Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит»


Набережночелнинский филиал

Института Экономики Управления и Права

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методические указания

по написанию и

оформлению курсовой работы

для студентов специальности

060400 «Финансы и кредит»

дневной и заочной форм обучения

Набережные Челны

2005


Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы по бухгалтерскому финансовому учету для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит» дневной и заочной форм обучения

/Составитель ст. преподаватель В.В. Шкурская – Набережные Челны: 2005 г.,15 с.

Методические указания разработаны в соответствии с программой обучения студентов специальности «Финансы и кредит» и содержат необходимые сведения по выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский учет».

© Набережночелнинский филиал

Института Экономики, Управления и Права, 2005 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ……….. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………………. 4

2.1. Выбор темы курсовой работы……………………………….. 4

2.2. Подбор и изучение литературы……………………………….5

2.3. Составление плана……………………………………………...5

2.4. Сбор фактического материала…………………………………6

2.5. Написание текста курсовой работы.

Требования к содержанию………………………………………….6

2.6. Оформление курсовой работы…………………………………8

2.7. Защита курсовой работы. Критерии оценки……………….…11

3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ……….12

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..14

1 . ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Бухгалтерский учет среди экономических дисциплин занимает особое место, предопределенное его ролью в принятии эффективных экономических решений. Поэтому особенно важным становится процесс приобретения теоретических знаний и практических навыков в этой области.

Курсовая работа по бухгалтерскому учету является составной частью учебного процесса подготовки специалистов экономических специальностей и в частности по специальности «Финансы и кредит». Это эффективный способ приобретения новых знаний, необходимых при формировании профессиональных качеств и одновременно метод оценки способностей к самостоятельной работе.

Цель курсовой работы по бухгалтерскому учету :

- расширение теоретических знаний;

- углубленное изучение нормативно- правовых документов по выбранной теме;

- исследование учетной технологии на конкретном предприятии;

- изучение учетной политики предприятия и практики ее применения;

- приобретение практических навыков работы с первичной документацией

и учетными регистрами;

- формирование аналитических способностей;

- выработка умений работать с учетной информацией, обобщать и делать выводы.

Порядок выполнения курсовой работы включает следующие этапы :

- выбор темы;

- подбор и изучение литературы;

- составление плана;

- сбор практического материала;

- написание текста;

- оформление курсовой работы;

- защита курсовой работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ по бухгалтерскому финансовому учету разрабатывается кафедрой и включает важнейшие вопросы программы курса с учетом их актуальности и практической значимости. Рекомендуемый тематический перечень курсовых работ представлен в третьей главе данного пособия.

Из предложенных тем студент выбирает одну с учетом своих знаний и интересов, практического опыта и возможности получения на предприятии необходимых для выполнения курсовой работы фактических данных.

При выборе темы студент должен учитывать также и будущую специализацию, поскольку курсовая работа является одним из подготовительных этапов дипломного проектирования.

Приведенный перечень тем не является исчерпывающим. Студент может предложить свою тему с обоснованием выбора.

Выбранные темы курсовых работ утверждаются на кафедре, и назначается научный руководитель. Замена одной темы курсовой работы на другую допускается только с разрешения научного руководителя.

Научный руководитель совместно со студентом согласовывают порядок работы, сроки, график консультаций. Научный руководитель должен также указать на актуальность темы, показать проблемные вопросы, акцентировать внимание на возможные трудности.

2.2. Подбор и изучение литературы

Подбор литературы и ее изучение начинается с изучения каталогов (систематического, предметного, алфавитного) и библиографических справочников.

Изучение вопросов темы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к научно – исследовательским работам и материалам периодической печати. Следует особо отметить, что при работе с литературой по бухгалтерскому учету необходимо учитывать год ее издания. Реформирование отечественного бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (Международными стандартами финансовой отчетности) предусматривает изменение нормативно – правовой базы бухгалтерского учета. Поэтому использовать литературу лучше всего, начиная с 2001-2002 годов издания.

Подбор новейшей литературы облегчает просмотр последних номеров журналов, где печатаются списки опубликованных в течение года материалов.

Изучая материал по теме исследования, целесообразно составлять краткие конспекты по разделам темы. Они должны периодически пополняться и корректироваться новыми данными.

Особое значение отводится проблемным и дискуссионным вопросам. Необходимо учитывать точки зрения отдельных авторов, продумать их аргументацию, сформировать свое отношение и изложить в курсовой работе.

При работе с литературой по бухгалтерскому учету следует обращать особое внимание на ссылки нормативно – правовых документов, практические примеры и цифровой материал. Необходимо его всесторонне проанализировать, чтобы впоследствии грамотно интерпретировать и использовать при написании курсовой работы.

Учитывая многообразие периодической литературы по бухгалтерскому учету и возможности некорректного изложения материала, лучше всего ориентироваться на издания, контролируемые Институтом Профессиональных Бухгалтеров России. К ним относятся такие издания, как журналы «Бухгалтерский учет», «Бухгалтер Татарстана», «Финансовая газета» и т. д.

В итоге работы с литературой, студентом составляется список использованных источников, который прилагается к выполненной курсовой работе.

2.3. Составление плана

Этот этап работы является очень ответственным. План работы должен быть тщательно продуман и обоснован. План должен раскрывать тему курсовой работы, ее целевую установку и узловые вопросы. Он должен включать следующие разделы: введение, основную часть, заключение.

Количество глав в основной части во многом зависит от характера и сложности темы. Она может включать две или три главы, разделенные на параграфы. Следует иметь в виду, что любая тема может получить тот или иной аспект. По любой теме может быть несколько вариантов изложения. В одних случаях будет доминировать теория (например, тема «Национальные и международные стандарты учета и отчетности»), в других - практика (например, тема «Учет затрат на предприятии конкретной отрасли»). Направление и характер работы могут изменяться также в зависимости от того, в какой мере будет привлечен практический материал.

Первоначальный вариант плана необходимо обсудить с руководителем курсовой работы и, при необходимости, произвести корректировку. В конечном итоге, план должен быть утвержден научным руководителем.

В процессе выполнения курсовой работы может возникнуть необходимость уточнения и дополнения плана. Все изменения должны быть согласованы с руководителем. Окончательный вариант плана включается в текст курсовой работы.

2.4. Сбор фактического материала

При выполнении курсовой работы необходимо учитывать, что бухгалтерский учет – это прикладная дисциплина, поэтому исходным материалом для самостоятельного исследования служат фактические данные хозяйственной практики.

Большинство тем курсовых работ по бухгалтерскому учету выполняется на материалах конкретного предприятия (организации). В таких курсовых работах освещаются теоретические и практические вопросы учета отдельных объектов или в целом предприятия конкретной отрасли.

Студенты дневного отделения, как правило, собирают материал во время производственной практики. Студенты заочного отделения используют фактические данные предприятий, где они работают.

Для практической части курсовой работы студент в организации должен собрать следующий материал:

- учетную политику предприятия (организации);

- журнал хозяйственных операций за анализируемый период;

- первичные документы по исследуемому объекту;

- учетные регистры, в которых отражены операции по изучаемому объекту;

- группировочные таблицы, справки, ведомости и др. материалы, раскрывающие технику учета и расчетов по данному объекту;

- данные аналитического и управленческого учета (по возможности и необходимости);

- бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Сбор практического материала следует выполнить комплексно для всей курсовой работы, чтобы исключить необходимость повторного обращения к одним и тем же источникам.

В теоретизированных темах курсовых работ также должен присутствовать фактический материал, возможно, не столь конкретный и взятый, в основном, из материалов периодической печати. В этом случае необходимо продумать о форме его представления и использовать схемы, таблицы и т.д.

Собранный фактический материал, как правило, оформляется в приложении, в частности, первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность. Но в теоретизированных работах лучше его вставлять в текст. Источники фактических данных также указываются в списке использованной литературы.

2.5 Написание текста курсовой работы . Требование к содержанию

Текст курсовой работы – это последовательное и четкое изложение сущности темы. Каждый последующий отдел должен быть логическим продолжением предыдущего, вытекать из него и быть с ним взаимосвязанным. На протяжении всей работы необходимо соблюдать единообразие терминов, обозначений символов. Не следует употреблять сокращений слов, кроме общепринятых. Например: РФ (Российская Федерация).

Курсовая работа должна быть написана экономически грамотно и состоять, как правило, из следующих частей:

- введение;

- основная часть (две– три главы);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Общий объем курсовой работы не должен превышать 25 - 30 страниц машинописного текста.

Введение обычно занимает 2 - 3 страницы. В нем обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи работы, называется объект исследования, формируется суть проблемной ситуации. Здесь же указываются основные источник фактических данных, кратко описывается используемая литература и степень изученности темы в экономической литературе.

Содержание основной части должно соответствовать поставленным во введении целям и задачам.

Основная часть обычно представляется двумя – тремя главами, разбитыми на параграфы. В главах раскрываются задачи работы, в параграфах – отдельные вопросы. Заголовки глав не должны повторять название темы, а параграфов – глав работы. Соотношение объема между главами работы обычно составляет 1:2 или 1:1,7:0,3.

Первая глава , как правило, носит теоретический характер. В ней излагается нормативно – правовая база по учету и отчетности изучаемого объекта, раскрывается сущность исследуемой проблемы и различные подходы к ее решению.

Вторая глава носит практический характер. В ней описывается практика учета исследуемого объекта, приводятся практические примеры различных фактов хозяйственной деятельности, относящиеся к данному объекту, рассматриваются применяемые формы первичных документов и учетных регистров.

Основные положения, сформулированные и изложенные в первой главе, должны стать базой всестороннего анализа учетной практики, излагаемой во 2 (2, 3) главе. В результате проведенного анализа делаются выводы и разрабатываются рекомендации по совершенствованию практики учета и формирования отчетности для конкретного предприятия.

Студент должен стремиться к тому, чтобы каждое его предложение, каждый вывод были обоснованы и подкреплены необходимыми примерами, приведенными в работе.

В зависимости от анализа и полноты предлагаемых рекомендаций, формируется третья глава либо параграф второй главы курсовой работы.

Следует учитывать, что особую ценность в курсовой работе представляют выводы и обобщения, самостоятельно сделанные студентом. Показателем качественно выполненного анализа является полнота разработанных рекомендаций и мероприятий по совершенствованию учета и отчетности на конкретном предприятии.

Заключение должно представлять собой краткое изложение сделанных автором выводов, предложений и рекомендаций по практическому их использованию. Как правило, пишутся они в виде тезисов, кратко и четко. Объем заключения не более 4 - 5 страниц.

Список использованной литературы должен включать не менее 15 – 20 наименований. В него включается вся литература, на которую есть ссылки в работе, а также другие источники, которые используются при рассмотрении вопросов плана.

Приложение представляет собой вспомогательный материал, который из-за большого объема или по другим причинам не может быть помещен непосредственно в тексте работы (образцы документов и регистров, табличный материал, формы отчетности и т.д.)

В процессе написания курсовой работы научный руководитель проводит консультации, которые имеют цель помочь студентам в устранении затруднений, поощрить их к творческому рассмотрению поставленных вопросов. Консультация дает возможность также контролировать научным руководителем ход написания курсовых работ.

2.6 Оформление курсовой работы

При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться ПОЛОЖЕНИЕМ о курсовых работах студентов Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань), которое можно взять в библиотеке института или на кафедре «Бухгалтерский учет и аудит» (офис 508 ауд.).

В текстах по бухгалтерскому учету часто возникает необходимость использовать Т – образное изображение счета, которое выглядит следующим образом:

Д т Сч. 41 «Товары» Кт

Сн: 10000 руб.

1) 5000 руб.

2) 12000 руб.


12000 руб. 5000 руб.


Схема взаимосвязи нескольких счетов должна быть представлена, как рисунок и оформляться соответствующим образом. Корреспонденция счетов в тексте показывается следующим образом: указывается номер и название корреспондирующих счетов согласно счетного плана, факт хозяйственной деятельности, и, при необходимости, цифровое значение операции.

Например:

  1. Оплачена задолженность поставщикам:

Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 16000 руб.

Кредит сч.51 «Расчетные счета»

Комплекс бухгалтерских проводок для компактности целесообразно представлять в таблице.

Например:

Таблица 1

Учетные записи по аренде имущества у арендодателя

Наименование операции

Сумма, руб.

Счет

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1. Начислена к получению арендная плата

12000 руб.

62 (76)

90-1 (91-1)

Приложение . Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (листа) и иметь заголовок прописными буквами. В правом верхнем углу страницы над заголовком прописными буквами должно быть написано слово «Приложение».

При наличии в работе более одного приложения их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (без знака №).

Приложение должно иметь общую с основной частью работы сквозную нумерацию страниц. При ссылке в тексте на приложение оно пишется полностью, если оно одно, или если в сокращенной форме с указанием номера приложения.

Библиографический список. Особое внимание при оформлении работы следует обратить на библиографию. Ссылки на источники делаются двумя способами:

Порядок записи литературы производится по следующей форме: сначала законодательная, нормативная литература. Эти документы должны располагаться по значимости (Кодексы, Законы, Положения, Инструкции). Затем учебная литература, монографии, статьи в периодической печати и источники фактического материала в алфавитном порядке.

Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официальных материалов. После названия официального материала ставится двоеточие и указывается кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата принятия и номер. Обычно такие материалы оперативно печатаются в газетах, поэтому далее надо указать источник, где опубликован этот материал, т.е. после двух косых линий (//) указывается название газеты, ;журнала, год и число.

Например: Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.). // Финансовая газета. – 2005. - № 49.

Запись книги в списке литературы производится по следующей форме:

фамилия и инициалы автора (авторов, если их несколько), название книги, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц. Если авторы не выделяются, то указанные источники начинаются с названия книги.

Например: Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с.

Статьи из журналов записываются по следующей форме: фамилия и инициалы автора, заголовок статьи, название журнала, год издания, номер журнала.

Например: Ивашкевич В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия. // Бухгалтерский учет. - 2005. - № 4.

Газетные статьи и материалы записываются по следующей форме: фамилия и инициалы автора (если оно указан), название статьи или материала, наименование газеты, год, число, месяц или аналогично журнальным статьям.

Например: Керимов В.Э., Батурин В.М. Маржинальный метод бухгалтерского учета. // Финансовая газета. – 2004. - №34.

В списке использованной литературы также указываются источники фактического материала.

Например: Учетные регистры ООО «ЭВМ – сервис». – 2005 г.

2.7 Защита курсовой работы. Критерии оценки

Завершающим этапом курсовой работы является ее защита. Кафедрой назначается день защиты курсовых работ и назначается комиссия, состоящая не менее чем из двух преподавателей. К защите курсовая работа допускается научным руководителем при условии, что она отвечает установленным требованиям по форме и содержанию.

Курсовая работа не допускается к защите и возвращается студенту, если ее содержание не раскрывает тему исследования или студент не проявил достаточной самостоятельности при написании работы.

Срок сдачи курсовых работ на кафедру на отзыв руководителю должен быть не менее 10 - 14 дней до дня защиты.

Порядок защиты курсовой работы :

1. Краткое изложение студентом содержания работы. Формулирование основных выводов

и предложений.

2. Ответы на замечания руководителя, отмеченные в отзыве на работу.

3. Ответы на вопросы членов комиссии.

Окончательная оценка курсовой работы определяется на основании отзыва научного руководителя, доклада и ответов на вопросы, заданные студенту в процессе защиты. Рекомендуются следующие критерии оценки курсовой работы:

- раскрытие актуальности темы;

- полнота, глубина и логичность изложения материала;

- уровень самостоятельности в проведенном исследовании;

- полнота и глубина анализа использованной литературы и фактического материала;

- аргументированность сделанных выводов и предложений;

- соблюдение правил оформления курсовой работы;

- уверенное и аргументированное выступление на защите курсовой работы.

Оценка работы осуществляется по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Курсовая работа считается не защищенной, если в процессе защиты выявилось недостаточное, слабое знание студентом темы исследования. Работа возвращается студенту.

Студент, не представивший работу в срок или не защитивший ее, не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

1. Концептуальный подход к исследованию современных тенденций развития и организации бухгалтерского учета.

2. Принципы и концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и реализация их на практике.

3. Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского баланса.

4. Процедуры ведения бухгалтерского учета на современных предприятиях: характеристика и направления совершенствования.

5. Развитие и совершенствование форм бухгалтерского учета в современных условиях.

6. Автоматизация бухгалтерского учета – важнейшее направление совершенствования бухгалтерского учета.

7. Стоимостная оценка активов в бухгалтерском учете.

8. Стоимостная оценка обязательств в бухгалтерском учете.

9. Инвентаризация имущества и обязательств на предприятии: теория, методология, практика.

10. Формы организации бухгалтерских служб на современных предприятиях и направления их совершенствования.

11. План счетов бухгалтерского учета, история его развития и пути совершенствования.

12. Организация документооборота на предприятиях в современных условиях и направления совершенствования.

13. Учет основных средств на предприятии и направления его совершенствования.

14. Учет операций по финансовой аренде (лизингу) на предприятиях в современных условиях.

15. Учет операций текущей аренды основных средств.

16. Особенности учета нематериальных активов в современных условиях.

17. Учет транспортных расходов.

18. Учет операций по осуществлению инвестиционно – строительной деятельности (у заказчика, инвестора, подрядчика).

19. Учет материально – производственных запасов.

20. Учет налога на добавленную стоимость (НДС).

21. Учет затрат на производство продукции (кроме торговли, общественного питания, строительства, бюджетной сферы).

22. Учет выпуска и продажи готовой продукции в современных условиях.

23. Учет операций по выполнению работ и оказанию услуг.

24. Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.

25. Учет факторинговых операций и операций по уступке права требования.

26. Учет операций по уступке права требования.

27. Учет безналичных расчетов на предприятии и направления совершенствования.

28. Учет операций на специальных счетах в банках.

29. Учет финансовых вложений.

30. Учет операций продажи готовой продукции, работ и услуг.

31. Учет расходов на продажу.

32. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

33. Учет операций с векселями.

34. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

35. Учет расчетов по налогам и сборам (по выбору студента).

36. Учет расчетов по налогу на прибыль.

37. Учет расчетов по единому социальному налогу.

38. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

39. Учет расчетов с подотчетными лицами.

40. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

41. Учет расчетов с учредителями и акционерами.

42. Учет дебиторской задолженности на предприятии и направления совершенствования.

43. Учет расчетов по кредиторской задолженности на предприятии и направления совершенствования.

44. Учет внутрихозяйственных расчетов.

45. Учет операций доверительного управления имуществом.

46. Учет резервов предприятия.

47. Учет собственного капитала предприятия.

48. Учет доходов и расходов будущих периодов.

49. Учет операций предприятия по совместной деятельности.

50. Учет расчетов с бюджетом по НДФЛ.

51. Учет финансового результата организации.

52. Учет прибыли предприятия и ее использование.

53. Учет посреднических операций.

54. Учет продажи товаров по видам торговли.

55. Бухгалтерский учет на малых предприятиях.

56. Реформирование отечественного бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности: сущность и проблемы.

57. Использование информации бухгалтерского учета при формировании бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о прибылях и убытках».

58. Информационная основа формирования бухгалтерской отчетности «Отчета об изменениях капитала», «Отчета о движении денежных средств», «Приложение к бухгалтерскому балансу».

59. Учетная политика предприятия и ее влияние на формирование информации в системе бухгалтерского учета.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет

Кафедра "Бухгалтерский учет и аудит"

Учет финансового результата деятельности предприятия

(курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» )

Исполнитель: студент 2 курса, гр. 151 __________ Иванов И.И.

Научный руководитель: ст.преподаватель __________ Шкурская В.В.

Набережные Челны – 2007


Приложение 2

Образец оформления содержание курсовой работы по теме:

Учет финансового результата деятельности предприятия

(на примере ООО «Север»)

Содержание

Введение

3

1. Характеристика финансового результата деятельности предприятия как объекта финансового учета

5

1.1. Понятие финансового результата деятельности предприятия

5

1.2. Нормативное регулирование учета и отчетности финансового

9

результата деятельности предприятия

1.3. Структура и порядок формирования финансового результата

15

2. Учет финансового результата деятельности

18

предприятия ООО «Север»

2.1. Учет финансового результата от обычной деятельности.

18

2.3. Учет финансового результата от прочей деятельности.

21

2.4. Отражение в отчетности финансового результата деятельности предприятия

24

Заключение

26

Список использованных источников

28

Приложения

29