Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания предназначены для студентов III-V курсов, обучающихся по специальности «Геоэкология»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания предназначены для студентов III-V курсов, обучающихся по специальности «Геоэкология». Они могут использоваться студентами при выполнении самостоятельной научно-исследовательской работы, а также при подготовке курсовых и дипломных работ и проектов. Кроме того, данные методические указания могут быть использованы в качестве учебного пособия для студентов V курса, слушающих курс лекций «История и методология наук о Земле».

В первой части методических указаний обозначены основные вопросы, связанные с организацией научно-исследовательской работы в области наук о Земле. От эффективности их решения индивидуально каждым студентом зависит правильность и рациональность организации самостоятельной научно-исследовательской работы. Во второй части методических указаний приводятся конкретные рекомендации по решению задач, возникающих при проведении студентами самостоятельной научно-исследовательской работы и связанных с порядком реализации исследования, правильностью работы с литературой, подготовкой научных публикаций и докладов на научных конференциях.

Следует обратить особое внимание на то, что при выполнении студентом научной работы, последняя должна направляться и контролироваться научным руководителем (или руководителями), которые, в свою очередь, призваны приучать студента к самостоятельности в его исследованиях.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Система наук о Земле

Науки о Земле в своей совокупности образуют единую систему. В ее состав входят геология, география и геоэкология, которые могут рассматриваться как самостоятельные науки. Иногда предлагается использования понятие «геономия» для обозначения указанной совокупности наук о Земле, однако оно применяется крайне редко. В состав каждой из наук входит большое число отдельных направлений, каждое из которых также может рассматриваться как самостоятельная наука. Вообще, понятия «наука», «область науки», «научное направление», «научная дисциплина», несмотря на многочисленные попытки однозначного их дефинирования, находятся в свободном пользовании и в каждом конкретном случае применяются к разным составляющим знания.

Среди наук о Земле наиболее «устойчивой» является геология, которая четко обособлена от других отраслей знания. География, особенно при рассмотрении ее прикладных направлений, сближается с другими науками, например, с экономикой или социологией. В некоторых странах география традиционно параллелизуется с историей, как это имеет место в Испании. Что касается геоэкологии, то она часто рассматривается в тесном контакте с биологией и сельскохозяйственными науками.

Среди всех наук о Земле наиболее древней является география, которая зародилась задолго до нашей эры. Однако концептуальная основа многих ее направлений оформилась только в последнем столетии. Геология как наука начала развиваться в середине второго тысячелетия, а два периода ее интенсивного развития приходятся на вторую половину XIX – начало XX века, и на период со второй половины 1980-х годов по настоящее время. Важнейшим отправным моментом развития геоэкологии стали политические события конца 1960-х годов, однако как наука она оформилась два десятилетия спустя и продолжает свое формирование и поныне.

Развитие наук о Земле контролируется как объективными, так и субъективными факторами. В последнее время преобладающие направления исследований диктуются «научной модой».

Важнейшей чертой современной науки является предоставление максимальной свободы и возможностей для проявления индивидуальности конкретно каждому специалисту во всем, что не снижает качества проводимого им исследования. К числу принципиальных тенденций следует относить универсализацию ученых, т.е. вовлечение их в несколько различных направлений исследований и высокий уровень подготовки в областях, в которых специалист непосредственно не работает. С другой стороны, растет доля исследований, результаты которых не имеют прямого практического применения. Геология, вероятно, стала одной из первых среди других наук, которая перестала обращать внимание на необходимость практического применения полученных знаний. Если проанализировать публикации в мировой научной литературе, то легко обнаружить, что большинство из них содержит результаты исследований, которые непосредственно не могут быть использованы человеком в практических целях, т. е. для получения или освоения новых ресурсов (что всегда мыслилось основной задачей геологии). Все меньшее число статей посвящено месторождениям полезных ископаемых. Знаковым событием надо считать переименование одной из крупнейших мировых организаций SEPM (Society of Economic Paleontologists and Mineralogists) в SSG (Society for Sedimentary Geology), где главным стало исчезновение слова "economic". Произошло это на рубеже столетий, а потому уже можно говорить о том, что с XXI века мировая геология окончательно перестала ориентироваться на получение практически значимых результатов. Более или менее значительным исключением является только инженерная геология, гидрогеология, сейсмотектоника и вулканология. Все это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в свое время геология уже дала человечеству «исчерпывающее» количество практических знаний. Одновременно с этим прогресс все время имел целью интенсификацию использования уже разведанных природных ресурсов, их экономию и переход к использованию их возобновляемых источников. Во-вторых, начавшийся в 1980-е годы геологический "бум" спровоцировал необыкновенный рост интереса к геологии самой по себе безотносительно конкретной «пользы» полученных знаний. Таким образом, современная геология развивается как наука ради науки, ради роста человеческих знаний, ради удовлетворения интереса ко всему новому.

Ритм научно-исследовательской деятельности в мире все время увеличивается. Во многом это происходит благодаря развитию средств электронной коммуникации. Можно утверждать, это ритм этот в настоящее время измеряется уже не годами или месяцами, а неделями и днями.

1.2 Основные типы научных учреждений

Научная деятельность на низшем уровне организуется в научных учреждениях, которые бывают нескольких типов:

- государственные и частные университеты, входящие в их состав научно-исследовательские институты (НИИ) и научно-исследовательские центры (НИЦ);

- государственные НИИ (характерны большей частью для России);

- частные НИИ и НИЦ;

- коммерческие НИИ и НИЦ (отличаются от частных ориентацией исследований на получение прибыли);

- консалтинговые НИЦ;

- НИЦ в государственных или частных компаниях (ориентируются на научную поддержку работ, проводимых компанией, или существуют на основе спонсорской поддержки компаниями научных разработок);

- государственные и частные музеи и входящие в них НИЦ (одна из важнейших форм научных учреждений в мире);

- международные, национальные и региональные научно-исследовательские организации, рабочие группы и т.п. (наиболее яркие примеры – Международный геологический союз (IUGS), Американское геологическое общество (GSA));

- специальные общегосударственные или региональные службы (в настоящее время геологическая служба и другие аналогичные учреждения рассматриваются как система крупных НИЦ, а не выполняют «технических задач», как это, к сожалению, имело место в бывшем Советском Союзе);

- НИЦ при неспециализированных общегосударственных или региональных службах.

Вместе с тем, огромная роль в реализации научно-исследовательской работы приходится на независимых специалистов, которые аффилированы или вообще не связаны с научными учреждениями. Во всем мире, особенно во Франции, Великобритании, США доля независимых специалистов неуклонно возрастает. Во-первых, это объясняется желанием ученых строить свой исследовательский график по собственному усмотрению. Во-вторых, это большая заполненность научных учреждений кадрами. К сожалению, их персонал не может расти безгранично. Вне всякого сомнения, общество жизненно нуждается в постоянном пополнении знаний, но финансировать все желаемые научные исследования (тем более в большинстве случаев не дающих практических результатов) оно не в состоянии в принципе. Общество гарантирует большое, но все-таки ограниченное количество вакансий для научных работников для занятий исследованиями, в том числе (а настоящее время - прежде всего) не приносящими прямой практической пользы.

В этой связи научное сообщество вынуждено трансформироваться. В любом случае безотносительно своего положения научная деятельность конкретного исследователя должна оцениваться по ее качеству, которое легко определить в ходе перекрестного рецензирования, практикуемого всеми научными изданиями. Здесь важно отметить, что общество нуждается в гораздо большем количестве научных результатов, чем то, которое может быть получено в научных учреждениях. Следовательно, оно должно полностью поддерживать независимых исследователей. Выражается эта поддержка в следующем: (1) устранение каких-либо привилегий для исследователей, работающих в научных учреждений (прежде всего, обеспечение равного допуска к публикации в любых научных изданиях и участию в совещаниях, конференциях); (2) привлечение независимых исследователей в различного рода научные общества, организации; (3) по мере возможности финансовая поддержка независимых исследователей. Кроме того, научное сообщество должно регулировать соотношение между количеством научных сотрудников учреждений и независимых исследователей в национальном и глобальном масштабе, а также обеспечивать привлечение должного числа кадров для подготовки специалистов в университетах. Дело в том, что вполне может сложиться ситуация, когда положение независимых исследователей станет более привлекательным и начнется неоправданный отток специалистов из научных учреждений.

1.3 Общие сведения о научном знании

Научное знание непрерывно совершенствуется. Устранение ранее существовавших противоречий обозначает новые противоречия, хотя и проявленные на новом уровне развития знаний. В целом, развитие научного знания носит прогрессивный характер, однако в отдельные моменты времени не исключается его остановка или даже научный регресс. Часто это вызывается субъективными факторами, например идеологическим давлением на науку, что, безусловно, недопустимо.

Основными составляющими научного знания являются факты, положения, теории, гипотезы, концепции, парадигмы и догмы.

Факт – это достоверное «единичное» знание о конкретном объекте, процессе, явлении, событии.

Положение – это достоверное знание о соотношении и/или взаимосвязи объектов, процессов, явлений, событий.

Теория – это система достоверных знаний относительно достаточно большой группы соотносящихся друг с другом и/или взаимодействующих объектов, процессов, явлений, событий. Обычно теория формулируется как совокупность нескольких логически связанных друг с другом положений.

Гипотеза – это знание или система знаний, достоверность которых недоказана, доказана неполностью или не может быть по тем или иным причинам доказана в настоящий момент. По своему иерархическому уровню в системе научных знаний гипотеза может соотноситься как с положением, так и с теорией. В последнем случае несколько гипотез и/или положений объединены в единую систему. Гипотеза должна быть подвергнута верификации, после чего она может быть либо отвергнута, как недостоверная, либо, наоборот, полностью подтверждена, в результате чего она станет теорией или положением, либо подтверждена частично, и тогда отдельные доказанные ее составляющие могут стать самостоятельными положениями/теориями, или они могут быть использованы в других положениях/теориях.

Концепция – это крупная система достоверных знаний, объединяющая в себе несколько логически связанных друг с другом теорий и положений. В силу постоянного совершенствования научного знания происходит смена научных концепций. Она может быть и «постепенной», и «резкой». В последнем случае говорят о научной революции.

Парадигма – это специфический вид научной концепции, который в силу объективных или субъективных причин существует как действительно достоверное знание в течение достаточно долгого времени.

Догма – это специфический вид научной концепции, сходный с парадигмой, однако действительная достоверность включенных в нее знаний является проблематичной.

Под научным открытием понимаются особо значимые результаты научных исследований, которые при этом часто случайны и связаны, как правило, с обнаружением совершенно новых объектов, процессов, явлений и установлением ранее неизвестных событий.

Однозначность научного знания обеспечивается научной терминологией – системой специальных слов и словосочетаний (как обиходных, так и направленно созданных), использующихся для четкого обозначения объектов, процессов, явлений, событий, представлений об их взаимоотношении или взаимодействии, а также для логического соединения отдельных фрагментов знания. Разработка научных терминов – исключительно сложный процесс, содержащий много субъективного. Большое количество терминов появилось в достаточной степени случайно. Целенаправленно («искусственно») введенные термины очень часто не приживаются, т.е. перестают использоваться через определенное время. В настоящее время важнейшим условием введения нового термина следует считать то, что он должен находить выражение на английском или (менее значимо) латинском языке. В целом, следует отметить, что при проведении исследования использование терминов должно быть предельно четким, однако не следует злоупотреблять введением новых терминов.

1.4 Критерии истинности и основания возникновения теории и гипотезы

Научная истина, независимо от того, закреплена она в фактах, положениях, теориях и т.п., всегда относительна, а потому нуждается в постоянной проверке. Научное знание не является замкнутым, что, собственно, и определяет его несовершенство. Для проверки истинности теория может быть оценена по трем критериям:

- соответствие фактам;

- соответствие другим теориям;

- отсутствие внутренних («логических») противоречий.

Истинной будет только та теория, которая удовлетворяет всем трем критериям. При этом надо учитывать, что по мере развития научного знания соответствие теории данным критериям может изменяться.

Относительно указанных критериев проводится и верификация гипотезы. Изначально, гипотеза не обязана быть и даже казаться истинной. В этой связи она может выдвигаться как угодно, на основе даже заведомо абсурдных утверждений. Главное, чтобы при этом она была четко обозначена как гипотеза и не претендовала на роль теории без предварительной верификации.

Исходные условия для построения теории могут быть любыми. Среди отечественных специалистов в области наук о Земле доминирует мнение, что основой для построения теории является только фактологическая база. Однако это в корне неверно. Теория может возникать как на основе анализа фактов, так и на основе анализа других теорий, так и в совокупности этих операций. Ни один из путей не является более предпочтительным в сравнении с другими. В этой связи критика в адрес той или иной теории или концепции, построенной путем анализа других теорий, не является обоснованной, более того, говорит о невежестве и предвзятости. В принципе, теория может строиться даже исходя из отвлеченных логических построений.

Как было уже отмечено выше, еще одним принципиальным путем развития теории является верификация уже существующей гипотезы.

При своем оформлении теория должна приводиться в соответствие фактам, другим теориям и должна быть внутренне логичной. Одним из ярких примеров неправильной, т.е. ненаучной, формулировки теории является проведение «тенденциозного» подбора фактов, свидетельствующих в ее пользу. Если факты подбираются произвольно, то это – нормальный путь разработки научной теории. Однако недопустим целенаправленный выбор только подтверждающих ее фактов. В равной степени, при критическом анализе теории ни в коем случае не должны выбираться лишь факты, свидетельствующие против нее.

Следует отметить, что в силу несовершенства научного знания всегда будет определенное количество фактов и теорий, которые так или иначе противоречат разрабатываемой теории или верифицируемой гипотезе. В ряде случаев они могут даже преобладать. Искусство научной работы заключается в том, чтобы правильно, но не «тенденциозно» распознать те факты и другие теории, которые будут признаны критериями истинности.

1.5 Источники фактов

Фактологическая основа геологии, географии и геоэкологии отличается большим разнообразием. Общепризнанным является то, что исходный материал для исследований может быть собран либо в ходе полевых исследований, либо в лаборатории. Однако помимо этого существует некоторое число других источников фактов, а именно:

- обобщенные факты, представленные в литературных источниках в изначальном виде;

- разрозненные факты, представленные в литературных источниках;

- неопубликованные данные других исследователей;

- коллекции и другие в той или иной степени обработанные материалы;

- официально предоставляемые (например, посредством Internet) неопубликованные материалы.

Ценность компилятивной работы при сборе фактического материала отнюдь не меньше, чем важность самостоятельных исследований «в поле» или в лаборатории. Однако следует обратить особое внимание, что использование материалов других исследователей всегда должно сопровождаться указанием имени последних, точной ссылки на литературные источники, а при работе с неопубликованной информацией необходимо получить официальное разрешение на ее использование.

1.6 Научное и вненаучное знание

Наука – это форма деятельности людей, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и самом познании и имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Однако параллельно с наукой существуют псевдо- и лже-наука, которые объявляют себя настоящей наукой.

Псевдо-наука – это имитация, создание видимости научной деятельности. Публикация совершенно одинаковых статей с некоторым видоизменением названия, выдаваемая за постоянно проводимые исследования, равно как и суждение о характере научной деятельности по званию и должности ученого, а не по конкретным результатам являются примерами псевдо-науки.

Лже-наука – это сознательное введение и/или вхождение в заблуждение, т.е. утверждение истинными знаний, которые заведомо не являются таковыми.

1.7 Методы научного познания

Научная методология – это совокупность всех возможностей совершенствования научного знания. Она основана на объективности и отвергает субъективизм. В то же время выбор пути исследования субъективен. Исследователь полностью свободен в нем, ограничиваясь только возможностью проведения качественного исследования. Предпочтительным является выбор наиболее рационального пути исследования, однако рационализм, в отличие от качества, не является обязательным ограничением.

Могут быть предложены различные классификации научных методов. Одной из наиболее приемлемых можно считать классификацию И.В. Ватина и др. (2000). Согласно ей, научные методы разделяются на 5 крупных категорий: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные.

Умозрительно-философский подход – это основной философский метод, основанный на выведении конкретного научного знания из общефилософских принципов. К сожалению, данный метод редко используется в науках о Земле. Недооценка его роли при проведении геологических, географических или геоэкологических исследований совершенно неоправданна. Например, анализ идеальной модели развития ситуации относительно материальной системы позволяет без особого труда обозначить основные этапы развития геоструктур. С другой стороны, та же самая модель может быть использована для объяснения эволюции животного мира в геологической истории, а также для разработки теоретической основы классификации ископаемых организмов.

В качестве частной составляющей умозрительно-философского подхода может рассматриваться системный подход – изучение объектов, процессов, явлений и событий путем их сопоставления с представлениями о закономерностях строения и эволюции идеальных систем.

Выделяется около двадцати общенаучных методов, которые рассматриваются ниже.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов. Это один из важнейших методов для наук о Земле. С одной стороны, в ходе полевых исследований необходимо обнаружение тех или иных особенностей природной среды, которые замаскированы огромным множеством других особенностей. С другой стороны, внимание исследователя при полевой работе не должно сосредотачиваться только на чем-то определенном: сопутствующая информация может оказаться не менее полезной как для дополнения и эффективного проведения данного исследования, так и для реализации других проектов.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса или изменение объекта, а также это воспроизведение объекта или процесса. Что касается наук о Земле, то собственно экспериментальная работа существенно уступает место моделированию (см. ниже).

Сравнение – установление степени сходства объектов, процессов, явлений, событий. Например, расчет коэффициента Жаккара позволяет определить сходство двух одновременно существующих растительных ассоциаций или сходство двух разновременных состояний одной и той же ассоциации.

Измерение – действие по определению числового выражения величины, описывающей объект, процесс, явление или событие. Хотя специфических величин в науках о Земле не столь много, измерение играет важную роль при изучении физических параметров эволюции планеты.

Описание – фиксация результатов применения других методов. Науки о Земле в значительной степени являются описательными. Сама по себе фиксация первичных результатов является важным вкладом в понимание строения и закономерностей развития природной, в т.ч. геологической, среды.

Формализация – придание научному знанию условного выражения в знаково-символическом виде. Данный метод может быть широко использован, например, при характеристике многокомпонентных природных систем.

Аксиоматический метод – способ получения нового научного знания основанный на логическом выводе заключений из некоторых исходных постулатов. Использовать данный метод в науках о Земле надо с большой осторожностью во избежание ошибочного использования догматических заключений как постулатов, каковыми они не являются.

Гипотетико-дедуктивный метод – выведение гипотетического знания путем анализа нескольких связанных друг с другом гипотез. В ряде случаев связывание гипотез может одновременно предоставлять основания для их верификации. В таком случае полученное в результате знание можно будет считать в достаточной степени истинным.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод постепенного совершенствования знания относительно объекта, процесса, явления или события путем детализации его рассмотрения. Например, изучая конкретную природную систему, можно отталкиваться от ее общих черт, присущих всем системам такого рода вообще, впоследствии детализируя представления о том или ином интересующем нас компоненте или аспекте данной системы.

Анализ – условное разделение объекта, процесса, явления, события на составляющие и далее изучение каждой из них в отдельности.

Синтез – объединение, но не механическое суммирование, составляющих объекта, процесса, явления, события в единое целое и далее его изучение. Анализ и синтез как методы обычно используются совместно и их роль в науках о Земле исключительно велика. Например, анализ горной породы включает в себя изучение свойств входящих в нее минералов. Однако дальнейший синтез позволяет определить «совместное» проявление свойств этих минералов в породе в целом.

Абстрагирование – выделение в изучаемом объекте, процессе, явлении, событии только одного или нескольких интересующих аспектов. Например, при изучении взаимосвязи глобального изменения климата и развития земной биоты, можно сконцентрировать внимание только на влиянии потепления на динамику видового разнообразия растительных сообществ, не учитывая влияние изменения концентрации углекислого газа и обратного действия самой флоры на климат. Однако абстрагирование не должно приводить к пробелам в знании. В современных геологии, географии и геоэкологии преобладают комплексные исследования, т.е. абстрагирование приобретает частное значение.

Идеализация – интеллектуальное представление объектов, процессов, явлений, событий с «предельными» свойствами, несуществующих в действительности, но имеющих свои прототипы. Наиболее яркий пример – описание физических параметров Земли с помощью геоида.

Индукция – получение новых положений на основе логического обобщения фактов.

Дедукция – формулировка представлений о конкретном объекте, процессе, явлении, событии на основе представлений об общих характеристиках, свойственным всем объектам, процессам, явлениям, событиям такого рода.

Аналогия – сравнение объектов, процессов, явлений или событий, сходных по определенным признакам, для установления возможного сходства других их признаков. Например, в настоящее время ведется дискуссия относительно сходства Земли и других объектов Солнечной системы по наличию аналогичного земному механизма тектоники литосферных плит.

Моделирование – исследование объекта, процесса, явления, события путем их воспроизводства в минимизированном виде с теми или иными допущениями и упрощениями. В последнее время большое значение получили количественные модели, в т.ч. представленные в электронном виде, которые, например, позволяют изучать изменения погодных условий, эндо- и экзогенных процессов и т.п.

Вероятностно-статистический метод – изучение объектов, процессов, явлений и событий на основе представлений о сочетании случайного и закономерного. Основными понятиями, связанными с данным методом, являются «случайная величина», «вероятность», «частота проявления». Хотя данный метод находит широкое применение в науках о Земле (например, при оценке риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций), его использование всегда должно параллелизоваться с применением других методов для контроля получаемых результатов.

Частнонаучные методы – это совокупность методов научного познания, характерных для той или иной области знаний, в данном случае, для геологии, географии или геоэкологии в целом. В качестве примера такого рода методов можно привести балансовый анализ.

Дисциплинарные методы – это более узкие по направленности методы научного познания. Например, к ним относятся фациальный анализ, методы изучения гранулометрического состава почв и т.д.

Междисциплинарные методы возникают на стыке двух и более научных направлений. В частности, к этой категории могут быть отнесены геофизические или геохимические методы.

1.8 Организация современной науки

Основной формой организации современной науки является проявляемое в той или иной форме сотрудничество специалистов и научных учреждений. Оно может осуществляться на международном, национальном и региональном уровнях. Здесь необходимо отметить, что проявление любых форм национализма в науке недопустимо. В современном мире не может быть отдельно существующей национальной научной системы, даже в малой степени изолированной от внешнего мира. Уже самая незначительная изоляция ведет к превращению настоящей науки в псевдо- или лже-науку. На национальном уровне наука должна организовываться преимущественно для достижения двух целей:

- выражение потребностей науки перед государством и обществом;

- демонстрация научных достижений в качестве примера успешной научной деятельности в данном обществе.

Организация науки может поддерживаться различными научными организациями, такими как, например, Международный геологический союз (IUGS). Роль национальных академий должна сводиться к выработке механизмов для достижения двух вышеобозначенных целей, т.к. излишняя «заорганизованность», несомненно, негативным образом отразится на качестве научного исследования, привнося в него субъективную составляющую и лимитируя свободу исследователя.

1.9 Ученый и научное сообщество

Существует целый ряд установок, которые ученый должен получать от научного сообщества (как правило, в процессе обучения) в порядке стимулирования, но не принуждения. Среди них можно отметить следующие, в т.ч. характерные для наук о Земле:

- постоянное проведение исследовательской работы;

- постоянный поиск новых идей;

- одновременная работа в нескольких направлениях;

- постоянный поиск новых направлений;

- получение широкой подготовки, в т.ч. и по вопросам, которые не входят в круг непосредственных интересов;

- количество исследований конкретных объектов должно быть больше количество общетеоретических работ;

- интенсивные исследования должны преобладать на экстенсивными;

- постоянная полевая практика (даже если исследовательская деятельность ученого не связана с обработкой полевых материалов);

- обучение новых специалистов;

- интернациональность исследовательской деятельности;

- проведение исследований разного значения (локального, регионального, надрегионального, глобального);

- публикация результатов исследований в научных изданиях всех категорий (см. ниже);

- участие в научных совещаниях, конференциях и т.п.;

- максимальная коммуникабельность.

Помимо этих, в общем, необязательных установок, можно сформулировать 3 важнейшие требования, которые научное сообщество должно ставить перед ученым:

- высокое качество проводимого исследования;

- постоянная работа с литературой и внимание к результатам научных исследований во всем мире;

- опубликование результатов научного исследования.

Основными функциями научного сообщества по отношению к конкретным ученым являются поддерживающая, организующая, ориентирующая и воспитательная.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Основная направленность научно-исследовательской деятельности

Основным стимулом научно-исследовательской деятельности должно быть удовлетворение интереса к научному познанию самому по себе.

Во всем мире существует единый уровень, определяющий необходимое качество научно-исследовательской работы. Он не может различаться для разных стран, разных типов научных учреждений. Также он не может быть разным для начинающих и более опытных исследователей. Иными словами, требования к качеству научно-исследовательской работы одинаковы везде и для всех.

Качество является единственным ограничителем свободы ученого в рамках осуществляемой им научно-исследовательской деятельности.

2.2 Структура научного исследования

Проведение научного исследования включает в себя несколько последовательных процедур:

- поиск тематики для исследования;

- изучение ранее опубликованных работ по выбранной теме, по общетеоретическим вопросам, необходимым для ее разработки, по смежным темам и т.д.;

- получение консультаций от специалистов, которые могут помочь при выполнении данного исследования;

- сбор фактического материала, проведение полевых работ и лабораторных исследований, если они необходимы (также они могут проводиться во время аналитической работы);

- проведение аналитической работы;

- формулировка результатов исследования;

- подготовка научной публикации и, если необходимо, доклада на конференции;

- получение предварительной рецензии у других специалистов;

- окончательная сдача научной публикации в печать.

При проведении научного исследования основное количество времени (до 80%) должно тратиться на изучение опубликованной литературы и получение консультаций. Полевые исследования в настоящее время редко превышают 1-2 недели, а потому на них приходятся лишь первые проценты от общего затраченного на исследование время.

Научная публикация и доклад на конференции являются основными формами представления результатов научного исследования. При этом публикация является предпочтительной и обязательной формой. Подготовка публикации может осуществляться как после проведения исследования и получения результатов, так и по ходу его. Важно отметить, что научная публикация должна иметь новизну, т.е. недопустимо публиковать принципиально одинаковые статьи, хотя возможная их перепубликация для дополнения, изменения, исправления ранее представленных выводов, а также для их перевода на другой язык.

2.3 Финансирование научно-исследовательской деятельности

Существует целый ряд источников финансирования научно-исследовательской деятельности:

- государство;

- научное учреждение;

- научная организация;

- негосударственная компания;

- специальный фонд.

Вместе с тем, в современной науке значительная часть исследований проводится за счет собственных средств исследователей.

Основной формой финансирования научно-исследовательской деятельности является предоставление одному или нескольким ученым или научной организации гранта. Часто грант предназначен только на частичное покрытие расходов и предусматривает оплату специфических дорогостоящих анализов, а также полевых работ и поездок на конференции для представления результатов проведенного исследования. Наиболее активно гранты предоставляются молодым специалистам.

При подаче заявки на грант необходимо учитывать, что исследование должно уже быть готово как минимум на 50-70%. Кроме того, запрашивать необходимо не всю необходимую сумму, а только часть ее. Необходимым условием финансовой поддержки научно-исследовательской деятельности является грамотно проводимая ученым самореклама (PR).

В целом, следует отметить, что при изначальном планировании научного исследования необходимо учитывать возможность его реализации за счет собственных средств в полном объеме. Тем более исследования в области наук о Земле обычно оказываются не столь дорогими. При дефиците средств, научное сообщество должно стимулировать проведение исследований, не требующих больших затрат (например, увеличение доли стратиграфических, тектонических исследований). Отсутствие финансовых средств не является оправданием отсутствия или медленной реализации научно-исследовательской работы.

2.4 Организация полевых исследований

Правильная организация полевых исследований является залогом успешной исследовательской деятельности в области наук о Земле.

Полевые исследования начинаются с четкого определения района работ и сбора максимальной информации о нем. Далее необходимо определить тематику (или несколько тематик) исследования и составить план его реализации.

Непосредственно в полевых условиях следует четко следовать намеченному плану, документируя всю получаемую информацию. Одновременно с этим может осуществляться поиск и даже сбор материала для других новых тем исследования.

При характеристике точки наблюдения (разреза, обнажения и т.п.) необходимо фиксировать дату изучения и давать максимально точную привязку, определяя, в частности, пространственную ориентацию изучаемого объекта. Желательными являются общая зарисовка и фотографирование. При отборе образцов необходима их точная привязка не только к точке наблюдения, но и к реальной точке отбора (например, к слою). Если описывается геологический разрез, то необходимо указание его протяженности, состава пород, общей мощности и мощности отдельных слоев (для осадочных разрезов), а также элементов залегания.

2.5 Внутринаучная коммуникация

Внутринаучная коммуникация обеспечивает основу для эффективного проведения научно-исследовательской работы. Среди двух ее важнейших средств можно назвать язык и средства связи.

В настоящее время внутринаучная коммуникация во всем мире использует английский язык в качестве основного. При чем это соблюдается как для международной коммуникации, так и для внутринациональной, в т.ч. в странах, где английский язык не является родным. Подавляющее большинство научных изданий публикуется на английском языке или, по крайней мере, предоставляют возможность публикации результатов научного исследования на английском языке. Выделение одного языка в предпочтении всем остальным диктуется необходимостью унификации научного знания.

Сам английский язык, используемый научным сообществом, претерпевает некоторую модификацию. Во-первых, он упрощается, причем за основу берет американский вариант. Во-вторых, происходит его быстрая латинизация, что в особенности касается используемой терминологии.

Появление электронных средств связи (Internet, электронная почта и т.п.) явилось наиболее мощным фактором интенсификации развития наук о Земле с начала 1990-х годов. В настоящее время внутринаучная коммуникация осуществляется преимущественно посредством их использования. Электронные средства связи позволяют специалистам оперативно обмениваться мнениями, быстро получать информацию о событиях в научном сообществе, знакомиться с содержанием научных изданий и т.д. В то же время публикации в «твердом виде» продолжают оставаться предпочтительными в силу как минимум трех причин: больших доступности и удобства в работе, а также большей вероятности сохранения.

Удовлетворительное знание английского языка, умение пользоваться средствами электронной коммуникации, а также их самое широкое внедрение является одним из важнейших условий осуществления внутринаучной коммникации в современном мире, а, следовательно, и проведения исследований.

2.6 Научные издания

Четких критериев отнесения издания к разряду научных не существуют. Обычно научные издания самоидентифицируются.

Можно выделить 3 категории научных изданий в области наук о Земле:

- категория A (содержат публикации, имеющие глобальное значение, печатаются на английском языке, воспринимаются в научном сообществе как наиболее престижные);

- категория B (содержат публикации, имеющие более ограниченное пространственное значение, печатаются преимущественно на английском, реже на французском, испанском и немецком языках);

- категория C (содержат публикации, имеющие региональное, частное значение, печатаются чаще на английском , но и на других языках).

Важно отметить, что, несмотря на то, что значимость публикаций в изданиях разных категорий отличается, качество самих этих публикаций одинаково высоко. Так как научные исследования весьма разнообразны и ни в коем случае не должны быть только лишь имеющими глобальное значение, то научное сообщество должно способствовать сохранению и расширению медиа-рынка на всех трех отмеченных уровнях.

Среди типов научных публикаций можно отметить следующие:

- статьи в журнале;

- тезисы конференций, совещаний и т.п.;

- расширенные тезисы;

- материалы конференций, совещаний и т.п.;

- статьи в сборниках и серийных изданиях;

- книги;

- учебные пособия;

- картографические материалы;

- ГОСТы и т.п.;

- авторефераты диссертаций;

- путеводители научных экскурсий;

- официальные электронные публикации.

В настоящее время информационный поток в области наук о Земле огромен. Для ориентации в нем существуют реферативные библиографические системы (сейчас преимущественно электронные) и специальные реферативные журналы.

После публикации научной статьи автор получает некоторое количество (до 100) отдельных оттисков – страниц журнала/сборника, которые занимает его статья. Научные издания «расшиваются» таким образом для того, чтобы сделать удобнее работу с отдельными статьями, провести отсев «ненужной» информации, а также чтобы обеспечить автора необходимым количеством копий во избежание нарушения авторских прав. К «твердым» оттискам часто добавляется электронный оттиск. Автор может разослать оттиск своей статьи другим специалистам, для того, чтобы они смогли ознакомиться с результатами исследований по интересующей их тематике. В целом, культура рассылки оттисков является важной составляющей внутринаучной коммуникации.

2.7 Работа с литературными источниками

Необходимые для проведения научного исследования литературные источники могут быть найдены посредством библиотек, реферативных систем или журналов, непосредственно запрошены у специалистов. Кроме того, они могут быть представлены в Internet на официальных сайтах научных изданий, научных учреждений или собственных сайтах специалистов.

Необходимо постоянное знакомство с научными изданиями, содержащими публикации как непосредственно по тематике исследования, так и по другим вопросам, что необходимо для поддержания высокого профессионального уровня специалиста, его широкого научного кругозора, а также развития его знаний в соответствие с самыми современными достижениями наук о Земле. Когда ученый только начинает исследование, он должен знать публикации по интересующей его тематике как минимум за последние 10 лет.

Работа с литературными источниками должна осуществляться по следующим направлениям:

- общая ориентировка в литературных источниках;

- случайный сбор литературных данных;

- систематический сбор литературных данных по тематике исследований;

- направленный сбор недостающих литературных данных для конкретного исследования.

Во всех случаях сбор означает чтение и приобретение/копирование/фиксацию основных идей и ссылки на публикацию.

При реализации конкретного исследования необходимо проведение вторичного сбора литературных источников, т.е. четкое выделение тех из них, что необходимы для решения той или иной конкретной задачи. В тоже время, при проведении научного исследования необходимо использование максимально возможного количества источников, обычно превышающего 100-150 наименований.

Существует несколько вариантов организации работы с литературными источниками непосредственно при подготовке научной публикации:

- написание плана публикации с четким указанием литературных источников (вторичный сбор до подготовки публикации), далее – подготовка самой публикации;

- написание плана публикации с указанием возможных литературных источников, далее – подготовка публикации одновременно с вторичным сбором;

- вторичный сбор литературных источников одновременно с подготовкой публикации;

- подготовка публикации по третьему варианту и далее добавление других необходимых литературных источников (фактически двойное осуществление вторичного сбора);

- различные смешанные варианты.

При подготовке публикации в ней должны быть указаны все использованные литературные источники – как непосредственно в тексте путем ссылок, так и в библиографическом списке после текста.

В тексте ссылки на литературные источники приводятся либо в алфавитном порядке, либо в порядке цитирования в круглых или квадратных скобках. Указываются (1) фамилия автора или двух авторов (если число авторов больше двух, то указывается фамилия первого и добавляется «и др.» или «et al.») и год издания, или (2) порядковый номер, соответствующий номеру в библиографическом списке.

Что касается библиографического списка (списка литературы, списка использованных источников и т.п.), то разные научные издания предъявляют различные требования к оформлению названий использованной литературы. Вместе с тем, можно выделить некоторые общие требования, отраженные в нижеприводимых примерах.

Статья в журнале:

российский стандарт:

Байков А.А., Бойко Н.И., Седлецкий В.И. О классификации осадочных пород // Изв. СКНЦ ВШ. Сер. естеств. н. 1980. № 2. С. 52-53.

зарубежный стандарт:

Monegatti, P. 2001. Taxonomic diversity and stratigraphic distribution of Mediterranean Pliocene bivalves. Palaeogeogr., Palaeoclimatol., Palaeoecol. 165: 3-4. P. 171-193.

Статья в сборнике:

российский стандарт:

Семихатова С.В., Губарева В.С. Брахиоподы пограничных слоев турнейского и визейского ярусов в Бузулукской опорной скважине 1 и их стратиграфическое значение. В кн.: С.В. Семихатова (Ред.). Фауна палеозоя Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Тр. ВНИГРИ. Вып. XLIII. М., Недра, 1964. С. 124-140.

зарубежный стандарт:

Wing, S.L. 1997. Global Warming and Plant Species Richness: A Case Study of the Paleocene-Eocene Boundary. In: M.L. Reaka-Kudla, D.E. Wilson & E.O. Wilson (Eds.). Biodiversity II. Understanding and Protecting Our Biological Resources. J. Henry Press, Wasington, D.C. P. 163-185.

Книга:

российский стандарт:

Яблоков В.С. Перерывы в морском осадконакоплении и палеореки. М., Наука, 1973. 216 с.

зарубежный стандарт:

Hallam, A. & Wignall, P.B. 1997. Mass Extinctions and their Aftermath. Oxford University Press, Oxford. 320 pp.

Тезисы:

российский стандарт:

Фролов В.Т. проблемы строения осадочных толщ // Закономерности строения осад. толщ. Тез. докл. III Урал. литол. сов., Екатеринбург, 15-16 сент. 1998 г. Екатеринбург, Изд-во УГГГА, 1998. С. 4-7.

зарубежный стандарт:

Ogendi, G., Abanda, A., Hannigan, R. & Farris, J. 2004. Chemical weathering of black shales and their ecological impacts on streams. Denver Annual Meeting, Nov. 7-10, 2004. GSA Abstr. with Progr. Vol. 36(5). P. 166.

При цитировании в иностранном издании публикации на языке с «нелатинской» основой, т.е. на русском, японском и т.д., требуется перевод или транслитерация ссылки, а также указание оригинального языка публикации.

Вся литература, на которую приводятся ссылки, должна быть опубликована. Вместе с тем, в ряде случаев допускается цитирование еще не опубликованной (но окончательно принятой в печать) работы, с указанием того, что она находится в печати. Кроме того, возможна ссылка на мнение того или иного специалиста. В этом случае в тексте дается следующее указание: «лич. сообщ.» или «pers. comm.».

2.8 Научные публикации и их содержание

Основными стимулами опубликования результатов исследования являются их фиксация и доведение до научной общественности. Они могут содержать:

- принципиально новые научные знания;

- обзор научных идей, в т. ч. с их систематизацией;

- комментарии к другой публикации;

- дополнения к ранее опубликованной работе;

- ранее опубликованные сведения при необходимости их изменения;

- конкретизацию ранее опубликованных результатов исследования;

- иллюстрацию ранее опубликованных результатов исследования;

- конкретное практическое приложение ранее опубликованных результатов исследования;

- ранее опубликованные результаты исследования, но обсуждаемые на принципиально новой основе;

- ранее опубликованные результаты исследования для пропаганды идеи или представления ее в издании другой категории;

- ранее опубликованные результаты исследования для перевода на другой язык.

Еще раз следует отметить, что перепубликация одного и того же научного знания в слегка измененной формы для создания видимости научной деятельности недопустимо и находится лишь в рамках лже-науки.

2.9 Подготовка публикации к печати

Исследователь свободен в выборе формы (в т.ч. объема) публикации для представления результатов своих исследований. Однако сама такая публикация является обязательным условием научно-исследовательской деятельности и должна охватывать все новые идеи, предлагаемые автором. По результатам одного исследования может быть опубликовано несколько работ или, наоборот, одна работа может содержать результаты нескольких исследований. Любая публикация должна быть только оригинальной, т.е., например, недопустимо включение фрагментов текста из других работ. Автор несет полную ответственность за свою публикацию.

Несмотря на то, что вариантов содержания научной публикации существует большое количество, можно предложить некоторый общий (но необязательный!) план ее организации.

Название публикации должно быть кратким, четким, но полностью отражающим ее содержание. После названия должны быть указаны все авторы в порядке, отражающем степень их вовлеченности в научное исследование, а также их контактные адреса (рабочий, для переписки, электронная почта). Также следует указать контактное лицо из числа авторов.

Далее следует краткое содержание публикации. Оно может быть написано в трех формах:

- «что было сделано»;

- перечень основных выводов;

- представление публикации в сильно редуцированном виде.

Последняя форма всегда является предпочтительной. При написании краткого содержания необходимо исходить из того, что оно должно быть составлено таким образом, чтобы другой специалист без труда мог бы понять суть публикации, не читая ее основного текста.

После краткого содержания указываются ключевые слова (5-7), т.е. основные понятия, которые используются в работе, включая название изученных временных интервалов и регионов.

Текст начинается с введения, в котором обосновывается актуальность тематики исследования, актуальность самого исследования, а также дается краткий обзор ранее проведенных работ.

После введения следует раздел, в котором дается краткая геологическая, физико-географическая или геоэкологическая характеристика изученного региона. Она необходима для того, чтобы другие специалисты смогли понять, как автор публикации понимал объект работы, а также получить исчерпывающую характеристику незнакомой им территории. Иногда данный раздел совмещается с введением.

В следующем разделе (часто он озаглавлен «Материалы и методы») необходимо дать определение ключевым понятиям, используемым в работе, охарактеризовать фактический материал и порядок его получения, а также детально рассмотреть использованные методы анализа. В зависимости от специфики исследования этот раздел может быть разбит на отдельные подразделы.

Далее следует раздел, в котором приводятся первичные результаты проведенного исследования и их общая интерпретация. Название этого раздела в значительной степени будет совпадать с названием всей публикации. В следующем разделе, обычно озаглавленном «Обсуждение результатов», представляется либо верификация полученных результатов, либо их сравнение с результатами других исследований, либо их более глубокий анализ, на основе которого получены вторичные результаты. Часто суть обсуждения результатов также указывается в названии публикации. Два указанных раздела при необходимости могут быть разбиты на подразделы.

Основной текст завершается двумя небольшими разделами. Первый из них – заключение (иногда объединяется с «Обсуждением результатов»), где кратко фиксируются первичные и вторичные результаты. Следует отметить, что примерно в том же виде они должны быть зафиксированы и в соответствующих разделах. Второй раздел – «Благодарности», где автор выражает признательность всем лицам, так или иначе помогавшим ему при выполнении работы (оказавшим помощь при полевых исследованиях, переводе и коррекции иностранного языка, оформлении статьи, дискутировавшим с автором по теме публикации, давшим ценные замечания, предварительным и официальным рецензентам и т.д.). Здесь также указывается источники финансирования (номер гранта).

После текста следует список литературы, который оформляется по установленным тем или иным научным изданием, куда направляется публикация, правилам (см. выше об оформлении библиографического списка).

Страницы в публикации должны быть пронумерованы. Текст подписывается всеми авторами.

В научной публикации должны быть максимально использованы рисунки, фотографии, таблицы, приложения (последние – для отражения фактического материала), необходимые для дополнения, иллюстрации, систематизации и конкретизации текста. На них должны быть ссылки в тексте. Следует избегать дублирования в них информации, уже представленной в тексте. Рисунки и фото должны быть иметь четкие называния, на них также должен быть проставлен номер и фамилия автора работы. Их названия приводятся в отдельном списке, следующем за списком литературы, или вообще на отдельном листе. Использование иллюстраций других авторов нежелательно и возможно только с их модификацией или упрощением, с одновременным указанием на использованный источник.

Подготовка публикации может осуществляться как во время, так и после проведения самого исследования. Публикация может готовиться как по частям в произвольном порядке, так и последовательно от введения к заключению.

После подготовки публикации ее следует несколько раз самым тщательным способом проверить и отредактировать, после чего желательно подождать по мере возможности до нескольких месяцев и затем снова проверить ее. Только после этого можно отправить публикацию в то или иное издание для печати с сопроводительным письмом, также подписанным всеми авторами. При окончательном оформлении следует учесть правила для авторов, которые устанавливаются конкретными изданиями.

Важно отметить, что подготовка публикаций должна вестись преимущественно в электронном виде. В настоящее время все большее число изданий принимает статьи только в электронной форме и проводит регистрацию через Internet. Автор должен обладать умением готовить свои публикации на самом высоком техническом уровне.

Следует отметить, что перед сдачей статьи в печать крайне желательно показать ее двум-трем специалистам, которые могут сделать полезные замечания и, при необходимости, осуществить языковую правку.

После поступления публикации в научное издание, редакционная коллегия проверяет ее на предмет соответствия общей направленности издания, а также качества. Далее публикация направляется рецензентам (в настоящее время многие издания требуют от автора самому обозначить их возможный круг). Если получено их положительное заключение и автор внес правки в соответствие с их замечаниями, то публикация вновь рассматривается редколлегией и принимается в печать. Спустя некоторое время она выходит в свет. Редакторский процесс может занять от нескольких месяцев до двух лет в зависимости от конкретного издания.

Необходимо осуществлять проверку публикации на всех стадиях ее изменения, внося, если необходимо, поправки в краткое содержание и заключение, а также расширяя по мере оказываемой помощи раздел благодарностей.

При подготовке научной публикации следует учесть еще несколько рекомендаций:

- если публикация готовится для какого-либо конкретного издания, то целесообразно сразу не только учесть его правила для авторов, но и принимать во внимание композицию других статей, характерную для этого издания;

- необходимо соблюдать пропорцию между разделами публикации, т.е. введение, общая характеристика района и заключение не должны быть слишком большими по размеру относительно других разделов;

- если после подготовки публикации прошло достаточно продолжительное время, то непосредственно перед сдачей в печать работу следует дополнить новыми литературными данными, опубликованными за прошедший период времени.

К сожалению, возможности опубликования в большинстве случаев оказываются ограниченными. В этой связи можно наметить несколько возможных вариантов изменения научной работы для упрощения поиска возможности ее опубликования:

- публикация без изменения;

- трансформация статьи в тезисы;

- трансформация тезисов в статью;

- видоизменение статьи/тезисов;

- разделение статьи/тезисов на несколько отдельных публикаций;

- объединение нескольких статей/тезисов в одну работу.

В любом случае автор должен четко осознавать в научном издании какой категории может быть напечатана его публикация, что, однако, вовсе не определяет разницу качества подготавливаемых им статей, тезисов и т.д.

2.10 Представление результатов исследования на научных собраниях

Помимо опубликования результаты научно-исследовательской работы могут быть представлены на конгрессах, совещаниях, конференциях, коллоквиумах, школах и т.п. Все эти виды научных собраний могут иметь международный, национальный или региональный статус. Они могут быть общенаучными (общегеологическими, общегеографическими, общеэкологическими) или тематическими. Также они бывают периодическими, непериодическими и однократными.

Приглашение к участию в конференции рассылается ее оргкомитетом отдельным специалистам или в научные учреждения. В последнее время исследователь сам может выбрать научное собрание для представления результатов исследования через Internet.

Результаты проведенных исследований представляются на научных собраниях в виде докладов и тезисов (реже – в виде отдельно издаваемых материалов, т.е. сборников статей). Большинство сборников тезисов относятся к научным изданиям категории C, но в ряде случаев – к категориям A или B. Например, тезисы ежегодной конференции Американского геологического общества (GSA) являются изданием категории A.

Доклады представляются обычно в двух формах: устной и стендовой. В первом случае исследователь в устно доводит до слушателей содержание своего доклада, одновременно демонстрируя настенную графику, слайды, а также показывая необходимые изображения через overhead или компьютер. Стендовый доклад предполагает изложение результатов исследования на стенде (размером до 3 метров), преимущественно в графическом виде (также на стенде приводится текст тезисов, необходимые текстовые пояснения, основные выводы, благодарности и список литературы). Стенд экспонируется на протяжении всего времени проведения конференции (т.е. несколько дней), однако автор имеет право находиться возле него для необходимых пояснений лишь строго отведенное время. В этой связи стенд должен готовиться таким образом, чтобы любой специалист мог понять смысл проведенного исследования без помощи автора.

Оформление демонстрационной графики или постера требует больших затрат времени. Полученный в итоге материала должен обладать высоким качеством с точки зрения дизайна. Ниже приводятся некоторые общие рекомендации по оформлению, которые ориентированы, прежде всего, на подготовку настенной графики, но также могут быть использованы и при оформлении другого демонстрационного материала.

Настенная графика должна отличаться аттрактивностью и одновременно «строгостью». При этом она должна давать исчерпывающую информацию о проведенном исследовании. Непосредственно ее печать предпочтительно осуществлять плоттером, т.е. изначально лучше ее готовить с использованием компьютера.

Подготовка настенной графики начинается с разбивки исследования на логические блоки, сходные с обычными разделами публикации, о которых говорилось выше.

На всех листах настенной графики (предпочтительно одинакового размера и альбомной ориентации) должны быть проведены внешняя рамка, обозначающая логический блок, и если необходимо, дополнительные более тонкие внутренние рамки. На первом и последнем листах рамки должны быть прямоугольными с закругленными углами, на остальных листах – прямоугольные. Выводы могут быть выделены рамками овальной формы. Некоторые элементы могут также выделяться кругами, овалами, треугольниками и т.п.

Расположение текста и изображений на листах должно быть таким, чтобы не создавалось «скученности», однако наличие больших участков свободного пространства также нежелательно.

Стрелки должны связывать логические блоки или отдельные их компоненты, однако при этом не затрудняя восприятие материала.

Настенная графика может включать текст, но, главным образом, рисунки, таблицы, фотографии, карты, диаграммы. Суммарное количество таблиц и диаграмм должно быть существенно меньше суммарного количества рисунков, карт и фотографий.

Названия как логических блоков, так и отдельных рисунков, карт и т.д. должны быть четко обозначены. Также должно быть указано название всей работы и имя автора. При необходимости на рисунках и картах следует указывать масштаб, ориентацию в пространстве, а также давать ссылки на использованные литературные источники.

Цветовая гамма настенной графики, которая принципиально может быть черно-белой или цветной, не должна создавать затрудняющей восприятие пестроты. Логические блоки должны иметь одинаковый цвет. Он может отличаться только для первого и последнего блоков (но они должны быть одинаково окрашены). Желательными цветами для фона являются голубой, светло-зеленый, желтый, светло-оранжевый. Для шрифтов предпочтителен черный цвет, за исключение шрифта, используемого для названия всей работы. Последний может быть синим, красным, зеленым. Таблицы лучше оформлять в черно-белом варианте.

Шрифт должен быть одинаковым для всех листов настенной графики. Размер его должен быть не менее 36-48, что необходимо для чтения с большого расстояния. Соответственно если помещение, в котором будет представлен доклад, имеет большие размеры, то и используемый шрифт должен быть увеличен. Заголовки должны быть выделены более крупным шрифтом (72 и более). Использование прописных букв для слов в целом рекомендуется только для заглавия всей работы. Из стандартных шрифтов предпочтение следует отдавать Times New Roman, Arial, Optimum и их модификациям. Хорошим дополнением может служить использование жирного шрифта, подчеркивания, курсива и т.п., однако не чрезмерное.

Использование фотографического материала всегда способствует улучшению восприятия представляемой работы. Фотографии должны иметь большой размер. Позитивной можно считать их редакцию (т.е. добавление указателей, обозначений и т.п.), а также инкорпорирование с текстом и остальной графикой (т.е. вставку в них, а не выделение фотографий в отдельные блоки). Если имеется такая возможность, то желательно представлять фотографии, отредактированные на компьютере и распечатанные принтером с сохранением высокого качества.

Положительным является использование различного рода аппликативных атрибутов, например, карманов для объяснительных записок, перекидных таблиц и т.п. Однако они не должны нарушать гармонию и строгость представления всего материала.

Наконец, листы с настенной графикой следует располагать последовательно (иногда нумеруя), желательно вдоль одной стены или стенда для удобства как восприятия, так и демонстрации во время доклада.

Хорошая подготовка устного доклада для представления на научной конференции предопределяет интерес научной общественности к результатам проведенного исследования. Доклад должен быть кратким (обычно от 10 до 30 минут в зависимости от регламента конкретного собрания) и четким. Речь докладчика должна быть медленной, но в достаточной степени эмоциональной. Все произнесенное должно звучать убедительно, однако убедительность эта должна базироваться не на авторитете исследователя или его ссылках на авторитет других ученых, а на доказательности.

По своей структуре доклад разделяется на те же самые составные части, что и научная публикация (см. выше). В то же время, введение и общая характеристика объекта исследования не должны быть слишком затянутыми; на них следует тратить не более 10% времени. Каждый из сделанных выводов должен быть особо отмечен как по ходу доклада, так и по его завершению. В докладе необходимо четко разграничить выводы, сделанные автором, особо акцентриуя на них внимание, и выводы других исследователей. Во время доклада возможно повторение одной и той же мысли, т.к. слушатели не имеют возможности вернуться к сказанному ранее, как если бы они читали статью.

Особо следует отметить, важность интонационного и даже в некоторой степени артистического представления доклада, что всегда способствует привлечению к нему большего внимания. При слабости ораторского искусства докладчику следует подготовиться заранее. В этом может помочь использование звукозаписывающих устройств (в т.ч. компьютерных). Прослушав предварительный вариант своей речи докладчик может существенно улучшить ее. Однако заучивание текста доклада нежелательно.

Ученый должен исключительно хорошо ориентироваться в представляемом графическом материале и постоянно работать с ним во время доклада, при этом не тратя время на поиск необходимой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ватин И.В., Давидович В.Е., Жаров Л.В., Золотухина Е.В., Кохановский В.П., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. – 576 с.

2. Кун Т.С. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977. – 300 с.

3. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983. – 605 с.

4. Ретеюм А.Ю. Земные миры. М., Мысль, 1988. – 266 с.

5. Connor C.W. The Poster Session: A Guide for Preparation. USGS Open-File Report 88-667. 1989. – 4 p.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

1. Теоретическая основа научно-исследовательской деятельности

1.1. Система наук о Земле

1.2. Основные типы научных учреждений

1.3. Общие сведения о научном знании

1.4. Критерии истинности и основания возникновения теории и гипотезы

1.5. Источники фактов

1.6. Научное и вненаучное знание

1.7. Методы научного познания

1.8. Организация современной науки

1.9. Ученый и научное сообщество

2. Практическая организация научно-исследовательской деятельности

2.1. Основная направленность научно-исследовательской деятельности

2.2. Структура научного исследования

2.3. Финансирование научно-исследовательской деятельности

2.4. Организация полевых исследований

2.5. Внутринаучная коммуникация

2.6. Научные издания

2.7. Работа с литературными источниками

2.8. Научные публикации и их содержание

2.9. Подготовка публикации к печати

2.10. Представление результатов исследования на научных собраниях

Список литературы

3

3

3

6

8

10

11

12

13

17

18

19

19

20

21

22

22

24

25

29

29

34

39