Учебное пособие: Методические указания и задания к курсовой работе для студентов специальности 60400 «Финансы и кредит» Архангельск
Министерство образования Российской Федерации
Архангельский государственный технический университет
Институт экономики, финансов и бизнеса
Бухгалтерский учет
Методические указания и задания к курсовой работе
для студентов специальности 60400 «Финансы и кредит»
Архангельск
2003
Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета 13 марта 2003года.
Составители:
Г.В. Веретильная, старший преподаватель
Н.Г. Вотинова, старший преподаватель
В.И. Конков, старший преподаватель
Рецензент:
Т.В. Корельская, доц. канд. экон. наук
ББК 65.052.9(2)
УДК 657(075.4)
Г.В. Веретильная, Н.Г. Вотинова, В.И. Конков. Бухгалтерский учет. Методические указания и задания к курсовой работе для студентов специальностей 60400 «Финансы и кредит» - Архангельск: Издательство АГТУ, 2003- 57 с.
Подготовлены кафедрой бухгалтерского учета Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета. Предназначен для студентов специальностей 60400 «Финансы и кредит», 0608 «Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности», 061100 «Менеджмент организации» очной, очно-заочной и заочной форм обучения Института экономики, финансов и бизнеса и заочного факультета Архангельского государственного технического университета
"Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр, бываешь лишь своей собственной мудростью".
Мишель де Монтень
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным.
Работая в новых условиях, предприятия, во избежание поражения в конкурентной борьбе, банкротства, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Поскольку основным источником информации при этом выступает бухгалтерский учет, то именно его данные используются наиболее активно и широко.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления предприятием. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность предприятия, но и является инструментом воздействия на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия, планировать его стратегию, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности, осуществляемый в Российской Федерации, новые экономические условия неизбежно расширяют функции и полномочия бухгалтерской службы.
1. Требования Государственного образовательного стандарта
Цель и задачи изучения дисциплины.
Цель и задачи изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» заключается в усвоении:
- основных принципов и официальной методологии ведения бухгалтерского учета имущества организации, собственного капитала и ее обязательств;
- документирования хозяйственных операций как правовой основы учетной процедуры;
- системы сбора и обобщения информации об активах, капитале и обязательствах организации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности;
- системы учета и контроля затрат на производство продукции, работ и услуг, необходимой для обоснования практики ценообразования, а также для разработки управленческих решений в процессе функционирования организации.
Требования к знаниям, умениям и навыкам,
приобретенным в результате изучения дисциплины.
Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» позволит студентам:
- знать существо оформления хозяйственных операций, понимать характер их влияния на финансовое состояние и имущественное положение организации;
- решать вопросы по отражению хозяйственных ситуаций в соответствии с действующими нормативными актами;
- производить сбор информации, учетную регистрацию и ее обобщение с целью составления бухгалтерской отчетности;
- реагировать на изменения в организации учета, вытекающие из особенностей функционирования конкретного предприятия;
- уметь формировать учетную информацию о затратах на производство продукции по объектам калькулирования, о маржинальном доходе с целью принятия управленческих решений;
- сформировать представление об основных направлениях развития системы регулирования бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации.
Обязательный минимум содержания дисциплины.
Содержание и функции бухгалтерского учета; объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись; первичное наблюдение, документация, учетные регистры; инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения; формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета; пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета, организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности; выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях; учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам формирования, центрам ответственности; учет и распределение затрат по объектам калькулирования; маржинальный доход; методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.
2. Контрольные вопросы по дисциплине «Бухгалтерский учет»
1. Общая характеристика хозяйственного учета. Виды учета.
2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
3. Определение и основные задачи бухгалтерского учета.
4. Пользователи бухгалтерской информации.
5. Основные принципы финансового учета.
6. Метод бухгалтерского учета и его элементы.
7. Общая характеристика объектов бухгалтерского учета.
8. Бухгалтерский баланс: определение, содержание и строение. Виды балансов.
9. Изменения в бухгалтерском балансе, вызываемые хозяйственными операциями.
10. План счетов бухгалтерского учета и принципы его построения.
11. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Связь счетов с бухгалтерским балансом.
12. Классификация счетов по структуре. Примеры и схемы счетов.
13. Сущность двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Виды корреспонденций.
14. Счета синтетического и аналитического учета. Связь между ними.
15. Документация: определение и виды.
16. Общие требования, предъявляемые к документам.
17. Порядок обработки бухгалтерских документов.
18. Порядок хранения и изъятия бухгалтерских документов.
19. Методы исправления ошибок в бухгалтерских документах.
20. Инвентаризация имущества и финансовых результатов.
21. Отражение в учете результатов инвентаризации.
22. Основные понятия об учетных регистрах и формах ведения учета.
23. Мемориально-ордерная форма ведения учета.
24. Журнально-ордерная форма ведения учета.
25. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
26. Учетная политика организации.
27. Классификация и оценка основных средств.
28. Учет поступления, амортизации и выбытия основных средств.
29. Классификация и оценка нематериальных активов.
30. Учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов.
31. Учет материалов.
32. Общая характеристика счетов затрат
33. Учет готовой продукции.
34. Учет продаж.
35. Учет кассовых операций.
36. Учет денежных средств на расчетном счете.
37. Общая характеристика счетов расчетов
38. Учет расчетов с подотчетными лицами.
39. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
40. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
41. Учет расчетов по налогам и сборам.
42. Учет расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
43. Учет уставного капитала.
44. Учет резервного капитала.
45. Учет добавочного капитала.
46. Учет финансовых результатов.
47. Учет нераспределенной прибыли.
48. Отличия и взаимосвязь управленческого и финансового учета: регламентирование, потребители информации, степень аналитичности и т.п.
49. Предмет и метод управленческого учета, его роль в управлении предприятием. Задачи управленческого учета.
50. Методы оценки материальных запасов в управленческом учете.
51. Классификация производственных затрат в управленческом учете для определения себестоимости произведенной продукции.
52. Классификация затрат для принятия решений и планирования.
53. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
54. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в отечественной и зарубежной практике.
55. Роль калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Калькуляционные единицы управленческого учета, их зависимость от технологических особенностей производства.
56. Влияние на величину прибыли и оценку товарно-материальных запасов методов учета затрат и калькулирования себестоимости по переменным издержкам («Директ –костинг») и с полным распределением затрат.
57. Особенности и сфера применения попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
58. Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и границы его применения.
59. Информационная база управленческого учета как основа для принятия управленческих решений.
60. Учет по центрам ответственности, его сущность и значение.
61. Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) по фактическим затратам.
62. Основные принципы калькуляции себестоимости по нормативным затратам, сфера ее применения.
63. Понятие нормативных затрат, их отличие от плановых (бюджетных) затрат. Система «Стандарт –кост».
64. Возможности системы «Стандарт –кост».
65. Понятие ставки распределения накладных расходов, ее назначение и порядок расчета.
66. Анализ безубыточности (равновесия) производства.
67. Использование данных управленческого учета для обоснования решений на разных уровнях управления.
68. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета.
69. Генеральный бюджет производственного предприятия.
70. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.
На основе контрольных вопросов составляются тесты к зачету, экзамену или экзаменационные билеты.
3. Указания к выполнению курсовой работы.
В ходе выполнения курсовой работы студент должен изучить специальную экономическую литературу, ознакомиться с действующими нормативными и законодательными актами, методическими рекомендациями.
В сроки, установленные учебными графиками, студенты выполняют курсовую работу по дисциплине « Бухгалтерский учет».
Курсовая работа представлена в шести вариантах. Вариант определяется первой буквой фамилии студента.
Таблица 1.
Выбор варианта задания для выполнения курсовой работы
Вариант
Первая буква фамилии студента
1
А, Б, В, Г, Д
2
Е, Ё, Ж, З, И
3
К, Л, М, Н, О
4
П, Р, С, Т, У
5
Ф, Х, Ц, Ч, Ш
6
Щ, Э, Ю, Я
Порядок выполнения курсовой работы следующий:
1. Открыть счета синтетического учета, т.е. записать начальное сальдо на соответствующие счета (табл. 14).
В учебных целях рекомендуется использовать форму бухгалтерских счетов, приведенную в приложении А.
2. Составить журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный период, форма которого содержится в приложении Б, указав корреспонденции счетов.
3. Отразить на счетах суммы хозяйственных операций, указав номер операции.
4. Составить авансовый отчет. Пункт командировки выбрать самостоятельно. Стоимость проезда взять из действующего тарифа. Суточные взять в размере установленном приказом руководителя. Оплату расходов по найму жилья отразить по факту.
5. Кроме предложенных операций самостоятельно добавить операции по списанию общепроизводственных, общехозяйственных затрат на основное производство, прежде распределив их согласно выбранной базе распределения, в соответствии с принятой учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
6. Рассчитать лимит кассы по форме, приведенной в приложении В.
7. При необходимости добавить хозяйственные операции, отразив их в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах.
8. Начислить налоги за отчетный период и записать операции по перечислению их с расчетного счета.
9. Подсчитать обороты и остатки на конец периода на счетах.
10. Составить оборотно-сальдовую ведомость по синтетическим счетам (приложение Г).
11. Заполнить бухгалтерский баланс.
Пояснительная записка к курсовой работе должна иметь:
1. Титульный лист.
2. Рецензию.
3. Бланк задания.
4. Оглавление.
5. Исходные данные.
6. Журнал регистрации хозяйственных операций.
7. Счета синтетического учета и аналитического учета.
8. Расчет лимита кассы.
9. Пояснения к расчетам.
10. Оборотно - сальдовую ведомость.
11. Бухгалтерский баланс.
12. Список литературы.
Оформление курсовой работы
На курсовую работу выдается задание, оформленное на специальном бланке подписанное преподавателем. Бланк задания подшивается в пояснительную записку после титульного листа.
Защита курсовой работы состоит из доклада студента и ответов на заданные вопросы.
4. Методические рекомендации к разделам курсовой работы
Бухгалтерский учёт представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов. Сплошное отражение хозяйственной деятельности подразумевает под собой обязательный учет всего имущества, всех видов запасов, затрат, продукции, задолженностей предприятия и т.д., а всё это требует непрерывного постоянного наблюдения и записи в документы совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств и т.п.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства, собственный капитал и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Необходимо уметь обосновывать принципы бухгалтерского учета:
· обособленность предприятия,
· действующего предприятия,
· постоянства учетной политики,
· принцип начисления,
· соответствия доходов и расходов,
· временной определенности фактов хозяйственной деятельности,
· осмотрительности,
· существенности.
Следует знать и уметь характеризовать такие элементы метода бухгалтерского учета как: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета бухгалтерского учета и двойная запись, баланс и бухгалтерская отчетность.
Экономические ресурсы (активы) как один из объектов бухгалтерского учета делятся на оборотные и внеоборотные.
Необходимо четко представлять характерные особенности каждой группы и их составляющие.
Учет основных средств.
Понятие, классификация и оценка основных средств.
Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001г. № 26н и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н с изменениями и дополнениями.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
· использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
· использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
· организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Основные средства группируются:
· по степени использования:
- действующие,
- запасные,
- на консервации,
- находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
· по наличию прав на объекты основных средств:
- принадлежащие организации на правах собственности,
- находящиеся у организации в оперативном управлении или в хозяйственном ведении,
- полученные организацией в аренду.
В бухгалтерском учете и отчетности основные средства отражаются по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.
Первоначальная стоимость складывается в момент введения объекта в эксплуатацию. Ею признается для объектов:
· приобретенных за плату, а также изготовленных в самой организации – сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление;
· внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал – денежная оценка, согласованная учредителями;
· полученных организацией по договору дарения (безвозмездно) – текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;
· приобретенное в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств – стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливаемая исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах передаются аналогичные ценности.
В первоначальную стоимость основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние пригодное для использования.
Восстановительная стоимость – это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены какого-либо объекта на новый аналогичный объект. Она определяется в результате переоценки основных средств.
Остаточная стоимость – это первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы амортизации.
Отражение в учете наличия и движения основных средств.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Бухгалтерский учет движения основных средств осуществляется на счете 01 «Основные средства». По дебету счета показывается поступление основных средств по первоначальной стоимости и их дооценка, а по кредиту – выбытие основных средств и их уценка. Сальдо показывает первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств на начало и конец отчетного периода.
Бухгалтерский учет поступления основных средств осуществляется с использованием счетов 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Порядок учета поступления основных средств можно представить в виде схемы:
Требуют монтажа
Передача в монтаж оборудования
Затраты на монтаж
Не требуют монтажа
Ввод в эксплуатацию
Схема 1.
Порядок учета поступления основных средств.
Таблица 2
. Типовые корреспонденции по поступлению основных средств
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Акцептованы счета поставщиков за поступившие основные средства:
- стоимость основных средств
- НДС
07,08
19
60
60
2
Поступили основные средства в качестве вклада в уставный капитал
07,08
75
3
Поступили основные средства безвозмездно
07,08
98
4
Основные средства, требующие установки переданы в монтаж
08
07
продолжение таблицы 2.
5
Затраты на монтаж
08
10,70,69,23,25,26
6
Акцептованы счета подрядчиков за выполненные монтажные работы:
- стоимость работ
- НДС
08
19
60
60
7
Основные средства введены в эксплуатацию по первоначальной стоимости
01
08
Основные средства погашают свою стоимость путем начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Для учета амортизации используется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисление амортизации отражается по кредиту счета, а списание – по дебету. Сальдо показывает сумму накопленной амортизации на начало и конец отчетного периода.
Таблица 3
. Типовые корреспонденции по начислению и списанию амортизации
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Начислена амортизация основных средств:
- основного производства
- вспомогательного производства
- общепроизводственного назначения
- общехозяйственного назначения
20
23
25
26
02
02
02
02
2
Списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам
02
01, 91
Для учета продажи и выбытия основных средств используются счета учета основных средств и счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – доходы, полученные от выбытия основных средств (выручка от продажи, рыночная стоимость запчастей, оставшихся от ликвидации основных средств и т.п.). В конце месяца путем сопоставления оборотов по кредиту (Ок)
и дебету (Од)
счета 91 выявляется финансовый результат от выбытия основных средств:
· если Ок
> Од
, то в результате выбытия основных средств получена прибыль (Д 91 К 99);
· если Од
> Ок
, то в результате выбытия основных средств получен убыток (Д 99 К 91).
Таблица 4
. Типовые корреспонденции по продаже основных средств
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Списана остаточная стоимость выбывших основных средств
91
01
2
Начислена заработная плата рабочим за демонтаж основных средств
91
70
3
Начислены отчисления органам социального страхования и обеспечения
91
69
4
Акцептованы счета подрядчиков за демонтаж основных средств:
- стоимость работ
- НДС
91
19
60
60
5
Предъявлен счет покупателю основных средств
62,76
91
6
Выделен НДС из выручки от продажи основных средств
91
68
7
Выявлен финансовый результат от продажи основных средств:
- прибыль
- убыток
91
99
99
91
Таблица 5
. Типовые корреспонденции по списанию основных средств
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Списана остаточная стоимость списанных основных средств
91
01
2
Начислена заработная плата рабочим за демонтаж основных средств
91
70
3
Начислены отчисления органам социального страхования и обеспечения
91
69
продолжение табл. 5
4
Акцептованы счета подрядчиков за демонтаж основных средств:
- стоимость работ
- НДС
91
19
60
60
5
Оприходованы запасные части, материалы, полученные в результате демонтажа списанных основных средств
10
91
6
Выявлен финансовый результат от продажи основных средств:
- прибыль
- убыток
91
99
99
91
Учет материалов
Основными документами, регулирующими учет материально-производственных запасов, являются ПБУ 5 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 119н.
В соответствии с этими документами к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
- используемые для управленческих нужд организации.
Материалы – это одна из составляющих материально-производственных запасов. В зависимости от роли в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются на:
- Сырье и материалы;
- Покупные полуфабрикаты;
- Комплектующие изделия;
- Конструкции и детали;
- Топливо;
- Тара и тарные материалы;
- Запасные части;
- Строительные материалы;
- Инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- Прочие материалы
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости их заготовления.
Фактическая себестоимость заготовления и приобретения материалов:
· внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал – денежная оценка, согласованная учредителями;
· полученных организацией по договору дарения (безвозмездно) – рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;
· приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств – стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливаемая исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах передаются аналогичные ценности;
· изготовленных в самой организации – сумма фактических затрат на их производство;
· приобретенных за плату складывается из: стоимости, уплаченной поставщику; транспортно-заготовительных расходов; расходов по доведению материалов до состояния пригодного для использования по назначению.
Учет приобретения и движения материалов ведется на счете 10 «Материалы».
Поступление материалов по фактической себестоимости отражается по дебету счета 10 «Материалы», а отпуск на производство продукции, на управленческие нужды, а также прочее выбытие материалов, - по кредиту.
Сальдо счета 10 «Материалы» показывает фактическую себестоимость материалов, имеющихся на складе предприятия, на начало и конец отчетного периода.
Оценка материалов при отпуске их в производство или на другие цели может осуществляться одним из следующих способов:
- по себестоимость каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по способу ФИФО;
- по способу ЛИФО.
Таблица 6
. Типовые корреспонденции по учету материалов
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Акцептованы счета поставщиков за поступившие материалы
- стоимость материалов
- НДС
10
19
60
60
2
Акцептованы счета транспортной (посреднической, и др.) организации:
- стоимость услуги
- НДС
10
19
60,76
60,76
3
Отпущены материалы :
- в основное производство
- во вспомогательное производство
- на общепроизводственные нужды
- на общехозяйственные нужды
- на монтаж основных средств
20
23
25
26
08
10
10
10
10
10
Учет затрат
Основными задачами бухгалтерского учёта затрат на производство являются: своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции, а также контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В соответствии с данными задачами учёт ведётся в следующих разрезах:
- по видам продукции;
- по отношению к себестоимости;
- по месту возникновения затрат;
- по видам расходов.
Сложность процесса производства и его значимость в хозяйственной деятельности, разнообразие затрат требуют использования в учёте целой группы производственных счетов, таких как: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов» и т.д.
Система производственных счетов вызывает необходимость рассмотрения последовательности группировки и учёта затрат:
- Отражаются элементы затрат за месяц по дебету производственных счетов;
- Списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы и платежи на затраты данного месяца;
- Списываются или распределяются между работами вспомогательных производств расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования ;
- Суммируются и распределяются расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы основных цехов;
- Определяются потери от брака и включаются в себестоимость продукции;
- Определяется себестоимость незавершенного основного производства и выпущенной продукции.
Счета 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" раздела III "Затраты на производство" Плана счетов предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу).
Если организация осуществляет затраты по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые явились целью деятельности данной организации, то они учитываются на счете 20 "Основное производство". На счете по учету основного производства учитываются расходы, которые непосредственно связаны с выпуском продукции (работ, услуг), а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, а также потери от брака.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других необходимых затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
а) материальные затраты.
К элементу "Материальные затраты" относится стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции (за исключением стоимости возвратных отходов; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; работ и услуг производственного характера; приобретаемого со стороны топлива и покупной энергии всех видов; потерь от недостач поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли);
б) затраты на оплату труда.
В составе затрат на оплату труда отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством; компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности;
в) отчисления на социальные нужды.
В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления в установленном размере сумм социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. "
г) амортизация основных средств.
В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств.
д) прочие затраты
Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно - технического характера).
Прямые расходы, имеющие непосредственное отношение к выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг, подлежат списанию на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов по учету запасов производства, расчеты по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств подлежат списанию на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов, на которых предварительно они учитываются:
- 23 "Вспомогательные производства", на котором обобщается информация о затратах производств, являющихся вспомогательными (подсобными) для основного производства организации;
- 25 "Общепроизводственные расходы", на котором обобщается информация о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации;
- 26 "Общехозяйственные расходы", на котором обобщается вся необходимая информация о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с процессом производства;
- 28 "Брак в производстве", на котором учитываются все имеющиеся у организации потери от брака в производстве (стоимость неисправимого, то есть окончательного брака, расходы по его исправлению и т.п.);
- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", на котором обобщается информация о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.
В процессе создания продукции (выполнения работ, оказания услуг) определяется их фактическая производственная себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников.
Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов.
Для планирования и учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, группируют по статьям калькуляции.
Так, в промышленности типовой перечень статей представлен следующим образом:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы (вычитаются);
3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
4) топливо и энергия на технологические цели;
5) заработная плата производственных рабочих;
6) отчисления на социальные нужды;
7) расходы на подготовку и освоение производства;
8) общепроизводственные расходы;
9) общехозяйственные расходы;
10) потери от брака;
11) прочие производственные расходы.
Все перечисленные статьи затрат образуют производственную себестоимость.
Добавление к производственной себестоимости суммы коммерческих расходов формирует полную (коммерческую) себестоимость продукции.
Прямые затраты можно непосредственно включить в ту или иную калькуляцию - например заработная плата основных производственных рабочих с начислениями социального налога и страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сырье и материалы, топливо и др.
Таблица 7
. Типовые корреспонденции по затратам на производство продукции
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Начислена амортизация по основным средствам
20
02
2
Списаны материалы, отпущенные в основное производство
20
10
3
Начислена заработная плата работникам основного производства
20
70
4.
Начислен ЕСН (единый социальный налог) и взнос на социальное страхование от несчастных случаев, в связи с начислением заработной платы рабочим основного производства
Готовая продукция выпущена из производства и оприходована на склад готовой продукции
43
20
Готовая продукция
Раздел "Готовая продукция и товары" объединяет бухгалтерский учет по следующими счетам: 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу", 45 "Товары отгруженные", 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".
Таблица 8
. Типовые корреспонденции по учету готовой продукции
Содержание операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Отражена выручка от продажи продукции в момент перехода права собственности к покупателю
62
90
2
Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции
90
43
3
Начислен НДС с выручки от продажи готовой продукции
90
68
4
Списаны расходы по продаже
90
44
4
Определен финансовый результат от продажи продукции:
Прибыль
Убыток
90
99
99
90
Учет уставного капитала
Уставный капитал — совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определённых учредительными документами.
Учет уставного капитала ведется на счете 80 «Уставный капитал».
Счёт 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала) предприятия.
Сальдо по счёту 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в Уставе предприятия, зарегистрированного в установленном порядке.
Записи по счету 80 «Уставный капитал» производятся лишь в случаях увеличения или уменьшения уставного капитала, осуществляемых в установленном порядке, и после внесения и регистрации соответствующих изменений в Уставе организации. Увеличение уставного капитала отражается по кредиту счета 80, а уменьшение – по дебету.
Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством Российской Федерации и учредительными документами.
После государственной регистрации предприятия его уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счёта 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счётом 75 "Расчёты с учредителями".
Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счёта 75 "Расчёты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учёту денежных средств и других ценностей.
Таблица 9
. Типовые корреспонденции по формированию уставного капитала
и расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал
Содержание
операций
Корреспонденция
дебет
кредит
1
Отражена сумма уставного капитала
75
80
2
Отражено поступление денежных средств в счет вклада в уставный капитал
50, 51, 52
75
3
Поступление материальных оборотных средств в счет вклада в уставный капитал
10
75
4
Поступление ценных бумаг в счет вклада в уставный капитал
58
75
5
Поступление основных средств и нематериальных активов в счёт вклада в уставный капитал
08
75
6
Поступление различного оборудования для установки в счёт вклада в уставный капитал
07
75
5. Пример оформления отдельных разделов курсовой работы
Исходные данные:
Таблица10
. Сальдо по счетам Главной книги на 01.03.20ХХ г., тыс. руб.
Наименование и шифр счета
Дебет
Кредит
01 «Основные средства»
9600
02 «Амортизация основных средств»
700
10 «Материалы»
1300
20 «Основное производство»
1000
43 «Готовая продукция»
3100
50 «Касса»
1
51 «Расчетный счет»
1399
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
350
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
1600
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
250
80 «Уставный капитал»
12900
99 «Прибыль и убытки»
600
Итого
16400
Выполнение курсовой работы следует начать с открытия счетов бухгалтерского учета.
Открыть счет – это дать наименование счету и занести в него остаток на начало отчетного периода, который содержится в таблице 10.
В учебных целях рекомендуется использовать форму бухгалтерских счетов, приведенную в приложении А.
Например:
Счет 01 «Основные средства»
Д
К
Сн 9600
Од
Ок
Ск
Любое предприятие, осуществляя свою деятельность, совершает хозяйственные операции, которые должны быть оформлены соответствующими первичными документами, зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций и отражены на счетах бухгалтерского учета. Фома журнала регистрации хозяйственных операций приведена в приложении Б.
Хозяйственные операции отражаются на бухгалтерских счетах способом двойной записи, сущность которого заключается в том, что сумма хозяйственной операции отражается по дебету одного и кредиту другого счета. Связь счетов по дебету и кредиту называется корреспонденцией
счетов, а сами счета – корреспондирующими.
Порядок составления корреспонденции следующий:
1) по содержанию хозяйственной операции устанавливаются корреспондирующие счета;
2) определяется структура этих счетов (активный или пассивный счет);
3) по содержанию хозяйственной операции устанавливается характер изменений на счетах (увеличение или уменьшение);
4) по структуре счета и характеру изменений определяется сторона счета: дебет или кредит счета.
Таблица 11.
Журнал регистрации хозяйственных операций ООО «Успех» за 20ХХ г.
Содержание операции
Корреспонденция
Сумма, тыс. руб.
Дебет
Кредит
1. Акцептованы счета поставщиков:
а) за приобретенные материалы
НДС (налог на добавленную стоимость)
б) за расходы по доставке материалов
НДС
10
19
10
19
60
60
60
60
5050
1010
120
24
продолжение таблицы 11
Содержание операции
Корреспонденция
Сумма, тыс. руб.
Дебет
Кредит
2. Отпущены со склада материалы на нужды основного производства
20
10
5150
3. Начислена заработная плата работникам за текущий период:
а) производственным рабочим
б) работникам, занятым обслуживанием производства
в) служащим и управленческому персоналу
20
25
26
70
70
70
3000
1000
1500
4. Начислена амортизация основных средств:
а) по объектам в основном производстве;
б) по объектам общепроизводственного назначения;
в) по объектам общехозяйственного назначения
20
25
26
02
02
02
800
700
400
5. Общепроизводственные расходы включаются в себестоимость готовой продукции
20
25
1700
6. Общехозяйственные расходы включаются в себестоимость готовой продукции
20
26
1900
7. Выпущена из производства готовая продукция и оприходована на складе по фактической себестоимости
43
20
11800
8. Перечислено в погашении задолженности поставщику
60
51
1300
9. Отражена выручка от продажи продукции в момент перехода права собственности к покупателю
62
90-1
12600
10. Поступила сумма выручки за проданную продукцию
51
62
12600
11. Списана фактическая себестоимость проданной продукции
90-2
43
8000
12. НДС (налог на добавленную стоимость)
90-3
68
2100
13. Определен финансовый результат от продажи продукции
90-9
99
2500
ИТОГО
73254
После того, как все операции будут зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций, необходимо подсчитать итог журнала регистрации, то есть сложить все суммы хозяйственных операций.
Затем, следует «закрыть» бухгалтерские счета. «Закрыть» счет – значит, подсчитать оборот по дебету (Од)
, оборот по кредиту (Ок)
и сальдо конечное (Ск).
Сальдо конечное рассчитывается по формуле:
· в активных
счетах Ск = Сн + Од – Ок
· в пассивных
счетах Ск = Сн + Ок – Од
Счет 01 «Основные средства»
Д
К
Сн 9600
Од
Ок
Ск 9600
Счет 02 «Амортизация основных средств»
Д
К
Сн 700
4.а) 800
4.б) 700
4.в) 400
Од
Ок 1900
Ск 2600
Счет 10 «Материалы»
Д
К
Сн 1300
1.а) 5050
1.б) 120
2. 5150
Од 5170
Ок 5150
Ск 1320
Счет 19 «НДС по приобретенным материальным ресурсам»
Д
К
Сн -
1. а) 1010
1. б) 24
14. 1034
Од 1034
Ок 1034
Ск -
Счет 20 «Основное производство»
Д
К
Сн 1000
2. 5150
3.а) 3000
4.а) 800
5. 1700
6. 1900
7) 11800
Од 12550
Ок 11800
Ск 1750
Счет 25 «Общепроизводственные расходы»
Д
К
3.б) 1000
4.б) 700
5) 1700
Од 1700
Ок 1700
Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
Д
К
3.в) 1500
4.в) 400
5) 1900
Од 1900
Ок 1700
Счет 43 «Готовая продукция»
Д
К
Сн 3100
7. 11800
9. 8000
Од 11800
Ок 8000
Ск 6900
Счет 50 «Касса»
Д
К
Сн 1
Од
Ок
Ск 1
Счет 51 «Расчетный счет»
Д
К
Сн 1399
10. 12600
8. 1300
Од 12600
Ок 1300
Ск 12699
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Д
К
Сн 350
8. 1300
1.а) 6060
1.б) 144
Од 1300
Ок 6204
Ск 5254
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Д
К
Сн
9. 12600
10. 12600
Од 12600
Ок 12600
Ск
Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Д
К
Сн 1600
Од
Ок
Ск 1600
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Д
К
Сн
14. 1034
12. 2100
Од 1034
Ок 2100
Ск 1066
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Д
К
Сн 250
8.
3.а) 3000
3.б) 1500
3.в) 1000
Од
Ок 5500
Ск 5750
Счет 90 «Продажи»
Д
К
11. 8000
12. 2100
13. 2500
9) 12600
Од 12600
Ок 12600
Счет 99 «Прибыли и убытки»
Д
К
Сн 600
13. 2500
Од
Ок 2500
Ск 3100
Для составления финансовой отчетности бухгалтер должен обработать данные, относящиеся к отчетному периоду. Это требует проведения расчетов, анализа, подготовки проектов отчетных документов. Все они образуют рабочие документы бухгалтера. Особое значение имеет оборотно-сальдовая ведомость. Ее используют для проверки полноты учета и правильности арифметических подсчетов.
Фома оборотно-сальдовой ведомости приведена в приложении Г.
В оборотно-сальдовой ведомости отражаются итоги всех счетов, ведущихся на предприятии.
Если оборотно-сальдовая ведомость составлена верно, то в итоговой строке должны выполняться следующие равенства:
После того, как оборотно-сальдовая ведомость сведена, можно составлять бухгалтерский баланс. Фома бухгалтерского баланса приведена в приложении Д.
Таблица 12.
Оборотно-сальдовая ведомость за 20ХХ г.
№ сч.
Наименование счета
Сальдо
на начало
Оборот
за период
Сальдо
на конец
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
01
Основные средства
9600
0
0
9600
0
02
Амортизация основных средств
700
0
1900
0
2600
10
Материалы
1300
5170
5150
1320
0
19
НДС по приобретенным ресурсам
1034
0
1034
0
20
Основное производство
1000
12550
11800
1750
0
25
Общепроизводственные расходы
1700
1700
0
0
26
Общехозяйственные расходы
1900
1900
0
0
43
Готовая продукция
3100
11800
8000
6900
0
50
Касса
1
0
0
1
0
51
Расчетный счет
1399
12600
1300
12699
0
60
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
350
1300
6204
0
5254
62
Расчеты с покупателями и заказчиками
12600
12600
0
0
66
Краткосрочные кредиты банков
1600
0
0
0
1600
68
Расчеты с бюджетом по налогам и сборам
0
2100
0
2100
70
Расчеты по оплате труда
250
0
5500
0
5750
80
Уставный капитал
12900
0
0
0
12900
90
Продажи
12600
12600
0
0
99
Прибыли и убытки
0
2500
0
2500
84
Нераспределенная прибыль
600
0
0
0
600
ИТОГО
16400
16400
73254
73254
33304
33304
Таблица 13. Баланс ООО «Успех» на 31.12.20ХХ г., тыс. руб.
Актив
Сумма
Пассив
Сумма
01.01.ХХ
31.12.ХХ
01.01.ХХ
31.12.ХХ
I. Внеоборотные активы
III. Капитал и резервы
Основные средства (01,02)
8900
7000
Уставный капитал (80)
12900
12900
II.Оборотные активы
Нераспределенная прибыль (84)*
600
3100
Материалы (10)
1300
1320
V. Краткосрочные обязательства
Основное производство (20)
1000
1750
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
1600
1600
Готовая продукция (43)
3100
6900
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
350
5254
Касса (50)
1
1
Расчеты с бюджетом по налогам и сборам
1066
Расчетный счет (51)
1399
12699
Расчеты по оплате труда
250
5750
БАЛАНС
15700
29670
БАЛАНС
15700
29670
*Сумма нераспределенной прибыли определяется заключительными проводками года путем списания в кредит счета 84 в корреспонденции со счетом 99.
6. Задание на курсовую работу
Таблица 14
. Сальдо по счетам Главной книги на начало отчетного периода
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Счет
Наименование счета
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
01
Основные средства
638600
710100
747570
671100
658100
657450
02
Амортизация основных средств
78000
86580
85800
81900
80340
80262
04
Нематериальные активы
90000
99900
80000
94500
92700
92610
05
Амортизация нематериальных активов
20100
22200
22000
21000
20600
20580
08
Вложения во внеоборотные активы
50000
55500
30000
52500
51500
51450
10
Материалы
14700
16280
16160
15435
15141
15126
19
НДС по приобретенным ценностям
2900
3256
3200
3045
2987
2984
20
Основное производство
11000
12210
12100
11550
11330
11319
43
Готовая продукция
6000
6660
6600
6300
6180
6174
50
Касса
1600
1660
1650
1580
1560
1548
51
Расчетный счет
14000
15540
15400
14700
14420
14406
60
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
3600
3991
3960
3780
3708
3704
62
Расчеты с покупателями и заказчиками
11200
12432
12320
11760
11536
11525
68
Расчеты по налогам и сборам
2110
2340
2320
2215
2188
2171
69
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
1500
1665
1650
1575
1545
1544
70
Расчеты по оплате труда
11240
12480
12365
11808
11577
11572
продолжение табл. 14
75
Расчеты с учредителями по взносам в уставный капитал
11400
11400
11400
11400
11400
11400
76
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
3700
3900
4107
4327
4100
4290
3885
4095
3811
4017
3807
4013
80
Уставный капитал
600000
666000
660000
630000
618000
605640
82
Резервный капитал
97000
107670
106700
101850
99910
99813
83
Добавочный капитал
89000
98790
97900
93450
91670
91581
84
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
33500
37185
36850
35175
34505
34472
96
Резервы предстоящих расходов
5150
5717
5665
5407
5305
5300
97
Расходы будущих периодов
90000
99900
99000
94500
92700
80853
Итого
945100
1048945
1039500
992255
973365
960652
Таблица15
. Хозяйственные операции предприятия за __________________________г.
№
операции
Содержание операции
Сумма
частная
общая
I. Формирование уставного капитала
1.
Поступили взносы в уставный капитал организации
11760
2
Внесено в уставный капитал участниками:
2.1
материалы
400
2.2
денежные средства
1000
2.3
новое оборудование, требующее монтажа
9000
2.4
имущественные права
1000
II. Долгосрочные инвестиции, движение основных средств
3.
На предприятие поступило оборудование, требующее установки и монтажа:
18960
3.1
оприходовано оборудование
3.2
отражен НДС на полученное оборудование
4
Оборудование сдано в монтаж.
5
Монтаж и установка оборудования:
5.1
начислена заработная плата
1200
5.2
начислен ЕСН (единый социальный налог)
5.3
израсходованы при монтаже материалы
400
6
Оборудование сдано в эксплуатацию
7
Оплачены счета завода, поставившего оборудование
8
Списание (ликвидация) пришедшего в негодность станка первоначальной стоимостью 15000 руб. с износом 90%
8.1
списание начисленной амортизации
8.2
списание остаточной стоимости
8.3
расходы на заработную плату по демонтажу
500
8.4
начислен ЕСН
8.5
оприходованы запасные части от ликвидации станка
50
III. Приобретение предметов труда (заготовление материалов)
9
Предприятие акцептовало расчетные документы поставщика на полученные материалы
55200
9.1
акцепт расчетных документов на материалы
9.2
НДС в стоимости материалов
10
Получен счет транспортной организации за доставку материалов:
10.1
акцепт счета
4800
10.2
НДС на транспортные услуги
11
Оплачены счета:
11.1
поставщика материалов
11.2
транспортной организации
продолжение таблицы 15
№
операции
Содержание операции
Сумма
частная
общая
IV. Затраты на производство и другие операции
12
Отпущены за отчетный период материалы по фактической себестоимости:
12.1
в основное производство
12.2
во вспомогательное производство
12.3
на общепроизводственные нужды основного производства
12.4
на общепроизводственные нужды вспомогательного производства
12.5
на общехозяйственные нужды
13
Акцептованы счета поставщиков за производственные услуги, электроэнергию, воду, газ:
13.1
на основное производство.
13.2
НДС
13.3
на вспомогательное производство
13.4
НДС
13.5
общепроизводственные расходы основного производства
13.6
НДС
13.7
общепроизводственные расходы вспомогательного производства
13.8
НДС
13.9
на общехозяйственные нужды
13.10
НДС
14
Начислена заработная плата за отчетный период:
14.1
рабочим основного производства
14.2
рабочим вспомогательного производства
14.3
управленческому и обслуживающему персоналу основного производства
14.4
управленческому и обслуживающему персоналу вспомогательного производства
14.5
администрации предприятия
15
Начислен ЕСН, в связи с начислением заработной платы:
15.1
рабочим основного производства
15.2
рабочим вспомогательного производства
15.3
управленческого и обслуживающего персонала основного производства
15.4
управленческого и обслуживающего персонала вспомогательного производства
15.5
администрации предприятия
16
Резервируются суммы на предстоящую оплату очередных отпусков:
16.1
рабочих основного производства
16.2
рабочих вспомогательного производства
продолжение таблицы15
№
операции
Содержание операции
Сумма
частная
общая
16.3
управленческого и обслуживающего персонала основного производства
16.4
управленческого и обслуживающего персонала вспомогательного производства
16.5
администрации предприятия
17
Начислена амортизация основных средств за отчетный период:
17.1
по основным средствам основного производства
17.2
по основным средствам вспомогательного производства
17.3
по основным средствам общепроизводственного назначения основного производства
17.4
по основным средствам общепроизводственного назначения вспомогательного производства
17.5
по основным средствам общехозяйственного назначения
18
Получены из банка наличные деньги по чеку в кассу
12000
19
Выданы под отчет денежные средства на командировочные расходы главному инженеру.
3500
20
Выданы под отчет денежные средства на хозяйственные расходы завхозу.
700
21
Выдана заработная плата по платежным ведомостям №№ 1-3
6240
22
Получены из банка наличные деньги по чеку в кассу
8000
23
Выдана заработная плата по платежным ведомостям №№ 4-7
5000
24
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетным лицом (завхозом) (авансовый отчет)
630
25
Результат расчетов с подотчетным лицом, получившим деньги на хозяйственные нужды согласно авансового отчета.
26
Переданы материалы на общехозяйственные нужды
90
27
Списаны командировочные расходы по авансовому отчету №2 главного инженера
27.1
в пределах установленных норм
27.2
НДС в составе командировочных расходов (в пределах норм)
27.3
перерасход по командировке сверх норм
27.4
НДС в составе командировочных расходов (сверх норм)
27.5
Результат расчетов с подотчетным лицом согласно авансового отчета по командировке.
продолжение таблицы15
№
операции
Содержание операции
Сумма
частная
общая
28
Резервируются суммы на проведение ремонтов основных средств на основании рассчитанных норм:
28.1
оборудования основного цеха
28.2
оборудования обслуживающего цеха
28.3
здания заводоуправления
29
Списана часть расходов будущих периодов на затраты текущего периода
7420
30
Начислен транспортный налог
600
31
Удержано из заработной платы за отчетный период
31.1
налог на доходы физических лиц
31.2
по исполнительным листам в пользу разных организаций и лиц
600
32
Принята готовая продукция основного производства по фактической себестоимости (незавершенное производство на конец отчетного периода составляет 9800 руб.)
33
Предъявлен покупателю счет-фактура за отгруженную продукцию
580000
34
Выделен НДС из выручки от реализации продукции
35
Списана фактическая себестоимость реализованной продукции
36
Поступила выручка за проданную продукцию на расчетный счет.
37
Принят к оплате счет организации за услуги по сбыту и реализации продукции
2000
38
Оплачен счет организации за услуги по сбыту и реализации продукции
39
Списаны расходы по продаже
40
Признана должником сумма штрафа в пользу предприятия, в том числе НДС
720
41
Зачислена на расчетный счет сумма штрафа
42
НДС в сумме штрафа
43
Начислен штраф в пользу другого предприятия
600
44
Начислены дивиденды от участия в другом предприятии
800
Вариант №1
Таблица 16.
Затраты на производство
Шифр затрат
Направление
затрат
Статьи затрат
Материалы
Услуги поставщика за эл/эн, газ, воду
Заработная
плата
Взносы в государственные внебюджетные фонды
Резерв на оплату отпусков
Амортизация основных
средств
Резерв на проведение
ремонтов
20
Производство продукции А
10000
2250
74000
?
7400
14000
5400
23
Обслуживающий цех
1800
2500
7400
?
720
2800
1800
25-1
Общепроизводственные расходы основного производства
5300
1500
7800
?
770
4600
25-2
Общепроизводственные расходы вспомогательного производства
5000
2800
7200
?
720
3200
26
Общехозяйственные расходы
2000
900
5100
?
510
1000
1800
Вариант №2
Таблица16.
Затраты на производство
Шифр
затрат
Направление
затрат
Статьи затрат
Материалы
Услуги поставщика за эл/эн, газ, воду
Заработная
плата
Взносы в государственные внебюджетные фонды
Резерв на оплату отпусков
Амортизация основных
средств
Резерв на проведение
ремонтов
20
Производство продукции А
14300
10800
75000
?
7500
14200
5400
23
Обслуживающий цех
2800
3200
7600
?
760
3000
1800
25-1
Общепроизводственные расходы основного производства
4900
3700
7800
?
780
1200
25-2
Общепроизводственные расходы вспомогательного производства
2100
4200
7200
?
720
1600
26
Общехозяйственные расходы
1800
8800
5300
?
530
1000
1800
Вариант №3
Таблица 16.
Затраты на производство
Шифр
затрат
Направление
затрат
Статьи затрат
Материалы
Услуги поставщика за эл/эн, газ, воду
Заработная
плата
Взносы в государственные внебюджетные фонды
Резерв на оплату отпусков
Амортизация основных
средств
Резерв на проведение
ремонтов
20
Производство продукции А
15400
8500
76000
?
7600
14300
5100
23
Обслуживающий цех
6700
800
7500
?
750
2200
2200
25-1
Общепроизводственные расходы основного производства