Главная              Рефераты - Разное

Мониторинг непрерывного повышения уровня - реферат

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 15 «РОМАШКА»

МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОГО

ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ

Руководитель проекта:

Васильева О.Ю – заместитель

заведующей по ВМР

Участники проекта:

педагогический коллектив

ДОУ № 15 «Ромашка»

г. Шарыпово 2008 г.

Оглавление

1. Введение (актуальность, цель, задачи, гипотеза проекта)………………...3

2. Основная часть

Участники проекта………………………………………………………..3

План реализации проекта (этапы, мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемые результаты этапа)………………………………………….3-7

Ожидаемые результаты проекта…………………………………………8

Смета расходов……………………………………………………………8

3. Заключение…………………………………………………………………....8

4. Список используемых источников………………………………………….8

5. Приложения………………………………………………………..9 - 18

1. Введение

1.1. Актуальность проекта

Сегодня особенно остро встает вопрос о необходимости оптимального выбора содержания методической работы в современном дошкольном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждает и анализ практики методической работы в ДОУ № 15 «Ромашка». Реальные проблемы воспитательно-образовательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы не всегда взаимосвязаны между собой. Даже самое богатое содержание методической работы не вдохновляет педагогов на творчество, не приводит к совершенствованию воспитательно-образовательной работы, к демократизации дошкольной жизни. Поэтому, считаем, что содержание методической работы в современном ДОУ должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех детских садов города, так и конкретных, индивидуально-неповторимых. Одним из таких источников могут послужить результаты мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Мы понимаем мониторинг как совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижения педагога от незнания к знанию.

1.2. Цель проекта : обновление содержания методической работы в ДОУ через организацию мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.

1.3. Задачи:

1. Выстроить систему мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.

2. Отследить качественно и количественно динамику результатов деятельности каждого педагога в отдельности и всего педколлектива в целом;

3. Выявить приоритетные направления деятельности методической службы ДОУ;

4. Корректировать воспитательно-образовательный процесс (дидактическая коррекция) и деятельность педагога в сторону саморазвития (психолого-педагогическая коррекция);

5. Повышать уровень профессиональ­ного мастерства членов педагогического коллектива.

1.4. Гипотезой проекта является предположение о том, что обновление содержания методической работы в ДОУ будет способствовать повышению: уровня профессиональной компетентности педагогов; уровня сформированности у детей знаний, умений и навыков; уровня эмоционального благополучия воспитанников.

2. Основная часть

2.1. Участники проекта: администрация и педагогический коллектив ДОУ № 15 «Ромашка».

2.3 План реализации проекта

Реализация проекта осуществляется в три взаимосвязанных и периодически повторяющихся этапа. Мониторинг носит цикличный характер. (Приложение 1).

I этап

Аналитико-диагностический

Диагностика уровня про­фессиональной компетент­ности педагогов ДОУ. Периодичность проведения диаг­ностирования — 1 раз в год и при поступлении на долж­ность вновь принятых педа­гогов.

Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Приоритетные направле­ния деятельности методичес­кой службы могут быть выявлены в ходе комплексного анкетного исследования, проводимого субъективным (прямым) ме­тодом, и диагностики уровня профессиональной компетен­тности членов педагогичес­кого коллектива.

Комплексное анкетное исследование, состоящее из трех анкет, проводилось на производственном со­вещании. (Приложение 2)

Первая часть анкетирования поможет ори­ентации педколлектива на ре­шение цели и задач ДОУ, по­зволит установить уровень знания педагогами образова­тельной программы, реализуе­мой в учреждении, ис­следовать возможности уча­стия членов педколлектива в обновлении образовательной деятельности, организации интеграционных процессов, даст возможность оценить результативность методической работы по совершенство­ванию профессиональной компетентности педагогов

Вторая часть анкетного исследования направле­на на стимулирование педа­гогов к осмыслению и реше­нию своих профессиональ­ных проблем. Из 47 предположительных проблем ДОУ ме­тодом ранжирования педаго­ги выделяют при­оритетные проблемы.

Третья часть способ­ствует выявлению педаго­гов, способных работать в си­стеме самоконтроля, обоб­щить собственный положи­тельный педагогический опыт работы.

Четвертая часть анкетного исследования предполагает заполнение карты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ. (Приложение 3)

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечания

1.

Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ

март-апрель 2008 года

Заместитель заведующей по ВМР,

педагог-психолог

диагностика проводится на основе самооценки и оценки администрации

2.

Посещение и анализ занятий, мероприятий у педагогов ДОУ (метод стороннего наблюдения)

март-апрель 2008 года

Заместитель заведующей по ВМР,

председатель Методического Совета

Заполняются диагностические карты

II этап

Оценочный

Цель: Качественная и количественная оценка деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом

Ожидаемый результат: выработано единое мнение по спорным вопросам, составлена справка по итогам диагностики.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечания

1.

Сравнение результатов самооценки педагогов, оценки администрации, установление причин их несоответствия

апрель 2008 г.

Заместитель заведующей по ВМР

III этап

Коррекционный

Цель: Дидактическая коррекция воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогическая коррекция деятельности педагога в сторону саморазвития.

Ожидаемый результат: выстроена система методической работы по обновлению содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

На основании анализа ре­зультатов анкетного комплек­сного исследования и диагно­стики уровня профессиональ­ной компетентности педаго­гов ДОУ были выделены три проблемы:

1) Сложность организации целеполагания при составлении занятий в рамках социоигровой педагогики.

2) Содержание и формы образовательного процесса требуют обновления.

3) 71,3% педагогов владе­ют методикой анализа соб­ственной деятельности на не­достаточном уровне.

В соответствии с этим последующая деятельность методической службы будет направлена на:

- корректировку воспитательно-образовательного процесса, его постоянное развитие и совершенствование в целях максимального использова­ния обучающих, воспита­тельных и развивающих воз­можностей дошкольного образовательного учреждения;

- непрерывное повыше­ние уровня профессиональ­ного мастерства членов пе­дагогического коллектива.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечания

1.

Разработка перспективного планирова­ния методической работы с учетом результатов диагнос­тики и комплексного анкети­рования

апрель 2008г.

Заместитель заведующей по ВМР, председатель Методического Совета

2.

Методические консультации:

Заместитель заведующей по ВМР,

руководители МО,

воспитатели-наставники

2.1.«Целеполагание в деятельности педагога ДОУ»

сентябрь 2008г.

2.2. «Алгоритм анализа занятия»

октябрь 2008г.

2.3. «Требования к современному занятию в ДОУ»

ноябрь 2008г.

2.4.«Самоанализ заня­тия»

декабрь 2008г.

3.

Посещение занятий администрацией ДОУ

в течение года

Заместитель заведующей по ВМР

4.

Мастер-классы

в течение года

Заместитель заведующей по ВМР,

члены Методического Совета

Темы определяются исходя из анализа посещенных занятий

5.

Индивидуальные и групповые консультации по запросам педагогов

в течение года

Заместитель заведующей по ВМР,

члены Методического Совета

6.

Постоянно действующий семинар, направленный на развитие у педагогов: способности к непрерывному, системному образованию; умения видеть образовательные задачи в своей деятельности; способности к инновационной деятельности; способности описать (презентовать) достижения собственной деятельности.

в течение года

Заместитель заведующей по ВМР,

члены Методического Совета

7.

Тематический педсовет: «Занятие в ДОУ как система»

декабрь

2008г.

Заместитель

заведующей по ВМР

8.

Выстраивание системы индивидуальной работы с педагогами по повышению уровня их профессиональной компетент­ности (Приложение 4)

В течение года

Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета

9.

Тренинг личностного роста (для педагогов)

март

2009г.

Педагог-психолог

10 .

Анализ реализации коррекционного этапа проекта

май

2009г.

Разработчики проекта

11.

Работа над единой методической темой «Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» (Приложение 5)

в течение года

Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета

12 .

Работа над индивидуальными темами по самообразованию

в течение года

Заместитель заведующей по ВМР

13.

Методическая выставка

апрель 2009г.

Заместитель заведующей по ВМР, воспитатели

Сравнительный аналитико-диагностический этап

(начало следующего цикла мониторинга)

Сравнительная диагностика уровня про­фессиональной компетент­ности педагогов ДОУ.

Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Ожидаемые результат: определение динамики роста уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечания

1.

Повторная диагностика профессиональной компетен­тности педагогов по тем же параметрам.

май

2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

педагог-психолог

2.

Анкетирование педаго­гов на предмет эффективнос­ти методической работы.

май

2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

председатель Методического Совета

Один раз в год планируется проведение творческой недели по всем направлениям деятель­ности, в рамках которой да­ются открытые занятия, воспитательные мероприятия, проводятся выставки, конфе­ренции, концерты и т.д. Мы планируем ежегодно проводить методическую выставку, на которой в различной форме будет организована работа по обмену методической информацией, распространению обобщенного опыта ра­боты педагогов. К методической выставке будут приурочены сообщения, доклады, практические занятия по ре­зультатам работы над инди видуальными методическими темами . Там же будут рассматриваться новинки методической литературы и программно-методическое обеспечение образователь­ного процесса. Мето­дическая выставка, как фор­ма методической работы, способствует повышению уровня профессионализма педагогов, стимулирует дея­тельность педагогического коллектива.

Ежегодно в целях орга­низации рационального фун­кционирования групповых комнат и распространения наиболее результативного опыта работы педагогов по их оформлению и использо­ванию оборудования будут прово­диться смотры групповых комнат.

В методическом кабине­те планируется организовать постоянно действующую выставку литературы «В помощь самообразованию».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Обновление содержания методической работы в ДОУ;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

3. Повышения качества воспитания и обучения в ДОУ.

Смета расходов

№ п/п

Наименование

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

Примечания

1

Бумага для копировальной техники

2 пачки

120

240

Для распечатки материалов комплексного анкетного исследования, подготовки к методическим мероприятиям

2

Заправка картриджа

1 шт.

200

200

3. Заключение

Предполагаем, что организация мониторинга позволит повысить качество методической работы, обновить её содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов; уровня сформированности у детей знаний, умений и навыков; уровня эмоционального благополучия воспитанников.

Результативность проекта мы предполагаем оценить по следующим критериям:

№ п/п

Критерии

Методы отслеживания

Показатели на начальном этапе

Показатели по результатам реализации проекта

форма отчетности

1

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

Карта диагностики

(приложение 3)

в/у – 16%

с/у – 74%

н/у – 10%

в/у – 27 %

с/у – 70 %

н/у – 3 %

справка

2

Повышение уровня сформированности у детей знаний, умений, навыков

Диагностика усвоения детьми программного материала

81,5 %

(качество знаний)

92 %

(качество знаний)

3

Уровень эмоционального благополучия воспитанников

Диагностика уровня эмоционального благополучия

74%

85%

Список используемых источников

1. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении как средство повышения эффективности его развития: Монография. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.- 256 с.

2. Никифорова О.В. Модель управления научно-методической деятельностью в ДОУ// Управление ДОУ.- 2007.- № 6 .-с.14-18

3. Терминологический словарь современного образования (глоссарий). Издание 2 –е.- Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.- 120 с.

Приложение 1

Цикл мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов

Приложение 2

Материалы комплексного анкетного комплексного исследования в рамках мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов

Цель работы:

1. Ориентация педколлек­тива на достижение цели и задач ДОУ

2. Стимулирование педа­гогов к осмыслению и реше­нию своих профессиональ­ных проблем.

3. Отслеживание результативности работы по совершен­ствованию профессиональной компетентности педагогов.

4.Выявление педагогов, способных работать на само­контроле.

Метод изучения профессиональной компетентности педагогов - субъективный (прямой).

Анкета 1

«Совершенствование профессиональной компетентности педагога»

1. Ф.И.О.

2. Стаж педагогической работы.

3. Ведущие профессио­нальные интересы, умения.

4. Дополнительные интересы (хобби).

5. Что мешает мне работать (основные профессиональные проблемы).

6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа - в чем Вы испытываете зат­руднения?

7. Где и когда Вы повыша­ли свою квалификацию. Оце­ните по 10-балльной шкале пользу этого мероприятия(10 баллов - очень хорошо,1 балл - очень плохо).

8. В какой форме Вы за­нимаетесь самообразованием и чего Вам удалось достигнуть?

9. Каких достижений Вы добились в этом учебном году в реализации Программы воспитания и обучения, в воспитательной деятель­ности, в общественно-педа­гогической деятельности?

10.Есть ли в коллективе коллеги, которым Вы оказы­ваете профессиональную помощь?

11.Есть ли в коллективе коллеги, которые Вам оказы­вают профессиональную по­мощь?

12.Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одно­му занятию?

13.Какие цели и задачи Вы решаете, работая по « Программе воспитания и обучения в детском саду»?

14.Назовите достоинства данной программы.

15.Назовите недостатки данной программы.

16.В последнее время Вы работаете над:

• разработкой новой методики-

• наглядными средствами

• учебным пособием

• допишите недостающее:

17.Занятия кого из коллег Вы хотели бы посещать?

18.Где, чему, у кого Вы хотели бы учиться (в том чис­ле на выезде) конкретно?

19.Каких знаний Вам не хватает?

20.Как Вы понимаете сущность понятия «интегра­ция учебных занятий»:

• получение информации по определенному вопросу, исходя из знаний по отдель­ным предметам;

• реализация идей педаго­гического сотрудничества;

• применение разных форм работы на занятии (нужное подчеркнуть)?

21.С кем из коллег Вы хо­тели бы проводить интегри­рованные занятия?

22.На чем акцентировали бы внимание при подготовке ин­тегрированного занятия:

• на формах работы;

• на содержании занятия;

• на чем-либо другом?

23.Имеются ли у Вас предложения об обновлении существующей модели дея­тельности ДОУ, какие?

24.Назовите сильные сто­роны в деятельности детского сада по направлениям.

25.Назовите слабые сто­роны в деятельности детского сада по направлениям.

Анкета № 2

Справа от каждой смыс­ловой строки проставить цифру - цену данной пробле­мы по нисходящей. Если та­кой проблемы, на Ваш взгляд, не существует, ставите ноль.

1. Болезненность детей.

2. Конфликты педагогов с родителями и детьми.

3. Конфликты педагогов с администрацией.

4. Конфликты между пе­дагогами.

5. Нежелание детей посещать ДОУ.

6. Недостаточное матери­ально-техническое обеспече­ние воспитательно-образовательного процесса. (Указать, чего не хватает)

7. Засилье совещаний.

8. Непрофессиональная деятельность администрации по контролю над деятельностью педагогов.

9. Плохо поставлена ра­бота по повышению квали­фикации педагогов.

10.Низкая профессио­нальная готовность многих педагогов.

11.Отсутствие стимулов в работе педагогов.

12.Эмоциональное выгорание педагогов.

13.Отсутствие обще­ственной заинтересованнос­ти в деле образования.

14.Отсутствие необходи­мой литературы и методических пособий.

15.Сложная психологи­ческая обстановка в ДОУ.

16.Слабые знания и отсутствие интереса детей на занятиях.

17.Нехватка педагогов в ДОУ.

18.Не проводятся городские конкурсы по направлени­ям деятельности, негде показать достижения детей.

19.Неумение педагогов ра­ботать с одаренными детьми.

20.Отсутствие стимулов в детской деятельности.

21.Перегрузки детей.

22.Педагоги плохо разби­раются в практической пси­хологии.

23.Отсутствие ориенти­ров в воспитательной работе (конкретных целей и задач).

24.Неудобное расписание.

25.Проблема дисципли­ны на занятиях.

26.Отсутствие коллектив­ного духа в ДОУ.

27.Перегрузки педагогов.

28.Недостаточное обес­печение распорядительной информацией.

29.Отсутствие комнаты психологической разгрузки и кабинетов для специалистов.

30.Негативное влияние поп-культуры на детей.

31.Негативное отношение к детскому саду со стороны многих родителей.

32.«Перенаселенность» групп.

33.Унизительный харак­тер аттестации в ДОУ.

34.Неспособность адми­нистрации увидеть и вовремя поддержать интересные на­чинания педагогов.

35.Медленное внедрение компьютерных технологий в обучение дошкольников.

36.Однообразие, рутина и накопление усталости у педа­гогов.

37.Резкое снижение авторитета воспитателя и ценности образования.

38.Отсутствие четких критериев оценки деятельности педагогов.

39.Плохо организована учёба педагогов внутри ДОУ.

40.Заставляют выполнять много ненужных работ и ни­чего не платят за это.

41.Переработка админис­трацией не компенсируется.

42.Страх перед необходи­мостью давать открытые за­нятия.

43.Замучила отчетность – составление разных бумаг отнимает больше времени, чем сама работа.

44.Педагоги слабо разби­раются в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

45.Отсутствие единой, привлекательной для коллек­тива цели, размытость обуча­ющей и воспитательной дея­тельности.

46.Воспитательно-образовательный процесс не регулируется администрацией.

47.Поощрение педагогов администрацией зависит от личных взаимоотношений.

Анкета № 3

Прогноз педагогической деятельности (для педагогов, планирующих работать в си­стеме самоконтроля).

ЦЕЛЬ: Выявить готов­ность педагога к работе в режиме самоконтроля.

1. Интересна ли Вам Ваша работа?

2. Знаете ли Вы цели ра­боты ДОУ, назовите их. Заин­тересованы ли Вы в них лич­но и что делаете для их дос­тижения?

3. Какие нерешенные про­блемы своей педагогической деятельности Вы видите?

4. Считаете ли Вы, что Вам необходимо добиваться лучших результатов работы, чем те, которых Вы достигли. Что Вы для этого делаете?

5. Считаете ли Вы спра­ведливым, если руководство не будет вмешиваться в Вашу работу, но при этом будет снижать или повышать опла­ту труда в зависимости от ре­зультатов и освоения новых эффективных технологий их получения.

6. У Вас сложился следу­ющий стиль работы (укажи­те один):

а) Вы в основном исполь­зуете готовые методические рекомендации;

б) Вы опираетесь на методические рекомендации, но корректируете их с учетом опыта и условий работы;

в) Вы критически анали­зируете методические рекомендации, педагогический опыт коллег, опираетесь на анализ своей деятельности, делая окончательный выбор;

г) постоянно вносите кор­рективы, стремясь к улучше­нию.

7. Имеются ли у Вас об­щепризнанные положитель­ные результаты педагогичес­кой деятельности, какие?

8. Что из Вашего опыта работы заслуживает внима­ния коллег?

9. Считаете ли Вы конт­роль над Вашей деятельнос­тью излишним?

Ф.И.О., подпись педагога_______________________________________________

Приложение 3

Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов

Диагностика включает в себя анализ профес­сионального уровня педагогов на основе:

· собеседования с педагогами;

· ознакомления с уровнем заполнения диагностических карт детей;

• обследования отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;

• анализа проведения занятий педагогами;

• анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях;

• анализа наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества;

• анализа наблюдений за игрой детей, результатов естествен­ного эксперимента;

• анализа предметно-развивающей среды в группе.
Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:

• уровень знаний программных целей и задач работы педа­гогов по каждому разделу программы;

• уровень знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе;

• уровень умений диагностировать знания, умения и навы­ки детей по разделам программы;

• уровень владения методами и приемами работы по каждо­му из разделов программы.

Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.

0 баллов — педагог не владеет соответствующими знания­ми, умениями и навыками;

1 балл — владеет ими в минимальной степени;

2 балла — педагог владеет ими в средней степени;

3 балла — педагог владеет ими в высокой степени.

Профессиональные знания, умения и навыки

Уровень умений (0-3 балла)

Самооценка

Оценка администрации ДОУ

1

2

3

Психолого-педагогическая компетен­ ция

Педагог владеет системой знаний о сфе­ре образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов

Педагог владеет системой знаний об ис­тории и современных тенденциях раз­вития психолого-педагогических кон­цепций и предметных методик

Педагог владеет системой знаний о че­ловеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуаль­ных особенностях, социальных факто­рах развития

Педагог владеет системой знаний о за­кономерностях психического развития; факторах, способствующих личностно­му росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности

Педагог знает особенности детей с от­клонениями в развитии

Педагог владеет системой знаний о за­кономерностях общения и способах уп­равления индивидом и группой; уме­ниями педагогического общения

Педагог соблюдает права и свободы детей; уме­ет оказывать социальную помощь и поддерж­ку их семьям

Педагог обладает системой знаний о закономер­ностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических техно­логиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания

Педагог умеет организовать деятельность де­тей вне занятий

Педагог владеет основными психолого-педаго­гическими критериями применения компью­терной техники в образовательном процессе

Педагог умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях

Педагог владеет умениями психолого-педагоги­ческой диагностики

Педагог владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образо­вательного процесса

Педагог владеет основами разработки учебно-про­граммной документации и умеет использовать их Для формирования содержания обучения

Педагог знает систему образовательных учреж­дений и основы управления ими

Педагог знает основы организации опытно-эк­спериментальной и исследовательской работы в сфере образования

Методическая и управленческая компетенция

Педагог имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в образова­тельном процессе

Педагог владеет системой знаний об основных закономерностях психического и социального развития ребенка раннего и дошкольного воз­раста

Педагог знает историю дошкольной педагоги­ки, современные тенденции и концепции дош­кольного образования

Педагог владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Педагог владеет системой знаний о формах, методах, приемах физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, эколо­гического воспитания дошкольников

Педагог знает пути приобщения детей к обще­человеческим, национальным, духовным цен­ностям, пути формирования активного отноше­ния к миру

Педагог организует развивающую среду для разнообразной деятельности детей

Педагог знает нормативные показатели функ­ционального и психического развития ребен­ка и владеет методами их измерения

Педагог владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, спо­собностей и склонностей

Педагог умеет провести психолого-педагогиче­ский анализ различных образовательных систем, сделать заключение о целесообразности обуче­ния конкретного ребенка по данной программе

Педагог владеет методами диагностики и опти­мизации работы коллектива образовательного учреждения

Педагог умеет разрабатывать систему педагоги­ческих задач, обеспечивающих профессиональ­ную деятельность воспитателей в различных типах дошкольных образовательных учреждений

Педагог умеет осуществлять планирование, орга­низацию, координацию и контроль педагоги­ческого процесса в ДОУ

Педагог умеет определять перспективные на­правления деятельности ДОУ и разрабатывать программу его развития

Педагог умеет обеспечивать методическое ос­нащение образовательного процесса в ДОУ

Педагог умеет организовывать и координиро­вать методическую работу, повышать квалифи­кацию воспитателей, содействовать их творче­ству и оказывать квалифицированную помощь в разработке инновационных педагогических технологий

Педагог владеет современными методами конт­роля знаний и умений детей и методами эф­фективности работы персонала ДОУ

Педагог умеет формировать в ДОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педаго­гов и других сотрудников) с целью обеспече­ния эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива

Педагог знает проблемы семьи и семейного вос­питания; владеет современными методами пе­дагогического взаимодействия с родителями и методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей

Педагог умеет консультировать родителей по воп­росам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними

Педагог создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных обра­зовательных услугах для их детей

Педагог владеет способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и орга­низации творческой деятельности детей и пер­сонала ДОУ

Педагог владеет методами психолого-педагоги­ческих исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления

Педагог обладает направленностью на оценку своих возможностей и на профессиональное самосовершенствование

Приложение 4

Система индивидуальной работы с педагогами по повышению уровня профессиональной компетентности

Приложение 5

Программа изучения педагогическим коллективом методической темы «Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

ЦЕЛЬ:

1. Корректировка воспитательно-образовательного про­цесса, его постоянное разви­тие и совершенствование в целях получения оптимальных результатов при минимальных затратах времени и усилий педагогов.

2. Непрерывное повыше­ние уровня профессиональ­ного мастерства членов педа­гогического коллектива.

1 ЭТАП

2008- 2009 учебный год

ТЕМА: "Влияние природ ных и социальных факторов на развитие физических способностей воспитанников".

ЦЕЛЬ: Изучение факто­ров, влияющих на развитие физических качеств воспитанников, использование их в практи­ческой работе деятельности.

1. Теоретико-практический семинар.

ТЕМА: Аналитическая деятельность педагога в орга­низации творческого ОВП.

ЦЕЛЬ:

1. Показать значение анализа собственной деятельности и деятельности воспитанников в органи­зации творческого ОВП.

Ознакомить с методи­кой анализа и самоанализа деятельности педагога.

Формировать у педаго­гов практические навыки анализа и самоанализа ОВП в целом и отдельного занятия в частности.

СОДЕРЖАНИЕ: Соци­альный фактор (личность пе­дагога: пед. деятельность, пед. общение, психические и физи­ческие особенности детей, социум). Функции анали­тической деятельности: ана­литическая (анализ ОВП, за­нятия); оценочная (каче­ственная, количественная оценка собственной деятель­ности, деятельности коллег); коррекционная (дидактичес­кая коррекция ОВП и психо­лого-педагогическая коррек­ция собственной деятельнос­ти). Система методов обуче­ния. Методика анализа и са­моанализа ОВП. Открытые занятия, самоанализ, анализ открытых занятий.

2. Практический семинар.

ТЕМА: Социо-игровая педагогика как эффективное средство воспитания и развития дошкольников.

ЦЕЛЬ:

1. Познакомить педагогов с социо-игровыми технологиями, применимыми в ДОУ.

2. Формировать у членов педколлектива практические навыки применения социо-игровых форм деятельности с детьми различного возраста.

2 ЭТАП

2009 - 2010 учебный год.

ТЕМА: Воспитатель­ ные и развивающие возмож­ ности социо-игровой педагогики.

ЦЕЛЬ: 1. Коллегиальный поиск приемов, форм, содер­жания воспитания, обеспечи­вающих развитие детей в системе ДОУ.

1. Научно-практический се­минар «Воспитание как способ управления развитием».

ЦЕЛЬ: 1. Показать педаго­гам, что воспитание - это обес­печение эффективного развития личности воспитанника.

СОДЕРЖАНИЕ:

Взаим­ная связь воспитания и разви­тия ребенка. Воспитательное пространство, воспитатель­ная среда. Объекты среды, воздействующие на развитие целостной личности детей. Воспитательные стратегии: сохранения, изменения, раз­вития, предотвращения. Толе­рантность. Гуманизация как часть современного воспитания. Принципы гуманизации. Этика педагога. Факторы, тор­мозящие и стимулирующие процесс развития гуманиза­ции личности. Культура как составляющая деятельности, как процесс деятельности, как качественный показатель лю­бой деятельности.

2. Научно-практический семинар «Игра как эффектив­ное средство воспитания и развития в дошкольном образовании».

ЦЕЛЬ:

1. Познакомить пе­дагогов с игровыми техноло­гиями, применимыми в ДОУ.

2. Формировать у членов педколлектива практические навыки применения игровых форм деятельности с детьми различного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ: Игровые технологии, их функциональ­ные характеристики. Педаго­гическая игра. Структурные особенности педагогической игры. Виды игровой деятель­ности. Взаимосвязь видов иг­ровой деятельности и возра­стных особенностей детей. Психотехнические упражне­ния, коррекционные про­граммы, тренинги для педа­гогов и воспитанников.

Приложение 6

Опыт организации работы с педагогическим коллективом по совершенствованию психолого-педагогического мастерства

Совершенствование психолого-педагогического мастерства предусматривает:

1. Изучение системы работы воспитателя:

· Определение и знание воспитателем четких требований к обязательным результатам обучения;

· Систематический контроль ведется с учетом подготовленности детей, разными формами и методами;

· Соответствие требованиям профессионального мастерства (знание и умение использовать на практике теорию, методики).

Результат: составлено тематическое планирование; создана система диагностики знаний, умений и навыков.

2. Самостоятельную работу воспитателя:

· Изучение общепедагогической, психологической и методической литературы;

· Изучение опыта работы коллег;

· Анализ своего опыта работы.

3. Коллективную работу педагогов:

· Обсуждение перспективных направлений в содержании и методике воспитательно-образовательного процесса;

· Совместная деятельность по подготовке пособий, рекомендаций и др.;

· Проведение семинарских занятий, практикумов, консультаций и др.

4. Деятельность администрации ДОУ:

· Планирование работы по совершенствованию психолого-педагогического мастерства воспитателей;

· Анализ системы работы воспитателей;

· Обучение навыкам самоанализа;

· Организация работы методических объединений;

· Проведение срезов знаний, умений и навыков;

· Подготовка, организация и проведение открытых занятий, мероприятий с целью показа передового опыта.

Возможные формы и методы работы с воспитателем:

· Индивидуальная, групповая;

· Педагогические советы, совещания;

· Заседания МО, семинары, практикумы;

· Анкетирование;

· Тестирование;

· Оценочные шкалы;

· Посещение и анализ разных форм организации воспитательно-образовательного процесса.