика численности обучающихся по направлениям.

Вывод: В течение трёх лет наблюдается стабильно высокий интерес к математическому и физико-математическому направлениям, что определено статусом учебного заведения; в последний год возрос интерес к естественно-научному направлению, что объясняется повышением престижа медицинских и биоинженерных профессий.

Приложение 1 Динамика численности обучающихся по направлениям обучения.

Направление обучения

2008/2009

уч. год

2009/2010

уч.год

2010/2011 уч. год

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего классов

25

100%

25

100%

26

100%

В них обучающихся

620

100%

624

100%

658

100%

Классы математического направления

5

20%

6

24%

8

31%

В них обучающихся

130

21%

151

25%

201

31%

Классы физико-математического

направления

11

44%

11

44%

8

31%

В них обучающихся

271

44%

276

45%

207

31%

Классы естественно-научного направления

2

8%

2

8%

4

15%

В них обучающихся

52

8%

52

9%

95

14%

Классы информационно-технологического направления

7

28%

6

24%

6

23%

В них обучающихся

167

27%

145

24%

155

24%

Об учителях

Педагогический ресурс

«Какой же взрослый должен быть рядом? Непременно добрый гений.

Ему под силу привить вкус к серьезной творческой работе, интуитивно почувствовать призвание ребенка, искру страсти, способную разгореться в подлинную гениальность.

Он вместе с ребенком «ловит волну» потока жизни, чтобы оказаться на вершине успеха.

Учительский гений заражает и вдохновляет страстным поиском новых открытий.

Постоянно пробует то, к чему другие не притронулись бы».

(из эссе участника Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» В.В.Каревой).

В концепции «Наша новая школа» много внимания уделяется совершенствованию педагогических кадров и повышению уровня их квалификации, обобщению педагогического опыта. Одной из основных задач лицея стало – создание условий для непрерывного повышения эрудиции и профессионального мастерства учителей, совершенствования их информационной, коммуникативной культуры, компьютерной грамотности, совершенствования диагностической деятельности, умения обобщать и представлять свой опыт.

В 2010/2011 учебном году педагогический коллектив лицея насчитывал 47 педагогов и работал без совместителей.

Педагоги лицея отличаются высокой теоретической и технологической подготовкой, имеют положительный опыт осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе.

Диаграмма: возрастной состав педколлектива, чел.

9

8

24


Вывод: Средний возраст коллектива стабилен на протяжении трёх лет и составляет 44 года, что свидетельствует о высоком уровне креативности, мобильности, продуктивности.

Обеспеченность педагогическими кадрами 100%. Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам, составляет 98%.

Динамика профессионального роста коллектива

Педагогический коллектив лицея представляют 2 Заслуженных учителя Российской Федерации, 1 Заслуженный учитель Московской области, 1 Отличник народного посвящения, 4 Почетных работников общего образования, 1 кандидат педагогических наук.

В этом учебном году продолжалась аттестация учителей, рассматриваемая как один из путей повышения профессиональной компетентности, повышения педагогического мастерства. Эта задача – одна из главных, которая стояла перед коллективом в данном учебном году. Аттестовано за 2010-2011 учебный год 20 человек (42%)

В настоящее время в лицее 45 педагогов имеют квалификационную категорию, что свидетельствует о профессиональном мастерстве педагогического коллектива, способного решать новейшие задачи педагогики.

Динамика изменения квалификационной категории учителей

Вывод: Количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, возросло, что свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве педагогов.

Современные требования к профессиональной компетентности учителя ведут к переосмыслению своей деятельности и к пониманию необходимости постоянного повышения своей квалификации, ориентацию на решение современных задач образования.

В течение 2010/2011 учебного года 29 учителей повысили свою квалификацию и прошли курсовую подготовку.

Диаграмма: Процент учителей, прошедших курсы

Непрерывность профессионального образования членов педагогического коллектива, повышение теоретико-методологического уровня педагогов осуществляется через прохождение курсов повышения квалификации в МГОУ, ПАПО, ЦПК «Развитие образования», на кафедрах вузов-партнёров. Работа по формирования педагогического профессионализма учителя ведётся совместно с отделением дистанционного обучения МГУ в рамках педагогического фестиваля «Первое сентября». Повышался и уровень педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Курсы по совершенствованию информационных технологий прошли 3 педагога, необходимо

Следует отметить, что количество педагогов, уверенно пользующихся компьютером возросло.

Диаграмма: Овладение педагогами компьютером

Педагоги лицея активно используют ИКТ на уроках и во внеурочное время с целью активизировать познавательную активность учащихся.

Диаграмма: Использование ИКТ в образовательном процессе

Вывод: Проблема организации уроков с использованием Интернет-технологий должна остаться приоритетной, так как использование современного технического оснащения, Интернета является средством повышения активности учащихся, работает на усиление эффективности урока, а это задачи первостепенной важности.

Активизировалась работа по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в конкурсах профессионального мастерства, что послужило основанием для выдвижения на награждение и материалом для составления портфолио профессиональных достижений учителей.

В 2010/11 учебном году проведены:

- зональный семинар для заместителей директоров по УВР по теме: «Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности ОУ», на котором администрация и учителя лицея представили свой опыт формирования ключевых компетентностей у учащихся средствами технологии проектного обучения, исследовательских технологий, ИКТ- технологий, медиатехнологий, технологий дистанционного обучения и методы визуализации информации (интеллект-карты), технологии портфолио. Учителя лицея поделились опытом создания электронного портфолио профессиональных достижений, а также алгоритмом создания блога-портфолио и опытом организации проектной и исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурса, в т.ч. международных Интернет-проектов;

- в ноябре 2010 года на базе лицея прошел Всероссийский семинар директоров: «Информационные технологии в управлении инновационными процессами в ОУ»;

- международный круглый стол с делегацией из Монголии «Опыт и перспективы работы с одаренными детьми»;

- педагоги лицея Стрельникова И.А., Радаева О.В.проводили курсы для коллег из района, что свидетельствует об их высоком профессиональном мастерстве.

Таблица 1. Результативность участия учителей в профессиональных конкурсах, обобщения и распространения собственного педагогического опыта в 2010/2011 уч. году

Ф.И.О. учителя

Название конкурса (конференции, курсов, семинаров, мастер-классов)

Результат

Дибижева Л.Ю.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Диплом за предоставление своего педагогического опыта

Дибижева Л.Ю.

Всероссийский съезд учителей физики в МГУ

участник

Годына Г.В.

IX Международный конкурс работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

Грамота за активное участие

Годына Г.В.

Вторая областная научно-практическая конференция «Юный исследователь». Научный центр Черноголовка

Благодарность за подготовку 2 участников

Горчилина М.О.

VII научно-практическая конференция ОГИ «Роль молодежи в будущем России: социально-экономический и образовательно- культурный аспекты»

Благодарственное письмо за активное участие

Маслова Т.Ф., Павлова Н.А.

Всероссийская научно-методическая конференция «Слово-образ-текст-контекст»

Опубликованы 2 работы: «Совесть как духовно-философская категория в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Иллюстрируя сны Раскольникова»

Павлова Н.А.

Научно-практическая межрегиональная конференция «Современные направления филологического образования в школе»

Доклад «Формирование навыков осознанного письма»

Павлова Н.А.

ПНПО

грантополучатель

Иванова С.В.,

Стрельникова И.А.

Федерация «Образование нового поколения». Открытое первенство инно вационных школ «Дельта Плюс»

Благодарности за подготовку победителей первенства по математике среди 6-8 классов

Стрельникова И.А.

Чтение курса лекций в ЦПК «Развитие образования» для учителей математики»

Тема: «Методические подходы при подготовке учащихся к ЕГЭ»

Радаева О.В.

Чтение курса лекций в ЦПК «Развитие образования» для учителей химии и биологии (36 ч)

Приказ УО. Тема: «Методические подходы по формированию системы работы учителей химии и биологии с одаренными детьми»

Радаева О.В.

Семинар для учителей химии

Тема: «Решение каверзных задач по химии, уровень «В» и «С».

Радаева О.В.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Диплом за предоставление своего педагогического опыта

Середина И.В.

Конкурс методических разработок по изобразительному искусству «Педагогическая палитра»

Участник

Середина И.В.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Диплом за предоставление своего педагогического опыта

Середина И.В.

Благотворительный фонд содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто». Международный Баховский фестиваль «От Рождества до Рождества»

Благодарность ха творческий вклад и воплощение идеи фестиваля

Мавродиева А.М.

Районный конкурс блогов школьных учителей «Я – учитель своего времени»

3 место в номинации «Индивидуальный блог»

Назарова О.В.

«Педагогическая ассамблея» в Одинцовском муниципальном районе

Мастер-класс

Администрация лицея,

Зорина Е.А., Назарова О.В., Горчилина М.О., Мавродиева А.М.

Назарова О.В.,

Ковалева О.А.

Районный семинар для зам. директоров по УВР

Тема: «Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности»

Зорина Е.А.

Международный круглый стол «Опыт и перспективы работы с одаренными учащимися» (с делегацией Монголии)

Открытый урок «Изучение массивов в программировании с использованием интерактивных средств мультимедиа»

В течение многих лет учителя активно участвуют в профессиональных конкурсах и в настоящее время в лицее работают 1 учитель – лауреат Международной Соросовской Программы Образования в области точных наук (ISSEP); 6 учителей – лауреаты конкурса «Педагог года» и 2 победителя; 4 лауреата и 1 победитель конкурса «Самый классный классный», 1 победитель конкурса «Молодой учитель года». Победителями Приоритетного национального проекта «Образование» стали 2 педагога, обладателями гранта Губернатора Московской области 9 членов педагогического коллектива.

Вывод: Уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива высокий, что благоприятно влияет на решение задачи развития личности ученика и является основой для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми.

О методике

Обеспечение условий для получения обучающимися высокого качества образования

Основными направлениями деятельности на достижение нового качества образования стали:

-совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, повышение эрудиции

и профессиональной компетентности в организации, проведении и обеспечении

образовательного процесса;

- выполнение рекомендаций по оснащению учебного процесса и оптимальных

требований к материально- техническому обеспечению;

- активное вовлечение учащихся в различные организационные мероприятия для

реализации их интеллектуального потенциала.

Для этого были использованы следующие формы организации методической работы, всего 55 в течение года:

В 2010-2011 учебном году на тематических педсоветах обсуждались следующие темы:

1. «Лицейские образовательные достижения – фактор стабильности и инновационного развития»

2. «Адаптация 5-ов к условиям лицейского образования».

3. «Адаптация учащихся 10-х классов к условиям лицейского образовательного процесса»

4. «Педагогические компетентности учителя «Нашей новой школы».

Тема профессиональных компетентностей учителя обсуждалась в сети Интернет на сайте лицея, где учителя показали к тому же высокий уровень владения ИКТ-компетентностью.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей является участие в заседаниях научно-методических советов , которые были посвящены актуальным темам и были связаны с методической темой лицея:

1. «Образовательные технологии в системе работы с интеллектуально одаренными учащимися»

2. « Открытая олимпиада как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся»

3. «WEB – блог учителя как средство общения участников образовательного процесса»

4. Профессиональные компетентности педагога в работе с одаренными учащимися

5. «Дистанционная поддержка работы с одаренными учащимися»

6. «Разработка программы проведения Дня науки»

В работе Научно-методического совета отразился тот комплекс вопросов, который позволил системно и эффективно решать проблемы и задачи, стоящие перед лицеем. Результатами работы НМС можно считать:

1. Создание в лицее новых методических структур – Консультативного центра для подготовки учащихся к олимпиадам и Тьюторского совета.

2. Функционирование программ «Школа будущего пятиклассника», «Открытая математическая олимпиада», заложены основы программы «Интернет-школа» для дистанционного сопровождения одаренных учащихся.

3.Эффективную работу Научного лицейского общества «Прометей».

4. Введение новой традиции - проведение Дня науки для учащихся 5-8 классов.

5. Совершенствование УВП.

6. Изменение лицейской инфраструктуры, в т.ч увеличение компьютеризированных рабочих мест учителей.

В 2010/2011 году в лицее работало 8 предметных кафедр: лингвистическая, физико-математическая, филологическая, искусствоведческая, естественно-научная, обществоведческих дисциплин, информационных технологий, воспитательных технологий. Деятельность кафедр строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на решение проблемы реализации интеллектуального потенциала одаренных учащихся и развитие исследовательских способов деятельности.

В течение учебного года продолжалось внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. Учебные кабинеты оснащались интерактивным оборудованием, компьютерными и ИКТ- средствами, электронные библиотеки кабинетов пополнились новыми ЦОР. Повысили свою квалификацию в сфере использования информационно-компьютерных технологий 18 учителей. Руководителями предметных кафедр сформированы каталоги информационных ресурсов Интернет в кабинетах. В 19-ти из 27-ми кабинетов созданы проекты развития учебных кабинетов как научно-методических центров, конференц-залов, учебно-исследовательских лабораторий, художественной мастерской. Современно оснащенные кабинеты позволили активизировать учебный процесс, организовать деятельностный подход к процессу обучения, повысить качество урока.

Результативность образовательного процесса

О ЕГЭ, ГИА и медалях

Уровень абсолютной успеваемости за последние 5 лет стабильный и составляет 100%.

Уровень качественной успеваемости за последний учебный год составил:

- по лицею в целом – 66%

- на II ступени обучения – 67%

- на III ступени обучения – 64%

В динамике уровень качества знаний представлен на диаграмме.

Диаграмма: динамики качественной успеваемости по лицею в целом

Вывод: наблюдается стабильно высокое качество знаний* по всем показателям. Объясняется это тем, что лицей продолжает работу в новом статусе – базовая школа для учащихся с повышенным уровнем способностей, благодаря чему высока ценность получения качественного образования. Каждый 3-й учащийся в лицее обучается на «4» и «5».

* качество знаний - % учащихся, обучающихся на «4» и «5».

Диаграмма: качество знаний в Одинцовском лицее №10 в сравнении с районным и областным показателем

Вывод: в 2010/2011 учебном году по всем предметам, кроме химии выпускники лицея показали более высокие результаты ЕГЭ по сравнению с районными и областными показателями

Результаты ГИА

Уровень качества знаний по программам углубленного уровня на II ступени обучения представлен на следующей диаграмме:

Диаграмма: динамика качества знаний выпускников 9 классов

Вывод: анализ уровня образовательной подготовки выпускников 9-х классов по программам углубленного изучения в динамике за последние три года показывает оптимальный и допустимый уровень качества обучения.

В 2010/2011 учебном году 98 учащихся 9-х классов сдавали экзамены по русскому языку и алгебре в новой форме, из них 95 выпускников сдали экзамен по алгебре на «4» и «5», 82 выпускника по русскому языку на «4» и «5».

Процент качества в результате независимой экспертизы составил:

- по алгебре - 97%

- по русскому языку – 85%

- углубленные предметы – 88%

Класс

Рус. яз.

Алгебра

Биология

Информатика

Физика

83

92

96

83

96

70

88

100

100

88

100

68

итог

85

97

96

100

69

Диаграмма качественных результатов ГИА

и экзаменов по предметам углубленного уровня

Вывод: результаты независимой внешней экспертизы подтверждают высокий уровень качества знаний выпускников 9-х классов по русскому языку и математике; уровень освоения программ по предметам, изучающимся углубленно, соответствует оптимальному уровню.

В течение трех последних лет государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов по русскому языку и математике проводится в новой форме. В 2010/2011 учебном году независимость внешней оценки стала еще более прозрачной, благодаря новым правилам проведения ГИА. Результаты внешней оценки в динамике следующие:

Диаграмма результатов ГИА в динамике за 3 года

Вывод: по математике наблюдается стабильное повышение результатов (за последний год на 3%), что объясняется планомерной последовательной подготовкой выпускников 9-х классов к новой форме аттестации и психологической готовностью учащихся к такого рода испытаниям; по русскому языку – 15%-ный спад за последний год тщательно проанализирован и намечены пути оптимизации.

Количество выпускников 9-х классов, получивших аттестаты с отличием:

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

2010/2011

4%

11%

6%

12%

9%

В 2010/2011 учебном году аттестаты особого образца получили 9 выпускников 9-х классов.

Результаты ЕГЭ

В 2011 году Одинцовский лицей №10 в шестой раз стал участником ЕГЭ как независимой экспертизы качества знаний.

Всего в 2011 году в ЕГЭ участвовало 46 выпускников 11-х классов.

Результаты представлены в таблице:

Предмет

Кол-во выпускников, участвовавших в ЕГЭ

Минимально

допустимый балл

Миним. балл

Макс. балл

Средний балл

Русский язык

46

36

52

92

71

Математика

46

24

34

94

62

Информатика

5

40

62

73

67

Биология

2

36

61

65

63

Литература

1

32

62

62

62

Обществознание

26

39

48

83

64

Химия

3

32

52

72

55

Английский язык

17

20

32

94

70

История

10

30

36

70

58

Физика

15

33

33

98

61

География

1

35

94

94

94

Диаграмма «Средний, минимальный и максимальный балл за ЕГЭ

7 учащихся, набрали 90 баллов и выше, в т.ч. Гольмаков А. получил более 90 баллов по 3-м предметам ( в прошлом году 3-е учащихся):

Гольмаков Антон русский язык 92 балла, математика 94 балла, физика 98 баллов;

Соломко Луиза русский язык 92 балла;

Ренжина Влада русский язык 90 баллов;

Зорин Никита английский язык 94 балла;

Мазаева Анна английский язык 90 баллов;

Зарубин Максим физика 90 баллов;

Устюхина Анна география 94 балла.

Диаграмма результатов ЕГЭ по предметам в сравнении с прошлым учебным годом

Вывод: Лучшие результаты ЕГЭ выпускники показали по русскому языку (71 балл) и английскому языку (70 баллов); наименьшие результаты показаны по химии (55 баллов). В сравнении с прошлым учебным годом повысились средние результаты по предметам: русский язык на 3 балла; математика на 5 баллов; английский язык на баллов; обществознание на 2 балла; литература на 1 балл, физика 4 балла. Понизились: по информатике на 6 баллов; по биологии на 5 баллов; по химии на 12 баллов.

Количество выпускников 11-х классов, награжденных медалями

Всего отличников по лицею в 2010/2011 учебном году – 99 учащихся, что на 13

учеников больше, чем в прошлом учебном году.

О талантах

Результаты работы с одаренными детьми

«Верю, одаренность никогда не впадет в кризис,

Если она работает не только на себя, но и на общество».

(из эссе участника Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» В.В.Каревой).

Система работы с одаренными учащимися в лицее включает в себя следующие компоненты:

- диагностика одаренности,

- работа в рамках «Программы интеллектуально-творческого развития»,

- экспериментальная работа по теме: «Лицей №10 – базовая школа для учащихся с повышенным уровнем способностей» и разработка инновационных программ и курсов;

- формы и методы работы с одаренными учащимися: подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня, дистанционная подготовка к олимпиадам, проектная и учебно-исследовательская работа учащихся в рамках НЛО «Прометей», подготовка учащихся к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня, проведение семинаров-тренингов для одаренных детей;

- психолого-педагогическая поддержка одаренных учащихся;

- работа с родителями талантливых детей (консультации, конференции, партнерские отношения и научное руководство в разработке программ развития лицея);

- дополнительное образование: факультативные курсы и курсы в рамках платных дополнительных услуг.

Это направление работы в лицее является приоритетным, т.к. мы работаем в режиме регионального эксперимента.

Результаты работы системы следующие.

  1. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников

Реализуя программу «Интеллектуально-творческого развития учащихся» педагогический коллектив лицея комплексно проводит огромную работу по подготовке учащихся к предметным олимпиадам различного уровня.

В лицее сформирована и постоянно пополняется электронная база данных обучающихся – претендентов на участие в лицейском и муниципальном этапах олимпиады, начиная с 5-го класса.

Психологом лицея Кукариной О.В. по адаптированной и модифицированной методике А.Е.Голомштока и Е.А. Климовой проведено исследование интересов и способностей у учащихся вновь сформированных в этом учебном году 5-х классах. Были выявлены учащиеся, проявляющие особый интерес к изучению определенных предметов. Разработаны методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся при подготовке к лицейскому и муниципальному этапам олимпиады. На сайте лицея открыта «Страничка психолога».

Разработаны планы подготовки к лицейскому этапу олимпиад, для подготовки к муниципальному этапу, спроектированы индивидуальные маршруты подготовки для каждого учащегося потенциального победителя или призера, начиная с 6 класса.

Создан Консультативный центр из числа учителей, наиболее успешно работающих с одаренными учащимися. Консультативный центр объединяет высококвалифицированных, творческих и инициативных учителей.

Учителями лицея Годыной Г.В., Горчилиной М.О., Полянской В.И. разработаны задания надпредметного уровня для проводимых в этом учебном году семинаров-тренингов по подготовке к муниципальному туру олимпиад. Годына Г.В., Бабаева Н.В., Стрельникова И.А., Дибижева Л.Ю., Радаева О.В., Назарова О.В. спроектировали индивидуальные программы для подготовки к региональному этапу олимпиад, в которых образовательные технологии, методики и формы занятий объединены в методическую систему и способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся с наивысшими способностями. Наилучший результат этого года у Дибижевой Л.Ю. и Радаевой О.В. – 2 призера областного тура по физике.

В 20010/2011 учебном году учащиеся лицея принимали участие в 19 предметных олимпиадах: 53 призовых места, из них 13 победителей и 40 призеров.

Всего приняло участие – 174 учащихся (27%) (в прошлом году 139 – 22%).

Всего победителей и призеров – 53 чел. (8% от общего числа обучающихся), каждый 4-й лицеист стал победителем или призером ( в прошлом учебном году – каждый 3-й).

В областном этапе приняло участие – 12 чел., призеров – 2 чел. ( по физике). Эффективность участия = 20% (каждый 5-й)

По количеству призовых мест на муниципальном этапе лицей в 2010/2011 учебном году вышел на 2 место в районе с эффективностью участия 30% ( в прошлом году – 35%).

* Эффективность участия= кол-во призеров_в лицее___________

общее количество участников в лицее

Приложение 2 Результативность участия в муниципальном этапе олимпиад в сравнении с прошлым годом.

предмет

Эффективность

участия по предметам

2011г/2010г

Кол-во

победителей

2011г/2010г.

Кол-во призеров

2011г/2010г

математика

28% 20%

2/1

9/4

физика

40% 25%

2/3

4/1

география

44% 33%

2/2

2/3

информатика

100% 33%

2/1

2/-

литература

6% 0%

-/-

1/-

обществознание

14% 71%

-/-

1/5

экономика

0% 33%

-/-

-/-

Физическая культура

16% 50%

-/-

1/3

ОПД и ПЗ

0% 100%

-/-

-/1

ОБЖ

29% 67%

1/-

1/2

Английский язык

50% 78%

-/1

4/6

история

27% 83%

2/-

1/5

право

33% 17%

-/-

2/1

Русский язык

10% 27%

-/-

1/3

МХК

100% 100%

-/1

1/-

химия

20% 60%

1/-

-/3

биология

83% 29%

1/-

9/4

астрономия

33% -

-/-

1/-

экология

0% -

-/-

-/-

технология

0% -

-/-

-/-

Духовное краеведение Подмосковья

- -

-/-

-/-

Эффективность участия в муниципальном туре олимпиад по предметам


Положительная динамика участия по следующим 8-ми предметам: математика, физика, география, информатика, право, биология, литература, астрономия.

Отрицательная также по 8-ми предметам: обществознание, экономика, основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний, ОБЖ, английский язык, история, русский язык, химия.

Вывод: эффективность участия в олимпиадах районного и регионального этапов по сравнению с прошлым годам несколько упала, основной причиной этого факта стало то, что

· подготовка к олимпиадам по некоторым предметам ведется не непрерывно, а активизируется только перед проведением олимпиад;

· недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней стадии одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимается во внимание уровень личностного развития учащихся, их готовность к участию в интеллектуальных состязаниях;

· недостаточна работа по обеспечению высокой мотивации учащихся и родителей, нацеливающей на высокие результаты;

· в старших классах одаренные учащиеся предпочитают в дни проведения олимпиад посетить курсы, организующиеся в ВУЗах и необходимые для их поступления в оные;

· учителя используют интеллектуальный потенциал одних и тех же одаренных учащихся по всем предметам, вместо того, чтобы последовательно и системно выявлять талантливых детей по своему предмету и организовать для большего количества учащихся индивидуальный маршрут подготовки к интеллектуальному состязанию;

· не достаточно организована психологическая поддержка некоторых учащихся с высоким интеллектуальным потенциалом, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях.

Следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию обучения, так и во внеурочное время через индивидуальную работу и дистанционное консультирование.

Результативность участия в районных олимпиадах за 3 года

Результативность участия в муниципальном туре олимпиад за 3 года

год

Кол-во учащихся,

принявших участие

Количество победителей

Кол-во призеров

Эффективность участия

2008/2009

87 (14%)

7

11

21% (каждый 5-й)

2009/2010

139 (22%)

9

42

37% (каждый 3-й)

2010/2011

174 (27%)

13

40

30% (каждый 4-й)

Всего за 3 года подготовлено 29 победителей муниципального тура олимпиад и 93 призера.

Результативность участия в региональном этапе олимпиад за 3 года

год

Кол-во учащихся,

принявших участие

Кол-во призеров

Эффективность участия

предметы

Ф.И.учащихся

2008/2009

14

3 (победитель – право, призер – история, призер - математика)

21%

(каждый 5-й)

История и право

Математика

Бойко К., 11 кл

Недоступ А., 11кл.

2009/2010

19

3

16%

(каждый 6-й)

Физика

Англ.яз.

МХК

Ливинский В., 9кл

Крючкова А. , 11 кл

Иванова М., 11 кл.

2010/2011

10

2

20%

(каждый 5-й)

Физика

физика

Гольмаков А., 11 кл.

Ливинский В., 10кл.

В текущем учебном году Гатиятов Тимур (8 класс) стал победителем дистанционной олимпиады по географии на сайте «Всероссийская олимпиада школьников» МГОУ и стал самым младшим участником.

За последние 3 года подготовлено 17 победителей и призеров регионального уровня, 5 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, истории, праву, английскому языку, географии, биологии, мировой художественной культуре, литературе.

  1. Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Результативность участия в районных интеллектуальных конкурсах

Вывод: в 2010/2011 учебном году упала результативность участия в районных конкурсах, но возросла активность участия в интеллектуальных конкурсах регионального и Всероссийского уровня, о чем свидетельствует информация из Таблиц 2 и 3.

Результативность участия в зональных, областных, Всероссийских и международных конкурсах

В 2009/2010 уч. году – 3 лауреата первой премии

В 2010/2011 уч.году – 11 победителей и призеров (подробная информация в следующей таблице).

Таблица 2. Результативность участия в зональных, областных, Всероссийских и Международных интеллектуальных конкурсах в 2010/2011 учебном году

Название конкурса (олимпиады)

Результат

Олимпиада МЭСИ по русскому языку , вошедшая в официальный перечень олимпиад школьников (приказ Минобрнауки №1162 от 16.11.2010г.)

1 призер заключительного этапа, 3 призера отборочного тура

Олимпиада МЭСИ по обществознанию

2 призера заключительного этапа, 4 призера отборочного тура

Олимпиада МЭСИ по математике

1 призер заключительного этапа, 4 призера отборочного тура

Открытое первенство инновационных школ по математике «Дельта плюс» Федерации «Образование нового поколения» автономной некоммерческой организации «Образовательный форум»

2 победителя личного первенства, команда лицея -- победитель в командном первенстве

Всероссийский конкурс «Цифровой мир»

1 участник

Благотворительный фонд содействия развитию

муз. Культуры «Бельканто» и II Международный Баховский фестиваль

2 победителя 7 призеров

IX Международный конкурс работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

4 призера

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Опубликовано 5 работ

Вторая областная научно-практическая конференция «Юный исследователь». Научный центр Черноголовка

2 участника

Олимпиада ОГИ «Самый грамотный ученик - 2011»

1 победитель – Борисова А.5а, 60 участников

Международный конкурс сетевых проектов «Think Quest» создание сайта «Стань умнее!»

6 участников

Олимпиада «Ломоносов – 2011»

5 участников

Олимпиада «Молодежный общественный лидер»

8 участников, Зелинский А.10в приглашен во 2-й тур

Олимпиада «Покори Воробьевы горы» по истории и обществознанию

4 участника

Дистанционная олимпиада по географии на сайте «Всероссийская олимпиада школьников» МГОУ

1 победитель – Гатиятов Т. 8г

Таблица 3. Результативность участия в международных и Всероссийских конкурсах за 3 года.

Название конкурса

год

Кол-во победителей/призеров

Межрегиональная заочная физико-математическа олимпиада

2008-2010

2/15

Международный игровой конкурс «Золотое руно»

2010

2011

1 место в России (1 учащийся) Галушкина М.

1 место в России (3 учащихся – Барабанова Т., Поликарпова К., Рзаев И.

Международный игровой конкурс «Кенгуру»

2008

2009

2010

18 место в регионе

2 место в регионе

14 место в регионе

Международный игровой конкурс «Британский бульдог»

2008

2009

2010

10 место в регионе

17 место в регионе

66 место в регионе (5 класс)

Международный игровой конкурс «Русский медвежонок»

2008

2010

50 место в регионе

25-27 место в регионе (10класс)

Международный игровой конкурс «ЧИП»

2011

122-134 место в регионе (8 класс, Гатиятов Т.)

Международный игровой конкурс «КИТ»

2009

2010

9 место в регионе (5кл. Волков К.; 16 место в регионе Филатов С. 8кл)

57 место в регионе (10 кл. Забродин А. Прибыльский)

Конкурс на лучший проект «Юный исследователь» МГОУ

2009

2 работы опубликованы

Районный конкурс «Интеллектуальный марафон»

2011

2 место

Московский международный форум «Одаренные дети»

2008

2009

2010

-/1

1/-

-/1

Шестой Международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку «Арт город», инициированный Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО

2009

2010

-/2

1/1

Московский конкурс японского языка среди школьников СНГ – 2010

2010

1/-

Благотворительный фонд содействия развитию

муз. Культуры «Бельканто» и II Международный Баховский фестиваль

2011

2/7

IX Международный конкурс работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

2011

-/4

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

2008-2011

Опубликовано 7 работ

VII Международная Олимпиада студентов и школьников «Эрудиты планеты – 2009», инициированный Российским комитетом по регистрации рекордов планеты

2008

110 учащихся получили сертификат участников

Московский Международный Молодежный Фестиваль «Ритмы юности», инициированный Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Молодежным просветительским обществом «Духовное наследие»

2009

1 победитель, 2 лауреата

Одним из условий реализации способностей учащихся, их высокого интеллектуального потенциала является ежегодное участие в Международных игровых конкурсах.

В математическом конкурсе «Кенгуру» в прошедшем учебном году участвовало 257 учащихся (230 учащихся в прошлом году).

«Британский бульдог» - всего 170 учащихся (141 учащийся в прошлом году)

«Русский медвежонок» - всего 216 учащихся (237 учащихся в прошлом году)

«КИТ» - 45 учащихся (85 учащихся в прошлом году)

«Золотое руно» -107 учащихся (38 учащихся в прошлом году)

«ЧИП» - 95 учащихся

Лучший результат участия в игровых конкурсах на региональном уровне – в конкурсе «Золотое руно» (1 место в России) и в математическом «Кенгуру» -- 14 место в регионе. Наибольший интерес ребята проявляют к конкурсам «Русский медвежонок» и «Кенгуру», сократилось в половину число участников конкурса компьютерных технологий «КИТ».

За последние 3 года 9 учащихся стали обладателями стипендии Губернатора Московской области за особые заслуги в учении и спорте.

Стипендиаты Губернатора Московской области

Иванова Мирра Мария

Крючкова Василина

Ливинский Всеволод

Бойко Константин

Денисов Евгений

Кузьмин Кирилл

Яровой Сергей

Бойко Константин

Карась Юрий

Формирование исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций учащихся

О проектной культуре

С каждым годом возрастает ценность людей, способных создавать новое, а значит, повышается актуальность изучения самого процесса создания продукта, технологий создания инноваций. Этим целям служат проектные и исследовательские методы и индивидуальная работа учителей по поддержке проектной и исследовательской деятельности учащихся (коучинг), которая успешно проводится в лицее уже более 15 лет.

Благодаря сформированной учителями различной предметной мотивации и инициации самообучения для учащихся, продолжает активно функционировать научное лицейское общество (НЛО) «Прометей», в котором в 2010/2011 учебном работало 9 секций:

Лингва (секция английского языка) – руководитель Никитенкова Л.А.

Алтригар (секция математиков и физиков) – руководитель Трушенкова Г.М.

Любители словесности – Павлова Н.А.

Программирование – зеркало разума – Зорина Е.А.

Содружество (секция ИЗО, черчения, технологии, физической культуры) – Рыхленок Ю.Г.

Бионика - Осипова О.А.

Знатоки истории – Горчилина М.О.

Географ – Назарова О.В.

Проекты – Радаева О.В.

Секция «Проекты» была организована в этом учебном году кандидатом педагогических наук Радаевой О.В.

В течение учебного года было проведено 2 научно-практические конференции для учащихся:

· мини-конференция для учащихся 5-8 классов – День науки (январь;

· НПК старшеклассников «Калейдоскоп бесценных знаний» (февраль).

Сформирован электронный банк исследовательских тем НОУ.

В работе Малой академии наук на II мини-конференции в январе 2011 года приняло участие 65 учащихся , представлено 56 работ.

На НПК «Калейдоскоп бесценных знаний» для старшеклассников в феврале с публичной защитой выступили 80 учащихся, подготовлено 59 работ.

Всего в 2010/2011 учебном году к публичной защите было представлено 123 работы, 167 учащихся приняли участие в заседаниях секций НОУ.

На лицейских НПК 20 работ были признаны лучшими и рекомендованы для участия в окружной конференции МНОО «Луч».

Результативность участия в окружных научно-практических конференциях

Эффективность участия в окружной НПК – 75% ( в прошлом году – 50%).

Эффективность участия в работе практико-ориентированной секции «Проект» - 25% (в прошлом году – 12%).

Всего в 2010/2011 учебном году в работе секции «Проект» окружной научно-практической конференции МНОО «Луч» от лицея представлено 4 работы, приняли участие 9 учащихся.

Диаграмма сферы интересов

Вывод: активная сфера интересов учащихся и педагогов не меняется на протяжении 3-х лет и располагается в следующих областях знаний (гуманитарная область, естествознание, информационные технологии)

Реализуя программу интеллектуально-творческого развития, учителя лицея создают условия для участия в конференциях областного, Всероссийского, международного уровня.

Так Годыной Г.В. инициировано участие 5-классников Питикина М. и Петрусовой А. во II Областной конференции научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся «Юный исследователь» в г.Черноголовка.

Участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» обеспечено учителями:

-Радаевой О.В. – исследовательская работа по физике Гуриненко А. «Свойства мыльных пузырей», работа ЧернегиА. И Хлопунова М. 8г – «История одного самолета: Ла-5», исследование Павловой И. 11а «Аспирин – «за» и «против»»;

-Дибижевой Л.Ю. – исследование по физике Зелинского А. и Кравцова А. «Радиация и жизнь»;

- Серединой И.В. – проектная работа по технической графике Семеновой Ю 9в «Интерьер и обустройство актового зала лицея».

- под руководством Мавродиевой А.М. 6 разновозрастных участников приняли участие в Международном конкурсе сетевых проектов «Think Quest» создание сайта «Стань умнее!».

Руководителями секций НЛО выявлены следующие успехи:

- большинство работ представляют собой самостоятельные исследования по темам, выбранным в соответствии с возрастом и уровнем знаний учащихся;

- по содержанию проектные и исследовательские работы наряду с монопредметными отличаются метапредметностью, поднятые проблемы затрагивают несколько областей знаний;

- учебные исследования учащихся и их оформление в основном соответствуют требованиям, а именно – сформулирована цель исследования, определены задачи исследования, объект и предмет исследования, выдвинуты гипотезы, представлены собственные данные, полученные в результате исследования, работы завершаются самостоятельными аргументированными выводами, в которых излагаются результаты исследования, т.е. учащиеся владеют методами решения творческих , проектных и исследовательских задач, простыми формами статистического и экономического анализа.

По результатам работы секций НЛО сделаны следующие выводы:

· повысился интерес к исследовательской деятельности у обучащихся, в текущем учебном году увеличилось на 20% число участников научно-практических конференций;

· растет эффективность участия в окружной научно-практической конференции;

· активная сфера интересов учащихся и педагогов продолжает находиться в гуманитарных областях знаний;

· позитивным моментом в проектной деятельности стало привлечение к сотрудничеству родителей.

Экспериментальная деятельность

«Сокруши в себе ветхого человека»

«В театре школьной жизни – новый режиссер.

Ты (учитель) маститый актер, знаешь досконально свою роль,

реплики партнеров, помнишь место на сцене,

где сейчас должен находиться, произносишь заученные слова

с правильной интонацией и паузой…

А режиссер (ученик) тобой недоволен: «Перемен, хочу перемен!»

(из эссе участника Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» В.В.Каревой).

Программа регионального эксперимента «Лицей №10 – базовая школа для учащихся Одинцовского района с повышенным уровнем способностей» реализуется в лицее 3-й год.

Целью нашей экспериментальной деятельности является:

- развитие системы личностно-ориентированного образования учащихся как условия формирования личности с высоким уровнем интеллекта;

- формирование системы социально- психологической поддержки и защиты одаренных учащихся;

- формирование интеллектуальной элиты района;

- достижение высоких результатов в связи с участием во Всероссийских конкурсах и Всероссийских олимпиадах.

Целью текущего этапа экспериментальной деятельности является апробация технологий работы с одаренными учащимися.

Результаты этого года следующие.

· Функционируют программы «Школа будущего пятиклассника», «Открытая математическая олимпиада», «Создание сетевых сообществ образовательной направленности», ведется планомерная работа по формированию программы «Интернет-школа» для дистанционного сопровождения одаренных учащихся.

· Разработана программа учебного курса «Эвристическая математика» Назаровой О.В., «Логико-психологические основы математического мышления» Павловой И.В. для «Школы будущего пятиклассника».

· Апробируется технология сетевого проектирования Мавродиевой А.М., Бабаевой Н.В., Дибижевой Л.Ю.

· Осваивается технология ситуационного анализа case – study.

· Разработаны методические рекомендации учителям и родителям «Психологическая адаптация одаренных учащихся», «НОТ школьника – залог успеха в будущем» (по материалам Лицейской конференции).

· Проведены две Открытые математические олимпиады для учащихся 4-х классов школ района.

· Продолжается формирование и создание информационно-методической базы по проблеме эксперимента.

· Привлекаются творческие педагоги для сотрудничества в деле воспитания и образования одаренных детей (Проректор ОГИ Крутиков А. – активный помощник «Школы лидерства»).

· На заседаниях вновь сформированного в этом учебном году Тьюторского совета обсуждались технологии тьюторского сопровождения и были определены перспективы проектирования дистанционных учебных курсов.

Тьюторство актуально для всех инновационных сфер, для лицея, работающего в режиме эксперимента, это важно. Началась работа на индивидуализацию с выходом в скором времени на индивидуальную образовательную программу, когда WEB- тьютор вместе с учеником разрабатывает учебную стратегию. Тьюторский совет был сформирован из числа учителей свободно владеющих ИКТ, так как в основном работа ведется в информационном пространстве сети Интернет, т.е. зародилось так называемое дистантное тьюторство. Руководителем стала Мавродиева А.М. – победитель конкурса «Учитель года – 2010». В Тьюторский совет также входят следующие учителя: Назарова О.В., Бабаева Н.В., Павлова Н.А., Ивойлова А.М., Полянская В.И., Радаева О.В., Ковалева О.А., Зорина Е.А., Дибижева Л.Ю.

Работа шла в следующих направлениях:

· повышение квалификации учителей для работы в образовательном пространстве сети Интернет;

· участие предметных тьюториалов – разновозрастных небольших групп учащихся, объединенных общими интересами - в Интернет-проектах, в т.ч. международных образовательных проектах;

· проектирование дистанционных учебных курсов по предметам.

Были получены первые результаты:

· дистанционным образовательным технологиям был посвящен семинар, организованный для учителей лицея и проводимый кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры дистанционного обучения и новых образовательных технологий ИСМО РАО Владимировой Л.П.;

· под руководство Мавродиевой А.М. группой учащихся лицея создан сетевой проект- сайт «Стань умнее!» в рамках Международного конкурса «Think Quest»;

· разработан методический паспорт сетевого проекта;

· под руководством Назаровой О.В. географический тьюториал присоединился к проекту с международным участием «Время вернуться домой» --letopisi.ru.;

· к 45-летию лицея создан блог-проект «Лицейская энциклопедия», где учителями и учащимися осваивается алгоритм сетевого проектирования;

· Зориной Е.А. создан электронный блог-портфолио;

· Бабаева Н.В. осваивает технологию дистанционного обучения на своем сайте-портфолио;

· по результатам родительской конференции Мавродиевой А.М. создан блог для учащихся и родителей на сайте лицея «НОТ школьника – залог успеха в будущем»;

· установлена дистанционная оболочка для размещения курсов дистанционного обучения Moodle в локальной сети Интернет;

· Ивойловой А.М. создан блог «Поэтика».

Всего в этом году на сайте лицея по ссылке «Блогосфера» учителями лицея создано 10 новых блогов.


Управление воспитательным процессом.

Воспитательные арт-минутки

Минутка 1. «Задержитесь на минутку, не убегайте после уроков…» Часто можно слышать от учителей в адрес учеников. Кто-то действительно убегает, а кто-то…

остается, и первая минутка перерастает во вторую, в третью и уже потекли часы. Новые идеи, заманчивые предложения и запущен механизм творчества.

Все самое ценное, что имеем, что достигнуто нелегким трудом учителя, ученика, родителя, и остается в памяти. Потому что «с любовью». В этом учебном году для всех звучным эхом стало слово «БЛОГ». И вся работа, учебная и воспитательная, такая привычная и традиционная, на первый взгляд, приобрела новый смысл, новое дуновение. И как итог работы лицея за весь учебный год лицейская конференция «Нот школьника – залог успеха в будущем», материалы которой помещены на сайте лицея умелыми лицейскими блогерами в новом разделе «БЛОГИ»

«Мы хотим, чтобы наши лицеисты выросли творцами и инноваторами – в этом залог их успеха в современном обществе. Пусть мир станет для них творческой мастерской, где каждый из них будет создавать свои неповторимые, уникальные произведения», - читаем на сайте лицея. И далее: «Каждому мастеру необходимы свои инструменты, которые всегда под рукой, аккуратно расставлены по полочкам мастерской. Задача учителей и родителей показать ребенку эти инструменты и научить ими пользоваться».

Кстати, о родителях и семьях учеников.

Их 658 обучающихся в полных семьях воспитываются 540 обучающихся. С одной матерью 116, с одним отцом 3 обучающихся. Опекаемых детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в лицее нет. Многодетных – 43 семьи. (Это радует!) Неблагополучных семей в лицее нет.

Что же это за «инструменты», которые помогут организовать труд и досуг в нашем лицее?

Не сложно было определить первую стратегию-«Инструмент». ЗДОРОВЬЕ.

Опираясь на медицинские показатели здоровья наших лицеистов пришли к важному решению: создать Центр интеллектуального здоровья лицеиста.

В основной группе обучающихся примерно 70% учеников.

По сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось

количество обучающихся в подготовительной

и спец.мед. группе.

Так в рамках лицейской конференции «НОТ школьника – залог успеха в будущем» на заседании секции «Стратегии здорового образа жизни» обучающимися, родителями и педагогами была разработана система эффективных мер здоровьесбережения и профилактики вредных привычек и компьютерной зависимости.

Минутка 2. И вторая стратегия – «инструмент» ВРЕМЯ.

Традиционная диагностика «Домашнее задание». Каждый год одни и те же проблемы: 80% обучающихся тратят на домашнее задание более 4-х часов в день, а время его выполнения у 70% приходится на вечерние часы. Как правильно распределить учебное и внеучебное время? Ответы на эти вопросы можно найти в материалах лицейской конференции, прочитав уникальные статьи: «Нет времени», «»Куда уходит время», «Как сказать «нет», «Сокращение телефонных разговоров», «Техника решения крупных задач» и другие.

А времени должно хватать на все: и на домашнее задание, и на участие в олимпиадах, и на творческие конкурсы, и на спортивные достижения.

Хочу все успеть! – лозунг наших лицеистов. Вот и стараемся все успеть. Участвуем в Спартакиаде школьников, не забывая и о традиционных лицейских спортивных праздниках «Яблочный марафон» и «День лыжника», где и ученики, и педагоги, и родители своим активным участием доказывают: здоровый образ жизни – нужен всем.

67% обучающихся лицея заняты в спортивных кружках и секциях района.

Количество обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях:

№ п/п

Годы

Кол-во обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях

Процент охвата

1.

2008-2009

460

74%

2.

2009-2010

547

88%

3.

2010-2011

438

67%

Количество обучающихся, ведущих активный образ жизни, увеличивается.. Возрастает ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Участие обучающихся лицея во внешкольных мероприятиях, организованных муниципальными органами образования.

(кроме спортивных соревнований)

Год

Кол-во районных

мероприятий

Кол-во

участников

Кол-во 1-х мест

Кол-во 2-х и 3-х мест

2008-

2009 гг.

13

490

4

9

2009-2010

17

893

5

5

2010-2011

17

420

3

7

В этом году в лицее запущен новый проект

«Лицейский хор» и есть первые результаты:

победа в вокальном конкурсе «Одинцовский соловей»

в рамках районного Фестиваля «Ступени».

Минутка 3. Третьей стратегией- «инструментом», которым необходимо овладеть нашим лицеистам, является стратегия РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ: Будь успешен - действуй уверенно».

2/3 обучающихся лицея – активные участники лицейских и районных общественных объединений: «Дека- центр» (орган лицейского ученического самоуправления), ДОО «Тимуровское движение» (детское общественное объединение лицея), ДОО «Лев» (детское общественное объединение района).

Выпускница лицея Иванова Мирра (11 класс) награждена Грамотой Управления образования «За активную работу в детском общественного объединении «Сообщество обучающихся Экополиса Одинцовского «ЛЕВ».

Традиционные мероприятия, подготовленные мобильными группами лицейского «Дека-центра», такие, как «Парламентские игры», «Осенний и Новогодний марафоны», «День лицея», экологические акции, брейн-ринги, спортивные праздники, лицейские конференции, воспитывают у обучающихся лидерские качества, делают учебную и внеклассную жизнь успешной, творческой, интересной.

№ п/п

Количество обучающихся

Процент охвата

1.

«Дека-центр» – орган ученического самоуправления
8-11 классы

313

48%

2.

«Лев» – районная ДОО

10

1,5%

3.

ДОО «Тимуровское движение» (7А, 8Б, 8В)

80

12%

Инновационной формой работы стало создание образовательных блогов «Лицейская энциклопедия» и «Дека-центр». Лицейского президента выбирали «всем миром». И для этого никто не жаловался на нехватку времени или забывчивость. Через Интернет любой ученик мог сделать выбор: отдать голос за кандидатуру будущего «президента» ученического самоуправления.

А если пожелает стать президентом сам, то ему не помешает изучить СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ.

Минутка 4 . Стратегия гениев. «Семь правил Стива Джобса», «Три роли Уолта Диснея», « Уроки успеха Стивена Кинга» «отвлекают» от праздного времяпровождения, от бездумных поступков, учат и помогают, когда собственные жизненные примеры родителя или педагога оказываются, увы, не всегда действенны.

Примерно 1% обучающихся состоит

на учете в КДН,а на учете в ОДН на протяжении последних 9 лет

нет обучающихся нашего лицея.

* ВШУ – внутришкольный учет

* КДН и ЗП – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

* ОДН –Отдел по делам несовершеннолетних

Профилактическая работа с обучающимися и их родителями ведется при участии омбудсмена – правового защитника - Горчилиной М.О. Это способствует не только совершенствованию правил школьной жизни, правовому просвещению всех участников образовательного пространства, но и решению возникших конфликтных ситуаций.

Минутка 5 . Родительская.

«Мне очень хотелось, чтобы школьная жизнь моего ребёнка была яркой, интересной, насыщенной, чтобы он нашел здесь хороших, верных друзей, научился быть гражданином своей страны, быть неравнодушным ко всему, что происходит вокруг» (из письма Зориной Е.А. «Последний звонок 2011», мамы ученика 11 класса и учителя информатики МОУ Одинцовского лицея № 10)

Неравнодушие – отличительная черта наших лицеистов. Не быть равнодушным – когда обижают маленьких, не быть равнодушным – когда выступаешь за честь лицея на научно-практической конференции, не быть равнодушным – если надо помочь ветеранам, не быть равнодушным – и содержать в чистоте уютный школьный двор.

Летняя оздоровительная кампания в лицее традиционна. Обучающиеся лицея облагораживают территорию школы, наводят порядок как на пришкольных грядках, так и в стенах лицея. Работает летний спортивно-оздоровительный лагерь для 5-7 классов, бригада с оплатой труда для обучающихся 8-10 классов.


Летняя оздоровительная кампания в лицее – залог нравственного развития личности обучающихся, трудового и профессионального мастерства, здорового образа жизни, гражданского долга по отношению к своей маленькой Родине лицею.

Десятка лучших

В этом учебном году стартовал новый конкурс «Десятка лучших». В рамках этого конкурса были выбраны лучшие ученики, учителя и родители. Их вклад в развитие лицея неоспорим. Восхищаемся, гордимся, любим и представляем:

· номинация «Ученик года» - Филин Роман 11 б

· номинация «Успех года» - Ливинский Всеволод 10а

· номинация «Открытие года» - Сморудова Екатерина 6б

· номинация «Профи» - Алексеев Кирилл 9б

· номинация «Золотое сечение» - Маркович Анна 9в

· номинация «Педагог – ученый» - Радаева Ольга Викторовна, получившая ученую степень кандидата педагогических наук

· номинация «Самый прогрессивный педагог» - Павлова Наталья Анатольевна – победитель приоритетного проекта «Образование»

· номинация «Профессиональный карьерный рост» - Горчилина Марина Олеговна, получившая звание Заслуженного учителя РФ

· номинация «Меценат» - родители Земзерева Ольга Валерьевна и Пашун Николай Валерьевич

Десять фраз о лицее

20.10.2009

Лубянская Татьяна Филипповна

Директор гимназии № 2 г. Новополоцка

«Восхищены вашей работой. У вас замечательный сплоченный, творческий, вдохновляющий коллектив. Успехов, творческого полета, побед»

01.03.2010

Дядюшкина Ксения Геннадьевна

Лектор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

«Очень внимательные дети, девочки 7 – 8 классы. Рекомендую продолжать также воспитывать учеников»

12.03.2010

Каори Исиздима

Преподаватель японской каллиграфии

«Желаем развития и успеха занятиям японского языка»

21.10.2010

Цветкова Ирина Анатольевна

Педагог-организатор МОУ Софьинская СОШ Наро-Фоминский район

«Благодарим. Надеемся на сотрудничество»

21.10.2010

Шиманская Елена Владимировна

Заместитель директора по воспитательной работе МОУ Софьинская СОШ Наро-Фоминский район

«Благодарим за предоставленную возможность поучиться»

9.04.2011

Председатель Комитета социальных программ муниципального образования «Городской округ Черноголовка»

«Благодарим Вас за поддержку школьников, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, а так же за содействие в участии делегации вашего лицея на конференции и достойную защиту учебных исследований»

«Спасибо вам за поддержку и совместную работу по привлечению молодёжи к исследовательской и проектной деятельности! Желаем вам успехов в поиске новых талантов и покорении новых вершин!»

«Вы вносите свой вклад не только в интеллектуальное развитие этих ребят, но и их будущее. Россия всегда славилась своими учёными, изобретателями, и возможно, один из них с Вашей помощью сделал свои первые шаги в науку.

Спасибо за поддержку!

Желаем Вам успехов и процветания, удачи и благополучия»

20.04.2011

Администрация Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

«Информируем Вас о результатах участия учеников Вашего учебного заведения в олимпиаде МЭСИ для школьников. Выражаем благодарность коллективу лицея за качественную подготовку учащихся»

25.02.2010

Проценко Виталий Пантелеевич

Председатель организации ветеранов войны и в/с

«Готовясь к 65-летию Великой Победы благодарим коллектив лицея за активное участие в подготовке юбилея и надеемся, что наши связи будут только крепнуть. Самые добрые пожелания и успехов в делах лицея»