Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины «Организация предпринимательской деятельности»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский институт Высшая школа приватизации и

предпринимательства»

Методические указания

по изучению дисциплины

«Организация предпринимательской деятельности»

Составитель:

к.э.н., доцент кафедры

менеджмента

СИ ВШПП

Е.В. Воронцова

Содержание.

1. Вопросы к экзамену по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» ……………………………………………………………………………………………………3

2. Основные требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» …………………………………….6

2.1. Требования к структуре курсовой работы………………………………………………….6

2.2. Организация выполнения курсовой работы………………………………………………7

2.3. Защита курсовой работы……………………………………………………………………………..8

2.4. Пример написания курсовой работы на тему «Исследование состояния основных фондов предприятия и оценка эффективности их использования»………………………………………………………………………………………………….9

3. Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» ……………………………………………………………14

4. Список рекомендованной литературы по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» ……………………………………………………………16

1. Вопросы к экзамену по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности».

1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.

2. Виды предпринимательской деятельности.

3. Понятие индивидуального предпринимательства.

4. Понятие совместного предпринимательства.

5. Сфера принятия управленческих решений.

6. Технология принятия предпринимательских решений.

7. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

8. Выбор сферы деятельности нового предприятия.

9. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия.

10. Понятие, виды и содержание учредительных документов.

11. Государственная регистрация предприятий.

12. Лицензирование деятельности предприятий.

13. Разработка стратегии и тактики деятельности нового предприятия.

14. Организация управления предприятием.

15. Организация планирования деятельности предприятия

16. Механизм функционирования предприятия.

17. Прекращение деятельности предприятия.

18. Сущность предпринимательского риска.

19. Классификация предпринимательских рисков.

20. Показатели предпринимательского риска и методы его оценки.

21. Основные способы снижения риска.

22. Сущность предпринимательской культуры.

23. Понятие культуры предпринимательских организаций.

24. Предпринимательская этика и этикет.

25. Сущность предпринимательской тайны.

26. Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

27. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны.

28. Сущность и виды ответственности предпринимателей.

29. Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей.

30. Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств.

31. Административная ответственность предпринимателей.

32. Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства.

33. Ответственность предпринимателей за низкое качество продукции (работ, услуг).

34. Ответственность предпринимателей за совершение налоговых правонарушений.

35. Назначение бизнес-плана, порядок его разработки, продолжительность действия.

36. Разделы стандартного бизнес-плана: краткая характеристика.

37. Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности.

38. Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок.

39. понятие внутрифирменного предпринимательства. Относительная имущественная, организационная, экономическая, финансовая самостоятельность подразделений предприятия.

40. Аренда: сущность, основные принципы. Объекты и субъекты арендных отношений. Договор аренды.

41. Лизинг: сущность, объекты. Субъекты. Преимущества и недостатки. Договор лизинга.

42. Франчайзинг: сущность, преимущества и недостатки. Договор франчайзинга.

43. Итоговая оценка эффективности предпринимательской деятельности: система показателей, методика их расчета и анализа.

44. Политика государства в отношении неплатежеспособных организаций, предприятий банкротов; система мер.

45. Методы оценки качеств и способностей предпринимателя.

46. Социально-экономическая роль предпринимательства в обществе.

47. Организационные структуры предприятий, осуществляющие реализацию инноваций.

48. Особенности финансового предпринимательства.

49. Понятие предпринимательского союза.

50. Понятие финансово-промышленных групп и цель их создания в России.

2. Основные требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности».

2.1. Требования к структуре курсовой работы.

Курсовая работа, представленная на рецензирование и защиту, должна иметь титульный лист, содержание и оглавление.

Курсовая работа должна иметь объем 35 листов печатного текста и включать:

Введение , в котором дается обоснование актуальности и значимости выбранной темы, определяется цель и задачи, предмет и объект, методология и методы исследования, указывается научная новизна, значимость полученных теоретических и практических разработок (3 стр.).

Глава 1 включает анализ научной литературы, нормативных и других источников по избранной теме. Предметом анализа могут быть новые идеи или проблемы в области предпринимательства в различных областях экономики, возможные методические подходы к их изучению и решению, данные экономического характера; оценка противоречивых сведений, содержащихся в различных литературных источниках.

Глава 2 может включать изложение методов исследования организационно-правовых форм предпринимательства в отраслях экономики (системный анализ, комплексный подход, статистические и экономико-математические и другие методы), методические основы коммерции, экономики, маркетинга, финансов и другие методические подходы по совершенствованию эффективности решения анализируемых в работе проблем. В главе следует обобщить практический опыт организации предпринимательской деятельности конкретного предприятия. Содержание главы может завершаться кратким анализом полученных результатов и описанием их возможного применения (практическими рекомендациями.)

В главе 3 должен быть дан анализ полученных результатов и их эффективности и предложения по более полному использованию внутрихозяйственных резервов по совершенствованию предпринимательской деятельности на предприятиях в условиях рыночных отношений.

Заключение (2 стр.). В заключении формируются обобщенные, конкретно изложенные по пунктам результаты теоретических, методических и практических исследований, а также краткие выводы и оценка степени выполнения поставленных в курсовой работе задач.

Список использованной литературы должен содержать сведения об источниках, использованных в работе, составленный по библиографическим правилам. Включает не менее 25 источников.
В приложениях приводится вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, иллюстрации вспомогательного характера и др. Приложения необходимо располагать в порядке ссылок в тексте глав.

2.2. Организация выполнения курсовой работы.

Темы курсовых работ определяются кафедрой менеджмента. Студенту предоставлено право выбора темы курсовой работы.

Тема курсовой работы должна отображать особенности подготовки студента по выбранной специальности и направление его профессиональной деятельности, являющейся базой выполнения выпускной работы. Студент выбирает любую заинтересовавшую его тему в соответствии с наклонностями и индивидуальными способностями.

Предварительно составляется план в порядке перечня глав, указанных в методических указаниях, и перечень вопросов. Которые должны быть освещены. Правильно составленный план работы поможет систематизировать материал, обеспечит последовательность его изложения. План студентом составляется самостоятельно и согласовывается с руководителем работы.

Курсовая работы выполняется на основе глубокого изучения литературных и нормативных источников: законов, указов, постановлений, инструкций министерств и ведомств и др., которые могут быть подобраны студентом при помощи предметных и алфавитных указателей библиотек и Интернет-ресурсов. Могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые издательствами, интернет-сайты официальных организаций. Выписки из текстов делаются в виде цитат. После каждой цитаты приводится ссылка на автора и источник, обычно это делается в конце страницы с указанием автора, названия издания, места издания, номера страницы.

При разработке любой темы студенту необходимо изучить целый ряд нормативных документов. При этом следует иметь ввиду, чтобы внесенные им предложения не противоречили действующим законам.

Курсовая работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Это также относится к иллюстрациям и таблицам, включенным в работу.

2.3. Защита курсовой работы.

Курсовая работа предоставляется студентом на кафедру менеджмента для регистрации в сроки. Установленные руководителем работы. Затем оно передается руководителю на рецензирование. В рецензии должна быть подтверждена актуальность темы, в сжатой форме раскрыто основное содержание работы, отмечены достоинства и недостатки.

В результате руководитель принимает решение о защите и назначает ее срок. При защите студент обязан ответить на вопросы руководителя, на основании чего работа оценивается на отлично, хорошо, удовлетворительно. При наличии замечаний руководитель передает студенту работу для доработки и устанавливает срок окончательного ее предоставления.

Студенту следует иметь ввиду, что руководитель работы не является ни соавтором, ни редактором курсовой работы. Вся ответственность за теоретически и методологически правильную разработку темы, качество содержания и оформления курсовой работы полностью лежит на студенте.

2.4. Пример написания курсовой работы на тему «Исследование состояния основных фондов предприятия и оценка эффективности их использования».

Введение – краткое обоснование теоретической и практической актуальности проблемы, формулировка цели и задач (3 стр.).

Показать в работе, что предпринимательство как полноправный вид хозяйственной деятельности использует производственные ресурсы: природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные. Перечисленные ресурсы потребляются при любом виде предпринимательства, которое представляет собой преобразование ресурсов в конечные продукты бизнеса: товары и услуги. При этом ресурсы, вовлеченные в предпринимательство, становятся его факторами, которые по своей сути не отличаются от известных производственных факторов: земли, труда и вещественного или денежного капитала. Трудовое воздействие на природные ресурсы (например, землю) с помощью основных фондов (физического капитала) позволяет предпринимателю создавать продукцию, необходимую потребителям, готовым платить за нее деньги.

Для предпринимательства необходимы основные фонды: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только непосредственно для производства, но и для хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений, оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня невозможно вести сколько-нибудь серьезное дело. Именно поэтому исследование состояния и показателей эффективности использования основных фондов предприятия являются актуальной проблемой функционирования конкретного предприятия.

Цель курсовой работы заключается в оценке динамики и современного состояния основных фондов конкретного предприятия и поиске путей повышения эффективности их использования.

Задачи, стоящие перед исследованием, заключаются в конкретизации показателей оценки состояния основных фондов по их экономическому содержанию и возможностей использования именно этих показателей для обоснования выводов о степени эффективности их использования.

Глава I. Теоретические аспекты экономической сущности основных фондов предприятия.

Необходимо дать развернутую характеристику теории вопроса:

- понятие и определение основных фондов;

- структура и назначение основных фондов;

- классификация основных фондов;

- особенности функционирования основных фондов – срок службы, перенос стоимости на готовую продукцию, показатели оценки, виды износа и т.д.;

- современное состояние основных фондов России – общая стоимость, степень износа, темпы инвестиций, характеристика отдельных отраслей и т.д.

Данный раздел должен занимать 15% объема курсовой работы.

Глава II. Методы исследования основных фондов какой-либо отрасли, например, гостиничного комплекса, и эффективность их использования.

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика гостиничного комплекса.

Полное официальное название предприятия, основные положения устава, место дислокации с указанием адреса и реквизитов, место регистрации, наличие разрешительных документов, структура управления и схема подчиненности, численность и структура кадров. Обязательно наличие таблицы (таблиц), характеризующих основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за три последних года (2006 – 2008 гг.).

2.2. Показатели состояния основных фондов комплекса.

С этой целью дается набор аналитических таблиц, показатели которых характеризуют состояние основных фондов в динамике за три последних года (2006 – 2008 гг.), и текстовый материал к ним. В частности: динамика стоимости основных фондов по видам, по срокам службы, степени износа, первоначальной, остаточной, восстановительной и т.д.; характеристика в динамике относительных показателей – структура. Цепные и базисные темпы; затраты на содержание, восстановление и капитальный ремонт основных фондов; характеристика по видам деятельности – гостиница, общепит, развлекательно-оздоровительные и т.д.

2.3. Анализ эффективности использования основных фондов комплекса с применением обобщающих показателей:

- фондоотдача;

- фондоемкость;

- фондовооруженность;

- уровень рентабельности основных фондов.

Табличный материал обязательно должен содержать сопоставление плановых и фактических данных, цепные и базисные темпы роста. Каждая таблица должна быть прокомментирована с указанием конкретных причин выявленных отклонений в системе показателей оценки эффективности использования основных фондов. Необходимо, кроме общих показателей эффективности, привести и проанализировать частные показатели – продолжительности заселенности номеров, объемы и структуру товарооборота предприятий общественного питания. Сопоставления доходов и затрат на туристско-экскурсионное, спортивно-развлекательное и иные составляющие деятельности комплекса. Чем больше данный раздел будет насыщен цифрами, табличным материалом, тем больше будет предложений по следующей практической части работы.

2.4. Компьютерная обработка данных аналитических таблиц.

Возможное наличие данного раздела позволит использовать не только системное построение анализа табличного материала, но и построить графические выражения различных показателей: диаграммы, кривые, вариации и т.д. Весь графический материал должен быть назван «рис. …».

Аналитическая глава всегда разбивается на ряд подпунктов 2-5 и должна занимать в общем объеме работы не менее 50%.

Глава III. Рекомендательная часть. В ней предлагаются пути улучшения эффективности использования основных фондов гостиничного комплекса. Название этой части должно быть близко к формулировке темы курсовой работы.

Результаты анализа и выводы, сделанные на основе исследования цифрового материала, позволяют перейти к разработке конкретных рекомендаций и указаний по достижению поставленных в работе целей, то есть, в данном случае необходимо конкретно расписать, и, если это возможно, рассчитать, какие именно действия и мероприятия позволят улучшить показатели эффективности использования основных фондов.

Например, изменение порядка распределения прибыли может привести к возможности концентрации средств на наиболее важных участках работы. Это может относиться к созданию новых типов услуг, расширению действующих мощностей предприятия, проведению рекламной кампании по привлечению клиентов и т.д.

Возможны и необходимы расчеты по стоимости приобретаемого нового оборудования и срокам окупаемости его работы, изменению организационной структуры предприятия, изменению ценовой политики и ее влиянию на сроки пребывания клиентов в данной гостинице.

Этот раздел курсовой работы должен составлять не менее 30% от общего объема работы.

Заключение (2 стр.) должно содержать выводы по курсовой работе в концентрированном виде. Дается краткий общий обзор содержания каждого раздела работы и перечень конкретных рекомендаций и предложений с данными об ожидаемом экономическом эффекте, где эти мероприятия будут проведены, кем и в какие сроки.

Литература. Перечень источников. Оформляется по библиографическим правилам и состоит не менее чем из 25 источников.

3. Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности».

1. Предпринимательская деятельность в современном обществе.

2. Роль предпринимательства в рыночной экономике России.

3. Организационно-правовые формы предпринимательства.

4. Институциональная политика, формы и виды государственной поддержки предпринимательства в России.

5. Модель создания инфраструктуры поддержки предпринимательства в отрасли.

6. Средства внутриорганизационных коммуникаций предпринимательских структур.

7. Имидж предпринимательских структур. Имидж персонала.

8. Деловые переговоры и деловой этикет в компаниях различных отраслей экономики.

9. Основные производственные фонды, вовлеченные в предпринимательство предприятия, и оценка эффективности их применения.

10. Организационно-управленческие модели структуры предприятия. Оценка предпринимательского управления, механизм управления.

11. Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект предпринимательства: функции, их роль, структура, внешняя и внутренняя среда.

12.Персонал фирмы как субъект предпринимательского процесса. Оценка экономической эффективности ресурсов рабочей силы. Стимулирование труда.

13. Экономическое воздействие государства на предпринимательскую деятельность в отрасли и политика развития этой отрасли.

14. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.

15. Конкуренция в отрасли. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукта, производимого фирмой.

16. Содержание и виды предпринимательской деятельности.

17. Планирование предпринимательской деятельности на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное: содержание и методы планирования. Взаимосвязь планов.

18. Факторы развития предпринимательского предприятия: экстенсивное и интенсивное.

19. Ценовая политика и ценообразование на предприятиях.

20. Виды предпринимательства и формы его организации.

21. Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России.

22. Сущность и виды предпринимательских рынков. Факторы, влияющие на их уровень.

23. Методы оценки предпринимательских рисков и меры по их минимизации.

24. Создание собственного дела и порядок регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

25. Особенности предпринимательской деятельности в отрасли: внешняя и внутренняя среда.

26. Сущность предпринимательской тайны и основные элементы механизма ее защиты.

27. Сущность и формы ответственности предпринимателей.

28. Несостоятельность (банкротство) предприятия. Характеристика процедур банкротства. Меры по предупреждению банкротства.

29. Оценка финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.

30. Франчайзинг как основная форма предпринимательства.

4. Список рекомендованной литературы по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности».

Основная литература:

1. Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2006.

2. Предпринимательство. Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. / Учебное пособие. Питер, 2007.

4. А. Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности. Сер. «Экономическое возрождение России». Изд-во АНО «ИПЭВ», 2009.

5. М. И. Черутова. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Изд-во ГИОРД, 2008.

6. Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. Организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса. Практикум. Дашков и Ко, 2008.

7. И. В. Хохлова. Организация предпринимательской деятельности. Сер. «Конспект лекций. В помощь студенту.» Приор-издат, 2007.

Дополнительная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля 2009 г.)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая 2009 г.)

3. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006 г.)

4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г.)

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008 г.)

6. Клейнер Г. Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. – М.: Наука, 2002.

7. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. – М.: Изд-во РДЛ, 2004.

8. Лапуста М. Г. и др. Предпринимательство: учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.

10. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / под ред. А. С. Пелиха. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.

11. Предпринимательство. Учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2002.

12. Асаул А. Н., Войнаренко М. П., Ерофеев П. Ю. Организация предпринимательской деятельности. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. СПб: «Гуманистика», 2004.

13. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.

14. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 2002.

16. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. – М.: Прогресс-Универс, 2002.

17. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. М.: Экономист, 2003.

18. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса: Учебное пособие / Под ред. А. Г. Новицкого. – М.: Про-Пресс, 2001.

19. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Изд-во РДЛ, 2004.

20. С. В. Мочерный, В. В. Некрасова. Основы организации предпринимательской деятельности. Учебник для вузов. Приор-издат, 2004.

21. В. М. Набатников. Организация предпринимательской деятельности. Сер. «Высшее образование», 2004.

22. Д. И. Валигурский. Организация предпринимательской деятельности. Учебник. Дашков и Ко, 2005.

23. Пелих А. С., Чумаков А. А., Баранников М. М. и др. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие (под общ. ред. проф. Пелих А. С.). Изд. 3-е, испр. и доп., 2004.

24. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Юнити-Дана, 2004.

25. Г. А. Яковлев. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. РДЛ, 2004.

26. О. П. Щепин, А. А. Табуева. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. Сер. «Библиотека журнала «Здравоохранение»» - Библиотека ЛПУ. Международный центр финансово-экономического развития, 2006.

27. А. Б. Крутик, М. В. Решетова. Организация предпринимательской деятельности. Сер. «Высшее профессиональное образование», Академия, 2006.

28. Е. Е. Кузьмина, О. А. Семин, В. Г. Бурмистров, К. Г. Васенева, В. А. Сайдашева, А. М. Кайфаджян. Организация предпринимательской деятельности в розничной торговле. Сер. «Высшее образование», 2007.

29. Н. А. Попов. Организация предпринимательской деятельности в аграрном производстве. Курс лекций с практическими занятиями для выполнения бизнес-проектов. ТД Элит-2000, 2002.

30. В. Г. Бугова, В. Л. Ковальский, Т. О. Манашеров. Предпринимательская деятельность медицинских организаций. STBOOK, 2006.