Главная              Рефераты - Разное

№2 задания для самостоятельной работы учащихся 1–9-х классов - реферат

МОУ Сылвенская общеобразовательная средняя школа №2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ 1–9-х КЛАССОВ

Пермь’2007

Введение

В условиях продолжающегося реформирования системы образования, в том числе и в области физической культуры, большое значение придаётся физкультурному образованию учащихся [10] в то же время одной из задач физического воспитания является повышение физической готовности учащихся.

Однако при двух трёх уроках в неделю учитель просто не в состоянии охватить большое количество материала, предлагаемого программами физического воспитания, он вынужден отбрасывать теоретическое образование и заниматься физической подготовкой. В то же время учащимся предлагается сдавать экзамен и выступать на олимпиадах по «Физической культуре».

Оказавшись в такой ситуации, когда на уроке приходиться придерживаться учебного плана и одновременно готовить учащихся к олимпиаде по «Физической культуре», я предположил, что неплохо бы разработать задания для самостоятельной работы учащихся, в которые содержали бы как практическую, так и теоретическую часть, и которые легко можно было бы проконтролировать.

Изучив программы по «Физической культуре», анатомо-физиологические особенности учащихся, опираясь на собственный опыт и опыт учителей, я попытался составить задания для учащихся начальных классов и учащихся среднего звена.

Содержание заданий для самостоятельной работы по годам обучения.

Начальная школа.

Задания для самостоятельной работы составлены на основе требований к учащимся, содержащихся в Региональной программе физического воспитания учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений Пермской области. Учащимся предлагается вести дневник самоконтроля, где самостоятельно фиксируется выполнение заданий, которые учитель заранее обговаривает и разучивает на уроке.

Помощь в выполнении заданий учащимся могут оказывать учебники по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы [3, 32].

Содержание заданий может изменяться в зависимости от особенностей и традиций той или иной школы.

1 класс .

Ежедневно:

- выполнять комплекс утренней зарядки (гимнастики), разученный на уроке физической культуры;

- обтирать и обливать руки и ноги водой комнатной температуры;

- умывать и чистить зубы;

- удерживать позу правильной осанки, стоя у стены и касаясь её пятками, ягодицами, лопатками и затылком до 5-7 секунд;

- ходить босяком по комнате (летом, по мелкому гравию и по траве) от 15 до 30 минут.

Не реже двух раз в неделю:

- бегать до 800 метров (5-6 минут) в спокойном темпе;

- прыгать через короткую скакалку 50-60 раз;

- зимой передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом до 1000 метров.

II класс

Ежедневно:

- записывать свои наблюдения в дневник самоконтроля;

- выполнять комплекс утренней зарядки (гимнастики);

- обтирать и обливать руки и ноги водой комнатной температуры;

- умываться и чистить зубы;

- удерживать позу правильной осанки до 10-12 секунд;

- ходить босиком до 60 минут.

Не реже двух раз в неделю:

- бегать до 1200 метров в спокойном темпе;

- прыгать через короткую скакалку до 80 раз, сочетая различные способы (на двух ногах, на одной ноге, со сменой ног);

- зимой передвигаться по лыжне до 1500 метров.

Разучить комплекс упражнений для развития мышц , составить свой комплекс упражнений.

Ознакомиться и соблюдать правила «хорошего зрения».

III класс

Ежедневно выполнять те же задания, что и во II классе.

Дополнительно:

- ознакомиться с правилами хорошей осанки, в свободное время выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки;

- ознакомиться с правилами общения;

- составить комплекс утренней гимнастики.

Не менее двух раз в неделю:

- пробегать кросс до 2000 метров в спокойном темпе;

- прыгать через короткую скакалку до 2-х минут, сочетая различные способы;

- зимой, передвигаться по лыжне до 2000 метров.

Теоретические задания для учащихся основной школы

Данные примерные задания предназначены для контроля за качеством усвоения материала и для самостоятельного изучения. Некоторые задания следует давать с учетом индивидуализации обучения, в виде докладов и рефератов, которые учащиеся должны выбирать сами. В младших классах целесообразно давать доклады группе учеников. Спектр заданий может быть расширен и видоизменен преподавателями

5 класс.

1. Вредные привычки, описание одной из них на выбор. Какие вредные привычки есть у ваших родителей, дедушек, бабушек?

2. Доклады по теме «Олимпийские игры Древней Греции».

3. Составить для себя оптимальный режим дня с учетом занятий в секциях, кружках и т.д.

4. Составить удобный для себя дневник самоконтроля.

5. Измерять ЧСС в течение дня: после сна, не вставая с кровати; до и после приема пищи, перед тренировкой, в середине тренировки, после тренировки, после выполнения домашнего занятия, после прогулок, перед сном.

6. Какие нарушения техники безопасности вы видели на тренировках, в спортивных сооружениях, которые вы посещаете.

6 класс.

1. Понаблюдать и записать, какой вид дыхания у членов вашей семьи, как оно изменяется под воздействием физических нагрузок.

2. Нарисовать точки массажа А.А. Уманской.

3. Доклады по теме «Золотой и серебряный век Олимпии».

4. Написать определение понятия «Двигательные качества».

5. Какие гигиенические правила вы нарушаете (по той или иной причине) при занятиях физической культурой и спортом.

6. Какие виды закаливающих процедур выполняете вы, члены вашей семьи, и что они вам дают?

7. Составить комплекс упражнений гигиенической гимнастики.

8. Какой вид помощи используется на начальном этапе обучения в процессе повторения и совершенствования.

7 класс.

1. Определите, чем занимаетесь вы – спортом или физическими упражнениями. Объясните почему.

2. Доклады по теме «Возрождение Олимпийских игр».

3. Нарисуйте эмблему, символ Олимпийских игр. Оформите плакаты к предстоящим соревнованиям.

4. Составить положение о соревнованиях.

5. Какие виды спорта в большей мере влияют на развитие того или иного двигательного качества.

6. Доклады о различных системах закаливания.

8 класс

1. Доклады о различных видах нетрадиционного массажа.

2. Доклады по теме «Московская Олимпиада».

3. Судейство соревнований и помощь в проведении спортивных праздников у младших классов.

4. Составление комплекса для развития того или иного двигательного качества.

5. Составление комплекса обще развивающих упражнений

6. Проведение подготовительной части урока.

9 класс

1. Рефераты на тему «Влияние занятий физическими упражнениями на функциональную систему организма».

2. Составление диеты для предсоревновательного цикла в избранном виде спорта, с учетом потребления белков, жиров, углеводов и витаминов.

3. Доклады на тему «Участники Олимпийских игр в Перми и Пермской области».

4. Написать требования к присвоению разрядов и званий в избранном виде спорта.

5. Предложить батарею тестов для определения уровня развития двигательных качеств. Дать пояснения.

7. Судейство соревнований у младших классов.

Примерные практические самостоятельные задания.

Практические задания для самостоятельной работы составлены на основе требований к недельному двигательному режиму [6] и самостоятельных заданий по методу круговой тренировки [28].

Данные задания предлагается выполнять учащимся в течение всего года, желательно на улице. Однако в зимний период трудно поддерживать двигательный режим (таблица 1, 2), особенно в условиях нашего региона, поэтому предлагаются самостоятельные задания в домашних условиях, по методу круговой тренировки как альтернативу ежедневному двигательному режиму.

Уникальность круговой тренировки – в ее дифференцированности, дающей возможность индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от уровня его физического развития и релаксации при заданной нагрузке. Для этого достаточно подобрать оптимальное соотношение работы и отдыха (пауз) между кругами, во время тренировки. На первом занятии учитель объясняет учащимся связь между показателем ЧСС и самочувствием человека. Напоминаю, что пульс 30 ударов и более за 10 сек. говорит о нежелательной перегрузке, которой следует избегать, применяя паузы для расслабления.

Содержание заданий .

1. Выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику.

2. Применять закаливающие процедуры.

3. Заполнять дневник самоконтроля.

4. Выполнять ежедневно двигательный режим (индивидуальную круговую тренировку).

Таблица 1

Примерный ежедневный двигательный режим
для учащихся 5 – 7-х классов.

Практические задания

Дозировка

мальчики

девочки

1. Бег в легком темпе

или ходьба на лыжах (км.)

1,8 – 2,2

2,0 – 2,4

1,6 – 2,0

1,8 – 2,2

2. Прыжки на короткой скакалке.

180 - 220

180 - 220

3. Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

5 – 9

9 - 12

7 - 10

Таблица 2

Примерный ежедневный двигательный режим
для учащихся 8 – 9-х классов.

Практические задания

Дозировка

мальчики

девочки

1. Бег в легком темпе

или ходьба на лыжах (км.).

2,0 – 2,4

2,2 – 2,6

1,8 – 2,2

2,0 – 2,4

2. прыжки на короткой скакалке.

200 - 240

200 – 240

3. Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

7 – 11

10 - 14

8 - 12

Круговая тренировка

В дневник самоконтроля дети записывают определения терминов, которые им будут необходимы. Круговая тренировка (КТ) – комплекс упражнений, выполняемых заданное количество раз в неизменном порядке при определенном числе повторов. КТ можно проводить исходя из количества заданных упражнений или из выполнения их за определенный промежуток времени.

Максимальный тест (МТ) – количество правильно выполненных за 30 сек. упражнений на каждой станции данного комплекса. МТ-1 – проводится в начале каждого нового комплекса круговой тренировки для определения индивидуальной исходной нагрузки, МТ-2 – в конце цикла круговой тренировки для определения прироста показателей по каждому из упражнений выполненного комплекса.

Исходная нагрузка – результат деления показателей МТ-1 на 2 (или 4), с которого начинаются самостоятельные занятия.

Шутливый девиз спортсменов, применяемый для развития силы: «Делаю, сколько могу, а потом еще три раза», возможно, и уместен для достаточно физически развитых людей, но на занятиях с детьми он вряд ли подходит. Энтузиазм ребят может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому при расчете исходной нагрузки результаты МТ-1 ученики из группы слабо подготовленных будут делить на 4, а не на 2, что позволит им обеспечить более плавный переход к нагрузке и сосредоточить внимание на правильности выполнения упражнений.

После записи определений школьники чертят таблицу и заполняют ее конкретным содержанием в соответствии с приводимой схемой (Таблица 3).

Таблица 3.

Таблицу заполняют до конца месячного цикла занятий, когда на очередном занятии в спортивном зале мы вместе проводим МТ-2 для определения прироста показателей по упражнениям данного комплекса.

Количество вертикальных столбцов в таблице меняется в зависимости от числа станций конкретного комплекса. В графе «Пульс» фиксируют показания ЧСС за 10 сек., снимаемые непосредственно после выполнения самостоятельной тренировки. «Самочувствие” – оценка собственного состояния на момент проведения занятия: “+» - отличное самочувствие; “норма” – состояние хорошее; « - » - некоторый дискомфорт, но работать можно. Поскольку для определения исходной нагрузки все показатели придется делить на 2 (или даже на 4, если речь идет о слабо подготовленном ребенке), то полученные числа будут четными. Если же в результате округления получилось нечетное число, то можно не кривя душой к результату прибавить единицу (нагрузка далась с трудом или возникали сложности с техникой выполнения задания).

Непосредственно перед отработкой детьми МТ-1 учитель проводит показ элементов комплекса. Хотя все упражнения хорошо знакомы ребятам, никогда не мешает дополнительно оговорить требования по правильности выполнения движений и разобрать всевозможные ошибки с целью их исключения и профилактики. На этом этапе главная задача – внушить, что максимальное внимание следует уделять не количеству, а качеству выполняемых упражнений. При показе элементов комплекса мы определяем, на какие мышечные группы приходится основная нагрузка. Надо помнить, что при работе с детьми младшего возраста нежелательно нагружать на смежных станциях одни и те же мышечные группы.

Все упражнения выполняются по схеме (Приложение), которую учащиеся перерисовывают в свою тетрадь в начале занятия с образца, разработанного учителем. Символ КТ – круг, стрелки показывают, в какой очередности выполняются упражнения, а дополнительные линии около детской фигурки (в тетради эти линии красного цвета) обозначают группы мышц, которые несут основную нагрузку на данной станции. В центре схемы (ноябрь) – порядковый номер комплекса трудовой тренировки (в данном случае КТ-1). Здесь 1 – прыжки через скакалку; 2 – наклоны из положения, лежа, руки за головой: 3 – сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (отжимания); 4 – поочередное выпрямление ног в положении сед в упоре “велосипед”;

В приведенном комплексе КТ основная нагрузка на мышцы по станциям распределена так: 1 – мышцы стопы, голени; мышцы кисти, предплечья:

2 – мышцы брюшного пресса, спины; 3 – мышцы плечевого пояса, спины (статическая нагрузка), большая и малая мышцы груди. 4 – мышцы брюшного пресса, плечевого пояса (статическая нагрузка), бедра, стопы, голени (динамическая нагрузка).

После разбора и показа элементов комплекса школьники делятся на пары и проводят пробное выполнение упражнений. Задача партнера – указать на технические ошибки, если они есть. Эта небольшая корректировка – дополнительная гарантия правильного проведения самоподготовки.

Затем мы приступаем к выполнению максимального теста-1 (МТ-1). По команде один из партнеров выполняет 1-е упражнение, а его товарищ ведет подсчет правильно выполненных действий и заносит результат в тетрадь своего оппонента. Пройдя все станции на временном интервале 30 сек., ребята снимают показания пульса за 10 сек. и записывают их в свои таблицы. Поскольку пауз не должно быть благодаря помощи партнеров, данные пульса можно считать вполне достоверными (информативными).

Зафиксировав все показатели, школьники меняются ролями. Получив результаты МТ-1 для всех участников тестирования, переходим к расчету нагрузки на первый день месячного цикла круговой тренировки. В первом столбце таблицы “Дата” под данными МТ-1 мы ставим календарное число, с которого планируем приступить к самостоятельным занятиям. Как правило, это первое число следующего месяца, так как занятие, посвященное круговой тренировке, я провожу на последнем уроке текущего. Поделив все показатели МТ-1 на 2 (или на 4), Записываем полученные результаты для первого дня тренировки. Это и будет исходная (начальная) нагрузка.

Рассмотрим, как надо распределять нагрузку по дням в течение месяца, чтобы обеспечить достижение максимального результата и не допустить перегрузки.

В первые 7 дней количество повторений каждого упражнения комплекса ежедневно увеличивается на 1, поэтому в конце недельного цикла нагрузка на каждой станции возрастает на 6 единиц. Выделив окончание недели занятий яркой линией во избежание путаницы, учащиеся начинают новый 7-дневный цикл с той же исходной нагрузки, что и в самом начале своих занятий, но, проделав все упражнения комплекса с минимальной нагрузкой, проходят круг вторично.

По окончании тренировки показания пульса заносят в соответствующую графу. На второй день второго недельного цикла загрузка на каждой станции комплекс снова возрастает на 1, и так до конца недели. На третьей и четвертой неделе занятия проводят по той же схеме – возвращение к исходной нагрузке в первый день недельного цикла, но при возрастании числа кругов в тренировке (3 круга на третьей неделе самостоятельных занятий. 4 – на четвертой).

Следующие записи в графу – “Упражнения” надо вносить, опираясь на аналогичные расчеты для первой недели. Ежедневно заполняют после окончания самостоятельной тренировки только графы “Пульс” и “Самочувствие”. Учитель не рекомендует учащимся заранее заполнять таблицу расчетами до конца месяца, поскольку в случае пропуска нескольких дней занятий из-за плохого самочувствия или травмы они будут вынуждены вернуться к меньшему уровню нагрузки или даже возобновить занятия с исходной (начальной) нагрузки.

Не рекомендуется делать паузы между кругами более 3 мин., иначе при повторном подходе может улучшаться техника выполнения, но не качества силы и выносливости. Сильные ученики при нормальном пульсе работают без перерывов во втором и третьем недельном цикле, менее подготовленные – занимаются по своей методике. Например: отдых 1 мин. – после первого круга; 1,5 мин. – после второго; 2 мин. – после третьего (вариант для последнего, четвертого недельного цикла).

В конце месяца ученики снова приходят на урок со своими дневниками самоконтроля, и мы посвящаем занятие подведению итогов самостоятельной тренировки – проводим МТ-2, а так же разбираем очередной комплекс круговой тренировки на следующий месяц.

В рабочей таблице заполняем горизонтальную полосу с данными МТ-2. Организация снятия результатов теста аналогична проведенной в начале месяца (МТ-1). Показатели МТ-2 надо сравнить с данными МТ-1, для этого результаты МТ-1 удобнее расположить рядом с МТ-2, т.е. перенести их из начала таблицы в ее окончание. В большинстве случаев значения МТ-2 по сравнению с МТ-1 на каждой станции возрастают на несколько единиц, что вполне закономерно. Прирост результата фиксируем знаком «+». Иногда показатели совпадают, и этот факт отражается пометкой 0. В этом случае, возможно, что ученик временно не тренировался из-за болезни: или же хотя результаты не выросли количественно, улучшилось качество выполнения упражнения или же ученик обманывал сам себя: вносил в таблицу “липовые” данные пульса и ничего не делал весь месяц (редко, но случается).

После выполнения работы дневники самоконтроля собираются на проверку. Оценка ставится с учетом правильности расчетов, оформления схемы и таблицы. Что же касается улучшения результатов, то их прирост определяется во время текущих зачетов, которые провожу в спортивном зале 3-4 раза в год. Все достижения учеников фиксируются в “Таблицах результатов”, которые ведутся для каждого класса.

Рекомендуется школьникам, у которых относительно слабо развиты двигательные качества, проводить МТ в конце каждого недельного цикла, что позволяет им сравнивать данные своего пульса на основе адаптации к высокой нагрузке. Но при хронометраже и записи показателей необходима помощь кого-либо из родителей (или брата, сестры и т.п.), иначе из-за пауз показания ЧСС не будут достаточно информативными. При еженедельном тестировании в спортивном зале в таблице вместо МТ-2 будет стоять МТ-5.

Используя круговую тренировку, не стоит забывать, что это лишь один из способов развития двигательных качеств и навыка самостоятельного применения нагрузки и самоконтроля. Нельзя замыкаться только на оценках и выполнении нормативов. Если ребенок с низким физическим развитием, благодаря своим регулярным самостоятельным занятиям, начинает улучшать показатели, то заработанная им оценка “5” за прогресс в личных достижениях, думаю, с моральной точки зрения также правомерна, как и такая же оценка, выставленная ученику с отличными данными, отработавшему на сверхпрограммный результат. Необходим стимул к самосовершенствованию. Любой из нас – неповторимая индивидуальность, и все же слабых и сильных физически людей объединяет безграничность процесса самопознания и самосовершенствования.

При правильно разработанном теоретическом базисе и умении применять свои знания на практике каждый ребенок, выполняя домашнее задание. При известной доле самолюбия и упорства в состоянии достичь высоких показателей в развитии своих волевых и физических качеств. И именно круговая тренировка как эффективное и доступное средство может помочь в решении этой задачи.

Примерные комплексы круговой тренировки:

5 класс

Ноябрь: КТ-1

- прыжки через короткую скакалку;

- наклон туловища вперёд с прямыми ногами;

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

- велосипед.

Декабрь:КТ- II

- прыжки через короткую скакалку;

- из положения лёжа на спине поднимание одновременно туловища и ног («складка»)

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

- выпрыгивание из приседа.

Январь: KT- III

- прыжки в стороны («прыжки горнолыжника»);

- лёжа на спине руки за головой, поочерёдное разноимённое касание когтем колена;

- отведение рук в упоре лёжа;

- лёжа на спине подъём ног с медленным отпусканием.

Февраль: KT- IV

- прыжки в приседе;

- из положения лёжа на спине наклон вперёд с захватыванием голени;

- усложнённые отжимания (ноги на высоте 20-30 см.);

- сед на бедро.

Март: KT-5

- прыжки 4 на правой, 4 на левой;

- наклон туловища вперёд с прямыми ногами;

- выпрыгивание из приседа;

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

- «велосипед».

6 класс

Ноябрь: КТ – 1

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

- выпрыгивание из приседа;

- из упора лёжа в упор лёжа на одной правая (левая) в сторону;

- пресс;

- прыжки через короткую скакалку

Декабрь: KT – II

- приседания;

- наклон вперёд из положения лёжа на спине;

- стойка на полусогнутых ногах;

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание);

- подъём туловища со скручиванием;

- прыжки через скакалку;

Январь: КТ – III

- прыжки в приседе;

- отжимания;

- подъём туловища с захватом коленей;

- прогиб из упора сидя;

- поднимание ног из положения лёжа на спине;

- отжимания правая (левая) нога назад;

Февраль: КТ – IV

- отжимания;

- лёжа на спине, ноги вперёд, перенос ног вправо, влево;

- вынос ноги из приседа (пистолетик);

- из упора лёжа сзади, правая (левая) рука в сторону;

- наклон вперёд из положения лёжа на спине;

- отжимания правая (левая) нога назад;

Март: КТ – V

- выпрыгивание из приседа;

- из упора присев упор стоя;

- сгибание разгибание туловища из положения лежа на спине;

- упор присев, упор лёжа, упор присев, встать;

- стоя наклон вперёд, счёт на 1-8.

7 класс

Ноябрь: КТ – 1

- отжимания;

- поднимание ног из положения лёжа на спине;

- выпрыгивание из приседа;

- сед на бедро;

- из упора сидя, упор лёжа сзади прогнувшись;

- отведение ног с фиксацией, счёт на 1-8;

Декабрь: KT – II

- приседания

- из упора лёжа сзади, правая (левая) рука в сторону;

- подъём туловища со скручиванием;

- упор присев, упор лёжа, упор присев, встать;

- отжимания;

- вынос ног за линию ладоней;

Январь: КТ – III

- отжимания;

- из положения лёжа на спине, одновременное поднимание ног и туловища;

- прыжки в приседе;

- поворот с упором;

- «пистолет»;

- прыжки расслабляющие;

Февраль: КТ – IV

- отжимания;

- «пистолет»;

- лёжа на спине, ноги вперёд, перенос ног вправо, влево;

- из упора лёжа сзади, разноимённое касание прямой ноги;

- из положения лёжа на спине, подъём ног с касанием пола за головой, медленное возвращение в исходное положение;

Март: КТ – V

- отжимание;

- пресс;

- выпрыгивание из приседа;

- из положения лёжа на спине, подъём ног с касанием пола за головой, медленное возвращение в исходное положение;

- вынос стоп за линию ладоней;

- упор присев, упор стоя;

Результаты и их обсуждение

На основе заданий в Сылвенской школе №1 и №2 Пермского района в течение 2-х месяцев проводилось исследование, задачей, которой являлось: выявить влияние самостоятельных заданий на двигательные способности учащихся.

В экспериментальной группе входили учащиеся основной медицинской группы, все «А» классы; в контрольную группу учащиеся основной медицинской группы, все «Б» классы.

Данные тестирования обрабатывались на ЭВМ. Высчитывались средние результаты и разница их в контрольной и экспериментальной группах (Т-критерии Стьюдента), отдельно у мальчиков и у девочек (Приложение 4).

Результаты исследования показали, что у мальчиков 11 лет экспериментальной группы результаты в беге на 30 м и в прыжках в длину незначительно улучшаются и заметно улучшились результаты в прыжках на скакалке (2,51); у девочек 11 лет экспериментальной группы заметно улучшились результаты в беге на 30 м и незначительно увеличились результаты в прыжках в длину и в прыжках на скакалке; у мальчиков 12 лет экспериментальной группы незначительно улучшаются результаты по всем показателям; у девочек 12 лет экспериментальной группы также незначительно улучшаются результаты в беге на 30 м и незначительно ухудшаются результаты в прыжках на скакалке и в прыжках в длину; у мальчиков 13 лет экспериментальной группы обнаружено незначительное улучшение результатов в беге на 30 м и в прыжках в длину и значительные улучшения в прыжках на скакалке (3,24); у девочек же 12 лет обнаружены незначительные улучшения результатов по всем показателям; у мальчиков 14 лет обнаружены незначительные улучшения результатов по всем показателям; у девочек 14 лет экспериментальной группы появляются значительные улучшения результатов в беге на 30 м (-2,71) и улучшения результатов в прыжках в длину (2,55) в прыжках на скакалке появляются незначительные улучшения результатов; у мальчиков 15 лет наблюдается незначительные улучшения результатов; у девочек 15 лет обнаружились очень значительные улучшения результатов в беге на 30 м (-3,69), также улучшения результатов в прыжках в длину (2,55) и незначительные улучшения результатов в прыжках на скакалке.

Школьникам 5-9-х классов (11-15 лет) предлагалось на уроке физической культуры выполнить самостоятельные задания (прыжки через короткую скакалку) в конце основной части урока. По истечению двух месяцев (16 уроков) у учащихся проводилось тестирование скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места, бег 30 м, прыжки на скакалке за 1 мин.).

Оказалось, что, как у мальчиков, так у девочек разность средних результатов (Т-критерии Стьюдента) контрольной и экспериментальной групп, в основном, значительно улучшаются в экспериментальных группах, но встречаются и исключения, так выделяется улучшение показателей в прыжках на скакалке мальчиков 11 и 13 лет, у девочек такого прироста нет. У девочек наблюдается улучшение результатов в беге на 30 м в 11 и 14 лет и значительное улучшение результатов в 15 лет, у мальчиков такого улучшения нет. Значительное улучшение результатов в прыжках в длину наблюдается у девочек в 14 и 15 лет, у мальчиков нет. Также обнаружено значительное снижение результатов в экспериментальной группе в прыжках на скакалке и в прыжках в длину с места у девочек 12 лет.

Исследования показали, что самостоятельные задания в данном случае прыжки на скакалке, положительно влияют на развитие скоростно-силовых способностей, следовательно, способствуют совершенствованию процесса обучения по школьному предмету «Физическая культура», при помощи включения заданий для самостоятельной работы.

Изучая влияние заданий для самостоятельной работы на умственную деятельность учащихся, мною были взяты вопросы в виде тестов по школьному предмету «Физическая культура».

В экспериментальную группу вошли учащиеся, которым ранее предлагались теоретические и практические самостоятельные задания по предмету «Физическая культура», учащимся контрольной группы таких заданий не предлагалось.

Выяснилось, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп сделали одни и те же ошибки в тех вопросах, которые не предлагались теоретическими заданиями, и разное количество ошибок в тех вопросах, которые были в них, т.е. в экспериментальной группе учащиеся ответили правильно из 12 – 54% вопросов, а в контрольной из 16 – 31%.

В данной работе попытались применить самостоятельные задания на практике и выявить влияние их на жизнедеятельность школьников. Исследование проводилось на учащихся 5-6-х классов в Сылвенской средней школе №2 Пермского района.

Исследовалось состояние здоровья учащихся во время эксперимента, также выявлялось влияние заданий для самостоятельной работы учащихся на режим дня и успеваемости в целом и отдельно по физической культуре.

Всего в исследовании участвовало 35 человек: 17 в контрольной группе (12 девочек и 5 мальчиков) и 18 человек в экспериментальной (8 девочек 10 мальчиков). В группу вошли учащиеся 5-6-х классов, 5 «а» и 6 «а» - вошли в экспериментальную группу, а 5 «б» и 6 «б» вошли в контрольную группу.

Во время эксперимента учащимся 5-6-х классов было предложено в течение одной недели фиксировать свой распорядок дня по следующим позициям: длительность сна, наличие утренней гимнастики и водных процедур, режим питания, пребывание на свежем воздухе, длительность приготовления домашнего задания и просмотра телепередач или видеозаписей. Успеваемость оценивали по среднему баллу за четверть. Анкеты были статистически обработаны с вычислением полноты выполнения режима дня (%) для каждого ученика и коллектива в целом, а также с определением средних временных затрат на все виды деятельности.

При анализе анкет (приложение 3) обнаружено, что среднесуточная продолжительность сна в экспериментальной группе составила 9,07 и в контрольной группе 9,04 часа и была достаточной (не менее 9 часов) у 66,6% в экспериментальной и у 82,4% в контрольной группе. Дефицит сна в среднем в экспериментальной группе составляет 2,05 дня, что составляет 16,6% и 1,7 дня в контрольной группе, что составляет 41,1%.

Режим питания, оцениваемый по кратности питания не менее 4 раз в день – в экспериментальной группе выполняют 72,3% учащихся и 41,1% в контрольной группе; по длительности промежутков между едой не более 5 часов соблюдает в экспериментальной группе 27,7% учащихся и в контрольной группе 35,2%; время от ужина до сна не менее 2-х часов соответственно 66,7% и 35,2%.

Учащиеся довольно много времени проводят на свежем воздухе: 3,29 в экспериментальной и 2,08 часа в контрольной. Достаточное время (2 часа и более) на воздухе проводят 61,2% в экспериментальной группе и 29,4% - в контрольной. Однако, практически все школьники предпочитают проводить длительное время (более 6 часов в неделю) за просмотром телепередач и видеозаписей.

Анализируя длительность приготовления домашнего задания, обнаружили, что 77,8% в экспериментальной и 88,2% в контрольной группах выполняют домашнее задание не более 2,5 часов в день, при этом в экспериментальной группе учащиеся имеют средний балл успеваемости 4,24, а в контрольной – 4,02.

Утреннюю гимнастику, способствующую эффективному переходу от сна к бодрствованию, выполняют ежедневно 0% в контрольной группе и 100% в экспериментальной.

Мы вычислили, что в среднем процент выполнения норм в экспериментальной группе – 49,4, а в контрольной – 35,8 процента. Из этого следует, что в экспериментальной группе результат выполнения норм режима дня лучше на 13,6%.

Основываясь на данных медицинских карт школы, была проведена сравнительная оценка заболеваемости школьников во время проведения эксперимента (Таблица 5, 6).

1. Данные о случаях заболеваний из индивидуальных медицинских карт врачебного кабинета школы вносились в таблицу.

2. Вычислялись показатели в каждой группе (в экспериментальной и контрольной). Таблица.

Показатели частоты случаев заболеваний (ПЧС) показывает, как часто встречаются заболевания в данном коллективе.

Показатель тяжести заболеваний (ПТЗ) определил среднюю длительность одного заболевания.

Индекс здоровья (ИЗ) показывает, сколько процентов детей вовсе не болели за четверть.

3. Проводится также сравнение всех показателей заболеваемости двух групп.

Таблица 5.

Заболевания учащихся 5-6х классов за вторую четверть.

Общее кол-во

Случаи заболев.

Дни нетрудоспособн.

Не болели

Эксперимент. гр.

18 человек

4

14

14

Контрольная гр.

17 человек

6

29

11

Таблица 6.

Оценка состояния здоровья учащихся 5-6х классов.

Эксперим. Гр.

Контр. Гр.

Отличие «+»,«-»

ПЧС

22,2

35,3

-13,1

ПТЗ

3,5

4,8

-1,3

ИЗ

77,7

64,7

+13%

Из этого следует, что ПЧС в экспериментальной группе меньше на 13,1, чем в контрольной; ПТЗ также меньше на 1,3; а индекс здоровья выше на 13%.

Также исследовалась успеваемость по физической культуре (Приложение 3). В экспериментальной группе средний балл успеваемости по физической культуре составляет 4,77, а в контрольной 4,47.

Нарушение режима питания является фактором риска заболеваний пищеварительной системы, что в дальнейшем может вызвать нарушение функций других систем организма [2, 28, 29]. В экспериментальной группе промежуток между приемами пищи с нормой не более 5 часов выполняется на 7,5% лучше. Время от ужина до сна с нормой не более 2 часов в экспериментальной группе выполняется на 31,5% лучше. И кратность питания с нормой не менее 4-х раз в день также лучше 31,2%.

Свежий воздух обеспечивает хорошую оксигенацию крови, дает полноценный отдых и двигательную активность, способствует закаливанию и инсоляции, развивает самостоятельность и ориентацию на местности [2, 28,29]. Время пребывания на свежем воздухе (не менее 3-х часов) лучше выполняется в экспериментальной группе на 31,8%.

Также известно, что наличие утренней гимнастики благоприятно влияет на здоровье. Например, в экспериментальной группе ее выполняли 100% учащихся, а в контрольной 0%.

Известно, что нарушение длительности и формулы сна, безусловно, неблагоприятно сказывается на протекание восстановительных процессов [2, 20]. Так в контрольной группе учащиеся лучше выполняют норму ночного сна (9 часов) на 24,5%. Также по длительности ночного сна учащиеся контрольной группы выполняют норму (не менее 9 часов) лучше на 15%.

Длительность приготовления домашнего задания (не более 2,5 часов) в контрольной группе выполняется лучше на 10,4%.

Большинство школьников предпочитает находиться длительное время у телеэкранов, в контрольной 5% и в экспериментальной 0% человек выполняет норму. Точно также учащиеся выполняют закаливание 5% в экспериментальной и 0% в контрольной группе.

Время выполнения домашнего задания в экспериментальной группе увеличилось, возможно, из-за того, что к прочему заданию прибавилось и задание с двигательной активностью.

В экспериментальной группе сравнительно больше человек выполняют норму пребывания на свежем воздухе (не менее 3 часов), возможно, увеличение двигательной нагрузки создает потребность у испытуемых больше находиться на улице.

Если у учащихся появляется большая двигательная нагрузка, то и увеличиваются энергозатраты в организме и, как нам кажется, потребность в более регулярном питании возрастает.

У учащихся экспериментальной группы улучшилась отметка за успеваемость на 0,22 балла. Также улучшилась оценка по физической культуре на 0,3 балла. По-видимому, это возникло из-за увеличения двигательной активности учащихся, а увеличение двигательной активности способствует увеличению и умственной.

Средний процент выполнения норм в контрольной и экспериментальной группах равен соответственно 37,8 и 49,4. Значит, в экспериментальной группе – на 23,6 выше.

Состояние здоровья также различно: ПЧС в экспериментальной группе меньше на 13,1; ПТЗ также меньше на 1,3; ИЗ выше на 13%. Полученные данные, свидетельствуют о положительном влиянии самостоятельных заданий предлагаемых экспериментальной группе.

Итак, проведя выше перечисленные исследования, выявились:

- наиболее сложные для учащихся теоретические и практические разделы физической культуры, а значит наиболее интересный материал, на основе которого и составлялись самостоятельные задания для учащихся;

- положительное влияние самостоятельных практических заданий для учащихся (прыжки на скакалке) на развитие скоростно-силовых способностей;

- учащимся 5-6-х классов режим дня выполняется не полностью (в среднем 49,4% в экспериментальной и 37,8% в контрольной группах) и недооценивают его роль в жизни;

- задания для самостоятельной работы по физической культуре положительно влияют на успешность обучения.

Литература

1. Аникиев В.С. Как повысить эффективность физической культуры //Cпорт о школе. 1997. №8. С.5.

2. Антропова. В. Гигиена детей и подростков М: Медицина 1980.

3. Весёлая физкультура : Учебник для учащихся I классов четырёхлетней начальной школы / Е.Н. Литвинов и др. М. Просвещение, 1997.

4. В министерстве общего и профессионального образования РФ // Физическая культура в школе, 1999. №1, С 2-3.

5. Вологодин И.И. Парадоксы контрольных нормативов с точки зрения статических критериев в практике преподавания физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. №1, С.14

6. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» М: Физкультура и спорт.

7. Гужоловский Л.А. Этапность развития о физических качеств и проблем оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. Автореф. дис…. доктор. пед. наук. М., ГЦОЛИФК, 1979.

8. Гамезо М.В. Курс общей возрастной педагогической психологии. М.:Просвещение, 1982.

9. Закаливание детей и подростков в детском доме: Методические рекомендации/ Cоставитель: О.П.Саулина. Пермь, 1991.

10. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи/ сост.-М.Я. Виленский, П.А. Виноградов и др. М., 1989.

11. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Курьер СДВ. 2001 №3. С. 5-7.

12. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов/ Составители: В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейнсон. М., 1996.

13. Кузнецова З.И. Критические периоды развития быстроты силы и выносливости детей школьного возраста. М., 1972. С. 144-146.

14. Лях В.И. Координационные способности школьников// Физическая культура в школе. 2000. №5. С.

15. Лях. В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития// Физкультура в школе. 1999. №1. С.

16. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: Состояние, перспективы и пути реорганизации.//Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.

17. Макросян А.А. Возрастная физиология и вопросы педагогики. //Советская педагогика. 1965. №5. С.48-58.

18. Макросян А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.

19. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Основные положения «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12- ти летней школе» //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. №2. С. 60-62.

20. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред.: Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.

21. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационные качества.//Теория и практика физической культуры. 2000. № 1.

22. Об образовании: Закон РФ.М., 1992.

23. Очерки по теории физической культуры: труды ученых соц. стран/ Сост. и общ. ред. Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 211.

24. Программы физического воспитания учащихся основной (V- IV классы) и средней (X- XI классы) общеобразовательной школы: Вариативная часть содержания материалов уроков с оздоровительной направленностью/ Автор – составитель: Т.А. Воробьёва, Пермь, 1995.

25. Программы физического воспитания учащихся 1- 11-х классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) / Авторы: Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов. М.: Просвещение, 1996.

26. Региональная программа физического воспитания учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений Пермской области / Под редакцией. О.П. Саулиной. Пермь, 1998.

27. Работникова Л.В. Исследование распорядка дня студентов // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта ПГПУ., Пермь, 1999. С. 115-118.

28. Соловьева И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки// Физическая культура в школе.2000. №5. С

29. Сивков И.Г. О режиме дня 5 классов. //Гигиена и санитария 1984, № , С.71-72.

30. Тумонян Г.С., Харацидис С.К. Гибкость как физическое качество//Теория и практика физической культуры. 1998. №2.

31. Тумонян Г.С., Харацидис С.К. Профессия – тренер// Теория и практика физической культуры. 1998. №1.

32. Ура, физкультура !: Учебник для учащихся 2-4-х классов начальной школы / Под ред. А.П. Матвеева М.: Просвещение, 1995.

33. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: АПН РСФСР, 1959.

34. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Под ред. А.П. Матвеева М.: Просвещение, 1995.

35. Чусов Ю.Н. Ты не бойся не жары и не холода. Л.: Детская литература, 1997.