Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине «Налогообложение физических лиц» на тему: «Порядок исчисления и уплаты налога на имущество. Ставки налога и льготы с недвижимого имущества» - реферат

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налогообложение физических лиц»

на тему: «Порядок исчисления и уплаты налога на имущество. Ставки налога и льготы с недвижимого имущества»

Выполнила:

Проверил:

2009

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3

2. Порядок исчисления налога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей . . . . . . . . . .стр. 6

4. Ставки налога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10

5. Льготы с недвижимого имущества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 12

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 14

7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16

1. Введение

В настоящее время исчисление и уплата налога на имущество физических лиц осуществляются в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Инструкцией МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", зарегистрированной Минюстом России 20.01.2000, регистр. N 2057.

Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть данный вид налога устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, и обязателен для физических лиц к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Иначе говоря, для того чтобы налог действовал, он должен быть узаконен на местном уровне. Для этого местный представительный орган (например, муниципальное собрание депутатов) принимает соответствующее решение о взимании налога на имущество с физических лиц.

По общему правилу основные элементы налогообложения (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются на федеральном уровне — в НК РФ или ином федеральном законе.

На местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льготы в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и порядок их применения.

За первое полугодие 2009 года в Тамбовской области было получено налога на имущество в размере 13,2 млн. руб.

2. Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Представительный орган местного самоуправления при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу. Сумма авансовых платежей исчисляется исходя из процентной доли предполагаемой суммы налога за налоговый период. Размер процентной доли устанавливается нормативными правовыми актами о налоге представительных органов местного самоуправления. При этом сумма авансовых платежей по налогу не может превышать предполагаемую сумму налога за налоговый период.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы по каждому из объектов недвижимого имущества, государственными органами технической инвентаризации и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленной налога и суммами подлежащими уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

При переходе права собственности от одного физического лица к другому физическому лицу, приводящем к смене налогоплательщика в отношении объекта недвижимого имущества (его доли) в течение налогового периода, исчисление налога производится каждому из указанных лиц с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых на данный объект налогообложения было зарегистрировано право собственности на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В отношении объектов недвижимого имущества (их долей), перешедших по наследству к физическому лицу, налог исчисляется наследнику, начиная с месяца открытия наследства.

В отношении вновь созданных, приобретенных либо уничтоженных (полностью разрушенных) объектов недвижимого имущества, исчисление налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых на данный объект налогообложения было зарегистрировано право собственности на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Государственные органы технической инвентаризации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрировано (перерегистрировано) право собственности на эти объекты, в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или снятия с регистрации.

Государственные органы технической инвентаризации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности на эти объекты, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

3. Порядок и сроки уплаты налога

Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или разрушены. Основанием к этому является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а в сельской местности органами местного самоуправления.

За строения, помещения и сооружения, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, или взятых налоговыми органами на учет как бесхозяйные, налог не взимается.

Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения вручают гражданам налоговые уведомления на уплату указанных налогов не позднее 1 августа.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда физические лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.

В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях дополнительные суммы налогов на имущество уплачиваются в следующие сроки:

· суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней;

· суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).

Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.

Начисленные ранее суммы могут быть снижены или отменены в связи с возникновением права на льготы, утраты права собственности и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром налогообложения или возникновением у налогоплательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по всем срокам уплаты.

Если сумма налога по истекшим ко дню снижения налоговой суммы срокам полностью уплачена, приходящиеся на эти сроки сложенные суммы исключаются из суммы, уплачиваемой к очередному сроку уплаты. Пеня, уплаченная по этим срокам, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платежа по очередному сроку.

Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм налога все сроки уплаты истекли и налог полностью уплачен, сумма излишне уплаченных налогов подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов на имущество физических лиц или задолженности по пеням, начисленным тому же местному бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Пересмотр неправильно исчисленных налогов за прошлые годы производится не более чем за три года в таком же порядке.

4. Ставки налога

Ставки налога устанавливаются ежегодно нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Для исчисления налога на строения, помещения и сооружения ставки устанавливаются в зависимости от оценочной стоимости имущества и не могут превышать:

1) при стоимости до 500 тыс. руб. - 0,1 процента;

2) при стоимости имущества от 500 тыс. руб. до 1000 тыс. руб. - 500 руб. + 0,5 процента от стоимости от 500 тыс. руб. до 1000 тыс. руб. ;

3) при стоимости имущества от 1000 тыс. руб. до 10 000 тыс. руб. - 3,0 тыс. руб. + 1 процент от стоимости, превышающей 1 000 тыс. руб.;

4) свыше 10 000 тыс. .руб. - 12 тыс. руб. + 2 процента от стоимости свыше 10 000 тыс. рублей.

Представительные органы местного самоуправления определяют дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа его использования и по конкретным критериям. Во внимание принимается характер помещения (жилое или нежилое), используется ли оно для хозяйственных или коммерческих нужд, материал, из которого оно построено.

Суммарной инвентаризационной стоимостью имущества является сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения, принадлежащих одному физическому лицу и расположенных на территории одного представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки данного налога.

Существенной является норма, дающая представительным органам местного самоуправления право определять в пределах размеров, установленных законодательством, дифференциацию ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и иных критериев. Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе регулировать налогообложение имущества в зависимости от проводимой экономической, социальной, инвестиционной, жилищной и бюджетной политики в регионе.

В Тамбовской области ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами местного самоуправления в размере от 0,1 до 2,0% в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости применительно к типу использования объекта налогообложения.

5. Льготы с недвижимого имущества.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта недвижимого имущества, расположенного на территории соответствующего муниципального образования, исходя из его инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

От уплаты налога на имущество освобождаются:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеров ордена Славы;

2) Инвалиды I и II групп;

3) инвалиды с детства;

4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий;

5) граждане, уволенные в запас с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки выданной военкоматом, воинской частью, военным учебным заведением.

6) физических лиц, получающих льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

7) физических лиц, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

9) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих погибших при исполнении служебных обязанностей.
Льгота предоставляется на основании справки о гибели военнослужащего или государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих погибших при исполнении служебных обязанностей предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.

10) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Кроме того, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для отдельных категорий плательщиков. В Тамбовской области дополнительные льготы не используются.

6. Заключение

Налог на имущество физических лиц является налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Представительный орган местного самоуправления при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу.

Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения вручают гражданам налоговые уведомления на уплату указанных налогов не позднее 1 августа.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.

Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.

Ставки налога устанавливаются ежегодно нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В Тамбовской области ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами местного самоуправления в размере от 0,1 до 2,0% в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости применительно к типу использования объекта налогообложения.