Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров и услуг» для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» очной формы обучения - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова»

С.В. Рейзвих

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

ТОВАРОВ И УСЛУГ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров
и услуг» для студентов специальности 080401
«Товароведение и экспертиза товаров» очной формы обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

2009

УДК 339:389:658.6

Р-35

Рецензент: доцент кафедры ЭП БТИ АлтГТУ

к.т.н. Н.В. Морозова

Работа подготовлена на кафедре общей химии и экспертизы товаров

Рейзвих, С.В.

Р-35

Сертификация систем качества товаров и услуг: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров и услуг» для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» очной формы обучения / С.В. Рейзвих. – Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 23 с.

Методические рекомендации содержат необходимые элементы для организации самостоятельной работы студентов: план-график выполнения СРС; примерные нормы времени на выполнение самостоятельной работы; характеристику и описание заданий; требования к представлению и оформлению результатов; оценку деятельности студентов; списки рекомендуемой литературы и вопросов к зачету; тематический план; содержание дисциплины, а также требования к уровню ее освоения.

УДК 339:389:658.6

Рассмотрены и одобрены на заседании

кафедры общей химии и экспертизы товаров.

Протокол № 70-05/08 от 02.09.2008 г.

ã С.В. Рейзвих, 2009

ã БТИ АлтГТУ, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

1 Курс «Сертификация систем качества товаров и услуг».

Цели, задачи, место в учебном процессе, связь с другими

дисциплинами…………………………………………………….....

4

2 Требования к уровню освоения содержания

дисциплины……………………………………………………...…..

6

3 Виды и содержание занятий по дисциплине………….………….

6

3.1 Тематический план дисциплины………..……………………

6

3.2 Содержание дисциплины……………...………………………

7

4 План-график выполнения самостоятельной работы и нормы

времени…………………………………………..……………………

12

5 Задания для выполнения самостоятельной работы…..………….…

15

5.1 Характеристика и описание заданий….…..….…………………

15

5.2 Темы для написания рефератов……………..…………………..

16

5.3 Требования к представлению и оформлению результатов

самостоятельной работы……………….……………………………

17

5.4 Оценка индивидуальной деятельности студентов….…..…...

17

5.5 Оценка ответа студента………………………………….……

18

5.6 Оценка ответа при тестировании………….…………….……

19

6 Вопросы к зачету по курсу «Сертификация систем качества

товаров и услуг»……………………………………..………………

20

Литература…………..…….…………………………………...…….

21

1 КУРС «СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
И УСЛУГ». ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Цель курса – обеспечить студентов системой знаний в вопросах разработки и функционирования систем менеджмента качества, ориентированных на семейство стандартов ИСО 9000:2000.

Задачи курса :

- сформировать компетенции для обеспечения эффективного функционирования и совершенствования систем качества в конкретной производственной среде;

- привить навыки организации деятельности по достижению высокого качества путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО;

- обучить организационно-методическим основам сертификации систем качества.

Сертификация систем качества товаров и услуг – это дисциплина из цикла дисциплин специализации. Содержание дисциплины строится таким образом, чтобы обеспечить преемственность и связь с общетеоретическими, методологическими и общепрофессиональными дисциплинами.

Этот курс необходим для более разносторонней подготовки специалистов, для расширения спектра их знаний в области качества. Компетенция в вопросах систем менеджмента качества необходима для успешного изучения специальных дисциплин.

Глубокие знания в области данной дисциплины предоставляют выпускникам широкие возможности трудоустройства после окончания вуза.

Настоящий курс предусматривает широкое использование сведений и положений различных научных дисциплин. Для эффективного изучения курса «Сертификация систем качества товаров и услуг» необходимо освоить такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Этика делового общения», «Правоведение», «Стандартизация, метрология и сертификация», «Психология профессиональной деятельности».

Межпредметные связи данного курса с другими дисциплинами представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Межпредметные связи

2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дипломированный специалист в области сертификации систем качества товаров и услуг должен знать:

– основные понятия курса;

– этапы создания систем качества;

­– ключевые процессы системы менеджмента качества;

– международные стандарты ИСО серии 9000;

– документацию системы менеджмента качества, порядок документооборота и управления записями;

– правила и порядок сертификации системы качества;

а также уметь:

– высказываться и дискутировать по темам курса;

– решать прикладные задачи разработки элементов системы качества на основе ИСО 9001:2000;

– обеспечивать эффективное функционирование и совершенствование системы качества в производственной среде.

3 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1 Тематический план дисциплины

Объем данной дисциплины – 100 ч. Тематический план курса для студентов очной формы обучения представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Тематический план дисциплины

Наименование тем и разделов

Количество часов на изучение

всего

в том числе

лекции

практические работы

самостоятельная

работа

1

2

3

4

5

1 Проблемы внедрения систем
качества на предприятиях
[2, 3, 5, 6, 8]

18,2

1,0

5,0

12,2

2 Стандарты серии ИСО 9000:2000 как основа создания системы
менеджмента качества
[1, 2, 4, 5, 9]

20,8

4,0

4,0

12,8

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

3 Документация системы менеджмента качества

[1, 4, 5]

16,5

2,0

4,0

10,5

4 Процессы системы менеджмента качества [5]

11,4

4,0

7,4

5 Создание систем качества

[2, 5]

7,1

2,0

5,1

6 Обеспечение эффективного функционирования систем качества [1, 2]

6,1

1,5

4,6

7 Объекты и участники проверки при сертификации систем качества [1, 6]

8,3

0,5

2,0

5,8

8 Правила и порядок сертификации систем качества

[1, 2, 3, 6, 7, 8]

11,6

2,0

2,0

7,6

3.2 Содержание дисциплины

Теоретическая часть курса «Сертификация систем качества товаров и услуг» для студентов очной формы обучения в основном своем объеме излагается на лекциях.

В таблице 2 представлено краткое содержание лекций.

Таблица 2 – Содержание лекций (17 часов)

Номер

лекции

Наименование и краткое содержание темы

Объем в часах

1

2

3

1

1 Проблемы внедрения систем качества на предприятиях

Качество и конкурентоспособность. Понятие системы качества. Обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Внешние и внутренние причины сертификации систем качества [2, 3, 5, 6, 8]

1

Продолжение таблицы 2

1

2

3

2, 3

2 Стандарты серии ИСО 9000:2000 как основа создания системы менеджмента качества

Международная организация по стандартизации. Версии стандартов ИСО 1987 и 1994 годов. Отличие стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. от предыдущих изданий.

МС ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Восемь принципов менеджмента качества: организация, ориентированная на потребителя; роль руководства; вовлечение работников; подход как к процессу; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; обоснованный метод принятия решений; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Особенности международных стандартов:

- ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования;

- ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности;

- ИСО 19011:2002. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или систем менеджмента окружающей среды [1, 2, 4, 5, 9]

4

4

3 Документация системы менеджмента качества

Нормативная документация: документация внешнего и внутреннего происхождения. Записи по качеству. Порядок документооборота. Порядок управления записями [1, 4, 5]

2

5, 6

4 Процессы системы менеджмента качества

Классификация процессов СМК. Процессы жизненного цикла продукции (основные) и обеспечивающие (вспомогательные).

Ключевой процесс «Ответственность руководства».

Описание ключевого процесса «Ответственность руководства на уровне предприятия». Описание процесса «Ответственность руководства на уровне структурных подразделений». Разработка политики и целей предприятия в области качества.

Описание ключевого процесса «Производство продукции (услуг) и обслуживание».

Описание ключевого процесса «Реализация продукции» [5]

4

Продолжение таблицы 2

1

2

3

7

5 Создание систем качества

Создание систем качества: проведение информационного совещания, принятие решения о создании системы качества, разработка плана-графика создания системы качества, разработка систем качества (определение функций и задач системы качества, определение состава структурных подразделений системы качества, разработка структурной схемы системы качества, разработка функциональной схемы управления качеством, определение состава и состояния документации системы качества, разработка и корректировка нормативных документов, разработка программ обеспечения качества, разработка Руководства по качеству), внедрение систем качества [2, 5]

2

8

6 Обеспечение эффективного функционирования систем качества

Обеспечение функционирования систем качества. Проверки системы качества: внутренние, проверки второй стороной, проверки независимой третьей стороной. Совершенствование систем качества [1, 2].

7 Объекты и участники проверки при сертификации систем качества

Объекты проверки. Участники проверки: проверяемая организация; эксперты органа по сертификации и консультанты. Обязанности заявителя и комиссии [1, 6]

2


9

8 Правила и порядок сертификации систем качества

Предсертификационный этап.

Первый этап – предварительная оценка системы качества.

Второй этап – проверка и оценка системы качества и организации. Программа проверки. Распределение обязанностей между членами комиссии. Процедуры проверки: предварительное совещание, обследование проверяемой организации (сбор и анализ фактических данных, дифференциация и регистрация наблюдений), составление акта проверки, заключительное совещание (цель совещания, варианты результата проверки и оценки системы качества). Отчет о проверке.

Третий этап – инспекционный контроль сертифицированной системы качества. Плановый и внеплановый контроль [1, 2, 3, 6, 7, 8]

2

При проведении практических занятий применяется как индивидуальная работа студентов, так и работа в группах. Отчет по работе оформляется каждым студентом индивидуально. Оценка работы производится по результатам как индивидуальной, так и групповой работы. При этом задания, требующие индивидуальных письменных отчетов, защищаются каждым исполнителем. Содержание практических занятий приведено в таблице 3.

Таблица 3 – Содержание практических работ (17 часов)

Номер занятия

Цель и содержание работы

Объем в часах

1

Расчет эффективности функционирования системы менеджмента качества

Цель работы:

– научиться рассчитывать прибыль организации и экономический эффект в результате функционирования СМК.

Содержание работы:

– определение прибыли организации в результате функционирования СМК;

– расчет доли прибыли, полученной от использования СМК в общей прибыли организации;

– нахождение доли экономического эффекта от функционирования СМК за счет снижения издержек и за счет увеличения объемов работ;

– формулировка вывода о том, какой источник эффекта наиболее существенно влияет на эффективность функционирования СМК

2

2

Изучение структуры и содержания ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Цель работы:

– ознакомиться со структурой и содержанием ГОСТ Р ИСО 9000-2001;

– закрепить термины и определения, применяемые в системе менеджмента качества.

Содержание работы:

– изучение структуры и содержания ГОСТ Р ИСО 9000–2001;

– письменные ответы на поставленные вопросы;

– графическое представление основных понятий

2

Продолжение таблицы 3

1

2

3

3

Изучение структуры и содержания ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

Цель работы:

– рассмотреть структуру и содержание ГОСТ Р ИСО 9004-2001;

– научиться работать с нормативными документами.

Содержание работы:

– изучение структуры и содержания предложенного нормативного документа;

– письменные ответы на поставленные вопросы

2

4, 5

Документация СМК. Разработка документов внутреннего происхождения

Цель работы:

– изучить порядок разработки, учета и ведения документации согласно документированной процедуре «порядок документооборота»;

– ознакомиться с примерами шаблонов для создания документов внутреннего происхождения;

– разработать нормативный документ внутреннего происхождения

Содержание работы:

– знакомство с такими документами, как «Стандарт предприятия», «Должностная инструкция», «Рабочая инструкция», «Инструкция по выполнению работы», «Положение о подразделении», «Регламент процесса»;

– изучение документированной процедуры «порядок документооборота»;

– ознакомление с примерами документации внутреннего происхождения и шаблонами для их создания;

– разработка нормативного документа

4

6

Составление чек-листов

Цель работы:

– научиться с позиции эксперта правильно формулировать вопросы к предстоящему объекту проверки.

Содержание работы:

– знакомство с документированными процедурами;

– составление чек-листов по процедурам;

– коллективное обсуждение чек-листов

2

Продолжение таблицы 3

1

2

3

7

Порядок проведения сертификации систем качества

Цель работы:

– изучить ГОСТ Р 40.003-2000.Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.

Содержание работы:

– знакомство с содержанием стандарта ГОСТ Р 40.003-2000, изучение порядка сертификации, ознакомление с приложениями стандарта;

– заполнение анкеты анализа восприятия процедуры сертификации системы качества;

– тестирование по содержанию нормативного документа

2

8, 9

Учебная конференция: «Качество – политическая, экономическая и нравственная категория»

Цель работы:

– научиться самостоятельно работать с источниками информации;

– приобрести навыки анализа и представления информации;

– углубить теоретические знания по курсу;

– научиться высказываться и дискутировать по темам курса.

Содержание работы:

– заслушивание и обсуждение докладов и сообщений по теме конференции

3

4 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ И НОРМЫ ВРЕМЕНИ

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием. Ее целями являются:

– формирование у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи;

– формирование потребности непрерывного самообразования, совершенствования знаний и умений, расширения кругозора;

– приобретение опыта планирования и организации рабочего времени.

Объем СРС по данной дисциплине составляет 66 часов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя проработку конспекта лекций; проработку учебников, учебных пособий и обязательной литературы; написание реферата; подготовку к выполнению практических работ; подготовку к контрольным опросам.

План-график самостоятельного изучения дисциплины составлен исходя из того, что студент 4 часа в неделю самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом.

План-график выполнения СРС представлен в таблице 4.

Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очной формы обучения приведены в таблице 5.

Таблица 4 – План-график выполнения СРС

Форма обучения студентов

Очная

Виды и объем аудиторных занятий (в часах) по учебному плану

Л

17

ПР

17

ЛР

Всего за семестр

34

Виды и объем самостоятельной работы

Подготовка к очередным занятиям

Л

17

ПР

23

ЛР

Подготовка к текущему контролю

К

КО

6

КР

Выполнение индивидуальных заданий

П

Р

РЗ

РФ

20

Всего за семестр СРС

66

Продолжение таблицы 4

Форма обучения студентов

Очная

АУД+СРС

100

График сдачи индивидуальных работ и текущего контроля по неделям семестра

1

ВЗ

2

ЗР/0,020

3

4

ЗР/0,020

5

6

ЗР/0,020

7

А

8

КО/0,120

9

10

ЗР/0,020

11

12

ЗР/0,020

13

А

14

ЗР/0,020

15

16

ЗЗ/0,120

17

ЗР/0,020

КО/0,120

Форма итогового контроля знаний

зачет

зач/0,500

Примечание: Л – лекция, ПР – практическое занятие,
ЛР – лабораторное занятие, К – коллоквиум, КР – контрольная работа, КО – контрольный опрос, П – курсовой проект, Р – курсовая работа, РЗ – расчетное задание, РФ – реферат, ВЗ – выдача задания, ЗР – защита работы, ЗЗ – защита задания, А – аттестация

Таблица 5 – Примерные нормы времени на выполнение СРС

Наименование темы

Количество часов СРС

всего

проработка конс-пекта лекций

написание реферата

подготовка к практическим работам

подготовка к контрольному опросу

1 Проблемы внедрения систем качества на предприятиях

9,7+20*

1,0

20,0*

8,0

0,7

2 Стандарты серии ИСО 9000:2000 как основа создания системы менеджмента качества

10,3+20*

4,0

5,0

1,3

Продолжение таблицы 5

Наименование темы

Количество часов СРС

всего

проработка конс-пекта лекций

написание реферата

подготовка к практическим работам

подготовка к контрольному опросу

3 Документация системы менеджмента качества

8,0+20*

2,0

20,0*

5,0

1,0

4 Процессы системы менеджмента качества

4,9+20*

4,0

0,9

5 Создание систем качества

2,6+20*

2,0

0,6

6 Обеспечение эффективного функционирования систем качества

2,1+20*

1,5

0,6

7 Объекты и участники проверки при сертификации систем качества

3,3+20*

0,5

2,5

0,3

8 Правила и порядок сертификации систем качества

5,1+20*

2,0

2,5

0,6

Итого

66,0

17,0

20,0

23,0

6,0

* – время отводится на изучение одной темы по выбору

5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ

5.1 Характеристика и описание заданий

В качестве текущего контроля знаний по дисциплине в течение семестра предусмотрено проведение двух контрольных опросов. Первый контрольный опрос проводится на восьмой неделе. При подготовке к нему необходимо изучить по конспекту лекций темы 1–3.

Проведение второго контрольного опроса запланировано на 17 неделе.

Подготовка к нему предполагает проработку конспекта лекций для изучения тем 4–8.

На первом занятии по дисциплине каждый студент получает индивидуальную тему для самостоятельного исследования. Итогом такой работы должен стать реферат. Темы рефератов приведены ниже.

Студент может сам предложить заинтересовавшую его тему для написания реферата (даже если ее нет в приведенном перечне тем рефератов), при одобрении преподавателем он может над ней работать.

5.2 Темы для написания рефератов

1. Актуальность проблемы управления качеством.

2. Система качества – механизм обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.

3. Проблемы внедрения систем менеджмента качества на предприятиях.

4. Подходы к развитию требований и пожеланий потребителей.

5. Вовлечение персонала в совершенствование работы организации.

6. Практические примеры решения задач качества и конкурентоспособности на предприятиях.

7. Отечественный опыт в управлении качеством товаров и услуг.

8. Зарубежный опыт в управлении качеством товаров и услуг.

9. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами.

10. Роль Международной организации по стандартизации (ИСО) в развитии сотрудничества между странами в области качества.

11. Значение международных стандартов ИСО серии 9000 в управлении качеством продукции.

12. Требования к эксперту по проверке систем качества.

13. Цели и сфера применения сертификации систем качества.

14. Развитие работ по сертификации систем качества в России.

15. Японские подходы к качеству.

16. Особенности управления качеством в США.

17. Управление качеством в Великобритании.

18. Формирование современного представления о качестве.

19. Виды аудита качества и область их применения.

20. Функции Госстандарта России в области повышения качества российских товаров.

21. Организация работ по качеству на предприятии.

22. Принятие решений в отношении качества.

23. Концепция всеобщего управления качеством.

24. Качество продукции и производительность труда.

25. Мотивация персонала к производству качественной продукции.

26. Менеджмент качества в общей системе менеджмента организации.

27. Роль руководителя в совершенствовании деятельности организации.

28. Управление персоналом в процессе совершенствования деятельности.

5.3 Требования к представлению и оформлению результатов

самостоятельной работы

При написании реферата студент обязан показать умение самостоятельно находить нужную информацию по теме курса, анализировать ее и обобщать. Реферат должен полностью освещать заданную тему, но по возможности излагаться конкретно и кратко. В работе над рефератом необходимо использовать не менее трех источников литературы. Информация, на основе которой строится реферат, должна быть достоверной и современной. Приветствуется творческий подход к работе: применение иллюстраций, таблиц сравнения, схем и пр.

Реферат оформляется на листах формата А4. Работа может быть рукописной (в этом случае текст должен быть аккуратным и разборчивым). Если текст реферата набирается на компьютере, то рекомендуется применять 14 размер шрифта Times New Roman c одинарным междустрочным интервалом. В любом случае текст пишется с обеих сторон листа и с соблюдением ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. Не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

Страницы реферата нумеруются по центру, внизу страницы арабскими цифрами. В конце работы приводятся список использованной литературы по ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись.

В случае обнаружения серьезных недостатков в оформлении реферата или в его содержании, преподаватель имеет право потребовать у студента исправления замечаний и принять работу только после их устранения.

На последнем практическом занятии-конференции материал реферата можно использовать для доклада или сообщения.

5.4 Оценка индивидуальной деятельности студентов

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга R тек (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга R итог (после сессии). Текущий рейтинг вычисляется по формуле

R тек = ,

где Ri - оценка за i - ю контрольную точку;

р i - вес этой контрольной точки.

Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга. Любая контрольная точка, выполненная позднее запланированного срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. За каждую пропущенную лекцию от семестрового рейтинга отнимается по одному баллу, за пропущенное практическое занятие – пять баллов.

К зачету не допускаются студенты, не сдавшие отчет по практическим работам и не защитившие реферат.

В зачётку ставится зачтено при R итог ≥ 25 баллов. Возможно получение зачета-«автомата» по дисциплине по итогам текущего контроля знаний при семестровом рейтинге студента выше 49 баллов.

Оценка индивидуальной деятельности студентов по данной дисциплине складывается из видов работ (в долях), приведенных в таблице 6.

Таблица 6 – Виды работ, учитываемых при оценке индивидуальной деятельности студента

Вид индивидуальной

деятельности

Вес в общей оценке

по дисциплине в долях

Выполнение и защита практических работ (всего семь)

0,020 (общий вес 0,140)

Контрольный опрос (всего два)

0,120 (общий вес 0,240)

Реферат

0,120

Зачет

0,500

5.5 Оценка ответа студента

Баллы 75−100 (оценка «отлично»):

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последо­ва-тельности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Баллы 50−74 (оценка «хорошо»):

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последо­ва-тельности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Баллы 25−49 (оценка «удовлетворительно»):

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Баллы 0−25 (оценка «неудовлетворительно»):

- при ответе обнаружено непонимание студентом основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые студент не может испра­вить при наводящих вопросах преподавателя;

- отсутствие ответа.

5.6 Оценка ответа при тестировании

При тестировании ответ студентов оценивается согласно таблице 7.

Таблица 7 – Оценка рейтинга студента при тестировании

Рейтинговая

оценка

Объем правильно выполненных однородных заданий
в процентах

в закрытых тестах с числом ответов
на вопрос

в открытых тестах

5

4

3

2

0

0

0

0

0

0

5

25

32

40

54

18

10

33

38

47

58

31

15

37

42

51

62

40

20

42

46

55

65

46

25

45

50

58

68

52

30

47

53

61

72

55

35

51

56

64

74

59

40

54

59

67

76

62

45

57

62

70

78

65

50

60

65

73

80

68

55

63

68

75

82

72

60

66

71

77

84

75

65

68

74

81

86

78

70

71

77

83

88

81

75

75

80

85

90

84

80

80

84

88

92

87

85

85

88

91

94

90

90

90

92

94

96

93

95

95

96

97

98

96

100

100

100

100

100

100

6 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СЕРТИФИКАЦИЯ
СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ»

1. Качество и конкурентоспособность.

2. Принципы менеджмента качества.

3. Стандарты ИСО серии 9000 как основа создания систем качества.

4. Классификация процессов системы менеджмента качества.

5. Описание ключевого процесса «Ответственность руководства».

6. Описание ключевого процесса «Производство продукции (услуг) и обслуживание».

7. Описание ключевого процесса «Реализация продукции».

8. Документация системы менеджмента качества.

9. Порядок документооборота.

10. Порядок управления записями.

11. Порядок управления несоответствующей продукцией.

12. Порядок разработки и внедрения корректирующих действий.

13. Этапы создания системы качества: проведение информационного совещания, принятие решения и разработка плана-графика создания системы качества.

14. Разработка системы качества: определение функций, задач системы качества и состава структурных подразделений, построение структурной и функциональной схем.

15. Разработка системы качества: определение состава, состояния и разработка документации системы качества.

16. Объекты и участники проверки при сертификации систем качества.

17. Правила и порядок сертификации системы качества: предсертификационный этап и предварительная оценка системы качества.

18. Проверка и оценка системы качества (второй этап сертификации системы качества).

19. Инспекционный контроль сертифицированной системы качества.

20. Обеспечение функционирования системы качества.

21. Порядок проведения внутренних аудитов.

22. Проверки системы качества второй стороной (заказчиками).

23. Совершенствование систем качества.

24. Причины сертификации систем качества.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Елиферов, В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни / В.Г. Елиферов. – М.: Вершина, 2006. – 296 с.

2. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие / В.Ю. Огвоздин. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 160 с.

3. Спицнадель, В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): учебное пособие / В.Н. Спицнадель. – СПб.: Бизнес-пресса, 2000. – 336 с.

4. Фомин, В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: учебное пособие / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2002. – 384 с.

5. Шестопал, Ю.Т. Управление качеством: учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, Н.Ю. Шестопал, Э.А. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 331 с. ­– (Высшее образование).

Дополнительная литература

6. Басаков, М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: учебное пособие / М.И. Басаков. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. – 256 с.

7. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник / Г.Д. Крылова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 711 с.

8. Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: учебник / И.М. Лифиц. – М. : Юрайт-М, 2001. – 268 с.

9. Розова, Н.К. Управление качеством: учебное пособие /
Н.К. Розова. – Спб.: Питер, 2003. – 224 с. – (Краткий курс).

10. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев; под ред. И.В. Башнина. – М.: ИНФРА-М, 1993. – 212 с.

11. Управление качеством / Е.И. Семенова [и др.]; под ред.
Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2004. – 184 с. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

Нормативная документация

12. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – Введ. 2001-08-31.

13. ГОСТ 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств. – Введ. 2000-10-01.

14. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2001-08-31.

Учебное издание

Рейзвих Светлана Викторовна

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров
и услуг» для студентов специальности 080401
«Товароведение и экспертиза товаров» очной формы обучения

Редактор Идт Л.И.

Подписано в печать 23.06.2009. Формат 60´84 1/16

Усл. п. л. - 1,4. Уч.-изд. л. - 1,5

Печать - ризография, множительно-копировальный
аппарат «RISO EZ300»

Тираж 30 экз. Заказ 2009-66

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27