Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по специальностям - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

050709 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Подготовлены

преподавателем педагогики

Симуковой Н.А.

Сураж, 2010

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего педагогического образования повышенного уровня.

Выполнение ее способствует систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний и умений. Форма выпускной квалификационной работы - дипломная работа (дипломный проект).

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами образовательных учреждений, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующим предметными (цикловыми) комиссиями. Они должны отвечать современным требованиям развития образования, культуры, науки, экономики, техники и производства. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки

При выборе темы важно учитывать и индивидуальные особенности студентов, их интересы, возможности, успехи в учебной работе. Осознанный и обоснованный выбор темы дипломной работы, как правило, стимулирует большую целеустремленность и самостоятельность, высокую ответственность студентов.

Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом руководителя образовательного учреждения не позднее первого ноября последнего года обучения

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи,
структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;

- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

Кроме основного руководителя, могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.

В выполнении выпускной квалификационной работы необходимо добиваться максимальной самостоятельности студентов.


Требования к структуре ВКР

Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 30 страниц печатного текста.

ВКР, носящая практический характер, имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы,

- теоретическая часть, и которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

- практическая часть, которая состоит из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации оценки ее результативности.

Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы;

- приложения.

ВКР, носящая опытно-экспериментальный характер, имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, фор­мулируются цели и задачи эксперимента;

- теоретическая часть, в которой даны истории вопроса, уровень разрабо­танности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы;

- приложения.

ВКР, носящая теоретический характер, имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяется предмет, формулируются цели и задачи исследования;

- теоретическую часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

- список используемой литературы;

- приложения.

Технология написания квалификационной работы

С учетом целей, задач и гипотезы исследования осуществляется планирование исследовательской деятельности. Оно включает в себя:

- разбор конкретной педагогической ситуации;

- создание модели исследуемого процесса;

-составление программы педагогического поиска, эксперимента.

Чтобы определить исходные данные для исследования, важно выявить, насколько типична группа учащихся, с которой проводится эксперимент. Используется психолого-педагогический инструментарий, соответствующий выбранной теме исследования.

Модель исследуемого процесса включает в себя;

-перечень элементов (компонентов), из которых состоит изучаемый педа­гогический процесс или явление;

-изображение графической связи элементов; причем в центре модели отмечаются ведущие, главные компоненты, стрелками изображается их воздействие на все другие элементы (соподчинение, иерархия, управление, взаимодействие);

- формулировка функций, которые выполняет тот или иной элемент в целостном процессе;

- фиксирование противоречий, возникающих из взаимосвязи элементов и функций;

- вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения творческой педагогической задачи.

Чтобы предупредить ошибки в ходе исследования, составляется программа научного поиска (эксперимента). Она включает в себя:

1. Получение исходных данных перед началом поиска, опытной работы или эксперимента с учетом темы исследования.

2. Изложение теоретических идей, ознакомление с ними коллег, установление положительного отношения участников учебно-воспитательного процесса к творческим планам студента-исследователя.

3. Описание содержания экспериментальной работы.

4. Обсуждение планируемой экспериментальной работы с руководителем.

5. Четкая формулировка требований, запросов, условий для организации и проведения эксперимента.

6. Прогнозирование возможного хода эксперимента и указание на предполагаемые отклонения от плана, трудности, которые могут возникнуть при его реализации, и меры, которые надо предпринять, чтобы не допустить, предупредить или устранить неожиданные последствия результатов эксперимента.

7. Составление идеальной модели исследуемого процесса и программы действий по ее реализации.

8. Обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса за счет связи экспериментальной работы с текущей учебно-воспитательной деятельностью.

9. Меры педагогической коррекции в случае негавтивных результатов эксперимента, возможные трудности и пути их преодоления.

Чтобы дать полную характеристику исследуемого педагогического явления необходимо:

- выделить все возможные признаки объекта, явления, которые удалое изучить;

- из всего комплекса признаков явления выделить главные с помощью анализ результатов исследовательской работы;

- установить существенные связи между основными признаками явления;

- дать как можно более всеобъемлющее определение явления, опираясь на существенные признаки явления и основные связи этих признаков друг, с другом;

- выделить ведущую педагогическую идею, которая определит все разнообразие ее применения на практике;

- связать данную идею с существующей педагогической терминологией используя в определении слова, которые в науке закреплены и смысл, который понятен всем;

- привести примеры, иллюстрирующие правильность идеи, возможность е распространения на весь комплекс родственных педагогических фактов, явлении.

В процессе исследования анализируются следующие объекты:

1. Качество педагогической деятельности, выраженное в обучаемости и воспитуемости детей, в их отношении к школе, учителю, к педагогически требованиям в самооценке.

2. Уровень педагогического мастерства каждого учителя, его
способность творчески использовать достижения науки, передовой педагогический опыт, собственные поиски, объективно оценивать результаты своей деятельности и фиксировать как положительные, и отрицательные последствия своих поисков.

3.Воспитанность коллектива учителей, его единое общественное мнение единые позиции и единые требования.

4. Характер отношений учителей и учащихся, нормы педагогической этики и их выполнение.

5. Стиль педагогической деятельности (оптимистический, нормативной требовательности, лицемерный).

6. Способности учителя, его возможности и особенности.

7. Эффективность педагогических методик обучения и воспитания, созданных учителями и воспитателями.

Результаты анализа объектов находят свое отражение в курсовой работе.

ВКР должны иметь следующие части:

-исследовательскую;

-теоретическую;

-практическую.

Теоретическая часть ВКР состоит из нескольких подразделов:

- описание современного состояния изучаемого предмета;

- исторический аспект изучаемой темы;

- трактовка проблемы различными авторами, собственное отношение к позиции автора на проблему;

- особенности разработки выбранной темы с точки зрения психолого-педагогических наук;

- заключение, теоретические выводы.

Практическая часть ВКР может включать:

- разработку инструментария: анкеты, опросники, бланки самооценок и т.д.;

- разработку уроков (занятий), поурочных планов, планов – конспектов занятий, дидактического материала;

- анализ передового педагогического опыта;

- подбор игр, упражнений, тренингов, заданий.

После завершения экспериментальной части работы необходимо обработать и записать результаты в тексте практической части.

В ходе работы над текстом ВКР исследователь должен отразить ошибки, неудачи, рассогласования.

Исследовательская часть включает в себя подготовку и проведение педагогического эксперимента.

Этапы исследования:

I этап: подготовительный:

- необходимо обосновать проблему;

- сформулировать задачу;

- определить объект исследования - кого изучать? (возраст, пол, социальные условия воспитания и т.д.);

- определить предмет исследования - что изучать? (особенности личности ребенка, условия развития и т.д.)

-обозначить гипотезу (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме).

II этап исследовательский

- сбор фактических данных с помощью разных методов;

- этапы, серии исследований.

Ш этап: обработки данных исследования

- анализ каждого зафиксированного факта;

- установление связей: факт-гипотеза;

- статистическая обработка данных;

- составление таблиц, построение графиков и др.

IV этап: установление правильности или ошибочности гипотезы исследования.

Структура ВКР включает: введение, описание хода и результатов научного поиска, заключение, библиографию. Ход и результаты научного поиска (основная часть) показаны в разделах, подразделах.

Количество разделов (глав) определяется содержанием, но их обычно пишется два: теоретический и методический.

В первой части излагается сущность, структура, критерии, стадии (этапы) развития предмета исследования. Сначала раскрывается сущность процесса (явления), структура, противоречия, подходы к науке. Анализ литературы по проблеме проводится на основе справочников, энциклопедия публикаций других исследователей. Далее излагаются критерии и показатели, по которым фиксируются изменения в исследовательском процессе (явлении). Завершается первая часть исследовательской работы описанием практики массовой школы (опыта учителей).

Вторая часть курсовой работы описывает методику педагогической деятельности, которая эффективно влияет на формирование личности ребенка, детского коллектива и т.д.

Каждый раздел должен иметь четкие выводы. Выводы по разделам не должны повторять выводы подразделов, а выводы по всей работе - выводы отдельных частей.

Чтобы избежать общеизвестных выводов, банальных рассуждений, можно использовать следующие приемы:

- тщательно изучить все выводы и заключения, сделанные другими учеными в той области науки, в которой протекает исследование;

- установить общую точку зрения большинства исследований по данной проблеме и попытаться проверить и доказать общие мысли собственным опытом;

-наиболее общие и трафаретные положения следует пересмотреть критически;

- в том случае, когда вами открыт неизвестный факт, надо самому давать ему объяснение и не пытаться подгонять его под похожие факты и стандартное объяснение;

- стремиться иметь свою точку зрения по любому вопросу и уже, потом смотреть, что говорят авторитеты;

-надо тренировать себя в умении объяснять любое явление несколькими различными вариантами, различными мотивами, причинами, побудительными стимулами, взаимосвязью причин, движущих сил и т.д.;

- надо особенно скептически относиться к критике: критика в науке - явление весьма субъективное. Нельзя спешить присоединиться к той или иной точке зрения, к тому или иному критическому анализу;

- в выводах по второй части работы указываются условия, которые необходимо обеспечить, чтобы экспериментальная работа приносила высокие результаты, излагаются трудности, с которыми может столкнуться педагог, предлагаются пути их предупреждения и преодоления.

После того, как полностью написан текст всех разделов (глав) работы, можно приступать к написанию введения и заключения.

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы, в которой дается обоснование актуальности темы в социальном и педагогическом планах, производится постановка проблемы, определяются объ­ ект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы, кратко характеризуются методы, использованные при проведении исследования, литературные источники и исходная информация. В окончательном виде введение пишется после выполнения всей работы.

Заключение ВКР подводит итог теоретического и прак­тического исследования. В нем делаются выводы по всем разделам исследования, даются рекомендации по использованию результатов исследования в практической деятельности.

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

1. Титульный лист (смотри образец).

2. Размещение текста на странице.

Количество печатных строк на странице должно быть не более 30. Размер левого поля - 30 мм, правого - не менее 10. размер верхнего и нижнего полей не менее 20 мм. Отчеркивать поля не следует. Заголовок раздела нужно располагать на 35 мм от верхней стороны листа, текст раздела на 15 мм ниже заголовка. Расстояние между строчками должно быть равно 10 мм. Печатать рекомендуется на белой бумаге формата А4 (размером 210x297 мм). Единый цвет чернил - черный.

3 . Нумерация страниц.

Все страницы курсовой работы нумеруются последовательно в правом верхнем или нижнем углу страницы арабскими цифрами. Нумерация страниц должна быть сквозной ( титульный лист и оглавление не нумеруются, но принимаются за 1 и 2 страницы) нумерация ставится с 3 листа - введения до последней страницы, а также приложений (рисунки, конспекты, статьи).

4. Текст должен быть синтаксически и орфографически-правильным, изложение - ясным, четким, конкретным, аргументированным. Нечитаемый текст, заплывшие буквы, исправления - недопустимы.

5. Курсовая (выпускная квалификационная) работа должна содержать оглавление. Оглавление выполняет функцию указателя глав, разделов, параграфов. Оглавление может быть помещено в начале работы вместо плана или в конце. В нем можно увидеть содержание работы и страницу, на которой помещен интересующий материал.

6. Часть материала, которая дополняет научное исследование, сообщает дополнительные сведения, автор может поместить в приложении (графики, таблицы, рисунки, тесты, задания, иллюстрации).

Если в выпускной квалификационной работе несколько приложений, то они могут образовать несколько разделов, в которых каждое приложение нумеруется по порядку цифрами в правом верхнем углу листа, над заголовком.

7.Составной частью выпускной квалификационной работы является библиографическое описание или список литературы в алфавитном порядке.

Культура оформления текстового материала

Текст научной работы должен быть напечатан на компьютере через 1,5 интервала или на пишущей машинке на одной стороне стандартного листа бе­лой односортной бумаги через два интервала с применением черной ленты средней жирности с полями вокруг текста. Размер левого поля 30 мм, правого -10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм.

Поля слева оставляют для переплета, справа - во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся частей слов.

При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк, по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак).

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания печатают (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, включая приложения. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу страницы.

Если исследовательская работа состоит из нескольких глав (частей, раз­делов), то каждая новая часть начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заклю­чению, списку литературы, приложениям, указателям.

Расстояние между названием главы (раздела, части) и последующим тек­стом должно быть равно трем интервалам, такое же расстояние выдерживается между заголовками параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти ударам.

Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки (примесь частично напечатанных на пишущей машинке отдельных букв и цифр не допускается).

Формулы должны быть вписаны в текст тщательно и разборчиво, полностью от руки, черными чернилами или чертежной тушью. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры - 7-8 мм, строчные - 4 мм, показатели степеней и индексы -не менее 2 мм.

Таблицы, рисунки, чертежи, графики, фотографии, как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены па стандартных листах размером 210x297 мм или наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.

Рукопись, рисунки, фотографии должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен и загибов, набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами не допускается.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишу, сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4, С.34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например «из рисунка видно, что..,», «таблица показывает, что... » и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см. ».

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше строки (поднимают па один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то - в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и воскли­цательного знаков и многоточия).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой стра­ницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

В научных текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как их законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.

Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой.

Второй вариант: перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах, В научной работе используются сокращения. Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. При сокращенной записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год - г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский - сов.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет - - ун-т).

Делая сокращение, нужно иметь в виду, что сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак. В научном тексте встречаются следующие виды сокращений: 1) буквенные аббревиатуры;

2) сложносокращенные слова, 3) условные графические сокращения начальным буквам слов, 4) условные графические сокращения по частям ел начальным буквам. Рассмотрим их более подробно.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв пол наименований и различаются: а) на читаемые по названиям букв (США), б) читаемые по звукам, обозначаемым буквами (ССУЗ - среднее специальное учебное заведение).

В научных текстах кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обучающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются тексте без расшифровки.

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые (составляются из сочетания: а) усеченных слов и полных слов (профсоюз - профессиональный союз), б) одних усеченных слов (колхоз - коллектив; хозяйство).

В научных текстах кроме общепринятых сложносокращенных с; употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

Еще один вид сокращений - условные графические сокращения по начальным буквам (к.п.н. - кандидат педагогических наук). От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.

И, наконец, встречаются условные графические сокращения, но часто начальным буквам слов. Они разделяются: а) на общепринятые условные с крашения, б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), как и др. другие), и пр. (и прочие).

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращение слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла), «уравнение) (ур-ние), «диаметр» (диам.).

Цитата (с латинского «вызываю», «привожу») - дословная выдержка какого-либо текста. Общие требования к цитированию.

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, - в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажении мысли автора. Пропуск слов, в предложении, абзацев при цитировании, допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. Например,

По словам Л.С.Выготского:«мы здесь

имеем как бы игру, но она для самого

ребенка еще не осознана...

объективно это уже не игра, но она

еще не стала игрой для ребенка»

[5,349]

Знаки: 5 - порядковый номер в библиографии; 349 - страница, с которой списана цитата. Также указателем цитаты может быть цифра 1, или 2, или 3 и т.д. Ссылка на источник (на страницы работы) пишется внизу страницы.

полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания: а) усеченных слов и полных слов (профсоюз - профессиональный союз), б) одних усеченных слов (колхоз - коллективное хозяйство).

В научных текстах кроме общепринятых сложносокращенных слов употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

Еще один вид сокращений - условные графические сокращения по начальным буквам (к.п.н. - кандидат педагогических наук). От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.

И, наконец, встречаются условные графические сокращения, но частям начальным буквам слов. Они разделяются: а) на общепринятые условные со­кращения, б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и год в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Структура опытно-экспериментальной работы

Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий эксперимент (проверочный), формирующий или созидательно-преобразующий (конструирующий) и контрольный эксперимент (В.И.Загвязинский, И.Ф.Харламов и др.).

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, уроков и др.).

Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.

Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).

После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.


Примерная структура выпускной квалификационной работы

•введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; •теоретическая часть - от 25 до 30 % от общего объема в зависимости от целевой направленности и глубины проработки теоретических вопросов;

•аналитическая часть -15-20 %; •экспериментальная часть - 30-35 % •заключение - 5 %;

• библиография.

Практические рекомендации к подготовке доклада

для защиты на ГАК

1. Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании ГАК в установленном порядке.

2. Регламент доклада - 10-15 минут. В докладе должны быть четко
сформулированы цеди исследования, очерчены проблемы и задачи, показаны
результаты анализа и обоснованы предложения и рекомендации,
разработанные в выпускной квалификационной работе. В докладе студента
для иллюстрации используется графический материал, помогающий
раскрыть содержание проделанной работы.

3. По окончании доклада члены комиссии, а также приглашенные на защиту
задают вопросы, на которые докладчик дает ответы. Ответы должны быть
полными, четкими и исчерпывающими.

4. Ввиду того, что с отзывами руководителя и рецензента слушатель знакомит­ся заблаговременно, необходимо подготовиться к ответам на
замечания, которые в них содержатся.

5. После обсуждения работы студенту предоставляется заключительное слово,
которое должно быть лаконичным и по существу высказанных в процессе
выступления замечаний и рекомендаций по выполненной работе.

Защита выпускной квалификационной работы

Она проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. На защиту отводится до 1 академического часа, из них 10—15 минут дается студенту на доклад (краткое сообщение).

В докладе излагаются мотивы выбора темы квалификационной работы, ее актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, источниковая база работы, дается характеристика теоретической и практи­ческой части исследования, используемых методов, полученных результатов и их практической ценности, демонстрируется наглядный материал.

При необходимости выпускнику задаются вопросы по проблеме исследования, оглашается отзыв руководителя и рецензия на работу. Во время процедуры защиты возможно выступление научного руководителя или рецензента.

Примерный план выступления студента на защите выпускной квалификационной работы

1. Общая характеристика выпускной квалификационной работы:

- тема;

- мотивы выбора темы;

- круг основных вопросов, раскрытых в теме;

- план работы;

-основные литературные источники, использование в работе при раскрытии темы;

- краткое содержание экспериментальной работы, осмысление и оценка которой дана в содержании работы.

2. Характеристика основного содержания выпускной квалификационной работы:

- сущность педагогической проблемы, раскрытой в теме;

- позиции ученых и оценочные суждения автора по ее основным аспектам;

- анализ и оценка практического опыта решения указанной
проблемы с позиции теории вопроса;

- пути совершенствования работы с детьми или по управлению, определение перспективных линий в эффективной реализации изученной проблемы на практике.

3. Самооценка результата и качества выполненной выпускной работы:

- какие задачи были поставлены в процессе работы над темой и как удалось
их решить;

-степень удовлетворенности результатами проделанной работы;

над какими вопросами темы работа будет продолжена.

Критерии оценки выпускной квалификационной работы

- актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы образования;

- полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

- эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

- обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- правильность и полнота использования литературы;

- качество доклада (сообщения) и ответов на вопросы при защите работы;

- степень самостоятельности автора в разработке проблемы.

Студент, получивший на защите выпускной квалификационной работы неудовлетворительную оценку, имеет право на повторную защиту, но не ранее чем через год, при этом тема, по решению Государственной аттестаци­онной комиссии, остается прежней или предлагается новая.

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ

Суражский педагогический колледж имени А.С.Пушкина

Специальность ____________________________________________________

Курс__________________ группа__________________________________________

Студент (Ф.И.О.) ___________________________________________________

Дисциплина _______________________________________________________

Руководитель ______________________________________________________

Тема: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

ОТЗЫВ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись руководителя ____________________Дата ______________________

СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

Специальность _____________________________________________________

Курс__________________ группа__________________________________________

Студент (Ф.И.О.) ___________________________________________________

Дисциплина _______________________________________________________

Руководитель ______________________________________________________

Тема: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

РЕЦЕНЗИЯ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись руководителя ____________________ Дата _____________________

М.п

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

РЫЖКОВА АНЖЕЛА НИКОЛАЕВНА

Игра как метод формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения младших школьников

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Руководитель:

преподаватель педагогики

Мельникова Надежда Сергеевна

Сураж, 2010

Образец примерного содержания выпускной квалификационной работы.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы дидактических условий формирования общеучебных навыков младших школьников 5

1.1. Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования

учебных навыков 5

1.2.Пути и средства формирования общеучебных навыков младших

школьников 10

1.3.Практика массовой школы по формированию общеучебных навыков

младших школьников 14

Глава П. Дидактические условия формирования у младших школьников общеучебных навыков 18

2.1 .Структура и содержание готовности учителя начальных классов к

осуществлению формирования общеучебных навыков у младших

школьников 18

2.2.Содержание, формы и методы работ учителя по формированию

общеучебных навыков младших школьников 22

2.3.Экспериментальная проверка реализации дидактических условий

формирования общеучебных навыков младших школьников 24

Заключение 28

Библиография 29

Приложение

ОБРАЗЕЦ

Формирование познавательной активности второклассников (теоретическая работа)

ПЛАН

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в учебной деятельности.

1.1. Познавательная активность как психолого-

педагогическая категория.

1.2. История данного вопроса в психолого-

педагогической литературе.

Глава II. Теоретическая разработка условий эффективности формирования познавательной активности у детей на уроках.

2.1. Формирование у младших школьников позиции «Я- САМ»

2.2. Участие младших школьников в парных и групповых формах учебной деятельности.

2.3. Разнообразие форм самостоятельной работы детей на уроках.

Заключение

ОБРАЗЕЦ

Формирование познавательной активности

второклассников (практическая работа)

ПЛАН

Введение

Глава I. Проблема познавательной активности детей в теоретической и учебно-методической литературе.

1.1. Характеристика понятия «познавательная активность».

1.2. Анализ учебных программ и учебников для второго класса по русскому языку, математике и природоведению с точки зрения формирования познавательной активности детей.

Глава II. Обобщение и анализ передового педагогического опыта по формированию познавательной активности у второклассников.

2.1. Особенности формирования активности в приобретении знаний на уроках русского языка.

2.2. Специфика формирования познавательной

активности детей на уроках математики.

2.3. Способы активизации познавательной позиции

первоклассников на уроках природоведения.

Заключение

ОБРАЗЕЦ

Формирование познавательной активности второклассников ( работа с элементами эксперимента)

ПЛАН

Введение

Глава 1. Современная педагогика и психология о проблеме познавательной активности

1.1. Различные подходы к пониманию сущности познавательной

активности

1.2. Психологические особенности познавательной активности младших

школьников

1.3. Выявление отношения младших школьников к своей позиции в

процессе обучения (констатирующий эксперимент)

Глава П. Возможности использования элементов преобразующего эксперимента в практической деятельности учителя по формированию познавательной активности детей на уроках

2.1.Разработка различных способов объяснения нового материала на

уроках

2.2. Использование дидактических игр как способа активизации

познавательной деятельности школьников

2.3. Выбор учащимися того или иного вида домашнего задания и

познавательная активность ребенка

2.4. Выявление результатов преобразующего эксперимента по изменению

позиции младшего школьника в процессе обучения

Заключение

Приложение

Библиография

1. Андреев В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старше­классников и студентов в условиях эвристического программированного обучения // Современная высшая школа. -1978.- №1.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис­следований: Дидактический аспект. - М: Педагогика, 1982. -192 с.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис­следований. - М, 1992.-С. 18.

4. Батищев Г.М. Педагогическое экспериментирование // Советская педагогика.- 1990.-Ш.- С.32.

5. Белкин А.С., Орлов Н.В. Педагогический поиск. - Свердловск, 1965. -121.

6. Беспалько В.П.; Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1979. -132 с.

7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - С.24.

8. Большая Советская Энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия, 1978.

9. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. - М., 1991. - Т. 1. - С. 306,

10.Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для сту­дентов пед. институтов / Под ред. В.П.Журавлева. - М., 1988.

11 .Виноградова Н.А Методические рекомендации по выполнению письменных работ. Педагогическое общество. - М., 1998. - 62 с.

12.Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория и прак­тика. - М.: Высшая школа, 1986. - 200 с.

13. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагоги­ка, 1977. - 203 с.

14.Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания.- М., 1982.

15.Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1981.-С. 79.

16.3агвязинский В.И. Методология и методика дидактически исследований. - М.: Педагогика, 1982.-с. 160

17.Загвязинский В.П. Учитель как исследователь. - М., 1980.

18.Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. -Ярославль; 1990.

19.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство., 1995 .-с.338

20. Шульман Э.А. Методический аппарат исследований. //Советская педагогика.- 1988г№1-с.П.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050709 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

По педагогике

1. Проблема сотрудничества учителя и учащихся на уроках в начальной школе.

2. Развитие творческих способностей школьников в познавательной деятельности.

3. Воспитание у младших школьников интереса к учению.

4. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках,

5. Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения.

6. Пути формирования положительных мотивов учения у младших школьников.

7. Воспитание образовательной культуры личности младшего школьника.

8. Проблема индивидуализации воспитания и обучения младших школьников.

9. Оптимистический гуманистический подход к школьникам в учебно-воспитательном процессе.

10. Проблемы гуманистической педагогики в практике работы педагога-организатора.

11. Проблема конфликта между воспитателем и воспитанником и пути его преодоления в педагогической деятельности.

12. Игра как средство воспитания познавательной активности младших школьников на уроках.

13. Игра как модель взаимодействия и взаимопомощи в жизнедеятельности младшего школьника.

14.Формирование индивидуальной и групповой дисциплины и самодисциплины школьников.

15. Формирование научно-гуманистического мировоззрения младших

школьников на уроках.

16.Коллективное взаимодействие педагога-организатора и воспитанников в разнообразных видах внеурочной деятельности.

17.Формирование культуры самовоспитания личности младшего школьника.

18. Воспитание культуры поведения и общения школьников.

19. Воспитательное воздействие на личность школьника досуговой деятельности.

20.Традиционные народные праздники в системе патриотического воспитания школьников.

21.Самоуправление как путь формирования общешкольного коллектива..

22.Инновационные воспитательные технологии в деятельности педагога-организатора.

23.Нравственное воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий.

24.Воспитание ребенка в семье.

25.Взаимоотношения родителей и детей как педагогическая проблема.

26.Досуг как средство формирования коллектива школьников.

По психологии

1. Психологические основы урока в начальной школе.

2. Психологические проблемы адаптации? ребенка в первом классе.

3. Мотивы учебной деятельности младших школьников.

4. Проблема лидерства в коллективе школьников.

5. Формирование у школьников интереса друг к другу. .

6. Психологические причины невнимательности школьников.

7. Развитие личности школьника на основе самопознания.

8. Теоретические основы творческой деятельности школьников.

9. Проблемы развития творческого мышления у детей.

10. Межличностные отношения в коллективе школьников.

1 (.Психологические аспекты воспитания в деятельности педагога-организатора. 12.Особенности учебных интересов младших школьников.

13. Взаимосвязь учебных и внеучебных интересов школьников.

14. Особенности проявления эмоций у детей.

По методике преподавания русского языка

1. Развитие речи младших школьников на уроках чтения.

2. Формирование у младших школьников интереса к самостоятельному чтению.

3. Методика проведения сочинений в начальной школе.

4. Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

5. Формирование познавательной активности детей на уроках русского языка.

6. Особенности изучения частей речи в начальной школе (на примере одной части речи).

7. Методика изучения сказок в начальной школе.

8. Виды развивающих задач на уроках русского языка.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка.

10. Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе.

11. Воспитание культуры речевого поведения младших школьников.

12. Обучение младших школьников контролю за своей речью.

По методике преподавания математики

1. Проблемные ситуации на уроках математики как средство формирования познавательной активности младших школьников.

2. Развитие творческих способностей детей на уроках математики.

3. Логические задачи как путь формирования математического мышления младших школьников.

4. Обучение детей составлению и решению арифметических задач в начальной школе.

5. Решение комбинаторных задач в начальной школе.

6. Методика организации самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе.

7. Методика изучения алгебраического материала на уроках математики в начальной школе.

8. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

По методике физического воспитания

1. Пути физического развития младших школьников,

2. Оптимизация уроков физкультуры в начальной школе.

3. Подвижные игры на уроках физкультуры как средство физического развития детей.

4. Физическое развитие младших школьников в досуговой деятельности.

5. Формирование у младших школьников интереса к урокам физкультуры.

6. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни на уроках физкультуры.

7. Организация физкультурного досуга как форма активного отдыха детей. По методике изобразительного искусства

1. Формирование у детей интереса к изобразительному искусству.

2. Развитие способностей младших школьников к художественному творчеству.

3. Формирование эстетических чувств у детей.

4. Организация внеклассной деятельности школьников по изобразительному искусству.

5. Формирование образного мышления у детей средствами изобразительного искусства.

6. Использование компьютерных технологий в художественно-оформительской работе.

7. Технология оформления школьного интерьера.

8. Виды практической оформительской работы.

9. Беседы по изобразительному искусству как средство развития творческой личности ребенка.

10.Организация внеклассной работы по изобразительному искусству в школе.

11. Декоративное рисование в начальной школе.

12.Рисование с натуры в начальной школе.

13.Развитие эстетического восприятия окружающего мира у младших школьников средствами изобразительного искусства.

По методике музыкального воспитания

1. Музыка как средство формирования личности ребенка.

2. Народные песни и танцы в культурно - досуговой деятельности

3. Музыкальная сказка как средство знакомства с миром музыки.

4. Развитие музыкальных способностей у детей.

5. Организация внеклассной музыкальной деятельности школьников.

6. Методика подготовки и проведение музыкальных праздников.

7. Музыка в повседневной жизни школьников.

По методике трудового обучения

1. Формирование на уроках труда практических умений и навыков у младших школьников.

2. Оригами на уроках труда в начальной школе.

3. Работа с природным материалом на уроках труда.

4. Развитие творчества младших школьников на уроках труда.

5. Аппликация - один из видов работы с бумагой.

6. Коллективные формы организации трудовой деятельности младших школьников.

7. Формирование коллективных отношений на уроках труда.