Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов-заочников по дисциплине организация коммерческой деятельности по специальности 080402 Товароведение

НОУ СПО РЯЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Методические указания и задания

по выполнению домашней контрольной работы

для студентов-заочников

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по специальности

080402 Товароведение

Рязань, 2006

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с учебным планом по специальности 080402 «Товароведение» изучает­ся дисциплина «Организация коммерческой деятельности», кото­рая является профилирующей для студентов-заочников, обучающихся по указанной специальности.

Задача подъема и возрождения потребительской кооперации, определен­ная 121-м общим Собранием представителей потребительских обществ Россий­ской Федерации и постановлением Совета Центросоюза РФ «Об итогах Рос­сийской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» требует подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих высокой профессиональной компетентностью и способностью к реализации социальной миссии потребительской кооперации на современном этапе.

Цель курса - дать студентам необходимые знания и привить практиче­ские навыки рациональной организации и технологии торговых процессов в магазинах, на складах, оптовых базах, в области коммерческой деятельности в различных ситуациях, научить изыскивать резервы повышения эффективности работы торговых организаций и предприятий системы потребительской коопе­рации в условиях рыночной' экономики. Дисциплина призвана обучить студен­тов умению анализировать и проектировать торгово-технологический процесс в условиях конкуренции; эффективно использовать прогрессивный отечествен­ный и зарубежный опыт в торговле, внедрять достижения науки и техники.

В программе курса рассматриваются: устройство и технологические пла­нировки магазинов, принципы формирования ассортимента и снабжения то­варами розничной торговой сети, технологические процессы на розничных тор­говых предприятиях, тарооборота, перевозки грузов, технология складских операций, а также основные этапы коммерческой деятельности в торговле.

Курс «Организация коммерческой деятельности» наряду с другими учебными дисциплинами: «Менеджмент», «Маркетинг», «Товарове­дение», «Микроэкономика», «Экономика организации» «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» способствует всесторонней подготовке бу­дущих специалистов в области торговли.

Рекомендуется следующая последовательность изучения курса:

- ознакомление с программой курса;

- изучение рекомендованной литературы, государственных и ведомствен­ных документов по вопросам организации коммерческой деятельности;

- ознакомление с опытом работы действующих торговых организаций и предприятий;

- выполнение контрольной работы.

Приступая к изучению дисциплины, студентам следует ознакомиться с программой курса, обратить внимание на логическую взаимосвязь тем каждого раздела, что в итоге будет способствовать облегчению усвоения знаний и их систематизации.

Необходимо иметь в виду, что курс постоянно совершенствуется в соот­ветствии с развитием торговли в условиях рынка, изменениями законодатель­ства, современными требованиями к специалисту, поэтому студенты должны самостоятельно отслеживать и активно использовать в образовательном про­цессе новую информацию об изменениях, происходящих в жизни общества.

При изучении дисциплины особое внимание должно быть уделено вы­полнению заданий для самостоятельной работы, цель которых закрепление и систематизация теоретических знаний, а также получение профессиональных умений и навыков по специальности на основе глубокого изучения и анализа практических материалов, периодической печати, деятельности коммерческих структур и потребительских обществ.

Задания для самостоятельной работы необходимо выполнять, изучая и обобщая опыт работы организации (предприятия); поэтому указанные задания могут быть использованы в учебном процессе и как индивидуальные.

Итогом самостоятельного изучения курса является выполнение контрольной работы.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Каждый вариант кон­трольной работы включает четыре теоретических вопроса и одну практическую ситуацию.

Ответы на контрольные задания должны отражать знания студентов, по­лученные при изучении основной и дополнительной литературы по всем темам курса, опыта работы предприятий торговли и умения применять их при реше­нии конкретных практических ситуаций.

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента.

В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - предпоследняя цифра номера личного дела студента. По горизонтали размеще­ны также цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра номера лич­ного дела студента.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы. Например, шифр студента-заочника Т-3-25-06. Число 06 означает год зачисления в учебное заведение (2006 г.); число 25 - номер личного дела, где последние две цифры 25 определяют вари­ант контрольной работы. Пересечение 2-го столбца по вертикали и 5-й строки по горизонтали определяет клетку с номерами вопросов.

Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Рабо­та, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.

В соответствии с учебным планом дисциплина «Организация коммерческой деятельности» изучается на 3-м курсе, по которой выполняется одна домашняя контрольная работа и сдается экзамен; кроме того, выполняется еще и курсовая работа.

Тематический план

Введение

Раздел I . Розничная торговля

1.1 Услуги розничной торговли

1.2 Классификация предприятий розничной торговли

1.3 Размещение и планировка розничных торговых предприятий

1.4 Технология товародвижения в розничной торговле

1.5 Торговое оборудование

1.6 Правила торговли

Раздел II . Оптовая торговля

2.1 Услуги оптовой торговли

2.2 Складское хозяйство оптовой торговли

2.3 Технология складского товародвижения в оптовых торговых организациях

2.4 Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности

2.5 Товароснабжение

Курсовая работа

Итого

Содержание дисциплины

Введение

Студент должен:

знать:

- предмет, цели, задачи учебной дисциплины, основные понятия, цели и задачи, принципы коммерческой деятельности;

- формы предпринимательской деятельности.

Цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Структура дисциплины, ее профессиональная значимость, межпредметные связи с правом, экономикой, маркетингом, товароведением и друг ими сопутствующими дисциплинами.

Основные понятия: коммерция, торговля, коммерческая деятельность, товар предпринимательство. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

Цели и задачи коммерческой деятельности в торговых организациях. Общность и различия понятий предпринимательская коммерческая и торговая деятельность. Формы предпринимательской деятельности. Принципы коммерческой деятельности: эффективность, взаимовыгодность, взаимозаинтересованность в сбыте товаров, обеспечение единства правовых и нравственных норм.

Состояние и перспективы развития торговли в России.

Раздел I . Розничная торговля

Тема 1.1 Услуги розничной торговли

Студент должен:

знать:

- основные термины и их определения, вилы услуг розничной торговли, требования к ним, номенклатура показателей качества

Услуги розничной торговли: определение, основные и дополнительные услуги: перечень, их назначение, специфика дополнительных услуг для предприятий розничной торговли. Классификация услуг розничной торговли по ГОСТ Р 51304-99

Качество услуг розничной торговли: понятие, общие требования к качеству, требования безопасности и охраны окружающей среды, номенклатура показателей качества. Обязательные и рекомендательные требования. Методы контроля и определения показателей качества услуг розничной торговли. Самоаттестация качества услуг в предприятиях розничной торговли. Нормативно-правовая база.

Комплект стандартов (ГОСТ Р и ОСТ), регламентирующий качество услуг розничной торговли.

Тема 1.2 Классификация предприятий розничной торговли

Студент должен:

знать:

- виды и типы предприятий розничном торговли, их идентифицирующие признаки;

уметь:

- устанавливать вид и тип предприятия розничной торговли по идентифицирующим признакам.

Розничная торговая сеть: понятие, виды, их краткая характеристика.

Классификация предприятий розничной торговли на виды и типы, идентифицирующие признаки вида (характер торговой сети, наличие или отсутствие торгового зала, формы продажи товаров и т.п.) и типа предприятий розничной торговли (ассортимент, торговая площадь, специализация, формы продажи и др).

Характеристика магазинов различных типов по идентифицирующим признакам и ассортименту .дополнительных услуг. Современные типы магазинов в России и за рубежом (гипермаркеты, магазины дискаунты и др.).

Мелкорозничная торговая сеть: понятие, назначение, виды предприятий. специфика их деятельности.

Практическое занятие:

Экскурсия в розничное торговое предприятие с целью изучения идентифицирующих признаков типа магазина.

Тема 1.3 Размещение и планировка розничных торговых предприятий

Студент должен:

знать:

- принципы и правила размещения предприятий, факторы их размещения, виды торговых зданий, планировку и требования к их общетехнической оснащенности;

уметь:

- анализировать оптимальность размещения розничных торговых предприятий, их планировки и состав функциональных групп помещений.

Размещение розничных торговых предприятий: целесообразность, критерии выбора эффективного местоположения. Принципы, правила и виды размещения предприятия, в том числе мелкорозничной торговой сети. Факторы, влияющие на размещение магазинов в городах: характеристика зон обслуживания, наличие и связь с транспортными магистралями, направления покупательских потоков и др.

Виды торговых зданий, их особенности. Основные требования к современным зданиям организаций розничной торговли: архитектурные, технологические, экономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Планировка предприятий розничной торговли: понятие, назначение, виды.

Основные функциональные группы помещений магазина, их расположение, взаимосвязь и соответствие требованиям организации торгово-технологического процесса. Требования к технологическому решению торговых помещений: обязательные и рекомендательные.

Фасад и интерьер торгового предприятия: понятие, назначение, требования к ним. Факторы, влияющие на их оформление (площадь и конфигурация торговою зала. цвет, освещенность, тип планировки, размещение торгового оборудования).

Общетехническая оснащенность торгового предприятия, обеспечивающая его санитарно-гигиенический режим (освещение, отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование). Строительные и санитарные нормы к общетехнической оснащенности, к проектированию, панировке территории и ее содержанию. Особенности санитарных требовании к мелкорозничной торговой сети.

Практическое занятие:

Анализ технологической планировки магазина

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Ознакомление с технологическими планировками магазинов

Тема 1.4 Технология товародвижения в розничной торговле

Студент должен:

знать:

- технологию товародвижения в магазине, торгово-технологический процесс, приемку товаров, их хранение в магазине, подготовку к продаже, размещение и выкладку в торговом зале;

уметь:

- принимать товар по количеству и качеству, документально оформлять основные операции приемки, осуществлять размещение товаров в торговом зале.

Технология товародвижения в магазине: понятие, назначение. Торгово-технологический процесс в предприятиях розничной торговли: понятие, назначение, структура, содержание: операции, их специфика и магазинах разных типов. Основные пули совершенствования этого процесса.

Приемка товаров по количеству и качеству: нормативная база, организация. документальное оформление. Технология погрузочно-разгрузочных работ: назначение, основные и вспомогательные операции, их механизация.

Кратковременное хранение товаров в магазине: назначение, специфика. Организация хранения: размещение в складах и подсобных помещениях, соблюдение режима хранения Особенности хранения товаров в тареоборудовании, холодильном и другом оборудовании (прилавках, шкафах и т.п.) в торговом зеле. Текущий контроль за качеством товаров и режимом хранения

Предреализационная подготовка товаров к продаже: назначение, основные и вспомогательные операции, их влияние на количество и качество товаров, зависимость от форм продажи. Требования к подготовке товаров к продаже, регламентируемые Правилами торговли. Особенности подготовки к продаже отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Размещение и выкладка товаров в розничных торговых предприятиях разных видов и типов. Правила размещения отделов и отдельных групп товаров в магазинах. Факторы, влияющие на размещение.

Мерчендайзинг в магазине: понятие, назначение, приемы, размещение прилавков.

Выкладка товаров: назначение, принципы и правила, пилы, способы и средства. Выкладка как один из приемов мерчендайзинга.

Практическое занятие:

1. Изучение нормативных документов по приемке товаров по количеству и качеству.

2. Решение торговых ситуаций по приемке товаров.

Тема 1.5 Торговое оборудование

Студент должен:

знать:

- качество и формы торгового обслуживания, их характеристику, основные элементы продажи;

уметь:

- использовать нормативные документы, регламентирующие качество торгового обслуживания.

Торговое обслуживание покупателей: основные понятия, назначение, формы, правовая база. Качество торгового обслуживания: понятие, показатели. Технология продажи товаров при разных формах обслуживания.

Магазинные формы розничной продажи товаров, их краткая характеристика, основные элементы процесса продажи: изучение и установление спроса, демонстрация товаров, оказание помощи потребителю в их выборе, консультации продавцов, предложения
сопутствующих товаров, отпуск товаров и расчеты с покупателями. Технология расчетов с покупателями, ее специфика при каждой форме продаж.

Внемагазинные формы торгового обслуживания: понятие, назначение, их краткая характеристика.

Практическое занятие:

Изучение стандартов, регламентирующих качество услуг розничной торговли.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Ознакомление с различными методами продажи в действующих магазинах, их анализ.

Тема 1.6 Правила торговли

Студент должен:

знать :

- привила торговли товарами;

уметь:

- применять правила торговли в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность специалистов, правильно оформлять ценники.

Правила торговли: нормативная база, виды и структура документов. Информационное обеспечение торговой деятельности, регламентируемое правилами продажи. Требования к информации о продавце (к вывескам, режиму работы и т.п.), реализуемых товарах
(их ассортименту, упаковке, способам подтверждения соответствия и т.п.) и скрываемых услугах.

Ценники: понятие, назначение, виды, обязательные требования к ним, основная и дополнительная информация на них, возможности формирования потребительских предпочтений с помощью ценников. Товарные чеки: понятие, назначение, виды товаров, на которые они выписываются.

Особенности правил продажи отдельных видов товаров: подготовки к продаже, отпуску, при необходимости к способам измерения (замерам).

Особенности правил реализации алкогольной продукции (для специализации 0612.01 Товароведение продовольственных товаров).

Правила продажи по образцам: назначение, сфера применения, особенности реализации товаров по образцам в торговом зале магазина и методом личных продаж.

Особенности правил комиссионной торговли: назначение, сфера применения; регулирование отношений между комитентом и комиссионером.

Особенности правил продажи товаров в кредит, сфера применения, необходимость торговли в кредит.

Правила работы продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков: назначение, сфера применения, региональное регулирование работы. Специфика услуг рынков, их отличия от услуг розничной торговли.

Контроль за выполнением правил торговли: виды (государственный, внутрифирменный), органы управления, компетентные в проведении контрольных мероприятий. Предписания и штрафы за нарушение правил торговли.

Практическое занятие:

1. Изучение правил продажи отдельных видов товаров.

2. Решение торговых ситуаций по теме «Продажа товаров».

3. Изучение обязанностей продавца и прав потребителей по ФЗ «О защите прав потребителей»

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Ознакомиться в магазинах с содержанием книги отзывов и предложений.

Раздел II . Оптовая торговля

Тема 2.1 Услуги оптовой торговли

Студент должен:

иметь представление:

- о месте оптовой торговли в технологическом цикле товародвижения;

знать :

- основные понятия, назначение, функции оптовой торговли, сущность хозяйственных связей.

Оптовая торговля: понятие, цели, задачи, функции. Услуги оптовой торговли: основные и дополнительные, удовлетворяемые ими потребности. Место оптовой торговли в технологическом цикле товародвижения.

Хозяйственные связи с поставщиками: предприятиями-изготовителями, другими оптовиками (отечественными и импортными): назначение, сущность, порядок формирования и регулирования.

Теми 2.2. Складское хозяйство оптовой торговли

Студент должен:

иметь представление:

- о материально-технической базе торговли;

знать :

- назначение, функции, классификацию и принципы размещения товарных складов;

- виды складских зданий и планировку складов.

Товарные оптовые склады: понятие, назначение, функции. Классификация складов по разным классификационным признакам, их характеристика. Принципы размещения товарных складок. Виды складских зданий и сооружений: требования к ним, характеристика. Планировка складов, их взаимосвязь. Определение потребности в складской площади. Оценка эффективности использования складов: показатели (общая и полезная площадь складов, коэффициент загрузки, минимально допустимые расстояния от стен, отопительных и охлаждающих приборов, ширина проходов и проездов и т.п.), требования к рациональному размещению товаров в складе. Последствия от перегрузки и недогрузки складов.

Тема 2.3 Технология складского товародвижения в оптовых торговых организациях

Студент должен:

иметь представление:

- о структуре складского технологического процесса;

знать :

- составные элементы складского технологического процесса, нормативную базу приемки и хранения, правила и принципы размещения товаров.

Технология товародвижения на складе: назначение, основные операции. Складской технологический процесс: понятие, составные элементы. Особенности приемки товаров на оптовом складе: правила, нормативная база, назначение, документальное оформление.

Технология хранения товаров: понятие, назначение. Сущность и задачи складирования. Принципы, правила и способы размещения товаров на хранение. Виды и типы складов. Санитарно-эпидемиологические требования к приемке и хранению продовольственных товаров. Уход за товарами при хранении. Контроль за режимом хранения.

Штрих-кодовая технология учета и идентификации товаров в складах: понятие, назначение, эффективность. Технология отпуска товаров.

Тема 2.4 Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности

Студент должен:

знать :

- объекты и субъекты коммерческой деятельности, их организационно-правовые формы.

Объекты и субъекты коммерческой деятельности: понятия. Организационно-правовые формы субъектов коммерции, их краткая характеристика. Структура торговых организаций по организационно-правовым формам собственности (по данным Всероссийской переписи и Госкомстата).

Организации малого бизнеса в торговле: специфика, государственная поддержка, проблемы и перспективы.

Выгоды и риски в торговле: понятия, виды, факторы, определяющие вероятность рисков. Основные типы отношения предпринимателя к риску. Выявление причин риска, способы его уменьшения.

Тема 2.5 Товароснабжение

Студент должен:

иметь представление :

- о рациональном товароснабжении розничных торговых предприятий;

знать :

- формы товароснабжения и методы доставки товаров: содержание закупочной работы;

- виды тары, организацию тарооборота;

уметь:

- определять потребность в товарах и частоту завоза.

Товароснабжение: понятие, цели и задачи. Рациональная организация товароснабжения. Размер поставки, частота завоза. Формы рациональной организации товароснабжения. Каналы товародвижения. Методы доставки товаров в торговую сеть.

Закупочная работа: понятие, назначение, содержание, основные этапы, их характеристика.

Оптовые ярмарки: определение, назначение, виды и их характеристика, органы управления. Организация н оформление закупок и продажи товаров на оптовых ярмарках.

Формы договорных отношений, порядок их оформления. Договора купли-продажи, поставки: назначение, порядок их заключения, способы обеспечения договоров, контроль за их выполнением.

Упаковка: понятие, назначение, классификация, требования, предъявляемые к ней. Организация тарных операций.

Практические занятия:

1. Разработка проекта и заключение договора поставки товаров.

2. Решение торговых ситуаций по урегулированию хозяйственных связей.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Ознакомиться с организацией работы оптовой ярмарки.

Литература

Федеральные законы и нормативные документы

1. "О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) от 17.12.1999 ФЗ-212 с последующими изменениями и дополнениями.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации

3. Административный кодекс Российской Федерации

4. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного кот роля (надзора)» /14.07.2001 ФЗ-134

5. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / 30.03.99 ФЗ-52

6. Правила отдельных видов товаров / Утв. 1 9.0 1 .98г. № 55 с изменениями и дополнениями

7. Правила продажи алкогольной продукции / Утв. 19.08.96 №987 с изменениями и дополнениями от 13.10.99 г., 02.1 1.2000 г.

8. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами / Утв. 06.06.98 № 569 с изменениями 22.02.01 № 144

9. Правила продажи товаров по образцам / Утв. 21.07.97 № 918 с изменениями и дополнениями 07. 12.2000 №929

10. Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит / Утв. 09.09.93 №895

11. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке / Утв. 01.12.94 №292/95 (документ рекомендательного характера)

12. Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами. - М.: ИНФРА-М, 2002

13. Сборник нормативных документов для руководителя предприятия розничной торговли. - М.: Издательский Дом «Экономические новости», 2002

Стандарты

14. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения

15. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли

16. ГОСТ Р 51305'99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу

17. ГОСТ Р 51713-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий

18. ОСТ 28-002-2000 Розничная торговля. Номенклатура показателей качества услуг

Инструкции

19. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству / 15 06.65 №П-6

20. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству / 25.04.66 №11-7 с изменениями и дополнениями от 14.11.74 № 98

Основная

21. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учеб. для ССУЗов. - М : Маркетинг, 2001.

22. Панкратов Ф.Т. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник для вузов. – М.: Маркетинг, 2000

Дополнительная

23. Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. Учеб. для вузов. - М.: Маркетинг, 2000.

24. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Под ред.. Л. А. Брагина. Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2001

25. Николаева М.А., Карташова Л.В. и др. Средства информации о товарах. М.: Экономика. 1997

26. Николаева М.Л. Принципы и правила выкладки товаров. / Учеб. лекция. - М.: ОЦПКРТ, 2001

27. Николаева М. А. Ценники как средство информации. - М.: ОЦПКРТ, 2002

28. Парамонова Т.Н. Мерчендайзинг в розничном торговом предприятии. Учеб. лекция. - М.: ОЦПКРТ, 2002

29. Соломатин Л.Н. и др. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М. 2001, с 107-126

Отраслевые журналы

30. Современная торговля. Коммерческий вестник.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Б

А

ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА НОМЕРА ЛИЧНОГО ДЕЛА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПРЕДПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА НОМЕРА ЛИЧНОГО ДЕЛА

0

3

15

24

32

45

4

16

25

33

47

5

17

26

34

48

6

18

27

35

49

7

19

28

36

50

8

20

29

37

41

9

11

30

38

42

10

!2

23

39

43

1

13

22

40

44

2

14

21

31

45

1

4

17

28

33

42

5

18

29

34

43

6

19

30

35

44

7

20

21

36

45

8

11

22

37

46

9

12

23

38

47

10

13

24

39

48

1

14

25

40

49

2

15

26

31

30

3

16

27

32

41

2

5

19

30

36

43

6

20

21

37

44

7

11

22

38

45

8

12

23

39

46

9

13

25

40

47

10

14

26

31

48

1

15

27

32

49

2

16

28

33

50

3

17

29

34

41

4

18

24

35

42

3

1

11

21

31

41

2

21

22

32

42

3

13

23

33

43

4

14

24

34

44

5

15

25

35

45

6

16

26

36

46

7

17

27

37

47

8

18

28

38

48

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

4

2

13

23

34

45

3

14

24

35

46

4

15

25

36

47

5

16

26

37

48

6

17

27

38

49

7

18

28

39

50

8

19

29

40

41

9

20

30

31

42

10

11

22

33

43

1

12

21

32

44

5

10

19

25

39

49

1

20

26

40

41

2

11

27

38

50

3

12

28

37

42

4

13

29

36

43

5

14

30

35

44

6

15

2!

34

45

7

16

22

33

46

8

17

23

32

47

9

18

24

31

48

6

9

17

22

40

48

10

18

23

39

49

1

19

24

38

50

2

20

25

37

41

3

11

26

36

42

4

12

27

35

43

5

13

28

34

44

6

14

29

33

45

7

15

30

32

46

8

16

21

31

47

7

7

13

26

37

47

8

14

27

34

48

9

15

28

35

49

10

16

29

36

50

1

17

30

33

41

2

18

21

38

42

3

19

22

39

43

4

20

23

40

44

5

11

24

31

45

6

12

25

32

46

8

8

15

27

38

50

9

16

28

39

41

10

17

29

40

42

1

18

30

31

43

2

19

21

32

44

3

20

12

33

45

4

11

23

34

46

5

12

24

35

47

6

13

25

36

48

7

14

26

37

49

9

6

11

29

35

44

7

12

30

36

45

8

13

21

37

46

9

14

22

38

47

10

15

23

39

48

1

16

24

40

49

2

17

25

31

50

3

18

26

32

41

4

19

27

33

42

5

20

28

34

43

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Направления развития кооперативной торговли в соответствии с решениями 121-го общего Собрания представителей потребительских обществ Рос­сийской Федерации и постановлением Совета Центросоюза РФ «Об итогах Российской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии».

2. Виды розничной торговой сети, их характеристика.

3. Типизация торговых предприятий. Современные типы магазинов по­требительской кооперации.

4. Технологические планировки торгового зала магазина, их виды и ха­рактеристика. Технико-экономические показатели эффективности использова­ния торговой площади магазина.

5. Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров. Классифи­кация торгового ассортимента.

6. Факторы, определяющие структуру ассортимента товаров для рознич­ных торговых предприятий. Принципы формирования торгового ассортимента в розничной торговой сети.

7. Специализация розничной торговой сети, ее значение. Признаки и на­правления специализации магазинов.

8. Формы товароснабжения торговой сети, их сравнительная характери­стика.

9. Источники поступления товаров в розничную торговую сеть. Работа
магазина по изысканию и определению источников поступления товаров. Ор­ганизация закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья у населения в кооперативных магазинах (магазинах - приемозаготовительных пунктах).

10. Понятие культуры торговли. Повышение культуры и качества обслу­живания покупателей в условиях экономической реформы.

11. Услуги в розничной торговле.

12. Приемка товаров в магазине по количеству. Сроки, технология и документальное оформление приемки товаров по количеству.

13. Приемка товаров в магазине по качеству, ее документальное оформление.

14. Хранение товаров в магазине. Создание и соблюдение оптимального режима хранения товаров. Способы и принципы размещения и укладки товаров на хранение. Наблюдение и уход за товарами в процессе хранения.

15. Подготовка товаров к продаже. Содержание технологических операций по подготовке товаров к продаже. Особенности подготовки к продаже то­варов при использовании контрольно-кассовых машин со сканирующим уст­ройством.

16. Основные требования и принципы размещения и выкладки товаров в
торговом зале. Особенности размещения отдельных продовольственных и про­мышленных товаров (приведите по 2-3 примера).

17. Организация и технология продажи товаров через прилавок, ее социально-экономическое значение, достоинства и недостатки.

18. Технология продажи товаров в магазине самообслуживания. Социально-экономическое значение этого метода.

19. Сравнительная характеристика методов продажи товаров: по образцам и с открытой выкладкой.

20. Виды услуг, предоставляемых населению розничными торговыми
предприятиями. Организация сервисного обслуживания.

21. Тара и упаковка в торгово-технологическом процессе, их роль и
функции; требования, предъявляемые к таре и упаковке.

22. Роль транспорта в торговле. Характеристика видов транспорта, используемого для перевозки товаров народного потребления.

23. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом. Лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом.

24. Перевозка скоропортящихся грузов и хлебобулочных изделий.

25. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом. Виды железнодорожных перевозок.

26. Виды складских помещений. Особенности устройства и планировки
специальных складов.

27. Содержание и принципы организации технологических процессов на
складах.

28. Приемка товаров, поступивших на склад в вагонах и контейнерах, по
количеству; документальное оформление приемки.

29. Технология отборки товаров на складах оптовыми покупателями.

30. Отпуск товаров со склада и его документальное оформление. Прием-
сдача товаров в магазине при отпуске товаров со склада в порядке централизо­ванной доставки.

31. Понятие и содержание коммерческой работы в условиях рыночных
отношений. Система показателей эффективности коммерческой деятельности торговой организации.

32. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров в оптовой
торговле. Порядок регулирования поставки товаров. Гражданский кодекс РФ и его роль в организации хозяйственных связей.

33. Порядок заключения и содержание договора поставки товаров.

34. Порядок изменения и расторжения договора поставки. Оперативный учет и контроль за исполнением условий договора.

35. Виды оптовых ярмарок и организация их работы. Закупка товаров на оптовых ярмарках.

36. Товарные запасы, их роль в обеспечении устойчивого товарного ас­
сортимента. Технология управления товарными запасами в торговле.

37. Порядок разработки и содержание проектно-сметной документации.

38. Организация капитального строительства; способы строительства
торговых зданий.

39. Организация и правила работы оптовых рынков.

40. Реклама на местах продажи товаров, виды и характеристика.

41. Правление городского потребительского общества, рассматривая на­
правления конкурентной борьбы между розничными торговыми предприятия­ми, приняло решение о переходе на новую технологию транспортировки, хра­нения и продажи свежих плодов и овощей с применением тары-оборудования в магазинах «Универсам», «Сельхозпродукты» и «Дары природы». Завоз свежих плодов и овощей будет производиться с фермерского хозяйства Кооператор». Дайте перечень организационных и технологических мероприятий по внедрению тары - оборудования.

42. Анализ результатов работы магазина «Универсам» выявил значитель­ный рост товарных потерь и потерь по таре как при перевозке груза, так и при осуществлении торгово-технологических операций. Предложите план меро­приятий по сокращению потерь по таре, предотвращению товарных потерь и потерь при перевозке груза. Как влияет снижение потерь на экономические ре­зультаты работы магазина? Ответ обоснуйте.

43. Антикварный магазин «Старина» ежегодно организует проведение
аукциона по продаже редких товаров и авторских работ современных мастеров. Очередные торги решено провести 1-2 марта текущего года. Предложите тема­тику аукциона и план по его организации и проведения.

44. Покупатель приобрел импортный пылесос с инструкцией по эксплуа­тации на иностранном языке. Через месяц после покупки пылесос вышел из строя. В магазине произвести обмен товара отказались, мотивируя тем, что по­купателем были нарушены правила эксплуатации, указанные в инструкции. Назовите права покупателя и действия продавца в данной ситуации. От­вет обоснуйте.

45. Покупательница приобрела стиральную машину «Волга» в магазине «Хозяюшка». В период действия гарантийного срока стиральная машина вы­шла из строя. Покупательница потребовала замены изделия на машину аналогичной марки. Директор магазина отказался обменять товар и предложил поку­пательнице сделать гарантийный ремонт стиральной машины. Каковы Ваши предложения по разрешению данной ситуации? Ответ обоснуйте. Дайте сравнительную характеристику понятий «недостаток» и «существенный недостаток».

46. Правление потребительского общества, анализируя организацию и
конкурентоспособность розничной торговой сети своего района, приняло ре­шение о пересмотре основных функций кооперативных магазинов с целью по­вышения уровня обслуживания населения и пайщиков. Сформулируйте Ваши предложения по пересмотру основных функций магазина потребительской кооперации. Дайте поэтапный перечень организационных мероприятий по их внедрению в практику работы розничной торговой сети потребительского общества. Какие конкурентные преимущества получит потребительское общество после внедрения предложенных функций?

47. ООО «Весна» открывает магазины: «Обувь», «Ткани», «Товары для
детей». Разработайте проект программы сервисного обслуживания покупателей в этих магазинах.

48. С 4 по 8 июня в Санкт-Петербурге будет проходить международная выставка-ярмарка парфюмерно-косметических товаров, галантереи и обуви. В качестве организатора выступают: Министерство торговли Российской Феде­рации, Торгово-промышленная палата г. Санкт-Петербурга. Вам предстоит уча­ствовать в оптовой выставке-ярмарке по закупкам товаров. Какие документы и информационные материалы необходимо подгото­вить для заключения договоров? Ваши действия по заключению и оформлению торговой сделки? Как в последующем Вы организуете контроль за выполнени­ем условий договора?

49. От торгово-посреднической фирмы в адрес оптовой базы поступила обувь импортного производства. При вскрытии первого ящика обнаружена не­достача. Охарактеризуйте порядок и последовательность действий покупателя. Ответ обоснуйте.