Главная              Рефераты - Разное

по курсу «Политология» на тему «Определённые стандарты современной демократии» - реферат

Социально-экономический институт

Факультет «Менеджмент»

Реферат

по курсу «Политология»

на тему «Определённые стандарты

современной демократии»

Подготовил: студент 1-й группы 2-го курса

Назаров С.Н.

Преподаватель: Синчук Юрий Владимирович

Москва - 2005

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

http :// www . mossei . ru

План

1.

Введение

1.1. Понятие «демократия»

1.2. Условия становления демократии

Стр. 3

Стр. 3

2.

История демократии

2.1. Классическая демократия

2.2. История демократии в России

Стр. 4

Стр. 6

3.

Современные стандарты демократии

3.1. Стандарты

3.2. Свобода личности в сфере экономической деятельности

3.3. Гарантированность личных прав и свобод гражданина

3.4. Наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти.

3.5. Защищённость личности от произвола и беззакония

3.6. Принцип разделения властей

3.7. Максимальный учёт интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения

3.8. Демократические методы государственного властвования

3.9. Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы

3.10. Правовой характер деятельности всех государственных органов

Стр. 7

Стр. 7

Стр. 8

Стр. 8

Стр. 10

Стр. 10

Стр. 10

Стр. 11

Стр. 11

Стр. 13

4.

Заключение

Стр. 13

5.

Список литературы

Стр. 14

Определённые стандарты современной демократии

1. Вступление

1.1. Понятие «демократия» , как практически любое другое понятие на современном этапе развития общественных и гуманитарных наук, определяется неоднозначно. Каждое из существующих и встречающихся в литературе и иных научных работах определений отражает определённые черты и свойства этого понятия, а также, что скорее является правилом, совокупность этих свойств и черт. Таким образом, можно добиться разностороннего рассмотрения вопроса, так как разные учёные делают акцент на разные стороны понятия, его различные сущностные признаки. Это позволяет спроецировать сугубо индивидуальное понимание предмета или явления в сознании занимающегося данной проблемой.

Но следует отметить, что само слово «демократия» происходит от греческого demos (народ) и cratos (власть, управление) и в дословном переводе означает ничто иное, как власть народа, народовластие.

В теории государства и права под демократией понимается одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, основанная на признании народа в качестве источника власти и возможности управления обществом путём прямого или опосредованного волеизъявления граждан[1] .

Также демократию определяют как такой политический режим, для которого характерны свобода выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма[2] .

Платон, величайший древнегреческий философ, автор одной из первых теорий государства, в своём труде «Государство» писал следующее: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах…»[3] .

Шестнадцатый президент Соединённых Штатов Америки Авраам Линкольн говорил: «Демократия – это власть народа, для народа и посредством управления. Народовластие есть самоуправление».

Приведённые выше определения и высказывания – это лишь небольшая часть, капля в океане определений такой важной политологической категории, какой является демократия.

1.2. Условия становления демократии. Как известно, ни культура, ни политика, ни власть, ни история не являются объектами импорта и экспорта. Невозможно привить чуждый элемент к любой функционирующий системе, так как это может вызвать либо отторжение чуждого элемента самой системой, либо нарушение его функционирования.

Так и демократия не может быть «подарена» обществу, если общество не созрело и не пришло всем своим развитием к выбору именно этого политического режима.

Для становления демократии необходимо соблюдение следующих важных условий:

1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;

3) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений[4] .

2. История демократии

2.1. Классическая демократия. Демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие (в том числе и монархические) формы политической организации общества: прямая первобытно-общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития (у древних германцев, славян), рабовладельческая демократия.

Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции, в частности, они длительное время чередовались с различными формами монократии (тираниями, деспотиями). Типичной считалась демократия, созданная Клисфеном в Афинах и направленная против образования замкнутых сословных группировок и их экономической власти. Эта система базировалась на новом территориальном делении Аттики. Власть принадлежала общности граждан в возрасте от 30 лет, которые по крайней мере раз в месяц решали государственные дела в народном собрании большинством голосов. Афинская демократия лишала всех политических прав рабов, метеков и женщин и фиксировала господство меньшинства полноправных граждан (рабовладельческая демократия)[5] .

В Афинах сложилась эффективная система органов власти, имеющая чёткую структуру и строго определённые функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (от греч. «`Areios pagos» - Аресов (Ареев) холм в Афинах, на котором проходили заседания высшего уголовного суда, ареопаг – высший судебный и политический орган).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание, которому подчинялись все другие органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет (по другим сведениям – старше 21 года). Главной функцией народного собрания было принятие законов, однако осуществлялась также разнообразная административная и судебная деятельность. Народное собрание объявляло войну и заключало мир; ведало внешними сношениями; избирало военачальников (стратегов) и других должностных лиц; ведало религиозными делами, вопросами продовольствия и конфискации имущества.

В структуре афинской республики просматриваются элементы будущего принципа разделения властей: народное собрание – законодательный орган; совет пятисот, руководивший повседневной практической деятельностью и формировавшийся из представителей афинских территориальных подразделений (полисов), - исполнительная власть; ареопаг, в свою очередь, - судебная[6] .

В европейском Средневековье неоднократно и, порой, на длительное время возникали демократические города-государства. Например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и, самое близкое нам, Новгороде. В рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно-демократические институты местного самоуправления – провинциальные парламенты с сословным и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях («по праву»).

Не исчезали и прямые (плебисцитарные) демократические формы правления (от pltbs – простой, народ и scitum – решение, постановление) (в конституционном праве форма непосредственной демократии, голосование граждан по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного значения)[7] – кантональные (от фр. canton – единица территориального устройства Швейцарии[8] ) народные собрания в Швейцарии (сохранившиеся в одном из кантонов и по сей день)[9] .

2.2. История демократии в России. Конечно, известно существование примитивных форм демократии у древнеславянских племён, но конкретных примеров её реализации, к сожалению, немного. Отправной точкой демократии на Руси можно считать 1136 год, когда новгородское боярство сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики и т.д. Наряду с общегородским вече существовали «кончанские» (город делился на пять районов – концов, а вся новгородская земля – на пять областей – пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) сходы.

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; обычно великий Киевский князь «сажал» своего старшего сына наместников Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырёх крупнейших новгородских родов.

Вече выбирало главу церкви – епископа (с 1156 года – архиепископа). Владыка распоряжался казной, контролировал важнейшие сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д., имел даже свой полк.

Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий (также избираемая должность), ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать». Даже резиденция его находилась вне кремля, на Ярославском дворище – Торговой стороне, а позднее – в нескольких километрах от кремля на Городище[10] .

Социальная и политическая свобода, представительность власти и суверенность народа сохранялись до разгрома Новгорода Иваном Грозным.

С конца 1991 года на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерации (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства[11] .

Первая статья новой Конституции (1993 года) возвестила о новом пришествии демократии в Россию: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

3. Стандарты современной демократии

3.1. Стандарты. Разобрав ключевое понятие данного реферата «демократия» и переходя к основному содержанию, необходимо раскрыть второе понятие, присутствующее в заглавии «стандарт».

Стандарт (от англ. standard – мерило, норма, образец, эталон) – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Необходимо отметить, что демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов.

Конкретно к стандартам демократии, как к сущностно качественным признакам, относят:

1) свобода личности в сфере экономической деятельности;

2) гарантированность личных прав и свобод;

3) наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти;

4) защищённость личности от произвола и беззакония;

5) принцип разделения властей;

6) максимальный учёт интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения;

7) демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолеть социальные противоречия в обществе;

8) плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы;

9) правовой характер деятельности всех государственных органов[12] .

3.2. Свобода личности в сфере экономической деятельности. Основу материального благополучия общества составляет свобода личности в сфере экономической деятельности. Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря уже далёкого 1993 года, гарантируются экономические права (статьи 34 – 37), под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления. К ним так же относятся: право быть собственником (т.е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом), на защиту от безработицы и др.

В частности, в пункте 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, уже упомянутой и которую, по всей видимости, я ещё не раз вспомню в реферате, закреплено: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности».

3.3. Гарантированность личных прав и свобод гражданина , его возможность свободно выражать своё собственное не всегда положительное, а подчас и негативное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

Статья 20 Конституции гарантирует право на жизнь, статья 22 – право на свободу и личную неприкосновенность, в пункте 1 статьи 29 закреплено, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах человека нашли своё отражение во Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948 году, в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 года, в ряде региональных документов. Наша страна является участником фактически всех международных соглашений в этой области, закрепив фундаментальные права и свободы человека в Конституции, в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году. При этом в Российской Федерации права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и содержание деятельности государства[13] .

3.4. Наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти. Демократический режим создаёт эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти. Цель воспроизводства политической элиты, легитимного воссоздания общественного представительства в системе государственного руководства и управления относится к такому крупному социально-политическому мероприятию, как выборы в органы политической власти. Сегодня трудно найти страну, где не проводились бы выборы.

В самом общем смысле выборы – это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации.

Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное, закрепляющее принципы, порядок организации и проведения выборов, и субъективное («Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Принципы избирательного права – основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

К основным принципам демократического избирательного права относят:

· принцип всеобщности – предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные и образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. Пункт 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»;

· принцип равенства – право на равенство возможностей кандидатов и избирателей в процессе выборов. Все участвуют в выборах на равных условиях. Каждый кандидат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Кроме того, данный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

· принцип тайного голосования – голосование может проводиться только тайно;

· принцип состязательности – проведение альтернативных выборов, наличие двух и более кандидатов и состязательность между ними;

· принцип непосредственности выборов – выборы непосредственно, напрямую избирателями кандидатов в органы власти без института выборщиков;

· принцип гласности – общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т.п. наблюдателей;

· принцип свободы выборов – добровольное участие в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах:

· принцип ограничения сроков выборов – недопущения отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами[14] .

Кроме того, «граждане … имеют право обращаться напрямую, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33 КРФ).

3.5. Защищённость личности от произвола и беззакония. В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

3.6. Принцип разделения властей. Демократический режим является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах. Разделение властей – принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами[15] .

Статья 10 основного закона нашего государства закрепляет: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Этот принцип формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц, так как в руках одного лица или органы исключена концентрация большого количества властных рычагов.

3.7. Максимальный учёт интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения. Демократическая власть в одинаковой мере должна учитывать интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. Надо признать, что опасность неучёта мнения меньшинства наряду с гарантией реального представительства воли народа и независимостью депутата от своих избирателей между выборами, выделяются многими политологами, как слабые стороны демократии. «Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто умнее, талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой воли глупых, бездарных и ленивых, потому что таковых в обществе всегда большинство», - признаётся главный герой романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» Эраст Петрович Фандорин. И действительно, в Государственную Думу политическая партия может пробиться, только преодолев пятипроцентный барьер, а ведь вполне возможно, что людей, действительно хорошо разбирающихся в политике, меньше пяти процентов населения, и реально конструктивные силы остаются в стороне от большой политике, так и непонятые большинством избирателей.

3.8. Демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

Власть должна уметь находить компромисс практически во всех ситуация и конфликтах, имеющих место в обществе. Если государство не в состоянии найти решение проблемы путём взаимных равных уступок противоборствующих сторон, то в обществе возникает недовольство властью, что сильно подрывает стабильность и спокойствие внутри государства.

3.9. Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – один из фундаментальных принципов устройства правового государства и существования гражданского общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов политической, экономической и культурной жизни общества[16] .

В статье 13 Конституции Российской Федерации вместо термина «плюрализм» употребляется понятие «идеологическое и политическое многообразие»:

«1.В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

2.Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3.В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима. Политический плюрализм, во-первых, признаёт, во-вторых, создаёт необходимые условия для реализации, в-третьих, поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой. Среди политических организаций, включённых в политическую систему (движения, группы, клубы и др.), важнейшими по значению являются партии.

Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1. Наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии.

2. Наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

3. Фиксированное членство.

4. Разветвлённая сеть первичных местных организаций.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства – каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции – примирение различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую – разработка партийной идеологии и программ;

6) электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

Таким образом, партия – один из важнейших институтов гражданского и демократического общества, осуществляющий связь между ним и государством[17] .

Экономический плюрализм заключается в допущении всех форм собственности, их равенства и конкуренции. Статья 35 пункт 1 Конституции Российской Федерации: «Право частной собственности охраняется законом».

Идейный плюрализм – допущение разных взглядов, вероисповеданий и толерантность. В статье 14 Конституции Российской Федерации установлено: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

3.10. Правовой характер деятельности всех государственных органов. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.

Аристотель писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»[18] .

Правовое государство – многомерное развивающееся явление.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в тех случаях, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения властей[19] , о котором уже было немало сказано выше.

4. Заключение

К демократии, к её принципам и стандартам можно относиться по-разному. У её сторонников, безусловно, есть огромный перечень преимуществ данного политического режима. У её оппонентов также есть основания критиковать реализацию многих демократических принципов в повседневной жизни и выделять её (демократии) слабые стороны, которых не так много, но они есть.

Я считаю, что, если бы реализация злополучных принципов демократии была бы поставлена более профессионально (не только в нашей стране), то мы бы имели структуру близкую к идеальному государству Платона. Но, к сожалению, у нас правят вовсе не философы и мудрецы, а обыкновенные люди, которые зачастую ставят личное выше общественного.

Однако это означает, что человечеству есть, к чему стремится, о чём думать и мечтать, куда стремиться. Посмотрим, что из всего этого получится…

5. Список литературы

1. Конституция Российской федерации. – М.: Новая Волна. 2000.

2. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002.

3. Обществознание для абитуриентов / Под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Домашний репетитор)

4. Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в 2003/2004 учебном году / Авт.-сост. А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2004.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – 2-е издание, дополненное, исправленное – М.: 2002. – Стр. 107 – 108.

6. История России: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

8. Синчук Ю.В., Слоботчиков О.Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Социально-экономический институт, 2005. – Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2005.

9 декабря 2005 года

Россия

город-герой Москва


[1] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002. – Стр. 235.

[2] Обществознание для абитуриентов / Под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Домашний репетитор) - Стр. 154

[3] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – Стр. 53

[4] Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в 2003/2004 учебном году / Авт.-сост. А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2004. – Стр. 94 – 95.

[5] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002. – Стр. 235.

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – 2-е издание, дополненное, исправленное – М.: 2002. – Стр. 107 – 108.

[7] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002. – Стр. 637.

[8] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002. – Стр. 396.

[9] Там же. – Стр. 235.

[10] История России: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Стр. 40 – 41.

[11] Там же. Стр. 468.

[12] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – 2-е издание, дополненное, исправленное – М.: 2002. – Стр. 126 – 132.

[13] Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в 2003/2004 учебном году / Авт.-сост. А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2004. – Стр. 49.

[14] Обществознание для абитуриентов / Под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Домашний репетитор) - Стр. 171 – 173.

[15] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002. – Стр. 730.

[16] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.:2002. – Стр. 638.

[17] Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в 2003/2004 учебном году / Авт.-сост. А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2004. – Стр. 57 – 58.

[18] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – 2-е издание, дополненное, исправленное – М.: 2002. – Стр. 72.

[19]