Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей: 080105 Финансы и кредит

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Калининградский ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ экономики и управления

Кафедра экономики

Экономическая теория

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальностей:

080105 – Финансы и кредит,

080109 – Бухгалтерский учет и аудит,

080507 – Менеджмент организации,

080504 Государственное и муниципальное управление,

100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»,

030602 – «Связи с общественностью»

Калининград

2010

Методические указания рекомендованы к изданию

кафедрой экономики.

Протокол № 2 от 11 ноября 2009 г.

А.А. Котенко. Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей: 080105 – Финансы и кредит, 080109 – Бухгалтерский учет и аудит, 080507 – Менеджмент организации, 080504 Государственное и муниципальное управление, 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 – «Связи с общественностью».

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю.. 4

1. Общие положения. 5

2. Основные этапы и требования, предъявляемые к курсовым работам.. 5

3. Оформление курсовой работы.. 11

4. Оценка курсовой работы.. 15

5. Порядок защиты курсовой работы.. 16

Приложение 1. 17

Приложение 2. 19

Приложение 3. 19

Приложение 4. 21

Приложение 5. 23

К читателю

Уважаемый читатель! Вы являетесь студентом НОУ ВПО «Калининградский институт экономики». В соответствии с учебным планом Вам предстоит в текущем учебном году выполнить курсовую работу по экономической теории.

Главное назначение института – готовить высококвалифицированных специалистов для бизнеса – кадры, способные правильно ориентироваться в сложных ситуациях, умеющие применить верные, высокопрофессиональные решения.

Поэтому кафедра экономики призвана не только вооружить будущего специалиста глубокими знаниями, но и научить его самостоятельно добывать их, формировать активность, креативность, развивать потребность в постоянном пополнении и углублении своих знаний. Выполнять эти задачи кафедре, наряду с другими формами обучения, помогает подготовка и написание курсовых работ.

Необходимо указать на роль курсовой работы как промежуточного этапа в подготовке к написанию дипломной работы. Опыт, полученный в процессе подготовки и написания курсовой работы, будет, несомненно, полезен Вам в будущем. Порядок и методы исследования, оформление и защита курсовой и дипломной работы во многом совпадают. Все это показывает, что написание курсовой работы на должном уровне имеет большое самовоспитательное значение, способствует формированию у студентов глубоких личных убеждений.

Неплохо, если Вы, заинтересовавшись еще на первом курсе какой-либо из научных проблем, будете углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет последовательно изучаться всесторонне, под углом зрения различных медиа-дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой выпускной квалификационной и дипломной работ, а иногда и кандидатской диссертации.

1. Общие положения

Курсовая является одной из форм самостоятельной работы студента и преследует цель закрепить полученные теоретические знания, а также приобретение навыков и умения самостоятельно проводить исследование.

Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о готовности студента к самостоятельной работе с литературой, умении применять полученные знания при объяснении и решении конкретных экономических проблем.

В основе выполнения курсовой работы лежит углубленное изучение и осмысление студентами трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков, действующего законодательства по исследуемой проблеме.

Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

2. Основные этапы и требования, предъявляемые к курсовым работам

2.1. Этапы выполнения курсовой работы

Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

1. Выбор темы и беседа с руководителем;

2. Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана;

3. Подготовка первого варианта;

4. Сдача первого варианта курсовой работы научному руководителю;

5. Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру, где должен быть приложен отзыв научного руководителя с оценкой проделанной работы. Присутствие руководителя на защите курсовой работы студента обязательно.

Выбор темы курсовой работы производится на основе предлагаемого преподавателем списка тем (приложение 1).

Сбор материала и изучение литературы по избранной теме рекомендуется начать с внимательного прочтения лекций и учебников по соответствующей теме. Затем следует приступить к изучению статей из научных журналов. В зависимости от темы курсовой работы полезными могут быть такие общероссийские журналы, как:

1. Вопросы экономики;

2. Российский экономический журнал;

3. Мировая экономика и международные отношения;

4. Финансы;

5. Деньги и кредит;

6. Банковское дело;

7. ЭКО;

8. Экономист;

9. Экономический журнал Высшей школы экономики;

10. Проблемы теории и практики управления;

11. Эксперт;

12. Деньги;

13. Компания;

14. Рынок ценных бумаг и др.

При изучении указанных журналов первостепенное внимание следует уделить статьям, соответствующим по названию теме курсовой работы. Изучая литературу, необходимо фиксировать все ее реквизиты: автора, название, место и год издания.

На основе изучения литературы составляется план курсовой работы, который согласовывается с руководителем. Основная сложность при составлении плана может заключаться в том, что написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться к консультациям преподавателя, который направит поиск студента в нужное русло.

Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-четырех глав и заключения. При составлении плана не должно быть шаблона. И все же обычно первая глава курсовой работы освещает теорию вопроса; в последующих главах излагается основной вопрос темы.

Написанная курсовая работа сдается на проверку научному руководителю не позднее, чем за месяц до срока защиты.

После получения положительного отзыва и рекомендации к защите необходимо внимательно изучить полученные замечания и рекомендации, чтобы учесть их или исправить при подготовке к защите.

Защита курсовой работы проходит в форме индивидуального собеседования студента с преподавателем.

За курсовую ставится оценка, которая отражает содержание, оформление работы и качество защиты.

2.2. Структура курсовой работы

Правильно оформленная работа должна включать в себя:

1. Титульный лист;

2. Отзыв научного руководителя;

3. Содержание;

4. Введение;

5. Основную часть, состоящую из глав и параграфов;

6. Заключение;

7. Список литературы;

8. Приложения.

1.1. На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая информация: наименование ВУЗа, кафедра, по которой выполняется курсовая работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень, город и текущий год. (Образец оформления смотрите в приложении 2).

1.2. Отзыв пишется научным руководителем и содержит анализ выполненной работы, указания на имеющиеся недостатки, рекомендации по их устранению и решение о возможности допуска к защите.

1.3. Содержание курсовой работы включает в себя перечень всех разделов и их названий. Примерная структура содержания приведена в приложении 3. Следует учесть, что названия глав и параграфов по смыслу повторяют задачи курсовой работы, обозначенные во введении.

1.4. Важнейшей частью курсовой работы является введение. Введение по объему составляет не более 10% (2-3 стр.) от всего текста и включает в себя наиболее важные квалификационные характеристики курсовой работы.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы, для чего рекомендуется показать значение исследования выбранной темы для современного этапа экономического развития страны, для решения стратегических задач, стоящих перед экономикой страны. Актуальность выбранной темы может объясняться ее недостаточной разработанностью и дискуссионностью.

Далее во введении формулируется цель исследования, его задачи и предмет.

Цель курсовой работы – это конечный результат, к которому стремится автор. Обычно формулировка цели вытекает из названия работы. Пример формулировки цели: «На основе исследования сущности, причин, форм и последствий государственного долга дать анализ государственного долга Российской Федерации».

Задачи курсовой работы – это промежуточные этапы, реализация которых позволяет достичь поставленной цели. Формулировки задач курсовой работы тесно переплетены с вопросами (главами) курсовой работы. Определение задач дается в форме перечисления (изучить …, описать…, установить…, рассмотреть…, проанализировать…, выявить…, сформулировать…, показать…, исследовать и т.п.).

Предмет исследования курсовой работы – это основная экономическая категория и социально-экономическое явление или процесс, который рассматривается в курсовой работе.

Далее необходимо обозначить теоретическую основу курсовой работы (перечислить авторов, труды которых явились базой для написания курсовой работы) и отразить практическую (информационную, эмпирическую) базу написания работы (перечислить организации, статистические данные которых анализируются в работе).

Далее описывается методология исследования – отражаются методы, которые применялись (графический, статистический, анализ, синтез и т.п.).

И в заключении описывается структура курсовой работы – общие части курсовой работы, при этом названия глав не уточняются.

Примерное содержание введения приведено в приложении 4.

1.5. Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух-трех глав, в которых раскрывается содержание основных категорий и законов исследуемой проблемы и рассматривается их проявление в реальной экономической практике.

Каждая глава начинается с новой страницы. Главы могут разделяться на параграфы, это необходимо в тех случаях, когда ее объем превышает 8-10 страниц. Названия параграфов должны соответствовать названию объединяющей их главы.

Главы рекомендуется нумеровать арабскими цифрами, при нумерации параграфов можно использовать две цифры, одна из которых соответствует номеру главы, вторая – номеру параграфа (1.1; 2.1).

Первая глава может носить теоретический характер, для ее написания следует использовать учебники по экономической теории и экономикс.

Вторая глава, как правило, содержит анализ фактического и статистического материала по исследуемой проблеме и выполняется на основе статистических данных, материалов, отражающих состояние проблемы в конкретной стране, в определенный период времени. Источниками такой информации могут быть статьи из экономических журналов и статистические справочники.

Название глав и параграфов должны быть указаны не только в содержании, но и в тексте курсовой.

Третья глава может содержать рекомендации и анализ перспектив развития какого-либо процесса, явления, теории.

Все главы завершаются соответствующими выводами.

1.6. Заключение содержит выводы, к которым пришел автор по результатам выполненной работы.

Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

1.7. Список литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Список литературы должен содержать не менее 15 позиций (в том числе, кроме учебной и научной литературы – нормативно-правовые акты, документы и ссылки в виде URL на официальные сайты компаний, фирм и организаций всемирной сети Интернет).

В начале списка располагаются законодательные и нормативные документы и акты. Они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости – в хронологическом порядке по датам опубликования. Например:

1. Конституция Российской Федерации. -М.: Юрист, 1997. - 31с.

2. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «Витрэм», 2001. – 96с .

3. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральный закон от 21 июля 1997г. №122 – ФЗ. М.: Интел – Синтез, 1997. – 32с.

4. Закон Российской Федерации “Об Образовании” от 16.11.1997г. № 144 – ФЗ // www.ed.gov.ru/min/pravo.

Затем дается описание книг, написанных одним или несколькими авторами (кроме учебников). Эти источники размещаются по алфавиту в соответствии с первыми буквами фамилии автора или названия книги. Например:

1. Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т.Шанина. – М.: Логос, 1999. – С.576.

2. Попов Ю.Н. Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. – М.: Дело, 2005. – С.240.

После списка монографий проводится описание статей в периодических изданиях, которые также перечисляются по алфавиту. Например:

1. Бурова Н.В., Мельникова О.А. Изучение теневой экономической деятельности на региональном уровне: пример Калининграда //Вопросы статистики. – 2003. - № 3. – С.18-29. (указываются первая и последняя страницы статьи).

2. Глазьев С. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ // www.glazev.ru. 9.04.2008

3. Никифоров Л., Кузнецова Т., Фельзенбаум В. Теневая экономика: основы возникновения, эволюция и ослабления // Коммерсант, - 2002. – 22 января.

Далее перечисляются учебники и учебные пособия, которые указываются в соответствии с алфавитом. Например:

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова; под общ. Ред. А.В. Сидоровича; МГУ им.М.В. Ломоносова. - 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело и сервис, 2007. - 496с.

2. Матвеева Т. Основы экономической теории / Т. Матвеева, И. Никулина. – М., 2003. – 306 с.

После учебников перечисляются статистические справочники и сборники, располагаемые по алфавиту. Например:

1. Социально – экономическое положение России в 2000г. – М.: Статистика, 2001. –536с.

Заканчивается список литературы перечнем литературы на иностранных языках и наименованиями официальных сайтов.

1. Friederich Schneider, Robert Klinglmair Shadow economies around the world: what do we know? CESifo Working Paper No. 1167, April 2004.

2. Women and men in the informal economy: A statistical picture. International Labour Organization. 2002. –Р.64.

3. www.gsk.ru – официальный сайт Госкомстата

4. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка

Нумерация источников является сквозной, и отдельные разделы списка литературы не озаглавливаются.

1.8. Дополнительные или второстепенные материалы по теме курсовой работы, необходимые для более полного раскрытия темы, размещаются в Приложении. Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы.

Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. На любой документ из Приложения в тексте работы должны быть сделаны ссылки с номерами в скобках (например, см. Приложение 1).

Страницы с приложениями нумеруются как продолжение курсовой работы. Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу которой, над заголовком печатается слово «Приложение» (Прописными буквами). Приложения располагаются в той последовательности, в которой они упоминаются в курсовой работе и нумеруются арабскими цифрами.

3. Оформление курсовой работы

Общие требования

Оформление титульного листа осуществляется согласно приложению 2.

Курсовая работа выполняется на листах формата А4.

Текст печатается (или пишется) на одной стороне листа через полтора интервала. Шрифт Times New Roman 14 pt. Необходимо соблюдение следующих полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее по 20 мм.

Параметры абзацев:

- отступ слева (абзацный отступ) – 1,25 см;

- выравнивание: для заголовков первого уровня – по центру, для заголовков второго уровня – по левому краю, для остального текста - по ширине;

- между заголовками разделов и подразделов межстрочный интервал - 1,5, и между текстом и заголовком подразделов – два 1,5.

При оформлении дипломной работы следует применять, по крайней мере, три стиля: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2.

При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Оглавление и указатели/корешок «Оглавление»

При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями – т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2. Введение, наименование глав, заключение, список литературы и приложение соответствуют стилю Заголовок 1. Наименование параграфов соответствует стилю Заголовок 2. Следует учесть, что собранное оглавление будет вставлено в то место работы, где был установлен курсор. Оглавление вставляется после титульного листа курсовой работы.

Каждая глава, а также введение, заключение, список литературы и приложение начинаются с новой страницы. Точки в конце заголовков не ставятся. Каждый заголовок первого уровня и следующий за ним текст начинаются с новой страницы. К заголовкам первого уровня относятся: (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК Литературы, ПРИЛОЖЕНИЕ). Они печатаются прописными буквами, без точки в конце, выравниваются по центру, имеют полужирное начертание; переносы в словах не допускаются. Подразделы каждого раздела печатаются сплошным потоком, т.е. не с новой страницы. Заголовки подразделов имеют только первую букву прописную, остальные – строчные. Заголовки подразделов следует начинать с абзацного отступа. Точку в конце названия заголовка не ставят. Переносы не допускаются. Заголовки имеют полужирное начертание.

Нумерация страниц курсовой работы

2.2.1.Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, внизу страницы по центру, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

2.2.2. В общую нумерацию страниц включаются таблицы, графики и приложения, которые приводятся на отдельных листах.

2.2.3. Титульный лист входит в общую нумерацию, но номер страницы на нем не ставиться.

2.2.4. На второй странице располагается «Содержание», в котором напротив соответствующих разделов (глав и параграфов) в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.

2.2.5. Рекомендуемый объем курсовой 30-35 страниц.

Таблицы

Таблицы включают цифровой материал, который приводится в работе.

Таблица помещается после текста, в котором она упоминается впервые, на все таблицы должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Все таблицы должны иметь заголовки, которые печатаются над таблицей.

Над заголовками таблицы, в правом верхнем углу пишется слово «Таблица» и ставиться номер.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация является сквозной в пределах всей курсовой работы.

В таблицах необходимо указывать единицы измерения приводимых цифр. Если все цифры таблицы имеют одинаковые единицы измерения, то они указываются в заголовке таблицы, в противном случае, после заглавий строк или столбцов таблицы указываются единицы измерения для каждого из них.

Если таблица не помещается на одной странице, ее можно переносить. При этом на другой странице в правом верхнем углу пишется: Продолжение таблицы 1. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», ее номер (если таблиц несколько) и название указывают один раз (над первой частью таблицы). Над другими частями пишут слова «Продолжение табл.». Название таблицы в случае переноса части таблицы кроме строки с названиями столбцов должен иметь еще строку с порядковыми номерами столбцов. В продолжениях таблицы вместо наименований столбцов указываются их порядковые номера.

Нельзя оставлять на листе лишь название таблицы. В этом случае таблицу необходимо перенести на следующую страницу, а оставшееся после перемещения названия таблицы свободное место заполнить текстом, следующим за таблицей.

В таблице допустимо использовать более мелкие размеры шрифта (например, 10 или 12) и меньший междустрочный интервал.

При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник данных.

Если в своем изложении можно обойтись без таблиц, то лучше так и сделать. Ненужные таблицы свидетельствуют о неумении обращаться с количественным материалом. Помещать в курсовую работу таблицы стоит только в том случае, если их содержание трудно или невозможно передать в обычном тексте или приводимые данные нуждаются в наглядном сопоставлении.

Пример:

Таблица 1. Динамика уровня инфляции, денежной базы и денежной массы в 1998-2007 гг.[1]

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Индекс потребительских цен, % к пред. периоду

184,4

136.50

120.20

118.60

115.10

112.00

111.70

110.90

109.00

111.90

Денежная база

(широкое определение),

% к пред. периоду[2]

-

-

-

140.10

132.80

155.30

124.30

122.40

141.50

133.70

Денежная масса М2,

% к пред. периоду

-

157.50

161.50

139.70

132.40

150.50

135.80

138.60

148.80

147.50

Рисунки.

Рисунками называется приводимые в курсовой работе чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки.

Рисунки располагаются после текста, в котором они упоминались первый раз. На все рисунки должны быть ссылки в работе.

Все рисунки должны иметь название, которое помещается под ним. Если к рисунку приводится поясняющие данные, то его название указывается под пояснениями.

Перед названием рисунка пишется Рис., ставится номер этого рисунка, а затем его название.

Пример :


Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строки.

Формулы и уравнения нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках с правой стороны. Нумерация является сквозной в пределах всей курсовой работы.

Значение символов и буквенных обозначений, используемых в формулах, необходимо объяснять непосредственно под формулой, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где».

Пример :

ИПЦ=IL = (2),

где Pt – цены периода t;

P0 – цены базисного года;

q0 – продукция базисного года.

Цитаты и ссылки

Ссылки на источники даются в том случае, если приводится цитата или пересказывается мысль автора.

Сноски могут оформляться либо указанием номера используемого источника по списку литературы и номера страницы, на которой расположена цитата, например (8, 46); либо приведением ссылки на источник внизу той страницы, на которой содержится цитата. Например: «В России социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись силами юристов и были направлены на приращение научного знания о праве»1 .

______________________________

Лапаева В.В. Социология права. – Москва: Норма, 2000. – С18.

Ссылка на газетную или журнальную статью: Петров В.И. Совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. - 2001, №7. С.84. Если же один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, его полные данные приводятся только первый раз, а затем пишется: Там же. – С. 52.

В случае, если приходится цитировать ту же книгу на других страницах курсовой работы, указывается только фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ.соч.». Например: Лапаева В.В. Указ.соч. – С. 25. Если в курсовой работе содержится изложение точки зрения автора без цитирования, то при оформлении сноски перед фамилией автора или названием источника пишут: См.: Лапаева В.В. Указ.соч. – С. 25.

Как правило, нумерация подстраничных сносок является сквозной в пределах всей курсовой работы.

Ссылки на разделы, таблицы и рисунки оформляются указанием на их порядковый номер. Например, в параграфе 2.1., на рис.4, в табл. 6, по формуле (2), в приложении 1.

4. Оценка курсовой работы

Если работа не соответствует основным требованиям, она возвращается без рецензирования.

За курсовые работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Форма отзыва на курсовую работу с оценками представлена в приложении 5. В случае неудовлетворительной оценки студент обязан написать новую работу, либо переделать ее в соответствии с указанием рецензента. К новой работе студент обязан приложить ре­цензию на первую работу и первую работу.

При затруднениях выбора темы и ее изложения рекомендуется использовать консультации преподавателей, место и время проведения которых устанавливаются в соответствии с графиком консультаций.

К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому cтуденту, можно отнести:

1.Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.

2.Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечет­кие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.

3.Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.

4.Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.

5.Курсовая работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей.

6.При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргу­ментации и логики рассуждений, изложения взгляда автора.

7.Отсутствуют сноски на действующие нормативные акты (если исполь­зуются устаревшие учебники), откуда и переносят эти нормативные акты.

8. Не следует подчеркивать слова и выражения, выделяя их другим шрифтом, использовать разноцветные фломастеры, разукрашивать обложки и страницы делать виньетки и рисунки.

9. Не следует писать текст от первого лица: «Я думаю…». Текст пишется либо от второго лица множественного числа (мы думаем, мы проанализировали), либо безлично (было проанализировано…, показано…, и т.п.). Личное же мнение автор может изложить при устной защите курсовой работы.

5. Порядок защиты курсовой работы

Получив письменную рецензию или отзыв, обучающийся должен внима­тельно изучить ее и подготовиться к защите работы. Оценка за рабо­ту выставляется после защиты.

Зашита курсовой работы обучающимся проводится в установленные сроки. Сама защита подразделяется на несколько этапов. Вначале обучающийся должен изложить, (в течение 5-7 минут) содержание работы, охарактеризовать использованную литературу, сформулировать основные вы­воды по теме. Затем он должен дать полные и обоснованные ответы на все замечания руководителя и заданные ему вопросы. Оценка за курсо­вую работу выставляется с учетом ее качества и результатов ее защиты.

Обучающиеся, не предоставившие в установленный срок курсовые рабо­ты или не защитившие их по неуважительной причине считаются не допущенными до сдачи экзаменов.

Приложение 1

Тематика курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»

1. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

2. Развитие форм стоимости и появление денег.

3. Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования.

4. Формы конкуренции: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.

5. Практическое применение теории эластичности.

6. Теории фирмы.

7. Сущность, факторы и показатели экономического роста.

8. История первоначального накопления капитала в разных странах.

9. Сущность и виды издержек.

10. Человеческий капитал фирмы.

11. Макроэкономическая теория: зарождение, эволюция, современное состояние

12. Система национального счетоводства: теоретические основы, принципы построения, формы счетов, российские счета

13. ВВП и ВНП: реальные и номинальные, динамика, показатели эффективности (на примере России)

14. Предложение денег и банковская мультипликация: теория, система мультипликаторов, их расчет для современной России

15. Анализ динамики денежных агрегатов, скорости обращения денег и мультипликаторов денежной системы России

16. Современные инфляционные процессы в России

17. Теоретический анализ социально-экономических последствий инфляции и антиинфляционная политика

18. Модель открытой экономики Манделла-Флеминга и ее практическое использование

19. Основы теоретического анализа налогообложения: основные принципы, налоговые теории, современные проблемы

20. Финансовая система: сущность, структура, функции, финансовые инновации

21. Финансовые активы, финансовые рынки и финансовые посредники: сущность, функции, инновации.

22. Современные демографические проблемы и экономическая теория

23. Устойчивое развитие в меняющемся мире как проблема экономической теории

24. Проблема бедности в современной экономической теории

25. Теоретический анализ безработицы

26. Стратегия инновационного прорыва: теория, факторы и сценарии инновационного развития России на перспективу

27. Экономический рост, ресурсосбережение и экология

28. Национальные модели смешанных экономик: сравнительный анализ.

29. Частная собственность: преимущества и недостатки. Тенденция и перспективы ее развития в России.

30. Преобразование собственности при переходе к рыночной экономике.

31. Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.

32. Изменение функций коммерческих банков под влиянием изменений конъюнктуры российской экономики.

33. Динамика ссудного процента и факторы ее определяющие.

34. Принцип «невидимой руки» и государственного вмешательства: сравнительный анализ.

35. Общественные блага: особенности спроса и предложения.

36. Структурная динамика сбережений населения в экономике России.

37. Потребление в национальной экономике.

38. Инвестиционный процесс в современной России.

39. Банковская система и регулирование рынка

40. Особенности современной денежно-кредитной политики в России

41. Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия.

42. Государственный долг: причины, структура, последствия

43. Особенности становления и развития российского рынка ценных бумаг

44. Инфраструктура государственного регулирования занятости

45. Макроэкономическая политика в условиях кризисной экономики

46. Структура налоговой системы: национальные особенности и тенденции развития

47. Бюджетный дефицит и инфляционный налог

48. Экономические границы государственного вмешательства в систему регулирования рыночных связей

49. Регулирование дифференциации, структуры и уровня доходов

50. Анализ платежного баланса в России

Приложение 2

Калининградский институт экономики

Факультет экономики и социального управления

Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Экономическая теория»

На тему : «Экономический рост: сущность,

показатели и факторы»

Выполнил:

Студент 1 курса, дневного отделения,

группа № _______

Архипов Евгений Дмитриевич

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук

Котенко А.А.

Калининград

2009

Приложение 3

Примерный план курсовой работы на тему

«Современные инфляционные процессы в экономике России»

Содержание

Введение............................... Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования понятия инфляции............................................ 5

1.1. Теории инфляции в истории экономической мысли........................... 5

1.2. Сущность, виды и измерение инфляции Ошибка! Закладка не определена.

1.3. Причины и последствия инфляции...................................................... 15

Глава 2. Современные инфляционные процессы в экономике России.............................................................................. 20

2.1. Анализ монетарных факторов инфляции.......................................... 20

2.2. Анализ немонетарных факторов инфляции...................................... 25

Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики................................................................................................... 30

3.1. Сущность и инструменты антиинфляционной политики................. 30

3.2. Основные направления снижения уровня инфляции в России....... 35

Заключение.............................................................................................. 40

Список литературы........................................................................... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… . 43

Приложение 4

Введение

В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. – в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономике. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к гиперинфляции.

Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. на потребительские товары они увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада (стагнации) при высоком уровне инфляции.

В 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфля­ции до 21,9%, а в 1997 г. – до 11%. В дальнейшим предполагалось уменьшить ее до 9,1% к 1998 г., до 7,2 – к 1999 г. и до 6,6% – к 2000 г. Однако финансовый кризис в августе 1998 г. привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.

В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последовательной поли­тики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция по снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. В 2006г. денежным властям впервые за весь период реформ удалось достичь «однозначной» величины инфляции на уровне 9%. Однако в 2007г. значение инфляции увеличилось (11,9%) по сравнению с предыдущим годом – впервые после 1998 г. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, является ли рост инфляции в прошлом году единичным фактом или это изменение тенденции, ставящее под сомнение осмысленность выбора «таргетирования инфляции» в качестве основной цели денежно-кредитной политики? Во-вторых, каковы причины, факторы, механизмы ускорения роста цен в России? В-третьих, какие меры антиинфляционной политики нужно реализовать и насколько они отличаются от фактически осуществляемых или предлагаемых органами государственного управления?

В этих условиях несомненный научный и практический интерес вызывает необходимость теоретического изучения такого экономического явления как инфляция, выявления причин, вызывающих рост цен в экономике, обоснования мероприятий управления инфляционными процессами в России.

Сложность и многоплановость исследуемой проблемы, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа предопределили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Основной целью курсовой работы является изучение современных инфляционных процессов в России, а также формулирование институциональных мер борьбы с инфляцией.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:

- проследить эволюцию взглядов на процесс инфляции в экономической науке;

- изучить сущность понятия инфляции и методы ее измерения;

- рассмотреть факторы инфляционных процессов;

- исследовать социально-экономические последствия инфляции;

- проанализировать динамику современных инфляционных процессов в России и выявить их причины;

- выработать общеэкономические и институциональных рекомендации по совершенствованию государственного регулирования и ограничения инфляционного роста цен в России.

Предмет исследования составляют причины, виды, последствия проявления инфляции в России.

Объектом исследования является инфляция как социально-экономическое явление.

Теоретической основой настоящего исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, публикации периодических и специализированных изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященные проблемам инфляции, а также программные документы Правительства РФ.

Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы статистики РФ, Министерства Финансов, Министерства экономического развития и торговли РФ, данные академических научно-исследовательских институтов, периодической печати.

В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также статистические методы. В совокупности они позволили обеспечить достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Приложение 5

ОТЗЫВ

на курсовую работу студента

Ф.И.О. студента ___________________________________группа___________

Тема ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка курсовой работы

Качественные характеристики работы

Макс. балл

Факт. балл

I

Оценка работы по формальным критериям:

5,0

1.

Соблюдение сроков сдачи работы

0,7

2.

Наличие правильно оформленного плана

0,7

3.

Наличие в тексте сносок и гиперссылок

0,7

4.

Правильность цитирования

0,7

5.

Наглядность и качество иллюстративного материала

0,7

6.

Правильность оформления основного содержания работы

0,8

7.

Правильность оформления списка литературы

0,7

II

Оценка работы по содержанию:

5,0

1.

Актуальность проблематики

0,4

2.

Логическая структура работы и ее отражение в плане

0,4

3.

Глубина рубрикации и сбалансированность разделов

0,4

4.

Качество введения (указание предмета, цели, задач, базы, методов исследования)

0,6

5.

Соответствие содержания заявленной теме, раскрытие темы

0,8

6.

Логическая связь между разделами

0,4

7.

Степень самостоятельности в изложении, творческий подход к рассматриваемой проблеме

1,0

8.

Качество заключения (умение делать выводы)

0,6

9.

Использование новейшего фактологического и статистического материала

0,4

III

Оценка защиты курсовой работы:

5

1.

Выступление: обоснование выбора темы, ее актуальность; обзор и характеристика использованных источников; краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом; выводы и рекомендации; соответствие регламенту.

3

2.

Верные ответы на основную часть вопросов

2

Итоговая оценка представляет собой среднее арифметическое из трех выше представленных оценок.

Оценка за Курсовую работу _____________________________________________________

«____» ______________200__ года к.э.н. Котенко Алена Анатольевна


[1] Составлено на основе данных Госкомстата – www.gsk.ru, Центрального банка – www.cbr.ru

[2]