Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»

Экономический факультет

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Методические указания по изучению дисциплины для студентов

заочного отделения

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Специальности:

080507 «Менеджмент организации»

081005 «Финансы и кредит»

080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

В Б Тихонова

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предметом курса является Культурология – интегративная наука, изучающая закономерности, логику, специфику существования и развития мировой культуры.

Цель курса – ознакомить студентов с важнейшими аспектами, понятиями, методиками Культурологии, а также дать представление о высоких ценностях мировой культуры.

Задача курса состоит в том, чтобы представить в систематическом изложении проблематику и научный инструментарий Культурологии, раскрыть основные методики изучения культуры, обрисовать последовательные ходы культурологического анализа, обозначить роль культурологического знания в формировании современных гуманитарных представлений о мире и человеке. Курс призван дать студентам знание, способствующее пониманию глобальных и локальных процессов мировой культуры.

На экономическом факультете данный курс занимает определенное место в системе профессиональной подготовки и входит в первый блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин современных государственных образовательных стандартов.

Он помогает сориентироваться в огромном и сложном материале мировой культуры, способствует осознанию места собственной профессиональной ориентации студента в культурно-цивилизационном пространстве современного мира.

Так как данный курс читается студентам первого курса, не имеющим специальной подготовки в изучении дисциплин культурологического ряда, одной из вторичных задач является организация подачи материала в таком стиле изложения, который бы позволил заинтересовать студенческую аудиторию предметом Культурология.

В результате изучения курса студенты должны уметь

1) пользоваться культурологическим знанием, представляющим сегодня научный инструмент высокой коммуникативной активности, то есть мыслить культурологически, широко вводя общезначимый гуманитарный аспект в изучение и решение любой прагматической профессиональной задачи. 2) понимать проблематику и специфику развития современной культуры, используя культурологические методики анализа и критерии оценок.

Методология курса основана на изучении авторитетных источников – трудов теоретиков культуры. В данном курсе 1)отражена специфика культурологического интегративного анализа явлений культуры и динамики ее развития. 2) совмещено решение проблем глобального общекультурологического плана и проблем локального характера, 3) созданы предпосылки для ознакомления студентов с основами фундаментального знания (теории культуры) и возможных его трансформаций в прикладной области (практическая культурология). 4) обусловлено введение в курс как онтологического аспекта (бытование, функционирование), так и аксиологического (учения о духовных ценностях нравственного, познавательного, эстетического характера).

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Государственный образовательный стандарт Российской Федерации высшего профессионального образования предъявляет следующие требования к обязательному минимуму содержания при изучении дисциплины :КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.

Учебно-тематический план курса

Название темы

Введение в предмет Культурологии

Динамика мировой культуры. Типы культур

Механизмы транслирования культурных кодов

Аксиология культуры

Понятийный язык культурологии

Этапы культурологического исследования

Культура как игра

Психоанализ и аспекты культуры

Кризисы культуры

Современные концепции культурологии (обзор)

Человек и культура мира

Итого:

Список источников и литературы

Источники
Уайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997. С. 17-19.
Мердок Д. Фундаментальные характеристики культуры. Там же. С. 49-57.
Фейблман Д. Типы культуры. Там же. С. 203-224.
Вебер М. Логика наук о культуре. В кн. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 7-57.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. В кн. Культурология ХХ век.Антология. М., 1995. С. 69-104.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 643 с.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. 667 с.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 539 с.
Хейзинга Й. Человек играющий. 1992. 464 с.
Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. 549 с.
Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. 396 с.
Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. 480 с.
Это человек. Антология. М., 1995. 320 с.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. З04 с.
Культурология ХХ век. Антология. М., 1995. 703 с.
Лики культуры. Альманах. М., 1995. С. 121-203, 238-276, 431-456.
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. 366 с.

Обязательная литература
Гуревич П. Философия культуры. М., 1996. 288 с.
Культура как предмет культурологии. В кн. Культурология. Под ред. А. Радугина. М., 1997. С. 12-21.
Культура: теории и проблемы. М., 1995. С. 135-276.
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. 590 с.
Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1998. 750 с.
Борхес Х. Письмена бога. М., 1994. С. 203-316.
Эко У. Имя Розы. СПб., 1997. 685 с.
Философия русского религиозного искусства 16-20 века. Антология. М., 1993. 398 с.
Федоров Ю. Сумма антропологии. М., 1995. 401 с.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1990. 514 с.

Дополнительная литература

Тема 1
Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. 90 с.
Введение в культурологию / Под ред. Е. Попова. М., 1995. 151 с.

Тема 2
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 483 с.
Сумерки богов. М., 1989. 295 с.

Тема 3
Мировое древо // Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 1992. № 1-4. 162 с. Далее все номера.
Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992. С. 43-98.

Тема 4
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1998. С. 140-206.
Манн Т. Иосиф и его братья. М., 1982. Т. 1. С. 205-412; Т. 2. С. 322-489.

Тема 5
Белик А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.
Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1995. С. 92-147.
Тавризян Г., Шпенглер О. Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989. С. 127-296.

Контрольные вопросы по курсу

1. Что такое Культурология?
2. Что является объектом культурологического изучения?
3. В чем различие дисциплин – История культуры и Культурология?
4. Каковы механизмы транслирования культурных кодов?
5. Как возникает "картина мира"?
6. Что такое мировоззренческие и канонические тексты?
7. Что такое генезис культуры?
8. Назовите понятия, которыми оперирует Культурология.
9. Какие культурологические концепции Вы знаете?
10. Какая из концепций Вам представляется наиболее убедительной?
11. В чем заключаются основные принципы культурной антропологии?
12. Расскажите о роли мифа в структурировании культуры.
13. Назовите основные этапы истории мировой культуры, культурные парадигмы одного из них.
14. Как Вы представляете себе связь и различие понятий: природа и культура, культура и опыт человечества, цивилизация и культура, культура и культурология?
15. Может ли быть произведение искусства объектом культурологического анализа, какова степень его информативности?
16. Какова роль достижений техники и высоких технологий в культуре мира?
17. На каких ценностных и сущностных основаниях строились концепция культуры как игры и этологическая концепция культуры?
18. Какие типы культуры вы знаете?
19. Роль и место культурологического знания в понимании планетарной культуры.
20. В чем основные отличия культурологического, философского, искусствоведческого и социологического анализа явлений культуры?
21. Назовите имена крупнейших культурологов ХХ века.
22. Какие основополагающие научные работы в области истории и теории культуры вы знаете?
23. Что такое культурфилософия?
24. Объясните понятия: культурная семантика, культурный архетип.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Культурология в системе социальных и гуманитарных наук.

2. Культурология, философия культуры, история культуры.

3. Предмет культурологии.

4. Многозначность понятия «культура».

5. Проблема культурогенеза.

6. Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности.

7. Ценностная природа культуры

8. Основные понятия культурологии.

9. Функции культуры

10. Традиции и новации в культуре.

11. Личность и культура.

12. Культура и общество.

13. Мифологическое сознание

14. Мифологическая концепция мира в культуре древних греков и римлян.

15. Морфология культуры.

16. Понятие цивилизации

17. Культура и цивилизация.

18. Выдающиеся памятники культуры Древней Греции
классического периода.

19. Выдающиеся достижения древнеримской культуры.

20. Специфика искусства как феномена культуры

21. Язык и символ культуры

22. Место России в мировой культуре

23. Восточный и западный типы культуры

24. Духовный мир человека средневековья.

25. Готическое искусство Западной Европы.

26. Понятие «Возрождение» и его сущность.

27. Титаны Возрождения.

28. Северное Возрождение.

29. Истоки и сущность идей Просвещения.

30. Основные тенденции современной культуры.

31. «Элитарная» и «массовая» культура

32. Культурологическая картина мира.

33. Культура и природа.

34. Универсализация в современном мировом процессе

35. Социокультурная динамика

36. Стиль барокко в европейском искусстве Нового времени.

37. Классицизм в европейской кулътуре Нового времени.

38. Реализм к европейской культуре XIX в.

39. Авангард в искусстве XX в.

40. Молодежная субкультура в системе современной культуры

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук.

2. Предмет и методы культурологии

3. Структура культуры и ее основные функции.

4. Природа - история - культура – цивилизация: сущность этих понятий и их взаимосвязь.

5. Культурогенез как порождение новых культурных форм и систем.

6. Культура первобытного общества как «первобытно» человеческой культуры.

7. Первобытная культура и мифология в зеркале современности

8. Цивилизованный подход к классификации культур.

9. Типологические черты культуры ранних цивилизаций и их вклад в мировую культуру

10. Становление античного чина культуры и его сущность

11. Язык и символы культуры

12. Миф как феномен культуры. Мифологическая концепция мира в культуре древних цивилизаций.

13. Античность как тип культуры и отправная точка становления европейской цивилизации.

14. Религия в системе культуры. Возникновение христианства и его сущность.

15. Библия как историко-культурный памятник.

16. Проблемы динамики культуры.

17. Распад античной культуры и формирование социокультурной системы средневековья.

18. Культурный застой и кризис культуры

19. Великие открытия и достижения культуры люди Возрождения

20. Особенности итальянского и северного Возрождения (сравнительный культурологический анализ).

21. Век Просвещения в европейской культуре : великие открытия и великие заблуждения.

22. Культурологический анализ контрастов и парадоксов искусства XVIII в.

23. Европейская цивилизация как система культурных традиций.

24. Новое время н Европе как единый пространственно временной континуум культуры.

25. XIX в. - век классики, век зрелости буржуазной цивилизации и начало ее кризиса.

26. Основные тенденции развития культуры XX в.

27. Авангард в культуре XX в.

28. Первая и вторая мировые войны в судьбах культуры XX в.

29. Проблемы застоя, деградации и кризисов в современной культуре.

30. Культура и общество.

31. Личность и культура.

32. Элитарная и массовая культура.

33. Место и роль России в мировой культуре.

34. Выдающиеся достижения российской культуры мирового уровня.

Литература.

1. Гуревич П.С, Культурология: Учеб. для вузов, М.: УИЦ «Гардарики»,1999.

2. Гуревич П.С, Философия культуры: Пособие для вузов. - М,: Аспект-Пресс, 1994.

3. Ерасов Б.С, Социальная культурология; Пособие для вузов: В 2 ч, -М.: Аспект- Пресс, 1994.

4. История и культурология: Учеб. пособие для вузов / Н.В. Шитова, Т.В. Акуличидр. -М_: Логос, 1999.

5. Иконникова С.С. Очерки по истории культурологии: Учеб. пособие. -СПб.: СПбГУП, 1998.

6. Кармин А.С, Основы культурологии, морфология культуры: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 1997.

7. Культурология. XX в.: Словарь / Гл. ред. сост. А.Я, Левит. - СПб.: Университетская книга. 1997.

8. Культурология, Учебник для техи, вузов / И.А. Акимова, Н,Г,Батласарьян,В.А- Бобахоидр. -М.: Высш. шк,, 1998

9. Культурология; Основы теории и истории культуры: Учеб. пособие для вузов/По ред. КефелиИФ. СПб.: Специальная литература, 1996.

10. Энциклопедический словарь по культурологии / Под рсд, А.А.Гадугина. -М.: Центр, !997.