Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения.

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М.КИРОВА

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические указания по организации

самостоятельной работы студентов всех форм обучения

Санкт- Петербург

2010


Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

2010 г.

С о с т а в и т е л и:

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

кандидат философских наук, доцент С.О. Петров

кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок

О т в. р е д а к т о р

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

Р е ц е н з е н т

кафедра философии СПбГЛТА

Данное методическое пособие, предназначенное для студентов различных форм обучения всех факультетов Лесотехнической академии, содержит программу курса, тематику контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, как в межсессионный период, так и во время сессии, список экзаменационных вопросов, словарь наиболее употребляемых философских терминов и список основной литературы по дисциплине.

Изучение философии студентами – заочниками имеет свои особенности, проявляющиеся, в частности, в меньшей возможности общения с преподавателем и, соответственно, большей самостоятельности в освоении материала. Поэтому, предлагаемое пособие для этой категории обучающихся наиболее ценно. Вместе с тем, поскольку пособие содержит методические рекомендации общего плана, оно может быть использовано и студентами других форм обучения.

Оглавление:

1. Общие сведения ……………………………………………………… 3

2. Программа учебной дисциплины «Философия»…..………………. 4

3. Методические указания по написанию контрольных работ ……... 7

4. Тематика контрольных работ …………………………………… 9

5. Словарь основных понятий курса ………………………………….. 11

6. Методические указания по выполнению

отдельных форм самостоятельной работы студентов …………….. 14

7. Вопросы к экзамену ………………………………………………… 18

8. Список учебной и справочной литературы ……………………….. 19

Общие сведения

Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.

В ходе обучения ставятся задачи:

- познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии;

- научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и, при необходимости, отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий.

Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех факультетах академии в основном на 2-ом – 4-ом курсах после таких гуманитарных дисциплин, как история и культурология, которые подготавливают студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.

Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.

Изучение философии студентами-заочниками имеет свою специфику и включает в себя следующие формы учебной работы:

- прослушивание установочных лекций, на которых сообщаются общая информация об изучаемой дисциплине, требования по курсу, задание на межсессионный период и рекомендуемая литература;

- самостоятельное знакомство в межсессионный период с учебным материалом курса по рекомендованной учебной и справочной литературе, которое целесообразно сопровождать конспектированием наиболее важных положений;

- выбор и написание в указанный период письменных контрольных работ по двум частям курса философии;

- прослушивание лекций, подготовка и участие в семинарских занятиях в период сессии;

- предэкзаменационные консультации, подготовка и сдача экзамена.

Предлагаемые «Методические рекомендации» составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеют своей целью оказать методическую помощь студенту на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы. Для этого учащемуся разъясняются сущность и особенности различных этапов и форм процесса обучения философии, даются конкретные советы по организации и осуществлению его учебной работы. В пособие включены программа курса и перечень экзаменационных вопросов, помогающие студенту с первых шагов знакомства с философией целенаправленно готовиться к итоговой аттестации по этой дисциплине, список тем домашних контрольных работ с предъявляемыми к ним требованиями, а также наиболее употребляемые в ходе обучения философские термины и основная учебная литература.

В межсессионный период для проживающих в Санкт-Петербурге и пригородах организуются дополнительные занятия и консультации с правом досрочной сдачи экзаменов. Сведения об этом можно получить на кафедре философии.

П Р О Г Р А М М А

учебной дисциплины «Философия»

Наименование тем и их содержание

1. Предмет философии.

Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления.

Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: основные разделы философии (онтология, гносеология, аксиология и т.п.), философские дисциплины (этика, эстетика и т.п.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.п.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.

2. Основные этапы и направления развития философии.

Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля.

Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли).

Научная революция XYII века и философия Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) как ведущие методологические установки эпохи.

Философия Просвещения. Классики немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель) о проблемах диалектики познания, природы и истории.

Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основные особенности и направления развития русской философии XIX – начала XX веков. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозная философская мысль (В. Соловьев, Н. Бердяев), русский космизм (Н. Федоров и др.).

Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Ведущие течения западной философии ХХ века (неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др.).

3. Философское учение о бытии.

Бытие как предмет онтологии. Категория бытия в истории философии. Основные виды бытия и их взаимосвязь.

Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Эволюция понятия материи в истории философии. Понятия материального и идеального.

Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность.

Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.

Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научная, философская и религиозная картины мира.

4. Сознание как философская проблема.

Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека.

Происхождение сознания, его природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.

Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание.

Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.

Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.

5. Теория познания.

Специфика философского подхода к познанию. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.

Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания (обыденное и теоретическое, ненаучное и научное и др.) Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Философское учение об истине. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.

Научное познание, его особенности и структура. Методы и формы. Критерии научности.

Научная рациональность и ее исторические типы. Понятие научной революции. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука на рубеже третьего тысячелетия.


6. Диалектика как универсальный способ постижения мира.

Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития. Связь принципов и законов диалектики. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, его раскрытие в категориях «качество», «количество», «мера», «скачок» и методологическое значение. Закон единства и борьбы противоположностей – главный закон диалектики, выражающий ее суть как возникновение, нарастание и разрешение противоречий. Противоречия формально-логическое и диалектическое. Закон отрицания отрицания. Понятие диалектического отрицания и его методологическое значение. Единство законов диалектики, раскрывающих механизм, движущие силы и направленность развития.

Категории диалектики. Триада категорий «единичное – особенное - всеобщее». Рост понимания значимости единичного в философии, науке и практике ХХ столетия. Принцип системности и его раскрытие посредством категорий «часть – целое», «система – элемент – структура», «форма – содержание». Типы целостности. Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие в категориях «причина – следствие», «необходимость – случайность», «возможность – действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации в философии и науке.

7. Общество как объект философского исследования.

Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Общество как сложноорганизованная система, ее элементы и системообразующие факторы. Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Общество как продукт деятельности людей. Гражданское общество и государство.

Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Необходимость и случайность в истории. Общественная необходимость и свобода. Насилие и ненасилие в истории. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недостатки. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком.

8. Философская антропология.

Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Понимание человека в истории философско-мировоззренческих систем Запада и Востока.

Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза.

Человек как единство природного, социального и духовного начал. Их соотношение в детерминации его поведения и деятельности. Вопрос о космопланетарном феномене человека, его возможностях и пределах эволюции.

Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого существования в истории философии. Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и социальные роли. Личность и массы.

Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности.

9. Человек в мире культуры.

Человек, общество, культура. Определение культуры как философская проблема. Происхождение культуры. Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры.

Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблема преемственности поколений. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость. Право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей.

Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада.

10. Будущее человечества: проблемы и перспективы современной цивилизации.

Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации.

Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия.

Система глобальных проблем современности (обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др.), их взаимосвязь и основные подходы к решению.

Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации.

Взаимодействие общества и природы как философская проблема. Понятие природы. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различий. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного, эстетического отношений человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В.И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н.Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по написанию контрольных работ по курсу «Философия» для студентов заочного отделения всех факультетов

Написание контрольных работ преследует цели:

1. Развития навыков самостоятельного ознакомления с философской литературой (учебной и дополнительной).

2. Формирования умения выделять главное для ответа на вопросы составленного плана.

3. Обучения способности глубоко обдумывать изучаемую тему, грамотно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

Требования к контрольной работе:

В соответствии с учебным планом студенты выполняют две контрольные работы по философии: одну по первой части, другую - по второй. Объем каждой из двух обязательных работ составляет 20 – 24 страницы школьной тетради.

Выбор темы осуществляется по строго определенному правилу: последняя цифра шифра зачетной книжки должна совпадать с последней цифрой номера темы. Например: если последняя цифра шифра - «7», то студент выбирает тему № 7, либо № 17, либо № 27, либо № 37 по первой части, тему № 47, либо № 57, либо № 67, либо № 77 – по второй.

Обратите внимание, что в рамках одного варианта (например, 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77) подобраны темы различной сложности. Это сделано для того, чтобы студенты могли в соответствии со своими склонностями и способностями избрать для себя либо традиционно сформулированные и потому больше представленные в учебной литературе темы, либо более дискуссионные проблемы, для раскрытия которых требуется больше самостоятельности, как в поиске литературы, так и в изложении материала.

Оформление контрольной работы:

На обложке тетради указывается часть тематики, по которой написана представленная работа (1 или 2 часть), фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа и специальность, номер шифра зачетной книжки и домашний адрес. На первой странице должен быть указан номер темы (из данной методической разработки), ее полная формулировка и самостоятельно составленный план контрольной работы, в соответствии с которым в тексте обязательно выделяются части. В конце работы приводится грамотно оформленный список использованной при ее написании литературы – обычно 2 – 3 книги (смотри для образца список литературы в конце данной методички), ставится дата написания работы и личная подпись студента.

Все контрольные работы выполняются от руки аккуратным и разборчивым подчерком. В случае предоставления работы в напечатанном виде нужно быть готовым к ее устной защите.

ПРИМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М.КИРОВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» (ЧАСТЬ 1)

ТЕМА № 16

СТУДЕНТА З/О ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

3 КУРСА 7 ГРУППЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 0608

ПЕТРОВА ДМИТРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

ШИФР ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ – 123456

ДОМАШНИЙ АДРЕС: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д.18, кв.3.

Тел.: 1234567.

Т Е М А Т И К А К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Х Р А Б О Т

темы Наименование темы

Часть 1

1. Место философии в системе знаний и ее значение в жизни человека и общества.

2. Мировоззрение, его структура и основные исторические типы.

3. Философия как мировоззрение и наука.

4. Античная философия: общая характеристика, этапы, школы, представители.

5. Основные школы натурфилософского этапа античной философии.

6. Поворот к проблеме человека в античной философии: софисты и Сократ.

7. Первые философские системы Античности – учения Платона и Аристотеля.

8. Решение этических проблем в эллинистическо-римской философии (школы киников, эпикурейцев, стоиков и др.)

9. Философия средних веков: принципы, основные этапы, проблемы, течения.

10. Номинализм и реализм как ведущие течения средневековой схоластики.

11. Философские идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

12. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика.

13. Гуманистические учения философии Ренессанса.

14. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Б. Телезио, Дж. Бруно и др.)

15. Социально-философские учения Ренессанса: Н. Макиавелли, Т. Мор и др.

16. Западноевропейская философия ХVII века: историко-культурные основания, важнейшие проблемы, направления и представители.

17. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

18. Философия Ф. Бэкона.

19. Дуалистическое учение Р. Декарта.

20. Философия Б. Спинозы.

21. Философские идеи сенсуализма XVII – XVIII веков (Дж. Беркли, Д. Юм и др.)

22. Основные черты философии эпохи Просвещения.

23. Немецкая классическая философия: основная проблематика, представители и ее значение для дальнейшего развития философской мысли.

24. Философия И. Канта.

25. Система «абсолютного идеализма» и диалектика Г. Гегеля.

26. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

27. Возникновение, основные идеи, эволюция и исторические судьбы марксистской философии.

28. Иррационалистическая философия XIX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор).

29. Русская философия XIX – первой половины XX веков.

30. Славянофильство и западничество как течения русской философии.

31. Материализм в русской философии XIX века (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский)

32. «Философия положительного всеединства» Вл. Соловьева.

33. Личность, свобода и творчество в философии Н. Бердяева.

34. Философия «русского космизма».

35. Западная философия ХХ века. Основные проблемы, течения, представители.

36. Философия позитивизма и ее эволюция.

37. Философия экзистенциализма и ее значение для культуры ХХ столетия.

38. Особенности понимания человека, культуры и общества в философии психоанализа.

39. «Философская антропология»: основные идеи и представители (М. Шелер, А. Гелен, Э. Ротхаккер и др.)

40. Новейшие философские течения 2-й половины ХХ столетия (структурализм, философская герменевтика, постмодернизм и др.)

Часть 2

41. Бытие и его виды. Проблема субстанции в философии.

42. Всеобщие формы существования реальности (движение, пространство, время, системность).

43. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

44. Основные законы диалектики и их значение для теоретического и практического освоения мира.

45. Категории диалектики и их роль в научном и философском познании.

46. Философские проблемы антропосоциогенеза.

47. Философия сознания: сущность, структура и функции.

48. Структура процесса познания: субъект и объект познания.

49. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь.

50. Проблема истины в философии: основные подходы.

51. Методы и формы научного познания.

52. Современная научная картина мира: основные черты.

53. Общество как объект философского исследования.

54. Общество как развивающаяся система.

55. Направленность и смысл истории как философская проблема.

56. Философия о взаимодействии общества и природы.

57. Человек как главный предмет философского осмысления.

58. Проблема личности в философии.

59. Отчуждение как актуальная проблема современности.

60. Принцип гуманизма, его эволюция и современные формы.

61. Ценности и их роль в жизни общества. Проблема общечеловеческих ценностей.

62. Философия культуры.

63. Смысл жизни как проблема философии.

64. Проблема соотношения свободы, необходимость и ответственности в деятельности человека.

65. Современные проблемы философии техники.

66. Человек в информационном обществе: проблемы и перспективы.

67. Философия хозяйственно-экономической деятельности человека в мире.

68. Современные проблемы политической философии.

69. Россия в диалоге культур Запада и Востока: прошлое, настоящее, будущее.

70. Духовная жизнь общества: понятие, структура, тенденции развития.

71. Феномен массового сознания и его роль в обществе.

72. Взаимосвязь поколений как философская проблема.

73. Религия как форма человеческой духовности: история и современность.

74. Искусство как форма духовности человека и человечества.

75. Нравственность как предпосылка общественного бытия человека.

76. Правовое сознание как фундамент цивилизованного общества.

77. Наука и ее роль в развитии общества.

78. Общественный прогресс как философская проблема.

79. Глобальные проблемы современности глазами философа.

80. Футурология о кризисе цивилизации и ее будущем.

Примеры возможных планов контрольных работ.

Часть 1.

ТЕМА 46.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

1. Основные теории возникновения человека и человеческого общества.

2. Роль природных (биологических, географических и др.) и формирующихся социальных (коллективная деятельность, языковое общение) факторов в процессе антропосоциогенеза.

3. Человек как «существо, само себя создающее»: роль интеллекта и нравственности на начальных этапах становления человека и социума.

Часть 2.

ТЕМА 55

НАПРАВЛЕННОСТЬ И СМЫСЛ ИСТОРИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Взгляды на историю на разных этапах развития философии (античность, средневековье, Возрождение, новое время, Просвещение, немецкие классики, марксизм и др.).

2. Философия рубежа XX – XXI веков об истории как многовариантном, открытом процессе с негарантированным результатом.

3. История как борьба человека за осмысленность своего бытия.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА

- АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

- АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта древнего (архаического) сознания.

- АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.

- АНТРОПОМОРФИЗМ – свойственное архаическому сознанию наделение природных и надприродных (боги, духи) объектов человеческими чертами.

- АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.

- АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.

- БЫТИЕ – философская категория, обозначающая: а) все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ); б) исходное начало и основание мира.

- ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии – философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории (противоположна ФАТАЛИЗМУ).

- ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.

- ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).

- ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.

- ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.

- ДЕИЗМ – философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.

- ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность явлений природы и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).

- ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.

- ДУАЛИЗМ – философская позиция, признающая наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.

- ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.

- ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (его субстанцией): а) сознание (чувства, эмоции, духовность) отдельного человека – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ; б) нечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.

- ИНДИВИД – единичный человек как представитель человеческого рода.

- ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное сочетание природных, социальных и духовных качеств, присущее конкретному человеку.

- ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее в основе существующего неразумное начало (например, переживание или волю), из чего следует главенство противопоставляемых разуму способов познания мира

( божественное откровение, интуиция и т.п.).

- ИСТИНА – знание об объекте, соответствующее действительности.

- КУЛЬТУРА – специфический способ бытия и деятельности человечества, ядром которой выступает созданная им система ценностей.

- ЛИЧНОСТЬ – характеристика человека как члена общества, наделенного самосознанием, свободой и ответственностью.

- МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, считающее материю (природу) единственным первоначалом мира (субстанцией).

- МАТЕРИЯ – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, т.е., существующего вне и независимо от сознания.

- МЕТАФИЗИКА – а) противоположный ДИАЛЕКТИКЕ философский способ познания мира, признающий последний качественно неменяющимся и состоящим из несвязанных друг с другом объектов; б) синоним философии по традиции, идущей от Аристотеля.

- МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система представлений человека о мире и своем месте в нем.

- МИФОЛОГИЯ – первый исторический тип мировоззрения, свойственный древней культуре и представляющий мир в образно-символической форме преимущественно как результат деяний богов и героев.

- МОНИЗМ – философская позиция, признающая единственное первоначало мира (субстанцию).

- НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой выступает умозрительное (т.е. основанное не на конкретных знаниях, а преимущественно на рассуждениях философов) рассмотрение природы в ее целостности.

- НАУКА – сфера человеческой деятельности, осуществляющая выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о мире.

- НЕОТОМИЗМ – официальная философия современной католической церкви, берущая свое начало от Фомы Аквинского (XIII в.) и стремящаяся примирить догматы христианства с положениями науки и разума.

- НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластике, признающее реально существующими только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – лишь придуманными людьми именами для их обозначения.

- ОБЩЕСТВО – совокупность людей, связанных между собой экономическими, политическими, моральными и т.п. отношениями; исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей.

- ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий бытие (существующее) в его наиболее фундаментальных проявлениях.

- ОТРАЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности друг друга.

- ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную и даже враждебную своему создателю силу.

- ПАНТЕИЗМ – философская теория, отождествляющая Бога и природу.

- ПАТРИСТИКА – первый этап (II-VIII вв.) развития средневековой философии, характеризующийся становлением христианского мировоззрения на основе теоретического осмысления Священного Писания.

- ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, признающая множество самостоятельных начал бытия (субстанций).

- ПОЗИТИВИЗМ – течение в западной философии, считающее единственным источником подлинного (позитивного) знания науку и на этом основании отрицающее философию как особую отрасль знаний. В ХХ веке представлен в форме НЕОПОЗИТИВИЗМА, ориентированного на анализ языка, методов и результатов науки средствами математической логики с целью их очистки от философии, и ПОСТПОЗИТИВИЗМА, исследующего развитие науки в контексте культуры.

- ПРАКТИКА – способ взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной действительностью путем ее активного и целенаправленного преобразования.

- ПРОГРЕСС – направление развития (в том числе и общественного), восходящего от менее совершенного к более совершенному состоянию.

- ПРОСТРАНСТВО – философское понятие, обозначающее отношения протяженности, структурности и взаиморасположенности материальных объектов.

- РАЗВИТИЕ – система необратимых, направленных, качественных изменений объекта, осуществляемых преимущественно под воздействием внутренних сил.

- РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому единственным источником и средством истинного познания является разум.

- РЕАЛИЗМ – учение в средневековой схоластике, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют объективно, то есть до и независимо от обозначаемых ими единичных вещей (например, в сознании Бога).

- РЕЛИГИЯ – исторический тип мировоззрения, рассматривающий все существующее как результат деятельности сверхъестественного начала (божества или божеств).

- РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, абсолютизирующая относительность (условность, субъективность) результатов человеческого познания; противоположен ДОГМАТИЗМУ.

- СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс освобождения общества и культуры (в целом или их отдельных областей) от диктата религии и церкви.

- СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственные восприятия человека доминирующим источником достоверных знаний о мире.

- СОЗНАНИЕ – свойственная человеку высшая форма отражения реальности и организации внутренней духовной жизни.

- СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первоначало, сущность всех вещей и процессов.

- СХОЛАСТИКА – второй этап (XI-XIV вв.) развития средневековой философии, характеризующийся стремлением церкви примирить веру и разум в целях подкрепления христианского учения рациональными основаниями (например, доказательства бытия Бога с помощью формальной логики).

- ТЕЛЕОЛОГИЯ – а) философское учение о целесообразности; б) предложенный Аристотелем взгляд на мир как движущийся к некой цели.

- ТЕОЛОГИЯ – богословие, наука о Боге, учение о сущности Бога.

- ТЕОЦЕНТРИЗМ – возникшее в средние века философское мировоззрение, ставящее Бога в центр мира и философского размышления.

- ФАТАЛИЗМ – а) вера в предопределенность, неотвратимость чего-либо; б) философская абсолютизация роли общественных законов в истории цивилизации и недооценка активной роли в этом процессе человека.

- ФИЛОСОФИЯ – (дословно – «любовь к мудрости») особая форма постижения мира; исторический тип мировоззрения и наука, изучающая мир в целом.

- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – а) раздел философии, изучающий человека; б) течение западной философии ХХ века, ставившее цель создать целостную концепцию человека, преодолевающую односторонность существующих подходов к его пониманию.

- ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость для человека и общества объекта его потребности, выступающая ориентиром человеческой деятельности.

- ЦИВИЛИЗАЦИЯ – этап в развитии человечества, характеризующийся культивированием растений и животных, развитой социальной иерархией (например, классовой структурой), наличием государства, духовной жизнью на основе письменной культуры.

- ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение в западной философии ХХ века, считающее сущностью человека свободу выбора и переживание ответственности за него.

- ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее опыт главным источником и средством достоверного познания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению отдельных форм самостоятельной работы студентов

Как подготовиться студенту дневного отделения к докладу на семинаре (или студенту-заочнику написать контрольную работу) о творчестве философа.

Тему доклада, его продолжительность и предполагаемую к использованию литературу студенту-дневнику следует заранее обсудить и согласовать с преподавателем, ведущим семинарские занятия (заочник же выбирает тему по указанным выше правилам из общего списка тем, а литературу подбирает самостоятельно, используя перечень рекомендованных книг в конце методички). Дневники! Не забывайте, что устная речь сильно отличается от письменной. Доклад следует не читать, а произносить так, чтобы Ваш рассказ был понятен и интересен слушателям. В этих целях избегайте длинных и сложных фраз, используйте знакомые Вам термины или обязательно поясняйте незнакомые, приводите примеры.

После изучения избранных источников постарайтесь ответить на следующие вопросы, которые и составят примерный план Вашего изложения (этот же план целесообразно положить в основу контрольной работы заочника по соответствующей теме):

1. В какое время, в какой стране жил философ? Какие особенности культуры этой эпохи и каким образом повлияли на его творчество?

2. Какие обстоятельства и события его личной жизни, его судьбы серьезно повлияли на выбор и решение им философских проблем?

3. На какие философские традиции он опирался? Кого считал своими предшественниками, учителями? С кем спорил, полемизировал? Почему? Как называются его основные произведения?

4. Какова главная тема творчества философа? Восстановите в памяти смысл таких понятий, как онтология, гносеология, теология, антропология, методология, аксиология, социальная философия, диалектика, этика, эстетика, логика. Какой вклад внес мыслитель в развитие этих областей философского знания?

5. Можно ли отнести его творчество к определенному течению, направлению в философии вообще и философии его эпохи, в частности? Почему? Менялись ли его взгляды на протяжении жизни?

6. Какие выводы Вы можете сделать о значении творчества философа для своего времени и страны, для дальнейшего развития мировой философии и духовной культуры в целом? Что в нем представляется Вам современным и актуальным сегодня, для нас?

Подготовленный доклад полезно подвергнуть пробному хронометражу для выяснения – укладываетесь ли Вы в запланированное время.

Как студенту-очнику подготовиться к докладу (или студенту-заочнику написать контрольную работу) по философской проблеме.

Общие рекомендации такие же, как в предыдущем разделе. А вопросы плана могут быть примерно следующие (они же могут стать планом контрольной работы заочника):

1. По каким причинам, каким философом (философами), в какой период истории философии и в каких социальных и культурных условиях была впервые сформулирована эта проблема?

2. Какова общая формулировка, структура проблемы, ее основные аспекты? К какому разделу (разделам) философии как теоретической дисциплины ее можно отнести?

3. Как развивалось обсуждение этой проблемы на различных этапах истории философии? Какие философы принимали в нем участие? Какие (возможно противоположные) точки зрения по этой проблеме они высказывали? Почему? Что нового в углублении постановки и возможных решений проблемы появилось в результате этого обсуждения?

4. Каково отношение (позиция) основных течений современной философии к данной проблеме?

5. Каково современное философско-мировоззренческое, общекультурное, научное, возможно идеологическое значение проблемы? В чем ее актуальность сегодня, для нас?

Как студенту очной формы обучения подготовиться к аудиторной контрольной работе (или студенту-заочнику написать контрольную работу) по истории философии.

При характеристике любого этапа развития мировой философии можно отметить ряд общих вопросов (их же можно рассматривать в качестве плана контрольной работы заочника, тема которой касается конкретного этапа истории философской мысли). Продумайте ответы на них.

1. Каковы временные рамки данного этапа? В каких странах он проявился наиболее ярко?

2. Какова центральная тема (темы), проблема (проблемы), подвергаемые философскому анализу на данном этапе? Какие в связи с этим возникли философские течения, направления, школы? Каковы их основные представители?

3. На какие периоды и почему подразделяется данный этап развития философии?

Какие сферы жизни общества (мифология, религия, искусство, наука, политика, право, мораль, идеология, экономика и т.п.) оказывали тогда наибольшее влияние на философию и являлись главными «поставщиками» решаемых ею проблем.

4. Какие части философского знания (см. программу п. 1) получили в связи с этим наиболее сильное развитие? Почему именно эти, а не другие вопросы интересовали тогда философов?

5. Каково место и значение анализируемого этапа развития философии в целом? Что нового он вносит в понимание ее предмета?

Для подготовки используйте конспект лекций, соответствующие главы учебника, статьи «Философского словаря», разделы специальных пособий по истории философии. Не надо заучивать даты, для студента технического вуза вполне достаточно знать век (века). Выражение Вашего личного отношения к каким-то аспектам разбираемых проблем отнюдь не будет лишним, но оно должно быть аргументированным.

Период

Время

Центральная

проблема

Течения,

школы

Периоды

Представители

Опора в культуре

Античная

философия

Средневековая философия

Философия

эпохи Возрождения



Философия

Нового времени

Философия

Просвещения

Немецкая

классическая

философия

Неклассическая

философия

XIX – начала XX вв.

Марксистская философия

Русская

философия

XIX – начала XX вв.

Западная

философия

ХХ в.

Как написать реферат по философии.

Согласуйте с преподавателем тему реферата (она может быть избрана Вами, либо являться уточнением стандартной темы из списка кафедры философии), предполагаемые к использованию источники, и сроки представления на проверку.

Спектр тематики может быть весьма разнообразен: определенное течение, направление, школа из истории философии, характеристика творчества известного философа (см. выше), анализ национального типа философствования какой-либо страны, философской проблемы и даже отдельной философской категории.

Реферат должен представлять собой самостоятельную работу, свидетельствующую об умении автора ставить и обсуждать философские вопросы, подбирать и анализировать литературу по проблеме, систематизировать и логично излагать материал, делать из него выводы. Реферат должен иметь план, введение, в котором формулируется его цель и дается краткая характеристика темы по используемой литературе, затем несколько параграфов, в которых рассматриваются отдельные аспекты проблемы. В заключении необходимо сделать выводы, которые полезно определенным образом связать (как и примеры в основной части) со специализацией автора. В конце приводится список использованной литературы. Цитаты и ссылки лучше всего делать по сквозной двузначной системе в косых скобках, где первое число - номер источника в списке литературы, а второе – страница (например: /5, 341/). Общий объем реферата – 10 - 15 машинописных страниц.

Как подготовиться к семинару по философии.

Основой подготовки к семинару должны являться «Планы семинарских занятий». Однако, следует, конечно, учитывать специфику изложения материала тем или иным лектором потока. Ориентируйтесь на конспект и учебник.

Прежде, чем начать подготовку повторите разделы курса и главы учебника, предшествующие изучаемой теме и имеющие к ней непосредственное отношение. Это, а также использование «Философского словаря», позволит Вам более свободно работать над ответами на вопросы плана семинара, лучше понимать смысл используемых категорий: философский текст достаточно труден.

Полезно продумать небольшие планы ответов по каждому вопросу семинара отдельно, но никогда не следует упускать из виду главное, т.е. роль всех пунктов и подпунктов в общей связи философского знания. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Если Вы сумели понять, какое значение имеет изучаемый вопрос для того, чем, как Вы понимаете, занимается философия вообще, основа успеха обеспечена.

Ваш ответ должен быть аргументирован, снабжен некоторым количеством примеров, иллюстрирующих Ваше понимание (лучше всего из области Вашей специальности). Это значит, что ответ не должен быть декларативным и абстрактным. Покажите в нем уровень своей эрудиции, не бойтесь примеров из любой области, близкой Вам.

Преподаватель может потребовать развернутого ответа на вопрос. Такой ответ всегда необходимо заключить каким-то выводом. Но он может построить весь семинар или часть его в виде беседы. Тогда ценным будет каждое Ваше добавление, пусть и краткое. Проявляйте больше активности.

Как работать с «Философским словарем» и другими философскими текстами .

Статьи любого философского словаря можно разделить на четыре основных типа:

- о различных философских направлениях, течениях, школах, в т.ч. национальных;

- о персоналиях (биографии и характеристики творчества философов-классиков);

- об отдельных философских работах, имевших особо выдающееся значение и влияние;

- о философских понятиях и категориях.

При изучении философских понятий рекомендуется не ограничиваться первыми двумя строчками определения, ибо они остаются совершенно бессмысленными и формальными без изучения всего содержания статьи. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Если название статьи состоит из нескольких слов, то на первое место помещается слово, с которым связано специфическое содержание статьи. В том случае, если определенная проблема или имя затрагиваются и в других статьях данного словаря, ссылка на них передается в тексте курсивом, либо выделяется иным способом. Как правило, в словаре имеется постраничный (или постатейный) указатель, список сокращений, а также список употребленных в нем иностранных терминов и выражений (философских «крылатых слов»).

В ряде случаев от студентов требуется умение анализировать отрывки из текстов классических философских работ. При этом целесообразно руководствоваться следующим кратким планом:

1. Из какого произведения отрывок?

2. Какова главная мысль автора? Как он аргументирует ее? Как в ней выражается общий замысел произведения? Как в ней выражается общий дух эпохи, к которой относится произведение?

3. Какова философская традиция и жанр, к которым относится произведение? Какие основные философские категории и как использует автор?

Как подготовиться к зачету или экзамену по философии.

1. В первую очередь фронтально, целиком прочитать свой собственный конспект лекций. Таким образом, выявите вопросы из экзаменационного (зачетного) списка, по каким-либо причинам отсутствующие в конспекте, а также хотя и присутствующие, но оставшиеся непонятными при первом прочтении.

2. Изучить отдельно каждый пропущенный или оставшийся неясным вопрос. Для этого целесообразно использовать только учебно-методическую литературу и «Философский словарь». К теоретической литературе и первоисточникам (в отличие от подготовки докладов и рефератов) следует обращаться только в самом крайнем случае. Наилучший вариант используемой литературы - принятый в данном вузе учебник и методические разработки по любым общим и специальным, историко-философским и философским проблемам, выполненные непосредственно преподавателями кафедры философии вуза. (Последнее полезно также и при подготовке к семинарам).

3. В любом случае необходимо посетить предэкзаменационную консультацию. На ней следует задать преподавателю как можно больше вопросов с тем, чтобы еще раз учесть специфику его требований.

4. На заключительном этапе подготовки следует вновь один – два раза прочитать весь курс, включая разъясненные трудности, особое внимание обращая на адекватное понимание философских терминов и категорий. Составить краткие планы (схемы) всех ответов.

Помните : лучший способ подготовки к зачету или экзамену – это аккуратное посещение и конспектирование лекций, активная работа на семинарах, консультации с преподавателем по трудным вопросам, внимательное чтение учебника; худший же способ – попытка обмануть преподавателя.

Желаем успеха!

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Место философии в системе знаний и ее значение для человека и общества. Предмет и функции философии.

2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические типы.

3. Античная философия: основные школы и их представители.

4. Основные проблемы философии Средних веков.

5. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.

6. Основные проблемы и направления философии Нового времени (XVII в.).

7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли (Кант, Гегель, Фейербах).

8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.

9. Русская философия XIX – начала XX вв.: основные идеи и направления.

10. Основные черты и направления западной философии 2-й половины XIX – XX веков (содержательная характеристика одного из направлений на выбор).

11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.

12. Понятия движения, пространства и времени в философии и научной картине мира.

13. Диалектика как философское учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики (содержательный анализ пары категорий на выбор).

14. Основные законы диалектики.

15. Сознание: происхождение, структура и функции.

16. Основные подходы к проблеме познания. Структура процесса познания.

17. Отражение и эволюция его форм. Психика животных и сознание человека.

18. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

19. Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.

20. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.

21. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.

22. Духовная жизнь общества: специфика, формы и уровни.

23. Взаимоотношение общества и природы. Философские проблемы экологии.

24. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.

25. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.

26. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.

27. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.

28. Происхождение и сущность человека: многообразие подходов.

29. Проблема личности в философии. Феномен отчуждения.

30. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники по всему курсу

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2010.

2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авторск. колл. И.Т.Фролов и др. - Изд. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, 2007.

3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов /В.О.Голубинцев, А.А. Данцев, В.С.Любченко. – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

4. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов / А.С.Кармин, Г.Г Бернадский. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2009.

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2009.

7. Спиркин А.Г. Философия: учебник /А.Г.Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

8. Толпыкин В.Е. Основы философии: учебное пособие /В.Е.Толпыкин, - 2-е изд. – М.: Эксмо, 2010.

9. Кириленко Г.Г. Философия / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.. – М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

10. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. (Отв. ред-р В.П.Кохановский. - Изд. 19-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

11. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.

Учебники по истории философии

1. Зотов А.Ф. Современная западная философия: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

3. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008.

4. Орлов С.В.История философии: краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.

5. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. / Пер. с англ. – М.: Академический Проект, 2009.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 -х т. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994 – 1997.

7. История философии: Учебник для вузов / Под ред. А.С.Колесникова. - СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература

1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

2. Словарь философских терминов /Научная редакция проф. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Философия: хрестоматия /сост. В.Б.Рожковский, Д.Л.Устименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА - М, 2009.

5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Изд. 3, перераб. и доп. / Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2004.