Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Нормативы и методические указания по разработке учебных планов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Калининградский государственный технический университет»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ректора ФГОУ ВПО «КГТУ»

от «_____»__________2010 г., №______

__________________ В.Е. Иванов

НОРМАТИВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПО ФГОС ВПО

(на правах положения системы менеджмента качества)

Калининград 2010


1. Общие положения

1.1. Основные требования, обязательные при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) по направлениям подготовки и специальностям, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО), утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2. Учебный план подготовки выпускника вуза (бакалавра, магистра, специалиста) представляет собой базовый учебно-методический документ ООП ВПО, в котором определены трудоемкости, продолжительности и периоды видов учебной работы студента по освоению ООП по годам обучения (в т.ч. перечни учебных дисциплин и курсов, последовательность их изучения, формы аттестации по ним) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

1.3. Важнейшими отличительными особенностями учебных планов (и ООП в целом) по ФГОС ВПО являются:

· компетентностный подход к их разработке (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций выпускника);

· использование в качестве основной меры трудоемкости учебной работы студента «зачетной единицы» (ЗЕТ), соответствующей 36 академическим часам (АЧ).

1.4. ООП университета (в т.ч. учебные планы подготовки бакалавров, магистров и специалистов) должны разрабатываться с учетом примерных ООП, утвержденных учебно-методическими объединениями вузов.

1.5. В настоящем документе определяются требования к форме, содержанию, порядку разработки учебных планов ООП университета, реализующих ФГОС ВПО при очной форме обучения. Нормативы и методические указания по разработке учебных планов по заочной и очно-заочной формам обучения определяются особо.

2. Основные требования ФГОС ВПО

2.1. Нормативные сроки (для очной формы обучения, включая последипломный отпуск* ) и общие трудоемкости освоения ООП составляют:

· ООП бакалавриата – 4 года (208 недель), 240 ЗЕТ;

· ООП магистратуры – 2 года (104 недели), 120 ЗЕТ;

· ОПП подготовки специалистов – 5 лет (260 недель), 300 ЗЕТ.

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год (52 недели) равна 60 ЗЕТ.

2.2. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.3. В структуре ООП ВПО предусматриваются учебные циклы и разделы.

ООП бакалавриата и подготовки специалистов включает в себя три учебных цикла:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл

и три раздела:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская

работа;

- итоговая государственная аттестация.

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

и два раздела:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

2.4. Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

2.5. Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

2.6. По каждому учебному циклу ООП приводится перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий.

Базовая часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая часть профессионального цикла (эти же ООП) должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2.7. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) или 30 процентов (ООП магистратуры) вариативной части суммарно по учебным циклам.

ООП может содержать необязательные для изучения факультативные дисциплины, трудоемкость которых не включается в нормативную трудоемкость ООП (в ООП бакалавриата и подготовки специалистов - общей трудоемкостью не более 10 ЗЕТ).

2.8. Раздел «Физическая культура» (в ООП бакалавриата и подготовки специалистов) трудоемкостью 2 ЗЕТ должен реализоваться при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 АЧ, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 АЧ.

2.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 АЧ в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин.

2.10. ООП должна предусматривать определенную профильность (специализацию) подготовки выпускника вуза в зависимости от элементов, объектов и видов профессиональной деятельности, к которым в основном готовится обучающийся в вузе.

Области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника определяются по каждому направлению и уровню подготовки (специальности).

Профиль ООП бакалавриата определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

Профильная направленность ООП магистратуры (магистерских программ) определяется вузом самостоятельно.

Специализация в ООП подготовки специалистов определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

2.11. ФГОС по конкретным направлениям и уровням подготовки (специальностям) определяют также:

- максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП;

- ограничения занятий лекционного типа;

- виды практик.

3. Формы учебных планов подготовки бакалавров, магистров, специалистов

3.1. Учебный план подготовки выпускника университета с ВПО (приложения 1, 2* ) включает в себя:

- заголовок с реквизитами утверждения его ученым советом университета;

- решения по учебным циклам, разделам ООП, в т.ч. по распределению дисциплин, практик, научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения;

- решения по трудоемкости и продолжительности видов учебной работы студента (периодов ООП) по семестрам (курсам) обучения (учебным годам);

- подписи должностных лиц, согласовавших учебный план (проректоров, декана, заведующего(их) выпускающей(ими) кафедрой(ами)).

3.2. Статус дисциплины – принадлежность учебному циклу, базовой или вариативной части его - определяется местоположением наименования дисциплины в учебном плане.

Дисциплины по выбору студента в учебном плане могут не конкретизироваться, а определяться в приложениях к нему.

3.3. По каждой дисциплине, помимо ее наименования, указываются:

- общая трудоемкость освоения дисциплины в ЗЕТ и АЧ;

- объемы аудиторных занятий и самостоятельной работы студента по дисциплине;

- номер семестра, в котором предусматривается курсовая работа (курсовой проект) по дисциплине (не обязательно);

- номера семестров, в которых предусматриваются зачеты и(или) экзамены по дисциплине;

- трудоемкости освоения дисциплины (в ЗЕТ) и объемы аудиторных занятий по ней (в АЧ) по семестрам обучения.

Объем самостоятельной работы студента по дисциплине в семестре Vср (в АЧ) вычисляется следующим образом:

Vcp = C • 36 – VАЗ,

где С – трудоемкость освоения дисциплины в семестре (в ЗЕТ);

VАЗ – объем аудиторных занятий по дисциплине в семестре (в АЧ).

3.4. По разделу «Физическая культура» в учебных планах подготовки бакалавров и специалистов, помимо общей трудоемкости его – 2 ЗЕТ, указывается объем аудиторных занятий (360-400 АЧ) и распределение ЗЕТ и занятий по семестрам обучения (см. раздел 5).

3.5. Для каждого вида практики и для научно-исследовательской работы в семестре (если она предусмотрена) также указываются общая трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) и трудоемкости (в ЗЕТ) этих видов учебной работы по семестрам обучения.

3.6. Трудоемкость итоговой государственной аттестации выпускника (в т.ч. выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) указывается дважды – как общая трудоемкость раздела и в последнем семестре обучения.

3.7. В учебном плане указываются суммарные показатели трудоемкости освоения (в ЗЕТ) учебных циклов (их базовых и вариативных частей, дисциплин по выбору студента), разделов и ООП в целом (при наличии факультативных дисциплин их трудоемкость), а также для каждого семестра обучения:

- трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) семестра (трудоемкость учебного года – 60 ЗЕТ);

- максимальная учебная нагрузка студента в неделю (АЧ);

- объем аудиторных занятий в неделю (без учета занятий по физической культуре и факультативов);

- продолжительности (в неделях) теоретического обучения, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации (в последнем семестре), каникул, а также общая продолжительность семестра (с каникулами, следующими за ним).

3.8. В качестве показателя «максимальная учебная нагрузка студента в неделю» указывается недельная нагрузка в том периоде семестра (теоретического обучения и научно-исследовательской работы, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации), в котором она наибольшая (см. раздел 6).

4. Порядок разработки учебного плана ООП ВПО

4.1. При разработке учебного плана ООП ВПО (бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов) необходимо обеспечить выполнение как «содержательных», так и «арифметических» требований ФГОС. «Содержательные» требования ФГОС обеспечиваются прежде всего за счет определения обоснованного перечня дисциплин учебных циклов ООП с соответствующей трудоемкостью их освоения, т.е. таких дисциплин, которые необходимы для достижения требуемых результатов обучения (в т.ч. формирования указанных во ФГОС компетенций выпускника вуза). «Арифметические» требования ФГОС (по трудоемкости и продолжительности ООП, ее периодов, учебных циклов и разделов) обеспечиваются за счет определенного ниже порядка разработки учебного плана ООП, сопровождающегося соответствующими расчетами.

4.2. Разработку учебного плана подготовки бакалавров (и специалистов) необходимо осуществлять в следующем порядке:

1) Распределение объемов занятий (360 – 400 АЧ) и трудоемкости (2 ЗЕТ) раздела ООП «Физическая культура по семестрам обучения (при традиционной организации учебного процесса для двусеместровых курсов обучения по ООП).

2) Определение трудоемкости, продолжительности и периода проведения практики по семестрам обучения (трудоемкость недели практики не должна превышать 1,5 ЗЕТ, т.е. 54 АЧ).

3) Определение трудоемкости и продолжительности итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускника (госэкзаменов, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) в последнем семестре (полугодии) обучения (неделя ИГА – не более 1,5 ЗЕТ, т.е. 54 АЧ).

4) Определение приемлемой (допустимой) продолжительности и необходимой трудоемкости теоретического обучения (ТО) и экзаменационных сессий (ЭС) по курсам и семестрам обучения (с учетом нормативной трудоемкости и продолжительности учебного года (курса обучения) – 60 ЗЕТ, 52 недели, нормативной продолжительности каникул – 7÷10 недель в учебном году, в т.ч. не менее 2 недель в зимний период, 8 недель «последипломных каникул», а также с учетом максимальной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС – 54 АЧ в неделю).

5) Определение перечня учебных дисциплин, их трудоемкости в ЗЕТ и АЧ (общей и по семестрам, форм семестрового контроля (аттестации) по ним с учетом требований ФГОС ВПО и ранее принятых решений – баланса ЗЕТ по учебным циклам и разделам ООП, по семестрам и курсам обучения). При этом для экзамена и курсовой работы (курсового проекта) по дисциплине на данном этапе предусматривается по 1 ЗЕТ (трудоемкость этих видов учебной работы в АЧ потом уточняется в зависимости от продолжительности и количества экзаменов ЭС – 26÷46 АЧ на один экзамен).

6) Определение объемов аудиторных занятий по учебным дисциплинам в семестрах (с учетом трудоемкости дисциплин, наличия по ним экзаменов, курсовых работ и проектов, а также максимального объема аудиторных занятий в неделю в период ТО в семестре, установленного ФГОС ВПО).

7) Распределение объемов аудиторных занятий по лекциям, лабораторным и практическим занятиям, уточнение объемов самостоятельной работы студентов по дисциплинам в семестрах, в том числе по подготовке к экзаменам и сдаче их (эти решения фиксируются в приложениях к учебному плану и учебных программах дисциплин).

При разработке учебного плана подготовки магистров нет необходимости в первом этапе вышеизложенного порядка, а при принятии решений по практике студентов (второй этап) следует также определиться с трудоемкостью научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения («НИР в семестре», которая является видом самостоятельной работы студента в период ТО).

Построение учебного плана ООП в предлагаемом порядке носит итерационный характер, обусловленный необходимостью уточнения и пересмотра принимаемых на каждом этапе решений при нарушении требований ФГОС ВПО.

5. Распределение объемов занятий и трудоемкости раздела ООП «Физическая культура»

5.1. В учебных планах подготовки бакалавров и специалистов по ФГОС ВПО принимаются следующие решения по разделу «Физическая культура»:

- семестр 1 – 72 часа (1 ЗЕТ) , в т.ч. 12 АЧ – начальный лекционный курс «Основы физической культуры», 60 АЧ – практические занятия;

- семестры 2, 3, 4, 5 – по 60 АЧ практических занятий (без зачетных единиц);

- семестр 6 – 72 часа (1 ЗЕТ) в т.ч. 12 АЧ – завершающий лекционный курс «Физическое самосовершенствование», 60 АЧ – практические занятия.

5.2. Общий объем раздела физической культуры» составит 384 АЧ , в т.ч. 360 АЧ практической подготовки, что соответствует ФГОС ВПО. Практические занятия могут проводиться по 4 АЧ в неделю в течение 15 недель теоретического обучения в каждом семестре (см. приложение 1).

5.3. Семестровая аттестация по разделу «Физическая культура проводится в форме зачета (независимо от того, определена или нет в семестре зачетная единица по этому разделу).

6 . Построение графика учебного процесса по ООП ВПО

6.1. Первые этапы разработки учебного плана ООП ВПО (п. 4.2) приводят к построению графика учебного процесса и определению трудоемкости его периодов по семестрам обучения.

6.2. Продолжительность учебной работы студента (теоретического обучения, экзаменационных сессий, практики, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации) в учебном году (на курсе обучения) должна быть от 42 до 45 недель (7÷10 недель составляют каникулы). При этом продолжительность учебной работы на последнем курсе обучения – 42 недели (2 недели – зимние и 8 недель – последипломные каникулы).

Минимальной продолжительности учебной работы на курсе обучения (42 недели) достаточно, если занятия по физической культуре на курсе не предусматриваются или предусматриваются в объеме не более 144 АЧ и в бюджет трудоемкости учебного года входит 1 ЗЕТ физической культуры. В этих случаях средняя учебная нагрузка студента в неделю не превысит 54 АЧ.

Для занятий по физической культуре (например, в объеме 120 АЧ без определения трудоемкости их в ЗЕТ) продолжительность учебной работы на курсе обучения (в бакалавриате или по ООП специальности) должна быть не менее 43 недель . В противном случае средняя учебная нагрузка студента в неделю превысит максимально допустимое по ФГОС ВПО значение.

6.3. Продолжительность практики, итоговой государственной аттестации выпускника определяется, исходя из установленной для этих видов учебной работы трудоемкости. При этом трудоемкость учебной недели может варьироваться в диапазоне 1 ÷ 1,5 ЗЕТ (36÷54 АЧ) с целью определения приемлемой продолжительности этих периодов учебного процесса, унификации учебных планов в университете.

6.4. При традиционном для отечественных вузов начале учебного года 1 сентября и разбиении его на два семестра целесообразной продолжительностью теоретического обучения (ТО) в первых семи семестрах ООП бакалавриата является 17 недель с трехнедельной экзаменационной сессией (ЭС). Однако в зависимости от трудоемкости (продолжительности) практики продолжительность ТО и ЭС в «весенних» (четных) семестрах может быть больше или меньше на 1-2 недели. Очевидно, что продолжительность ТО и ЭС в последнем семестре должна быть меньше, чем в предыдущих за счет итоговой государственной аттестации (ИГА).

В табл. 1 приведены возможные варианты графиков учебного процесса на различных курсах обучения в бакалавриате, отличающиеся продолжительностью видов учебной работы студента по семестрам (с учетом решений по разделу «Физическая культура», приведенных в разделе 5).

Варианты графика на первом курсе отличаются наличием или отсутствием летней учебной практики, ее продолжительностью и трудоемкостью. На втором и третьем курсе также может предусматриваться практика после окончания летней ЭС. На четвертом курсе возможны варианты с «укороченным» ТО в последнем семестре, с преддипломной практикой (или без нее), с разной трудоемкостью (продолжительностью) ИГА.

В последней графе табл.1 («АЧ в неделю») указаны объемы учебной нагрузки студента в неделю по периодам учебного процесса (в период ТО и ЭС, в период практики и в период ИГА) без учета возможных факультативов (например, в седьмом семестре возможна факультативная дисциплина трудоемкостью 3 ЗЕТ – 108 АЧ, тогда учебная нагрузка студента в неделю составит 54 АЧ).

При этом приведены варианты, когда трудоемкость недели практики составляет 1,5 ЗЕТ (54 АЧ) или 1 ЗЕТ (36 АЧ).

Объем недельной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС (Vнед) рассчитывается по формуле

Vнед = ((Ссем – Сфк – Сп – Сига) х 36 + Vфк)/Т,

где Ссем – трудоемкость ТО и ЭС в семестре (ЗЕТ),

Сфк – трудоемкость физической культуры в семестре (1 ЗЕТ для 1-го и

6-го семестров),

Сп – трудоемкость практики в семестре (ЗЕТ),

Сига – трудоемкость ИГА в семестре (ЗЕТ),

Vфк – объем занятий физической культурой в семестре (АЧ),

Т – продолжительность ТО и ЭС в семестре (недель).

При разделении ТО и ЭС на отдельные периоды ООП недельная учебная нагрузка студента в период ЭС может составлять 54 АЧ, тогда в период ТО она будет меньше.

В табл. 2 приведены варианты графиков учебного процесса по ООП бакалавриата для трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ. Во всех вариантах трудоемкость недели ИГА – 1,5 ЗЕТ (54 АЧ). Трудоемкость недели практики:

- в первом варианте 1,5 ЗЕТ (54 АЧ),

- во втором варианте 1 ЗЕТ (36 АЧ),

- в третьем варианте на втором курсе 1 ЗЕТ (36 час.), на третьем курсе 1,25 ЗЕТ (45 АЧ), на четвертом курсе 1,5 ЗЕТ (54 АЧ).

Если трудоемкость практики на первом курсе обучения составляет 4 ЗЕТ, то трудоемкость семестров может быть такой же, как на втором и третьем курсах (второй вариант графика в табл.2).

Таблица 1

Варианты

графиков учебного процесса

по курсам обучения в бакалавриате

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТО

ЭС

П

ИГА

К

Всего

ЗЕТ

АЧ

в неделю

Первый курс

1

17

3

-

-

2

22

52

29

60

54

2

18

4

-

-

8

30

31

53,5

2

17

3

2

-

8

30

31

53,4/54

2

16

2

4

-

8

30

31

53,3/54

2

16

2

6

-

6

30

31

47,3/54

2

17

3

4

-

6

30

31

51,6/36

Второй курс

3

17

3

-

-

2

22

52

28

60

53,4

4

17

3

4

-

6

30

32

49,8/54

4

17

3

4

-

6

30

32

53,4/36

4

16

2

6

-

6

30

32

49,3/54

Третий курс

5

17

3

-

-

2

22

52

28

60

53,4

6

17

3

4

-

6

30

32

48,6/54

6

17

3

4

-

6

30

32

52,2/36

6

16

2

6

-

6

30

32

48/54

Четвертый курс

7

17

3

-

-

2

22

52

27

60

48,6

8

12

2

-

8

8

30

33

54/54

8

11

1

-

10

8

30

33

54/54

8

11

1

2

8

8

30

33

54/54/54

8

12

2

2

6

8

30

33

54/54/54

ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,

П – практика, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.


Таблица 2

Варианты

графиков учебного процесса по ООП бакалавриата

(при трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ)

Вариант 1

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

(ЗЕТ)

ТО

ЭС

П

ИГА

К

Всего

1

1

17

3

-

-

2

22

52

29

60

2

18

4

-

-

8

30

31

II

3

17

3

-

-

2

22

52

28

60

4

17

3

4

-

6

30

32

III

5

17

3

-

-

2

22

52

28

60

6

17

3

4

-

6

30

32

IV

7

17

3

-

-

2

22

52

27

60

8

12

2

-

8

8

30

33

Итого

132

24

8

8

36

208

240

Вариант 2

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

(ЗЕТ)

ТО

ЭС

П

ИГА

К

Всего

1

1

17

3

-

-

2

22

52

28

60

2

17

3

4

-

6

30

32

II

3

17

3

-

-

2

22

52

28

60

4

17

3

4

-

6

30

32

III

5

17

3

-

-

2

22

52

28

60

6

17

3

4

-

6

30

32

IV

7

17

3

-

-

2

22

52

27

60

8

12

2

-

8

8

30

33

Итого

131

23

12

8

34

208

240

Вариант 3

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

(ЗЕТ)

ТО

ЭС

П

ИГА

К

Всего

1

1

17

3

-

-

2

22

52

29

60

2

18

4

-

-

8

30

31

II

3

17

3

-

-

2

22

52

28

60

4

17

3

4

-

6

30

32

III

5

17

3

-

-

2

22

52

28

60

6

17

3

4

-

6

30

32

IV

7

17

3

-

-

2

22

52

27

60

8

11

1

2

8

8

30

33

Итого

131

23

10

8

36

208

240

ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.


6.5. Требования ФГОС ВПО по ООП магистратуры позволяют распределить общую трудоемкость ее следующим образом:

· учебные циклы – 60 ЗЕТ,

· практика, научно-исследовательская работа (НИР) и итоговая государственная аттестация (ИГА) – 60 ЗЕТ.

Трудоемкость практик и НИР зависит от трудоемкости ИГА, которая отличается по направлениям подготовки.

В табл.3 приведены варианты возможных графиков учебного процесса по ООП магистратуры. В первых двух вариантах предусматриваются 4 семестра теоретического обучения (ТО) и научно- исследовательской работы (НИР). Из них первые три семестра имеют (каждый):

· продолжительность – 17 недель (включая двухнедельную экзаменационную сессию);

· трудоемкость – 25 ЗЕТ (900 АЧ, 53 АЧ в неделю).

Четвертый семестр в первом варианте имеет продолжительность 13 недель (с двухнедельной экзаменационной сессией) и трудоемкость 17 ЗЕТ (612 АЧ, 47 АЧ в неделю), во втором – 12 недель (с недельной сессией) и трудоемкость 16 ЗЕТ (576 АЧ, 48 АЧ в неделю). Отличаются в этих вариантах и решения по практике. Для трудоемкости ИГА 9 ЗЕТ (первый вариант) ее продолжительность может составлять 6 недель (54 АЧ в неделю), такую же трудоемкость и продолжительность может иметь и преддипломная практика. Для трудоемкости ИГА 3 ЗЕТ ( при таком показателе ФГОС под периодом ИГА следует понимать завершение и защиту магистерской диссертации) продолжительность ее должна составлять не менее двух недель (54 АЧ в неделю), трудоемкость же и продолжительность преддипломной практики может быть значительно больше – 16 ЗЕТ , 11 недель (52,4 АЧ в неделю). При этом следует предусматривать и выполнение магистерской диссертации в период этой практики.

В третьем варианте представлен график учебного процесса в магистратуре при достаточно большой трудоемкости ИГА – 16 ЗЕТ (11 недель, 52,4 АЧ в неделю) и практики – 19 ЗЕТ (14 недель, 49 АЧ в неделю). В этом случае ООП предусматривает три семестра ТО и НИР – по 17 недель (с двухнедельной сессией)

Трудоемкость НИР студента в семестрах определяется, исходя из требований ФГОС ВПО по конкретному направлению подготовки (см. пример в приложении 2).

6.6. График учебного процесса по ООП подготовки специалистов отличается от графика в бакалавриате «дополнительным» годом (курсом) обучения. Его специфика определяется также показателями трудоемкости практики и ИГА. При относительно большой трудоемкости практики (например, по морским эксплуатационным специальностям) она может предусматриваться в течение всего семестра на четвертом или пятом курсе.

Таблица 3

Варианты

графиков учебного процесса по ООП магистратуры

Вариант 1 (ИГА – 9 ЗЕТ )

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТОиНИР

ЭС

П

ИГА

К

Всего

ЗЕТ

АЧ в неделю

1

1

15

2

-

-

2

19

52

25

60

53

2

15

2

8

-

8

33

35

49/54

II

3

15*

2

-

-

2

19

52

25

60

53

4

11

2

6

6

8

33

35

47/54/54

Итого

56

8

14

6

20

104

120

Вариант 2 (ИГА – 3 ЗЕТ )

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТОиНИР

ЭС

П

ИГА

К

Всего

ЗЕТ

АЧ в неделю

1

1

15

2

-

-

2

19

52

25

60

53

2

15

2

8

-

8

33

35

49/54

II

3

15*

2

-

-

2

19

52

25

60

53

4

11

1

11

2

8

33

35

48/52/54

Итого

56

7

19

2

20

104

120

Вариант 3 (ИГА – 16 ЗЕТ )

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТОиНИР

ЭС

П

ИГА

К

Всего

ЗЕТ

АЧ в неделю

1

1

15

2

-

-

2

19

52

25

60

53

2

15

2

8

-

8

33

35

49/54

II

3

15*

2

-

-

2

19

52

25

60

53

4

-

-

14

11

8

33

35

49/52,4

Итого

45

6

22

11

20

104

120

ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, НИР – научно-исследовательская работа, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.

* - В этот период целесообразно планировать и педагогическую (научно-педагогическую) практику (например, трудоемкостью 3 ЗЕТ), предусматривающую участие студентов магистратуры в проведении учебных занятий в бакалавриате.

7. Трудоемкость учебных дисциплин и формы аттестации по ним

7.1. Трудоемкость учебной дисциплины определяется в зависимости от содержания ее (времени, необходимого для освоения соответствующего учебного материала).

7.2. При определении видов учебной работы студента по дисциплине, их объемов, а также форм аттестации (контроля знаний) по ней следует руководствоваться следующими нормативами и рекомендациями:

- на один АЧ лекции рекомендуется предусматривать до 2 АЧ самостоятельной работы студента (СРС);

- на один АЧ практического (лабораторного) занятия рекомендуется предусматривать не менее 0,5 АЧ СРС;

- трудоемкость курсовой работы (курсового проекта) может составлять от 26 до 36 АЧ (примерно 1 ЗЕТ);

- трудоемкость экзамена (подготовки к нему и сдачи) может составлять от 26 до 46 АЧ (примерно 1 ЗЕТ).

7.3. В табл. 4 приведены возможные трудоемкости учебных дисциплин ООП бакалавриата и специальности в семестре продолжительностью 16-17 недель и видов учебной работы студента по ним. Для каждого варианта трудоемкости указана возможность семестровой аттестации по дисциплине в форме зачета или экзамена, а также возможность курсовой работы (курсового проекта). Конечно, объемы СРС не точно соответствуют расчетным по приведенным в п. 7.2 рекомендациям, однако близки к ним.

В табл. 4 учтен вариант проведения аудиторных занятий в первые 15 недель семестра. Оставшееся до начала экзаменационной сессии время (одна -две недели) используется для проведения несостоявшихся ранее занятий, завершения студентами лабораторных практикумов, курсовых работ (проектов), других учебных заданий, аттестации по дисциплинам в форме зачета.

В семестре с меньшей продолжительностью теоретического обучения возможны другие объемы аудиторных занятий.

7.4. В магистратуре объемы аудиторных занятий по учебным дисциплинам должны быть меньше, чем в бакалавриате или при подготовке специалистов (в табл. 5 приведены соответствующие показатели для семестра ООП магистратуры продолжительностью 15 недель).

7.5. Определяя объемы аудиторных занятий по учебным дисциплинам, следует учитывать установленный ФГОС ВПО максимальный суммарный объем их в неделю. Как правило, в бакалавриате он равен 27 АЧ (без учета практических занятий по физической культуре и факультативов). В этом случае в семестре продолжительностью 17 недель объем аудиторных учебных занятий не должен превышать 458 АЧ. В магистратуре максимальный объем аудиторных занятий в неделю (в зависимости от направления подготовки) 14÷20 АЧ, следовательно в семестре продолжительностью 15 недель объем аудиторных занятий должен быть не более 210 АЧ для одних направлений подготовки и не более 300 АЧ для других.

Таблица 4

Возможные трудоемкости учебных дисциплин в семестре ООП бакалавриата и по специальностям и видов учебной работы по ним

Трудоемкость

КР

(КП)

ЗАЧ

ЭКЗ

Всего

АЗ

(АЧ)

ЛЕК (АЧ)

ПЗ (ЛЗ) (АЧ)

СРС (АЧ)

ЗЕТ

АЧ

2

72

30

16(14)

14(16)

42

+

3

108

46(44)

30

16(14)

62(64)

+

+

+

3

108

46

16

30

62

+

+

+

4

144

60

30

30

84

+

+

4

144

74

30

44

70

+

4

144

60

44

16

84

+

+

5

180

74

44

30

106

+

+

5

180

90

30

60

90

+

+

6

216

90

60

30

126

+

+

АЗ – аудиторные занятия, ЛЕК – лекции, ПЗ – практические занятия,

ЛЗ– лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента,

КР – курсовая работа, КП – курсовой проект, ЗАЧ – зачет, ЭКЗ – экзамен.

Таблица 5

Возможные трудоемкости учебных дисциплин
в семестре ООП магистратуры и видов учебной работы по ним

Трудоемкость

КР

(КП)

ЗАЧ

ЭКЗ

Всего

АЗ

(АЧ)

ЛЕК (АЧ)

ПЗ (ЛЗ) (АЧ)

СРС (АЧ)

ЗЕТ

АЧ

2

72

28

14

14

44

+

3

108

28

14

14

80

+

+

+

+

3

108

42

14

28

66

+

+

+

+

4

144

28

14

14

116

+

+

4

144

42

14

28

102

+

+

АЗ – аудиторные занятия, ЛЕК – лекции, ПЗ – практические занятия,

ЛЗ – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента,

КР – курсовая работа, КП – курсовой проект, ЗАЧ – зачет, ЭКЗ – экзамен.

7.6. Число экзаменов в экзаменационной сессии (ЭС) семестра обучения и их трудоемкость (в АЧ) определяется продолжительностью сессии. Для трехнедельной ЭС (162 АЧ) возможны:

· 4 экзамена (трудоемкостью 36 АЧ, 44 АЧ, 36 АЧ, 46 АЧ или 28 АЧ, 44 АЧ, 44 АЧ, 46 АЧ и т.п.);

· 5 экзаменов (трудоемкостью 27 АЧ, 36 АЧ, 27 АЧ, 36 АЧ, 36 АЧ). Для двухнедельной ЭС возможны:

· 3 экзамена (трудоемкостью по 36 АЧ или 28 АЧ, 36 АЧ, 44 АЧ);

· 4 экзамена (трудоемкостью 26 АЧ, 28 АЧ, 26 АЧ, 28 АЧ).

Для недельной ЭС возможны 2 экзамена (трудоемкостью 26 АЧ и 28 АЧ).

7.7. Оценка по учебной дисциплине трудоемкостью более трех ЗЕТ («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») может выставляться при аттестации не только в форме экзамена, но и в форме зачета. Последний вариант допустим, когда количество дисциплин с указанной выше трудоемкостью в семестре превышает возможное количество экзаменов в ЭС.

8. Определение перечня дисциплин учебных циклов ООП ВПО

8.1. ФГОС по направлениям подготовки бакалавров и по специальностям предусматривают всего 4 обязательные учебные дисциплины – «История», «Философия», «Иностранный язык» (цикл Б.1, С.1), «Безопасность жизнедеятельности» (цикл Б.3, С.3). Перечень остальных учебных дисциплин (а по ФГОС подготовки в магистратуре всех дисциплин) соответствующего содержания должен формироваться при разработке учебного плана вуза (конкретной ООП). При этом изучение предусмотренных в учебном плане дисциплин должно обеспечивать достижение «проектируемых результатов освоения ООП» - формирование определенных компетенций, знаний, умений и навыков («владений») выпускника (п. 2.3, п. 2.6).

Перечни дисциплин, приведенные во ФГОС ВПО и в примерных ООП, следует рассматривать как рекомендуемые.

8.2. При определении перечня и содержания учебных дисциплин ООП руководствоваться следует не только требованиями ФГОС ВПО, но и обеспечить по возможности целесообразную преемственность новых ООП по отношению к реализуемым по ГОС ВПО, а также унификацию учебных планов по родственным направлениям (специальностям) подготовки (в первую очередь первых двух циклов ООП бакалавриата и специальностей).

8.3. При определении дисциплин учебного цикла необходимо прежде всего дополнить указанные во ФГОС проектируемые результаты освоения базовой части цикла (соответствующие знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник) результатами освоения вариативной части цикла с учетом тех компетенций выпускника, которые формируются содержанием цикла в целом (базовой и вариативной частей его).

8.4. Для обоснованного формирования учебного плана предложение по включению в него определенной учебной дисциплины должно содержать:

· наименование дисциплины;

· статус дисциплины (учебный цикл ООП, часть цикла, профиль (специализация, профильность) ООП, обязательная или выбираемая студентом);

· компетенции, знания, умения и навыки (владения), формирование которых обеспечивается освоением дисциплины;

· содержание дисциплины в виде дидактических единиц (в формате ГОС ВПО);

· список учебной и учебно-методической литературы по дисциплине, сведения об обеспеченности ею;

· семестры и трудоемкость изучения дисциплины (в зачетных единицах, часах), виды и объемы учебных занятий, самостоятельной работы студентов, формы аттестации по ней;

· дополнительные основания включения дисциплины в учебный план (ООП).

8.5. Дисциплины вариативной части учебного цикла ООП (п. 2.4) могут дополнять либо дисциплины базовой части в целом, если содержание базовой части не обеспечивает формирование определенных компетенций выпускника, либо конкретные дисциплины базовой части, если их содержание недостаточно для формирования соответствующих компетенций на должном уровне.

Например, дисциплины базовой части первого цикла ООП бакалавриата или подготовки по специальности в составе:

· История,

· Философия,

· Иностранный язык,

· Экономика,

· Социология и политология,

· Правоведение

могут дополняться обязательными дисциплинами вариативной части:

· Культурология,

· Русский язык и культура речи,

· Психология и педагогика,

· Деловой иностранный язык,

· Менеджмент и маркетинг,

· Экономика и управление на предприятии.

При этом первые три дисциплины вариативной части дополняют базовую часть цикла «в целом», а остальные обеспечивают расширение и углубление знаний, умений и навыков в соответствующих областях – по иностранному языку и в области экономики и управления.

Возможны учебные циклы, в которых «основная» дисциплина базовой части дополняется в вариативной части соответствующим практикумом. Например, определенная в базовой части второго цикла ООП бакалавриата или подготовки по специальности дисциплина «Физика» (лекционный курс с экзаменом) дополняется в вариативной части цикла практикумом (в т.ч. лабораторным) по физике (форма аттестации – зачет).

8.6. Вариативные части учебных циклов должны содержать дисциплины по выбору студентов (п. 2.7). Они должны дополнять обязательные дисциплины как базовых, так и вариативных частей и изучаться по учебному плану после них.

Например, если в первом семестре ООП бакалавриата или подготовки по специальности предусмотрена обязательная дисциплина «История», то во втором семестре студентам можно предложить один из нескольких (минимум из двух) исторических курсов (например, «История региона», «История Евросоюза» и т.п.). Подобные решения позволят равномерно распределить учебную нагрузку соответствующих кафедр в учебном году.

Доля дисциплин по выбору в профессиональном цикле должна быть больше, чем в других циклах.

8.7. Профиль, специализация или профильность ООП (в дальнейшем «профиль») в основном определяется содержанием вариативной части профессионального цикла. В общем случае вариативная часть профессионального цикла может содержать:

· обязательные дисциплины для всех профилей;

· обязательные дисциплины профиля;

· дисциплины по выбору студента профильной направленности.

Возможны варианты, когда все содержание вариативной части профессионального цикла (все ее дисциплины) соответствуют одному определенному профилю.

8.8. При переходе от ООП специальности (ГОС ВПО) к ООП бакалавриата (ФГОС ВПО) уменьшается объем (трудоемкость, продолжительность) теоретического обучения студента по учебным циклам (примерно на 10–15%), что обуславливает необходимость объединения отдельных дисциплин, уменьшения трудоемкости их освоения, пересмотра (уточнение) содержания дисциплин с учетом определенных во ФГОС ВПО результатов обучения.


Приложение 1

Макет учебного плана подготовки бакалавров по ФГОС ВПО

ФГОУ ВПО " Калининградский государственный технический университет "

УТВЕРЖДЕН

ученым советом университета

" " ___________ 2011 г.

(протокол № ____ )

Ректор _____ __________

Учебный план

подготовки бакалавров по направлению

_______________________________________

(профиль подготовки _____________________________ )

Год приема - с 2011 г.

Срок обучения - 4 года (208 недель,

включая 8 недель последипломных каникул)

Код

цик-

ла,раз-

дела,

дис-

цип-

лины

Наименование циклов, разделов, дисциплин, практик

Трудоемкость

Распределение по семестрам

В зачет-ных еди-ницах

В часах

Курсовые работы

Курсовые проекты

Зачеты

Экзамены

Зачетные единицы/ аудиторные занятия (час)

Всего

Ауди-тор-ные заня-тия (АЗ)

Само-стоя-тель-ная работа (СР)

1 сем.

2 сем.

3 сем.

4 сем.

5 сем.

6 сем.

7 сем.

8 сем.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Б.1

Гуманитарный, социальный и

экономический цикл

Х

Базовая часть

Х

История

4

144

60

84

1

4/60

Философия

4

144

60

84

3

4/60

Иностранный язык

4

144

90

54

1, 2

2/46

2/44

...

Вариативная часть ( в т.ч. дисциплины по выбору студента)

Х

Деловой иностранный язык

4

144

90

54

3, 4

2/46

2/44

Дисциплины по выбору студента

Х

2,4,6

Х/Х

Х/Х

Х/Х

Б.2.

Математический и естественнонаучный цикл

Х

Базовая часть

Х

Математика

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Информатика

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Вариативная часть
( в т.ч. дисциплины по выбору студента)

Х

Дисциплины по выбору студента

Х

Б.3.

Профессиональный цикл

Х

Базовая часть

Х

Безопасность жизнедеятельности

4

144

60

84

7

4/60

Вариативная часть ( в т.ч. дисциплины по выбору студента)

Х

Дисциплины по выбору студента

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Б.4.

Физическая культура

2

384

384

1-6

4.1.

Основы физической культуры

1

12

12

1/12

4.2.

Физическое самосовершенствование

1

12

12

1/12

4.3.

Практическая подготовка

360

360

-/60

-/60

-/60

-/60

-/60

-/60

Б.5.

Учебная и производственная практики

12

5.1.

Учебная практика

4

144

144

8

4/-

5.2.

Производственная практика

8

288

288

4,6

4/-

4/-

Б.6.

Итоговая государственная аттестация

12

432

432

12/-

Б.7.

Факультативы

3

108

60

48

3/60

ИТОГО по ООП (без учета факультативов)

240

28/ Х

32/Х

28/Х