Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики» Новочеркасск 2008

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)


Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)


Методические указания

к выполнению домашнего задания

по дисциплине «Основы Интернет-экономики»

Новочеркасск 2008

УДК

Рецензент – д-р техн. наук А.А.Михайлов

Составители А.А.Сухова, Л.Ю.Семина

Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики» / Сост. А.А.Сухова, Л.Ю.Семина ; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. – 16 с. – 50 экз.

Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики» содержат информацию о современных методах и способах ведения предпринимательской деятельности в электронной среде, организации и ведении электронного бизнеса.

Предназначена для студентов всех форм обучения специальности 230201 «Информационные системы и технологии».

УДК

© Шахтинский институт ЮРГТУ, 2008

© Сухова А.А., Семина Л.Ю. 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................

1. Теоретическая часть......................................................................

1.1. Порядок выполнения..................................................................

1.2. Варианты тем к теоретической части.......................................

2. Практическая часть. Предприятия электронной коммерции....

2.1. Предприятия электронной коммерции сектора B2C...............

2.2. Предприятия электронной коммерции сектора B2B...............

3. Содержание отчёта..........................................................................

Библиографический список..............................................................

4

5

5

5

7

7

10

11

13

ВВЕДЕНИЕ

Интернет-технологии занимают устойчивые позиции в российской экономике. По данным исследований, аудитория Всемирной сети, как в РФ, так и во всем мире, стремительно растет с каждым годом. Интернет-технологии формируют новую интернет-экономику, основывающуюся на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невоспроизводимых ресурсов. Появляются новые отрасли бизнеса, стираются грани между товарами и услугами, между традиционными и «виртуальными» продуктами.

Современная Интернет-инфраструктура активно стимулирует рост экономики высокоразвитых государств, а также предоставляет шанс для роста и интеграции в мировое хозяйство менее развитым странам. Интернет-экономика влияет на перераспределение форм деловой активности, рыночных ниш и на изменение традиционных форм государственного устройства

Первый вопрос, рассмотренный в данных методических указаниях, – теоретический, второй – практический: знакомство с представленными в глобальной сети Интернет предприятиями электронной коммерции, изучение структуры электронных предприятий:

- Business-to-Business (B2B) (варианты 1-12);

- Business-to-Customers (B2C) (варианты 13-22).

По результатам защиты домашнего задания студенту выдается допуск к зачету по дисциплине.


1. Теоретическая часть

1.1. Порядок выполнения

Первая часть домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики» состоит в исследовании теоретического вопроса по варианту. Вариант темы выбирается студентом в соответствии с его номером по списку в журнале посещения занятий.

1.2. Варианты тем к теоретической части

1. Несанкционированный доступ к закрытым Интернет-ресурсам. Особенности законодательного регулирования в России.

2. Особенности продвижения Интернет-проекта. Регистрация в поисковых системах. Службы индексации. Интернет-маркетинг. Интернет-реклама.

3. Сервисы статистики для анализа успешности Интернет-проекта.

4. Интернет-реклама. Привлечение целевой аудитории к Интернет-ресурсу. Массовые рассылки. Борьба с нежелательными сообщениями, доставляемыми по электронной почте.

5. Принципы построения сети Интернет. Системы доменных имен. Особенности регистрации доменных имен в России. Типы провайдеров и особенности выбора.

6. Несанкционированный доступ к закрытым Интернет-ресурсам. Особенности законодательного регулирования в России.

7. Особенности продвижения Интернет-проекта. Регистрация в поисковых системах. Службы индексации. Интернет-маркетинг. Интернет-реклама.

8. Сервисы статистики для анализа успешности Интернет-проекта. Интернет-реклама. Привлечение целевой аудитории к Интернет-ресурсу. Массовые рассылки. Борьба с нежелательными сообщениями, доставляемыми по электронной почте.

9. Принципы построения сети Интернет. Системы доменных имен. Особенности регистрации доменных имен в Беларуси и России. Типы провайдеров и особенности выбора.

10. Несанкционированный доступ к закрытым Интернет-ресурсам. Особенности законодательного регулирования в России.

11. Особенности продвижения Интернет-проекта. Регистрация в поисковых системах. Службы индексации. Интернет-маркетинг. Интернет-реклама.

12. Сервисы статистики для анализа успешности Интернет-проекта.

13. Интернет-реклама. Привлечение целевой аудитории к Интернет-ресурсу. Массовые рассылки. Борьба с нежелательными сообщениями, доставляемыми по электронной почте.

14. Принципы построения сети Интернет. Системы доменных имен. Особенности регистрации доменных имен в России. Типы провайдеров и особенности выбора.

15. Способы и режимы обработки информации: технологии пакетной, диалоговой и сетевой обработки информации, однопользовательский и многопользовательский режимы обработки информации.

16. Современные программные продукты в области тестирования экономического состояния предприятий: «Анализ финансового состояния предприятия» (АФСП), «Универ ция - экономика» (ИНЭК), «Бухгалтерия и экономика малого бизнеса» фирмы «Интеллект-Сервис» и др.

17. Современные программные продукты, поддерживающих указанную технологию: Интегрированные пакеты Project Expert, Audit Expert, Marketing Expert, Forecast Expert фирмы Pro-Invest Consulting, «Инвестор» фирмы ИНЭК и др.

18. Сущность Интернет-товара.

19. Взаимодействие спроса и предложения на рынке Интернет-товаров

20. Группы новостей, списки, рассылки, прямой маркетинг, как часть кибермаркетинговой стратегии.

21. Современные программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике: экспертная оболочка ЭКО (фирма Argussoft), программный комплекс SIMER-MIR (Исследовательский центр искусственного интеллекта ИПС РАН) и др.

22. Интернет магазина (основные отличия от реальных аналогов, структура, каталог товаров, система навигации по сайту и т.д.).

2. Практическая часть. Предприятия электронной коммерции

Цель практического задания : знакомство с представленными в глобальной сети Интернет предприятиями электронной коммерции сектора Business-to-Business (B2B) (варианты 1-12) и Business-to-Customers (B2C) (варианты 13-22). Изучение структуры электронных предприятий.

Задания к работе

1. Смоделировать процесс покупки выбранного товара/услуги.

2. Проанализировать типовую структуру электронных магазинов.

3. Провести сравнительный анализ рассмотренных электронных магазинов по приведенным в методических указаниях критериям. Результат анализа занести в отчет.

2.1. Предприятия электронной коммерции сектора B 2 C

По номеру списка в журнале посещения студентов выбрать из табл. 1 соответствующий вид товаров/услуг предприятий электронной коммерции сектора В2С.

Таблица 1

Виды товаров/услуг электронной коммерции сектора B 2 C

Номер варианта

Товарная группа

1

2

1

Аудио, видео

2

Книжная продукция

3

Компьютерная техника

4

Лекарственные препараты

5

Мебель, предметы интерьеры

6

Одежда, обувь

7

Парфюмерия, косметика

8

Программное обеспечение

Продолжение таблицы 2

1

2

9

Продукты питания

10

Спортивные товары

11

Средства связи

12

Ювелирные изделия

Пользуясь средствами поиска сети Интернет найти четыре электронных магазина, торгующих соответствующими товарами/услугами, и занести названия и web-адреса магазинов в табл.2.

Таблица 2
Название товара/услуги


вар-та

Товарная группа

Название
магазина

Web-адрес

магазина

Название товара/
услуги

Для осуществления процесса покупки в большинстве электронных магазинов необходимо пройти регистрацию. При нежелании предоставлять реальные данные о себе (имя, адрес, e-mail) в процессе регистрации можно ввести данные, не соответствующие действительности.

Примечание: В процессе покупки подтверждения заказа НЕ ДЕЛАТЬ!

После завершения процесса моделирования покупки занести в отчет ответы на указанные ниже вопросы по каждому из четырех электронных магазинов.

1) Оцените товарный ассортимент магазина (наличие разделов и подразделов).

2) Сколько шагов, потребовалось для поиска необходимого товара (при использовании меню и поисковой системы)?

3) Оцените полноту представленного текстового описания выбранного товара/услуги.

4) Отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса.

5) Отметьте наличие/отсутствие графического и мультимедийного описания товара (видео, звук) и их влияние на скорость загрузки web-страниц.

6) Проводилась ли (и на каком этапе) регистрация посетителя. Какие сведения потребовались?

7) Предлагались ли какие-либо дополнительные услуги при формировании Корзины (в т.ч. для повторных клиентов)?

8) Перечислить предлагаемые электронным магазином системы оплаты.

9) Перечислить предлагаемые электронным магазином системы доставки.

Занести результаты сравнения электронных магазинов в табл.3. Для пунктов 1-7 для оценки использовать 5-ти балльную шкалу.

Таблица 3

Сравнение электронных магазинов

Критерии оценки

Электронные магазины

1

2

3

4

1

Скорость загрузки сайта

2

Полнота текстового описания

3

Степень дружественности интерфейса

4

Графическое и мультимедийное описание

5

Удобство системы регистрации

6

Дополнительные сервисные услуги

7

Полнота он-лайновой помощи

8

Стоимость выбранного товара

9

Количество товарных разделов

10

Количество шагов при поиске

11

Количество систем оплаты

12

Количество систем доставки

Проанализировать результаты табл. 3.:

- расположить вышеперечисленные критерии по убыванию их важности для покупателя;

- расположить электронные магазины по степени удовлетворения вышеуказанным критериям. Определить «лучший» и «худший» магазин.

2.2. Предприятия электронной коммерции сектора B 2 B

По номеру списка в журнале посещения студентов выбрать из табл. 4 соответствующий вид товаров/услуг.

Таблица 4

Виды товаров/услуг электронной коммерции сектора B 2 B

Номер

варианта

Товарный сектор

13

Компьютеры и ИТ

14

Лесопромышленность

15

Медицина и здравоохранение

16

Продукты питания

17

Рынок металлов

18

Связь и телекоммуникации

19

Сельское хозяйство

20

Строительство

21

Топливно-энергетический комплекс

22

Химическая промышленность

Пользуясь поисковыми системами и Интернет-каталогами (Aport, Yandex, Rambler, Google и др.), а также информационно-справочным порталом http://www.business2business.ru/ найти не менее 2 предприятий сектора B2B по выбранному сектору рынка и занести их названия и web-адреса в табл. 2

Таблица 5

Названия и web-адреса предприятий сектора В2В


вар-та

Товарный

сектор

Название
предприятия

Web-адрес

предприятия

После просмотра каждого из найденных предприятий занести в отчет ответы на указанные ниже вопросы.

1) Оцените представленный каталог товаров, услуг, организаций.

2) Оцените возможности поисковой системы по поиску товаров, услуг, организаций.

3) Отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса.

4) На каком этапе проводится регистрация посетителя? Каковы требования для регистрации?

5) Предлагаются ли какие-либо дополнительные услуги для клиентов (документация, постановления, обзоры, статьи, новости, биржи труда и т.п.)?

6) Присутствует ли возможность участия в тендерах? Можно ли просмотреть существующие заявки на покупку, продажу, экспорт, импорт? Доступна ли информация о ценах?

7) Имеется ли он-лайновая помощь?

8) Каковы источники дохода каждой из площадок?

Проанализировать результаты п. 1-7 и сделать выводы об отличительных особенностях каждого из рассмотренных предприятий.

3. Содержание отчёта

Отчет по домашнему заданию должен быть выполнен в соответствии с правилами оформления документов в учебном процессе, четко, аккуратно и напечатан на принтере:

- формат листа А4;

- поля зеркальные: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, внешнее – 2 см, внутреннее – 3 см;

- основной шрифт 14, Times New Roman;

- названия рисунков и таблиц выполняются шрифтом 14, Times New Roman, жирный;

- отступ первой строки абзаца 1,25;

- межстрочный интервал 1,5;

- расположение всех заголовков - по центру, перенос текста с одной строки на другую по смысловому содержанию.

Оформляется домашнее задание в виде реферата, обязательные пункты:

1. Оглавление

2. Введение

3. Теоретическая часть

4. Практическая часть (выводы о достоинствах и недостатках выбранного вида товаров/услуг электронной коммерции предприятий).

5. Библиографический список


Библиографический список

1. Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова (Высшее проф. образование), 2000. – 358 с.

2. Электронная коммерция. В2В-программирование Практ. руководство: Пер.с англ. eCommerce Development: Business to Business. - СПб.: BHV (Мастер), 2001. - 365с.+прил.на CD

3. Красильников О.Ю., Красильникова Е.В. Теоретические основы Интернет-экономики. – Саратов: Научная книга, 2007. – 111 с.

4. Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. – Питер, 2002 -. 272 с.

5. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами. Модульная программа для менеджеров. Модуль 17. –М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

6. Информационные технологии управления: учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 216с.

7. Гринберг А.С., Горбачёв Н.Н., Бондаренко А.В. Информационные технологии управления. - М.: Юнити, 2004.

8. Основы интернет-экономики и электронного бизнеса. Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2003.

9. Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

10. Черенков А.П. Информационные системы для экономистов. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. - 192 с.

11. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Второе издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 360 с.

12. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Макаровой Н.В. — М.: Финансы и статистика, 1997.

13. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике; УПП. - М.: МЭСИ, 2000.

14. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник / Под ред. проф. Титоренко Г.А. - М.: ЮНИТИ, 1998.

15. Гаспариан М.С., Лихачёва Г.Н., Григорьев С.В., Божко В.П. Применение информационных технологий в экономике. Учебно-методическое пособие. - М.: МЭСИ, 2000.

16. Гаспариан М.С. Некоторые вопросы практического применения информационных технологий в экономике и управлении. Методическое пособие. - М.: МЭСИ, 2000.

17. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.


Учебно-методическое издание

Методические указания по выполнению домашнего задания

по дисциплине «Основы Интернет-экономики»

Составители: Сухова Анна Александровна,

Семина Лариса Юрьевна


Редактор Т.П. Дмитриева

Темплан 2008г. Подписано в печать 10.03.2008.

Формат 60х841 /16 . Бумага офсетная. Ризография.

Усл.-печ.л. 0,93. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 50.


Южно-Российский государственный технический университет

Адрес ун-та: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132

Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)

Адрес ин-та: 346500, г. Шахты, пл. Ленина, 1