Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовых работ по предмету «Уголовный процесс» для всех специальностей, специализаций и форм обучения краснодар 2007 - реферат

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра уголовного процесса

Л.В. Яковлева

Д.А. Натура

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации выполнения и защиты курсовых работ

по предмету «Уголовный процесс» для всех специальностей, специализаций и форм обучения

КРАСНОДАР – 2007


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра уголовного процесса

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры уголовного процесса

полковник милиции

В.А. Карлеба

«___»____________ 200 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации выполнения и защиты курсовых работ

по предмету «Уголовный процесс» для всех специальностей, специализаций и форм обучения

Обсуждены и одобрены Подготовил: профессор

на заседании кафедры кафедры уголовного процесса

протокол № ________ полковник милиции

от «____»_______200__г. Яковлева Л.В.

ББК 74.58 Рассмотрено ученым советом

Н 33 Краснодарского университета

МВД России

(протокол № 3 от 19 декабря 2006 г.)

Составители: Д.А. Натура, Л.В. Яковлева

Рецензенты:

– Баранникова И.Г.– заведующая кафедрой Уголовного права и процесса института Международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Россинского;

– Лозовский Д.Н..– старший преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Уголовный процесс : Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовых работ по уголовному процессу для всех специальностей, специализаций и форм обучения / Сост. Д.А. Натура, Л.В. Яковлева, – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. – 26 с.

Методические рекомендации предназначены для организации, выполнения и защиты курсовых работ по уголовному процессу курсантами, слушателями и студентами, обучающимися по всем специальностям, специализациям и формам обучения Краснодарского университета МВД России. Составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

ББК 74.58

ã Краснодарский университет МВД России, 2007

ã Натура Д.А., Яковлева Л.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Краснодарском университете МВД России в соответствии с учебным планом предусматривается выполнение курсантами, слушателями и студентами курсовых работ по дисциплине "Уголовный процесс".

Курсовая работа по дисциплине «Уголовный процесс» является своеобразным итогом определенного этапа обучения в вузе. Курсовая работа выполняется по завершению изучения курса уголовно-процессуального права и ее защита является допуском обучающихся к экзамену по указанной дисциплине. Она представляет собой самостоятельную учебную работу, раскрывающую теоретические и практические проблемы избранной темы.

Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы обучаемых. Это одно из первых исследований, в котором курсанты, слушатели и студенты в полной мере проявляют и развивают свои творческие способности, изучая определенную тему за рамками учебного материала.

Творческое выполнение курсовой работы учит логически излагать свои мысли и способствует:

во-первых, более глубокому усвоению теоретических положений и методических аспектов изученной дисциплины, выработке необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений и юридических источников, а также юридической практики;

во-вторых, привитию навыков самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами, овладению и прочному закреплению правовой терминологии;

в-третьих, расширению научного, профессионального кругозора курсантов и слушателей, формированию интереса к научно-исследовательской работе, приобретению навыков творческого подхода к изучению юридических дисциплин, выработке самостоятельных выводов, что имеет большое значение для будущих специалистов с высшим образованием;

в-четвертых, четкой организации руководства самостоятельной работой курсанта, слушателя и студента, одновременно являясь средством контроля за тем, насколько успешно выполняется каждым конкретным обучающимся учебный план и усваивается материал в объеме, установленном программой.

В данных методических рекомендациях изложены основные требования, предъявляемые к подготовке, написанию и оформлению курсовых сочинений по дисциплине "Уголовный процесс", представлены темы курсовых работ и списки нормативных документов, учебной и научной литературы по указанной дисциплине. В методических рекомендациях дана исчерпывающая информация, содержащая советы по подготовке к написанию курсовых работ, сбору материалов и требования к ее оформлению и защите.

Перед тем как приступить к выполнению курсовой работы, обучаемый обязательно должен ознакомиться с данными методическими рекомендациями. Практика показывает, что их игнорирование приводит к значительным сложностям при подготовке и написании курсовых работ, в результате чего это приводит к возврату работы, по причине ее несоответствия требованиям, предъявляемым к форме и содержанию.

  1. Основные требования, предъявляемые к

курсовой работе

Подготовка курсовой работы (как и любого научно-литературного труда) — весьма сложный творческий процесс. В ходе написания курсового сочинения приходится сталкиваться с большими трудностями, так как это требует от исследователя мобилизации сил и знаний, трудолюбия, усидчивости, настойчивости, умения в относительно короткий срок интенсивно и напряженно работать при изложении сущности рассматриваемых проблем. Основным критерием оценки курсовой работы является достаточно высокий уровень освещения в ней научно-теоретических проблем, актуальность, практическая значимость и глубина исследования темы.

Как показывает опыт, слушатели, курсанты и студенты довольно часто допус­кают ошибки, так как при написании курсового сочинения излагают материал лишь в "позитивном", описательном аспекте, не предпринимая попыток самостоятельного критического анализа работ ученых; отдельные исследования представляют собой откровенную компиляцию. Такие работы составлены на основе чужих произведений даже без авторской обработки источников, в то время как основная часть текста работы должна состоять из творчески осмысленного материала.

Курсовое сочинение должно быть основано на прочном фундаменте знаний, полученных при изучении юридических дисциплин.

При написании работы автор не должен забывать, что это органически целостное, структурно и логически верно построенное научно-литературное произведение, в котором каждая часть работы представляет собой относительно за­конченный этап исследования, органично связанный с последующим (параграфом, главой).

Недопустимо, чтобы работа выглядела как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений юристов, цитат, результатов социологических исследований. И, наконец, одно из важнейших требований, предъявляемых к такого рода сочинениям: необходимо показать умение критично оценивать взгляды ученых, их отдельные позиции, аргументировано и убедительно отстаивать правоту или доказывать ошибочность тех или иных положений, устанавливать закономерности, формулировать самостоятельные выводы, давать рекомендации по решению проблем, затронутых в курсовой работе.

Написание курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса по дисциплине «Уголовный процесс» и приобретению навыков решения прак­тических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с прак­тикой деятельности по пресечению, раскрытию, расследованию преступлений и разрешения уголовного дела по существу, делать выводы и предложения по улучшению работы органов предварительного расследования, прокуратуры и суда.

2. Выбор темы курсовой работы

Идейной основой выбора темы будущей курсовой работы могут явиться конкретная жизненная ситуация, прочитанная книга, другие обстоятельства. В этой связи от правильного выбора темы в немалой степени зависит и качество написания курсовой работы.

Выбор темы курсового сочинения может быть произведен инициативно, в результате возникших житейских коллизий, по совету преподавателя, в ходе учебных занятий или каким-либо другим образом. Слушатель и курсант при выборе темы может исходить из своих учебно-научных интересов: углубление теоретических знаний, расширение кругозора, решение конкретных ситуаций. Главное, чтобы он смог обосновать ее актуальность, теоретическую и практическую значимость.

Кафедра, учитывая многолетний опыт работы, предлагает примерную тематику курсовых работ по наиболее важным научным проблемам уголовно-процессуального права (Приложение 1) .

Ознакомившись с перечнем тем курсовых работ, рекомендованных кафедрой, обучаемый должен проконсультироваться с преподавателем, чтобы обосновать необходимость написания работы на данную тему, обсудить процесс подбора литературы и другие рабочие моменты.

Не рекомендуется готовить курсовые работы по идентичным темам слушателям, курсантам и студентам одного учебного курса (группы).

Каждый курсант, слушатель и студент, обучающийся в Краснодарском университете МВД России, вправе выбрать одну тему курсовой работы из списка и представить выполненную работу на рецензирование не позднее срока, установленного кафедрой уголовного процесса. Выбранная тема регистрируется в журнале на кафедре.

Кафедра принимает только работы, выполненные с соблюдением следующих обязательных условий:

— работа выполнена по теме, определенной кафедрой (темы курсовых работ прилагаются) или согласованной с научным руководителем;

— работа написана самостоятельно на основе предварительного изучения и усвоения содержания научных публикаций по исследуемой теме;

— работа оформлена в соответствии с требованиями, указанными в данных методических рекомендациях.

Работы, выполненные с нарушением указанных положений, не рецензируются и возвращаются обучаемому.

Работа над одной темой нескольких обучаемых допускается лишь в случае, если тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью.

3. ПОДГОТОВКА К написанию КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После выбора темы курсовой работы и назначения научного руко­водителя обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, структуру работы, сроки её выполнения и необходимую для изучения литературу.

На подготовительном этапе формируется лишь замысел будущей работы. План ее составляется спустя некоторое время. Предварительное составление плана курсового сочинения представляется нецелесообразным, так как автор не может точно и подробно выстроить структурную схему будущей работы, пока «строительный материал» им еще не изучен.

Далее нужно определиться с теоретическим обоснованием исследуемых проблем, поиском необходимой литературы, систематизацией отбираемого материала.

План будущей работы слушатель или курсант составляет в процессе ознакомления с различными источниками информации, уже имея черновики рукописи.

Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:

- поиск и отбор необходимой литературы;

- группировку и систематизацию материалов в соответствии с предварительным планом работы;

- прогнозирование вероятного результата своего исследования и т.д.

Поиск литературы следует начинать в библиотеке университета. Следует обратиться к библиографическим справочникам по уголовному процессу, озна­комившись с которыми можно отобрать соответствующие теме исследования книги, статьи, другие материалы. К услугам слушателей и курсантов в нашем городе ряд общих биб­лиотек, биб­лиотек других вузов, книжные магазины и рынки.

При подготовке материала для написания курсовых работ можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую литературу:

· законодательство (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, кодексы других отраслей права, отдельные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и др.);

· фундаментальные труды по проблемам философии, теории государства и права, теории уголовного процесса, уголовного права, криминалистики;

· монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам);

· научные статьи, опубликованные в журналах («Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Уголовное право», «Российский следователь» и др.);

· статьи из сборников научных трудов;

· статьи из материалов научно-практических конференций;

· рецензии на опубликованные научные работы;

· авторефераты диссертаций;

· материалы печати;

· научно-практические комментарии;

· учебники;

· информацию, имеющуюся в автоматизированных компьютерных базах систем «Кодекс», «Гарант» и др.

Какие-либо рекомендации относительно порядка изучения литературы дать сложно, поскольку это связано как с множеством особенностей личности (психики, памяти, восприятия и т.п.), так и уровнем эрудиции, жизненным опытом, степенью усвоения материала, организованностью человека. Таким образом, подготовительный процесс сбора материала весьма индивидуален.

В большинстве случаев процесс отбора, изучения и систематизации материала проходит по следующей схеме: найдя необходимую книгу, статью, рецензию слушатель (курсант, студент) в соответствии с замыслом осуществляет общее, предварительное знакомство с ней. На что необходимо обратить внимание? На титульный лист, выходные данные, краткую аннотацию (если она есть), оглавление, введение, заключение. Подобное поверхностное ознакомление позволит слушателю и курсанту уяснить общее представление о тех научных проблемах, которые пытался разрешить автор книги. Оглавление поможет понять построение, последовательность и логику научного исследования. Отдельные названия глав и параграфов подскажут обучающемуся направление творческого поиска, а так же помогут при составлении плана в чистовом варианте.

Название всех отобранных источников следует заносить на отдельные листы или карточки с краткими записями сути работы; затем эти карточки группируются и раскладываются.

4. требования к содержанию и оформлению

курсовой работы

Содержание курсовой работы должно соответствовать её теме и плану.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (план).

2. Введение.

3. Основной текст (часть).

4. Заключение.

5. Список использованных источников (литературы).

6. Приложения.

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Титуль­ный лист должен содержать: название учебного заведения, название кафедры, тему работы, фамилию, инициалы студента, номер группы, фамилию, инициалы и ученые академические звания научного руково­дителя, название города, а также год написания работы (Приложение 2) .

Во введении обосновывается выбор темы, определяется её актуальность и значимость для науки и практики, определяется предмет (объект) исследования и основные цели работы, формули­руются задачи и цели для раскрытия темы.

В основная части курсовой работы на основе изучения литературных источни­ков отечественных и зарубежных авторов, нормативных актов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их реше­ния, излагается собственная позиция слушателя. Здесь же разрабатываются конкрет­ные предложения и рекомендации.

В заключении суммируются теоретические и прак­тические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими пол­ное представление о содержании, значимости, обоснованности и эф­фективности разработок.

Приложения содержат вспомогательный материал: таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методиче­ский материал, иллюстрации вспомога­тельного характера, формы отчетности и другие документы.

Содержание работы можно иллюстрировать схемами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.

Курсовая работа выполняется на писчей бумаге стандартного фор­мата А4 на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросши­вателе или переплетаются. Выполнение курсовых работ на листах школьных или общих тетрадей не допускается.

В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Второй страницей является содержание (оглавление, план) работы. На титульном листе номер страницы не проставляется. Каждая глава, «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы.

Следу­ет соблюдать следующие размеры полей: левое —30 мм, правое –15 мм, нижнее и верхнее —20 мм.

Объем работы должен составлять примерно 25-35 страниц машинописного текста, не считая приложений.

Схемы, рисунки, таблицы можно выполнять черными черни­лами или тушью.

Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосред­ственно после текста. Они должны иметь название, которое помеща­ется под ними.

Цифровой материал целесообразно помещать в виде таблиц, кото­рые нужно нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ни­же слова «Таблица».

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой рабо­ты. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложе­ние» и его обозначения.

Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.

Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него отдельной страницей, на которой пишется прописными буквами слово «Приложения».

Завершенная курсовая работа подписывается студентом и кон­сультантом (если по работе был консультант) на титульном листе и передается научному руководите­лю, который дает подробный письменный отзыв о содержании работы (Приложение 3) , подписывает ее и передает на кафедру для дальнейшей защиты.

Оформление библиографических ссылок и списка литературы

При написании курсовых работ слушателям (курсантам, студентам) часто при­ходится обращаться к цитированию работ различных авторов, ис­пользованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя выры­вать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т.п.). Следует также обратить внимание на точное указание источников цитат.

Существуют различные способы указания источников цитат в за­висимости от характера работы. В курсовых работах, как правило, используются следующие ссылки (сноски):

1. В подстрочных примечаниях ссылки (сноски) оформляются внизу страницы, на которой расположен цитируемый материал. Для этого в конце цитаты ставится цифра, которая обозначает порядко­вый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску (ссылку) от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, с обязательным указанием номера цитируемой страницы. Например:

1 Михайлов В.А. Меры пресечения в Российском уголовном процессе. - М., 1996. С. 27

В подстрочных примечаниях можно также указывать источник фактических и статистических данных, приведенных в тексте.

Нумерацию ссылок можно делать сплошной или для каждой стра­ницы давать свою.

2. Затекстовые ссылки — это указание источников цитат с от­сылкой к пронумерованному списку литературы, помещенному в конце курсовой работы, например (по тексту):

В этой связи представляется неточным включать подобные действия в число средств предварительной проверки как это делается в некоторых исследованиях [107; 15].

При этом первая цифра указывает на номер литературного источники в списке литературы, а вторая номер страницы из самого источника.

Выбор оформления ссылок следует согласовать с научным руководителем.

Оформление списка литературы

В списке литературы источники должны располагаться в следующей последовательности: международные акты; нормативные акты РФ; иные источники (комментарии, монографии, статьи, учебные и учебно-методические пособия), словари и справочники.

Нормативные акты располагаются в следующей последовательности: Конституция РФ; федеральные конституционные законы РФ; иные федеральные законы; указы президента РФ; акты правительства РФ; решения Конституционного суда; постановления пленумов судов; акты министерств и ведомств. Если в нормативные акт вносились изменения это должно быть отражено.

Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, в описа­ние должно входить: фамилия и инициалы автора; полное название книги; после тире — название города, в котором издана книга; после двоеточия — название издательства (без кавычек), которое её выпу­стило; после запятой — год издания; после точки и тире — количество страниц (не обязательно).

Если книга издана без указания авторов или имеет четырех и более авторов, то она описывается под заглавием книги. При этом описание содержит следующие сведения: заглавие; после косой черты указыва­ются три первых автора и слово «и др.»; после тире — название города; после двоеточия — название издательства; после запятой — год изда­ния; после точки и тире — количество страниц.

Для некоторых городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения в описании: СПб (Санкт-Петербург), М. (Москва), Л. (Ленинград), К. (Киев).

При использовании статьи (главы, раздела) из книги, сборника или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора; название статьи (главы, раздела); после двух косых линий — название издания (без кавычек), где она помещена; после тире — год издания; после тире — номер; после тире — страницы («С.» С большой буквы), на которых помещена данная статья.

Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официальных документов (законов, указов, положений, постановлений и др.). Обычно такие материалы оперативно пе­чатаются в официальных изданиях, поэтому далее надо указать, где опубликован этот материал, т.е. после двух косых линий указывается название газеты (иного издания), год, номер, число и страницы (№ статьи издания), где напечатан этот документ.

К группировке материала в списке использованных источников на­до отнестись с большим вниманием, т.к. именно она отражает глуби­ну изученности темы, документирует все библиографические ссылки в тексте курсовой работы.

При написании курсовой работы наиболее приемле­мым являются алфавитная группировка, при которой использованные источники располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). По такому списку легко установить, все ли работы того или иного автора учтены в нем. Алфа­витный способ группировки литературы используется, когда список невелик по объему.

Примеры библиографического описания документов приведены в Приложении 4.

5. Защита курсовой работы

Сроки защиты курсовых работ определяются кафедрой по согласованию с учебным отделом.

Работу обучаемый защищает перед научным руководителем. Научный руководитель может пригласить на защиту других преподавателей университета.

Если научный руководитель по объективным причинам не может принимать защиту (болезнь, командировка и т.п.), начальник кафедры по согласованию с учебным отделом (оформляется рапортом) поручает принять защиту другому преподавателю. В этом случае на защите обязательно присутствие начальника кафедры (председателя методической секции, предметно-методической комиссии).

Обучаемый на защите должен быть готов:

- к краткому изложению основного содержания работы и результатов исследования;

- к собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы;

- к ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

Предварительно ознакомившись с письменным отзывом, обучаемый дает пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает на вопросы научного руководителя и других присутствующих на защите лиц, аргументировано обосновывает свои выводы.

Результаты защиты оцениваются: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Научный руководитель, принимающий защиту (или лицо его заменяющее), проставляет оценку на титульном листе работы, в ведомости и заверяет ее своей подписью.

При получении неудовлетворительной оценки обучаемый обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю.

Защита работ, в том числе, и повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии.

Обучаемый, не защитивший в установленный срок работу, как правило, к экзаменационной сессии не допускается.

Если обучаемый не смог представить работу к защите в установленный срок по уважительной причине (болезнь и т.п.), то в этом случае вопрос о допуске решается в соответствии с пунктом 4.13. Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России (приказ МВД России от 03.01.1996 г. № 10) и пунктом 4.6. Инструкции по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России (приказ МВД России от 24.05.96 г. № 279).

Для иногородних слушателей-заочников вызов на учебно-экзаменационную сессию оформляется лишь при наличии допуска к защите работы, а защита ими работ может проводиться во время сессии.

Итоги выполнения курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры. На заседание могут быть приглашены представители руководства образовательного учреждения, начальник учебного отдела, начальники учебно-строевых подразделений, а в отдельных случаях – слушатели, курсанты или студенты.

После защиты работа вместе с отзывом научного руководителя сдается на кафедру и регистрируется в специальном журнале. Работа хранится на кафедре или в библиотеке два года, затем может быть уничтожена по акту.


Приложение 1

темы курсовых работ

1. Становление уголовного судопроизводства в России.

2. Исторические формы уголовного процесса.

3. Уголовное преследование и его значение.

4. Соотношение уголовно-процессуального права с другими юридическими отраслями права.

5. Развитие науки уголовного процесса.

6. Конституция РФ о процессуальных гарантиях прав граждан.

7. Функции уголовного судопроизводства.

8. Источники уголовно-процессуального права.

9. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве России.

10. Понятие, система и значение принципов уголовного судопроизводства.

11. Сущность и значение законности в уголовном судопроизводстве.

12. Охрана прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

13. Состязательность уголовного процесса.

14. Обеспечение права на защиту в уголовном судопроизводстве.

15. Презумпция невиновности.

16. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства

17. Стороны в уголовном судопроизводстве.

18. Процессуальная самостоятельность следователя.

19. Прокурор в уголовном судопроизводстве.

20. Потерпевший в уголовном судопроизводстве.

21. Подозреваемый в уголовном судопроизводстве.

22. Обвиняемый в уголовном судопроизводстве.

23. Защитник в уголовном судопроизводстве.

24. Свидетель в уголовном судопроизводстве.

25. Эксперт и специалист в уголовном судопроизводстве.

26. Свидетельский иммунитет.

27. Обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших.

28. Гражданский иск в уголовном процессе..

29. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

30. Процессуальные издержки в уголовном процессе.

31. Сущность и правовая природа обжалования в уголовном судопроизводстве.

32. Понятие и виды доказательств.

33. Доказывание в уголовном процессе.

34. Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе.

35. Свойства доказательств

36. Оценка доказательств в уголовном процессе.

37. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам.

38. Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.

39. Задержание подозреваемого.

40. Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.

41. Понятие, виды и значение мер пресечения.

42. Основания применения, изменения и отмены мер пресечения.

43. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы.

44. Домашний арест.

45. Заключение под стражу.

46. Реабилитация в уголовном судопроизводстве.

47. Стадия возбуждения уголовного дела.

48. Содержание и значение стадии предварительного расследования.

49. Институт подследственности в уголовном судопроизводстве.

50. Соединение и выделение уголовных дел.

51. Взаимодействие следователя с органами дознания.

52. Нравственные начала досудебного производства.

53. Предварительное следствие по уголовному делу.

54. Осуществление дознания в органах внутренних дел.

55. Соотношение форм предварительного расследования.

56. Понятие, система и общие условия производства следственных действий.

57. Допрос и очная ставка в уголовном процессе.

58. Выемка и обыск в уголовном судопроизводстве.

59. Осмотр и освидетельствование.

60. Предъявление для опознания.

61. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте.

62. Контроль и запись переговоров.

63. Производство экспертизы в досудебном производстве.

64. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

65. Приостановление и возобновление досудебного производства.

66. Прекращение уголовного дела в досудебном производстве;

67. Окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения.

68. Обвинительное заключение и обвинительный акт как итоговые документы в досу­дебном производстве по уголовному делу.

69. Прокурорский надзор в уголовном процессе.

70. Судебный контроль в уголовном процессе.

71. Судебный контроль за раскрытием и расследованием преступлений.

72. Стадия назначения и подготовки к судебному разбирательству.

73. Предварительное слушание: основания назначения, порядок и виды решений.

74. Подсудность уголовных дел.

75. Стадия судебного разбирательства.

76. Понятие, виды и значение общих условий судебного разбирательства.

77. Порядок судебного разбирательства.

78. Приговор: понятие, виды и значение.

79. Рассмотрение уголовного дела судом присяжных.

80. Порядок рассмотрения уголовного дела мировым судьей.

81. Апелляционное производство.

82. Кассационное производство.

83. Соотношение кассационного и апелляционного производства.

84. Проверка законности и обоснованности приговора в надзорном производстве.

85. Возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

86. Производство по делам частного обвинения.

87. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

88. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

89. Проблемы реформирования органов предварительного следствия в России.

90. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества.

91. Особенности современного уголовного процесса зарубежных государств.

92. Свободная тема (по согласованию с научным руководителем).

Приложение 2

МВД РОССИИ

Краснодарский университет МВД России

Кафедра уголовного процесса

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: __________________________________

_______________________________________________

Выполнил______________________

(фамилия, имя, отчество)

(факультет, курс, группа)

Научный руководитель

(ученая степень,

___________________________________________

ученое звание, специальное звание)

_______

(Ф. И. О.)

Дата защиты

Оценка

Город - год

Приложение 3

Краснодарский университет МВД России

Кафедра уголовного процесса

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель

(специальное звание)

(подпись) (инициалы, фамилия)

«____» ___________ 200_ г.

ПЛАН-ГРАФИК

выполнения курсовой работы

Тема _____________________________________________________________

Курсант (слушатель, студент)_______________________________________

(Ф.И.О. , факультет (отделение), курс, № группы)

п/п

Разделы, подразделы и их содержание

Срок выполнения

Отметка научного руководителя о выполнении

Подпись курсанта (слушателя, студента)______________________


Приложение 4

О Т З Ы В

на курсовую работу

Курсанта (слушателя, студента)

(специальное звание, фамилия, имя, отчество)

(факультет (отделение), курс, группа)

Наименование темы:

Отзыв руководителя составляется в произвольной форме с обязательным освещением следующих основных вопросов:

- соответствие содержания курсовой работы (проекта) теме (заданию) на работу (проект);

- полнота раскрытия темы;

- личный вклад автора работы (проекта) в разработку темы. Степень его самостоятельности, инициативность, умение проводить исследование, обобщать данные практики и научной литературы и делать правильные выводы;

- использование в работе (проекте) современных аналитических приемов, средств современной вычислительной техники;

- вопросы, особо выделяющие курсовую работу (проект);

- недостатки работы (проекта);

– рекомендации, пожелания;

- возможность практического использования работы (проекта) или ее (его) отдельных частей в практике органов внутренних дел;

- другие вопросы;

- общая оценка работы (проекта). Вывод о допуске или не допуске работы (проекта) к защите.

Научный руководитель _____

(ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О., подпись)

«___»_____________200_г.

С отзывом ознакомлен

(Ф.И.О. и подпись курсанта (слушателя, студента))

«___»_____________200_г.

Приложение 5

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИИ

1.Оформление актов международно-правового характера:

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд. М., 2002. С. 230-241

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2349

2.Оформление списка нормативно-правовых актов

О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4825

Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. № 44-0по жалобе гражданина Демьяненко В.Н. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 56, 246, 278 и 355 УПК РФ // РГ. 2004. 7 апр.

О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 // БВС РФ. 2000. № 4

О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации». Приказ МВД России от 4 января 1999 г. № 1.

3. Оформления монографий, учебной литературы и материалов

периодической печати

Лукьянова Е.Г. Тория процессуального права. – М.: Издательство НОРМА, 2003

Яшин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2002

Ворожков С.А. Приговор в уголовном процессе: Практ. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003

Сергеев Б. Отказ в возбуждении уголовного дела и его роль на стадии возбуждения уголовного дела // Закон и право. 2003. № 1. С. 45-48

4. Оформление диссертаций и авторефератов

Волженкина В.М. Применение международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики). Дисс. …канд. юрид. наук. М., 1999

Бородинов В.В. Порядок и основания отмены и изменения приговоров суда первой и апелляционной инстанций в Российском уголовном процессе. Автореф. дисс.…канд. юрид. наук. Краснодар, 2003

5. Оформление списка использованных в работе

практических материалов

Архив СО УВД Карасунского округа г. Краснодара. 1997. Дело № 17746

Архив прокуратуры Прикубанского округа г. Краснодара. 1996. Дело № 23421

Архив Ростовского городского суда. 1999. Уголовное дело № 2/956178

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Основные требования, предъявляемые к курсовой работе……….6
  1. Выбор темы курсовой работы………………………………………7
  1. Подготовка к написанию курсовой работы………………………..9
  1. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы……11
  1. Защита курсовой работы…………………………………………...17
  1. Приложения…………………………………………………………19

Натура Денис Александрович

Яковлева Людмила Валериевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации выполнения и защиты курсовых работ по

предмету «Уголовный процесс» для всех специальностей, специализаций и форм обучения Краснодарского университета МВД России

Авторская редакция

_______________________________________________________________

Сдано в набор и подписано в печать

Формат бумаги 60х84. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 1,1. Тираж 200 экз. Заказ №

Отпечатано в издательско-полиграфическом отделении

Краснодарского университета МВД России