Главная              Рефераты - Разное

по предмету: Античная Литература На тему: Античный Театр - реферат

Реферат по предмету:

Античная Литература

На тему:

Античный Театр

Студентки первого курса 103 группы вечернего отделения

Тимушевой Елены.

Москва МГУ 2001

Осторожно..есть очепятки...

Всупление. Общее об античом театре:

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.
Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Трагедия (в буквальном переводе – “песнь козлов”) возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. А где диалог – там и активная мимика, и действие. Вначале построенный на принципах импровизации, диалог становился всё более чётко фиксированным. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста.
Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами ). Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр). Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей.У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – “каррус навалис ”. Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, “личина” – символ театра. Ну а где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.
Прошло много времени, прежде, чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально.

В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – “отец трагедии” Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии “Персы”, “Прикованный Прометей”, “Орестея” и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза (!). Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (“Всадники”, “Осы”, “Облака”, “Лягушки”, “Мир”, “Лисистрата” и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления (например, в греческом городе Эпидавре ).
Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого одевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (“Всадники”, “Осы”, “Облака”, “Лягушки”, “Мир”, “Лисистрата” и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. В Риме достигло очень высокого уровня мастерство актёров. Любовью и уважением публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций ( I век до н. э. ). Римляне строили и великолепные театральные здания. Их архитектура, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, вдохновили художников возрождения. Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Чем же отличался римский театр от греческого? Подробности театральной жизни древних государств.

Греческий театр.

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раннее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письмнных источниках, охватывает на менее, чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры). Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культрной традиции. Склад античной культуры был определен общественными условиями рабовладеьческой формации. Сами Грция и Рим обязаны в развитии своей науки и своего искусства Востоку. Но греция и Рим в своей культуре сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с востока, но умножить и обогатить его и передать, Европе культуру, которая несет на себе яркий отпечаток оригинальности.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а потом лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.

Богатый героический эпос – поэмы ''Илиала'' и ''Одиссея'', дидактический эпос – поэм Гесиода (седьмой век до н. э.); и произведения лирических поэтов седьмого века до нашей эры. Как уже упоминалось раннее, рождение лирического театра и дрмы связано с обрядовыми лирическими играми, которые входили в состав праздников, посвященным умирающим и восерксающим богам плодородия. Греческие праздники этого типа имели две стороны : ''страстную'' (ударение на второй слог) т.е серезную, и карнавальную , прославляющую победы светлых сил жизни. Обряд в Греции были связаны не только с культами Диониса, но и с Деметрой, а также ее дочерью Корой. Таким образом культы иногда превращались в драмы. Например, в городе Элевсин во время мистерий (таинств, на которых присутстволи лишь посвященные) устравались игры во время которых изображалось бракосочетания Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение коры на Землю. В седьмых – шестых веках до н.э., когда в Греции происходит социальная революция, которая положила конец родовому строю и привела к созданию классовоо рабовладельчества, ''страсти'' по Дионису (по мифу, он – сын Зевса и фиванской царевны Семелы – был растерзан титанами и скоро воскрешен) получают нравчтвеное осмысление: невинное страдание и конечное торжество справделивости. Трагедия отражала серьезную сторону дионисьевского культа, комедия – карнавально-сатирическую. Сатировская драма названа так по хору, состовшемуи из сатиров. Так появилось три театральных жанра: трагедия, комедия и сатира. Проливают свет на присхождение греческой драмы и сами слова : трагедия и комедия. Слово трагедия присходит от греческого трагос – козел, одэ – песнь. Это название ведет нас к спутникам Диониса – козлоногим существам. Слово комедия происходит от слов комос – шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Итерес зрителя в древности сосредотачивался сначала не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Уже во второй половине 6-ого века до н.э. трагедия достигла значительного развития.Считается, чт первым трагическим поэтом в Греции бы Фестид. Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Фестиду приписыватся усовершенствование маски и театральных костюмов. Но глвным нововведение Фестида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персоажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом малая гречекскя трагедия была диалогом между актером и хором. Актер стал носителем действенного, энергичного начала.

Ученик Фестида Фриниз (ок. 540-470 до н.э.) расширил сюжетные рамки трагедии, выведя е за пределы мифов дионисийского круга. Фриниху принадлежит ряд трагедий, написанных на истроические сюжеты, написанных по свежим следам событий. Например, в трагедии ''Взятие Минета'' (ок. 492 года до н.э) изображено взятие и разграбление персами в 494 году города Минета, восставшего вместе с другими греческими городами Малой Азии против персидского владычества. В комедии гораздо шире прменены житейскик мотивы, которые постепенно стали пробладать, хотя в целом комедия продолжала оставаться посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться сценки бытового и парадийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного богатого театра и назывались мимами. Греческое слово ''мимос'' обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. песни комоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии. Возникшая из аттического комос комедия пятого века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность аттической комедии усугблялась тем, чт в ней допускалась полная свобода карикатурных изображений отдельных граждан, которые выводились к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафен, вождь афинской демократии Клеон, филисоф Сократ и др. – у Аристофана). При этом рання аттическая комедия создавала обычно образ не индивидуальный, а обощающий. Например, Сократ в ''Облаках'' Аристофана наделен всеми красками ученого шарлатана. Своего высшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков пятого века до нашей эры – Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедиографа Аристофана, деятельность которого затрагивает и начало 4-ого века до нашей эры. Одновременно с ними писали и другие драматурги, однако, их произведения не дошли до нас. Творчество Эсхила (ок. 525 – 456 до н.э.) связано с эпохой становления афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 499 года до н.э. и носили для греческих полисов освободительный характер. В еравной борьбе с огромной персидской державой греки отстояли победу и независимость, а воспоминания об этом долго жили в театре. Выросло патриотичское самосознание, что способствовалодальнейшему укреплению афинской демократии. К этому времени и относится творчество Эсхила, который совершил настоящий переворот в театре: он ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возмжность более глубокой разработки конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Почти все дошедшие его трагедии начинаются с пролога, затем ледует парод (песня хора), потом чередование эписодиев (диалоги при участии хора и актеров) и стасимов (песни хора). Заключительная часть трагедии называлась эксодом – песнь, исполняя которую, хор покидает сцену. Примером раннней трагедии Эсхила служат ''Персы'' (432 до н.э , о морском сражении на о. Соломоне 480 год до н.э.) Особое место в творчестве Эсхила занимает ''Прометей Прикованный'' (время постановки неизвестно), который имеет нравственный характер. Белинский говорил, что ''Прометей дал знать людям, что громы и молнии еще не докательство правоты, а только доказательство – неправой власти''. ''Орестея'' (458 до н.э. ) Эсхила – единственнный образец дошедшей до нас трилогии, в которой каждое следующее произведение логически продолжает предыдущее. В ''Орестее'' Эсхил способствует введению третьего актера (вероятно, под влиянием Софокла). Эсхил стремился подчеркнуть чисто человеческие стремления свих героев. К концу пятого века его трагедии стали считать архаичными. Он всегда был и останется первым великим трагиком, Эсхил оказал заметное вличние на мировую драматургию. Культурным и театральным центром Греции афины стали при Перикле. ''Век'' перикла (457 – 429 до н.э.) повел за собой Пелопонесскую войну (431-44 до н.э.), после котоой наступил кризис античной рабовладельческой демократии. Противоречия того времени, столкновение гуманистических и демократичексих идеалов с эгоистическими, корыстными побуждениями по-разному оразились в творениях Софокла(496—406 до н.э.), Еврипида (485-400), и Аристофана (446-380). Софокл 16 лет руководил хоом пения, прославлявшим саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. До нас дошло только 7 трагедий Софокла, написал же он их больше 120. С именем Софокла связано введение декорационной живописи. Наиболее известны его произведения ''Антигоне'' (442 до н.э), ''Царь Эдип'' (429 до н.э.), ''Эдип в Колоне'' (поставили в 401 г. до н.э. после смерти Софокла). Софокл продолжил рассказ Эсхила о гармонически цельной личности. От Еврипида дошо 12 трагедий. Драматург приблизил своих героев к действительности. Выступал против рабства и демагогов. Он еще глубже проникает в мир духовных переживаний человека. При постановке своих трагедий Еврипид , как и Софокл, пользовался тремя актерами. Но хор уже не так тесно связан с развитием действия. Дрматург внес в театр сферу личных взоимоотношений. В развязках стал появляться бог на машине (deux ex machine), который помогает героям разрешать конфликты. Наиболее известные произведения ''Медея'', ''Ипполит'', ''Ифигения''. Слава пришла Софоклу в четвертом века до н.э. (после его смерти). Несмотря на все различия, в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида много общего. Прежде всего, это стремление выразить наиболее существенные социальные, философские и этические проблемы и подлинно демократические гуманные позиции. Именно это делало театр школой для афинян, вопспитателем гражданских идеалов. Еврипид заврешил развитие греческой классической трагедии, наметились два пути: это трагедия и драма, приближенная к бытовой. После Еврипида трагедия постепенно предназначенной для чтения, зато большое будущее получила аттическая комедия. До нас дошли комедии Аристофана. Он критиковал предшественников, деятельность государственных учреждений. Самые популярные его произведения: ''Лягушки'', ''Мир'', ''Всадники'' и др. В эпоху эллинизма (4-1 века до н.э.) театр классической эпохи перетерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения свзязаны с новыми историческими условиями. Театральные здания в эпоху эллинизма строятся не только во вновь возникших крупных торговых и администратиыных центрах (Александрии, Антиохии), но и в небольших городах. Однако театр эллинизма сильно отличается от театра демократических Афин. Не стало политической свобод, все теперь в руках монарха (упадок демократии). Но от трагедий 4-ого века до нашей эры (эллинистического периода) сохранились лишь фрагменты, зато есть несколько отрывков пьес крупнейшего комедиографа того времени – Менандра. Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической комедией, время ее расцвета 3-ий и 4-ый века до н.э., в ней рассказывалось часто о любви и воле случая. В то время начинает хорошо использоваться психологическая теория ученика Аристотеля Теофраста: все свойства характера проявляются во внешности человека. Хор выступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться в сложной интриге. Новоаттическая комедия пользовалась большим успехом у публики. Другая особенность – туманно-филантропическая направленность и отстпление от политической тематики. В середине 4 века до нашей эры впервые появились актеры профессионалы, объединеннные в театральные сообщества, так называемые ''синоды технитов'', состоявшие из свободнороденых мужчин. Особенности комедий: прадоподобие, жизненность, сатирический оттенок. В 4 –ом веке до н.э был построен театр в Эпидавре, который несколько отличался от театра греческой архаики, например, замкнутостью круга орхестры.Мимы, пантомимы спосбствовали развитию реалистичности и жизненности в греческом театре, но они не имели уже никакой связи с культом Диониса.

Римский театр.

Латиняне были одним из многочисленных племен, населявших Италию.Они жили по нижнему течению Тибра, в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив себе в четвертом веке до нашей эры среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг. По свему культурному развитию римляне были гораздо ниже этруссков и греков. Через этруссков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, рим частно находил там ответы на многие идеологические вопросы. Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была ''переворачивание'' привычных общественных отношений. Господа на время праздника становились ''рабами'', а рабы ''господами''.

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в те времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевались фесцинины. Как и в Греции, обычно выступали ри этом два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесцининннские насмешки не щадили знати, которая и постаралась их обуздать: было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили мимические жанры этрусских плясунов. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий ( 1 в до н.э ) В 364 г до н.э. Рим постигло моровое поветрие . Чтобы умилостивить богов, римляне устраивали сценичесие игры, прибегнув таким образом к делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелиша огрничивались только конскими бегами. Появились актеры-плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпонемент флейты. Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и и жестикуляцию. Так постепенно возникли сатуры (в дословном переводе – смесь). О влиянии этрусцев свидетельствует и перенесенное ими в Рим слово сиетрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей. Еще одним видом ранних драматических представлений , также комического характера, были ателланы. Римляне заимствовали их от племен осков в Кампании – вероятно, около 300 года до н.э., когда Рим вел многочисленные войны в Южной Италии. В кампании был город Ателла. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Наиболее распрстраненными героями ателлан были: Макк—дурак и обжора, Буккок – болтливый, но смышленый парень, Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен – хитрый горбун, невежда. В 1 –ом веке до н.э. ателланы получили литературную обработку. Мим в Рим тоже был очень распространен, как и в Греции. Римский мим представлял собой сценки из народного быта. Литератуная драма появилась в римском театре в эпоху Республики (от середины 3-его века до конца 1-ого века до н.э.). Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не моглп не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием ( (1) 264-241, (2) 218-201 до н.э.) Пунической первой войны на праздничных играх 240 года до н.э. решили устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Цицерон говорил, что второй раз их читать просто невозможно. Однако Андроник явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий рассматривал сцену как арену бичевания пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) отправили его в тюрьму, однако, зп Невия заступилась народная трибуна. Его освободили, но умер он все же в изгнании. Он выступал и с трагедиями на сюжеты из римской истории (такие трагедии у римлян назывались претекстами). Славы он достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты – переработка новоаттической, т.е. бытовой комедии. (3-2-ой века до н.э. произошла от развития греческого танца – паллии). Невий был основоположником контоминации (соединение нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно и после него писали Энний (239-169 до н.э.), Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего римляне любили подражать Еврипиду, чем Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно уменьилась. Интенсивная эллинизация римского общества отразилась в творчестве Плавта (254-184 до н.э.). По выражению Добролюбова зрители комедий Плавта ''узнавали самих себя и свои нравы''. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками. Дошли 20 его комедий и одна в отрывках, среди них: ''Хвастливый воин'', ''Амфитрион'', ''Клад''. У римского автора Теренция нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта. Зато он стремится дать более глубокую психологическую характеристику. Например, в произведении ''Братья''. Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству. На римской сцене пьесы Теренция ставились несколько десятилетий после его смерти. До первого века нашей эры сенат противился сооружению театрального здания и потому представления шли на деревянных помостах , которые после представления ломались. Но играли уже не любители, а актеры или гистрионы, которые происходили из серии вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство не связано с культом, потому к артистам не относились та уж почетно. Женщин все еще не было на сцене. Но все-таки навечно сохранились имена известных актеров, например, трагик Эзоп и комик Росций. А в период империи римский театр пришел в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы и пиррихи(танцевальный спектакль). Потом пришла новая эпоха – феодальная, которая принесла миру и свой театр.

Влияние античности на театр современности:

Огромное наследие оставила нам античность в области литературы и искусства. Основные роды поэзии -- эпос, лирика и драма – возникли на почве Греции. Античная архитектура, скульртура и театр были предметами изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождениястали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античности автров. И позже западно-европейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию. Так, представители французской классической трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и их обработке великими драматургами – особеннно Еврипидом. В предисловии к своей трагедии ''Федра'' 1677 года Расин так говорит о влиянии на него трагедии Еврипида: ''хотя в развитиии действия я шел несколько иным путем, чем этот автор, я не приминул обагатить свою пьесу всем тем, что мне показалось блестящим в его пьесе. Если бы я не был обязан ему ничем, кроме общей идеи характера Федры, то мог бы сказать, что обязан ему, быть может, самым мудрым, что я дал на сцене.''

В эпоху Просвещения культ античной литературы и театра находит яркое выражение в ряде европейских стран. В Германии горячими поклонниками античности были Лессинг (1729-1781), Гете (1749-1832), Шиллер (1759-1805). Создавая свою теорию драмы Лессинг изучает античную трагедию и ''Поэтику'' Аристотеля.

Помимо заимствования ряда сюжетов Шиллер пишет:

''Мессианскую невесту'', в которой, как и в древнегреческой трагедии, имеются хоры.

Это увлечение античными классиками продоолжалось и в 19 веке. Произведения Байрона (1788-1824) полны отголосков античности. Пушкин однажды высказал мнение , что ''каждый образованный европеец доолжен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности''. На протяжении всего 19, как и 20 веке на европейских и советских сценах шли античные пьесы. Во Франции в 80х годах позапрошого века ставили ''Царя Эдип'' Софокла в Оранже под открытым небом, в театре, сохранившемся еще со времен Римской империи.

Режиссеры Рейнхардт (1873-1943), Ю.М. Юрьев в 1918... Театр Немировича-Данченко, Вахтангова в Москве... и Марджанишвили в Тбилиси (вторая половина 20 века)...и другие талантливые люди и великие театры продолжали инсценировать античных классиков.

Что же именно привлекало в античной драматургии передовых деятелей театра и литературы? Во времена своего расцвета античный театр был подлинно народным театром. В дни определенных празднеств этот театр собирал все свободное население города. Античный театр был настоящей школой для античных граждан. Не отгораживаясь от жизни он поднимает все вопросы волновавшее афинское общество: религия, философия, литература, политика, воспитание детей, полоджение женщин в обществе – все это находило отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать любой современный театрал. Ведь спектакли крайне редко играли больше одного раза, поэтому в античности новых шедевров в Афинах, например, рождалось около 24 за год. Действующими лицами были герои: Прометей, Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон, Менелай и т.д. Боги и герои на сцене становятся представителями исторических сил и выступают уже как устроители общества. В эпоху распада родового строя и установления господства землевладельческой аристократии Зевс, его братья, Посейдон и Аид, становятся царями, не всевластными монархами, а греческими ''басивлесами''. А в уста мифологических героев вкладываются пропагандистские реплики, агитирующие за правду и свободу. Горький на съезде писателей 1934 году призывал учиться у античных драматургов искусству театра и жизни, а в особенности искусству преображать трагическое ''в тех современных формах , как умели его изображать древние трагики''.

Литература:

1 Театральная энциклопедия (из серии ''Советская энциклопедия'') Москва 1961 год

2 История античного театра В. В. Головня Изд. ''Искусство'' Москва 1972 год.

3 Тахо – Годи История античной литературы Изд. Год

4 Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. 1970 год Изд.''Искусство''

5 История зарубежного театра. Под ред. проф. Г.Н. Баоджиева и проф. А. Г. Образцовой Москва Изд. ''Просвещение'' 1981 год

6 Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции 5-е издание М. 1975 год.

7 Еврипид

8 Аристотель ''Поэтика'' М. 1957

9Эсхил . Трагедии. М 1978

10 Греческая литература (собрание сочинений) М. ''Знание''. Избр. Произведения Сафо, Гомера, Эсхила, Еврипида, Аристофана, Софокла.

11 Патрис Пави. Словарь театра. Перевод с французского под ред. К. Разлогова ''Прогресс'' Москва 1991 год.