Главная              Рефераты - Разное

«Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся» - реферат

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

РГОУ СПО Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»

Доклад

Тема: «Использование информационных технологий

для активизации познавательной деятельности

учащихся»

Выполнила:

преподаватель Борцова Е.Ю.

Содержание.

1. Введение.

2. Информационные технологии. Их роль в развитии познавательной деятельности учащихся.

3. Использование информационных технологий на уроках кулинарии.

4. Список информационных источников.

Введение.

Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Уровень развития информатики характеризует в современном мире уровень развития государства.
Из программы информатизации образования в Российской Федерации

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит — 25% видимой информации, когда видит и слушает —65% получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека — управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.

Общество информационных технологий, в отличие от индустриального общества конца XIX - середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Прежде всего, необходимы условия, которые смогут обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

В большинстве учебных заведений в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Применение новых технологий в обучении, следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, твор­ческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глу­бинным понятием обучения.

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

Какую роль должно играть образование и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

- обладает критическим и творческим мышлением.

Информационные технологии. Их роль в развитии познавательной деятельности учащихся.

Согласно классификации педагогических технологий, информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимаются средства, в которых отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств, например:

· компьютерные учебники;

· тематические презентации;

· контролирующие (тестовые оболочки);

· информационно-справочные (мультимедиа-энциклопедии и словари).

Педагогические цели использования информационных технологий заключаются, во-первых, в развитии личности, т.е. в формировании информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»), в развитии умений исследовательской деятельности, в общей информационной подготовке пользователя, в подготовке специалиста в определенной профессиональной области. Во-вторых – в интенсификации учебно-воспитательного процесса, т.е. в активизации познавательной активности учащихся, в повышении эффективности и качества обучения, в расширении межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Использование компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности при обучении различным дисциплинам, в т.ч. «Кулинарии» может использоваться на различных этапах. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по Кулинарии: электронный учебник; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает усваивать материал учащимся.

Использование информационных технологий на уроках кулинарии.

Одна из моих основных, как педагога - повысить мотивацию учеников к учебному предмету, активизацию усвоения знаний по кулинарии и активизацию их познавательной деятельности.

Для достижения этих целей главными задачами для меня стало:

· создать условия для активного усвоения знаний и способов деятельности

всеми участниками образовательного процесса – создать электронный учебник по кулинарии, тем самым обеспечить интегрированный подход в преподавании предмета.

· расширить информационное пространство по обучению – изучать и использовать новую информацию, используя глобальную сеть Интернет, мультимедиа-энциклопедии и обучающие мультимедиа системы.

· Приобщать учащихся к развитию умения поиска информации из различных источников для реферативной работы с целью расширения кругозора.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

В своей педагогической деятельности я активно использую новые информационные технологии посредством таких технических средств, как компьютер, копировально-множительная техника, проектор и документ-камера. Такая техника не только облегчает подготовить дидактический материал к занятиям, но и позволяет перейти учащимся от пассивного усвоения материала к активному. Современная техника позволяет мне демонстрировать учащимся технологические схемы, таблицы, которые можно заполнять вместе с учащимися по ходу урока и самое главное для предмета «Кулинария» - демонстрировать фотоиллюстраций пошагового приготовления и готовых блюд, что значительно облегчает восприятие учащимися нового материала.

Все большую популярность как одна из форм обучения с использованием информационных технологий и приема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает использование на уроках мультимедийных презентаций.

Как вариант, можно использовать мультимедийные презентации созданные не только самим педагогом, а лучше, предложить создание одним учеником или группой учеников, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Это стимулирует у учащихся творческую деятельность.

Большую перспективу я вижу на уроках «Кулинарии» использование электронного учебника, над разработкой которого работаю. Использование такого учебника значительно расширит возможности восприятия учащимися лекционного материала, позволяя наблюдать различные процессы и технологические операции, натурная демонстрация которых на уроках технически очень сложна. А так же позволит подойти к обучению дифференцированно, так как учащиеся получат возможность самостоятельно воспринимать информацию не линейно, а, при необходимости, с возвратом к какому-либо фрагменту, при изучении которого появились затруднения.

Препятствием к внедрению в процесс обучения такого электронного учебника являются большие затраты времени педагога на подбор рабочего материала, недостаточное количество компьютеров.

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

В заключение выступления хотелось бы отметить, что, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в информационно-коммуникационных технологиях, процесс обучения современного молодого человека не должен зацикливаться в рамках учебного заведения. Уже в настоящее время активно используются информационные технологии не только в очном обучении, но и в дистанционном.

При любых способах обучения с использованием новых информационных технологий создаются условия для проявления познавательной активности учащихся. Учащиеся осознано развивают в себе такие компетенции, как самостоятельность, самосовершенствование, информационную технологичность, что и является главной задачей учебных заведений в подготовке современных специалистов.

Список информационных источников:

1. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: Учеб. пособие/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина – М.: «Академия», 2005.

2. Материалы семинара учебно-методического центра «Интерактивные технологии обучения».