Главная              Рефераты - Разное

Введение - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Общая характеристика ООО «БУЛГАР». 4

1.1 Общие сведения о предприятии. 4

1.2 Организационная структура. 5

1.3 Функции отделов и штатное расписание. 7

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «БУЛГАР». 12

2.1 Анализ эффективности использования основных и оборотных средств 12

2.2 Анализ рентабельности. 13

2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности. 14

3. Маркетинговая деятельность на предприятии. 17

3.1 Анализ рынка и конкурентоспособности ООО «БУЛГАР». 17

ООО «БУЛГАР». 18

3.2 Организация службы маркетинга. 19

3.3 Ценовая политика и система стимулирования сбыта. 23

ЗАКЛЮЧЕННИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 29


ВВЕДЕНИЕ

Объектом преддипломной практики является турфирма «БУЛГАР».

Основным видом деятельности ООО «БУЛГАР» является осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом.

Основной целью практики являлось закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения, приобретение практических навыков работы по специальности.

Во время прохождения практики мною были поставлены и решены следующие задачи:

- дать общую характеристику предприятия (общие сведения, организационная структура, штатное расписание);

- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- изучить маркетинговую деятельность на предприятии.


1. Общая характеристика ООО «БУЛГАР»

1.1 Общие сведения о предприятии

Компания «БУЛГАР» была образована в 1998 году. За десять лет активной деятельности компания «БУЛГАР» смогла достичь статуса одного из лидеров продаж пассажирских авиаперевозок, автобусных и железнодорожных проездных документов в республике Татарстан.

Партнерами ООО «БУЛГАР» являются ведущие республиканские, российские и международные авиакомпании.

Клиентами «БУЛГАР» являются более 300 государственных и коммерческих компаний, ведущих деятельность в Татарстане и за его пределами.

За девять лет общество увеличилось и открылось несколько филиалов не только в пределах Казани, но и в других городах Республики Татарстан и за ее пределами. Расширение ООО «БУЛГАР» позволило значительно увеличить величину чистой прибыли за последние три года. Расширение ООО «БУЛГАР» (открытие новых филиалов в Казани и за ее пределами) позволит охватить как можно большее количество населения желающее приобрести автобусные и железнодорожные проездные документы, авиа билеты. Это окажет положительное влияние на дальнейшее процветание ООО «БУЛГАР»

Основными направлениями деятельности фирмы являются:

- осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом;

- организация и обеспечение визовой поддержки;

- оформление заграничных паспортов;

- организация индивидуальных и групповых туров;

- организация транспортного обслуживания, в том числе бронирование билетов на все виды транспорта;

- обеспечение проживания туристов в любой стране мира, в том числе бронирование гостиничных номеров;

- организация туров, связанных с обучением и профессиональной деятельностью.

1.2 Организационная структура

Организационно правовая форма предприятия – Общество Ограниченной Ответственности (ООО) «БУЛГАР».

Общество с ограниченной ответственностью создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Организационно-правовая форма ООО была выбрана в силу ряда причин, среди которых:

- характер основной деятельности;

- состав и численность персонала (менее 50 человек);

- объем и номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции.

Общество является коммерческой организацией.

Основными направлениями деятельности работников турагентства являются: предоставление информации клиентам; работа с клиентами; бронирование и оформление билетов; продажа тура, маркетинг и реклама; работа с туроператорами; выполнение административных функций.

Многие туристические фирмы имеют свою специализацию, но не многие могут позволить себе одинаково профессионально работать на различных направлениях, иметь специализированные отделы. В «БУЛГАР» их четыре:

- Отдел иностранного туризма и VIP-обслуживания

- Отдел российского туризма и санаторно-курортного обслуживания

- Отдел детского и молодежного туризма

- Отдел приема и экскурсионного обслуживания

Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 1.

Рис. 1 – Организационная структура управления ООО «БУЛГАР»

Вся деятельность фирмы зависит от успешной работы отделов этой фирмы. Кроме основных отделов функционируют еще 2 отдела: визовый и бухгалтерский.


1.3 Функции отделов и штатное расписание

1.Отдел детского и молодежного туризма:

Многогранный спектр предложений по всему миру: не дорогие автобусные туры по Европе, образовательные программы за рубежом, детские и молодежные лагеря.

Технология работы отдела состоит из следующих этапов (см. рис 2).

Рис. 2 – Этапы технологии работы отдела

2. Отдел Российского туризма и санаторно-курортного обслуживания

Десять лет туристическая фирма «БУЛГАР» организует продажу оздоровительных туров в южную здравницу – город Сочи, санаторий «Золотой колос». Этот недорогой тур пришелся по душе многим казанцам и пользуется большой популярностью, так же предлагаются Подмосковье, санатории и пансионаты Кавказских Минеральных Вод и средней полосы России, отдых в Крыму и Прибалтике, горные лыжи в Домбае.

Работа этого отдела осуществляется через посредников, которыми являются крупные московские Фирмы, если это туры или экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Прибалтика, Домбай, а если фирма осуществляет отдых или лечение в санаториях и пансионатах, то она работает напрямую, то есть без посредников.

3.Отдел иностранного туризма и VIP-обслуживания.

Предлагает и разрабатывает для каждого клиента тур, идеально подходящий к его стилю жизни и материальным возможностям.

Отдел работает в нескольких направлениях (см. рис. 3).

SHOP-туры

Рис. 3 – Направления работы отдела иностранного туризма и VIP-обслуживания

Отдел осуществляет поездки во все европейские страны и несколько азиатских (Таиланд, Бали, Китай, Арабские Эмираты, Египет). Если это европейские страны, то самыми востребованными являются Испания, Италия, Германия, Франция. В летний период наиболее популярными являются такие курорты, как Арабские Эмираты, Кипр, Таиланд; в зимний период: Финляндия и Швеция; а в осенний и весенний периоды наибольшим спросом пользуются Испания, острова Родос, Скандинавия, Сицилия. В весенний период: Бали, Мальдивы (февраль-март). В связи с обстановкой в Таиланде и других азиатских странах после цунами, очень сильно переполнены курорты в Египте, Турции и т.д.

Так же отдел занимается историческими экскурсиями в Китай, Италию и Shop-турами в Китай, Польшу, Турцию и т.д.

Автобусные экскурсионные туры являются самыми популярными и наиболее дешевыми, так как за одну поездку можно ознакомиться сразу с несколькими странам (таких маршрутов более ста на любой вкус и разные материальные возможности).

Отдел работает с наиболее крупными московскими фирмами, так как у них есть чартерные рейсы, свои авиакомпании и поэтому туры удешевляются. Бронирование номеров в гостинице осуществляется через Интернет. Так же крупные московские фирмы проводят семинары для Казанских фирм по изучению стран, а так же бизнес-семинары, выставки, и предоставляют каталог.

Технология работы отдела состоит из следующих этапов (см. рис. 4).

Рис. 4 – Этапы технологии работы отдела иностранного туризма и VIP-обслуживания

4. Визовый отдел

Является подотделом отдела по иностранному туризму, если тур осуществляется в визовую страну, а так же визовый отдел может работать самостоятельно, если клиент отправляется в путешествие не пользуясь услугами данной фирмы, или он едет по приглашению. В обоих случаях собирается пакет документов и отправляется в аккредитованные города (города, где есть посольства той страны, в которую оформляются визы), консул рассматривает возможность выезда и дает либо положительный либо отрицательный ответ, этот ответ пересылается в тур фирму.

Визы бывают двух типов: фиксированные и нефиксированные. Если оформляются фиксированные визы, то устанавливаются сроки пребывания в стране, выраженные в конкретных числах, а если же оформляются нефиксированная виза, то определяется коридор (месяц), в течение которого человек может посетить данную страну. Такие визы устанавливаются самой страной, в которой оформляются.

В зависимости от цели посещения страны визы бывают: гостевые (по приглашению), туристические и бизнес-визы (на конкурсы, выставки, фестивали и т.д.)

5. Отдел приема экскурсионного обслуживания.

В данном отделе все, что может предложить Республика Татарстан: отдых на базах и плавучих гостинцах, рыбалка и охота, десятки экскурсионных маршрутов по республике.

6. Бухгалтерский отдел

В фирме существует только один отдел, который выполняет функции трех отделов: финансового, экономического, бухгалтерского. Здесь ведутся все кассовые операции, заполняются отчетные документы, ведется учет доходов и расходов. Так же ведется учет труда и заработной платы, определяются виды налогов, их ставки и налогооблагаемую базу отчисляемых фирмой, выполняет исчисление налогов и других платежей.

7. Высшее руководство.

Высшее руководство состоит из коммерческого и генерального директоров.

В их обязанности входит:

- Руководить туристической деятельностью фирмы

- Контролировать правильной исполнение нормативных, экономических законов РФ

- Рассмотрение новых видов услуг и направлений

- Соблюдение трудовой дисциплины и режима работы фирмы.

- Организация и контроль за деятельность фирмы

- Развитие международного и внутреннего туризма

Штатное расписание ООО «БУЛГАР» представлено в табл. 1.

Таблица 1

Штатное расписание ООО «БУЛГАР»

№ п/п

Наименование отдела

Штат сотрудников, чел.

Месячный фонд, руб.

1.

Административно-управленческий аппарат,

в том числе

5

58000

1.1

административно-управленческий отдел

2

30000

1.2

канцелярия

1

7000

1.3

бухгалтерия

2

21000

2.

Отдел маркетинга и рекламы

4

45000

3.

Отдел детского и молодежного туризма

2

14000

менеджер по продаже

2

14000

4.

Отдел Российского туризма и санаторно-курортного обслуживания

3

21000

4.1

менеджер по продаже

2

14000

4.2

менеджер по бронированию

1

7000

5.

Отдел иностранного туризма и VIP-обслуживания

4

31000

5.1

менеджер сектора виз и дополнительных услуг

1

7000

5.2

менеджер по бронированию и продаже

3

24000

6.

Визовый отдел

1

7500

6.1

менеджер

1

7500

7.

Кассир

2

6000

8.

Курьер

1

7000

9.

Водитель

1

6500

ИТОГО

19

196000


2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «БУЛГАР»

2.1 Анализ эффективности использования основных и оборотных средств

Исходными данными для анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «БУЛГАР» послужили отчет о прибылях и убытках (Приложение 1) и балансы предприятия за 2007 и 2008 годы (Приложение 2).

Сведем показатели, рассчитанные по данным бухгалтерского баланса предприятия и Отчета о прибылях и убытках за 2007-2008 годы в аналитическую таблицу 2.

Таблица 2

Эффективность использования основного и оборотного капитала ООО «БУЛГАР» за 2006-2008 годы

Использование основного капитала

Использование оборотного капитала

показатель

2006

2007

2008

показатель

2006

2007

2008

фондоотдача

1,4

1,4

1,5

коэффициент оборачиваемости

2,88

2,51

2,30

фондоемкость

0,71

0,71

0,66

длительность оборота

126,7

145,4

158,7

рентабельность основного капитала

10,71

10,78

10,97

рентабельность оборотного капитала

21,4

19,3

16,7

По данным таблицы 2 мы можем сделать выводы. Произошло увеличение показателя фондоотдачи. Это говорит о том, что увеличился выход реализованной продукции с одного рубля основного капитала на 0,17 руб. Увеличение фондоотдачи связано с увеличением реализованной продукции на 220,1 тыс. рублей при одновременном росте основного капитала на 39,3 тысячи рублей.

Фондоемкость уменьшилась на 0,05 в результате увеличения основного капитала при увеличении реализованной продукции.

Рентабельность основного капитала увеличилась на 0,19 пункта процента, что показывает увеличение прибыли с одного рубля основного капитала. Это произошло вследствие увеличения прибыли на 7 тыс.р. и увеличения основного капитала на 39,3 тыс.р.

Оборотный капитал увеличился на 169,3 тыс.р., а реализованная продукция увеличилась на 220,1 тыс.р., что привело к замедлению оборачиваемости на 0,21 оборота в год. С одного рубля оборотного капитала получено на 0,21 рубля меньше реализованной продукции.

Длительность оборота увеличилась на 13,29 дня. Это так же свидетельствует о замедлении оборачиваемости.

Рентабельность оборотного капитала уменьшилась на 2,6 п.п., что показывает уменьшении прибыли, получаемой с одного рубля оборотного капитала на 2,6 к. Это произошло вследствие увеличения величины прибыли на 7 тыс.р. при увеличении оборотных активов на 169,3 тыс.р.

2.2 Анализ рентабельности

Сведем рассчитанные показатели рентабельности в аналитическую таблицу 3.

Таблица 3

Анализ рентабельности ООО «БУЛГАР» за 2006-2008 годы

показатель

2006

2007

2008

Рентабельность общая, %

6,71

6,92

6,61

Рентабельность оборота, %

7,10

7,69

7,24

Рентабельность собственного капитала, %

6,91

6,84

8,50

Рентабельность продукции, %

8,51

8,88

8,30

Анализируя таблицу 3, мы видим, что общая рентабельность уменьшилась на 0,31 п.п., что говорит о том, что в 2008 году предприятие получает меньше прибыли с одного рубля своего имущества, чем в 2007 году, в отличие от возрастания общей рентабельности на 0,21 п.п. в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Это свидетельствует о менее эффективном использовании имущества предприятия.

Рентабельность оборота понизилась в 2008 году на 0,45 п.п., произошло уменьшение прибыли, получаемой с одного рубля реализованной продукции, на 0,45 копейки. По сравнению же с 2006 годом рентабельность оборота в 2007 году увеличилась на 0,14 п.п.

Число оборотов капитала увеличилось на 0,01 в 2008 году, что говорит об уменьшении (хотя и незначительном) деловой активности. По сравнению с 2006 годом число оборотов в 2008 году уменьшилось на 0,03, что показывает, что деловая активность предприятия находится на подъеме.

Рентабельность собственного капитала уменьшилась в 2007 году на 0,07 по сравнению с 2006 годом, в 2008 году увеличилась на 1,66 п.п., потому что увеличение собственного капитала привело к росту прибыли.

Так как уровень рентабельности собственного капитала выше общей рентабельности, то использование заемного капитала в рассматриваемом периоде приносило прибыль.

Рентабельность продукции в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 0,58 п.п. и на 0,21 п.п. по сравнению с 2006 годом, так как при увеличении прибыли имело место и увеличение издержек.

2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности

Показателями платежеспособности являются коэффициенты ликвидности. Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности привлеченного капитала.

Сведем рассчитанные показатели в аналитическую таблицу 4.

Нормальным считается коэффициент абсолютной ликвидности больший, чем 0,2÷0,25. В исследуемый период (2006-2008 гг.) этот показатель не соответствует нормативному значению. Причем в 2008 году он уменьшился еще на 0,005, что говорит о негативной тенденции.

Таблица 4

Анализ ликвидности и финансовой устойчивость ООО «БУЛГАР» за 2006-2008 годы

показатель

2006

2007

2008

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,125

0,126

0,121

Коэффициент промежуточной ликвидности

0,859

0,862

0,868

Коэффициент общей ликвидности

1,62

1,64

1,60

Коэффициент собственности

0,541

0,596

0,551

Коэффициент заемных средств

0,414

0,404

0,449

Коэффициент собственных и заемных средств

0,765

0,679

0,815

Приемлемым считается коэффициент промежуточной ликвидности больший, чем 0,7÷0,8. У рассматриваемого предприятия он попадает в эти значения. На протяжении последних трех лет коэффициент промежуточной ликвидности повышается (на 0,003 в 2007 году и на 0,006 в 2008). Это положительная тенденция.

Нормальным считается коэффициент общей ликвидности больший, чем 2÷2,5. В 2006, 2007 и 2008 годах этот показатель ниже нормального значения. Причем в 2008 году он еще снизился относительно 2007 года на 0,04, что говорит об ухудшении ликвидности активов предприятия.

Снижение показателей ликвидности говорит об общем ухудшении ситуации с обеспечением собственными оборотными средствами.

Понижение (хоть и незначительное) коэффициента собственности на 0,045 говорит об уменьшении доли собственных средств в источниках финансирования предприятия.

Рекомендуемым значением данного коэффициента является значение большее, чем 0,5. В рассматриваемый период времени значение коэффициента удовлетворяет рекомендуемому значению.

Увеличение доли заемных средств на 0,045 говорит об увеличении зависимости предприятия от внешних источников средств.

Рекомендуемое значение доли заемных средств – не более 0,5. Полученные за 2006 – 2008 годы данные показывают, что значение коэффициента удовлетворяет рекомендуемому значению. Отсутствует большая зависимость предприятия от внешних источников.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств увеличился в 2008 году на 0,136, что показывает увеличение доли заемного капитала по сравнению с собственным.

Рекомендуемое значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств – меньше 1. Полученные результаты соответствуют рекомендуемым значениям.

Показатели финансовой устойчивости предприятия ООО «БУЛГАР» свидетельствуют о достаточной степени защищенности привлеченного капитала и отражают допустимый уровень риска деятельности предприятия с точки зрения зависимости от заемного капитала.

Проведенный в работе анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «БУЛГАР» в целом показал удовлетворительное состояние предприятия и выявил резервы повышения эффективности управления предприятием.


3. Маркетинговая деятельность на предприятии

3.1 Анализ рынка и конкурентоспособности ООО «БУЛГАР»

Для характеристики рынка туристических услуг приведем результаты исследования известности турфирм города Казани и ответу на вопрос: Нужны ли потенциальным клиентам туристические агентства так же, как туристическим агентствам нужны клиенты?

Определенно нужны: 60% казанцев, планирующих отправиться в туристическую поездку, собираются воспользоваться услугами туристических агентств (рис. 5).

Рис. 5 – Пользование услугами турагенств

Согласно данным исследования, шесть из десяти казанцев (58%) , планирующих турпоездку, не смогли вспомнить названия ни одного из туристических агентств г. Казани (для справки: количество туристических агентств, находящихся в г. Казани, превышает цифру 100).

Среди тех агентств, которые все же были названы, наибольшим уровнем приоритетной известности обладает туристическое агентство «Волга Интур Центр» (11,32%) (табл. 5). На втором месте по показателю «приоритетная известность» находится агентство «Идиллия», которое смогли вспомнить 7,55% респондентов.

Таблица 5

Уровень известности туристических агентств г. Казани среди казанцев, (в % от числа опрошенных)

Турфирмы г. Казани

Уровень приоритетной известности

Уровень известности припоминания

Волга Интур Центр

11,321

13,208

Идиллия

7,547

7,547

Мега тур

1,887

3,774

БУЛГАР

1,887

1,887

Четыре сезона

1,887

3,774

Эфир вояж

1,887

1,887

Элизиум Тревэл

1,887

1,887

Твой тур

1,887

3,7741

Фатима

1,887

3,774

Адмирал

1,887

1,887

Вояж

1,887

3,774

Сложившееся положение вещей, когда в сознании большинства потенциальных клиентов не засело «гвоздем» названия ни одной фирмы, дает карты в руки всем туристическим фирмам, работающим на рынке города Казани.

Результаты сравнения с основными конкурентами можно представить в виде сравнительной таблицы 6.

Оценка параметров производиться по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру до доминирующей позиции).

Таблица 6

Результаты исследования основных конкурентов ООО «БУЛГАР»

Параметр

ООО «БУЛГАР»

ООО «Мега тур»

ООО «Адмирал»

1. качество турпродукта

4

4,5

5

2. качество обслуживания

4

3

5

4. цена

4

4

3

5. реклама

2,5

3

5

6. месторасположение

4

4

5

7. ассортимент

4

4

5

8. известность на региональном рынке

3

4

3

ИТОГО

25,5

26,5

31

Из полученных результатов видно, что основным (причем очень сильным) конкурентом является ООО «Адмирал». Преимущество ООО «БУЛГАР» имеет только по цене.

Основной конкурент – ООО «Мега тур». ООО «ЭЛИ ТУР» уступает 0,5 балла по параметру «реклама» и «качество продукции». Но зато превосходит на 1 балл по качеству обслуживания.

ООО «БУЛГАР» в условиях конкуренции будет стремиться сохранить ту долю рынка, которой оно владеет. К основным факторам, учитываемым при конкуренции, относятся: цена, качественные показатели турпродукта, условия платежа, реклама, работа с общественностью и другие мероприятия системы стимулирования сбыта.

3.2 Организация службы маркетинга

В туристском мире успех маркетинга зависит:

- от комплексного анализа рынка;

- производства туристского продукта;

- анализа систем и каналов реализации;

- рекламы продукта.

Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три главные функции маркетинга в туризме:

- установления контактов с клиентами;

- развитие;

- контроль.

В системе маркетинга «БУЛГАР» установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.

Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.

Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.

Однако маркетинг расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.

Туристский продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристский маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленных на достижение такой цели.

Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением фирмы, подчиняется непосредственно коммерческому директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.

Работа службы ориентирована на гибкое приспособление всей хозяйственной деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации, учета требований потребителей и сочетает в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера.

Эффективность функционирования маркетинговой организационной структуры во многом будет определяться теми кадрами, которые заняты маркетингом на предприятии. И здесь подразумеваются не только их профессиональная подготовка, но и мера ответственности, которая на них возложена, и принятая на предприятии система стимулирования их труда.

Специальный отдел маркетинга и рекламы был открыт в марте 2001 года. Отдел маркетинга и рекламы предназначен выполнять следующие функции:

- маркетинговые исследования потребителей;

- разработка рекламной кампании;

- разработка ассортимента услуг по данным исследования;

- разработка планов по стимулированию сбыта.

Все сотрудники маркетингового отдела имеют высшее экономическое образование.

Начальник, возглавляющий отдел маркетинга и рекламы, подчиняется напрямую коммерческому директору. Начальник отдела призван играть ведущую роль в переориентации предприятия на интересы потребителей и спрос на рынке, в его обязанности входит планирование маркетинговых мероприятий, контроль над проведением исследований, разработка рекомендаций по совершенствованию концепции маркетинга и прочее.

Функциональные обязанности сотрудников маркетингового отдела ООО «БУЛГАР» представлены в таблице 7.

Таблица 7

Функциональные обязанности сотрудников маркетингового отдела ООО «БУЛГАР»

специализация

обязанности

специалиста по маркетинговым исследованиям

- исследование покупателей;

- конкурентов;

- процесса реализации услуг;

- разработка опросных листов (анкет) и так далее

аналитик

- проводит сбор и анализ всех видов информации;

- приводит ее в формализованный вид;

- формирует отчеты и прочее.

специалист по рекламе

- определяет цели и задачи рекламы в конкретных ситуациях;

- организует рекламную деятельность;

- выбирает средства и методы рекламы;

- готовит содержательную часть рекламы;

- координирует рекламную деятельность

В соответствии со своими обязанностями каждый из сотрудников маркетинговой службы составляет план работ, утверждает его у начальника, а затем реализовывает.

Маркетинговая служба несет большую ответственность за успешное функционирование фирмы, поэтому ее работа должна преумножить экономический потенциал всего предприятия.

Результаты анализа вторичных данных являются основой для определения направлений исследований деятельности фирмы, а также проблем, исходя из которых, определяются содержание, форма и последовательность проведения маркетинговых исследований.

Служба маркетинга выполняет следующие функции:

- изучение конъюнктуры рынка, планирование ассортимента услуг;

- имидж, реклама, выставки и паблик рилейшенз.

ОСУ службы маркетинга ООО «БУЛГАР» представлена на рисунке 6:

Рис. 6 – ОСУ службы маркетинга ООО «БУЛГАР»

В процессе практической работы предусматривается возможность временного привлечения для выполнения конкретных задач специалистов из других структурных подразделений предприятия или сторонних организаций.

Работа службы строится в соответствии с утвержденными планами работ (на первых порах квартальными, а далее полугодовыми).

Отчетность оперативная, но не реже одного раза в квартал с представлением руководству конъюнктурного обзора о состоянии рынка и положения предприятия на нем.

3.3 Ценовая политика и система стимулирования сбыта

Цена – экономическое понятие, которое означает «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара.

В маркетинге существуют четыре основные цели ценообразования:

1. Максимизация текущей прибыли

2. Удержание позиций на рынке

3. Лидерство на рынке

4. Лидерство в качестве продукта

Рассмотрим, какими же из данных стратегий пользуется фирма «БУЛГАР».

Фирма в основном использует два способа ценообразования:

- максимизация текущей прибыли;

- завоевание лидерства по показателям качества товара.

Рассмотрим подробнее:

Цель - максимизация текущей прибыли характеризуется высоким уровнем цен и требует определенных условий, а именно – предложение уникальных или малораспространенных дорогих услуг и когда спрос на те или иные виды туристских услуг значительно превосходит предложение.

Завоевание лидерства по показателям качества товара требует, чтобы товар фирмы был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Это, соответственно, требует установление на товар высокой цены, что было уже отмечено выше.

Что касается ценовой политики по отношению к постоянным клиентам, то им предоставляются скидки.

Рассмотрим, каким образом происходит стимулирование продаж в «БУЛГАР». В первую очередь сюда входит система скидок. Скидки, которые предлагает фирма своим клиентам следующие:

- постоянным клиентам скидка на тур 5%;

- новогодние и рождественские скидки;

- скидки детям;

- скидки для клиентов, которые рекомендовали ее другому покупателю (при условии, что он купит тур).

Помимо этого, в самом офисе используются различные красочные проспекты, брошюры, глянцевые каталоги, что дает эффект наглядности. При покупке туров клиентам дарятся календари, открытки или каталоги с тематикой по выбранному ими направлению.

Как один из этапов управлением канала сбыта может быть рассмотрено участие в работе различных туристских выставок и ярмарок. Данные мероприятия помогают агентству найти новых партнеров-туроператоров и установить долгосрочные деловые партнерские связи.

По поводу политики стимулирования продаж можно отметить, что можно было бы усовершенствовать систему скидок, например, делать не только новогодние и рождественские скидки, но и просто праздничные скидки (скидки до 2% на основные государственные праздники). Также можно ввести групповые скидки – при заказе группового тура при количестве человек больше, чем 10 скидка также до 2%, можно предложить систему накопительных скидок по карточке постоянного клиента, при покупке очень дорогого тура можно включить одну бесплатную экскурсию в качестве благодарности за приобретенный тур.

Помимо этого, необходимо постоянно повышать квалификацию менеджеров в области маркетинговой деятельности для успешного функционирования маркетинговой службы. Руководству следует поощрять поездки своих сотрудников на различные конференции, семинары и конгрессы.

Помимо этого, для достижения определенных целей, необходимо осуществлять следующее:

- ежегодно корректировать маркетинг-планы;

- назначать группы для разработки программы деятельности фирмы;

- проводить кооперирование с туроператором по загрузке, индустриальному обеспечению на условиях совместного участия на рынке;

- разрабатывать совместные меры по продвижению продукта на туристском рынке;

- апробировать новые товары, услуги и так далее.


ЗАКЛЮЧЕННИЕ

Компания «БУЛГАР» была образована в 1998 году. Основным видом деятельности ООО «БУЛГАР» является осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом.

Организационно правовая форма предприятия – Общество Ограниченной Ответственности (ООО) «БУЛГАР».

В организационную структуру «БУЛГАР» входит четыре отдела:

- Отдел иностранного туризма и VIP-обслуживания

- Отдел российского туризма и санаторно-курортного обслуживания

- Отдел детского и молодежного туризма

- Отдел приема и экскурсионного обслуживания

Показатели финансовой устойчивости предприятия ООО «БУЛГАР» свидетельствуют о достаточной степени защищенности привлеченного капитала и отражают допустимый уровень риска деятельности предприятия с точки зрения зависимости от заемного капитала.

Проведенный в работе анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «БУЛГАР» в целом показал удовлетворительное состояние предприятия и выявил резервы повышения эффективности управления предприятием.

ООО «БУЛГАР» в условиях конкуренции будет стремиться сохранить ту долю рынка, которой оно владеет. К основным факторам, учитываемым при конкуренции, относятся: цена, качественные показатели турпродукта, условия платежа, реклама, работа с общественностью и другие мероприятия системы стимулирования сбыта.

Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением фирмы, подчиняется непосредственно коммерческому директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.

Специальный отдел маркетинга и рекламы был открыт в марте 2001 года. Отдел маркетинга и рекламы предназначен выполнять следующие функции:

- маркетинговые исследования потребителей;

- разработка рекламной кампании;

- разработка ассортимента услуг по данным исследования;

- разработка планов по стимулированию сбыта.

В соответствии со своими обязанностями каждый из сотрудников маркетинговой службы составляет план работ, утверждает его у начальника, а затем реализовывает.

В процессе практической работы предусматривается возможность временного привлечения для выполнения конкретных задач специалистов из других структурных подразделений предприятия или сторонних организаций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ в ред. от 29.04.2008 с изм. от 22.12.2008

2. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг. М., 2004

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М., 2004

4. Документация и финансовая отчетность ООО «БУЛГАР» за 2006-2008 годы

5. Исмаев Д.К. Теория и практика деятельности туристских фирм // Маркетинг в России и за рубежом, 2006, № 7

6. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание. Обслуживание туристов. – М.: Центр, 2004, 368с.

7. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства – СПб.: Питер, 2006

8. Устав ООО «БУЛГАР»

9. Увалов Ю. Экономическая стратегия туристической фирмы // Маркетинг в России и за рубежом, 2007, № 1

10. Хамидуллина М.Н. Регулирование турбизнеса: перспективы развития, стратегия продвижения // Материалы VII научно-практической конференции студентов и аспирантов – Казань: ТАРИ, 2002

11. www.vico.ru Туризм, отдых, спорт. Материалы сайта


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Данные Отчетов о прибылях и убытках ООО «БУЛГАР» за 2006-2008 годы

Показатель

По состоянию на конец

2006

2007

2008

Выручка (без НДС от реализации продукции)

1996,3

2007,5

2227,6

Себестоимость реализации продукции

1102,4

1145,4

1295,3

Валовая прибыль

854,1

862,1

932,3

Коммерческие расходы

248

251,7

290,1

Управленческие расходы

321,5

340,2

356,6

Прибыль от реализации

241,6

270,2

285,6

Проценты к получению

21,9

25,4

29,8

Проценты к уплате

54,1

57,4

64,8

Доходы от участия в других организациях

35,2

33,1

29,7

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

151,0

154,3

161,3

Прочие внереализационные доходы

27,1

26,3

20,7

Прочие внереализационные расходы

41,2

37,1

26,4

Балансовая прибыль

84,2

90,9

114,2

Налог на прибыль

29,3

31,8

40,0

Чистая прибыль (убыток)

47,6

59,1

74,2'

Отвлеченные средства

32,0

44,0

66,0

Нераспределенная прибыль отчетного периода

10,3

15,1

8,3


Приложение 2

Данные Бухгалтерского баланса ООО «БУЛГАР» за 2006-2008 гг.

АКТИВ

Код стр.

По состоянию на

31.12.06

31.12.07

31.12.08

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05) в том числе:

110

101,3

119,4

121,6

организационные расходы

111

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

112

101,3

119,4

121,6

Основные средства (01, 02, 03) в том числе:

120

802,4

811,4

821,3

земельные участки и объекты природопользования

121

здания, сооружения, машины и оборудование

122

802,4

811,4

821,3

Незавершенное строительство (07, 08, 61)

130

Долгосрочные финансовые вложения (06, 56, 82) в том числе:

140

347,6

358,1

379,8

инвестиции в зависимые общества

142

284,0

284,0

284,0

инвестиции в другие организации

143

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

68,2

74,1

95,8

Прочие внеоборотные активы

150

139,1

141,9

147,4

Итого по разделу

190

1390,4

1430,8

1470,1

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы в том числе:

210

264,2

298,6

356,3

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (Ю, 15, 16)

211

74,1

83,7

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе:

240

329

358,0

452,4

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

251,1

267,4

341,1

векселя к получению (62)

242

- э : ..

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243

10,9

11 Л

8,9

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244

авансы выданные (61)

245

35,3

36,8

56,3

прочие дебиторы

246

33,4

36,1

46,1

Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)

250

0

0

в том числе:

инвестиции в зависимые общества

251

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

Денежные средства:

260

58,3

61,5

73,2

касса (50)

261

10,4

10,8

14,9

расчетный счет (51)

262

21,5

21,6

26,2

валютный счет (52)

263

23,4

29,1

32,1

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

Прочие оборотные активы

270

41,1

44,1

47,2

Итого по разделу II

290

692,6

799,1

968,4

III. УБЫТКИ

Непокрытые убытки прошлых лет (88)

310

Непокрытый убыток отчетного года

320

Итого по разделу III

390

БАЛАНС (сумма строк 190,290,390)

399

2083

2229,9

2438,5

IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (85)

410

1120,0

1120,0

1120,0

Добавочный капитал (87)

420

56,5

144,8

149,1

Резервный капитал (86) в том числе:

430

9,1

12,5

14,0

резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

431

9,1

12,5

14,0

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Фонды накопления (88)

440

20,1

22,3

23,1

Фонд социальной сферы (88)

450

Целевые финансирование и поступления (96)

460

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

470

11,2

13,7

28,8

Нераспределенная прибыль отчетного года

480

3,8

15,1

8,3

Итого по разделу IV

490

1191,5

1328,3

1343,2

V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ

Заемные средства.(92, 95) в том числе:

510

348

358,0

480,0

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511

294,0

302,0

382,0

прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

54,0

56,0

98,0

Прочие долгосрочные пассивы

520

55,0

57,0

10,0

Итого по разделу V

590

408,9

415

490

VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ

Заемные средства (90, 94) в том числе:

610

98,2

110,2

94,4

кредиты банков

611

80,1

82,2

72,4

прочие займы

612

27,0

28,0

22,0

Кредиторская задолженность

620

297,9

384,9

в том числе:

поставщики и подрядчики (60, 76)

621

111,5

123,1

154,2

векселя к уплате (60)

622

задолженность перед дочерними и зависимыми об

ществами (78)

623

по оплате труда (70)

624

21,3

24,4

32,9

по соц. страхованию и обеспечению (69)

625

38,4

39,2

55,4

задолженность перед бюджетом (68)

626

41,2

43,1

49,7

авансы полученные (64)

627

20,1

20,7

31,6

прочие кредиторы

628

45,7

47,4

61,1

Доходы будущих периодов (83)

640

Резервы предстоящих расходов и платежей (89)

660

Прочие краткосрочные пассивы

670

71,2

78,4

125,9

Итого по разделу VI

690

382,6

486,5

605,2

БАЛАНС (сумма строк 490, 590, 690)

699

2083

2229,9

2438,5