Главная              Рефераты - Разное

«Гуманитарно-педагогический лицей» Республиканская олимпиада по краеведению - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно-педагогический лицей»

Республиканская олимпиада по краеведению

Не доживший до войны

Автор : Будко Дарья Александровна, ученица 10 «В» класса

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей» г. Ухты

Научный руководитель : Ракина Ирина Анатольевна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей» г. Ухты

Ухта

2008

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….с.3

2. Глава 1. Мирная жизнь……………………………………………….с.5

3. Глава 2. Советско-финская война…………………………………...с.10

4. Глава 3. Семья после смерти прадеда………………………………с.15

5. Заключение……………………………………………………………..с.17

6. Список использованных источников и литературы…………………с.19

7. Приложения…………………………………………………………….с.20

Введение

Многие в наше время пытаются выстроить своё генеалогическое древо. Я думаю, они делают это для того, чтобы больше узнать о своих предках, суметь рассказать детям историю своей семьи. Мне тоже было всегда интересно послушать рассказы бабушек об их детстве, молодости. Однако у меня никогда не возникала мысль записать эти истории. Казалось, что сделаю это когда-нибудь потом, чуть позже, не сейчас. Но люди не вечны. Сегодня я могу поговорить только с одной бабушкой, все остальные уже ушли из жизни.

В каждой семье найдется сюжет, о котором любят рассказывать старшие родственники, или человек, чья судьба является исключением из общей массы судеб. В нашей семье такой человек есть, - это мой прадед Николай Яковлевич, участник советско-финской войны. Об этом человеке, его судьбе, судьбе его семьи написана данная работа.

Советско-финская война была, если можно так сказать, прологом Великой Отечественной войны, но ее ветераны не празднуют День Победы, их не чествует страна. Это происходит, наверное, потому, что участники финской войны потом ушли на фронты Великой Отечественной, погибли или стали героями. А мой прадед не дожил до той войны, прошел финскую, и умер от ранения. И его имени нет среди имен героев, но разве от этого менее значима его судьба в истории моей страны?

Основными источниками моего исследования являются устные рассказы бабушки – дочери прадеда. Однако её воспоминания частичны и обрывочны, т.к. бабушка была совсем маленькой девочкой во времена описанных мною событий. Что-то она узнавала от своей мамы, моей прабабушки. Что-то ей рассказывали родственники. Но не всё удостаивалось внимания простых деревенских жителей и теперь навсегда утеряно. К тому же не сохранилось писем прадеда. Удалось отыскать лишь старые фотографии. Всё это существенно усложняло мою работу. Приходилось тщательно сопоставлять исторические факты и воспоминания бабушки, не упуская ни одной детали.

Целью своей работы считаю проанализировать судьбу прадеда и сделать выводы о том, какое место его судьба занимает в истории страны.

Для реализации данной цели было необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть события советско-финской войны;

2) записать и проанализировать воспоминания бабушки о жизни прадеда до войны и после нее;

3) сопоставить исторические факты воспоминания о судьбе прадеда;

4) выяснить, каким для меня является мой прадед.

Последнее — самое простое и сложное, то, самое важное сегодня для меня, самое сокровенное и драгоценное, ради чего я готова решить предыдущие задачи.

Глава 1. Мирная жизнь

Мой прадед — Балуев Николай Яковлевич — родился в деревне Борисовская, Вотлажемского сельского совета, под городом Котласом, Архангельской губернии в 1904 году. Его отца звали Яков Фёдорович, а мать — Марией Степановной. По происхождению они были крестьянами. Имели дом, несколько коров, лошадь, были и овцы. Детей было четверо: прадед (самый старший), его сёстры — Клавдия, Александра и Мария (родилась после свадьбы прадеда).

С ранних лет прадед работал на участке своих родителей. Когда подошло время жениться, ему нахвалили девушку из заречной деревни. Её звали Ануфриева Татьяна Дмитриевна. Отец её был преданным коммунистом, с детьми не нянчился, а его жена работала сутками на участке. Поэтому занималась с детьми и помогала по хозяйству молодая Таня. И наверно, поэтому её «посоветовали» прадеду. Сыграли свадьбу. Можно сказать, что прабабушку выдали замуж насильно, однако уже вскоре она полюбила прадеда и в старости рассказывала моей маме, т.е. своей внучке, что, гадая в святки, увидела в зеркале усатого прадеда, каким он приезжал свататься.

Шёл 1927 год. Родилась первая дочка, назвали Ниной. Но после женитьбы своего дома ещё не было, поэтому пришлось жить с родителями прадеда. Тяжело было моей прабабушке Татьяне. Свекровь жестоко издевалась над ней, потому что раньше было принято так жить. Она гоняла по четыре раза зимой прабабушку выполаскивать бельё в ледяной воде, считая, что невестка плохо выполняет свою работу. Доходило до того, что её просто не кормили. Прабабушке приходилось тайком доставать хлеб из пойла скотины, чтобы не умереть от голода. Хотя прадед и работал, но он все деньги отдавал родителям и не мог противиться их воле. Вот, что рассказывала мне бабушка о том времени:

— Тяжко было маме. А куда деваться-то? Не жаловались раньше. Да и идти некуда: дома три сестры (Мария, Лидия и Зоя) и брат Виктор. Все младшие, все сёстры не замужем и живут в отцовском доме. А свекровь не унималась. «Ты, Коля, — говорит, — Таньку-то не бьёшь. Так значит и не мужик! Все смеяться ведь будут, а мне стыдно! Так что ты меня не позорь!» Папа маму за руку вечером и — в комнату! А она перепугалась так: сердце дрогнет! Они зашли, папа дверь закрыл. Он-то знает, что свекровь подслушивает их, и говорит шёпотом: «Таня, ты кричи, кричи громко, будто я тебя бью, да ногами топай». Ну, она и закричит на весь дом: «Ой, не бей, не бей, Колюшко-о-у! О-о-ой не бей!». А папа сидит в уголке да смеётся тихонько. Так и сладили. И никогда папа маму не бил, ни разу её не тронул.

В избе стало тесно, свекровь мучила невестку. Решили строить дом. Переехали в Красное село — два дома с участками, лес и волки, через полкилометра ещё два дома, и больше на пять километров вокруг ни души. Прадед с прабабушкой сами заготавливали лес, сами строили дом, своими руками. За переезд они оставили родителям корову и часть родительского дома прадеда. Поначалу всё было нормально, но, когда в 1929 году стали говорить о колхозах, свекровь захотела переехать к сыну. Ей не давал это сделать свекор, говоря что переедет «только тогда, когда побелеет ворона», но и он скоро заболел туберкулёзом и умер. Свекровь с тремя дочерьми приехала в Красное село.

Женщина была старых принципов: по прежнему, не давала житья невестке. Так раньше было принято. Так и не ужившись с родными, прадед решил уехать в село Ношуль Прилузского района Коми края (там жила вторая сестра прабабушки Лидия).

В это время в Коми крае как и во всей стране шли одновременно два процесса: индустриализация и коллективизация.

Объединив многочисленные единоличные хозяйства в колхозы, власть получила значительно более управляемую деревню. Маломощные крестьяне и середняки, оказавшись в колхозе, обрели устойчивое экономическое положение, ограждённое от рыночной стихии. Последнее было немаловажным, потому что проблема выживания, особенно в северных условиях, для крестьянина на протяжении веков являлось, чуть ли не главной в его повседневных заботах.

Коллективизация была первым актом в создании общественной системы хозяйства в деревне. Однако, нанеся урон деревне, государство поставило себя в крайне трудное положение. Во многих районах страны начался голод. Коми область не входила в их число, но и здесь положение было очень тяжёлым. Маломощные колхозы не могли обеспечить население продукцией. Необходимо было поставить их на ноги. Начала осуществляться специальная политика укрепления колхозов. На эти цели были направлены значительные средства. Одновременно продолжалась осуществляться коллективизация. Оставшиеся единоличники практически уже не были связаны с сельским хозяйством, а работали на различных государственных предприятиях.

Таким образом, в 30-е годы завершился один из самых крупных социальных переворотов в истории деревни. Несмотря на исключительно бурные социальные процессы, количество сельских жителей не сократилось, а наоборот возрастало. Это объяснялось тем, что ведущие отрасли промышленности, в частности, лесная, развивались в пределах сельской местности, где и происходило перераспределение рабочей силы.

С созданием колхозов началась массовая подготовка квалифицированных кадров, появилась административно-управленческая прослойка, в деревню стали поступать специалисты. Их подготовку вели Ульяновский сельскохозяйственный и Ижемский зооветеринарный техникумы.

Ситуация в сельском хозяйстве постепенно стабилизировалась. В 30-е годы за счёт государственных средств началась механизация сельского хозяйства. Первая машинно-тракторная станция была открыта в 1932 г. в Визинге, затем они появились почти во всех районах.

Несомненный прогресс в 30-е годы был достигнут и в укреплении колхозной экономики. Практически все стороны колхозной жизни регулировались или специальными постановлениями, или непосредственно райкомами партии и райисполкомами. В первые же годы деятельности колхозы стали терять свою кооперативную природу и превращаться в государственные предприятия. Однако некоторые демократические институты, такие как колхозные собрания, выборность и отчётность руководителей, действовали.

Тем не менее, процесс укрепления экономики колхозов становился всё заметнее. Только во второй половине 30-х гг. их денежные доходы возросли вдвое и составили в 1940 г. около 33 млн. рублей. Из них 16% давало растениеводство, 49% — животноводство, остальное — подсобные предприятия, промыслы, заработки на стороне. С 1932 по 1941 гг. поголовье крупного рогатого скота в колхозах возросло с 38,6 тыс. до 84 тыс. голов, в целом же по республике со 114,3 тыс. до 131,5 тыс. голов. Но показатели 1928 г., т.е. до коллективизации, к этому времени не были достигнуты.

В земледелии не произошло существенных структурных изменений, хотя увеличивались посевные площади. Перед войной 71% колхозных полей был занят под зерновыми, 7,2% под картофелем. На 7,5% площадей возделывались технические культуры (лён, в основном в Прилузском районе). Если в 1928 г. вся посевная площадь составляла 47,8 тыс. га, то в 1940 г. — 90,1 тыс. га. Это связано с техническим перевооружением сельского хозяйства, что значительно облегчило работу по освоению новых площадей.

Резко возросли лесозаготовки. Объём вывозки леса в 30-е гг. увеличился многократно и достиг 7 млн. куб. м. В связи с этим огромная нагрузка пришлась на местное крестьянство и без осуществления коллективизации «загнать» крестьян на лесозаготовки было практически невозможно. На каждый колхоз был спущен план лесозаготовок. В соответствии с разнарядкой они вынуждены были выделять рабочую силу и лошадей для работы в лесу.

Огромные средства были направлены на освоение природных ресурсов. В кратчайший период удалось развернуть добычу нефти и угля. Уже в 1934 г. в Ухте был введён в действие нефтеперерабатывающий завод. Кроме того, в 1933 г. вступил в строй асфальтированный рудник, который начал обеспечивать сырьём электротехническую и лакокрасочную промышленность страны. В чрезвычайно суровых климатических условиях создавалась угольная промышленность. Угольные месторождения стали осваиваться с 1929 г., а в 1934 г. в Воркуте вошла в строй первая эксплутационная шахта. В этом же году начала функционировать узкоколейная железная дорога от посёлка Рудник до реки Усы, создавались пищевая промышленность, строительная индустрия, судостроение и др.(II, 1, с.221)

Приехав в Коми, прадед с женой и детьми стали снимать квартиру (т.е. комнату в избе) у одной старушки. Но работал прадед один (кладовщиком на одном из продуктовых складов), потому что прабабушка сидела дома с маленькими девочками, а ведь дочерей было уже двое: шестилетняя Нина и двухлетняя Валечка (родилась в 1933г.). В 1935 году родилась моя бабушка Римма. Жилось по-прежнему худо. В Коми пробыли около двух лет.

Через полгода после рождения бабушки, семье пришлось вернуться обратно, в Красное село. Прадед устроился работать на лесобиржу в ближайший посёлок Болтинка. Работа была тяжёлая: из Северной Двины доставали свалившиеся брёвна и направляли их или в Котлас, или в другие пункты по железной дороге. Прабабушка не работала, растила девочек. Жили вместе, дружно, как могли. Шёл 1935-ый год…

Глава 2. Советско-финская война

Через четыре года началась Советско-финнская война. Прадеда призвали в армию. Он был обычным рабочим человеком, мало, что понимал в политике, но считал, что, если правительство призвало идти на войну, значит так надо. К концу 30-х годов обострились отношения между Советским Союзом и Финляндией, которая опасалась великодержавных устремлений со стороны великого соседа, а руководство СССР, в свою очередь, не исключало её сближения с западными державами и использования ими финской территории для нападения на СССР.

Напряжённость во взаимоотношениях двух стран и строительство финнами на Карельском перешейке мощных оборонительных укреплений, т.н. линией Маннергейма. Все попытки советской стороны дипломатическим путём нормализовать советско-финские отношения успеха не имели. Правительство СССР, гарантируя неприкосновенность Финляндии, требовало от неё уступить часть территории на Карельском перешейке, предлагая взамен равнозначную территорию. Однако это требование было отвергнуто финским правительством. 28 ноября 1939 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Финляндией. Войскам Ленинградского военного округа была поставлена задача «перейти границу и разгромить финские войска».

К концу ноября 1939 г. вооружённые силы Финляндии вместе с обученным резервом насчитывали до 600 тыс. человек, около 900 орудий разного калибра, 270 боевых самолётов, 29 кораблей. Почти половина сухопутных сил (7 пехотных дивизий, 4 отдельные пехотные и 1 кавалерийская бригады, несколько отдельных пехотных батальонов), объединённых в Карельскую армию, были сосредоточены на Карельском перешейке. На мурманском, кандалакшском, , ухтинском, ребольском и петрозаводском направлениях были созданы специальные группы войск.

С советской стороны границу от Баренцева моря до Финского залива прикрывали четыре армии Ленинградского военного округа: в Заполярье — 14-я армия, которую поддерживал Северный флот; в Северной и Средней Карелии — 9-я армия; севернее Ладожского озера — 8-я армия; на Карельском перешейке — 7-я армия, для поддержки которой были выделены авиация, а также часть сил Краснознаменского Балтийского флота и Ладожская военная флотилия. Всего группировка советских войск насчитывала 422,6 тыс. человек, около 2500 орудий и миномётов, до 2000 танков, 1863 боевых самолёта, более 200 боевых кораблей и судов.

Боевые действия советских войск в войне с Финляндией подразделяются на два этапа: первый продолжался с 30 ноября1939 г. по 10 февраля1940 г., второй — с 11 февраля по 13 марта 1940 г.

На первом этапе войска 14-й армии во взаимодействии с Северным флотом в декабре овладели полуостровами Рыбачий и Средний, городом Петсамо и закрыли Финляндии выход к Баренцеву морю. Одновременно войска 9-й армии, наступавшие южнее, вклинилась в глубь обороны противника на 35-45 км. Части 8-й армии прошли с боями вперёд до 80 км, но некоторые из них попали в окружение и вынуждены были отступить.

Наиболее тяжёлые и кровопролитные бои развернулись на Карельском перешейке, где наступала 7-я армия. К 12 декабря её войска при поддержке авиации и флота преодолели полосу обеспечения (предполье) и вышли к переднему краю главной полосы линии Маннергейма, но прорвать её с ходу не смогли. Поэтому Главный военный совет в конце декабря 1939 г. принял решение приостановить наступление и спланировать новую операцию с целью прорыва линии Маннергейма. 7 января 1940 г. был образован Северо-Западный фронт. В его состав вошли 7-я и созданная в конце декабря 13-я армии. Советские войска в течение двух месяцев на специальных полигонах проходили тренировку по преодолению долговременных фортификационных сооружений.(II,3, с. 235)

Уже с фронта прадед писал, что скоро кончится война, он вернётся домой, и заживут они все вместе, как прежде и ещё лучше. Но вскоре прадед получил роковое ранение. В одном из тяжёлых боёв в бедро прадеду попала то ли разрывная пуля, то ли кусок снаряда. Вырвало большую часть мышц, до костей. Прадеда погрузили в грузовую машину. До госпиталя ехали очень долго, дорога была плохая, и прадед потерял много крови. Однако он выжил, и на неделю его отправили домой, на побывку.

Когда и где это случилось, мне, к сожалению, доподлинно неизвестно, но, исследуя по справочникам, книгам Финскую войну, хорошо проанализировав воспоминания бабушки, я могу предположить, что это случилось примерно в районе Карельского перешейка (т.к. именно там велись наиболее тяжёлые и кровопролитные бои) примерно осенью-ранней зимой 1939 года (т.к. прадеда после недельного отдыха снова отправили на фронт).

Из воспоминаний моей бабушки: «Помню, лежим с Валей на полатях (большая лежанка русской печи; находилась под самым потолком). Мама с Ниной ушли за мылом за пять километров в Болтинку. Вдруг дверь открывается, заходит он, в шинели, в будёновке, вроде. Оглянулся, нас кого-то позвал. А мы притаились и ни звука. Тут Валя и говорит: «Римка, да ведь это ж папа!» Так мы на него кубарем и свалились оттуда. Он нас обнимает, целует, спрашивает, где остальные. Мне тогда было четыре года, но именно таким я и запомнила моего отца на всю жизнь».

Неделя дома, неделя счастья мужа и жены, детей и родителей — как много это значило в то время для человека, а особенно для женщины, и для всей семьи в целом. Что он, прадед, успел сделать тогда? Конечно, где-то подлатал, что-то сделал, но ранение давало о себе знать: болело бедро. Через неделю после той памятной для бабушки встречи прадеда снова отправили на фронт.

В начале 1940 г. из состава 8-й армии была выделена часть сил, на базе которых была сформирована 15-я армия.

11 февраля 1940 г., после артиллерийской подготовки, войска Северо-Западного фронта под командованием командарма 1 ранга С.К.Тимошенко перешли в наступление. Части 123-й стрелковой дивизии 7-й армии 14 февраля преодолели главную полосу линии Маннергейма и в прорыв были введены 84-я стрелковая дивизия из резерва фронта и подвижная группа (два танковых и стрелковый батальон).

19 февраля основные силы 7-й армии вышли ко второй полосе, а левофланговые соединения 13-й армии — к главной полосе линии Маннергейма. После перегруппировки и подготовки артиллерии и тылов советские войска 28 февраля возобновили наступление. В тяжёлых и продолжительных боях они разгромили основные силы Карельской армии и к исходу 12 марта овладели Выборгом.

В тот же день в Москве был подписан мирный договор между СССР и Финляндией, а с 12 часов следующего дня военные действия были прекращены. По договору граница на Карельском перешейке отодвигалась на 120-130 км (за линию Выборг — Сортвала). К СССР также отошли небольшая территория севернее Куолаярви, несколько островов в Финском заливе, финская часть полуостровов Средний и Рыбачий в Баренцевом море. Советской стране сроком на 30 лет предоставлялся полуостров Ханко с правом создания на нём военно-морской базы.

Война обошлась дорогой ценой для обеих стран. По финским источником, Финляндия потеряла 48243 человека убитыми и 43000 ранеными. Потери советских войск составили: 126875 человек убитыми, пропавшими без вести, умершими от ран и болезней, а также 248 тыс. ранеными контуженными и обмороженными.

Противник оказался хорошо подготовленным к войне, но тоже нёс значительные потери в людях. Финская армия, её оснащение, вооружение и тактика были приспособлены к ведению боевых действий на местности с многочисленными озёрами и большими лесными массивами, в условиях суровой многоснежной зимы, с использованием естественных препятствий.

Большие потери советских войск были обусловлены не только тем, что им пришлось прорывать сильно укреплённую оборону и действовать в сложных природно-климатических условиях, но и недочётами в подготовке Красной Армии. Советские войска не были подготовлены к преодолению плотных минных полей, к решительным действиям при прорыве сложной системы долговременных укреплений на Карельском перешейке. Серьёзные недостатки имелись в управлении войсками, организации оперативного и тактического взаимодействия, в обеспечении личного состава зимним обмундированием и питанием, в оказании медицинской помощи. Однако благодаря именно таким людям, как мой прадед, благодаря их доблести, героизму и преданности войска СССР обеспечили преодоление линии Маннергейма.(II, 3, с 237)

Мой прадед до конца прошёл эту войну. В 1940-ом вернулся домой, к родным. Вернулся навсегда, чтобы никогда больше не уезжать…

Немного посидев дома, он решил пойти работать. Жена отговаривала его, просила поберечь себя, говорила, что пока можно прокормиться и так: всё-таки свой огород, скотина. Но прадед настоял на своём. Он считал, что настоящий отец, настоящий муж и просто мужик не может «сидеть» дома.

3 июня 1940 года он, как обычно, вышел из дому на работу. Идти приходилось около пяти километров. Прадед прошёл одну заставу, переступил через другую и — упал. Он умер мгновенно, перемучившись до этого. Итак, снова прошёл месяц счастия молодой прабабушки; он сменился чёрным днём горя и траура. Этот месяц был последним. Всю свою оставшуюся жизнь прабабушка хранила верность своему единственному. А ведь, когда умер 36-летний прадед, ей было — только 31 год.

Конечно, тогда ещё, молодая и красивая, она могла бы выйти замуж. Только очень она любила своих девочек, особенно младшую, Римму, мою бабушку, и не смогла оставить их. Всё старалась делать для них. И где только она не работала после смерти деда! После тяжёлой сплавки леса какой-то добрый человек помог прабабушке устроиться работать на железную дорогу стрелочницей.

Когда прабабушке Татьяне было 32 года, старшей из сестёр исполнилось 14 лет, средней — 8, а младшей — 6, в 1941 году началась Великая Отечественная война…

Глава 3. Семья после смерти прадеда

Как жила женщина с тремя дочерьми в войну? Одно лишь можно точно сказать: не «жили», а «выживали». Впрочем, как и все. Только другие ждали с войны отцов, братьев, сыновей. А эта семья не ждала никого. Младший брат прабабушки Виктор ушёл из жизни совсем рано и трагично во время войны. В те времена людей безжалостно наказывали арестом и судом за прогул, а точнее невыход на работу. Именно за невыход, потому что с причиной отсутствия никто не считался. Была зима, когда у Виктора порвалась обувь, а денег на новую не было. Он очень боялся военного режима, но понимал, что ничего не может сделать, и не вышел на работу. Потом за отработанный месяц Виктор получил зарплату, накупил разных вкусных вещей, конфет, которые не всегда ели и по праздникам. Угостил всех родных, соседей по общежитию, сам наелся сладкого. Он очень любил конфеты… И повесился. Ему было всего 17 лет.

Старшую дочь прабабушке посоветовали отдать в училище: девочка будет учиться, а кормить будет государство. Что оставалось предпринять бедной вдове? Она согласилась, но всю свою жизнь жалела об этом. Так в 1941 году ушла из дома старшая дочь прадеда. Нине тогда было 14 лет. Выучившись, она работала и токарем, и сторожем в Лимендском порту в любую пагоду. Однажды, уже будучи матерью двух девочек и мальчика, заболела туберкулёзом и чуть не умерла, но выздоровела. И всю жизнь она так и не смогла разучиться нести на себе тяжёлый крест. Вышла замуж за алкоголика, который бил её, а позже сидел в тюрьме за воровство или убийство, потеряла единственного сына…

…Поэтому помогать этой семье было некому. Однако не все жили так бедно. Например, свекровь прабабушки с семьёй не голодала, но она не любила не только, невестку, но и своих родных внучек, дочерей родного погибшего сына. Когда те приходили к ней в дом, она закрывала полотенцем пироги, убирала с глаз всё съестное. Одной из причин её достатка служила её жадность и жестокость. После смерти прадеда она подала в суд, чтобы отобрать часть дома, в котором жила семья её сына. Суд удовлетворил её иск: теперь не только треть дома (притом, что она в нём не жила), но и треть пенсии (96 рублей), которую получала прабабушка в помощь от государства, принадлежали ей.

А вдова прадеда делала всё, что могла, чтобы уберечь дочерей от голода. Она работала 24 часа в сутки: 12 — стрелочницей, 12 — на путях. А дома ещё хозяйство, огород, козы. Конечно, ей помогали девочки. Им не было и 15-ти, а они пасли часами коз, носили тяжёлые веники, корзины с ягодами, грибами, ходили продавать зэкам козье молоко, сыр, который давали по карточкам. На деньги от продажи зелёного лука мама разрешала купить им заветные леденцы, что-то вроде петушков. Какая это была радость! Единственным, чего хватало, была картошка. Да и то, выкапывая по осени новую, из старой пекли лепёшки, добавляя сушёную измельчённую траву. Если на завтрак было молоко и варёная картошка, все в доме были счастливы.

Кроме сыра по карточкам давали спички и мыло, но последнего не хватало. На рынке можно было купить самодельное мыло. Бабушка вспоминает, как часто, придя домой с рынка, начав разрезать мыло на кусочки, они понимали, что снова купили камешек или брусок дерева, покрытый тонким слоем драгоценного продукта.

Приведу ещё один пример из детства бабушки. Однажды её маме выдали зарплату не деньгами, а ведром растительного масла. Оставшись дома одна, она очень захотела попробовать то, чего было целое ведро. Не зная, как нужно есть масло, бабушка выпила разом целый стакан. Конечно, вечером ей стало плохо, и прабабушка, придя с работы, спросила, что она кушала. Бабушка долго не хотела признаваться, но потом всё рассказала.

Бабушка вспоминает, когда в детстве над ними с сестрой смеялись дети из более зажиточных семей, когда их обижали подростки, они могли лишь поплакать на мамином плече, да и только в редкое свободное время.

Смерть прадеда сильно повлияла на судьбу нашей семьи в целом и на судьбу каждого в отдельности. В частности, на мою жизнь.

Заключение

В ходе своей работы пришла к следующим выводам:

1) В современном обществе ветеранов Великой Отечественной войны уважают, помнят их подвиг, уделяют им много внимания. Конечно, это замечательно, но ведь перед началом Великой Отечественной войны были и другие важные конфликты, в ходе которых проявлялся героизм русских солдат, за Родину погибали люди. Одной из таких являлась Советско-Финская война, датированная 1939-1940 гг. В учебнике для 9-го класса «История России» (авторы А.А.Данилов и Л.Г.Косулина, издательство «Просвещение»), по которому я учусь в школе, этой войне посвящена ровно одна страница. Я считаю, что это несправедливо, хотя бы потому что мой прадед прошёл всю Финскую и умер от полученного им во время войны ранения в возрасте всего 36-и лет. Тогда в тяжёлое время осталась вдовой прабабушка и сиротами моя бабушка с сёстрами. Погибло почти 130 тыс. человек, ранеными оказались около 250-и тыс.

Я не говорю о том, что нужно забыть подвиг русского народа Великой Отечественной войны. Нет, это будет преступлением. Просто нужно больше уделять внимания пусть не таким широкомасштабным, но важным событиям. Судьба распорядилась так, что мой прадед просто не дожил до Священной войны.

2) Получив от мамы на вопрос «Что ты знаешь о своём деде?» ответ «Ничего, спроси у бабушки», я сначала просто удивилась. Мне показалось это невозможным. Но потом стало так горько и обидно. Родители всегда дают наставления о том, что нужно учиться, чтобы быть образованным и уважаемым в обществе. Но как может быть уважаем человек, который ничего не знает об истории своей семьи или не хочет узнавать? Какое я имею право просто не знать, забыть и ничего не рассказать детям в будущем о наших предках? По причине отсутствия материальных источников, моя роль, я думаю, и заключается в том, чтобы донести до будущих поколений память о таких людях, как мой прадед, как его жена, вырастившая трёх дочерей, пожертвовавшая своим счастьем ради счастья детей.

Каким был мой прадед? Добрым, справедливым. Он мог быстро вспыхнуть, разозлившись, и быстро остынуть, сразу всё простив. Он любил жену и детей, никогда не поднимал на них руку, любил родителей. Он, как и большинство его современников, был предан своей стране и советскому правительству. Он отдал ради всего этого, дорогого и священного ему, всё, что имел, — свою жизнь.

Никогда не видя прадеда, никогда с ним не говоря, я уже люблю его всем сердцем, горжусь им и никогда его не забуду.

Список использованных источников и литературы

I. Источники:

1) Воспоминания бабушки;

2) Воспоминания мамы;

3) Фотографии из семейного архива.

II. Литература:

1) История Республики Коми: Научно-популярные очерки. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996. — 288 с.

2) Данилов А.А. История России: ХХ – XXI века. Учебник для 9 класса /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков. – М.: «Просвещение», 2003. – 400 с.