Главная              Рефераты - Разное

Система ролик/вал представляет собой характерную силовую систему и является моделью таких практически важных объектов как зубчатое зацепление, колесо-рельс, вал-подшипник качения и др. - реферат

ТРЕХМЕРНОЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ РОЛИК-ВАЛ В УСЛОВИЯХ КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И НЕКОНТАКТНОГО ИЗГИБА ВАЛА

A.Б. Иванов1) , В.Г. Петров 1)2)*

1) Механико-математический факультет, Белорусский государственный университет

2) Межведомственная лаборатория “ТРИБОФАТИКА”

* Автор, с которым следует вести переписку.

Реферат

Система ролик/вал представляет собой характерную силовую систему и является моделью таких практически важных объектов как зубчатое зацепление, колесо-рельс, вал-подшипник качения и др. Область контакта вала и ролика является наиболее нагруженной в рассматриваемой системе. В данной области трехмерное напряженно-деформированное состояние обусловлено независимыми граничными условиями как при контакте, так и при изгибе.

Трехмерное напряженное состояние силовой системы ролик/вал определяется как суперпозиция полей напряжений, вызванных соответственно нормальной контактной, касательной контактной и неконтактной нагрузками.

Приведенные результаты численных расчетов показали, что изгиб вала существенно изменяет (качественно и количественно) напряженно-деформированное состояние в окрестности контакта, а, следовательно, несущую способность и эксплуатационную долговечность системы.


1. Введение

Одним из основных направлений исследований в трибофатике является построение механико-математических моделей напряженно-деформированного состояния силовых систем. Силовыми являются механические системы, в которых одновременно реализуется контактное взаимодействие с трением (качения, скольжения) между твердыми деформируемыми телами и неконтактное (объемное) деформирование по крайней мере одного из элементов силовой системы [1-3].

Изучение трехмерного напряженно-деформированного состояние механических систем, одновременно работающих в условиях контактного взаимодействия и объемного (неконтактного) деформирования, является необходимым для корректной оценки надежности и долговечности таких систем

Система ролик-вал представляет собой характерную силовую систему и является моделью таких практически важных объектов как зубчатое зацепление, колесо-рельс, вал-подшипник качения и др. Область контакта вала и ролика является наиболее нагруженной в рассматриваемой системе. В данной области трехмерное напряженно-деформированное состояние обусловлено независимыми граничными условиями как при контакте, так и при изгибе.

2. Напряженное состояние

Силовая система ролик-вал нагружена контактной FN a и неконтактной Q нагрузками (рис. 1).

Тогда напряженное состояние силовой системы диск-цилиндр определяется как суперпозиция полей

напряжений , и , вызванных соответственно нормальной контактной, касательной контактной и неконтактной нагрузками [1,2]:

, i , j = x , y , (1)

Рис. 1. Схема нагружения системы ролик-вал

Расчет напряжений и в любой точке полупространства ( ) при действии на поверхность нормальных p (x ,y ) и касательных fp (x ,y ) контактных усилий проводится численно с использованием функций влияния и из решений задач Буссинеска и Черрути о действии сосредоточенных нормальной и касательной сил на полупространство [1,2]:

(2)

(3)

Напряжения от неконтактных нагрузок будем определять, применяя теорию, подходящую для конкретной геометрии и граничных условий взаимодействующих тел [1,2]:

(4)

где индексы M , N и Q соответствуют внутренним моменту, продольному и поперечному усилиям.

Рис. 1. Распределение напряжений (а ), (б ), + (в ), (г ), отнесенных к максимальному , в окрестности площадки контакта (y = 0, а / b = 0,5)

3. Заключение

Из полученных распределений напряжений, представленных на рис 1, хорошо видно, что напряженно-деформированное состояние силовой системы значительно отличается (качественно и количественно) от таковых при традиционно отдельно изучаемых контакте и изгибе.

Таким образом, с одной стороны, можно исследовать как поле напряжений, обусловленных объемным деформированием, возмущается в локальной области, в которой одновременно возбуждается поле контактных напряжений. Такой анализ полезен, когда в силовой системе реализуется прямой эффект [1] С другой стороны, можно интересоваться, как изменяется локальное поле контактных напряжений, когда на него накладывается поле напряжений, обусловленных объемным деформированием. Такой анализ полезен, когда в силовой системе реализуется обратный эффект [1].

Литература

[1] Сосновский, Л.А. “Механика износоусталостного повреждения,” БелГУТ, 2007, 434 с.

[2] Журавков, М.А., Щербаков С.С., “Исследование сопряженного напряженного состояния в условиях контактного нагружения и объемного деформирования,” Вести НАНБ. Сер. 1., 3, 2008, 60–64.

[3] Журавков, М.А., Щербаков С.С., “Исследование опасных объемов при решении контактной задачи для системы ролик / кольцо,” Тр. V Междунар. симпозиума по трибофатике (ISTF 2005), Иркутск, 2005, Т. 1., 375–390.

Об авторах

Иванов Андрей Борисович,

доктор физ.-мат. наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной механики БГУ,

Научные интересы: Методы аналитического и компьютерного

моделирования в механике деформируемого твердого тела

Автор более 150 научных работ; в том числе 2-х монографий, и одного учебного пособия.

e-mail : ivanov@bsu.by

Петров Валерий Георгиевич,

кандидат техн. наук, доцент,

доцент кафедры теоретической и прикладной механики БГУ, ведущий научный сотрудник Межведомственной лаборатории

«ТРИБОФАТИКА»

Научные интересы: методологические, теоретические и экспериментальные основы трибофатики.

Автор более 80 научных работ.

e-mail : petrov@bsu.by


Three-dimensional stress-strain state of roller-shaft system in conditions of contact interaction and non-contact bending of shaft

Abstract

Roller/shaft system is a typical active system that is a model of such practically important systems as toothings, wheel/rail, shaft/rolling bearing etc. Area of contact between shaft and roller is the most loaded region in the considered system. Three-dimensional stress-strain state in this area is caused by independent boundary conditions for both contact and non-contact bending of the shaft.

General three-dimensional stress state of the roller/shaft active system was obtained by superposing the fields of stresses conditioned both by action of normal and tangential elliptically distributed contact loads and by non-contact bending of the shaft.

The results of numerical calculations are presented. They show that non-contact shaft’s bending essentially changes (qualitatively and quantitatively) stress-strain state in contact neighborhood and hence operational durability of system is changed significantly.