Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций - реферат

Главное управление Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

по Республике Башкортостан

Методические рекомендации

по созданию, задачам и функциям спасательных служб
муниципальных образований и организаций

Республики Башкортостан

г. Уфа 2011 г

Разработка Методических рекомендаций по созданию, задачам и функциям спасательных служб вызвана необходимостью сохранения на уровне республики, муниципальных образований и организаций структур, обеспечивающих выполнение специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны».

Однако в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне», входит – «осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности».

Статьей 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О гражданской обороне» определены силы гражданской обороны, в которые входят и спасательные службы: «Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования».

Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан (далее – ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) проведен анализ деятельности республиканских спасательных служб по выполнению специальных мероприятий в области гражданской обороны.

В соответствии с существующей законодательной и нормативной правовой базой в области гражданской обороны подобран материал для подготовки Методических рекомендаций по созданию спасательных служб, их задачам и выполняемым функциям в мирное и военное время.

На основе обобщения опыта создания и деятельности спасательных служб в субъектах РФ, в качестве рекомендаций, предлагается материал для использования в практической деятельности при планировании и выполнении мероприятий гражданской обороны.

Методические рекомендации разработаны под руководством заместителя начальника Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций) – начальника управления гражданской защиты полковника Хузяхметова З.З., материалы по разделам подготовлены заместителем начальника управления гражданской защиты – начальником отдела ИТМ, РХБ и МЗ подполковником Саетгареевым И.Г., ведущим специалистом-экспертом отделения планирования мероприятий гражданской обороны Бердиным А.И.

Содержание

Общие положения по созданию служб. 4

Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания. 5

Обязанности начальников спасательных служб. 9

Порядок разработки, корректировки и уточнения плана. 10

Перечень документов, разрабатываемых в спасательных службах. 12

Приложение № 1. 13

Приложение № 2. 19

Приложение № 3. 23

Приложение № 4. 25

Приложение № 5. 26

Приложение № 6. 27

Приложение № 7. 29

Приложение № 8. 31

Приложение № 9. 32

Приложение № 10. 33

Приложение № 11. 34

Приложение № 12. 35

Приложение № 13. 36

Приложение № 14. 37

Приложение № 15. 38

Приложение № 16. 39

Приложение № 17. 40

Перечень основных руководящих документов. 41

Обозначения и сокращения. 42

Общие положения по созданию служб

В соответствии с главой 5 Федерального закона «О гражданской обороне»
от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ (в редакции от 23.12.2010 № 377-ФЗ) определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Статья 15 «Силы гражданской обороны» Федерального закона «О гражданской обороне» дает определение, это - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы , а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне» однозначно закрепляет наличие в составе сил гражданской обороны спасательных служб.

Статьей закона разъясняется, что аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные (подготовленные) в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются для решения задач гражданской обороны.

Таким образом, в соответствии с главой 5 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне», одной из составляющих сил гражданской обороны на военное время являются спасательные службы.

Спасательные службы – это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурные подразделения, обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и при ведении военных действий.

Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств службы, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее АСДНР) при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий.

Общими задачами служб являются :

планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;

контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав службы гражданской обороны, НАСФ;

подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения АСДНР;

организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими службами гражданской обороны, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории с органами военного командования;

руководство рассредоточением сил и средств спасательных служб, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы;

ведение учета сил и средств, входящих в состав служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

участие в поддержании в готовности пунктов управления;

планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания

Перечень спасательных служб (по предназначению) в зависимости от возможности их создания, оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами при планировании мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время для конкретной территории, и местных условий может быть следующим:

медицинская спасательная служба;

противопожарная спасательная служба;

инженерная спасательная служба;

коммунально-техническая спасательная служба;

автотранспортная спасательная служба (автодорожная);

спасательная служба оповещения и связи;

спасательная служба охраны общественного порядка;

спасательная служба торговли и питания;

спасательная служба защиты животных и растений;

спасательная служба материально-технического снабжения;

спасательная служба снабжения ГСМ;

спасательная служба светомаскировки и других видов маскировки;

спасательная служба убежищ и укрытий;

спасательная служба защиты культурных ценностей;

спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;

спасательная служба энергетики (энергоснабжения);

спасательная служба наблюдения и лабораторного контроля;

спасательная служба газоснабжения;

спасательная служба водоснабжения;

спасательная служба радиационной и химической защиты;

спасательная служба городского электротранспорта;

спасательная служба ритуальных услуг;

техническая спасательная служба;

спасательная служба санитарной обработки людей и обеззараживания одежды.

В образовательных учреждениях, организациях здравоохранения, объектах культурно-зрелищного и спортивно-массового назначения, крупных объектах торговли и питания в обязательном порядке создается служба обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Спасательные службы создаются: в субъектах РФ - республиканские службы, автономных республик, краевые, областные и автономных округов, а также спасательные службы муниципальных образований - городских округов и муниципальных районов решениями органов местного самоуправления и организаций.

Спасательные службы организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций.

Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут руководители служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.

Руководители спасательных служб, начальники штабов служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны.

Состав штабов спасательных служб и НАСФ (формирований спасательных служб) определяется приказами руководителей спасательных служб.

Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями, которые разрабатываются начальниками служб, согласовываются с ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и утверждаются соответствующими руководителями ГО.

Спасательные службы оповещения и связи создаются на базе республиканских, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов.

Основными задачами служб являются:

обеспечение органов управления ГО связью в мирное и военное время;

организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения;

организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения;

обеспечение связи нештатных аварийно-спасательных формирований при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К НАСФ службы относятся команды, группы, звенья связи, предназначаемые для обеспечения руководителей гражданской обороны субъектов, муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), организаций радиосвязью с территориальными НАСФ, а также для обеспечения связью руководителей гражданской обороны.

Инженерные спасательные службы создаются на базе строительных, строительно-монтажных, других родственных акционерных обществ и организаций.

Службы предназначены для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений (далее ЗС) в мирное время, подготовки и организации действий инженерных формирований к проведению АСДНР, а также инженерного обеспечения действий сил ГО в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах ведения АСДНР.

К формированиям службы относятся команды, группы, звенья, предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил ГО в очаги поражения, проведения АСДНР, строительства убежищ и укрытий, водоснабжения, восстановления и ремонта дорог, дорожных сооружений, взрывных работ.

Спасательная служба убежищ и укрытий создается на базе жилищных управлений (трестов), управляющих компаний по содержанию жилого фонда, других жилищно-эксплуатационных организаций, а также соответствующих подразделений этих организаций.

На службу возлагается:

учет фонда ЗС независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности организации;

контроль за постоянной готовностью ЗС к приему укрываемых;

контроль за правильным содержанием помещений, сохранностью защитных конструкций, устройств инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием их для нужд мирного времени;

участие в приеме ЗС, строительство которых закончено, создании и подготовке НАСФ по обслуживанию убежищ и укрытий (групп, звеньев).

Медицинские службы создаются на базе органов и учреждений здравоохранения, предназначаются для осуществления медицинских мероприятий ГО, организуют и осуществляют лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, оказание медицинской помощи пораженным и больным в очаге поражения в целях их быстрейшего излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

На базе медицинских учреждений для выполнения мероприятий формируются медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты, эвакосанитарные подразделения и летучки.

Службы охраны общественного порядка создаются на базе органов внутренних дел для поддержания общественного порядка в городах, других населенных пунктах, очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, маршрутах их движения, на объектах работ в районах размещения, а также на пунктах сбора, маршрутах вывода рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения).

Для выполнения задач службами создаются команды, группы охраны общественного порядка.

Противопожарные службы создаются на базе органов противопожарной службы
МЧС России, подразделений противопожарной службы республики.

Основными задачами служб являются:

осуществление контроля за своевременным выполнением технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и организаций;

локализация и тушение пожаров при проведении АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при возникновении крупных аварий и катастроф.

В состав сил противопожарной службы включаются подразделения ППС республики, противопожарные формирования организаций, в том числе противопожарные и лесопожарные команды, отделения, звенья.

Автотранспортные (автодорожные) службы создаются на базе автотранспортных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Служба обеспечивает:

перевозку материалов для строительства ЗС;

рассредоточение и эвакуацию населения;

подвоз (вывоз) рабочих смен;

вывоз в загородную зону материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоз сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ.

Автотранспортные службы для выполнения задач в мирное время планируют создание автомобильных колонн для перевозки населения, грузов, НАСФ к очагам поражения, подвоза работающих смен.

Коммунально-технические службы создаются на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства (управлений по газификации, тепло-водоснабжению, водоотведению, специальной обработке).

Службы организуют и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости работы городских, муниципальных, объектовых сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на этих сетях, производят дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств.

В службе создаются аварийно-технические команды, группы, в том числе по электросетям, водопроводно-канализационным, тепловым сетям.

Службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды создаются на базе организаций бытового обслуживания населения. Основное их предназначение - организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты.

В службе для выполнения задач создаются пункты санитарной обработки, станции по специальной обработке одежды, транспорта.

Службы торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения) создаются на базе организаций торговли, независимо от их форм собственности.

Службы разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, организуют закладку запасов продовольствия в убежища и на пункты управления, обеспечивают питанием личный состав НАСФ, работающий в очагах поражения, а также пострадавших. Обеспечивают бельем, одеждой и обувью пункты специальной обработки и отряды первой медицинской помощи.

В службе, в необходимом количестве, создаются подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.

Служба снабжения горючим (горючими и смазочными материалами) создается на базе органов по обеспечению нефтепродуктами, организаций по снабжению ГСМ на территории субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Службы организуют обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемой к проведению мероприятий ГО, с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций (АЗС и ПАЗС).

Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений создается на базе агропромышленных объединений, сельскохозяйственных объединений, фермерских хозяйств, других объектов, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Службы призваны обеспечить устойчивую работу сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов. Службы осуществляют ветеринарную и фитопатологическую разведку, ветеринарную обработку, лечение животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.

Службы материально-технического снабжения создаются на базе управлений снабжения и сбыта республики, других снабженческих организаций, владеющих материально-техническими средствами. Службы организуют обеспечение материально-техническими и строительными материалами, необходимыми для выполнения мероприятий по защите населения и организаций, дегазирующими веществами, а также рабочим инвентарем и спецодеждой для НАСФ.

Технические службы создаются на базе организаций, осуществляющих техническое обслуживание и снабжение запасными частями, ремонтных организаций с целью поддержания техники, привлекаемой для нужд ГО в исправном состоянии.

Службы организуют ремонт техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий ГО, эвакуируют поврежденную и неисправную технику с маршрутов и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и на ремонтные предприятия, обеспечивают снабжение формирований служб запасными частями и ремонтными материалами.

Службы для выполнения задач формируют эвакуационные группы по ремонту автомобильной и ремонтной техники.

Службы энергетики (энергоснабжения) создаются на базе организаций энергетики и электрификации, генерирующих и энергосервисных компаний.

Службы обеспечивают устойчивую работу энергосетей, ликвидацию аварий на энергетических сооружениях и сетях, автономных источников энергии и обеспечение ею действий НАСФ при проведении АСДНР в очагах поражения, участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, городов и других населенных пунктов.

Служба ритуальных услуг по срочному захоронению трупов создается на базе органов и организаций жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора. Инженерного обеспечения инфраструктуры, сельского хозяйства, охраны общественного порядка, транспортных организаций.

Служба планирует и обеспечивает в военное время выбор и подготовку мест захоронений, транспортировку и доставку погибших (умерших) к местам погребений, проведение массовых захоронений в братских могилах, регистрацию и учет массовых погребений.

Служба создает и планирует подготовку похоронных команд (групп), звеньев доставки трупов, групп опознания и регистрации.

Служба защиты культурных ценностей создается на базе объектов культуры (музеи, библиотеки, театры). Служба обеспечивает заблаговременную, тщательную подготовку культурных ценностей в загородную зону на охрану, организует накопление запасов тары, упаковочного материала, обеспечивает подготовку баз хранения в безопасных районах загородной зоны, осуществляет меры по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры.

Для выполнения задач создаются специализированные аварийно-спасательные формирования по группам квалификации культурных ценностей.

Планируются погрузочные команды, транспортные колонны (группы) и группы охраны (сопровождения).

Служба обеспечения жизнедеятельности создается на базе образовательных организаций, организаций здравоохранения, культурно-зрелищного, спортивно-массового назначения, крупных объектах торговли и питания. На базе этих организаций службы планируют и обеспечивают защиту сотрудников в военное время и в условиях ЧС, оповещение переменного состава и информацию о порядке действий, поддержание в готовности технических средств оповещения, маршрутов эвакуации из зданий и сооружений, соблюдение мер пожарной безопасности, содержание в готовности средств пожаротушения.

Для выполнения задач создают звенья (группы) связи и оповещения, посты радиационного, химического наблюдения, группы, звенья пожаротушения, санитарные дружины (посты), звенья (группы) общественного порядка.

В зависимости от местных условий, наличия базы и материально-технических возможностей по решению органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, по согласованию с ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и организациями на соответствующих территориях могут создаваться другие службы, как правило, в республике создается 14-16 служб, в городских округах и муниципальных районах 8-12 служб.

Ответственность за обеспечение готовности спасательных служб несут руководители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы.

Общее руководство спасательными службами осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны, а непосредственное руководство – руководители этих служб.

Формирования, создаваемые в спасательных службах, подразделяются на территориальные и объектовые.

К территориальным формированиям спасательных служб относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований и служб, создаваемые в зависимости от местных условий.

Базой для создания территориальных формирований спасательных служб являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

Объектовые формирования спасательных служб создаются в организациях, на базе которых создана служба.

Основными формированиями спасательных служб, создаваемыми организациями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (санитарные дружины, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.

Обязанности руководителей спасательных служб

Руководство деятельностью спасательных служб и выполнением поставленных перед ними задач осуществляют руководители этих служб. Общими обязанностями руководителей спасательных служб различных уровней являются:

организация планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением спасательных служб;

управление силами и средствами спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах (на объектах) возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;

организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным освежением запасов материально-технических и иных средств гражданской обороны;

руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти службы;

организация разработки предложений руководителю гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других мероприятий гражданской обороны;

организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими спасательными службами.

Указания вышестоящих руководителей спасательных служб являются обязательными для нижестоящих спасательных служб данной специализации.

Задачи и мероприятия, выполняемые спасательными службами при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий, законодательно регламентируются Федеральным Конституционным Законом «О военном положении» от 30 января 2002 года
№ 1-ФКЗ.

Ст. 1 п. 4 Закона определяет:

«В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности».

Правовое положение организаций в период действия военного положения определяется ст. 19 данного Федерального закона, п.2, который определяет:

«Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам».

Это положение закона в полной мере относится к организациям, на базе которых создаются службы.

Спасательными службами разрабатываются Планы:

«Обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны спасательной службой на военное время»;

«Обеспечение действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера спасательной службой».

Порядок разработки, корректировки и уточнения плана

В соответствии с ДНГО от 25.05.1997 г. «О планировании мероприятий гражданской обороны» План службы:

подписывается руководителем службы и начальником штаба службы;

согласовывается с органами, уполномоченными на решении задач ГОЧС при органах местного самоуправления, военно-мобилизационных органов и военных комиссариатов;

утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны;

разрабатывается в трех экземплярах:

1-й экз. – в штабе службы;

2-й экз. – в вышестоящем штабе соответствующей службы;

3-й экз. – в органе, уполномоченном для решения задач ГОЧС при органе исполнительной власти.

Корректировка плана проводится ежегодно по состоянию на 1 января очередного года в срок до 1 марта.

Типовой порядок организации планирования мероприятий по гражданской обороне на всех уровнях осуществляется с учетом оценки возможной обстановки.

Разработку плана гражданской обороны условно можно разделить на три этапа:

организационно-подготовительный;

практической разработки плана;

согласования и утверждения.

Организационно-подготовительный этап включает:

1. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области гражданской обороны. Изучение и анализ соответствующих документов по планированию и разработке плана.

2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:

а) выявление объектов и территорий, являющихся целями для поражения;

б) проведение глубокого и всестороннего анализа и характера складывающейся обстановки на территории республики (города, района, объекта), величин ожидаемого ущерба, сроков выполнения мероприятий, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

в) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах поражения, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами, а также в зонах пожаров, других опасных районах.

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.

3. Составляется календарный план по разработке документов Плана гражданской обороны.

В календарном плане по каждому этапу определяется:

наименование мероприятий;

объем выполняемых мероприятий;

ответственные исполнители;

сроки исполнения;

отметка о выполнении.

Подписывается календарный план руководителем службы и утверждается начальником ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.

Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:

1. Практическую разработку и оформление документов плана действий.

2. Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.

Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при ведении военных действий и вследствие этих действий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.

При прогнозировании последствий во всех случаях необходимо установить (определить):

зоны разрушений, радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;

численность населения, объектов, которые могут оказаться в зоне разрушений;

возможный причиненный ущерб (потери населения, продукции, оборудования, материалов и т.п.);

предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации последствий;

силы, средства и порядок выполнения мероприятий.

Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий, спасательными службами муниципальных образований и объектов, в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана.

При разработке плана, чем полнее будут учтены вероятные условия, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться.

На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование.

Согласование осуществляется, как на уровне разработчиков отдельных разделов и приложений плана, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.

После устранения замечаний и доработки документов, с учетом их проверки на штабных тренировках, План утверждается руководителем ГО – Руководителем органа местного самоуправления муниципального образования или объекта.

Корректировка плана осуществляется в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет.

Перечень документов, разрабатываемых в спасательных службах

1. Выписка из распоряжения (постановления) главы муниципального образования о создании служб и назначении руководителя службы.

2. Приказ руководителя службы о создании штаба и НАСФ службы.

3. Штатно-должностной список службы.

4. Положение о службе согласованное и утвержденное руководителем ГО

5. Функциональные обязанности должностных лиц службы по режимам ЧС и на военное время.

6. Схема оповещения личного состава спасательной службы и НАСФ.

7. План службы по обеспечению мероприятий гражданской обороны.

8. План службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

9. Формализованные документы:

9.1 справка-доклад о состоянии спасательной службы;

9.2 проекты решений руководителя службы по обеспечению мероприятий ГО и ликвидации ЧС различного характера;

9.3 образцы форм предложений руководителю ГО на выполнение мероприятий;

9.4 образцы форм докладов на выполнение задач.

10. План подготовки спасательной службы на очередной год с приложениями:

10.1 тематика учений и тренировок;

10.2 перечень учебных групп, руководителей занятий;

10.3 расписание занятий;

10.4 журналы учета занятий;

10.5 месячные планы работ, отчетные документы о проведенных (выполненных) мероприятиях.

11. Приказ руководителя службы «Об итогах подготовки службы за ______ год и задачи на очередной год.

12. План приведения в готовность каждого НАСФ.

13. Заявки, наряды, накладные, доверенности на получение имущества, техники.

14. Таблица позывных узлов связи и должностных лиц.

Документы, разрабатываемые штабом службы в ходе КШУ, КШТ:

1. Рабочая карта руководителя спасательной службы по оперативно-тактическому заданию и последующей обстановке.

2. Предложения руководителя службы в решение руководителя ГО по вводным и обстановке.

3. Распоряжения руководителя службы по обеспечению действий сил ГО.

4. Доклады, донесения о выполнении задач в соответствии с Табелем срочных донесений.

Приложение № 1


План службы состоит из текстовой части и приложений.

Текстовая часть включает три раздела.

Раздел I

Краткая оценка возможной обстановки на территории ___________________________

(республики, муниципального образования)

после нападения противника:

а) с применением оружия массового поражения:

степень разрушения городов, населенных пунктов и организаций;

образование зон катастрофического затопления, их характеристика;

состояние транспортных магистралей, систем энерго-, газо-, водо-, теплоснабжения, канализации, связи и материально-технической базы (в части, касающейся службы);

радиационная, химическая, бактериологическая и пожарная обстановка на территории субъекта (городского округа, муниципального района);

объем работ по обеспечению АСДНР при внезапном нападении противника после завершения первоочередных мероприятий ГО и мероприятий общей готовности, а также проведения эвакомероприятий.

Выводы из оценки обстановки, объема предстоящих работ, создания сил и средств службы.

б) с применением обычных средств поражения и действий ДРГ.

Выводы из обстановки, объема предстоящих работ силами службы и их состояние.

Раздел II

Выполнение мероприятий спасательной службой при планомерном переводе

с мирного на военное время.

1. Порядок перевода с мирного на военное время:

а) приведение в готовность формирований и организаций службы в местах постоянного размещения, вывод в загородную зону НАСФ повышенной готовности;

б) состав, сроки готовности, предназначения и порядок действий сил и средств службы по обеспечению мероприятий ГО, вывода НАСФ повышенной готовности в загородную зону и общей эвакуации населения;

в) сроки и объемы проведения основных мероприятий по повышению устойчивости работы экономики и организаций службы.

Организация укрытия сил и средств службы, безаварийной остановки производства объектов службы (при наличии таковых) и их световой и других видов маскировки по сигналу «Воздушная тревога».

2. Организация управления службой:

порядок приведения в готовность и занятие пунктов управления (мест размещения расчетов службы);

организация проводной и радиосвязи мобильными средствами и охраны ПУ;

порядок оповещения органов управления, формирований и учреждений службы;

руководство действиями службы при переводе на военное время и в период АСДНР.

3. Состав сил и средств службы, сроки в исходных районах (районах расположения в загородной зоне) и их предназначение, распределение в группировке сил ГО республики и порядок действий по обеспечению АСДНР.

Восстановление готовности сил и средств службы и их дальнейшее применение.

4. Организация обеспечения действий службы при проведении мероприятий по степеням готовности, вывода НАСФ повышенной готовности в загородную зону, эвакуация населения и ведение АСДНР.

5. Взаимодействие с другими службами, спасательными воинскими формированиями
МЧС России.

Особенности обеспечения мероприятий спасательной службы при ведении войны с применением противником обычных средств поражения

Приведение в готовность и порядок использования сил и средств по обеспечению защиты населения (укрытие, радиационная, химическая и медицинская защита, отселение и эвакуация населения, их материально-техническое снабжение и проведение АСДНР) в части, касающейся службы.

Организация обеспечения действий формирований и учреждений службы, порядок укрытия ее личного состава по сигналу «Воздушная тревога» (общие данные);

Управление действиями формирований и учреждений службы, организация связи по сигналам ГО.

Раздел III

Выполнение мероприятий спасательными службами при внезапном

нападении противника

1. Защита сил службы и обеспечение мероприятий по защите населения по сигналу «Воздушная тревога».

Организация укрытия сил и средств службы, выдачи личному составу СИЗ и дозиметров на рабочих местах и защитных сооружениях (из запасов организаций).

Проведение мероприятий по безаварийной остановке производственных объектов службы, световой и других видов маскировки.

Состав сил и средств службы, предназначение, порядок их действий по обеспечению своевременного и организованного укрытия.

2. Организация управления службой:

порядок занятия пункта управления (мест размещения расчетов службы);

организация проводной, радиосвязи и связи с использованием мобильных средств и охраны ПУ;

руководство действиями формирований и учреждений службы по сигналу «Воздушная тревога» и в период АСДНР.

3. Размещение сил и средств службы в некатегорированных городах (городских округах и муниципальных районах), их состав, сроки готовности по обеспечению строительства и приведения в готовность сохранившихся ЗС для укрытия населения, выдачи ему средств индивидуальной защиты, проведение ускоренной эвакуации населения из пораженных и частично пораженных категорированных городов и населенных пунктов с объектами «ОВ», а также предназначения и распределения сил и средств службы в группировке сил ГО и действия по обеспечению АСДНР.

Организация ускоренного вывода в загородную зону сохранившихся НАСФ, а также материально-технических средств службы непораженных и частично пораженных КГ и населенных пунктов с объектами «ОВ».

Восстановление готовности сил и средств спасательных служб.

4. Организация обеспечения действий службы по сигналу «Воздушная тревога» и при ведении АСДНР (общие данные).

5. Взаимодействие с другими службами, организациями, органами военного командования.

Приложения к плану спасательной службы:

1. План-график работы начальника спасательной службы при:

планомерном переводе ГО на военное время;

внезапном нападении противника и выполнении мероприятий ГО.

2. Организация управления спасательной службой (схема).

3. Календарный план перевода службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами службы.

4. Обеспечение мероприятий ГО силами службы (расчет).

5. Расчет обеспечения действий сил и средств спасательной службы.

6. План связи и оповещения.

Приложение № 1. План-график работы начальника спасательной службы при:

планомерном переводе ГО на военное время (прилагается);

внезапном нападении противника и выполнении мероприятий ГО.

В Плане-графике при планомерном переводе отражаются мероприятия, выполняемые по степеням готовности гражданской обороны (ПМ-1, ПМ-2, общая готовность гражданской обороны) в части касающейся службы, мероприятия по выводу части НАСФ повышенной готовности в загородную зону, мероприятия по заблаговременной (частичной) и полной эвакуации населения с указанием объемов и сроков выполнения.

В соответствии с перечнем мероприятий прописываются действия руководителя службы по руководству силами службы, принятию решений на организацию работ, отдаче приказов и распоряжений, организации контроля за выполнением мероприятий, представлении докладов о выполнении задач руководителю ГО, руководителю вышестоящей службы.

На выполнение мероприятий каждой степени готовности при последовательном выполнении или, минуя низшие степени, в соответствии с директивой установлен срок 24 часа.

Графическое отображение в приложении.

Приложение № 2. Организация управления спасательной службой (схема с пояснительной запиской).

Разрабатывается на карте (для спасательной службы республики), схеме (для служб городских районов и муниципальных районов).

На карты (схемы) наносятся административные границы, границы зон возможных разрушений, зон катастрофического затопления, зоны заражения вокруг ХОО, городские и загородные ЗПУ (места размещения органов управления ГО).

Кроме общих данных отражаются:

порядок прохождения приказов и распоряжений, донесений информации органов управления;

организация связи и оповещения по сигналам ГО в городе и загородной зоне;

график занятия службой пунктов управления;

таблица сигналов управления, позывные узла связи и должностных лиц.

Карта подписывается руководителем спасательной службы.

В пояснительной записке прописывается порядок организации управления.

Отражаются:

сигналы управления;

схема оповещения по сигналам ГО органов управления служб;

график занятия городских и загородных ПУ;

Пояснительная записка подписывается руководителем спасательной службы и начальником штаба спасательной службы.

Приложение № 3. Календарный план перевода службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами службы.

Предусматривает последовательность и объем выполняемых мероприятий по разделам:

1. При планомерном переводе ГО с мирного на военное время:

а) с получением сигналов (распоряжений) на выполнение:

первоочередных мероприятий ГО первой группы (ПМ-1);

первоочередных мероприятий ГО второй группы (ПМ-2);

вывода НАСФ повышенной готовности в загородную зону;

частичной эвакуации населения;

общей эвакуации населения.

2. При внезапном нападении.

3. При ведении войны с применением обычных средств поражения.

План разрабатывается графически по форме:

номер по порядку, наименование мероприятий, объем мероприятий, время на их выполнение, начало и окончание проведения мероприятий (минуты, часы, сутки), ответственные исполнители, отметка о выполнении.

План подписывается руководителем службы.

Приложение № 4. Обеспечение мероприятий ГО силами службы (расчет).

Обеспечение мероприятий ГО города (района) силами службы отрабатывается на карте (схеме, плане) с пояснительной запиской.

На карту (схему, план), кроме общих данных, в части касающейся службы, наносятся:

пункты постоянного размещения, исходный район и район вероятного развертывания НАСФ, службы, учреждений (материально-технической базы службы), а также обеспечивающих действие службы взаимодействующих формирований и учреждений ГО в период создания группировки сил и проведения АСДНР, их состав, характеристика, сроки готовности направление действий;

пункты управления службы, вышестоящей службы, взаимодействующих служб органов управления военного командования, а также ЗПУ субъекта, города, района.

Пояснительная записка к карте включает расчет объема предстоящих работ НАСФ и учреждениям службы при переводе гражданской обороны на военное время и в период АСДНР.

Пояснительная записка подписывается руководителем спасательной службы и начальником штаба спасательной службы.

Приложение № 5. Расчет обеспечения действий сил и средств спасательной службы.

Предусматривает состав сил и средств, сроки их выделения для обеспечения действий НАСФ и учреждений службы при переводе ГО на военное время и в период АСДНР.

Графическое отображение в приложении.

Приложение № 6. План связи и оповещения (карта, схема).

Разрабатывается на карте с пояснительной запиской и схемами оперативной связи и оповещения.

На карту наносятся общие данные:

границы зон возможных разрушений вокруг городских округов, территорий, отнесенных к группам по ГО и населенных пунктов с объектами особой важности;

зоны катастрофического затопления и зоны заражения вокруг химически опасных объектов (населенных пунктов);

запасные пункты управления (ЗПУ) и места размещения органов управления ГО;

ВПУ, а также другие сведения с учетом их необходимости для соответствующего органа управления ГО и местных условий.

Кроме общих данных на карту наносятся:

узлы связи пунктов управления (города, субъекта РФ, подчиненных, взаимодействующих);

сеть связи общего пользования города;

планируемые узлы и линии связи полевой сети, линии привязки узлов связи пунктов управления к опорной сети (сети связи общего пользования);

На карте в виде таблиц помещаются:

расчет сил и средств связи и оповещения по пунктам управления;

таблица позывных должностных лиц;

таблица позывных узлов связи;

таблица сигналов управления и оповещения.

Пояснительная записка разрабатывается текстуально в произвольной форме, в которой кроме общих данных отражаются:

задачи по связи и оповещению;

узлы и подразделения связи органов управления, соединений и воинских частей (подразделений), привлекаемых для проведения мероприятий ГО;

основы организации связи и оповещения в категорированном городе;

наращивание сил и средств связи по степеням готовности.

Пояснительная записка подписывается руководителем спасательной службы и начальником штаба спасательной службы.

Приложение № 2


I. Краткая характеристика города (района) и оценка возможной обстановки по разделам:

1.1. Рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы.

1.2. Административное деление: городские округа, муниципальные районы, городские (сельские) поселения с численностью населения и экономические характеристики территорий.

1.3. Пути сообщения и транспорт (ж/д, авто, трубопроводный, воздушный, водный, выводы по транспорту).

1.4. Перечень потенциально опасных объектов, силы и средства, привлекаемые (планируемые к привлечению) для ликвидации последствий.

1.5. Районы неблагополучные в эпидемиологическом отношении.

1.6. Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования при возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, в части касающейся службы:

при авариях на нефте-, газопроводах;

при авариях на всех видах транспорта;

на объектах экономики с запасами СДЯВ;

при взрывах и пожарах.

В результате ЧС выход из строя – перечислить объекты жизнеобеспечения по их наиболее вероятному выходу из строя.

1.7. По всем видам ЧС – характер и объем предстоящих работ.

Ориентировочный расчет ущерба в денежном исчислении, в части касающейся службы, по каждому виду ЧС.

1.8. Предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1.9. Создание и восполнение резервов финансирования и материальных ресурсов спасательной службы для ликвидации ЧС.

1.10. Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на объектах службы и на прилегающей к ним территории.

1.11. Общие выводы о готовности службы к выполнению задач по ликвидации ЧС.

II. Мероприятия при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1. При угрозе возникновения производственных аварий , катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

1.1. Порядок оповещения органов управления ГО, рабочих, служащих об угрозе возникновения ЧС.

1.2. Объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС.

1.2.1. Приведение в готовность сил и средств спасательной службы, имеющихся заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений, укрытие в них персонала организаций (структурных подразделений службы).

1.2.2. Подготовка к выдаче и выдача рабочим и служащим средств индивидуальной защиты.

1.2.3. Приведение в готовность автотранспорта для возможной эвакуации, отселения (приема рабочих и служащих).

1.2.4. Участие в проведении мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения.

1.2.5. Проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.

1.2.6. Участие в организации и осуществлении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС по вопросам службы.

1.2.7. Участие в организации и проведении государственного надзора и контроля в области защиты персонала и территорий от ЧС по профилю службы.

2. При возникновении производственных аварий , катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайный режим).

2.1. Порядок оповещения органов управления спасательной службы, рабочих, служащих о возникновении ЧС. Организация разведки в районе ЧС и прогнозирование обстановки по направлениям деятельности службы.

2.2. Приведение в готовность и развертывание и сил и средств спасательной службы, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.

2.3. Защита персонала структурных подразделений службы (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):

укрытие в защитных сооружениях;

обеспечение индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки;

лечебно-эвакуационные и противохимические мероприятия;

эвакуация (отселение) рабочих и служащих.

2.4. Защита сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, укрытие и эвакуация животных и кормов, герметизация складских помещений и другие мероприятия (их объемы, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства) – при получении задач по ликвидации последствий по данному разделу.

3. Обеспечение действий сил и средств спасательной службы, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите персонала, материальных ценностей.

4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья персонала. Привлекаемые для этого силы и средства.

5. Управление мероприятиями, проводимыми спасательными службами:

порядок занятия пунктов управления;

организация оповещения и информации органов управления сил и средств спасательной службы, рабочих и служащих организаций службы об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ведения АСДНР;

организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.

Руководитель спасательной службы _________________

(подпись, Ф.И.О.)

Приложения:

1.Карта возможной обстановки муниципального образования при возникновении чрезвычайной ситуации.

На карту наносятся:

границы административного деления, органы управления (пункты управления);

районы с большой концентрацией радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения, в т.ч. газопроводы;

районы неблагоприятные в эпидемиологическом и эпизоотическом отношениях;

гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;

численность рабочих и служащих, находящихся в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций (таблица);

пункты размещения запасов материально-технических средств.

Карту подписывает рководитель спасательной службы.

2. Календарный план основных мероприятий службы при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

3. Решение руководителя службы по ликвидации ЧС на карте.

На карте (плане) отражаются:

границы зоны ответственности;

необходимые данные о силах и средствах службы;

мероприятия, выполняемые силами и средствами старшего начальника;

замысел действий: участки сосредоточения основных усилий;

последовательность (этапы) и способы выполнения задачи: распределение сил и средств;

задачи силам и средствам спасательной службы, участки и разграничительные линии между ними;

главные вопросы взаимодействия и обеспечения;

основы организации управления;

маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР, построение походного порядка;

время прохождения исходного рубежа (пункта), рубежей (пунктов) регулировки и рубежа ввода;

зоны (районы) пожаров, завалов, заражения и другие препятствия на маршрутах движения и порядок их преодоления;

районы размещения пунктов управления, сил и средств ГО и взаимодействующих формирований ГО;

фактическая радиационная, химическая и биологическая (бактериологическая) обстановка в районе действия сил и средств спасательной службы;

метеоданные;

сигналы управления и оповещения.

Решение подписывается руководителем спасательной службы и утверждается руководителем гражданской обороны.

4. Расчет сил и средств спасательной службы, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий по видам чрезвычайных ситуаций.

Графическое отображение в приложении.

5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схема).

Для обеспечения реализации плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, штаб спасательной службы заблаговременно разрабатывает документы по управлению, оформляет заявки на все виды обеспечения (наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники, ордера на занятие помещений на случай эвакуации в загородную зону).

Эти документы, а также исходные, справочные данные, к плану не прилагаются, а хранятся в рабочих папках соответствующих исполнителей.

Приложение № 3

Вариант

Приказа

руководителя гражданской обороны______________________________________

(республики, муниципального образования, организации)

« __ » __________20__ г. г. № ____

О создании спасательной службы и назначении должностных лиц

В соответствии со ст. 15 «Силы гражданской обороны» Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2008 г. № 332 «О спасательных службах Республики Башкортостан» для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской обороны
п р и к а з ы в а ю :

1. Для решения задач гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий на базе __________________________________________________

названия головных организаций (взаимодействующих организаций) создать службу ____________________.

(название службы)

2. Руководителем службы назначить _______________________________,

(должность, фамилия, инициалы)

начальником штаба службы _____________________________________.

(должность, фамилия, инициалы)

3. Руководителю службы в срок до __________ разработать:

проект Положения о службе;

организационную структуру службы (заместители, помощники, рабочие группы по направлениям деятельности);

перечень объемов выполнения предстоящих задач по переводу ГО на военное время при ведении военных действий для структурных подразделений службы.

4. Начальнику штаба гражданской обороны службы:

разработать необходимые планирующие документы по службе, обязанности должностных лиц службы на мирное и военное время, организовать обучение личного состава службы в соответствии с Программами обучения МЧС России, создать учебную группу (группы) обучения и назначить руководителя занятий;

определить перечень аварийно-спасательных формирований для выполнения специальных (территориальных) задач и НАСФ организаций,

входящих в службу, их организационную структуру, порядок оснащения и обучения;

в срок до ___________ провести расчет сил и средств службы, предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий ГО, на каждое формирование разработать перечень необходимых документов на приведение в готовность и действий по предназначению;

разработать схему оповещения руководящего состава службы, командиров (начальников НАСФ), порядок их действий по сигналам оповещения;

в структурных подразделениях службы разработать документы планов гражданской обороны на военное время и планов предупреждения и ликвидации ЧС (Планов дирекции единого заказчика – для ЖКХ МО);

в течение __________ г.г. организовать приобретение (закупку) СИЗ, для сотрудников службы, приборов радиационной, химической разведки и дозконтроля, специального имущества для формирований спасательной службы.

5. Мероприятия по гражданской обороне проводить на основании и в соответствии с «Планом основных мероприятий спасательной службы по вопросам гражданской обороны, предупреждения ЧС на _________ год.

6. Приказ довести до руководителей структурных подразделений службы.

Руководитель гражданской обороны (соответствующего уровня)

__________________ __________________

подпись инициалы, фамилия

Приложение № 4

Вариант выписки из приказа руководителя гражданской обороны – главы ______________ городского округа (муниципального района)

(наименование)

« ___ » __________20__ г. г.__________ № ____

О создании муниципальных спасательных служб и назначении должностных лиц

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2008 г. № 332 «О спасательных службах Республики Башкортостан», для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской обороны, п р и к а з ы в а ю :

1. Создать следующие муниципальные спасательные службы:

1.4. Инженерную спасательную службу на базе ________________________________________________________________________________________

(перечисляются организации в составе службы)

Руководителем службы назначить____________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

Начальником штаба ______________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

2. Руководителям служб в срок до __________ разработать Проект Положения о службе, которым определить организационную структуру службы, порядок выполнения специальных задач гражданской обороны в мирное время, при переводе гражданской обороны на военное время и при ведении военных действий.

В соответствии с профилем деятельности, Положением предусмотреть создание территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований.

Руководитель гражданской обороны

__________________ __________________

подпись инициалы, фамилия


Приложение № 5

СОГЛАСОВАНО

руководитель (начальник) органа, уполномоченного

на решение задач в области ГО

____________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

« __ » ____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Глава города (района)- руководитель гражданской обороны

муниципального образования

____________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

« __ » ________________ 20__ г.

Положение

о спасательной службе ___________________,

название (обозначение) службы

_____________________________________________________ , Республики Башкортостан.

городского округа (муниципального района)

Положение разработано на основании и в соответствии с __________________

перечислить документы

1. Общие положения.

1.1. Цели создания.

1.2. Предназначение.

2. Задачи, решаемые спасательной службой.

2.1. В мирное время.

2.2. При переводе службы на военное время и при ведении военных действий.

3. Руководящий состав службы и ее организационная структура (состав организаций, входящих в службу).

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаваемые службой.

5. Организация управления службой в мирное время по степеням готовности ГО (ПМ-1, ПМ-2, Общая готовность ГО).

6. Организация обеспечения службы (виды обеспечения в соответствии со спецификой службы).

7. Организация взаимодействия с другими службами, НАСФ.

8. Обязанности руководящего состава и структурных подразделений службы.

Руководитель спасательной службы – руководитель головной организации

__________________ __________________

подпись инициалы, фамилия

Положение утверждается руководителем гражданской обороны (республики, муниципального образования, организации), согласовывается с начальником органа, уполномоченного на решение задач ГО, подписывается начальником спасательной службы, скрепляется печатью юридического лица головной организации службы.

Приложение № 6

П Р И К А З

Руководителя __________________ _________________________________

(название службы) ( название муниципального образования)

« __ » __________ 20__ г. г. __________ № ____

О создании и организации работы спасательной службы

В соответствии с Положением о ______________________________ ,

(название службы)

утвержденным руководителем гражданской обороны – главой _____________________________________ для решения специальных ( название городского округа, муниципального района)

задач в области гражданской обороны, возложенных на _________________________________________________________________ ,

(перечислить структурные подразделения, на базе которых создана служба)

п р и к а з ы в а ю :

1. Начальнику штаба гражданской обороны службы ____________________ в месячный срок (в срок до _________):

(фамилия, инициалы)

разработать необходимые планирующие документы по службе, обязанности должностных лиц службы на мирное и военное время, организовать обучение личного состава службы в соответствии с Программами обучения МЧС России, создать учебную группу (группы) обучения и назначить руководителя занятий;

определить перечень аварийно-спасательных формирований для выполнения специальных (территориальных) задач и НАСФ организаций, входящих в службу, их организационную структуру, порядок оснащения и обучения;

в срок до ___________ провести расчет сил и средств службы, предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий ГО, на каждое формирование разработать перечень необходимых документов на приведение в готовность и действий по предназначению;

разработать схему оповещения руководящего состава службы, командиров (начальников НАСФ), порядок их действий по сигналам оповещения;

в структурных подразделениях службы разработать документы планов гражданской обороны на военное время и планов предупреждения и ликвидации ЧС (Планов дирекции единого заказчика – для ЖКХ МО);

в течение __________ г.г. организовать приобретение (закупку) СИЗ, для сотрудников службы, приборов радиационной, химической разведки и дозконтроля, специального имущества для формирований спасательной службы.

5. Руководителям структурных подразделений _____________________

перечислить (цеха, участки,

____________________ обеспечить по расчету создание НАСФ, создать учебную отдельные структуры)

группу (группы) по ГО и организовать обучение. Спланировать мероприятия по защите персонала.

6. Приказ довести до заместителей, руководителей структурных подразделений, главных специалистов.

__________________ __________________

подпись инициалы, фамилия


Приложение № 7

План-график

работы руководителя ________________ , ______________________________________

(спасательная служба) (название субъекта, муниципального образования)

а) при планомерном переводе ГО на военное время

№ п/п

Проводи

мые мероприя

тия

время

Документы для принятия (выполнения) решения

Ответствен-ный за исполнение

минуты

часы

сутки

10

30

60

2

4

8

12

24

2

3

4

Послед.

1. Готовность гражданской обороны ПМ-1

2. Готовность гражданской обороны ПМ-2

3. Общая готовность гражданской обороны

4. Выполнение мероприятий ГО при:

а) выводе в загородную зону части НАСФ повышенной готовности;

б) проведение частичной эвакуации;

в) проведение полной эвакуации и вывоза материальных и культурных ценностей

б) при внезапном нападении

№ п/п

Проводи

мые мероприя

тия

время

Документы для принятия (выполнения) решения

Ответствен

ный за исполнение

минуты

часы

сутки

10

30

60

2

4

8

12

24

2

3

4

Послед.

Общая готовность гражданской обороны

Выполнение мероприятий ГО при:

а) выводе в загородную зону части повышенной готовности;

б) проведение частичной эвакуации;

в) проведение полной эвакуации.

Примечание: В документе отражаются конкретные мероприятия, предусмотренные нормативными документами по ведению гражданской обороны в Российской Федерации, в т. ч. предусматривается издание соответствующих приказов, постановлений с получением распоряжения на перевод ГО в высшие степени готовности.

Приложение № 8

Календарный план

перевода спасательной службы _________________________ с мирного на военное время и обеспечение

(название спасательной службы)

силами службы мероприятий ГО

п/п

Наименование

мероприятий

Объем

меро

прия

тий

Время на их выпол

нение

Начало проведения и окончания мероприятий

Ответственный исполнитель

Отметка о выполнении

минуты

часы

сутки

10

20

40

60

2

4

6

8

10

12

16

20

24

2

3

10

20

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Календарный план перевода службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами службы предусматривает последовательность и объем выполняемых мероприятий ГО по разделам.

1. При планомерном переводе ГО с мирного на военное время.

а) С получением сигналов (распоряжений):

готовность гражданской обороны ПМ-1;

готовность гражданской обороны ПМ-2

общая готовность гражданской обороны;

частичная эвакуация нетрудоспособного и не занятого в производстве населения;

общая эвакуация населения.

б) По сигналу "ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА" и после нападения противника.

2. При внезапном нападении противника.

3. При ведении войны с применением обычных средств поражения.

Календарный план подписывается руководителем спасательной службы

Приложение № 9

Расчет

обеспечения действий сил и средств спасательной службы при переводе гражданской обороны с мирного на военное время

Предусматривает состав сил и средств, сроки их выделения для обеспечения действий формирований и учреждений службы при переводе ГО с мирного на военное время и в период АСДНР.

Состав сил и средств спасательной службы

№ п/п

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований

Количество

Оснащение

Время готовности "Ч" +

Формирований

Личного состава

Всего

В т.ч. повыш.

готов

ности

Всего

В т.ч. повыш.

готов

ности

Приборы РХР

Средства связи

Автотранс

порт

Спец. техника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Руководитель спасательной службы

____________________ __________________

подпись инициалы, фамилия

Приложение № 10

Календарный план

основных мероприятий ________________________ при угрозе и возникновении производственных аварий,
(название спасательной службы)

катастроф и стихийных бедствий

п/п

Наименование

мероприятий

Объем

меро

прия

тий

Время на их выпол

нение

Начало проведения и окончания мероприятий

Ответственный исполнитель

Отметка о выполнении

минуты

часы

сутки

10

20

40

60

2

4

6

8

10

12

16

20

24

2

3

10

20

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Пример заполнения графы 2

Общие Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности):

сбор руководящего состава и НАСФ;

уточнение (прогнозирование) обстановки;

получение и уяснение задачи;

проверка готовности системы связи;

уточнение плана обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

выезд оперативной группы в угрожаемый район;

установление круглосуточного дежурства руководящего состава службы;

уточнение вопросов взаимодействия;

оповещение рабочих, служащих, членов семей (при необходимости).

Далее в календарный план включаются конкретные мероприятия по видам чрезвычайных ситуаций:

при угрозе возникновения аварий с выбросом АХОВ;

при угрозе радиоактивного загрязнения;

при угрозе возникновения пожаров и аварий на взрывоопасных объектах;

при угрозе возникновения стихийных бедствий;

при угрозе аварии на энергетических, инженерных сетях и трубопроводах.

По такой же схеме прописываются мероприятия, проводимые при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).


Приложение № 11

Состав

сил и средств спасательной службы, привлекаемых для выполнения задач при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Состав сил и средств спасательной службы

№ п/п

Наименование аварийно-спасательных формирований

Количество

Оснащение

Время готовности "Ч" +

Формирований

Личного состава

Всего

В т.ч. повыш.

готов

ности

Всего

В т.ч. повыш.

готов

ности

Приборы РХР

Средства связи

Автотранс

порт

Спец. техника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Руководитель спасательной службы

____________________ __________________

подпись инициалы, фамилия

Приложение № 12

СОГЛАСОВАНО

руководитель (начальник) органа, уполномоченного

на решение задач в области ГО

____________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

« ___ » ____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Глава города (района)- руководитель гражданской обороны

муниципального образования

____________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

« ___ » ________________ 20__ г.

П Л А Н

основных мероприятий спасательной службы _______________________, _______________________

(наименование службы) (муниципальное образование)

по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 20__ год

№ п/п

Проводимые мероприятия и темы

Кто проводит

Кто привлекается

Срок

проведения

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

6

1. Мероприятия, проводимые под руководством старшего начальника - руководителя ГО.

2. Мероприятия, проводимые под руководством начальника спасательной службы.

План составляется в соответствии с Организационными указаниями и Планом основных мероприятий по подготовке органов управления, сил и средств на очередной год по содержанию и форме, установленным старшим начальником.

Приложение № 13

Расчет обеспечения средствами индивидуальной защиты персонала

спасательной службы и структурных подразделений службы

№ п/п

Наименование структурных подразделений спасательной службы

Подлежит обеспечению

Противогазы

Респираторы

Медицинские средства

Примечание

Всего

В том числе

Рабочих

Служащих

АИ

ИПП

ППМ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Приложение № 14

Расчет на проведение мероприятий по эвакуации персонала службы, рабочих, служащих и членов их семей ____________________________________________________________

(название головной организации службы)

№ п/п

Наименование структурных подразделений спасательной службы

Подлежит эвакуации

№ СЭП

Пункт (место)

Район размещения в загородной зоне

Рабочих и служащих

Членов семей

Всего

Посадки

Высадки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение № 15

Расчет

укрытия персонала службы и членов семей в защитных сооружениях

по состоянию на 1 января 20__г.

№ п/п

Мероприятия

В пункте постоянной дислокации,

количество защитных сооружений

количество укрываемых

В загородной зоне,

количество защитных сооружений

количество укрываемых

1.

Подлежит укрытию персонала и членов их семей, чел.

2.

Имеется защитных сооружений:

убежищ (ПРУ), отвечающих нормам ИТМ ГО;

убежищ (ПРУ), не отвечающих нормам ИТМ ГО;

подвалов и других заглубленных помещений

Всего укрывается и % укрытия

3.

Планируется строительство

4.

Итого будет укрыто, чел.

Руководитель службы Начальник штаба службы

« __ » _________ 20__г. « __» _________ 20__г.

Приложение № 16

Схема оповещения личного состава службы, ее структурных подразделений и НАСФ

Начальник штаба спасательной службы

____________________ __________________

подпись инициалы, фамилия


Приложение № 17

Перечень мероприятий, выполняемых спасательными службами при планомерном их переводе с мирного на военное время.

Выполнение первоочередных мероприятий ГО первой группы (ПМ-1):

сбор руководящего состава службы;

доведение обстановки, постановка задачи;

установление круглосуточного дежурства руководящего состава;

уточнение Плана ГО службы;

выход ОГ службы на ПУ;

проверка готовности средств связи;

приведение в готовность ЗС для укрытия персонала;

прием имущества мобрезерва на пункте выдачи;

заготовка материалов светомаскировки;

снижение запасов АХОВ взрыво-пожароопасных веществ.

Выполнение первоочередных мероприятий ГО второй группы (ПМ-2):

выполнение мероприятий готовности ПМ-1, если они не были ранее выполнены;

перевод руководящего состава службы на круглосуточную работу;

приведение в готовность средств связи;

выход ОГ службы на ЗЗПУ (ГЗПУ);

приведение в готовность всех ЗС, ПРУ, подвалов для укрытия персонала;

приведение в готовность всех НАСФ службы и структурных подразделений;

выдача СИЗ из запасов службы;

перевод постов наблюдения на круглосуточное дежурство;

подготовка документов службы к вывозу в загородную зону;

выполнение мероприятий по ПУФ организации службы в военное время;

изготовление простейших СИЗ (ВМП, ПТМ);

выполнение в организациях службы противопожарных мероприятий;

усиление охраны объектов;

проверка готовности сил и средств службы;

выполнение подготовительных мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

Выполнение мероприятий Общей готовности ГО:

выдача персоналу средств индивидуальной защиты;

приведение в готовность НАСФ служб и организаций;

обеспечение строительства ЗС, ПРУ и подготовки (строительства) простейших укрытий;

уточнение расчетов на эвакуацию персонала и расчетов на обеспечение мероприятий по эвакуации;

осуществление мероприятий по защите МТС, источников водоснабжения и других мероприятий, в соответствии со спецификой службы;

обеспечение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки;

проведение мероприятий по ПУФ организаций службы.

Перечень основных руководящих документов по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны в спасательных службах

1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.16, п.28-29.

3. Директива начальника ГО РФ от 27.05.1997 г. «О разработке Планов гражданской обороны».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны».

7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.09.2008 № 332 «О спасательных службах Республики Башкортостан».

8. Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов управления.

9. Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны».

10. Приказ МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

11. Приказ МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Обозначения и сокращения

АСДНР – аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АТК – аварийно техническая команда

АТО – административно территориальное образование

АХОВ – аварийные химически опасные вещества

БВУ – быстровозводимые укрытия

ГЗПУ – городской запасный пункт управления

ГПС – Государственная противопожарная служба

ГСМ – горюче-смазочные материалы

ЗвС – звено связи

ЗВХЗ – зона возможного химического заражения

ЗПУ – запасный пункт управления

КЧС и ОПБ – комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

ЛСО – локальная система оповещения

МС ГО – медицинские силы гражданской обороны

МТС – материально-технические средства

НАСФ – нештатные аварийно-спасательные формирования

НРС – наибольшая работающая смена

ОВ – опасные вещества

ОВТ – отбой воздушной тревоги

ОД ГЗПУ – оперативный дежурный городского запасного пункта управления

ОНХ – объекты народного хозяйства

ОЭ – объект экономики (организация)

ПМ – первоочередные мероприятия

ПМ-1 – первоочередные мероприятия ГО 1 группы

ПМ-2 – первоочередные мероприятия ГО 2 группы

ПРУ – противорадиационное укрытие

ПРХН – пункт радиационно–химического наблюдения

ПСС – поисково-спасательная служба

ПСО – поисково-спасательный отряд

ПУ – пункт управления

ПУФ – повышение устойчивости функционирования

РГО – руководитель гражданской обороны

РГ – разведывательная группа

РСЧС – Единая Государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РТС – районная тепловая станция

РХБЗ – радиационной, химической и биологической защиты

РЦ – региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

СИЗ – средства индивидуальной защиты

СНБ - стационар для нетранспортабельных больных

СОП – санитарно–обмывочный пункт

СП – санитарный пост

ССП – современные средства поражения

СЭП – сборный эвакуационный пункт

СЭС – санитарно-эпидемиологическая станция

ТЭЦ – теплоэнергоцентраль

УГОЧС – органы специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республик, краев

ЦДП – центральный диспетчерский пункт