ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерный факультет
кафедра физики и общетехнических дисциплин
Яворук Олег Анатольевич
Методические указания к выполнению
контрольной работы для студентов
заочной формы обучения
Дисциплина: Концепции современного естествознания
Специальность: 050302 – Родной язык и литература
Курс: 4
Семестр: весенний
Учебный год: 2007-2008
2007
Содержание теоретического раздела дисциплины,
необходимого для выполнения контрольной работы
№ темы
|
Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно
|
Естествознание. Естественные науки. Объект естествознания. Естественно-научная и гуманитарная культуры
|
Научное знание. Система естественно-научных знаний, её основные элементы
|
Естественно-научные понятия. Классификации естественно-научных понятий. Объем и содержание понятий. Примеры понятий
|
Материя. Универсальные свойства материи. Структурные уровни материи. Виды материи. Формы существования материи
|
Движение материи. Универсальные свойства движения. Формы движения материи. Величины, описывающие движение. Виды движения
|
Взаимодействие. Универсальные свойства взаимодействия. Концепции взаимодействия. Типы силовых взаимодействий. Величины, описывающие взаимодействие. Науки, изучающие взаимодействие. Взаимодействие в теории познания
|
Энергия. Виды энергии. Источники энергии. Единицы энергии
|
Масса. Виды масс. Аддитивность массы. Способы измерения массы. Эталон массы. Единицы массы.
|
Вещество. Структурные формы вещества. Свойства вещества. Агрегатные состояния вещества. Законы, которым подчиняются процессы, происходящие в веществе. Теории, описывающие строение и свойства вещества. Науки, изучающие вещество
|
Живое вещество. Свойства живого вещества. Химический состав живого вещества. Структурные уровни живого вещества
|
Физические поля. Примеры полей. Гравитационное поле. Величины, описывающие гравитационное поле. Влияние гравитационных полей на живые организмы
|
Физические поля. Примеры полей. Электромагнитное поле. Величины, описывающие электромагнитное поле. Влияние электромагнитных полей на живые организмы
|
Естественно-научные законы. Классификация законов. Основополагающие законы физики, химии и биологии. Законы сохранения. Структура закона
|
Закон сохранения массы
|
Закон сохранения и превращения энергии
|
Закон сохранения электрического заряда
|
Закон сохранения импульса
|
Естественно-научные теории. Значение теорий. Классификация теорий. Структура теории
|
Фундаментальные физические теории
|
Фундаментальные химические теории
|
Фундаментальные биологические теории
|
Научные картины мира. Классификация научных картин мира. Естественно-научная картина мира. Физическая картина мира, ее эволюция
|
Картины мира мыслителей древности
|
Механическая картина мира
|
Электромагнитная картина мира
|
Квантово-полевая картина мира
|
Симметрия в природе
|
Статистические закономерности
|
Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
Контрольные работы выполняются студентами заочного обучения в виде рефератов. При выполнении контрольной работы можно использовать специальную литературу: учебники и учебные пособия по дисциплине «Концепции современного естествознания», научные работы, научные и научно-популярные периодические издания. Допускается использование электронных документов и сведений, полученных в Internet с подробным описанием источника.
Работа должна быть выполнена на односторонних листах формата А4 (допускается выполнение работы в школьной тетради).
Реферат включает в себя: титульный лист, план реферата (оглавление), введение, основную часть (состоящую из глав и (или) параграфов), заключение, перечень использованных источников, приложения (по желанию).
Нумерация страниц ведётся с титульного листа.
На титульном листе указываются: наименование учебного заведения (Югорский государственный университет); наименование факультета и номер специальности, по которой обучается студент; номер варианта и тема реферата; фамилия, имя и отчество студента; номер зачётной книжки; дата представления на проверку.
Контрольная работа может быть проиллюстрирована чертежами и схемами, фотографиями, графиками, таблицами.
Студентом приводится полный перечень использованных источников в соответствии с требованиями стандартов. Чертежи и схемы выполняются в соответствии с требованиями ЕСКД (единой системы конструкторской документации) и снабжаются подрисуночными подписями.
Страницы, рисунки, таблицы, приведённые в работе, должны иметь сквозную нумерацию. Объём реферата соответствует 1 печатному листу (40 000 знаков, при 2000 знаках на 1 странице это составляет 20 страниц).
Контрольная работа своевременно передаётся студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.
Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.
Студент должен быть готов во время зачёта дать пояснения по поводу содержания контрольной работы.
Выбор варианта контрольной работы
Студент выполняет контрольную работу в соответствии с номером варианта. Номером варианта являются две последние цифры номера зачётной книжки студента.
№
|
Наименование контрольной работы
|
№
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
|
Естествознание – система наук о природе
Взгляды мыслителей древности на окружающий мир
Современное естествознание, его роль в науке и жизни общества
Методы научного познания
Свойства воды, особенности ее строения и ее роль в природе
Утверждение эволюционных идей в современной науке.
Периодический закон, его значение для науки и история открытия.
Физические поля и функционирование живых организмов.
Виды излучений и их воздействие на живые организмы.
Использование электрических и магнитных явлений в медицине.
Законы сохранения и их роль в объяснении явлений природы.
Закон сохранения и превращения энергии
Основные источники энергии
Особенности энергетических процессов в живых организмах.
Естественные науки и их влияние на развитие гуманитарных наук.
Возникновение и развитие астрономии
Происхождение и развитие Вселенной: современные взгляды.
Происхождение Солнечной системы, Солнца, Земли и Луны, планет.
Проблемы освоения космического пространства.
Возникновение и эволюция биосферы.
Проблемы существования внеземных цивилизаций.
Химические элементы в организме человека и животных.
Обзор глобальных проблем, стоящих перед человечеством
История естественных наук.
Механическая картина мира
Электромагнитные поля
История развития химии
История физики
История астрономии
История биологических наук
Генетика и эволюция
Проблемы современной биологии
Возникновение и развитие физики
Проблемы современной физики
Внутреннее строение и история геологического развития Земли
Современные концепции развития геосферных оболочек
Литосфера как абиотическая основа жизни.
Экологические функции литосферы.
Гидросфера Земли
Атмосфера Земли
Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
Человек и биосфера
Радиоактивность
Самоорганизация в живой и неживой природе
Важнейшие понятия и законы химии
Возникновение и эволюция жизни
Естественно-научные аспекты экологии
Энергетика будущего
Математика и естественные науки
Эволюция Вселенной
|
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
00
|
Литература
1. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Ростов на/Д: Феникс, 2005. – 448 с.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Центр, 2001. – 208 с.
3. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Щит, 2001. – 284 с.
4. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М.: Логос, 2001. – 368 с.
5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Практикум: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культура и Спорт, ЮНИТИ, 2005. – 239 с.
6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2003. – 640 с.
7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 334с.
8. Концепции современного естествознания /Под ред. С.И.Самыгина, - Ромтов на/Д: Феникс, 2003. – 576 с.
9. Лавриненко В.Н. и др. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М.: Культура и Спорт, ЮНИТИ, 2005. – 271 с.
10. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 476 с.
11. Петросова Р.А. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 304 с.
12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 287 с.
13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 464 с.
14. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 232 с.
15. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2002. -208 с.
16. Яворук О.А. Естествознание. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2006. – 136 с.
17. Яворук О.А. Естествознание. – Ярославль: Рубеж, 2004. – 150 с.
|