Главная              Рефераты - Разное

Паспорт Программы 5 Характеристика и инвестиционный потенциал Заинского муниципального района 7 - реферат

Содержание

Введение

3

Паспорт Программы

5

Характеристика и инвестиционный потенциал Заинского муниципального района

7

I Анализ ситуации

1. Социальное развитие и качество жизни

11

1.1. Направления социального развития

11

1.1.1. Демографическая ситуация

11

1.1.2. Здравоохранение

13

1.1.3. Образование

17

1.1.4. Культура и потенциал развития туризма

21

1.1.5. Труд и занятость

25

1.2. Направления комфортной среды обитания

27

1.2.1. Доходы населения и развитие потребительского рынка

27

1.2.2. Повышение доступности жилья

30

1.2.3. Социальная защита населения

31

1.2.4. Развитие физической культуры и спорта

33

1.2.5. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

35

2. Состояние и основные тенденции развития ключевых отраслей экономики

39

2.1. Промышленность

39

2.2. Агропромышленный комплекс

41

2.3. Строительство и ЖКХ

48

2.4. Предпринимательская деятельность и инвестиционная среда

51

3. Текущее состояние и тенденции развития транспортной и электроэнергетической инфраструктуры, информации и телекоммуникаций

55

3.1. Транспортная инфраструктура

55

3.2. Энергетическая инфраструктура

58

3.3. Информационная и телекоммуникационная инфраструктура

61

II Программа действий

4. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Заинского муниципального района на период 2011-2015гг.

64

4.1. Позиционирование Заинского муниципального района в рамках Набережночелнинской агломерации РТ

64

4.2.Ключевые цели и стратегические приоритеты экономической политики руководства Заинского муниципального района

65

4.3. Формирование благоприятного инвестиционного климата

72

5. Комплекс программных мероприятий

74

5.1. SWOT-анализ и описание конкурентных преимуществ

74

5.2. Комплекс программных мероприятий по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц

76

5.3. Комплекс программных мероприятий по повышению качества среды – экономические и экологические факторы

79

5.4. Комплекс программных мероприятий по тарифной и ценовой политике

81

5.5. Комплекс программных мероприятий по размещению производительных сил, развитию человеческого капитала и решению проблем рынка труда и занятости, повышению уровня жизни

86

5.6. Комплекс программных мероприятий по решению проблем, препятствующих повышению инвестиционной деятельности и стимулированию инновационных процессов

90

5.7. Комплекс программных мероприятий по решению проблем в развитии экономической базы, упорядочении земельно-имущественных отношений

92

5.8. Комплекс программных мероприятий по развитию экономического зонирования и межмуниципальных проектов

116

6. Механизмы реализации программы социально-экономического развития Заинского муниципального района на 2011 – 2015 годы

117

6.1. Организационно-управленческие механизмы. Меры по повышению эффективности местного самоуправления

117

6.2. Порядок внесения изменений в настоящую Программу

117

Приложение 1. Ключевые цели социально-экономического развития Заинского района на период 2011-2015 годы

119

Приложение 2. Основные социально-экономические показатели развития Заинского муниципального района на 2011-2015 г.г.

121

Приложение 3. Основные социально-экономические показатели развития Заинского муниципального района на 2011-2015г.г. по разделу "Добавленная стоимость"

123

Приложение 4. Основные социально-экономические показатели развития Заинского муниципального района на 2011-2015г.г. по разделу «Промышленность»

125

Приложение 5. Основные социально-экономические показатели развития Заинского муниципального района на 2011-2015г.г. по разделу «Обеспеченность инфраструктурой»

127

Приложение 6. Основные социально-экономические показатели развития Заинского муниципального района на 2011-2015г.г. по разделу «Финансы»

129

Приложение 7. Основные социально-экономические показатели развития Заинского муниципального района на 2011-2015г.г. по разделу «Труд»

131

Приложение 8. Реестр инвестиционных проектов

133

Приложение 9. Реестр муниципальных Программ

137

Введение

«Программа социально-экономического развития Заинского муниципального района на 2011-2015 годы» разработана на основе базовых документов:

Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»,

«Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы». Проект.

Закон РТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010годы»,

«Программа развития конкуренции в Республике Татарстан», утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ №934 от 31 декабря 2009г,

Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан до 2020г. и на период 2030г», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 763 от 22 октября 2008г.

Прогноз социально-экономического развития на 2011 и на плановый период 2012-2014 годы.

«Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан», 2009 г.,

«Программа социально-экономического развития Заинского муниципального района на 2006-2010годы»,

Доклад Главы Заинского муниципального района Воропаевой Т.В. «О показателях эффективности деятельности органов местного самоуправления Заинского муниципального района за 2010г.»,

В качестве политического документа использовалось Послание Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. Государственному Совету РТ от 13 ноября 2010 г., в частности рекомендации, затрагивающие вопросы территориального планирования: «Необходимо пересмотреть наши подходы к территориальному развитию. Несмотря на то, что сегодня значительные объемы бюджетных ресурсов направляются на развитие общественной инфраструктуры, обеспеченность ею муниципальных образований все еще неравномерна. Причиной является недостаточная координация работ по комплексному развитию территорий».

В процессе разработки Программы учитывались «Методические материалы по разработке Программы социально-экономического развития муниципального образования Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы» Министерства экономики Республики Татарстан 2011 года.

Всего в рамках проекта выполнены следующие виды работ:

- Анализ результатов реализации Программы социально-экономического развития Заинского муниципального района на 2006-2010годы»;

- Анализ статистических данных, вторичных источников, предоставленных специалистами экономического и других отделов Исполкома Заинского муниципального района;

- Посещение предприятий, сельских поселений, встречи с предпринимателями и обсуждение с руководителями предприятий, владеющих оперативной информацией о социально-экономической ситуации в районе и участвующих в программах и проектах развития муниципального района;

- Формирование собственно Программы развития района на основе сотрудничества с руководителями профильных отделов Совета и Исполкома Заинского муниципального района;

- Презентация «Проекта Программы развития Заинского муниципального района на период 2011-2015гг.» для руководства муниципального района и с целью ее доработки и дальнейшего принятия в качестве местного нормативно-правового документа, определяющего перспективное развитие района и соответствующую среднесрочную программу действий администрации.

Паспорт Программы

Приложение

к решению Заинского районного Совета

от ____ __________ 2011 года № _____

ПАСПОРТ

Программы социально-экономического развития Заинского муниципального района

Республики Татарстан на 2011-2015 годы

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Заинского муниципального района на 2011 – 2015гг.

Основание для разработки Программы

Программа социально-экономического развития Заинского муниципального района на период 2011 – 2015 г.г. разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2010г. № 708 «О плане реализации решения Совета Безопасности Республики Татарстан от14.12.2009г. №32 «О ходе реализации антикризисных мер в Республике Татарстан»;

- «Программа развития конкуренции в Республике Татарстан», утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ №934 от 31 декабря 2009г;

- Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан до 2020г. и на период 2030г.», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №763 от 22 октября 2008г.;

- Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 и на плановый период 2012-2013 годы;

- Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы.

Основные разработчики Программы

Консалтинговая компания «Маркетинг-сервис Бюро» (Казань) в сотрудничестве с отделами и управлениями Исполнительного комитета Заинского муниципального района

Основные цели Программы

- На основе проведенного анализа внутренних и внешних возможностей найти недоиспользованные резервы для более динамичного и многополюсного развития экономики муниципального района;

- Качество жизни населения муниципального района должно быть обеспечено на уровне не ниже средне республиканского уровня и обеспечено за счет проведения комплексной социальной политики, более полно охватывающей все слои населения, особенно сельских поселений;

- Заинский муниципальный район должен стать максимально благоприятным, привлекательным для проживания, работы и развития граждан, особенно молодежи;

- Более четко позиционировать район и на этой основе повысить уровень его узнаваемости и инвестиционной привлекательности;

- Диверсифицировать имеющиеся «полюса роста» и подготовить основы для развития малого бизнеса, в том числе в сельских поселениях.

Основные задачи Программы

· Сформировать благоприятный инвестиционный климат и создать комфортные условия для ведения бизнеса;

· Приступить к диверсификации предприятий машиностроения и на основе привлеченных инвестиций создать высокотехнологичные производства, выпускающие конкурентоспособную продукцию;

· Обеспечить удвоение переработки сельскохозяйственной продукции и увеличение объема добавленной стоимости; Разработка и реализация 10-14 инвестиционных проектов и создание высокотехнологичных малых предприятий;

· Обеспечить сокращение разрыва между городскими и сельскими поселениями в развитии транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур, а также приведение последних в соответствие с потребностями развивающегося производства;

· Повысить уровень интеграции КФХ и ЛПХ в существующую систему агропромышленного комплекса и создать нескольких закупочно-производственных кооперативов;

· Повысить роль малого и среднего предпринимательства в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности, создать не менее 35 семейных ферм;

· Обеспечить выполнение основных государственных социальных гарантий за счет адресной и эффективной социальной политики.

Объемы и источники финансирования

Все доступные источники бюджетов, внебюджетные фонды, инвестиции, средства предприятий, привлеченные кредитные ресурсы, гранты и спонсорские средства.

Исполнители программы

Отделы (управления) Исполнительного комитета Заинского муниципального района,

предприятия и организации района,

Центр занятости населения (по согласованию),

Управление сельского хозяйства и продовольствия (по согласованию),

Управление социальной защиты (по согласованию)

Планируемые ключевые результаты реализации Программы

· Продолжительность жизни 74,1

· ВТП (в ценах соответствующих лет) 26,5 млрд.руб.

· ВТП в расчете на душу населения 454,16 тыс.руб.

· Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника 25 600 руб.

· Объем промышленного производства 24,1 млрд. руб.

· Валовой сбор продукции сельского хозяйства 3,1 млрд.руб.

· Обеспеченность жильем 24 кв. м. на 1 человека.

· Доля добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями - 20%

· Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования 1,35 млрд.руб.

· Инвестиции в расчете на душу населения 23,1 тыс.руб.

Система контроля за исполнением программы

· Ежегодное рассмотрение хода выполнения и движения к намеченным целям;

· Публикации в районных СМИ и на официальном сайте района основных итогов социально - экономического развития за каждый прошедший квартал, полугодие, год;

· Ежеквартальная публикация в районных СМИ данных о работе социально ориентированных предприятий района (ЖКХ, строительства, транспорта, здравоохранения, транспорта и др.);

· Проведение опросов населения и бизнеса для выявления мнений и оценок уровня качества муниципальных, а также государственных услуг на территории Заинского муниципального района.

Характеристика и инвестиционный потенциал

Заинского муниципального района

Краткая информация о районе

Площадь муниципального района – 1900,78 км². Численность населения - 58,1 тыс.человек. В состав района входят 23 поселения в т.ч. 1 городское поселение и 22 сельских (78 сел и деревень, в которых насчитывается 5850 дворов и проживает – 15,9 тыс.чел). Более половины населения татары — около 30 тысяч, русских — около 21 тыс., чувашей—около 1 тысячи, башкиры — 200 человек и другие.

Самым древним поселением, обнаруженном на территории Заинского района, является Кармановское селище. Здесь жили люди бронзового века 3000—3500 лет тому назад. В эпоху Булгарского ханства по территории района проходило одно из ответвлений Великого Шелкового Пути. Через сто лет после завоевания Казанского ханства – в 1652 г. была заложена Заинская крепость. О судьбе крепости на Степном Зае писал, исследуя пугачевский бунт, A.C. Пушкин. В 90-х годах XVIII века Заинск становится волостным центром. В марте 1935 года образован Заинский район. В 1962 году рабочий поселок Новый Зай преобразован в город республиканского подчинения с присвоением ему наименования г.Заинск.

Заинск - город у слияния рек Степной и Лесной Зай, близ одноименной железнодорожной станции на линии Агрыз-Акбаш. Расстояние до Казани - 287 км. Через 3аинск проходит автомобильная дорога Набережные Челны - Альметьевск.

С вводом в строй крупнейшей в Европе Заинской ГРЭС на реке Степной Зай создано Заинское водохранилище объемом 100 млн.куб.м., где организовано также и рыбное хозяйство. 28,2% района покрыто лесом, главным образом лиственным. Основные их массивы расположены на западе и северо-востоке района. Животный мир: зайцы, лисы, волки, лоси, косули, кабаны и др.

Основу экономики Заинского муниципального района составляют крупные предприятия - Заинская ГРЭС, ОАО «КАМАЗавтотехника», ЗАО «ТатЭК», Филиал ООО «Завод ТЕХНО», ОАО «Заинский сахарный завод», ООО «Заинский Крекер», Филиал ОАО «Вамин - Заинский молочный завод», ЗАО «Агросила групп» (ООО «Агрофирма Заинский сахар», ООО «Агрофирма Восток», ООО «Агрофирма Зай»).

Экономическая ситуация на начало 2011 года

Основные тенденции социально-экономического развития района Республики в 2010 году свидетельствовали о преодолении кризисных явлений и об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную динамику демонстрировало большинство секторов экономики:

ВТП района на 1 января 2011 года составил 18,15 млрд.руб., на душу населения- 312 283 руб. (по Республике Татарстан - около 312,5 тыс.руб.).

Средняя продолжительность жизни составила 69,6 лет (по Республике – 70,9 лет) обеспеченность жилой площадью- 22,3 м² (по республике Татарстан – 22,7 м²).

Среднемесячная заработная плата составила 14 589 руб. (14 показатель по республике), среднедушевой доход 9 143,3 рублей.

Объем отгруженной продукции перешагнул в 2010 году отметку в 17,5 млрд.рублей. Рост производства в истекшем году позволил перекрыть падение в кризисном 2009г. (6 показатель в республике). Индекс промышленного производства составил 115,8% по отношению к 2009г. (13 показатель по РТ).

Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности «строительство», за 2010г. составил 1 млрд. 791 млн.рублей (14 показатель по республике). В течение года введено 19 181 кв.м. общей полезной площади (21 показатель по РТ). Почти две трети этого объема выполнено за счет строительства индивидуального жилья (12 154 кв.м.). Доля жилья по социальной ипотеке - 36% (по РТ – 20%).

Одной из ведущих отраслей экономики района является сельское хозяйство. Все последние годы аграрный сектор демонстрировал положительную динамику, его доля достигала до 15% объема валового территориального продукта. Однако 2010г. внес серьезные корректировки в выполнение программы развития этой отрасли. Из-за сильных бесснежных зимних холодов погибло 58% озимых культур – почти 13 тыс.гектаров. В результате валовой сбор зерна составил 7 565 тонн или 5,9 центнеров с одного гектара. Это в 5-6 раз меньше планируемых объемов. Общий объем реализованной продукции сельского хозяйства за год составил 813 млн.руб. или 86% к уровню 2009г. Даже в столь сложных условиях району удалось сохранить поголовье скота и сохранить потенциал его увеличения.

Потребительский рынок является своего рода индикатором социально-экономического положения. На его долю приходится 75% всех денежных расходов населения. Оборот розничной торговли увеличился на 18,8% и достиг 2,4 млрд.руб. При этом товарооборот на душу населения составил 40,8 тыс.рублей. Населению оказано платных услуг на сумму 723 млн.руб. Это - 12 показатель по Республике. Наибольший удельный вес платных услуг приходится на г.Казань (55,8%) и г.Набережные Челны (16,3%), что в денежном выражении составляет, соответственно, 82 389,6 млн.рублей и 24 081,1 млн.рублей. За этот же период оборот общественного питания возрос на 17% (130 млн.руб.). Объем вкладов населения, размещенных на счетах Заинских филиалов и доп.офисах банков, за год вырос на 139% и составил на 1 января 2011г. 1 млрд. 298 млн.руб.

Процесс информатизации происходит практически во всех сферах экономики и социальной жизни. Заметно возросло число активных абонентов сотовой связи, уровень проникновения которой достиг 160%. Возросло количество пользователей сети Интернет, уровень проникновения которого, по оценке, достиг 63%. Ведется работа по информатизации процессов муниципального управления и расширению спектра и качества муниципальных услуг предоставляемых населению и хозяйствующим субъектам.

Возрастает роль малого и среднего бизнеса в экономике района. Только за два последних года их количество выросло в 1,6 раза, достигнув цифры 2 354 единицы, в том числе 470 малых и средних предприятий (из них 232 – микропредприятия) и 1 884 индивидуальных предпринимателя. Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями увеличивается и на конец 2010 года составляет 1 млрд. 995 млн.руб., Каждый шестой работающий занят в этой сфере. В районе принята Программа развития предпринимательства, в соответствии с которой планируется реализация системы мер, стимулирующих малые формы хозяйствования, особенно в сельских поселениях, а также малые предприятия в сфере переработки с/х продукции, металлообработки, деревообработки, сферы услуг, туризма и др.

Заинский муниципальный район вступает в стадию обновления стратегического видения своего развития и стремится сделать район максимально благоприятным для проживания, привлекательным для работы и развития бизнеса. Руководство муниципального района намерено более четко позиционировать район и на этой основе повысить уровень его узнаваемости и известности. В рамках настоящей Программы планируется диверсифицировать имеющиеся и подготовить новые «полюса роста» экономики, как за счет развития малых высокотехнологичных производств, так и создания новых крупных предприятий.

Приоритетные отрасли для инвестирования.

Агропромышленный комплекс . В районе сложилось уникальное сочетание факторов, благоприятствующих развитию пищевой промышленности. Планируется удвоить объем переработки с/х продукции и увеличить объем добавленной стоимости с 805 млн.руб. до 1,6 млрд.руб. за счет повышения имеющихся мощностей и создания 10-14 высокотехнологичных малых предприятий. Наиболее перспективные производства: кондитерские изделия, первичная переработка мяса, производство круп и макаронных изделий, питьевой воды, производство муки, производство молочных продуктов и др. Увеличить производство традиционных видов с/х продукции в стоимостном выражении до 3,0-3,5 млрд.руб. в год за счет использования современных технологий и мелиорации. Планируется создать не менее 35 семейных ферм, повысить уровень интеграции КФХ и ЛПХ в существующую систему АПК;

Промышленность . Планируется приступить к диверсификации предприятий машиностроения и на основе привлеченных инвестиций создать высокотехнологичные, в том числе новые конкурентоспособные производства. Для эффективного использования имеющихся запасов деловой древесины планируется создать современное деревообрабатывающее и мебельное производство. Многие предприятия района разрабатывают инвестиционные программы для модернизации производств и более масштабного освоения рынков;

Сфера ЖКХ становится все более ориентированной на качество услуг и одновременно на повышение эффективности работы предприятий, которые все более активно осваивают самые современные ресурсосберегающие технологии. Начался процесс организации межпоселенческих ЖКХ - новой формы бизнеса, ориентированной на обслуживание и развитие сельских поселений. Предприятия ЖКХ открыты для инвесторов, привносящих инновационные подходы, новейшие инженерные и управленческие технологии.

Транспортная инфраструктура и создание Заинского Логистического Центра. Выгодное транспортное расположение между динамичными промышленными центрами, растущий спрос на логистику, отражающий рост грузопотоков, наличие свободных территорий и складских площадей в г.Заинске создают возможность для формирования ЗЛЦ. Учитывая высокий уровень конкуренции, в данной сфере требуется проведение исследований рынка и подготовка ТЭО.

Рекреация и туризм . Богатство природы, ее чистота и разнообразие, самобытная культура народов, традиции, праздники, ремесла, чистые водоемы и лечебные грязи, спортивные сооружения - все это составляет основу туристического продукта района. Однако пока этот продукт находится на стадии формирования и подготовки реальных инвестиционных проектов.

Формирование благоприятного инвестиционного климата.

Руководство района приступило к формированию максимально благоприятного инвестиционного климата и комфортных условий для ведения бизнеса. Район располагает ресурсами, которые пока используются недостаточно эффективно. Исполком района выражает готовность:

предоставить 13 тыс. кв. метров незадействованных и неэффективно используемых площадей,

создать Заинский инвестиционный/деловой Совет

создать инвестиционные площадки высокой эксплуатационной готовности,

поддерживать равные конкурентные условия для участников рынков,

создать Ресурсный Центр Развития Предпринимательства,

Список мер, предпринимаемых Исполкомом района, будет постоянно пополняться, на основе мнений, оценок и рекомендаций предпринимателей.

I Анализ ситуации

1. Социальное развитие и качество жизни

1.1. Направления социального развития

1.1.1. Демографическая ситуация

Анализ ситуации

«Программой социально-экономического развития Заинского муниципального района 2006-2010гг.» предусматривалось к 2010 году повышение продолжительности жизни населения до 69,1 года, стабилизация показателя младенческой смертности на уровне 8-10 промиле, снижение смертности от туберкулеза до 8 случаев на 100 тыс. населения

В Заинском муниципальном районе проживает 58 121 человек, в том 42 204 в городе и 15 917 человек в сельских поселениях. С 2006г. отмечена тенденция по увеличению рождаемости, но эта тенденция пока не переросла в доминирующую. Наблюдаемое снижение уровня смертности способствует восстановлению демографического баланса населения.

Таблица 1

Коэффициенты естественного движения населения в районах и городах Татарстана,

на 1000 среднегодового наличного населения*

Наименование районов и городов

Общий коэффициент рождаемости

Общий коэффициент смертности

2006

2007

2008

2009

2010

Ранги*

2006

2007

2008

2009

2010

Ранги*

По Республике

9.9

10.9

11.8

12.4

13.0

13.1

13.0

13.0

12.7

13.2

Заинский

9.7

10.0

11.3

11.9

12.2

13

13.4

13.7

14.3

13.2

13.7

8

Елабужский

10.4

11.9

12.4

13.2

14.1

3

10.8

11.2

11.0

10.8

11.0

3

Сармановский

10.2

10.6

10.9

10.3

13.1

11

13.9

14.6

14.0

14.6

15.4

16

Альметьевский

11.0

12.1

12.3

13.1

14.2

2

12.0

12.3

12.1

12.2

12.1

5

Продолжение таблицы 1

Наименование районов и городов

Коэффициент естественного прироста, убыли(-)

2006

2007

2008

2009

2010

Ранги*

По Республике

-3.2

-2.1

-1.2

-0.3

-0.2

Заинский

-3.7

-3.7

-3.0

-1.3

-1.5

11

Елабужский

-0.4

0.7

1.4

2.4

3.1

3

Сармановский

-3.7

-4.0

-3.1

-4.3

-2.3

14

Альметьевский

-1.0

-0.2

0.2

0.9

2.1

5

* по данным Татарстанстата

** ранги среди территорий РТ указаны:

для общих коэффициентов рождаемости и естественного прироста – по убывающей;

для общего коэффициента смертности – по возрастающей.

Показатель рождаемости в Заинском районе в 2010 году составил 12,2 на 1000 жителей, в Республике Татарстан 13,0. Показатель смертности населения составил 13,7 на 1000 человек (в РТ – 13,2). В 2010 году в муниципальном районе родилось 704 ребенка, зарегистрировано 796 записей о смерти. В самом городе Заинск число родившихся на 54 человека превысило число умерших (родилось 550 чел., умерло – 496 чел.). Показатель смертности трудоспособного населения в Заинском районе составил 470,0 на 100 тыс.населения соответствующего периода.

Смертность трудоспособного населения в Заинском муниципальном районе в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 19,5%, с 583,9 случаев на 100 000 человек соответственного возраста до 470,0.

По сравнению с 2006 годом произошли позитивные изменения в продолжительности жизни, как одного из ключевых показателей качества жизни населения. Средняя продолжительность жизни в Заинском районе составила в 2009 году 69,6 лет, в том числе среди женского населения – 76,0 лет, среди мужского населения – 63,5 лет (по РТ оба пола – 70,1 лет, в том числе 76,2 лет – у женщин и 63,9 лет – у мужчин).

Таблица 2

Основные демографические показатели в Заинском муниципальном районе

Наименование показателя

Единица измерения

2007

2008

2009

2010

2015

прогноз

Численность постоянного населения - всего:

человек

58 065

58 401

58 154

58 121

58 430

Темп роста к предыдущему году

%

х

100,6

99,6

99,9

100,5

Численность занятых в экономике (среднегодовая)-всего

тыс.чел.

26,7

26,8

26,9

25,8

26,0

Темп роста к предыдущему году

%

х

100,4

100,4

95,9

100,8

Число родившихся за год

человек

583

657

692

704

Х

Темп роста к предыдущему году

%

Х

112,7

105,3

101,7

Х

Число умерших за год

человек

796

833

765

796

Х

Темп роста к предыдущему году

%

Х

104,6

91,8

104,1

Х

Естественный прирост, убыль (-) населения

человек

-213

-176

-73

-92

Х

Число прибывших за год

человек

1344

640

630

-

Х

Число выбывших за год

человек

795

714

587

-

Х

Миграционный прирост населения

человек

549

-74

43

-

х

* по данным Татарстанстата, ** трудоспособные – мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года, пенсионеры – мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет.

Пока сложной остается ситуация в сельских поселениях: только за 2010г. число родившихся на селе составило 154 человека, умерших 300 чел.

Младенческая смертность в Заинском районе в 2010 г. – 9,8 на 1000 детей, родившихся живыми, в 2009 г. – 1,5, 2008 г. – 4,5 (по РТ: 5,6; 6,0; 5,9;). В течение 2008-2009 г.г. регистрируются по 1 случаю материнской смертности, в 2010 г. – не отмечена.

Таблица 3

Сравнительная численность и структура

населения в отдельных районах Республики Татарстан (на начало 2010 года)

Наименование арйона

Всего

в том числе распределение

по полу

по основным возрастным категориям

Мужчины

женщины

Дети

(0-17 лет)

Дети

(0-14 лет)

Подростки (15-17 лет)

Взрослые старше 18 лет

Женщины

(15-49 лет)

Дети

1-го года жизни

Трудоспо-собные**

Пенсио-неры

РТ

3778504

1741061

2037443

716372

582615

133757

3062132

1019458

46 397

2360007

792 746

Елабужский

81 392

37 700

43 692

15 840

12 731

3 109

65 552

24 181

1 057

53 795

13 922

Заинский

58 121

27 055

31 066

11 657

9 297

2 360

46 464

15 319

690

35 676

12 379

Сармановский

36 680

17 174

19 506

8 052

6 413

1 639

28 628

9 123

382

21 406

8 329

Альметьевский

194 892

91 411

103 481

39 958

32 565

7 393

154 934

53 203

2 537

124 010

36 014

При сложившемся уровне воспроизводства населения в Заинском муниципальном районе наблюдается действие и иных процессов, в основе которых лежат группа причин:

Пока сохраняется тенденция повышения доли граждан пожилого возраста, которая превышает долю детей до 14 лет почти на 3000 человек, что требует принятия соответствующих мер в рамках настоящей Программы,

Происходит снижение численности населения в сельской местности, что само по себе связано с действием совокупности факторов: не достаточной социальной обустроенностью молодых семей и многих других;

Сохраняется сложившейся (средний по республике) уровень разводов., только в 2010г. зарегистрировано 410 браков и 196 разводов. Но к уровню 2009г. количество браков выросло на 101%, но количество разводов снизилось на 6,2%.

Относительно высокий уровень потребления алкоголя и табакокурения, что требует более активного участия района в реализации федеральных и республиканских целевых программ.

Проблемы и возможности

Наличие в Регионе соседних динамичных промышленных центров и определений разъездной характер работы части населения, с выездом в большие города - Елабугу, Нижнекамск, Казань, Набережные Челны, Альметьевск;

Создание рабочих мест в сельских поселениях отстает от реальных потребностей, недостаточная работа с сельской молодежью;

Отсутствие республиканской программы по иммиграционной политике,

Принятые в последние годы на федеральном уровне системные меры по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства, а также реализация республиканских муниципальных Программ, создают возможности для кардинального изменения демографической ситуации в Заинском муниципальном районе. Демографическая ситуация отражает общеэкономическое, социальное положение района, следовательно переломить ситуацию возможно лишь с помощью комплекса мер по развитию района.

1.1.2. Здравоохранение

Анализ ситуации

В Заинском муниципальном районе, как и в Республике Татарстан, за последние годы проведена большая работа по реструктуризации и оптимизации системы государственного и муниципального здравоохранения. Значительному улучшению ситуации способствовала реализация национального проекта «Здоровье». Формируется новая модель здравоохранения, основанная на принципах получения максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат». (Концепция модернизации здравоохранения в Республике Татарстан на 2011-2012 годы).

Виды медицинской помощи, оказываемой на территории муниципального района:

Амбулаторно-поликлиническая помощь- первичная медико-санитарная помощь, акушерско-гинекологическая помощь, стоматологическая помощь, травматологическая помощь

Стационарная медицинская помощь- круглосуточный стационар, дневной стационар

Скорая помощь.

Об обеспечении населения района врачами и больничными койками

В первичном звене здравоохранения трудятся 33 врача и 59 медицинских сестер. Организована работа 20 участковых терапевтов по системе ВОП с выделением отдельных помещений для приема и лечения больных за счет имеющихся площадей в районной поликлинике, функционируют - 19 врачебных участков. Закончен капитальный ремонт здания инфекционного отделения (корпус №4).

В настоящее время в Заинской ЦРБ работают 3 офиса и 17 кабинетов врача общей практики - это составляет 90% от общего количества врачей в участковой сети. Число посещений к врачам амбулаторно–поликлинической службы в 2010 году составило 386 тысяч, в расчете на одного жителя приходится 6,6 посещений в год (в 2009 было в среднем 6,7 посещений).

Таблица 4

Основные показатели здравоохранения в Заинском муниципальном районе

Показатель

Единица измерения

2006

2007

2008

2009

2010

Обеспеченность населения больничными койками

коек на 10 000 чел. населения

88

87,2

64

64

48,7

Обеспеченность населения врачами

на 10 000 чел. населения

19,8

19

19,8

20

15,1

Обеспеченность населения средним медицинским персоналом

на 10 000 чел. населения

98,1

96,2

97,7

98,4

119,4

*из паспорта

Таблица 5

Обеспеченность населения врачами в районах и городах

Республики Татарстан

Наименование районов и городов

В абсолютных данных

На 10 тыс. постоянного населения

200 6

2007

2008

2009

20 10

200 6

2007

2008

2009

20 10

В подчинении МЗ РТ

12 970

12 930

12 567

12 432

12 305

34.5

34.4

33.4

33.0

32.7

Елабужский

200

200

194

190

185

24.9

24.8

24.1

23.5

22.9

Заинский

95

92

89

88

87

16.3

15.8

15.2

15.1

15.0

Сармановский

68

63

62

62

61

18.3

17.1

16.9

16.9

16.6

Альметьевский

459

468

454

443

454

23.9

24.2

23.4

22.8

23.4

Обеспеченность населения врачами - 15,0 на 10 тыс. жителей (по районам РТ – 23,1), а обеспеченность СМР – 82,0 на 10 тыс. жителей (по районам РТ – 72,4). Доля врачей, имеющих квалификационные категории, в 2010г. составила 46,0% (по районам РТ - 49,4%), средних медицинских работников – 71,1% (по районам РТ - 66,2%). Удельный вес врачей, имеющих сертификат в 2010 г. составил 96,6% (по районам РТ - 96,5%), средних медицинских работников - 95,4% (по районам РТ – 96,1%).

В настоящее время средний возраст врачей составляет 50 лет и уже сейчас недостает педиатров, рентгенологов, инфекционистов, хирургов, врачей общей медицинской практики.

Таблица 6

Обеспеченность населения средними медицинскими работниками

в районах и городах Республики Татарстан

Наименование

районов и городов

В абсолютных данных

На 10 тыс. постоянного населения

200 6 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

200 6 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Ранги

РТ

37 604

37 215

36 129

35 950

35 67 9

100.0

98.9

96.0

95 .4

94.7

Елабужский

988

909

897

887

869

123.2

113.0

111.1

109.9

107.6

1

Заинский

507

506

483

485

477

87.0

87.1

83.1

83.4

82.0

20

Сармановский

386

370

337

321

314

104.0

100.4

91.8

87.4

85.5

10

Таблица 7

Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания

в районах и городах Республики Татарстан

Наименование

районов и городов

В абсолютных данных

На 10 тыс. постоянного населения

2006*

2007*

2008

200 9

2010

2006*

2007*

2008

200 9

2010

По медицинским учреждениям, реализующим ПГГ:

31 169

30 502

28 213

27 670

26 886

82,9

81,1

74,9

73,4

71,2

По Республике Татарстан без платных

31 102

30 448

28 153

27 620

26 837

82,7

80,9

74,7

73,3

71,0

республиканские учреждения

9 276

10 876

10421

10 094

10 501

24,7

28,9

27,7

26,8

27,8

Елабужский

579

475

387

387

377

72,2

59,0

47,9

47,9

46,3

Заинский

374

372

305

305

283

64,2

64,1

52,4

52,4

48,7

Сармановский

189

193

174

175

168

50,9

52,3

47,4

47,7

45,8

Альметьевский **

1 106

1 100

1052

1 051

966

57,6

57,0

54,2

54,1

49,6

Примечание: * - включая койки для новорожденных в родильных домах (отделениях)

Коечный фонд в 2009 году, развернутый в десяти подразделениях ЦРБ, составляет 268 круглосуточных коек (В 2010 году – 288), 111 - дневного пребывания (в 2010 году - 101). В ближайшие годы должна быть продолжена оптимизация структуры коечного фонда стационаров в первую очередь за счет сокращения длительности госпитального этапа. Обеспеченность круглосуточными стационарными койками в расчете на 10 000 населения по муниципальному району с населением с 31 000 - 80 000 населения 40 коек (в том числе с учетом межмуниципальных центров и отделений). Показатель среднего пребывания больного на койке сократился до 8,8 дней и соответствует параметрам индикативных показателей качества.

Остается очень высоким количество выездов бригад скорой медицинской помощи. В 2010 году было 1 907 выездов, в том числе 1 016 – в сельскую местность. При эффективной работе первичного врачебного звена, прежде всего врачей общей практики, детской участковой службы, показатель должен составить 316 вызовов на 1000 населения (средний показатель РТ), а в Заинском муниципальном районе он составляет 336,6 на 1000 человек.

О распределении бюджета в здравоохранении

В 2010г. консолидированный бюджет составлял 160 434,38 тыс.руб., в том числе средства бюджета – 5 127,80 тыс.руб., средства ОМС – 155 306,58 тыс.руб. Исполнение консолидированного бюджета здравоохранения составило 89% или 142 296,16 тыс.руб., в том числе средства бюджета – 4 785,12 тыс. руб. и средства ОМС – 137 511,04 тыс. руб.

Таблица 8

Структура консолидированного бюджета здравоохранения Заинского муниципального района (млн.руб.)

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

Изменение в 2010 по отношению к 2006, %

Консолидированный бюджет

124,6

146,4

188,4

184,9

160,4

129%

- средства бюджета

59,9

67,8

28,2

8,8

5,1

8,5%

-Средства ОМС

64,7

78,6

160,2

176,1

155,3

240%

Исполнение консолидированного бюджета

122,7

140,6

185,0

180,5

142,3

116%

- средства бюджета

59,4

67,7

28,2

8,8

4,8

8%

-Исполнение средств ОМС

63,3

72,9

156,8

171,7

137,5

217

Средняя заработная плата работников здравоохранения Заинского муниципального района за 2010 год с учетом внебюджетных источников составила 9 736,7 руб. (по РТ за 2009г. - 11 433,0 руб.).

Проводимые мероприятия в сфере здравоохранения

В амбулаторно-поликлинических учреждениях района за отчетный период выполнено – 386 042 посещений, платных – 58 608 посещений. Проводится профилактические медицинские осмотры на предприятиях города, а так же лиц, связанных с вредными условиями труда. Профилактические осмотры прошли всего 3 209 работников (21 предприятий и организаций города). В рамках реализации Программы национального проекта «Здоровье», в соответствии с представленным планом проведена дополнительная диспансеризация работающего населения (план – 2 000 чел.). По итогам 2010 года охвачено диспансеризацией – 2000 чел. - 100%.

Оказана медицинская помощь по родовым сертификатам за 2010г. талон 1 - на 1 680 000 руб., талон 2 - на 2 694 000 руб., талон 3 - на 1 105 000 руб. Общая сумма поступлений составила – 5 479 000 руб.

Профилактический флюрографосмотр населения проведен 30 682 жителям, в том числе город – 22 832, село – 7 850. План обследования на 2010 года составил – 31 101. Таким образом, выполнение составляет 99%. За 2010 год на передвижной флюорографической установке обследовано дополнительно 4 500 чел. сельского населения.

Материально – техническая база здравоохранения района

Существующая материально – техническая база здравоохранения района содержит все необходимые возможности для предоставления качественных услуг населению. За счет средств бюджета Республики Татарстан были приобретены 2 автомобиля «Фиат – Дабло». Для оснащения палаты интенсивной терапии новорожденных приобретено медицинское оборудование на общую сумму 1 млн. 432 тыс.рублей. Приобретено оборудование для проведения операций эндоскопическим методом, проведена централизация клинико–диагностической лаборатории и объединение приемных покоев хирургического и терапевтического корпусов.

В результате сокращения коечного фонда произошло высвобождение части кадров и помещений, что позволяет использовать их в развитие таких направлений как восстановительная и реабилитационная медицина, тем более, что в районе имеются для этого уникальные природные условия: лечебные грязи, водоемы и др.

За последние годы произведено переоснащение кабинетов врачей общей практики, проводится их компьютеризация с возможностью выхода в Интернет. Однако в целом уровень внедрения информационных систем в здравоохранение отстает от реальных потребностей и иных сфер жизнедеятельности района.

Имеющиеся информационные ограничения препятствуют созданию «дорожной карты» пациента от возникновения заболевания до выздоровления. В районе пока также отсутствует хорошо отлаженная цепочка обслуживания пациента. «Для каждого этапа лечения больного должны быть установлены технологические требования, требования по кадровому обеспечению, тариф оплаты медицинской помощи». (Концепция модернизации здравоохранения в Республике Татарстан на 2011-2012 годы).

В предстоящий период необходимо более полно оснастить учреждения здравоохранения компьютерным оборудованием и оборудованием для обращения полисов обязательного медицинского страхования в виде универсальной электронной карты. Приоритетное внимание должно быть уделено внедрению медицинских информационных систем, организации локальных вычислительных сетей и каналов связи, ведению листов ожидания и записи на прием к медицинскому работнику с использованием сети Интернет и информационно-справочных киосков, ведению электронной истории болезни и оформлению другой медицинской документации. (Концепция модернизации здравоохранения в Республике Татарстан на 2011-2012 годы).

Развитие современных медицинских технологий в Республике Татарстан, а также высокотехнологичных межмуниципальных медицинских центров в соседних с Заинском городах (Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск) создает возможности для интеграции системы муниципального здравоохранения Заинского муниципального района в общереспубликанскую. Основными направлениями интеграции должны стать: кардиология, онкология, травматология и сердечно-сосудистая патология. Для использования названных возможностей необходимо провести большую организационную работу в рамках отраслевого и межмуниципального взаимодействия.

Проблемы и возможности

Уровень информатизации сферы здравоохранения пока недостачен и отстает от реальных потребностей и других направлений социальной политики муниципального района,

В районе пока также отсутствует хорошо отлаженная цепочка обслуживания пациента, не разработана «дорожная карта», помогающая пациенту получать услуги от возникновения заболевания до выздоровления,

Соседство с городами с профильными медицинскими центами содержит возможности интеграции лечебных учреждений на базе заключения долгосрочных Договоров о Сотрудничестве.

1.1.3. Образование

Анализ ситуации

Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов в своем послании Государственному Совету Республики Татарстан в качестве приоритетного направления деятельности определил формирование нового поколения татарстанцев, думающих и живущих по-новому. Ключевая роль в этом принадлежит образованию. Заинский муниципальный район вместе со всей республикой приступил к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также новой стратегии образования «Килэчэк». В целом, в сфере образования реализуются 5 целевых муниципальных программ, которые нацелены на повышение качества образования и воспитания. Расходы на образование за 5 прошедших лет возросли на 165 317 тыс.руб. (169%).

Таблица 9

Расходы на образование в Заинском муниципальном районе (тыс.руб.)

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

2011 план

Всего:

239 182

293 673

331 759

355 408

404 499

394 965

Школы

158 746

197 997

209 833

216 435

229 393

227 275

Дошкольные учреждения

48 298

63 698

88 068

98 347

124 641

110 835

Школа коррекции

3 793

5 020

5 932

6 617

6 461

0

Внешкольные

13 340

15 578

15 545

17 476

26 154

18 663

прочие

15 005

11 380

12 381

16 533

17 850

38 192

Начавшийся в рамках Программы процесс Реструктуризации образовательных учреждений призван обеспечить высокое качество образования при оптимальном использовании управленческих и учительских кадров. В рамках реструктуризации планируется переход на финансирование на 1 обучающегося, а это в свою очередь потребует существенного перераспределения затрат.

Таблица 10

Норматив финансовых затрат на 1 обучающегося в год (руб.)

Класс

1-4 класс

5-9 класс

10-11 кл

Год

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Город

8 061

10 074

12 880

18 052

15 114

20 290

Село

13 577

15 436

22 604

28 394

24 228

30 355

Подвоз учащихся в базовые школы осуществляется автобусом по 7 школьных маршрутам (в 2009 году было 5). Для реализации намеченных планов потребуется еще 15 автобусов, а также затраты на ремонт дорожного полотна в сумме 300 млн.руб.

Деятельность Администрации была направлена на исполнение «Программы развития образования в Заинском муниципальном районе на 2008-2010г.г.» и формирование вариативной модели развития системы образования, включающей системы дошкольного, предшкольного, среднего, а также профессионального образования. Модель базируется на передовых достижениях в отрасли и призвана обеспечивать доступность и качество образовательных услуг.

Дошкольное образование и предшкольное образование .

В районе сформирована сеть дошкольных учреждений различных видов в соответствии с потребностями родителей: 14 детских садов, 10 детских садов общеразвивающего вида, 2 - комбинированного вида, 1 – компенсирующего вида. В целях обеспечения системного развития дошкольного образования, приказом Кабинета Министров РТ, на базе ДОУ «Дюймовочка» создан республиканский ресурсный центр.

Таблица 11

Основные показатели по дошкольным образовательным учреждениям

Заинского муниципального района

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

% 2010 к 2006

Количество дошкольных образовательных учреждений, ед.

23

23

26

26

27

117,4

В городе, ед.

15

15

16

16

16

106,7

На селе, ед.

8

8

10

10

11

137,5

Количество детей, посещающих ДОУ, чел.

1 973

2 089

2 246

2 264

2 345

118,8

Стоящих в очереди на получение места в ДОУ, чел.

80

180

100

143

250

312,5

Однако очередь на места в детских учреждениях с каждым годом увеличивается. Расширение сети дошкольных учреждений в Заинском муниципальном районе реализуется за счет открытия дополнительных групп для детей раннего возраста и использования свободных площадей. В числе задач на 2011 год предусмотрено открытие детского сада на базе свободных площадей Старомавринской, Верхненалимской и Светлоозерской школ. В январе 2011 года открыты 3 группы для детей младшего дошкольного возраста в МДОУ «Березка» и «Красная шапочка», всего на 60 мест, также планируется открытие ДОУ на свободных площадях Светлоозерской СОШ на 20 мест, Старомавринской ОШ на 20 мест и Верхненалимской ОШ на 20 мест.

В Татарстане принята и реализуется Президентская программа "Бэлэкэч" ("Малыш"), направленная на обеспечение местами в детсады детей с трех лет. Программа предусматривает развитие частно-государственного партнерства и создание частных детских садов, там где не получается решить проблему очередности используя только бюджетное финансирование.

В районе активно внедряется предшкольное образование. В Информационно-методическом центре собрана база данных неорганизованных детей района, которая ежегодно обновляется. В МДОУ «Василек» второй год функционирует группа предшкольного образования для детей, не посещающих ДОУ. В ней обучаются 15 детей. На базе сельских школ в 9 сельских поселениях организованы предшкольные группы для детей 6 лет. Таким образом, охват предшкольным образованием неорганизованных детей в 2010 году составил 92% (80% в городе и 100% на селе). В 2011 году планируется довести этот показатель до 100%.

Общее среднее образование

В Заинском муниципального района реализуется Программа «Реструктуризация сети образовательных учреждений Заинского муниципального района» , в рамках которой уже закрыты 9 начальных школ и 1 основная реорганизована в начальную. Планируется реорганизация основной школы № 8 в начальную и перевод в здание школы детского сада «Зернышко». В районе предполагается закрытие 9ти - начальных школ, 2х - основных, 1ой – средней. Реорганизация пяти средних - в основные, одной средней - в начальную, одной основной - в начальную. 10 школ лишатся статуса юридического лица и станут филиалами базовых образовательных учреждений. Эта программа будет претворена в жизнь при условии выделения району дополнительных транспортных единиц и средств на ремонт дорожного полотна.

Сокращение количества общеобразовательных учреждений на протяжении последних пяти лет отражает состояние демографической ситуации и находит свое проявление, в том числе и в снижении количества детей школьного возраста.

Таблица 12

Основные показатели по среднему образованию Заинского муниципального района

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2006 (в %)

Количество общеобразовательных учреждений, ед

58

58

55

54

51

87,9

В городе, ед.

11

11

11

11

11

100

На селе, ед.

47

47

44

43

40

85,1

Количество школьников, чел.

6 757

6 555

6 394

6 087

5 944

88

Процент успеваемости школьников

98,7

99

99,4

98,2

98,8

100,1

Учреждения среднего профессионального образования, ед.

-

-

1

1

1

-

Количество учащихся, чел.

-

-

524

591

587

-

В Заинском муниципальном районе осуществляется комплексный мониторинг системы качества образования. Так, процент успеваемости по итогам 2009\2010 учебного года составляет 98,8%, качества образования – 49,9%, что на 0,1% выше прошлогодних показателей. Разработаны и внедрены модели портфолио ученика, учителя, руководителя и образовательного учреждения, где нельзя не отметить работу СОШ №2 в данном направлении. В рамках процедур оценки качества ЕГЭ, государственной итоговой аттестации выпускников 9-ых классов в новой форме, появилась возможность получить объективные и сопоставимые данные о результатах функционирования системы образования нашего района.

Система поддержки талантливых детей . Победители и призеры регионального этапа предметных олимпиад, а также учителя, подготовившие победителей и призеров, в 2010 году получили Грант Главы Заинского муниципального района на общую сумму 400 тыс.руб. Двое учащихся: Абзалова Фирюза, ученица 10 класса Верхненалимской СОШ, и Галиев Дильшат, ученик 8 класса В.Шипкинской СОШ - стали стипендиатами акции по реализации долгосрочной социальной программы «100 талантливых детей села». В марте 2010 года Решением Совета Заинского муниципального района была учреждена специальная ежегодная премия имени Рината Фардиева для лучшего учащегося общеобразовательного учреждения Заинского муниципального района в размере 30 000 рублей. В 2009 - 2010 учебном году премию получила ученица СОШ № 3 Юнусова Вероника.

Муниципальная программа «Развитие системы национального образования и воспитания на 2010-2015 г.г.» нацелена на детальное ориентирование личностного восприятия культуры и традиций собственного народа, ознакомление с культурой, жизнью других народов, уважительного отношения к их особенностям и осознание себя, как достойного представителя нации, имеющей славное прошлое и будущее. В районе работают школы с русским и татарским языками обучения, дети чувашской национальности имеют возможность изучать родной язык. С 2006 по 2009 гг., согласно результатов, на 4% возрос охват учащихся обучением на родном языке и составил 43%. В настоящее время решается актуальная задача по совершенствованию методологии и повышения качества обучения.

Процесс информатизации является преобладающей тенденцией развития системы образования последних лет. В рамках республиканской акции «Компьютер – школе» обновился парк вычислительной техники на 212 персональных компьютеров, а благодаря республиканской акции «Ноутбук – учителю» 258 педагогов школ №№2, 3, 4, 6, Татарской гимназии, Нижнебишевской, Тюгеевской СОШ, победителей первого этапа конкурсного отбора, получили возможность повысить уровень владения ПК, прошли обучение по 25-ти часовой программе «Ноутбук учителя. Основы работы». В декабре 2010г. по этой же программе получили ноутбуки учителя 3 школ (СОШ №1, №5, №7) в количестве 98 штук.

С сентября 2010г. в школах Заинского муниципального района РТ внедряются электронные журналы и электронные дневники в рамках проекта «Электронное образование в РТ». По основному очному курсу Intel® "Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века" (36 часов) в 2009/2010гг. были обучены муниципальные тьюторы, которые в свою очередь обучили более 35 учителей из различных школ города и района. В декабре 2010г. было проведено обучение руководителей ОУ по программе Intel® «Обучение для будущего» «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» (8 часов).

В рамках проекта «Электронная школа в Республике Татарстан» в образовательные учреждения Заинского муниципального района поступило 284 компьютера, 356 педагогов из 10 школ получили ноутбуки. Созданы основы единой информационной среды, обеспечивающей доступ всем участникам образовательного процесса к ресурсам Интернет. Вместе с тем, во многих школах компьютерная техника представлена устаревшими моделями и требует масштабного обновления.

Кадровое обеспечение

Сокращение числа педагогических работников общеобразовательной школы в период с 2006 - 2010 годы является следствием изменения количества образовательных учреждений. Процесс сокращения особенно характерен для группы наиболее квалифицированных, имеющих высшее образование и квалификационные категории учителей.

Таблица 13

Обеспеченность кадрами общеобразовательных школ

Заинского муниципального района

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2006

Количество педагогических работников бщеобразовательной школы, чел

746

727

715

723

646

86,6%

- имеют высшее образование

571

561

467

579

567

99,3%

- квалификационные категории

928

925

956

921

907

97,7%

- количество аттестованных работников

257

276

267

277

357

138,9%

В условиях снижения престижности профессии учителя в районе, как и в республике в целом, предпринимаются усилия по дополнительной мотивации и поддержке учителя. С 1 сентября введена новая система оплаты труда работников школ, с 1 января - работников дошкольных учреждений. Средняя заработная плата работников образования Татарстана, включая федеральные учреждения образования и учреждения образования, подведомственные другим министерствам, за январь-октябрь 2010 года составила 9 961,5 руб., а в Заинском муниципальном районе- 12 657 руб. Главный эффект введения новой системы оплаты труда – это существенный рост доходов педагогов, но не в равной для всех мере. В отличие от предыдущей системы, величина заработной платы педагога ставится в прямую зависимость от качества его труда.

С целью повышения социального статуса педагогических работников, активизации творческого потенциала учителя, создания условий для повышения профессионализма и мотивации деятельности был проведен конкурс «Учитель года-2010». Профессиональную переподготовку по направлению «Менеджмент в сфере образования» при ТГГПУ г. Казань прошли 62 педагога и 2 директора школ.

Необходимо признать, что в настоящее время обозначился недостаток учителей математики, английского языка, физики, информатики, физкультуры и для решения этой проблемы становится все более актуальным принятие дополнительных меры по социальной поддержке педагогов, предоставлению земельных участков для строительства домов, путевок на отдых и лечение. Работа по повышению социального престижа профессии учителя должна быть развернута более масштабно и проводиться целенаправленно.

Создание условий для организации горячего питания школьников является приоритетным в общеобразовательных учреждениях района. Подготовлена программа поэтапного обновления устаревшего кухонного, холодильного, технологического оборудования. Реализация муниципального проекта «Школьное молоко» также направлена на укрепление здоровья учащихся. На реализацию данной программы в 2010 году из местного бюджета выделено 217,5 тыс.рублей. Более 1 700 учащихся начальных классов города получили возможность пить йодированное молоко два раза в неделю. Система организации школьного питания пока находится в стадии становления и требует постоянного мониторинга и при необходимости внесения оперативных корректив. Поставщики услуг питания для школ должны работать на принципах прозрачности, отчетности, конкуренции и периодической ротации.

Одним из направлений работы школ по укреплению здоровья детей является летнее оздоровление. В 2010 году появились новые механизмы организации летнего отдыха. За счет целевых республиканских средств открыт муниципальный оздоровительный лагерь «Созвездие», где отдохнуло 560 детей, при 22 школах успешно отработали лагеря дневного пребывания с общим охватом 1 458 детей. За лето временно трудоустраивались около 800 школьников в возрасте от 14 до 18 лет.

Охрана прав детства. На конец 2010г. в отделе опеки и попечительства зарегистрировано 148 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 9,8% ниже уровня предыдущего года. В 2010 году выявлено 26 детей, оставшихся без попечения родителей, из них по причине лишения родительских прав – 24, смерти родителей – 1, признания родителей недееспособными – 1. Количество выявленных детей снизилось на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из общего числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, 10 переданы под опеку (попечительство), 4 – в приемные семьи, 11 детей направлены в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 – отбывает наказание в местах лишения свободы.

Снизилось количество граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. Это связано с ужесточением требований к подбору кандидатов. За отчетный период в отдел опеки и попечительства обратились 7 граждан (в 2009 - 24). Из них 5 кандидатов в опекуны, 1 – в приемные родители, 1 - в усыновители. Детей-инвалидов среди опекаемых (подопечных) нет.

В 2010 году 13 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закончили 9, 11 классы, из них 1 - поступил в ВУЗ, 12 – в ССУЗ. В районе продолжается работа по организации информационной среды для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы и возможности

Выделение бюджетных средств производится не ритмично, как правило, значительная часть ресурсов начинает поступать в конце календарного года, что не соответствует реальным потребностям образовательных учреждений;

Мероприятия по повышению престижа профессии учителя пока носят фрагментарный и не достаточно системный характер;

Процесс технической модернизации и переоснащения образовательных учреждений требует значительно большей динамики, что диктуется реальным состоянием помещений, кухонного оборудования, компьютерной техники, спортивного инвентаря, коммуникаций;

1.1.4. Культура и потенциал развития туризма

Анализ ситуации

Муниципальные услуги в сфере культуры и искусства оказываются 82 учреждениями, в числе которых представлены 35 библиотек, 1 музей, 44 культурно-досуговых учреждений. В районе имеются 21 объект культурного наследия муниципального значения, среди которых много памятников истории и архитектуры, отражающих традиции различных народов и этнических групп.

Таблица 14

Основные данные сферы культуры Заинского муниципального района

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2006, % (ед)

Учреждений культуры, ед.

84

84

82

82

82

97,6

- село

70

70

68

68

68

97

- город

14

14

14

14

14

100

Музеи, ед.

1

1

1

1

1

100

Киноучреждения, ед.

1

1

1

1

1

100

Учреждения дополнительного образования детей, ед.

1

1

1

1

1

100

Количество учащихся, чел

301

301

301

315

312

103,7

Культурно-досуговые учреждения, ед.

44

44

44

44

44

100

В районе возрождаются и развиваются культурные традиции народов, проводятся совместные торжественные мероприятия, в числе которых особенно выделяются:

Национальные праздники Сабантуй, смотр-конкурс художественной самодеятельности народного творчества «Салют Победы», социально-культурная акция под названием «Мы вместе», посвященная 90-летию образования ТАССР и др.

Ежегодный праздник на подножиях горы Кашка-тау с участием фольклорных групп районов Татарстана, Башкорстана, Челябинской области и др.

Народные праздники: «День города», «Автоледи», фестиваль фольклорного искусства «Яблочный Спас» на базе Ал. Слободского сельского поселения, праздник «Казанская» на базе Светлоозерского сельского поселения, ярмарка народных умельцев и многие другие.

Краеведческий музей

Краеведческий музей является одним их самых уникальных учреждений культуры на Юго-Востоке Татарстана. Само здание Музея – это бывший торговый и жилой дом купца 1-й гильдии И.Н.Бекетова. Построено в 1902 - 1903гг. из красного кирпича, является памятником архитектуры. В музее 7 экспозиционно-выставочных залов, где представлены коллекции предметов декоративно - прикладного искусства, нумизматики, домашняя утварь, редкие документы, фотографии, мемориальные вещи знаменитых заинцев, коллекция живописных картин местных художников.

В период с 2006 по 2010 годы наблюдается процесс снижения посещаемости с 8,8. тыс до я 3,5 тыс.человек в год.

Причины:

ограниченные демонстрационные площади, и отсутствие филиала в центре города,

не достаточно активно используются современные подходы к привлечению посетителей, интернет технологии и инструменты маркетинга,

отсутствует элементарная туристская инфраструктура: питание, продажа сувениров, места прогулок и отдыха и др.

Актуальным является вопрос о доработке и продлении сроков реализации «Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия на 2008 – 2010 годы», одним из результатов реализации которой должно стать создание музейно-заповедной зоны с устройством элементов древней крепости на историческом месте, где в 1652 году был основан город Заинск.

Городской Дом Культуры

Городской Дом культуры является центром основных культурных событий и работ по нескольким основным направлениям:

поддержка любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения,

организации досуга и отдыха молодежи,

различные формы работы с пожилыми людьми, ветеранами, инвалидами.

В предстоящий период ГДК предстоит укрепить материальную базу, приобрести костюмы, осветительные приборы, концертную аппаратуры и др. Планируется разработать новые направления оказания услуг:

формирование навыков здорового образа жизни,

воспитание толерантности и интереса к традициям, обычаям, культуре других народов,

развитие муниципальной программы «Азбука театра» и др.

Работа автоклуба. Автоклубы созданы для проведения культурно-досуговой работы в малонаселенных пунктах, не имеющих стационарных клубных учреждений. Только в период 2010г. сделано – 115 выездов, в том числе - 12, для оказания методической помощи в организации мероприятий, 30 раз - на дом к ветеранам Великой Отечественной войны. Приоритетной задачей Автоклубов является улучшение культурного обслуживания малонаселенных пунктов в тесной координации с ГДК.

Таблица 15

Деятельность Библиотек и Городского Дома культуры Заинского муниципального района

Наименование показателя/годы

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2006, %

Библиотеки, ед.

37

37

35

35

35

94,6

Количество пользователей в Заинской ЦБС, чел.

34 184

34 114

33 012

31 931

30 435

89

Проведено социально значимых мероприятий ГДК, ед.

39

43

47

50

50

128,2

Центральная библиотека

В условиях растущей популярности Интернета наблюдается снижение интереса к художественной литературе. В этой связи ЦБ уделяет особое внимание привлечению читателей, освещению своей работы в районных газетах “Новый Зай” и “Зәй офыклары”, в рубрике «Они ковали победу», печатались статьи библиотекарей о великой Отечественной войне, глазами татарских писателей. «Из пламени сотворенные…», «Дорогами войны», «Память» и др. Библиотека тесно сотрудничает с редакцией газеты “Новый Зай” и “Зәй офыклары», для которой является постоянным источником сведений о готовящихся и проведенных мероприятиях, о новой поступившей в фонды литературе. В течение года были опубликованы около 30 заметок.

Тем не менее тенденция снижения читательского интереса становится все очевиднее - в 2010 году по Заинской ЦБС по сравнению с 2009 годом уменьшилось число читателей на 1 496 человек, в т.ч. по городу – 1 161 чел. К числу причин снижения посещаемости библиотеки можно отнести:

общая тенденция снижения посещаемости библиотек в стране,

ухудшение качества библиотечного фонда, поступающая литература по линии Министерства культуры в основном дублетная,

недостаток собственных средств на приобретение литературы,

не достаточно активная политика привлечения читателей и другие.

Для изменения сложившейся ситуации необходим комплекс мер по привлечению ресурсов для более масштабного обновления фондов, а также проведение более эффективной фандрайзинговой и маркетинговой политики.

Туризм

Расположенные на территории Заинского района памятники истории и культуры создают благоприятные возможности для развития внутреннего культурно-познавательного туризма. Существующие возможности дополняются и наличием традиций народного творчества, промыслов, однако до настоящего времени Заинск остается за пределами туристских маршрутов, пролегающих через соседние города: Елабуга, Камские Поляны, Биляр.

Существующий потенциал позволяет развивать историко-архитектурное, этническое, экологическое и рекреационное направления, каждое из которых способно обогатить привлекательность района для экскурсий и туризма.

Возможности развития рекреационного туризма:

Горнолыжная база и база отдыха в летнее время в с.Федотово, - инфраструктура создана в полном объеме: кафе, лыжная база, гостиница, дома отдыха, рядом в непосредственной близости ДОЛ «Факел» (лагерь для детей, зимой используется как гостиница).

База отдыха рядом с с.Кармалка (пасека с искусственным прудом с форелями) - возможность рыбалки, купания, катамараны, теннисная площадка, баня и другие. Инфраструктура в виде 2 домов со всеми удобствами.

База лыжная «Ялта-Зай». Место республиканских сборов лыжников (проводятся тренировки спортсменов). Инфраструктура подготовлена для туристов – уровень средний и экономические возможности – лыжная база, дома для ночевки, чистая река Зай, гористая (небольшие горы) лесная (лес) местность.

Лечебная грязь. Разработки и использование грязей проводились в советское время до начала 90-х годов. В настоящее время предпринимаются попытки возрождения грязелечения.

Появившиеся в последние годы экскурсионные группы из соседних городов, вполне можно рассматривать в качестве начала развития туризма.

Народные промыслы и ремесленничество. В районе насчитывается 147 профессиональных и самодеятельных художников, народных умельцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, ремесел и промыслов. В 2010 году Ремесленники района получили 4 гранта по 300 тыс.руб.

Первые ярмарки мастеров народных промыслов и ремесленников продемонстрировали потенциал и обнажили некоторые факторы, сдерживающие столь важные сферы, среди которых: низкий уровень информированности ремесленников о потребностях рынка и способах продвижения собственной продукции, оторванность ремесленников от других учреждений культуры и др.

Проблемы и возможности

Отсутствует программа формирования Заинского туристического продукта и его презентации для выведения на рынок;

Управление развитием культуры района, уровень финансирования не в полной мере соответствуют возможностям ее развития и мало ориентированы на формирование яркого, узнаваемого образа района,

Разрозненность объектов культуры, отсутствие единого информационного поля, плачевное состояние многих объектов культурного наследия и другие причины сдерживают формирование привлекательности района,

Недостаток специалистов, особенно режиссеров театральных коллективов, хореографов, вокалистов, музыкантов в значительной мере сдерживает развитие сферы культуры;

Начало возрождения народных промыслов и развития ремесел позволяет обогатить туристский продукт района, но этот процесс происходит очень медленно и в отрыве туризма.

1.1.5. Труд и занятость

Анализ ситуации

Таблица 16

Основные показатели по рынку труда в Заинском муниципальном районе

Наименование показателя

Единица измерения

2007

2008

2009

2010

2015 прогноз

Среднесписочная численность работающих: на крупных и средних предприятиях

Тыс.чел

16,7

17,08

15,89

14,945

14.5

Всего, включая малое предпринимательство1)

Тыс.чел

19,3

19,7

18,9

17,5

16.4

на крупных и средних предприятиях вида экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство"

Тыс.чел

2,8

2,3

2,1

1,86

1.9

Трудовые ресурсы

Тыс.чел.

36,1

35,4

35,6

35,6

35,6

1) Годовые данные - по полному кругу

Уровень и динамика занятости является одним из показателей повышения качества жизни граждан Республики Татарстан. ГБУ «Центр занятости населения» МТЗ СЗ РТ занимается оказанием государственных услуг в сфере занятости для граждан Заинского муниципального района. Работа Центра направлена на реализацию «Программы содействия занятости Заинского муниципального района 2008 - 2010» , а также последующие годы.

Таблица 17

Меры по содействию занятости в Заинском муниципальном районе

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Численность безработных на конец года, чел.

440

394

514

990

775

- из них, получающие пособие по безработице

402

313

429

907

748

Общая численность трудоустроенных, чел.

в том числе:

1 815

1 277

1 182

1 426

1 599

- на имеющиеся вакансии

1 504

837

585

870

850

- по специальным программам

111

197

224

556

749

Уровень зарегистрированной безработицы на конец года, %

1,44

1,43

1,87

3,4

2,6

В сложных экономических условиях 2008 - 2010 годов был отмечен значительный рост безработицы, увеличения количества не полностью занятых граждан, что потребовало принятия комплекса мер по улучшению ситуации. 2010 год стал переломным и численность зарегистрированных безработных уменьшилась в Заинском муниципальном районе на 279 человек или 28% и составила на конеу года 711 человек. Уровень безработицы с 3,4% уменьшился до 2,6%. В рамках реализации Программы только в 2010г. выполнено следующее:

На опережающее обучение направлено 432 работника с 21 предприятий Заинского муниципального района, находящихся под риском увольнения, использовано 3 224,8 тыс. руб. Из прошедших обучение для 422 чел. были сохранены рабочие места, один человек трудоустроился в другую организацию, 9 человек продолжают учебу в 2011 году.

На общественные работы было направлено 3 357 граждан, находящихся под угрозой увольнения, переведенных на режим неполной занятости.

На общественные работы направлено 2 083 человека из числа безработных и ищущих работу. По данному направлению 105 организаций района создали временные рабочие места, им перечислено компенсаций на общую сумму 28 899,8 тыс.руб.

В целях повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда в органах службы занятости Заинского МР оказываются услуги по профессиональной ориентации граждан, профессиональному обучению граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Таблица 18

Профессиональная ориентация и профессиональное обучение

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2006

Получили услуги по проф.ориентации, чел.

2 634

2 675

2 600

2 700

3 100

1,18

Получили услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, чел.

0

40

29

60

129

-

Оказана психологическая поддержка, чел.

0

40

29

60

131

-

Завершили профессиональное обучение, чел.

15

42

79

188

219

14,6

Уровень трудоустройства после завершения обучения, %

96,2

94,4

89,1

45,6

41,1

0,43

Заключено 45 договоров о совместной деятельности по организации и проведению стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения практического опыта работы. Направлено 49 выпускников в 21 организацию Заинского района, из них: 33 выпускника высшего профессионального образования; 13 выпускников среднего профессионального образования; 3 выпускника начального профессионального образования. Сумма освоенных средств по выплате компенсаций на оплату труда выпускников и их наставников составила 815,3 тыс.руб.

В 2010г. году 381 человек из числа безработных зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя и получили субсидию на развитие собственного дела в размере 58 тыс. 800 рублей.

Таблица 19

Реализация программы самозанятости в Заинском муниципальном районе

Показатели

2009

2010

Количество участников по направлению самозанятость, чел.

231

381

Сумма, выделенная ЗМР по направлению самозанятость, руб.

11 167 339

27 459 600

Из числа получивших субсидию и зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей 45 человек организовали 87 дополнительных рабочих мест для безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости населения. Общая сумма перечисленных субсидий составила 27 459,6 тыс.руб.

С целью снижения уровня безработицы ГБУ «Центр занятости населения г. Заинска» реализуются и другие направления: оформление досрочной пенсии, трудоустройство по квоте граждан, испытывающих трудности в поиске работы и нуждающихся в социальной защите, направление на профессиональное обучение безработных граждан. Все принимаемые меры позволили к концу года сдержать рост регистрируемой безработицы в Заинском муниципальном районе 2,6%.

Проблемы и возможности

Результаты анализа эффективности профинансированных в рамках целевых программ мероприятий не публикуются в СМИ или на сайте Заинского муниципального района;

Предприятия не регулярно и не оперативно предоставляют информацию в Центр занятости об имеющихся вакансиях,

Вопрос оплаты труда школьников не достаточно проработан на муниципальном и республиканском уровнях.

1.2. Развитие комфортной среды обитания

1.2.1. Доходы населения и развитие потребительского рынка

Анализ ситуации

Доходы населения

Одним из основных критериев качества жизни населения является уровень доходов. В период с 2006 - 2007гг. наблюдается положительная динамика изменения заработной платы в Заинском МР. Начисленная среднемесячная заработная плата в Заинском районе в 2010 году составила 14,7 тыс.руб., по РТ – 16,5 тыс.руб., в Новошешминском районе – 14,2 тыс.руб., в Сармановском – 13,6 тыс.руб., в Альметьевском – 21,6тыс. руб. (показатель на январь-ноябрь 2010г.).

Таблица 20

Доходы населения Заинского муниципального района

Наименование показателя

Единицы измерения

2006

2007

2008

2009

2010

2015

Прогноз

Доходы - всего

млн.руб.

3 157,6

4 321,1

5 252,4

5 146,7

6 377,0

9 150,5

Реальные денежные доходы населения

млн.руб.

2 847,3

3 158,7

4 648,1

4 966,8

6 191,3

8 884,0

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц

руб.

4 529,0

6 187,1

7 494,9

7 533,6

9 143,3

14 500,0

Реальные денежные доходы населения

руб.

4 106,0

4 529,4

6 813,6

7 309,1

7 418,0

9 104,0

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника на предприятиях и в организациях, включая субъекты малого предпринимательства

руб.

8 849,9

10 508,3

13 077,5

13 235,8

14 589,8

25 600,0

Задолженностей по заработной плате работникам крупных и средних предприятий в Заинском муниципальном районе за 2010 год не допускалось.

Потребительский рынок

В отраслевой структуре валового территориального продукта доля потребительского рынка занимает второе место после промышленности. В этом секторе работает 7% от численности экономически активной части населения или около 2 тыс.человек. Общее количество стационарных торговых точек составляет 256 единиц (в том числе 76 на селе), 29 предприятий общественного питания, 66 предприятий по оказанию бытовых услуг, 1 розничный рынок.

Потребительский рынок является своего рода индикатором социально-экономического положения. На его долю приходится 75% всех денежных расходов населения. Если в 2009г. в этом секторе явно наблюдалось замедление темпов развития, то в 2010 году положение стабилизировалось. Оборот розничной торговли увеличился на 17,5% и достиг 2,6 млрд.руб. При этом товарооборот на душу населения составил 45 тыс.рублей (по РТ- 120,4 тыс.руб).

Таблица 21

Основные показатели потребительского рынка Заинского района

Наименование показателя

Единица измерения

2007

2008

2009

2010

Оборот розничной торговли

млн.руб.

1 382,34

1 812,96

1 993,39

2369,43

Оборот розничной торговли на душу населения

тыс.руб.

23,8

31,1

34,3

40.8

Объем реализации платных услуг населению

млн.руб.

566,89

593,04

629,85

723 442

Объем реализации платных услуг населению на душу населения

тыс.руб.

9,7

10,2

10,8

12,45

Существующий разрыв в товарообороте на душу населения по сравнению со среднереспубликанским уровнем отражает практику «выездного шопинга», а именно поездки мобильной части жителей района в города Набережные Челны, Нижнекамск, Казань за товарами и продуктами.

Таблица 22

Основные показатели

деятельности предприятий торговли Заинского района

Наименование показателей

Единицы измерения

2006

2007

2008

2009

2010

Оборот розничной торговли, в том числе:

тыс. руб.

969 777

1 326 200

1 812 960

1 993.000

2 369 430

- оборот продовольственных товаров

тыс. руб.

581 867

880 101

1 269 072

1 288 108

1 577 600

- оборот непродовольственных товаров

тыс. руб.

387 910

446 096

490 706

552 046

1 051 733

Из общего оборота розничной торговли оборот рынков и рыночных комплексов

тыс. руб.

233 073

268 034

294 837

300 734

330 807

Количество стационарных предприятий торговли, в том числе:

единиц

240

242

243

254

256

- предприятий потребительской кооперации

единиц

37

37

35

38

38

- предприятий мелкорозничной торговой сети²

единиц

17

18

13

13

14

Торговая площадь предприятий торговли всего, в том числе:

кв.м

11 287

13 034

23 211

23 296

22 895

- приходящаяся на рынки и рыночные комплексы

кв.м

3 554

3 554

2 500

1 950

1 950

Численность работающих на предприятиях торговли

чел.

1 589

1 602

987

993

1 037

Среднемесячная заработная плата

руб.

4 373

5 500

7 500

7 650

8 420

Количество населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть (до 100 чел. населения)

единиц

30

22

23

21

21

Численность населения, проживающего в этих населенных пунктах

чел.

1 127

1 040

1 183

706

529

Рынок торговых услуг района относится к высококонкурентному, на котором представлены магазины практически всех форматов: от палаток до супермаркетов. Весьма характерно, что количество предприятий торговли не сократилось в период экономического спада 2009 - 2010гг.

Развитию потребительского рынка способствуют несколько факторов:

Рост доходов населения и развитие потребительской культуры,

Сельскохозяйственные Ярмарки активно способствуют развитию потребительского рынка района. В течение года проведено 35 ярмарок, в том числе 6 в старой части города – Заинске. В них реализовано 57 тонн мяса, 480 тонн зерна и зернофуража, 620 тонн картофеля, овощей и другой сельхозпродукции на сумму более 48 млн.руб. При этом цены в них на 10 - 20% ниже рыночных. И главное – обеспечен прямой доступ самих производителей, без каких-либо посредников. Однако в районе отсутствует рынок для продажи КРС, МРС, кормов и проч. - «скотский рынок». Этот вопрос требует изучения и принятия обоснованного решения,

Проведение конкурсов и праздничных мероприятий «Дни национальной кухни», Сабантуй и многих других,

Мониторинг розничных цен на социально-значимые группы товаров. Благодаря системной работе с товаропроизводителями и торговыми организациями удается удерживать цены на наиболее востребованную продукцию – хлеб и молочные товары на приемлемом уровне, не допуская роста выше 10 - 15% предельного уровня розничных и оптово-отпускных наценок.

Однако результаты мониторинга далеко не всегда публикуются в СМИ и размещаются на официальном сайте.

Таблица 23

Основные показатели деятельности предприятий

общественного питания Заинского муниципального района

Наименование показателей

Единица измерения

2006

2007

2008

2009

2010

1.

Оборот общественного питания, всего

тыс.руб.

123 092